Научные и технические библиотеки №4 2007 год
Содержание:

Матлина С. Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки. (Постановка проблемы)

Езова С. А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки

Ильина Е. П. Российская государственная библиотека: от концепции реконструкции к интеллектуальным зданиям

Гендина Н. И., Лигун Т. А. Лингвистическое обеспечение АРБИКОН: результаты социологического анализа

Кожевникова Е. С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсами учебного процесса и научных исследований вуза (правовой аспект)

Вершинина Л. П., Ландер Т. С. Совершенствование деятельности вузовской библиотеки на основе процессного подхода

Бойченко Е. Н. Использование фонда отраслевых периодических изданий (на примере отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки)

Яшина Л. К. Создание автоматизированной базы данных «Методические документы библиотеки»

Бокан М. Г. Профессиональная литература – создатели и потребители

Стрелкова И. Б., Юрик И. В. Школа директоров «Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации руководителей библиотек Беларуси

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Забытый жанр библиографии

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. Всероссийское совещание по вопросам ББК (подготовка, проведение, результаты)

Мелентьева Ю. П. Чтение как стратегия жизни

Соколова Ю. В. «Круглый стол» «Качество информационных ресурсов в университетах и библиотеках: управление закупками учебной литературы для государственных учреждений образования и культуры»

НАШИ АВТОРЫ


К 50-летию ГПНТБ России

 

В октябре 2008 г. ГПНТБ России отметит свой полувековой юбилей.

Редколлегия нашего журнала решила уже сейчас ввести юбилейную рубрику, чтобы все желающие откликнуться на это событие могли располагать достаточным запасом времени для подготовки своих материалов, в том числе воспоминаний о минувших десятилетиях деятельности ГПНТБ России, о ее сотрудниках, о совместной работе.

Рубрику открывает короткий очерк-воспоминание Виктора Борисовича Петровского – одного из старейших сотрудников, работающего в Библиотеке 47-й год!

 Дорогие коллеги, журнал будет рад вашим материалам и предложениям!

 

 

УДК 016

В. Б. Петровский

Забытый жанр библиографии

– Заходите! Мы тут одно интересное дело задумали. Хотите принять участие?

Так в далеком 1962 г. однажды пригласил меня заместитель директора ГПНТБ СССР Оган Степанович Чубарьян – известный библиотековед, с которым мы были давно и хорошо знакомы по совместной работе в МГИК.

– Хотим в составе библиографического отдела создать группу, которая занялась бы подготовкой рекомендательных указателей для рабочих.

Я согласился довольно быстро. Как преподавателю МГИК мне было в общих чертах известно, что это за пособия, тем более что мой научный руководитель, выдающийся специалист в области технической библиографии Михаил Павлович Гастфер, часто рассказывал об инициативе Государственной научной библиотеки, еще в довоенные годы создавшей серию «Что читать рабочему о своем производстве» (вышло около 200 выпусков).

Некоторый опыт подготовки рекомендательных пособий накопился у меня в годы работы в Центральной политехнической библиотеке, но здесь все было задумано гораздо серьезнее. Группа молодых и нетерпеливых библиографов во главе с талантливым руководителем и редактором Лидией Исаевной Задерман подобралась довольно быстро.

Вначале решили разработать методику подготовки пособий непосредственно в помощь освоению профессии и повышению квалификации рабочих так называемых сквозных профессий, т.е. характерных для многих отраслей промышленности (токарь, фрезеровщик, слесарь и др.).

Основное требование методики состояло в том, чтобы придать пособиям максимально прикладной характер. За основу были взяты тарифно-квалификационные справочники и программы подготовки рабочих конкретных специальностей. Эти документы определяли принципы отбора литературы и последовательность разделов указателей. Так, в первом разделе пособия содержались книги, адресованные начинающим рабочим. Последующие разделы, отражающие литературу для рабочих отдельных разрядов, строились в соответствии с программами и требованиями ТКС. Таким образом, отказавшись от пресловутого «руководства чтением», составители пособий стремились к определенной логике расположения материала.

Наиболее сложным, пожалуй, был процесс аннотирования. Следуя задачам рекомендации конкретных работ, составители стремились к максимально полному раскрытию содержания книг, используя различные приемы: логически обоснованный переход от одной публикации к другой, сведения об их особенностях. В аннотациях к работам более общего характера часто перечислялись конкретные разделы или страницы.

Все указатели снабжались алфавитным списком включенной литературы, а некоторые выпуски – предметным.

Как правило, выпуски серии «В помощь рабочим сквозных профессий» проходили двойное редактирование: библиографическое и научно-техническое. В качестве научных консультантов приглашались (на общественных началах!) ведущие специалисты.

В 1960-х гг. термин паблик рилейшнз был известен разве что специалистам в области экономики. Не ведая об этом, составители рекомендательных пособий для рабочих осуществляли самую настоящую связь с общественностью. Выступая в научно-технических библиотеках, на всевозможных конференциях и совещаниях, библиографы рассказывали о пособиях для рабочих. Более того, члены группы активно пропагандировали эти указатели, рассказывали о них непосредственно на рабочих местах, в цехах предприятий.

Отмечу особо тот факт, что указатели серии «В помощь рабочим сквозных профессий» издавались значительными тиражами – в несколько тысяч экземпляров.

Систему рекомендательных пособий для рабочих составляли также выпуски указателей «Новые книги по технике для рабочих» и серия «Рабочему о новой технике». Методика подготовки этих пособий требует специального рассмотрения.

В силу различных обстоятельств сегодня жанр рекомендательных указателей для рабочих как бы забыт. Однако, по моему мнению, потребность в таких изданиях по-прежнему велика. Инновационный путь развития экономики, появление новых технологий, многократно возросшая сложность многих производств и оборудования обусловливает острую потребность в подготовке рабочих нового, современного уровня квалификации.

Составной частью выполнения этой задачи могла бы стать рекомендательная библиография.

 

  
На главную