Научные и технические библиотеки №4 2007 год
Содержание:

Матлина С. Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки. (Постановка проблемы)

Езова С. А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки

Ильина Е. П. Российская государственная библиотека: от концепции реконструкции к интеллектуальным зданиям

Гендина Н. И., Лигун Т. А. Лингвистическое обеспечение АРБИКОН: результаты социологического анализа

Кожевникова Е. С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсами учебного процесса и научных исследований вуза (правовой аспект)

Вершинина Л. П., Ландер Т. С. Совершенствование деятельности вузовской библиотеки на основе процессного подхода

Бойченко Е. Н. Использование фонда отраслевых периодических изданий (на примере отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки)

Яшина Л. К. Создание автоматизированной базы данных «Методические документы библиотеки»

Бокан М. Г. Профессиональная литература – создатели и потребители

Стрелкова И. Б., Юрик И. В. Школа директоров «Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации руководителей библиотек Беларуси

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Забытый жанр библиографии

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. Всероссийское совещание по вопросам ББК (подготовка, проведение, результаты)

Мелентьева Ю. П. Чтение как стратегия жизни

Соколова Ю. В. «Круглый стол» «Качество информационных ресурсов в университетах и библиотеках: управление закупками учебной литературы для государственных учреждений образования и культуры»

НАШИ АВТОРЫ


Ю. П. Мелентьева

Чтение как стратегия жизни

14 дек. 2006 г. в Москве прошла Международная научно-практическая конференция «Чтение как стратегия жизни». Ее организаторы – Научный центр исследований истории книжной культуры НПО «Издательство “Наука”» РАН и Московский государственный университет печати.

Конференция проведена за счет средств, выделенных по итогам открытого конкурса, объявленного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, и поддержана Российским книжным союзом, Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ), БАН и другими авторитетными организациями.

Целью конференции было осмысление чтения как сложнейшего явления, которое может и должно играть чрезвычайно большую роль в жизни как отдельной личности, так и общества, государства в целом. В ней приняли участие более 100 специалистов (среди них 25 докторов и 34 кандидата наук) из разных городов (Москва, С.-Петербург, Челябинск, Новосибирск и др.) и стран (Россия, Украина, Беларусь, Кыргызстан, Германия).

Конференцию открыл ректор Московского государственного университета печати профессор А. М. Цыганенко. В своем приветственном слове он выразил уверенность в том, что сама постановка проблемы много даст для развития исследований, связанных с чтением; что студенты и сотрудники вуза, которые приняли активное участие в конференции, расширят свои представления о чтении, свяжут их со своей практической и учебной деятельностью.

С приветствиями конференции выступили также президент АСКИ К. В. Чеченев; начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям А. Н. Воропаев; президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, вице-президент Российского книжного союза М. Н. Каменева.

Пленарное заседание открылось докладом Ю. П. Мелентьевой, в котором чтение проанализировано как явление и процесс, раскрыты основные этапы и направления изучения чтения в нашей стране и за рубежом, выявлен настоящий масштаб чтения как общемирового явления. Основная мысль докладчика заключалась в том, что сегодня уже нельзя рассматривать чтение как некую обособленную деятельность, сейчас чтение должно быть элементом жизненной стратегии. Подчеркивалось, что значение чтения сегодня – прежде всего в том, что оно является единственной технологией, позволяющей освоить весь массив накопленного человечеством знания, выраженный в письменной форме. При этом неважно, как человек читает: с листа или с экрана компьютера.

Следовательно, человек не наученный, не приученный к чтению, не освоивший чтение как интеллектуальную деятельность, не может быть полноценной личностью, а государство, где доля таких людей высока, неизбежно скатывается в разряд второсортных.

Различные аспекты чтения, его роль в развитии культуры, профессионализации личности, совершенствовании книгоиздания отразились и в других пленарных докладах: члена-корреспондента РАН В. И. Васильева «Чтение и культура»; доктора педагогических наук, директора БАН В. П. Леонова «Профессиональное чтение как предмет изучения»; кандидата физических наук, директора Северо-Западного института печати
С.-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Н. Б. Лезуновой «Стратегия современного книгоиздания и интересы российского читателя».

Пленарная часть конференции закончилась просмотром замечательного фильма «Время читать», созданного петербургскими коллегами (автор идеи и основной разработчик С. Серейчик, директор библиотеки
им. М. Ю. Лермонтова). Этот талантливый фильм ярко отразил проблемы, поднятые в докладах. Дальнейшая работа конференции шла по трем секциям.

На первой секции «Теоретическое осмысление проблем чтения» обсуждались различные взгляды по основным аспектам теории чтения.

Представленные доклады посвящены анализу чтения как явления и процесса (Н. В. Чернова «Чтение как социологическая проблема»; А. А. Беловицкая «Чтение как подсистема категории “книга”»); осмыслению психологических сторон чтения и его восприятия(В. А. Бородина «Институциализация и профессионализация чтения как стратегия жизни»; И. В. Усачева «Системно-деятельностный подход к пониманию чтения и грамотности»); осознанию сути современной ситуации в чтении (К. К. Сухоруков «“Кризис чтения” и возможность его преодоления в России», А. А. Джиго «Проблемы чтения в современном мире»); осмыслению связи и влияния чтения на сопредельные области (Б. В. Ленский «Чтение и книжное дело»).

Особое внимание обращено на проблему исследования чтения и формирование такой научной области, как читателеведение(В. В. Ялышева, А. С. Степанова «Современные исследования чтения и библиотечного обслуживания»; Т. С. Васильева «Проблемы изучения чтения в современном обществе»).

Несколько докладов посвящены анализу украинского читателеведения (Т. Н. Коваль, О. О. Туровская «Украинское читателеведение: традиции и современность»; С. Н. Масловская, Д. А. Балика «Проблемы изучения читателей»).

Представлен также взгляд немецкого коллеги Х. Валравенса «Чтение, книга, книжный номер».

Большой интерес вызвали доклады, посвященные проблеме подготовки кадров для продвижения чтения (Г. А. Иванова «Подготовка библиотечных специалистов в области детского и юношеского чтения: традиции и современность», В. Я. Аскарова «Вузовская подготовка специалистов по продвижению, поддержке и развитию чтения»).

В целом работа секции показала, что проблема, вынесенная в заглавие конференции, оказалась весьма актуальной и привлекательной для широкого круга ученых. На секции «Теоретическое осмысление проблем чтения» удалось рассмотреть основные его грани, выработать системный взгляд на это явление.

На второй секции «Чтение как культурно-историческая традиция» сконцентрированы доклады исторического аспекта. Большой интерес вызвали доклады А. Е. Шапошникова «О чтении в земной жизни Иисуса Христа», А. Е.Самарина «История русского читателя: достижения, проблемы, задачи»; Р. А. Симонова «Чтение научных произведений в Древней Руси», Ю. А. Лабынцева «Польская книга и ее русский читатель (XVII – начало XVIII в.)»; М. А. Ермолаевой «Проблемы чтения в педагогических сочинениях В. Н. Татищева и М. М. Щербатова».

Анализ характеристик чтения различных читательских категорий и групп рассмотрен в нескольких докладах: М. В. Корякин «Проблема чтения и грамотности среди военнослужащих русской армии. XIX – начало XX в.», С. Н. Лютов «Система обучения чтению солдат русской армии во второй половине XIX – начале XX в.»; А. Л. Посадсков «Фантастика как “антидогматическое” чтение: опыт России»; И. К. Сушилина «Кубофутуристическая книга как фактор формирования читателя нового типа».

Роль чтения в формировании семейной традиции рассматривалась в докладах М. В. Кардановой «Чтение как семейная традиция: педагогический эксперимент Дж. Милля»; А. В. Стефанович «Личные коллекции в отделе редких книг Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси»; Т. Б. Ловковой «Основные тенденции развития досугового чтения в России: история и современность».

Библиотечному чтению посвящен интересный доклад С. Г. Матлиной «Организация чтения в библиотеках: воспоминания о будущем или воссоздание отечественных традиций».

Среди докладов, представленных на третьей секции «Чтение как механизм формирования личности и развития социальной структуры общества», особенный интерес вызвали выступления В. Ц. Худавердяна «Чтение как приоритет государственной политики», И. А. Шомраковой «Чтение как один из основных способов сохранения национальной идентичности», Е. Г. Волковой «Влияние чтения на развитие когнитивной и эмоциональной сферы человека».

Некоторые особенности влияния чтения на современного читателя показаны в докладах В. Н. Волковой «Читающая провинция сегодня»; М. Е. Щеглова «Чтение и подросток», Е. В. Захаровой «Формирования базы чтения для незрячих пользователей в специальных библиотеках для слепых».

Таким особым аспектам чтения, как библиофильство, собирательство, посвящены доклады О. Л. Таракановой «Эволюция современного отечественного библиофильства» и известного коллекционера В. А. Петрицкого «Культура общения с книгой».

На заключительном пленарном заседании заслушан доклад одного из руководителей разработки «Национальной программы поддержки и развития чтения» А. А. Ованесова. Ему задавали много вопросов, порой довольно острых. Очевидно, что проведение такой многоаспектной конференции – «Чтение как стратегия жизни» – даст новый импульс для работы над проектом «Национальной программы поддержки и развития чтения».

Проведенная конференция, безусловно, будет способствовать формированию более глубокого представления о таком сложном явлении, как чтение.

Следует отметить как отрадное явление и то, что коллективом НЦИИКК при НПО «Издательство “Наука”» подготовлен, издан и роздан участникам конференции перед началом ее работы сборник представленных докладов: «Чтение как стратегия жизни» (ответственный редактор доктор филолог. наук, профессор Б. В. Ленский).

 

  
На главную