Научные и технические библиотеки №4 2007 год
Содержание:

Матлина С. Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки. (Постановка проблемы)

Езова С. А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки

Ильина Е. П. Российская государственная библиотека: от концепции реконструкции к интеллектуальным зданиям

Гендина Н. И., Лигун Т. А. Лингвистическое обеспечение АРБИКОН: результаты социологического анализа

Кожевникова Е. С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсами учебного процесса и научных исследований вуза (правовой аспект)

Вершинина Л. П., Ландер Т. С. Совершенствование деятельности вузовской библиотеки на основе процессного подхода

Бойченко Е. Н. Использование фонда отраслевых периодических изданий (на примере отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки)

Яшина Л. К. Создание автоматизированной базы данных «Методические документы библиотеки»

Бокан М. Г. Профессиональная литература – создатели и потребители

Стрелкова И. Б., Юрик И. В. Школа директоров «Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации руководителей библиотек Беларуси

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Забытый жанр библиографии

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. Всероссийское совещание по вопросам ББК (подготовка, проведение, результаты)

Мелентьева Ю. П. Чтение как стратегия жизни

Соколова Ю. В. «Круглый стол» «Качество информационных ресурсов в университетах и библиотеках: управление закупками учебной литературы для государственных учреждений образования и культуры»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 023

С. А. Езова

Коммуникативная составляющая имиджа
библиотекаря, библиотеки

Имидж библиотеки рассмотрен в ракурсе элементов системы «библиотека», акцентировано внимание на внутренней и внешней коммуникации библиотекаря как составной части имиджа библиотеки.

Имидж (от англ. image – образ), с точки зрения З. Фрейда – это скорее всего идеальный образ человека или предмета (SuperEgo).

Термин имидж, введенный в специальную русскоязычную литературу О. А. Феофановым в 1970-е гг., получил широкое распространение в
1990-е гг., причем в отношении не только человека, но и организации, предмета, региона, системы и т.д.

В библиотековедении проблема имиджа активируется в ракурсе имиджа руководителя библиотеки, имиджа библиотеки посредством рекламы, внедрения информационно-компьютерных технологий и т.д.

Имидж библиотекаря (персонала организации) следует рассматривать в ракурсе имиджа библиотеки, так как он является элементом системы «библиотека» (в интерпретации Ю. Н. Столярова [1]) наряду с другими элементами: библиотечным (документным фондом), материально-технической базой, контингентом пользователей, отношения которых влияют на имидж библиотекаря и всех других элементов системы и декларируют его.

Побудительной, движущей силой формирования, изменения имиджа человека, организации и т.д. является отношение к своему образу как со стороны самого человека, организации, так и со стороны других людей, организаций. В концепции отношений В. М. Мясищева под отношениями понимаются потребности, интересы положительные, отрицательные, индифферентные и др. Так, потребность человека стать более привлекательным для себя и других заставляет его искать пути изменения своего имиджа. И наоборот, безразличие человека к себе, к тому, как к нему относятся другие, может привести к деградации личности.

Во многих исследованиях, проведенных в России в 1990-е гг., предметом изучения было традиционное общение между библиотекарем и читателем, т.е. внутренняя коммуникация.

Наряду с привлекательным образом библиотекаря, положительными типами его взаимоотношений с читателями выявлены и некоторые негативные моменты, обусловленные, в частности, невысоким уровнем культуры общения библиотечных специалистов.

Внешняя коммуникация, в том числе виртуальное общение с пользователями, привлечение социальных партнеров к деятельности библиотеки, формирование у них положительного отношения к библиотеке, влияет на финансовую, социальную и другие виды поддержки элементов библиотеки. Приведу в качестве примера исследование отношения читателей к библиотеке, ее фонду, материально-технической базе, библиотекарю, проведенное в Национальной библиотеке Республики Бурятия [2]; оно выявило реальную картину привлекательных и проблемных сторон имиджа библиотеки. Преобразования, которые произошли в ней благодаря государственному финансированию и материальной поддержке спонсоров в последние два года (открытие учебного центра Microsoft, Байкальского информационного центра, внедрение информационно-коммуникационных технологий в разных отделах библиотеки, евроремонт и др.) качественно влияют на изменение отношений читателей к НБ РБ, формируют положительный имидж библиотеки.

Одна из приоритетных задач библиотекаря – создание имиджа чтению, читателю. Например, в Финляндии в общественном сознании людей закрепляется имидж образованного человека как читающего. Формированием имиджа читающего человека, читающей нации должны быть обеспокоены государственные структуры, общественные организации, при бесспорном лидерстве библиотек как инициирующих институтов в сфере чтения.

Сошлюсь на опыт Бурятии, где в 2006 г., объявленном годом чтения, информационные центры чтения библиотек Бурятии во главе с Байкальским центром чтения НБ РБ (Р. И. Хамаганова) в течение года во всех районах республики проводили различные акции, способствовавшие приобщению к чтению населения, не пользующегося услугами библиотек. СМИ давали новостные сообщения о ходе проведения заранее подготовленных библиотекарями и другими учреждениями культуры мероприятий – событий для жителей республики.

Соответствие документного фонда библиотеки актуализированным потребностям читателей, пользователей, его научная организация и раскрытие – важнейшие составляющие имиджа библиотеки.

В материалах международной научной конференции «Профессиональный имидж библиотекаря информационного общества», проведенной в Киеве в 2002 г., раскрыты многие грани имиджа библиотеки; внимание уделено имиджу всех элементов системы «библиотека», но приоритет отдан имиджу ИКТ [3].

Создание имиджа конкретной личности, организации является основой паблик рилейшнз – пиар. По мнению Г. Г. Почепцова, все существующие термины пиар объединяют взаимоотношения между организацией и общественностью, в его интерпретации пиар – это наука об управлении общественным мнением [4. С. 10, 12].

Пиар охватывает различные коммуникации, в том числе индивидуальную коммуникацию. Ф. Зейтель писал: «Паблик рилейшнз касается каждого, у кого есть контакты с другим человеческим существом» [5. С. 5]. Пиар – неотъемлемая часть работы с клиентом, на чьих потребностях она строится. Он ориентирован на отношения или ситуацию [4. С. 14]. С точки зрения коммуникатора, пиар – это диалог, так как в его основе лежит обратная связь с аудиторией.

В библиотековедении накоплен опыт в сфере коммуникации с общественностью, библиотекари специализируются в области пиар.

В последние годы библиотечная политика строится на использовании механизма социального партнерства (СП) [6]. Наблюдается тенденция превращения библиотек в центры социального партнерства, развитие СП во многом предопределяет формирование имиджа библиотеки. И. П. Осипова с рядом других библиотековедов понимает социальное партнерство как любое взаимодействие внутри библиотеки или вне (корпоративное) [7. С. 7]. В ее аналитической статье раскрывается социальное партнерство как межличностное взаимодействие (библиотекарь–читатель, библиотекарь–библиотекарь) и социальное (библиотека и органы законодательной и исполнительной власти, общественные организации, другие библиотеки, благотворительные фонды и т.д.).

СП предполагает правоотношения с отдельными физическими и юридическими лицами, вследствие этого оно является объектом права. СП с правовой точки зрения получило развитие в статье О. Ф. Бойковой [6]. СП выстраивается и на этических принципах, т.е. является объектом профессиональной этики. Этико-психологическая сфера социального партнерства почти не исследована в библиотековедении.

По публикации И. П. Осиповой можно проследить влияние социального партнерства на все элементы библиотеки как социального института: библиотечный фонд, МТБ, библиотечный коллектив (повышение библиотечного образования, обучение сотрудников, переобучение на основе традиционных и электронных технологий и др.). Развитие и совершенствование этих элементов положительно сказываются на востребованности библиотек читателями. И. П. Осипова обращает внимание на то, что «любые способы реализации СП предпринимаются в конечном счете для того, чтобы наиболее эффективным было взаимодействие библиотекарь – читатель (пользователь)…» [7. С. 22]. В этом, по-моему, заключен глубокий смысл. Автор прав, считая культуру общения библиотекарей важным инструментом выстраивания ими партнерских отношений в диалоге.

А. И. Арнольдов полагает, что «проблема диалога становится не просто приоритетной, но необходимой глобальной стратегической целью». По его мнению, планетарное электронное общение не сможет полноценно заменить живое человеческое общение [8. С. 9, 14].

Диалог, в частности диалог культур, которыми владеют субъекты взаимодействия, как проблема актуализирован в настоящее время в связи с развитием демократических процессов в обществе, процессов глобализации и т.д. Каждая историческая эпоха привносит свою специфику в развитие диалога культур. Н. А. Сляднева обозначила ряд тенденций, в которых проявляются новые параметры диалога культур в эпоху смены базового информационно-коммуникационного формата (под ИКФ она понимает целостную совокупность методов и средств информоперирования, доминирующую в определенную эпоху) [9. С. 39, 41].

Н. В. Кротова подходит к культуре как к сложной системе человеческой жизнедеятельности [10]. Основываясь на этой идее, полагаю, что каждый элемент системы жизнедеятельности человека имеет качественную характеристику, т.е. культуру ее проявления.

Перспективным направлением в изучении процессов развития системы человеческой жизнедеятельности в ракурсе проявления ее культуры является обращение к синергетическому подходу, построение математической модели этой развивающейся системы.

Диалог – важнейшее средство культуровыражения личности и развития культуры жизнедеятельности человека. Н. В. Кротова своевременно поднимает вопрос о создании центра культурного инжиниринга (КИ) и толерантных технологий. Она отмечает, что возникновение КИ вызвано необходимостью применять более точные инструменты влияния на поведение людей, позволяющие достигать запланированного результата.

Являясь объектом и субъектом культуры, человек поликультурен, это синтез культуры (он вбирает в себя речевую культуру, культуру языка жестов, культуру общения, культуру чтения, информационную культуру, культуру мышления, культуру поведения, культуру понимания, восприятия и т.д. и т.п.).

Любой диалог – это диалог культур, это межкультурная коммуникация субъектов. В нем происходит обмен теми видами культур, проявление которых вызвано доминантой диалога, его содержанием и отношениями субъектов взаимодействия.

Антиподом диалога служит антидиалог, в нем проявляется антикультура одного или всех субъектов взаимодействия.

В связи с провозглашением библиотеки как центра межкультурной коммуникации возрастает роль поликультуры библиотечного специалиста в организации и ведении межкультурного диалога с читателями, пользователями, социальными партнерами.

Поль Отле считал, что «добросовестно выполняя свою работу в библиотеке, библиотекарь тем самым выполнит свою социальную роль. Он явится активным деятелем интеллектуальной культуры в своей среде» [11. С. 110].

Оптимизация диалога культур обусловлена культурой ведения диалога, т.е. культурой общения: способностью воспринимать и понимать партнера, выстраивать с ним диалогические отношения, выбирать эффективную тактику поведения и способ обращения к партнеру [12]. Проблема квалитологии, квалиметрии библиотечного общения, что означает оценку его качественных характеристик, поднималась В. А. Бородиной [13].

Важнейшей предпосылкой готовности к диалогу являются сформированные у партнеров положительные «Я»- и «Вы»-концепции, позитивное мышление [14].

Формирование этической стороны библиотечной коммуникации предписано различными документами ЮНЕСКО, ИФЛА. Например, в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» [15. С. 236] библиотекарям рекомендуется придерживаться высокого уровня этических норм при работе с читателями, общении друг с другом и контактах с другими организациями; проявлять беспристрастность в удовлетворении потребностей всех членов общины, одинаково подходить ко всем читателям, давая им как можно более полную и точную информацию; личное отношение сотрудников не должно влиять на обслуживание ими представителей общественности, отбор и демонстрацию материалов и др.

Таким образом, учитывая современные тенденции в модификации деятельности библиотек, превращение их в центры общения, межкультурной коммуникации, социального партнерства и т.п. усиливают значимость коммуникативной составляющей в деятельности библиотекаря, библиотеки, а следовательно, и в ее имидже.

Список использованных источников

1.    Столяров Ю. Н. Библиотека – двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12. – С. 5–24.

2.    Хамаганова Р. И. Мир отношений читателей к Национальной библиотеке Республики Бурятия / Хамаганова Р. И., Езова С. А. // Национальная библиотека Республики Бурятия: испытание временем. Сборник ст. / М-во культуры и массовых коммуникаций РБ. Нац. б-ка РБ; сост. М. П. Осокина. – Улан-Удэ : Изд-во «Республиканская типография». – 2001. – С. 174–176.

3.    İmiдж сучасноï бiблiотеки. Зб. Ст. / Нац. парламент. Б-ка Украïни; Укл.: Л. İ. Бейлiс, О. İ. Пилипченко, İ. А. Полякова. – Киев, 2001. – 190 с.

4.    Почепцов Г. Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. / 2-е изд., испр. и доп. – М. : Центр, 2003. – 320 с.

5.    Seitel F. P. The practice of public relations. – New York etc, 1992. – Р. 5.

6.    Бойкова О. Ф. Законодательные основы договорных отношений библиотек в процессе социального партнерства // Библиотечное дело – XXI век : науч.-практ. сб. Вып. 2 (10) / Рос. гос. б-ка. – М., 2005. – (Прил. к журн. «Библиотековедение») – С. 25–40.

7.    Осипова И. И. Социальное партнерство как один из механизмов реализации библиотечной политики: опыт и проблемы // Там же. – С. 6–25.

8.    Арнольдов А. И. Диалог – веление времени // Диалог культур – веление времени. Междунар. конф. – М. : «Информациология», 2005. – С. 5–14.

9.    Сляднева Н. А. Диалог культур в информационном обществе: новый формат // Там же. – С. 39–48.

10.Кротова Н. В. Культура и образование: проблемы глобализации // Там же. – С. 19–23.

11.Отле П. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек. Организация умственного труда. Руководство к администрированию: Практ. пособие / Вступ. статья и науч. редакция Ю. Н. Столярова – М. : «Либерея», 2002. – 232 с.

12.Езова С. А. Культура общения библиотекарей : учеб.-метод. пособие. – М. : «Либерея», 2004. – С. 9.

13.Бородина В. А. Квалитология и квалиметрия библиотечного общения. // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 10. – С. 47–59.

14.Садовская В. С. От позитивного мышления к благоприятному общению: технологии самокоррекции: учеб. пособие по курсу «Психология делового общения». Ч. 1. – М., 2000. – 92 с.

15.Современные проблемы библиотечной и информационной этики / сост. Ю. П. Мелентьева, И. А. Трушина; Науч. ред. В. Р. Фирсов. – СПб. : Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2005. – 244 с.


  
На главную