Научные и технические библиотеки №4 2007 год
Содержание:

Матлина С. Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки. (Постановка проблемы)

Езова С. А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки

Ильина Е. П. Российская государственная библиотека: от концепции реконструкции к интеллектуальным зданиям

Гендина Н. И., Лигун Т. А. Лингвистическое обеспечение АРБИКОН: результаты социологического анализа

Кожевникова Е. С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсами учебного процесса и научных исследований вуза (правовой аспект)

Вершинина Л. П., Ландер Т. С. Совершенствование деятельности вузовской библиотеки на основе процессного подхода

Бойченко Е. Н. Использование фонда отраслевых периодических изданий (на примере отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки)

Яшина Л. К. Создание автоматизированной базы данных «Методические документы библиотеки»

Бокан М. Г. Профессиональная литература – создатели и потребители

Стрелкова И. Б., Юрик И. В. Школа директоров «Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации руководителей библиотек Беларуси

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Забытый жанр библиографии

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. Всероссийское совещание по вопросам ББК (подготовка, проведение, результаты)

Мелентьева Ю. П. Чтение как стратегия жизни

Соколова Ю. В. «Круглый стол» «Качество информационных ресурсов в университетах и библиотеках: управление закупками учебной литературы для государственных учреждений образования и культуры»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 027.7

Л. П. Вершинина, Т. С. Ландер

Совершенствование деятельности вузовской библиотеки
на основе процессного подхода

В настоящее время информатизация образования развернута согласно федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002–2010 гг.), программам «Совершенствование управления в вузах», «Совершенствование управления библиотечными ресурсами в вузах» Инновационного проекта развития образования Национального фонда подготовки кадров (ИПРО НФПК).

Выполнение этих программ влечет за собой переход образовательной и информационной функций библиотеки вуза на более высокий уровень обеспечения всех участников учебного и научного процессов полной, оперативной и актуальной информацией. Перспективной целью развития многих вузовских библиотек становится их преобразование в интегрированные информационные центры, объединяющие в себе функции традиционной библиотеки с представлением всем пользователям информации на всех существующих видах носителей [1]. Чтобы осуществить это преобразование, нужна тщательно продуманная, структурированная и спланированная система мер, предусматривающая очередность этапов, последовательность их осуществления, наличие ресурсов и, главное, – осознание цели организационно-управленческих изменений в библиотеке.

Следует отметить, что по своим задачам и по сути деятельности все вузовские библиотеки достаточно близки друг другу. В этом смысле миссия вузовской библиотеки в ее современном звучании – быть центром интегрированного информационного обеспечения учебного и научного процессов – может одинаково провозглашаться практически всеми библиотеками. Однако концепция развития библиотеки конкретного вуза определяется уровнем его развития, особенностями учебного процесса, наличием филиалов, финансовыми возможностями, наконец, просто наличием квалифицированных кадров, способных реализовать намеченные задачи.

Мало сказать, что библиотека является структурным подразделением вуза. Библиотека находится в теснейшем непрерывном процессе взаимодействия с различными структурами – как вузовскими, так и внешними: обменивается информацией, изучает потребности пользователей, привлекает различного рода ресурсы, предоставляет информационные услуги, получает финансирование, развивает сотрудничество, оказывает дополнительные услуги.

Выполнение задач, стоящих перед библиотекой, в полной мере зависит от интеграции и координации ее деятельности с факультетами, кафедрами, научными подразделениями, отделами и службами. Все это, а также изменение основной парадигмы развития библиотеки – от накопления информации к предоставлению информационных услуг – позволяет предложить в качестве методологической стратегии развития вузовской библиотеки процессный подход.

Согласно международным стандартам ISO 9000 : 2000 и соответствующим российским стандартам, процессный подход применяется для повышения результативности функционирования организации: «Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечение их взаимодействия могут считаться процессным подходом» [2].

Под процессом мы будем понимать устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [3]. Таким образом, все виды деятельности в организации могут рассматриваться как процессы. В вузе – это образовательный процесс, процесс фундаментальных исследований (научно-исследовательский процесс), организационно-управленческий процесс, вспомогательные процессы (хозяйственная деятельность, социальная поддержка и т. д.).

На входе модели деятельности вуза, основанной на процессном подходе, стоят требования потребителей и других заинтересованных сторон, а на выходе – удовлетворенность этих сторон предоставленными услугами [4]. Следовательно, модель деятельности вуза можно представить в виде сети процессов. Под сетью процессов будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, включающих все функции, выполняемые в подразделениях вуза [3].

Каждая структурная единица вуза обеспечивает выполнение конкретных процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного процесса. Горизонтальные связи между структурными единицами при таком подходе значительно сильнее, чем в случае функционального подхода. Вертикальные связи между структурными единицами несколько слабее. Сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те процессы, в которых он задействован. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же процессах, что и он, для него важны. Возникает взаимная ответственность за результат процесса между всеми его участниками [5].

Сеть процессов обычно используется для дальнейших работ по улучшению системы управления организацией. Однако возможно и другое использование сети процессов – выбор приоритетных процессов, их детальное моделирование и анализ, последующая реорганизация процессов [3].

Указанный подход можно осуществить, рассматривая сеть процессов на уровне каждой структурной единицы. Именно такой подход мы применим для совершенствования деятельности вузовской библиотеки.

Методика построения сети процессов библиотеки включает следующие этапы:

1. Проведение идентификации всей системы процессов библиотеки и их взаимосвязей между собой и внешним окружением.

Разбиение деятельности библиотеки на отдельные процессы целесообразно вести с наложением процессов на имеющуюся структуру библиотеки.

2. Выделение ключевых (основных) процессов и их детальное описание. Определение недостающих процессов. Проведение реорганизации ключевых процессов, оценка результатов и затрат, затем – переход к работе с другими процессами.

Таким образом формируются приоритеты развития библиотеки.

3. Анализ эффективности процессов, выработка рекомендаций по их развитию.

Результатом такого подхода является функциональная модель деятельности библиотеки, представленная как комплекс информационных услуг, взаимосвязанных между собой и имеющих соответствующее ресурсное обеспечение.

Основные компоненты такой модели – базовые элементы систем: «вход», «процесс», «выход», «внешняя среда» (последняя обеспечивает функционирование канала обратной связи).

Определяются ресурсы, необходимые для результативного функционирования каждого процесса (кадры, технические средства, информация, финансы).

Сравнение результатов измерения характеристик процесса с заданными требованиями позволит убедиться в результативности и эффективности процессов, а также определить необходимость в корректирующих воздействиях.

Улучшение процессов следует вести на постоянной основе. В числе параметров улучшения можно назвать: упрощение (симплификацию) процесса, повышение его результативности, снижение времени цикла процесса.

Полезным инструментом, позволяющим определять, применять и контролировать корректирующие действия и улучшения, служит методология PDCA (планируй – делай – проверяй – действуй), которая может использоваться как для стратегических процессов высокого уровня, так и для простых операционных работ [3]:

планировать

– поставить задачи и определить процессы, необходимые для получения результатов, отвечающих требованиям пользователя и политике библиотеки;

делать

– применять процессы;

проверять

– вести мониторинг и измерять процессы и продукты относительно задач и требований к продуктам, отчитываться о результатах;

действовать

– принимать меры к постоянному улучшению характеристик процесса.

При проведении анализа используются четыре основных потока информации: показатели процесса, показатели продукта, показатели удовлетворенности потребителя, результаты аудитов процессов.

На основе функциональной модели деятельности библиотеки осуществляется модернизация ее структуры, расширяется спектр предоставляемых ею услуг, а также четко определяются обязанности каждого сотрудника на рабочем месте, т. е. «рабочая зона» каждого исполнителя во внутренней цепочке «потребность–услуга». При этом меняется роль должностной инструкции: она становится практическим документом, в ней фиксируются все действия, выполнение которых возложено на данного сотрудника.

Процессный подход реализован в библиотеке С.-Петербургского Северо-Западного технического университета. Модель деятельности вузовской библиотеки была представлена в виде сети процессов. Для построения сети процессов использовались методологии IDEF0 и IDEF3 [6].

С помощью методологии IDEF0 представлены процессы библиотечно-информационной деятельности на верхнем уровне с акцентом на управление процессами. Нотация IDEF0 позволяет отражать в модели обратные связи различного типа (по информации, управлению).

Методология IDEF3 формально носит название WorkFlowModeling (методология описания потоков работ) и используется для описания рабочих процессов. На верхнем уровне каждый процесс может быть рассмотрен как «черный ящик», преобразующий входящие ресурсы в исходящие. Так, на первом шаге моделирования все библиотечные процессы могут быть представлены в виде контекстной диаграммы, описывающей деятельность библиотеки в целом (рис. 1).

Рис. 1. Начальный этап формирования сети процессов вузовской библиотеки

 

Управляющими воздействиями являются нормативные документы Министерства образования и науки РФ, распоряжения руководства вуза и др.

На следующем этапе детализируем деятельность библиотеки по функциям (рис. 2).

Далее каждая функция рассматривается как процесс и представляется в нотации IDEF0. На нижнем уровне декомпозиции для описания процессов применяется нотация IDEF3. В этом случае схема процесса служит основой для выявления «узких мест» процесса и создания документов, регламентирующих работу исполнителей. Примерами таких процессов являются оцифровка документов, формирование БД «Книгообеспеченность дисциплин», создание БД читателей, автоматизация процесса выдачи литературы, составление списка новых поступлений и др.

Разработанные модели стали основой для анализа деятельности вузовской библиотеки, принятия управленческих решений для реорганизации ее деятельности, создания регламентирующей документации.

 

Рис. 2. Диаграмма дерева функций с детализацией диаграммы А3

Применение методики, разработанной на основе процессного подхода, позволило сформулировать приоритеты развития библиотеки – обеспечение максимальной доступности информации для пользователей, расширение спектра информационных услуг, за короткий срок на базе библиотеки создать Учебно-информационный центр (УИЦ); его структурные подразделения: библиотека (читальный зал, студенческий абонемент, научный фонд, преподавательский абонемент, отдел комплектования, отдел научной и технической обработки, электронный каталог), медиатека (фонд электронных изданий, компьютерный читальный зал), видеостудия (создание учебных видеофильмов), технический отдел. Созданы два компьютерных класса для обеспечения доступа к электронным информационным ресурсам и дистанционного образования.

Расширился спектр услуг УИЦ: предоставление документов на электронных носителях, копировальные и брошюровальные работы, распечатка документов на принтере, сканирование и оцифровка документов, доступ в Интернет, прокат видеокассет, DVD и др.

Таким образом повысилась эффективность деятельности библиотеки. Кроме того, применение процессного подхода к анализу и организации деятельности библиотеки позволяет гибко реагировать на изменения в сфере образования и новые информационные потребности читательского контингента вуза, так как при внедрении процессного подхода регламентируется взаимодействие между процессами и подразделениями УИЦ, ответственность и полномочия должностных лиц, система показателей, характеризующих результативность и эффективность работы УИЦ.

Полученный комплект моделей может в дальнейшем использоваться для автоматизации деятельности УИЦ с применением имеющегося на рынке программного обеспечения программных продуктов для моделирования процессов, например, BPWin 4.0, ProCap, IDEF0/EMTool и аналогичных, а также для получения сертификата соответствия системы менеджмента качества УИЦ требованиям международных стандартов ISO 9000 : 2000.

В заключение отметим, что абсолютно одинаковых методов реализации процессного подхода в разных библиотеках быть не может. И это естественно, поскольку каждый вуз, каждая библиотека должны учитывать свои особенности, специфику деятельности и традиции. Но есть общность основ и принципов, последовательности действий, опираясь на которые каждая библиотека сможет осуществить процессный подход на практике.


Список использованных источников

1.     Батова Л. Л., Племнек А. И., Размарилова Н. И., Соколова Н. В., Чуприкова Н. Т., Шапошников С. О. Современная университетская библиотека: модернизация, управление, качество. – М.: Логос, 2005. – 126 с.

2.     ГОСТ Р ИСО 9000 – 2000. Системы менеджмента качества. – М. : Изд-во стандартов, 2000.

3.     Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2005. – 408 с.

4.     Данилов И. П., Сюров Р. В. Процессный подход в высшем образовании // Качество, инновации, образование. – 2002. – № 3. – С. 39–41.

5.     Нальгиев А. К. С. Развитие процессного управления. – М. : МАКС Пресс, 2004. – 22 с.

6.     Черемных С. В., Семенов И. О., Ручкин В. С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 273 с.

 

 

  
На главную