Научные и технические библиотеки №4 2007 год
Содержание:

Матлина С. Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки. (Постановка проблемы)

Езова С. А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки

Ильина Е. П. Российская государственная библиотека: от концепции реконструкции к интеллектуальным зданиям

Гендина Н. И., Лигун Т. А. Лингвистическое обеспечение АРБИКОН: результаты социологического анализа

Кожевникова Е. С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсами учебного процесса и научных исследований вуза (правовой аспект)

Вершинина Л. П., Ландер Т. С. Совершенствование деятельности вузовской библиотеки на основе процессного подхода

Бойченко Е. Н. Использование фонда отраслевых периодических изданий (на примере отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки)

Яшина Л. К. Создание автоматизированной базы данных «Методические документы библиотеки»

Бокан М. Г. Профессиональная литература – создатели и потребители

Стрелкова И. Б., Юрик И. В. Школа директоров «Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации руководителей библиотек Беларуси

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Забытый жанр библиографии

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. Всероссийское совещание по вопросам ББК (подготовка, проведение, результаты)

Мелентьева Ю. П. Чтение как стратегия жизни

Соколова Ю. В. «Круглый стол» «Качество информационных ресурсов в университетах и библиотеках: управление закупками учебной литературы для государственных учреждений образования и культуры»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025.173

Е. Н. Бойченко

Использование фонда отраслевых периодических изданий
(на примере отдела производственной литературы
Белгородской государственной универсальной
научной библиотеки)

Анализ интенсивности и сезонных колебаний спроса на периодические издания.

Интенсивный рост числа отечественных периодических изданий и появление на рынке информационных услуг большого количества зарубежных изданий не только резко увеличили объем информации, необходимой пользователю, но и создали трудности для библиотек в финансировании подписки. Проблема обеспечения необходимой структуры фонда отраслевых периодических изданий актуальна как для города Белгорода, значимого центра науки и высшего образования, так и для Белгородчины в целом, являющейся высокоразвитым индустриально-аграрным регионом.

Перечень выписываемых изданий должен отвечать требованиям пользователей информации, и в то же время их количество должно быть оптимальным, так как в связи с удорожанием подписных изданий расходы на приобретение периодики растут. Какие же издания полностью удовлетворят спрос и не заставят руководство библиотеки пожалеть о потраченных средствах?

Для ответа на этот вопрос проведено исследование, цель которого – улучшение качества комплектования фонда отраслевых периодических изданий, получаемых отделом производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ).

Проблемы формирования фонда на основе анализа спроса освещались в профессиональной печати, например [17]. В этих работах рассмотрен удельный вес периодических изданий в общем объеме фонда и книговыдачи, дан перечень наиболее спрашиваемых изданий.

Формированию ядра и определению критериев отбора изданий для включения в фонд (в основном это касается подписки на иностранную периодику) уделялось внимание в [817]. Вопросы комплектования фонда периодики в условиях рыночных отношений рассматривались на Международной конференции «Крым–99» [18].

Статистические методы анализа фонда периодики приведены в [19]. Общая характеристика относительных величин динамики, к которым относится и показатель сезонности (без раскрытия сути данного показателя), дана в учебном пособии [20]. Алгоритм расчета показателей сезонности и средних величин (средневзвешенной, моды и медианы) приведен в учебных пособиях по теории статистики [2122].

Наиболее приближены к теме исследования работы [2326]. И. И. Заду­бовский отмечает, что при финансовых ограничениях на подписку можно ограничиться лишь n продуктивными журналами [23]. При этом в числе показателей продуктивности выступает и показатель спроса. Автор предлагает использовать показатель обращаемости, который рассчитывает путем деления общего количества выдач на возраст журнала, а также отмечает, что скорость спада спроса зависит от принадлежности журналов к той или иной отрасли знания. К. М. Великова и М. И. Драбкина также рассматривают показатель частоты использования каждого названия журнала (обращаемость) [24].

Е. Т. Селиверстова предлагает для оценки качества фонда использовать такой критерий, как коэффициент соответствия (соответствие структуры фонда структуре удовлетворенного читательского спроса) [25], но не приводит алгоритм его расчета. В. М. Дмитриев дает формулу расчета коэффициента соответствия состава и использования фонда, но спектр ее применения ограничен размером фонда [26].

Анализ использования журнальных фондов посредством учета требований на издания проведен в Башкирской республиканской библиотеке [27]. Анализ числа запросов также составил основу исследования [28].

Однако комплексного анализа фонда периодики в отраслевом и тематическом аспекте с применением сезонной волны нет ни в одной из вышеперечисленных работ.

На начальном этапе исследования в течение календарного года ежедневно изучались запросы пользователей на отраслевые газеты и журналы согласно бланкам требований.

Отмечу, что изучение числа запросов проводилось в отношении всех периодических изданий, а объектом расширенного анализа (расчет средних, индекс сезонности) выступали журналы, получаемые отделом производственной литературы. (Спрос на реферативные журналы и экспресс-информацию в исследовании не анализировался, так как они расположены в открытом доступе и количественный учет спроса на них затруднен.)

В отношении журналов велся учет как количества запросов, так и абсолютного значения выданных изданий. Это связано с тем, что число запросов на то или иное издание не всегда адекватно отражает заинтересованность читателя и востребованность периодического издания в целом. Приведу простой пример: преподаватель в институте рекомендует для изучения определенную статью, и большинство студентов, следуя этой рекомендации, приходят в библиотеку. Число запросов в данном случае равно числу выданных изданий. Спрос носит узкий, точечный характер. В то же время на ряд наименований периодических изданий оформляются запросы комплексного характера – за текущий год, за два года, за три года.

Согласно ГОСТ 7.20–2000 «Библиотечная статистика» единицей учета объема фонда периодических изданий выступает как отдельный экземпляр (том, номер, выпуск), так и годовой комплект (подшивка) [29]. В связи с этим целесообразно анализировать показатель «средняя периодичность/средний объем подшивки». Расчет данного показателя осуществлялся исходя из периодичности получаемых изданий – 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 24, 48, 52 – по формуле средневзвешенной [22. С. 78]:

                                                                                    (1)

где х – периодичность; f – количество наименований изданий с определенной периодичностью.

Средний объем подшивки по средневзвешенной рассчитан по данным табл. 1.

Таблица 1

Исходные и расчетные данные для определения средней периодичности

Количество наименований
f

Периодичность
x

xf

2

1

2

6

2

12

53

4

212

140

6

840

13

8

104

3

10

30

253

12

3048

1

14

14

6

24

144

2

48

96

2

52

104

S= 481

 

S = 4594

 


Средний объем подшивки равен:

= 9,55 журналов

Весь спектр периодических изданий (журналов) отдела условно разделен на несколько блоков:

1. Общие вопросы (в том числе патентное дело и изобретательство);

2. Электротехника;

3. Радиотехника;

4. Компьютерная техника и технологии;

5. Горное дело;

6. Машиностроение, металловедение и обработка металлов, химическая промышленность;

7. Пищевая промышленность и кулинария;

8. Легкая промышленность и полиграфия;

9. Домоводство (в том числе интерьер жилых помещений);

10. Строительство и архитектура;

11. Транспорт;

12. Сельское хозяйство;

13. Экология;

14. Экономика.

 

Группировка данных о количестве запросов на периодические издания, проведенная на основании анализа массива материалов, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Распределение периодических изданий по числу запросов

Группы периодических
изданий по числу запросов

Количество периодических
изданий

Накопленная
частота

0–50

469

469

51–100

30

499

101–150

7

506

151–200

0

506

201–247

2

508

 

В первую группу (от 0 до 50 запросов) вошли 469 наименований. Ни разу не были востребованы следующие издания: «Вестник АСЭкО», «Конкурс», «LAN», «Мелиорация и водное хозяйство», «Новости торговли», «Овцы, козы, шерстяное дело», «Перспективные изобретения», «Справочник руководителя торгового предприятия», «Трубопроводы и экология», «Хлебосол».

Это связано с тем, что журналы «Новости торговли», «Перспективные изобретения», «Справочник руководителя торгового предприятия» выписаны впервые в 2005 г. и пользователи еще не успели с ними познакомиться. Журналы «Конкурс», «Вестник АСЭкО», «Трубопроводы и экология» – также новые, но причина их отсутствия в массиве данных о запросах связана с тем, что эти издания выходят 1 раз в квартал и к моменту окончания сбора материала (последняя декада марта 2005 г.) только что были получены в отдел.

Во вторую группу (51–100 запросов) вошли издания по темам строительства, экономики (в первую очередь, по экономике АПК), посвященные моделизму и техническому конструированию, отражающие представленные на рынке компьютерные игры, содержащие статьи по вопросам качества.

В составе третьей группы (101–150 запросов) – семь журналов: «Моделист-конструктор», «Строительные материалы», «Авиация и космонавтика», «Игромания», «Радиоконструктор», «Радиомир», «Компьютер пресс». Необходимо отметить, что первые три журнала имеют постоянных читателей благодаря долгому нахождению на рынке, а остальные, сравнительно новые, уверенно занимают лидирующие позиции вследствие информатизации общества.

Четвертая группа (150–200 запросов) не содержит ни одного наименования.

Безусловными лидерами по количеству запросов являются журналы, вошедшие в состав пятой группы (201–247 запросов): «Радио» (247 запросов) и «За рулем» (215 запросов).

Согласно данным табл. 2 рассчитано значение признака, которое чаще всего встречается в данном вариационном ряду (мода).

Расчет произведен по формуле [21. С. 120]:

Мо = ,                                 (2)

где xмо=0; i= 50; fmo = 469; f(-1)= 0; f(+1)=30

Мо =  » 26 запросов

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что в данной совокупности наиболее частое число запросов – 26.

Следующий этап анализа – изучение оборачиваемости (интенсивности спроса) каждой из определенных нами тематических и проблемно-ориентированных групп.

Данные о величине выдачи периодических изданий за календарный период по 14 тематическим блокам проранжированы в соответствии с величиной объема «средней подшивки», рассчитанной нами ранее – 9,55 журналов (табл. 3).

Таблица 3

Количество выданных за время наблюдения периодических изданий
по тематическим группам и расчет оборачиваемости «средней подшивки»

Номер темы

Выдано за период
исследования

Число журналов
в блоке

Оборачиваемость
«средней подшивки»

2

654

10

6,8

6

1735

24

7,6

7

1908

24

8,3

13

2214

25

9,3

8

1753

18

10,2

12

9247

83

11,7

1

7319

51

15,0

9

5621

38

15,5

14

11002

64

18,0

5

716

4

18,7

11

6494

36

18,9

4

7437

35

22,2

10

9387

43

22,9

3

9219

26

37,1

 

Библиотека находится в многомерном информационном, культурном и образовательном пространстве региона, и в связи с этим число посещений (а значит, и количество запросов на периодические издания отдела) тесно связано с установленными в вузах и ссузах Белгородской области учебными планами, сроками сдачи экзаменов; информационной региональной политикой.

В рамках социокультурной и популяризаторской деятельности отдела проводятся выставки-просмотры ко всем знаменательным датам в развитии техники, сельского хозяйства и экологии.

Все это обусловило необходимость рассмотрения сезонных колебаний величины спроса на периодические издания по определенным нами тематическим группам и проблемам. Наблюдение за сезонными колебаниями позволяет, с одной стороны, устранить их там, где они нежелательны (например, в течение года можно чаще использовать данные периодические издания в оформлении выставок, проведении обзоров), с другой стороны, решить ряд практических задач (увеличить объем книговыдачи в летний период).

Для измерения «сезонной волны» были рассчитаны отношения месячных уровней к среднему месячному уровню за год (индексы сезонности) [22. С. 307]:

Iсез = ,                                                                                           (3)

где уi – число выданных за месяц журналов; – средний месячный уровень.

Для оценки силы (меры) колеблемости уровней сезонной неравномерности используем показатель среднего квадратического отклонения индексов сезонности, расчет которого производится по формуле [22. С. 309]:

σсез = ,                                                       (4)

где n=12

 

Рамки статьи не позволяют полностью привести таблицы и графики, выполненные во время исследования. Данные расчетов и графические данные показали, что наиболее подвержен сезонным колебаниям спрос на журналы, вошедшие в состав 2, 5 и 6 блоков. Колеблемость уровней сезонной волны достигала по журналам электротехнической тематики 80,13%, по горному делу – 83,98%, машиностроению, металловедению и обработке металлов, химической промышленности – 73,73%.

Колеблемость уровней сезонной волны по журналам экологической тематики составила 63,03%. При этом индекс сезонности в октябре 2004 г. был равен 167,5%, а в ноябре спрос превысил среднегодовой уровень на 85,4%. Это связано с тем, что БГУНБ совместно с администрацией Белгорода 22 сент. 2004 г. организовала и провела научно-практическую конференцию «Экология города», на которой рассматривались пути решения проблем экологически сбалансированного развития Белгорода. На конференции специалистам в области экологии представлен доклад, осветивший информационные ресурсы библиотеки в целом и отдела производственной литературы в частности.

Меры колеблемости уровней сезонной неравномерности близки по значению для основной массы журналов: по радиотехнике (39,62%), экономике (37,68%), домоводству (37,40%), пищевой промышленности и кулинарии (37,04%), строительству и архитектуре (35,75%), общим вопросам (в том числе патентному делу и изобретательству) (34,35%), сельскому хозяйству (32,91%), транспорту (32,69%). Наименее подвержен сезонным колебаниям спрос на журналы по компьютерной технике и технологиям – 27,03%.

Аналогично проведен анализ спроса по следующим проблемно-ориентированным группам изданий, выделенным в результате вторичной группировки массива:

1. Качество продукции и качество жизни;

2. Строительство и обустройство собственного дома;

3. Овладение компьютерными технологиями на уровне пользователя (в том числе посредством компьютерной игры);

4. Техническое творчество и моделизм.

Выделение этих проблем связано с рядом следующих положений.

«Качество продукции и качество жизни». 2 апр. 2003 г. принят Закон Белгородской области № 74 «Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области». Человеческая жизнь и возможность личности реализовать себя в течение жизни являются абсолютной ценностью. Качество жизни, вопросы его повышения становятся национальной идеей. Сегодня потребители Белгородской области, а также многие предприниматели, специалисты органов местного самоуправления, других структур испытывают острую потребность в информации, касающейся как законодательного регулирования вопросов защиты прав потребителей, так и потребительских характеристик различных товаров и услуг.

«Строительство и обустройство собственного дома». Белгородская область занимает передовые позиции в Российской Федерации в сфере жилищного строительства, в частности в сельской местности. Уже в 1998 г. по вводу в эксплуатацию жилья (на 1 000 жителей 513 м2 общей площади) наша область опередила не только соседнюю Курскую область (164 м2), но и Москву (364 м2). Белгородская область продолжает удерживать ведущие позиции по этому показателю социально-экономического развития. Важное место в решении жилищной проблемы занимает индивидуальное жилищное строительство.

По мнению губернатора Белгородской области Е. С. Савченко, «не может быть качественной жизни без удовлетворения потребности для подавляющего числа граждан в строительстве или в приобретении своего дома». В области ведется активная работа по реализации целевых программ жилищного строительства. За последние 5 лет введено в строй около
35 тыс. квартир в многоэтажных жилых домах и более 12 тыс. индивидуальных жилых домов общей площадью 2,8 млн м2.

«Овладение компьютерными технологиями на уровне пользователя (в том числе посредством компьютерной игры)». Компьютерные технологии бурно входят в нашу жизнь, и это требует от всех специалистов новой психологии пользования и мышления. Компьютер должен стать таким же привычным инструментом, как книга, карандаш или телефон. Нужно отметить удивительное свойство компьютерных технологий: чем богаче программное обеспечение, чем выше технические характеристики компьютера, тем проще его эксплуатация на пользовательском уровне и тем больше возможностей у человека для творческой самореализации.

Игровой метод – один из основных методов обучения. Компьютерные игры используют в процессе обучения с целью не только научить «нажимать кнопки» по определенным правилам, но и объяснить основные принципы работы компьютера, снять психологический барьер – страх сделать что-то неправильно, чтобы специалист в будущем мог самостоятельно осваивать необходимое, быстро растущее пользовательское программное обеспечение [30].

«Техническое творчество и моделизм». Техническое творчество – это одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствующее формированию у подрастающего поколения устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления и содействующее повышению научного уровня образования. Изучая основы наук, знакомясь с промышленным и сельскохозяйственным производством, достижениями науки и техники, школьники и студенты вовлекаются в творческую работу. Чаще всего техническое творчество реализуется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и других технических объектов.

По этим четырем направлениям проведен расчет индексов сезонности и силы колеблемости спроса журналов. Расчетные и графические данные позволяют утверждать, что наименьшему влиянию сезонных факторов подвержен спрос на журналы 3-й группы – «Овладение компьютерными технологиями на уровне пользователя (в том числе посредством компьютерной игры)»: среднее квадратическое отклонение индексов сезонности составило 24,87%. По журналам 4-й группы – «Техническое творчество и моделизм», сила колеблемости выше – 35,77%.

В августе 2004 г. вниманию пользователей была предложена выставка «Современный коттедж – от фундамента до крыши». Сюжет об открытии выставки снят телекомпанией «Магнит» и продемонстрирован по местному телевидению, на областном радио прозвучали обзоры литературы, представленной на выставке. В результате спрос на журналы 2-й группы – «Индивидуальное жилищное строительство и интерьер дома» – по сравнению с среднегодовым вырос на 81,2%, а по сравнению с предыдущим месяцем – на 82,6%.

В отношении спроса на журналы, включенные в состав 1-й и 2-й групп, прослеживается тесная зависимость от плана мероприятий отдела. Так, с 20 февр. по 26 марта 2004 г. в отделе производственной литературы БГУНБ совместно с Межведомственным координационным советом по защите прав потребителей администрации Белгородской области проведена традиционная акция «Потребительские знания – в каждую семью». 1 сент. 2004 г. в рамках Дня знаний проведена игра-конкурс «Имею право» для старшеклассников двух школ Белгорода.

В декабре 2004 г. в БГУНБ состоялась IV Научно-практическая конференция «От качества товаров и услуг – к качеству жизни», цель которой – подведение итогов работы в рамках региональной комплексной программы по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001–2005 гг. Организаторами конференции выступили БГУНБ и Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей при администрации области.

Проведение названных мероприятий положительно сказалось на увеличении спроса на журналы 1-й группы – «Качество продукции и качество жизни». В апреле индекс сезонности составил 179,0%, т.е. превысил среднегодовой уровень на 79,0%; в сентябре 2004 г. величина показателя была равна 148,5%, в феврале 2005 г., после окончания учебных каникул, – 140% (для сравнения: в январе – 62,7%).

Главная цель работы отдела производственной литературы БГУНБ состоит в том, чтобы повысить оперативность и эффективность библиотечного обслуживания организаций и населения города (пользователей библиотек) за счет оптимальной структуры отраслевого фонда периодических изданий. Комплексно и систематически, с использованием современных технологий обработки цифровой информации исследован спрос на периодику. Получены данные о тематическом составе и проблемно-ориентированном спросе.

Применение методического подхода, разработанного в ходе исследования, позволяет более комплексно оценивать эффективность выделяемых на подписку средств. В результате исследования сложившегося спроса на периодические издания отдел производственной литературы БГУНБ на первое полугодие 2006 г. оформил подписку на 12 новых изданий, а 4 наименования журналов исключены из списка. С целью равномерного распределения спроса и нивелирования сезонной составляющей скорректирован план выставочной деятельности.


Список использованных источников

1.     Гусева В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 4. – С. 54–59.

2.     Коломейчук Е. М. Периодические издания в фондах центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации // Там же. – 2001. – № 7. – С. 46–52.

3.     Слуцкая К. К. Удовлетворение запросов читателей – критерий качества обслуживания // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1987. – № 3. – С. 3–5.

4.     Савина Е. А. Периодические издания в документном фонде библиотеки Ивановской государственной медицинской академии // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 7. – С. 52–56.

5.     Раев А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1982. – № 8. – С. 36–37.

6.     Стасевич Р. Е. Анализ использования иностранных журналов в НТБ Белорусского филиала ВНИИТЭ // Там же. – 1982. – № 5. – С. 31.

7.     Изучение формирования и использования фондов Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина // Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина, С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. – М., 1975. – Вып. 19. – 42 с.

8.     Терешин В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1984. – № 6. – С. 3–8.

9.     Подкорытова Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 4. – С. 37–41.

10.  Дубров А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного журнального фонда многопрофильных научных библиотек / А. П. Дубров, О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1995. – С. 92–99.

11.  Алексеев Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении комплектованием фонда периодических изданий / Н. Г. Алексеев, Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения : сб. тр. / Рос. гос. б-ка. – М., 1995. – Вып. 1. – С. 89–101.

12.  Митракова Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза / Митракова Н. А., Балмуш Е.И. // Науч. и техн. б-ки. – 1992. – № 2. – С. 20–21.

13.  Медведева И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических библиотеках / Медведева И. Е., Лучко В. С., Зверева Г. Ф. // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1980. – № 7. – С. 26–28.

14.  Мотульский Р. С. Моделирование как основа формирования фонда периодических изданий библиотеки вуза // Там же. – 1989 – № 9. – С. 28–33.

15.  Рослик Г. М. Иностранные журналы в научных библиотеках. Вопросы отбора // Там же. – 1990. – № 9. – С. 17–18.

16.  Шарабчиев Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов // НТИ. Сер. 1. – 1981. – № 11. – С. 25–29.

17.  Алексеев В. М. Разработка и применение критериев оценки мирового потока научно-технических журналов с целью оптимизации комплектования фондов ВИНИТИ / В. М. Алексеев, В. М. Ефременкова, О. В. Кириллова, О. А. Хачко, А. И. Черный // НТИ. Сер. 1. – 2002. – № 12. – С.23–26.

18.  Вебстер Д. Как противостоять журнальному кризису // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 5. – С. 94–103.

19.  Узилевский Г. Я. Использование статистических методов в систематике первичных документов (исследование журналов по сельскому хозяйству) // НТИ. Сер. 1. – 1985. – № 5. – С. 22–26.

20.  Суслова И. М. Управленческий учет в библиотеке / И. М. Суслова, Т. Л. Манилова. – М. : МГУКИ; Профиздат, 2001. – 123 с.

21.  Ефимова М. Р. Общая теория статистики : учебник / М. Р. Ефимова. Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 416 с.

22.  Теория статистики : учебник / под ред. Г. Л. Громыко. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 414 с.

23.  Задубовский И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1991. – № 10. – С. 39–41.

24.  Великова К. М. Анализ использования научных периодических изданий / Великова К. М., Драбкина М. И. // Там же. – 1985. – № 10. – С. 10–13.

25.  Селиверстова Е. Т. Полнота и соответствие – категории качества библиотечного фонда // Там же. – 1987. – № 9. – С. 8–12.

26.  Дмитриев В. М. Применение статистических характеристик использования библиотечного фонда для его оптимизации в условиях системы депозитарного хранения // Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. М. Оськина, ред. Ю. А. Гриханов. – М., 1972. – Вып.8–9. – С. 61–73.

27.  Использование журнальных фондов // Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. – М., 1975. – Вып. 7. – С. 44–50.

28.  Родионов А. Я. Анализ запросов на научную литературу с целью оптимального комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ // НТИ. Сер. 1. – 1998. – № 8. – С. 23–25.

29.  ГОСТ 7.20–2000 СИБИД. Библиотечная статистика. Введ. 01.01.2002. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 7 с.

30.  Очков В. Взгляд на Дисциплину «Информатика» в форме комментариев к 10 тезисам // http://twt.mpei.ac.ru/ochkov.


  
На главную