Научные и технические библиотеки №5 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Слепокуров В. С. Интеллектуальные ресурсы и технологии как механизм интеграции культуры организаций

Редькина Н. С. Технологический трансферт в библиотечной практике

Петрова Т. А. Кадровый состав библиотек вузов: социологическое исследование

Агашина И. В. Общественная юридическая приемная Публичного центра правовой информации

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Матлина С. Г. Свободный доступ к ресурсам как новая философия библиотечной деятельности. (Социально-культурные аспекты)

Сукиасян Э. Р. О доступе: свободном и открытом

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Дискуссия по докторской диссертации Е. Ю. Гениевой

Столяров Ю. Н. Как найти золотую середину между свободой чтения и библиотечной цензурой

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Вспоминая прошедшее

К юбилею Э. Р. Сукиасяна

Леонов В. П., Соколов А. В. Замечательный Сукиасян-2: неиссякающий талант библиотечный

Езова С. А. Уникальный коммуникативный человек – Э. Р. Сукиасян

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Евстигнеева Г. А., Земсков А. И. На Франкфуртской ярмарке 2006 года

НАШИ АВТОРЫ


 

К ЮБИЛЕЮ Э. Р. СУКИАСЯНА

УДК 02(470)(092)

В. П. Леонов, А. В. Соколов

Замечательный Сукиасян – 2:
неиссякающий талант библиотечный

2007 год – юбилейный год для многих наших замечательных коллег. Юбилей – это повод для воспоминаний, раздумий, признаний. Юбилей Э. Р. Сукиасяна – повод для продолжения диалога, который на страницах журнала мы начали ровно десять лет назад [1].

Соколов (С): Давным-давно в моем сознании непроизвольно утвердилась устойчивая ассоциация «Эдуард Рубенович Сукиасян – библиотечный талант». В чем смысл этой ассоциации? Что такое библиотечный талант? В толковых словарях говорится, что талант – «выдающаяся врожденная способность, особая природная одаренность» и называются примеры – поэтический, драматический, музыкальный, математический таланты. О библиотечном таланте ни один словарь русского языка до сих пор не упоминал.

Я не помню, чтобы это словосочетание фигурировало в терминологических лексиконах по библиотечному делу и библиографии или в научных трудах по библиотечной профессиологии. Даже сам Э. Р. Сукиасян в своей великолепной книге «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование» [2] слова талант не употребляет и, говоря о великом библиотековеде Ш. Р. Ранганатане, ограничивается эпитетами выдающийся, многогранный, признанный, наконец, – подвижник науки и культуры.

Между тем подвижничество и героизм не есть следствия «особой природной одаренности»; бездарность невозможно возместить трудолюбием и прилежанием, и трагедия  педанта Сальери – тому пример.

В гениальности есть нечто мистическое, сверхъестественное, талант также непредсказуемый генетический каприз. Пусть гениальность тайна, и поэтому мы скромно умалчиваем о библиотечных гениях – М. Дьюи, П. Отле, Ш. Р. Ранганатане. Но почему, неразумно принижая интеллектуальный статус библиотечной профессии, мы забываем о талантливых коллегах? Или в наших библиотеках они не встречаются?

Леонов (Л): Конечно, встречаются, но проявляется талант специфически, его надо уметь распознать. Библиотечная профессия изначально предполагает наличие альтруизма, иначе она была бы (и становится – у тех, кто занялся ею по воле случая) каторгой. В других профессиях, например, в искусствоведении, альтруизма почти нет. Там, как правило, одни индивидуалы. Каждый стремится к «самовыражению», считая себя недооцененным, а это мешает признавать успехи других. В библиотеку же приходят (и остаются в ней!) люди бескорыстные, завороженные магией постижения книжного знания, которое, как впоследствии выясняется, неисчерпаемо – ему надо учится всю жизнь.

Я могу назвать несколько имен, с моей точки зрения, талантливых библиотекарей и библиографов, с которыми свела жизнь. Это: Борис Владимирович Банк, Георгий Гаврилович Фирсов, Борис Юрьевич Эйдельман, Людмила Вениаминовна Зильберминц, Ирина Васильевна Гудовщикова, Ираида Константиновна Кирпичева, Елена Владимировна Иениш, Наталия Михайловна Розова, Елена Алексеевна Савельева, Кира Алексеевна Свиридова. И конечно – Эдуард Рубенович Сукиасян.

С. В 1990 г., когда в рамках всесоюзного исследования «Библиотечная профессия» проводился опрос работников библиотек разных типов, я включил в анкету вопрос: «Нужен ли талант, в крайнем случае – врожденные задатки для того, чтобы стать хорошим библиотекарем; или хорошим библиотекарем может стать всякий человек, если захочет?». Результаты опроса совпали во всех регионах и в библиотеках всех типов: 50% библиотечных работников убеждены в необходимости природных предпосылок для успешной профессиональной деятельности; 50% полагают, что библиотечный талант – профессиональный миф.

Анализ показал, что первую половину образуют активные новаторы («авангард профессии») и опытные профессионалы («гвардия»). Уверенность в обладании особым библиотечным дарованием питает в этих людях профессиональный патриотизм, оптимизм, чувство собственного достоинства. Вторая половина состоит из пассивных исполнителей («середняки» и «балласт») и мигрантов, случайно попавших в библиотеки и мечтающих их покинуть («пилигримы»).

Опросы библиотекарей-практиков, проведенные в 2002 г., подтвердили полученное ранее распределение. Таким образом, по крайней мере половина библиотечных работников признает существование врожденного библиотечного дара, ощущает в себе его наличие и уверена, что грех «зарывать его в землю».

Л. Есть библиотекари (и их большинство), которым сложно подняться на уровень требований пользователя, они не способны адекватно вникнуть в круг его проблем. Я не вижу в этом ничего, что ставило бы под сомнение их квалификацию. Рядом с такими профессионалами работают другие, они имеют хорошую память и способны на глубокое внимание. Общаясь с пользователем, они разговаривают с ним на одном языке, четко запоминают детали, могут перечислить много указателей, но им не хватает интуиции и опыта охватить проблему в целом. Наконец, есть третьи (их меньшинство). Они обладают той профессиональной интуицией, которая позволяет им дать пользователю рекомендации по нетривиальному продолжению исследований.

С. Небезынтересно сравнить мнения студентов разных специальностей относительно профессиональной одаренности. Опросы, проведенные нами в разных вузах в 2001–2003 гг., показали, что потребность в профессиональном таланте признают: 90% будущих специалистов в области экономической кибернетики, 87% будущих искусствоведов, 85% педагогов и компьютерных технологов, 75% математиков и журналистов, 70% социальных работников и 50% химиков. Эти цифры, мне кажется, свидетельствуют о профессиональной ориентации молодых людей.

А что думают студенты библиотечно-информационных факультетов? Здесь цифры довольно красноречивы: 70% студентов-заочников, в большинстве своем – библиотечная «гвардия» или даже «авангард», признают реальность библиотечного таланта, это мнение разделяют 58% вечерников и всего 42% студентов очного обучения. Как бы Вы, Валерий Павлович, прокомментировали эти данные?

Л. В дополнение к сказанному добавлю, что библиотековедение и библиографоведение – это наука, это искусство невозможного. Тот, кто выбирает их как профессию, сталкивается со всеми лишениями и тяготами людей, первыми открывающими дороги к знаниям. Вместе с тем надо помнить одно: в библиотечной профессии (как, впрочем, и не только в ней) нет ничего интересного, если вы ее не любите.

Профессиональный жизненный путь Эдуарда Рубеновича прекрасно это иллюстрирует. «И надо торопиться жить», – один из его девизов. Посмотрите, как впечатляет его научная деятельность: на 1 января 2006 г. в списке публикаций Э. Р. Сукиасяна 564 работы, из них в 2000 г. – 15, в 2001 г. – 28, в 2002 г. – 27, в 2003 г. – 23, в 2004 г. – 30, в 2005 г. – 40 (!).

С. Мне жаль, что молодым студентам не часто удается пообщаться с Эдуардом Рубеновичем, поскольку он предпочитает повышать квалификацию библиотекарей-практиков в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ).

Практики, конечно, не сомневаются в библиотечном таланте Сукиасяна и по достоинству его оценивают, а кто вчерашним школьникам продемонстрирует живое воплощение библиотечного таланта? Кто, кроме Э. Р. Сукиасяна, способен приобщить молодежь XXI века к мудрым заповедям гениального Ранганатана: «Будь искренен и честен. Будь строг, пунктуален. Развивай аналитический ум. Анализируй проблемы в разных аспектах. Будь доволен сделанным. Будь правдивым и скромным. Цени юмор и доброту. Помни, что главные враги – это болтовня и сплетня. Работай с удовольствием!» [2. C. 28]. Я думаю, что эти заповеди по сути дела являются гранями библиотечного таланта, которым нас пленяет Сукиасян. А Вы как считаете?

Л. Согласен, но я добавил бы еще, что Эдуарду Рубеновичу повезло на прекрасных учителей. Смотрите: Захарий Николаевич Амбарцумян, Юрий Владимирович Григорьев, Евгений Иванович Шамурин. Он успел пообщаться с Богданом Степановичем Боднарским. А его друзья: Ильдар Каюмович Назмутдинов, Владимир Александрович Альтшуллер, Борис Константинович Ситник.

С. Еще одно соображение. Если талант дан Богом, то он должен неведомыми путями предопределять судьбу одаренного им человека, даже вопреки неблагоприятным, казалось бы, обстоятельствам. На меня сильное впечатление произвел автобиографический очерк Э. Р. Сукиасяна «Как я стал библиотекарем» [3]. Человеку, который в четыре года выучился читать, в пять лет пришел в библиотеку, в школьные годы открывшему для себя библиотечный мир, в котором проводил все свободное время и «чувствовал себя безгранично счастливым», – такому человеку на роду было написано стать не просто библиотечным работником, а библиотечным интеллигентом,благоговеющим перед книгой.

Библиотечный талант заявил о себе, когда двенадцатилетний школьник впервые увидел таблицы «Десятичной классификации» Е. Н. Добржинского, прочитал книгу В. Н. Денисьева «Работа массовой библиотеки» и окончательно выбрал библиотечную профессию. С 15 лет Эдуард Сукиасян ежедневно, как на работу, начал ездить в Республиканскую библиотеку Грузинской ССР и консультировать взрослых читателей у каталогов. Не удивительно, что после окончания школы он поехал в Москву поступать в Московский государственный библиотечный институт, удивительно, что не прошел по конкурсу. Видимо, Бог решил испытать его библиотечную одержимость.

Сукиасян не рассказывает о своих переживаниях, пишет только «вторая попытка оказалась успешной». В дальнейшем его жизненный путь также не был усеян розами, ведь кандидатскую диссертацию он защитил в 31 год, хотя мог бы это сделать на три-четыре года раньше.

Не буду пересказывать повороты его научно-педагогической, библиотечно-практической и общественно-организационной деятельности – они общеизвестны. Скажу только, что все они отмечены двумя качествами: врожденной библиотечной талантливостью и приобретенной библиотечной интеллигентностью.

Л. Поясните, что Вы имеете в виду.

С. Охотно, но, по необходимости, схематично. Библиотечная интеллигентностьинтегральное качество личности, включающее на уровне соответствующего поколения русской интеллигенции а) образованность и книжную культурность, б) новаторское творчество, в) этическое самоопределение в виде осознанного общественного долга, коммуникационной толерантности (уважение прав читателей, сохранность и доступность фондов), благоговения перед Книгой.

Эта формула соответствует фигуре библиотечного интеллигента-гуманиста,каковым, на мой взгляд, является Эдуард Рубенович. Процитирую только одну выдержку из его исповедальной, по-моему, публикации: «Разве можно быть библиотекарем без специфических свойств характера, многие из которых зачастую и описать невозможно. К профессиональным знаниям и умениям, естественно, добавляются многие другие черты. Но одна из них определяет судьбу библиотекаря – любовь к самой библиотеке, ко всему тому, что в ней происходит. Если есть эта любовь, то библиотека превращается в родной дом, в котором проходит вся жизнь, вырастают наши дети, где мы каждый день готовимся к приему дорогих гостей, наших читателей – подлинных хозяев библиотеки» [4. С. 18].

Сукиасян называет все перечисленное «особым качеством души», я же именую это качество библиотечной талантливостью и библиотечной интеллигентностью.

Л. Я согласен с Вами, Аркадий Васильевич, что в общем случае гениальность и талантливость не достигаются за счет прилежания и усидчивости. Однако библиотечный талант, как и библиотечная гениальность, могут реализоваться, созреть и проявить себя только при условии громадного трудолюбия. «Библиотечный Моцарт» в лице «гуляки праздного» в принципе невозможен.

Вот недавний пример. В январе мы встретились с Э. Р. Сукиасяном во ВГБИЛ им. М. И. Рудомино по случаю празднования 50-летия Центра международного библиотековедения. Овальный зал, много знакомых лиц, улыбки, цветы – и сосредоточенный, весь в себе, Эдуард Рубенович. «Что случилось?» – спрашиваю. «Понимаете, Валерий Павлович, грустно мне от того, что происходит сегодня с книгоизданием. Научной литературы издается мало, о профессиональной и говорить не хочу. Скоро систематизировать будет нечего. Надо что-то делать, причем быстро и вместе!» Вот такой он, Сукиасян, сегодня…

С. Поздравляя замечательного Сукиасяна с очередным юбилеем, приведу строки из его недавнего письма: «В последние годы живу с гораздо большим интересом, полнее и богаче – духовно и творчески. Быстро думается и пишется. Может быть, потому, что осталось мало времени и больше хочется успеть. А кто знает, сколько осталось? Никто не знает…».

Конечно, Господь, наделивший нашего юбиляра библиотечным талантом, наверняка рассчитывает, что он сделает еще немало важного и полезного для библиотечного дела в обозримом будущем. Мы же с Леоновым надеемся, что нам выпадет счастье написать статью «Замечательный Сукиасян–3», а может быть, и «Сукиасян–4».

Список использованных источников

1.    Леонов В. П., Соколов А. В. Замечательный Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. – 1997. – № 6. – С. 50–53.

2.    Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. статей и докладов. – М. : ФАИР–ПРЕСС, – 2004. – 448 с.

3.    Эдуард Рубенович Сукиасян : Биобиблиогр. указ. / сост. Т. А. Бахтурина. – Казань, 2001. – С. 4–11.

4.    Сукиасян Э. Р. Учиться мастерству смолоду // Библиотека. – 1995. № 1. – С. 18–21.

  
На главную