Научные и технические библиотеки №5 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Слепокуров В. С. Интеллектуальные ресурсы и технологии как механизм интеграции культуры организаций

Редькина Н. С. Технологический трансферт в библиотечной практике

Петрова Т. А. Кадровый состав библиотек вузов: социологическое исследование

Агашина И. В. Общественная юридическая приемная Публичного центра правовой информации

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Матлина С. Г. Свободный доступ к ресурсам как новая философия библиотечной деятельности. (Социально-культурные аспекты)

Сукиасян Э. Р. О доступе: свободном и открытом

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Дискуссия по докторской диссертации Е. Ю. Гениевой

Столяров Ю. Н. Как найти золотую середину между свободой чтения и библиотечной цензурой

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Вспоминая прошедшее

К юбилею Э. Р. Сукиасяна

Леонов В. П., Соколов А. В. Замечательный Сукиасян-2: неиссякающий талант библиотечный

Езова С. А. Уникальный коммуникативный человек – Э. Р. Сукиасян

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Евстигнеева Г. А., Земсков А. И. На Франкфуртской ярмарке 2006 года

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025

Н. С. Редькина

Технологический трансферт
в библиотечной практике

Рассмотрены сущностные характеристики технологического трансферта, условия, принципы, методы и этапы его осуществления в библиотеках.

Растущее влияние современных технологий на все сферы деятельности человека приводит к смене технологических парадигм, трансформирует традиционные методы и приемы разработки, производства, представления информационно-библиографической продукции и оказания библиотечных услуг. Однако скорость появления нового оборудования, программного обеспечения, телекоммуникационных средств и каналов связи приводит к ускорению морального износа уже имеющейся техники и технологии. В этих условиях библиотекарям необходимо активизировать работу в сфере технологических инноваций, осуществлять всесторонний анализ потенциала, который могут дать нововведения при внедрении в деятельность конкретной библиотеки, т.е. использовать возможности технологического трансферта (ТТ). Вместе с тем, несмотря на повышение значимости ТТ, пока отсутствуют теоретические и практические исследования, позволяющие грамотно осуществить процедуру ТТ в библиотеках.

Наряду с консалтингом, аудитом, инжинирингом, тренингами,технологический трансферт (франц. transfert, от лат. transfero – переношу, перемещаю) является разновидностью инновационных технологий, поддерживающих этапы реализации нововведения. Чаще всего под ТТ понимают обмен/передачу технологического достижения от одного учреждения другому. При этом в качестве синонимов используются понятия передача технологий, технологический обмен, распространение технологий, диффузия технологий, технологическое содействие и др.

Многообразие средств ТТ, присущих современному этапу развития библиотечных технологий, можно агрегировать по типу коммуникационных каналов на коммерческий (конструкторские решения, ноу-хау, подготовка квалифицированных кадров, создание на новой технико-технологической основе и программном обеспечении новой технологии, продуктов, услуг и т.п.) и некоммерческий ТТ (научные публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, миграция специалистов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в данной сфере).

В библиотечной сфере коммерциализация технологий как форма технологического трансферта, при котором библиотека (покупатель) приобретает права на использование технологии и выплачивает их владельцу (разработчику технологии) вознаграждение, активно применяется при внедрении автоматизированных библиотечно-информационных систем, программных модулей, покупке оборудования и программного обеспечения, модернизующих традиционную технологию. ТТ может осуществляться в рамках отдельной библиотеки, сети библиотек, внутри страны и в международном масштабе (в том числе в глобальных информационных сетях).

Предлагаю рассматривать ТТ как последовательность действий, в ходе которых знания, опыт, новые технологии и техника, применяемые в деятельности библиотек, свободно распространяются, передаются посредством оказания услуг либо приобретаются библиотеками для внедрения в качестве продукта или усовершенствованного производственного процесса/операции.

Цели использования ТТ в библиотеках:

оценка технологического состояния библиотеки, тенденций и перспектив развития в новых технологических условиях;

выявление, поддержка и развитие новых технологий;

повышение эффективности работы библиотек путем изменения или усовершенствования технологической и/или организационной структуры, производственных циклов (комплектования, обработки изданий, обслуживания читателей и др.);

внедрение передовых зарубежных и отечественных технологий, инновационных продуктов и услуг в практику работы.

Основные задачи ТТ – перенять новые технологические процессы, применить современные технические средства, адаптировать к ним библиотечные производственные процессы и операции, освоить новые формы обслуживания, эффективные способы работы, позволяющие интенсифицировать (рационализировать) межотдельскую и/или внутриотдельскую технологию.

Объекты ТТ могут быть классифицированы таким образом:

новое оборудование;

новые технологии, в том числе автоматизированные;

новые услуги и информационные продукты;

новые формы организации труда;

новые стандарты;

новые проекты строений, помещений, размещения фондов и др.

 

В библиотечной сфере встречаются следующие формы прямого ТТ:

от разработчиков технологии – библиотекам;

личный ТТ при найме персонала (прием на работу высококвалифицированного специалиста может стимулировать внедрение нового ноу-хау в библиотеке);

ТТ между библиотеками и их филиалами;

ТТ между сотрудничающими библиотеками, когда формируются стратегические объединения, консорциумы, корпоративные системы;

ярмарки, выставки, конференции, семинары.

 

Этапы ТТ

Условно выделю пять последовательных этапов подготовки и реализации ТТ: анализ технологического потенциала библиотеки, оценка потенциала ТТ, передача технологии, контроль процесса реализации ТТ и анализ результатов ТТ.

Этап 1. Предварительный анализ общего потенциала библиотеки (производственно-технологического, финансово-экономического, кадрового и инновационного) и формирование желаемого образа библиотеки, предопределяющего цели ТТ.

Основные направления деятельности библиотеки на этом этапе:

1. Анализ технологического портфеля библиотеки по результатам аудита (ранжирование технологий по степени привлекательности и устойчивости развития) и/или построение матрицы по итогам SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон, внутренних и внешних угроз) [1. С. 46–56].

2. Признание существующей технологической проблемы, описание ее характеристик.

3. Обсуждение собственного подхода к решению проблемы.

4. Использование консалтинговых подходов для выбора новой технологии [2].

5. Оценка технологического потенциала библиотеки – тезауруса производства – в плане способности освоить новые технологии.

Тезаурус производства можно разложить на составляющие (табл.).

Основные показатели, используемые для оценки состояния отдельных
составляющих технологического потенциала библиотеки

Материально-техническая
составляющая (база)

Кадровая составляющая

  • Оснащенность оборудованием;
  • коэффициенты загрузки оборудования и использования производственной мощности;
  • степень физического и морального износа оборудования;
  • количество современных технических средств, средств механизации и автоматизации, др.
  • Количество сотрудников высшей квалификации;
  • возрастная структура сотрудников;
  • соотношение численности основного и вспомогательного персонала;
  • подготовленность сотрудников для работы в новых технологических условиях;
  • структура затрат рабочего времени;
  • текучесть кадров;
  • результативность труда.

Информационная составляющая

Организационная составляющая

  • Информационные технологии;
  • информационная инфраструктура;
  • ежегодные затраты на приобретение новых информационных продуктов и программного обеспечения;
  • наличие доступа в Интернет;
  • качество каналов связи и др.
  • Организационная структура;
  • количество уровней управления;
  • маневренность исполнителей;
  • время прохождения информации между уровнями управления;
  • время принятия управленческих решений;
  • закрепленность оргструктуры и технологии в различного рода локальных нормативных актах;
  • нормы управляемости и фактическая загруженность сотрудников.

При оценке технологического потенциала следует учитывать, что если библиотека сама создает новую технологию, то, как правило, эта технология соответствует ее тезаурусу. Технология, разработанная сторонними организациями или другими библиотеками, может существенно превосходить тезаурус принимающей библиотеки. В этом случае процесс ТТ будет сложен (проходить медленно и болезненно) или невозможен из-за отсутствия необходимых составляющих компонентов. Следовательно, при технологическом развитии (трансферте) необходимо учитывать реально сложившийся тезаурус производства с учетом таких организационно-технологических показателей, как длительность производственного цикла, ритмичность, рациональная организация процессов (последовательность, параллельность), технологическая интенсивность, технологическая управляемость, гибкость и адаптивность технологии, новизна и приоритетность, степень механизации и автоматизации.

Эффективность ТТ может сдерживаться и рядом факторов, важность которых варьируется в зависимости от типа, вида, масштаба библиотеки: низкий инновационный потенциал на фоне присутствия отживших технологических укладов, отсутствие финансирования, проблемы на уровне библиотеки, недооцененный и неинвентаризированный технологический потенциал, слабое взаимодействие с другими библиотеками, отсутствие методологической базы и стратегического обоснования выбора приоритетных технологий.

Этап 2. Оценка потенциала ТТ.

Критерии ТТ, на основании которых производится оценка, разнообразны, но для большинства библиотек определяющими являются финансовая целесообразность и технологическая совместимость, осуществимость с позиции технологии, оборудования, качества и числа исполнителей.

Большую роль играют организационно-технологические факторы производства: уровень прогрессивности самой технологии, режимы работы, параметры технологических процессов, техническая оснащенность, системность подбора оборудования и степень его унификации. Так, признаками оптимальности выбранного технологического решения могут служить минимальная технологическая себестоимость, максимальная производительность, уровень совершенства и качества продукта, а также уровень применяемой технологии. Среди критериев, позволяющих выбрать систему автоматизации библиотек, выделяются: производитель, объективная оценка системы (эргономичность, настраиваемость, наличие ограничений, быстродействие, лингвистическое обеспечение, поддерживаемый тип библиотеки, система помощи и документация, обучение, маркетинг, сервис) и др. [3].

Условия и задачи ТТ должны быть четко сформулированы и обоснованы, так как принятие трансфертных решений напрямую затрагивает организационные интересы библиотек и вносит изменения в сложившуюся технологию. Без совместимости технологии и интересов библиотеки ТТ не может быть адаптирован положительно.

Алгоритм работы по второму этапу:

1. Идентификация новой технологии.

2. Критическое изучение новой технологии путем оценки имеющейся информации об объекте ТТ.

3. Оценка (экономическая, социальная и др.) эффективности проекта, адекватности технологии для данной библиотеки.

4. Формирование требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам новой технологии.

5. Оценка воздействия на библиотеку.

6. Оценка метода (формы) получения технологии.

7. Определение желаемых результатов трансферта.

8. Юридическая экспертиза трансферта.

9. Обсуждение конкретного механизма трансферта (порядок выполнения проекта с указанием стадий и порядок заключения договоров; временные рамки, бюджет, обязанности, права и т.д.).

10. Согласование с руководством и партнерами.

11. Принятие решения.

Этап 3. Реализация ТТ (непосредственная передача технологии).

Технологический трансферт включает не только появление нового оборудования, библиотечной техники, систем автоматизации библиотек, качественно новых методов и приемов библиотечной работы, но и умение применить их на практике. На этапе реализации интегральной частью ТТ являются менеджерские способности. Ответственным за ТТ необходимо, во-первых, осуществить «подготовку производства», т.е. четко распределить полномочия, обучить сотрудников, разработать инфраструктуру помещений, оборудования и техники; во-вторых, провести тестирование новой технологии, затем внедрить технологию в практику работы библиотеки.

Пример системного подхода к реализации ТТ – внедрение системы автоматизации библиотек ИРБИС в ГПНТБ СО РАН, проходившее в несколько этапов согласно плану-графику: 1) освоение программных средств, доработка программ; 2) формирование технологических линий, назначение администраторов, решение организационных вопросов; 3) конвертирование данных; 4) обучение и переобучение персонала; 5) доработка справочников, меню; распределение "зон ответственности" по полям, "проигрывание" технологий, проведение экспериментов на тестовой базе; 6) сдача технологических линий отделами; 7) разработка технической документации; опытная эксплуатация и доработка; 8) переход в промышленную эксплуатацию; предоставление в доступ пользователям; 9) предоставление Интернет-доступа к созданным продуктам [4].

 

Этап 4. Мониторинг и контроль процесса реализации ТТ.

Практика показывает, что при реализации ТТ требуется постоянный анализ внедряемых объектов ТТ, изучение их влияния на библиотечное производство и предоставление услуг.

Мониторинг – это сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей, анализ и оценка ситуаций и объектов, а также прогнозирование дальнейшей деятельности. Объектами библиотечного мониторинга могут быть все основные показатели работы библиотеки: пользователи, книговыдача, библиотечные фонды, базы данных, персонал и т.д. [5].

 

Этап 5. Анализ и оценка результатов ТТ.

Результатом ТТ может быть обновление (расширение) ассортимента услуг или репертуара выпускаемых информационных продуктов, повышение технического уровня библиотечного производства, квалификации сотрудников и эффективности технологических производственных процессов и операций, экономия ресурсов, снижение стоимости продукции и услуг, рост производительности труда и др.

Заключительный этап реализации ТТ предполагает подведение итогов, оценку влияния ТТ на библиотечную работу, определение качества проделанной работы, анализ причин, сдерживавших ТТ, что позволяет заложить основу дальнейшего развития библиотеки.

 

Развитие ТТ в библиотеках

Изучение положительного опыта ведущих библиотек и адаптация его к конкретной библиотеке имеет принципиальное значение для развития ТТ. Недостаток финансирования библиотек – далеко не единственная проблема, препятствующая ТТ. Достижения и опыт других библиотек часто остаются невостребованными, так как не разработан организационный механизм внедрения ТТ в библиотечной сфере.

Успешный ТТ связан со стремлениями библиотеки к технологическим инновациям, что включает: постоянный мониторинг новых технологий; анализ потенциальной выгоды от применения внешней технологии в соответствии с внутренними потребностями и возможностями библиотеки; ассимиляцию информации внутри библиотеки. Вместе с тем даже библиотеки – лидеры в области использования новых технологий сегодня вряд ли в состоянии уследить за всеми направлениями развития библиотечной технологии и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие достижения.

Готовность библиотеки к ТТ можно определить, используя матрицу анализа (рис.) [6].

Организационные факторы, влияющие на развитие ТТ

Матрица показывает четыре организационные ситуации, влияющие на передачу технологии. Ситуация под условным названием «Утопленник» соответствует сочетанию низкого уровня общения, слабой мотивации, большой дистанции и высокой неопределенности. Передающие и получающие стороны не общаются друг с другом, не имеют стимулов к участию в этом процессе, между ними большая дистанция (географическая или иная). Это тот случай, когда технология разработана, но не может быть принята.

На противоположном конце матрицы – «Открытые двери». В этой ситуации все элементы благоприятствуют ТТ: высокая степень общения, мотивация на высоком уровне, географическая, технологическая и другая близость, малое расстояние, приводящие в итоге к легкому и успешному трансферту технологий.

Две другие ситуации, возникающие при ТТ, – «Черная дыра» и «Медленный выстрел» – характеризуются наличием положительных и отрицательных переменных. В «Черной дыре» сочетаются высокая мотивация и короткая дистанция с низкой степенью общения и высокой неопределённостью, приводящей к отсутствию обратной связи. В результате полученная информация о новых библиотечных технологиях попадает в «черную дыру».

«Медленный выстрел» характеризуется высоким уровнем общения и низкой неопределённостью в сочетании с низкой мотивацией и большой дистанцией. В этой ситуации люди могут взаимодействовать между собой и понимать технологию, но испытывать трудности из-за отсутствия стимулов и наличия различных барьеров.

Определив параметры конкретной ситуации, руководство библиотеки может предпринять действия по усилению механизмов общения и распространению информации, повышению мотивации, уменьшению дистанций и неопределённости, обеспечивая тем самым эффективность ТТ.

ТТ создает как огромный положительный эффект, идущий от использования преимуществ в факторах производства (отсутствие больших затрат и потерь времени на разработку, синергический эффект), так и негативные следствия, связанные с отношениями зависимости, часто возникающими при передаче технологий более слабым в экономическом и ином отношении библиотекам. Поэтому необходимы дальнейшее совершенствование научно-методических основ управления технологическим трансфертом в интересах обеспечения развития библиотек; исследование содержательных особенностей и видов библиотечных ТТ, установление их роли в современной библиотечной практике и определение перспектив их эволюции; выявление специфики трансфертной политики в библиотеках разных типов и видов; разработка методического подхода к оценке воздействий ТТ на модернизацию библиотеки; обоснование зависимости между формами организации библиотек и организацией процесса ТТ.

Технологический трансферт – один из регуляторов диффузии технологий. Успешное распространение инноваций, как показывает опыт, возможно лишь при тесном взаимодействии сторон и организации системы информирования. Создание специализированного информационно-коммуникативного канала (веб-сайта/портала) передачи технологий позволило бы регулярно обмениваться информацией об объектах ТТ. Веб-сайт/портал ТТ должен выполнять функции связующего звена между разработчиками/поставщиками новых технологий и библиотеками, обеспечивать систему мониторинга новых библиотечных технологий, позволяя выявлять, отбирать, оценивать, сравнивать технологию, осуществлять экспертизу, проводить маркетинговые мероприятия, взаимодействовать с разработчиками и библиотеками-новаторами. В конечном итоге это окажет существенное влияние на инновационную деятельность, как конкретной библиотеки, так и библиотечной системы в целом.

Список использованных источников

1.    Редькина Н. С. Технологическая работа в библиотеке : практ. пособие / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. – 104 с.

2.    Редькина Н. С. Библиотечный технологический консалтинг // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 5. – С. 26–35.

3.    Маршак Б. И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС // 10-я Юбилейная Междунар. конф. "Крым–2003" «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества», Судак, 7–15 июня, 2003. – М. : Изд-во ГПНТБ России, 2003. – Т. 1 – С. 105–109.

4.    Баженов С. Р. Основные результаты внедрения ИРБИС в ГПНТБ СО РАН: опыт системной работы / Баженов С. Р., Лаврик О. Л., Редькина Н. С., Черныхаева Р.А. // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 11. – С. 95–102.

5.    Самохина Н. Что может мониторинг // Вестн. б-к Москвы. – 2005. – № 2. – С. 39–41.

6.    Technology Transfer in Consortia and Strategic Alliances / ed. David V. Gibson, Raymond W. Smilor. – Lanham, Md. : Rowman & Littlefield, 1992. – 280 p.

 

  
На главную