Научные и технические библиотеки №5 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Слепокуров В. С. Интеллектуальные ресурсы и технологии как механизм интеграции культуры организаций

Редькина Н. С. Технологический трансферт в библиотечной практике

Петрова Т. А. Кадровый состав библиотек вузов: социологическое исследование

Агашина И. В. Общественная юридическая приемная Публичного центра правовой информации

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Матлина С. Г. Свободный доступ к ресурсам как новая философия библиотечной деятельности. (Социально-культурные аспекты)

Сукиасян Э. Р. О доступе: свободном и открытом

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Дискуссия по докторской диссертации Е. Ю. Гениевой

Столяров Ю. Н. Как найти золотую середину между свободой чтения и библиотечной цензурой

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Вспоминая прошедшее

К юбилею Э. Р. Сукиасяна

Леонов В. П., Соколов А. В. Замечательный Сукиасян-2: неиссякающий талант библиотечный

Езова С. А. Уникальный коммуникативный человек – Э. Р. Сукиасян

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Евстигнеева Г. А., Земсков А. И. На Франкфуртской ярмарке 2006 года

НАШИ АВТОРЫ


УДК 026:34

И. В. Агашина

Общественная юридическая приемная Публичного центра правовой информации

Опыт работы ПЦПИ Ярославской ОУНБ им. Н. А. Некрасова

Сеть общедоступных библиотек – готовая инфраструктура для распространения правовых знаний и правовой культуры в обществе. Центры правовой информации, создаваемые на базе библиотек и обеспечивающие свободный доступ населения к законодательству, одно из важных направлений своей деятельности видят в организации общественных юридических приемных граждан. В ПЦПИ Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова такая общественная юридическая приемная создана с первых дней существования Центра и успешно работает уже 6 лет. Все эти годы бесплатное юридическое консультирование было одним из наиболее востребованных направлений деятельности ПЦПИ.

За это время путем анализа деятельности, полученного опыта, а также методом проб и ошибок сформировался оптимальный вариант организации и функционирования юридической приемной ПЦПИ. Так, учитывая предпочтения посетителей, выбран наиболее оптимальный график работы приемной: по четвергам (вечерние часы) и субботам (утренние часы).

Общественную приемную может посетить любой житель города и области. Хорошо зарекомендовала себя система записи граждан на консультацию по телефону. Основная цель предварительной записи – распределить поток граждан, нуждающихся в консультировании, не заставлять людей ждать. На консультацию записываем не более 6–7 человек, при необходимости предлагаем адреса и телефоны других юридических приемных, работающих в городе. Для этого в ПЦПИ существует электронная база данных организаций правовой направленности. По телефону сотрудник Центра объясняет, что в приемной дается первичная бесплатная консультационная юридическая помощь и подготовка документов, но представительство в суде не входит в обязанности адвокатов. Разъясняется, что для получения полной квалифицированной консультации желательно предоставить адвокату документы, связанные с задаваемым вопросом.

Общению по телефону с обратившимся за консультацией мы придаем большое значение, так как иногда чтобы ответить на интересующий человека вопрос, с которым он идет к юристу, достаточно библиотекарю ПЦПИ проинформировать его о соответствующем нормативно-правовом акте. В такой ситуации предлагаем прийти в Центр и ознакомиться с нужным документом.

Консультация проводится в отдельном помещении, индивидуально. Такая конфиденциальность позволяет посетителю чувствовать себя более свободно. Во время приема, который продолжается 20 минут и более, адвокат анализирует ситуацию на основании устной жалобы гражданина и предоставляемых документов, дает подробное и обстоятельное разъяснение всех доступных способов защиты нарушенных прав и определяет наиболее эффективные из них.

Во время работы приемной дежурный сотрудник ПЦПИ обеспечивает адвоката необходимыми для консультации нормативно-правовыми документами, оказывает посетителю содействие в составлении необходимых юридических документов, подбирая соответствующие формы исковых заявлений, жалоб, претензий. Адвокат, ведущий прием, при необходимости может воспользоваться СПС «Консультант+», ГАРАНТ, «Кодекс», «Законодательство России».

В настоящее время с Центром сотрудничают опытные юристы-профессионалы К. М. Шаповалов, А. С. Волков, В. Ю. Масленникова. Привлекаемые для этой сложной работы специалисты не только имеют хорошую квалификацию в различных областях права, но и умеют доверительно и вежливо общаться с людьми, зачастую агрессивно настроенными.

Об адвокате юридической консультации Фрунзенского района Ярославля, члене областной коллегии адвокатов В. Ю. Масленниковой хочется сказать особо. Работая в приемной ПЦПИ все шесть лет, она в качестве юриста представляет интересы библиотеки, например, консультирует сотрудников отдела абонемента при подаче ими исковых заявлений в суд на злостных должников – читателей библиотеки. С помощью этой крайней меры библиотека смогла возместить материальный ущерб, вернуть значительную часть книг.

Центр правовой информации, созданный в 2000 г. при финансовой поддержке Фонда Сороса, в первый год своей работы имел возможность материально поддерживать адвокатов, работающих в общественной приемной. Сейчас такой возможности нет, поэтому мы очень благодарны юристам, находящим время для работы в общественной приемной совершенно бесплатно.

Человек обращается к нам с проблемой, от правильного разрешения которой зачастую зависит его судьба. Предоставляемая адвокатом информация должна быть достоверной, качественной, поэтому мы отказались от помощи студентов-юристов. Хотя такой опыт был – в течение двух месяцев студенты юридического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова помогали адвокату вести прием населения. Их помощь была действенной, но все же студенты не обладают тем опытом, который позволяет профессиональным юристам рекомендовать обратившемуся за консультацией действительно оптимальный вариант. К тому же сами посетители приемной просят встречи с опытным адвокатом, считая студентов пока еще недостаточно компетентными в решении их жизненно важных вопросов.

Среди посетителей приемной и те, кто ни разу не обращался к юристам, и те, кто прошел не один круг в поисках правды. Много людей пожилого возраста, пенсионеров, инвалидов, но приходят и студенты, учащиеся. Главная проблема приходящих в том, что они не имеют элементарных правовых знаний, не в состоянии правильно оценить жизненную ситуацию, в которой оказались.

На первых этапах работы приемной путем устного опроса мы выявляли тематику запросов, с которыми люди обращаются к адвокату. Это проблемы жилья, недвижимости, земельного права (25%), наследования (20%), трудового права (15 %), пенсионного законодательства (15%), социального обеспечения и льгот (10%), семейного законодательства (7%), прав потребителя (4%), другие вопросы (4%). Большая категория запросов может быть обозначена как проблема нарушения гражданских прав. В приемную обращаются люди, систематически "затопляемые" соседями, страдающие от производимых строительных работ, шума, стихийных автостоянок под окнами квартиры, иных нарушений прав; много вопросов связано с коммунальными платежами, деятельностью служб ЖКХ и других структур.

Возможность получить бесплатную консультацию юриста активно используют сотрудники нашей и других библиотек области.

В Центре ведется журнал учета посещений, по которому можно проследить статистику работы общественной юридической приемной. В 2002 г. к нам обратились 284 человека, в 2003 – 338, в 2004 – 288, в 2005 – 358. 145 человек приняли адвокаты в первом полугодии 2006 г. При этом в Ярославле действуют еще несколько общественных юридических приемных.

В большинстве случаев граждане, обратившиеся в общественную юридическую приемную библиотеки, получают необходимую правовую помощь. Об этом свидетельствуют записи в книге отзывов, ведущейся в Центре с самых первых дней работы. «Получив дополнительную юридическую помощь, я выиграл в районном суде г. Ярославля гражданское дело, связанное с собственностью на землю. Искренне благодарю». «После консультации юриста ЦПИ А. В. Титова буквально через день подала исковое заявление в суд. Вопрос решается, я воспрянула духом. Большое спасибо за моральную и юридическую поддержку». «Адвокат вникла в мою проблему, помогла, я очень довольна консультацией». Хотя бывают и недовольные, рассчитывавшие на больший объем правовой помощи, вплоть до представительства их интересов в суде. Юридическая приемная ассоциируется у них с правозащитной структурой, отстаивающей права граждан. Возможно, при определенной поддержке правозащитных организаций мы могли бы вести работу и в этом направлении. Свидетельство тому – проведенный в рамках общественной приемной «круглый стол» юристов-практиков, который был связан с обсуждением правовых аспектов конкретной ситуации – потери несовершеннолетними детьми благоустроенной квартиры. По инициативе одной из ярославских газет, пытавшейся привлечь внимание общественности к этому факту вопиющего нарушения прав детей-сирот, юристы собрались вместе, чтобы определить план дальнейших действий для возврата детям жилья. Был подготовлен иск в интересах несовершеннолетних, ходатайство о наложении ареста на квартиру, заявление в прокуратуру.

Перспективное направление работы общественной юридической приемной – проведение тематических консультаций. Так, в рамках совместной деятельности Ярославский центр по защите прав человека «Дорога свободы» провел на базе ПЦПИ бесплатные консультации по вопросам призыва в армию. Информация о предстоящих консультациях давалась в течение месяца, чтобы возможно большее число молодых людей призывного возраста, их родителей узнали об этом. Это был первый опыт проведения консультаций, посвященных одной актуальной, важной для многих проблеме.

В наших планах развивать это направление работы и дальше, приглашая в общественную приемную юристов узкой специализации, а также специалистов различных ведомств и структур (Ярославского отделения Пенсионного фонда, Управления городского хозяйства мэрии и др.). Сотрудничество с различными структурами, государственными и общественными организациями всегда бывает успешным и взаимовыгодным. Например, в соответствии с договоренностью Комитет по защите прав потребителей мэрии направляет в общественную приемную ПЦПИ своих посетителей, права которых нарушены, так как в настоящее время в связи с реорганизацией Комитет не имеет возможности проводить консультации.

Вопросы функционирования сети общественных юридических приемных в Ярославле и области оказались в центре внимания на прошедшем в ОУНБ в феврале 2005 г. «круглом столе» «Ярославская область: свободный доступ к правовой информации – реальность или перспектива?». Кроме сотрудников ПЦПИ здесь собрались представители общественной приемной по правовым вопросам при губернаторе области, юридической приемной городского общественно-политического движения «Ярославль–2000», приемных депутатов Государственной думы Ярославской области и муниципалитета, партии «Единая Россия», Ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей» «ГОЛОС» и др. С целью более широкого распространения информации о работе приемных сотрудники ПЦПИ подготовили буклет «Система доступа к правовой информации в Ярославской области. Общественные приемные граждан».

Деятельность общественной юридической приемной стимулирует активность граждан в защите своих прав, гарантированных законодательством, способствует реальному повышению правовой культуры ярославцев. К тому же активная работа общественной приемной повышает авторитет Центра правовой информации среди населения, престиж библиотеки в целом.

 

  
На главную