Научные и технические библиотеки №5 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Слепокуров В. С. Интеллектуальные ресурсы и технологии как механизм интеграции культуры организаций

Редькина Н. С. Технологический трансферт в библиотечной практике

Петрова Т. А. Кадровый состав библиотек вузов: социологическое исследование

Агашина И. В. Общественная юридическая приемная Публичного центра правовой информации

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Матлина С. Г. Свободный доступ к ресурсам как новая философия библиотечной деятельности. (Социально-культурные аспекты)

Сукиасян Э. Р. О доступе: свободном и открытом

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Дискуссия по докторской диссертации Е. Ю. Гениевой

Столяров Ю. Н. Как найти золотую середину между свободой чтения и библиотечной цензурой

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Вспоминая прошедшее

К юбилею Э. Р. Сукиасяна

Леонов В. П., Соколов А. В. Замечательный Сукиасян-2: неиссякающий талант библиотечный

Езова С. А. Уникальный коммуникативный человек – Э. Р. Сукиасян

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Евстигнеева Г. А., Земсков А. И. На Франкфуртской ярмарке 2006 года

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025.5/6:024.5

Э. Р. Сукиасян

О доступе: свободном и открытом

Замечательная статья С. Г. Матлиной с богатым списком литературы не могла оставить меня равнодушным читателем. Восстановилось в памяти многое, увиденное за рубежом, о чем я до сих пор не писал. С некоторыми высказываниями никак не могу согласиться, но пафос статьи в целом искренне поддерживаю.

Как и многие другие публикации Славы Григорьевны, эта статья заставляет подумать о главном: как мы работаем, почему так медленно перестраиваемся. С начала 1990-х гг. прошло ведь более 15 лет. Того доступа, о котором говорится в статье, как бы его ни называли – свободным или открытым – в массе библиотек как не было, так и нет. Чтобы показать слушателям АПРИКТ, как работает передовая библиотека, мы возим их в ЦБС «Кунцево» (Москва). Каждый год или полтора здесь делается еще один шаг на пути к идеальной публичной библиотеке, каких тысячи в Европе и Америке. В нашей стране таких почти нет…

О понятиях и терминах. Аргумент доступ есть доступ; либо он есть, либо его нет можно воспринимать только с улыбкой. Есть ведь санкционированный и несанкционированный доступ. Слишком часто в нашей библиотечной жизни право на доступ вроде бы есть, но реализовать его очень трудно, нужно принести массу «бумажек с подписями». В отношении к библиотечным фондам, как мне представляется, выражение свободный доступ неприменимо. Не надо путать свободу выбора с техническими аспектами размещения книгохранилища и технологией «пути читателя» в библиотеке.

Во всем мире, да и в нашей библиотечной литературе, начиная с первых послереволюционных лет, говорили «открытый доступ» и применяли аббревиатуру ОД. Этот термин принят во всем мире. Open access – термин не только англоязычной профессиональной литературы, он легко переводится на многие языки. Речь идет о том, что любой пользователь (в том числе – читатель, абонент) имеет возможность подойти к полкам.

Попробуйте поискать эквивалент свободному доступу. Вооружившись солидным англо-русским словарем, вы можете насчитать до десятка синонимов в самых разных значениях. В том, скажем так, идеологическом значении, на которое обращает внимание в своей статье С. Г. Матлина, существует только одно значение: free. Правда, у этого слова в отличие от другого (freedomсвобода) в массовом его применении есть другое значение – бесплатно. Так и говорят: You may take it free (Вы можете взять это), далеко не всегда заканчивая фразу словосочетанием free of charge. Последнее слово в английском многозначно – в библиотечной практике это не столько оплата, сколько запись, регистрация.

29 июля 2006 г. опубликован в «Российской газете» и с этого дня вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». У меня в руках текст, и я пытаюсь понять, как в новом ФЗ трактуются понятия, о которых говорилось выше. Доступ к информации – возможность получения информации и её использования (Ст. 2, п. 6). Здесь определяются и понятия конфиденциальность информации, предоставление информации, распространение информации.

В ст. 3 перечислены принципы правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологиях и защите информации, в том числе: 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Ст. 2: «Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)».

Можно было бы продолжать цитирование: здесь всё относится к нашей теме о свободном доступе, которого не может и не должно быть. Ст. 4: «Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан… 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами». Ст. 7 посвящена общедоступной информации, ст. 8 – праву на доступ к информации, ст. 9 – ограничениям доступа к информации.

В каком широком диапазоне трактуется в Федеральном законе понятие доступ! Речь ведь идет не только о прямом контакте, физическом доступе. И совсем не обязательно – к фондам в их физической доступности. Доступ может быть удаленным, по каналам телекоммуникационной связи. Ведь мы можем через Интернет «войти» не только в электронные каталоги огромного числа библиотек, но и получить возможность чтения и использования источников, находящихся в их оцифрованных фондах (электронных библиотеках). И не только библиотек! Сегодня оцифрованные коллекции полнотекстовых документов имеют тысячи организаций и учреждений, не являющихся библиотеками. Доступ к ним ограничен лишь нашими знаниями возможностей Интернета. Несколько лет назад я увидел веб-сайт общества, платной библиотекой которого могли пользоваться только его члены. Потребовалось всего 20 минут, чтобы выйти на администратора, назвать себя, объяснить, что и зачем мне нужно найти. Мне был предоставлен бесплатный доступ на два месяца. Вот почему для меня, например, нет «невразумительной тавтологии» в понятии открытый доступ. Если говорить, например, об Интернете, то доступа там обнаружить можно много, но чтобы он стал открытым, надо иметь пароль и логин. В зоне условной доступности безграничное море информации!

 

Свобода в открытом обществе. Представляю, с каким интересом будут знакомиться со статьей С. Г. Матлиной зарубежные читатели. И вот почему. Никому не приходит в голову искать политику и идеологию там, где её нет. По многим причинам.

Во-первых, там демократическое и открытое общество: в отделе 92 (в Десятичной классификации М. Дьюи это биографии) в едином алфавитном порядке на полке стоят книги о Ю. А. Гагарине, М. С. Горбачеве, А. Гитлере, В. И. Ленине, К. Марксе, И. В.Сталине, Л. Д. Троцком и многих других (у нас, между прочим, последней фамилии нет даже в именном указателе к 3-му изданию БСЭ!).

Во-вторых, все знают, что свобода – понятие относительное, даже в том обществе, которое называется свободным. Всегда есть что-то, не предназначенное для всех. Есть литература (и книги, и журналы), которая в свободную продажу не поступает. И, естественно, никакой «специалист по развитию фонда» не включит в фонд подобные издания. Есть журналы и видеокассеты, которые продаются только взрослым, обязательно в упаковке (даже в обычных киосках). Не уверен, что такую продукцию кто-нибудь осмелится поставить на полку открытого доступа. В США, например, библиотекаря за это могут уволить без права работы по специальности. Между прочим, там не стали бы приобретать для своего фонда тот мутный поток pocket-book (беллетристики карманного формата без обложки), на котором отечественные библиотеки научились «делать книговыдачу» (и это мы называем свободой!). Если писатель и его произведения заслуживают, выпускают книгу в переплете, собрание сочинений. И у нас выпускают – но книги, которые можно выдать читателям «в нерастерзанном виде» не более 5 раз…

А для кого же выпускают книги, предназначенные не для всех? Для специалистов: историков, искусствоведов – всех тех, кто это издание будет читать «для служебного пользования». Открыв наши спецхраны, мы похоронили сам термин. А зря. Такие фонды, специального назначения, имеются в национальных, университетских, отраслевых научных библиотеках разных стран. (Вспоминается забавный эпизод: показывая мне фонды и помещения Баварской государственной библиотеки в Мюнхене, ее директор провел меня по одной из комнат, где располагались полные книг опечатанные шкафы, за стеклом каждого из них лежал журнал учета. «Это, вероятно, ваш спецхран», – спросил я. Библиотекари мою догадку подтвердили и, смеясь, сказали, что не помнят, когда здесь в последний раз находился иностранец.)

Так и хочется сказать: сначала давайте введем в библиотеках нашей страны открытый доступ к фондам. А когда это станет нормой, поговорим о свободе и демократии.

Вспоминаю, как однажды с удовольствием увидел на обложке очередного номера журнала «American Libraries» прекрасный каталожный шкаф с выдвинутым ящиком. На карточке, которая была открыта, оказалась библиографическая запись на альбом Мадонны «Sex». Странная была карточка: на месте шифра хранения ничего написано не было, а по верхнему обрезу шла надпись: «For “Sex” ask a librarian» (надо перевести так: «Чтобы получить эту книгу, обратитесь к библиотекарю»). Объяснение нашлось на первой странице журнала: библиотекарей «поздравили» с тем, что впервые в их фонды может попасть книга, которую, вопреки общим правилам, не надо ставить на полку. «Спрячьте её в шкаф. Вы сами знаете, какому читателю её можно показать, и только в библиотеке!» Обратите внимание – карточку в каталог надо поставить.

 

Права читателя, реальные и мнимые. Не волнует американских читателей та свобода, о которой мы здесь так волнуемся. Вас не удовлетворяет фонд ближайшей публичной библиотеки? Вполне возможно. Но она, если разобраться в библиотечной иерархии, лишь отделение, филиал, стационарный пункт или библиобус публичной библиотеки города, в фондах которой имеется то, что вы разыскиваете. «Войдите» в электронный каталог (там это удовольствие называется OPAC – Open Access Public Catalog). ЭК есть в каждой библиотеке, но количество отдельно функционирующих каталогов в США с каждым годом сокращается, так как выгоднее иметь один каталог на фонды всех библиотек штата (иногда и нескольких штатов). Всех – это значит всех, принадлежащих разным ведомствам, учреждениям и организациям, расположенным иногда в разных городах. Если требуемое издание нужно вам доставить, это будет сделано вашей публичной библиотекой. Хотите посмотреть сами? Любому читателю, не имеющему никакого отношения к университету, позволительно войти в университетскую библиотеку, найти в открытом доступе нужный ему отдел и рыться в книгах сколько угодно. Университетские библиотеки, говорят американцы, «first of all are public library units» (прежде всего являются звеньями публичных библиотек).

Как хочется сказать: занимаясь философскими и терминологическими рассуждениями, мы забываем о задачах более важных, первостепенных. Ведь у нас нет пока сводных ЭК всех (в «американском» смысле слова) библиотек города, не говоря об области. Между публичными и университетскими библиотеками пролегает «непреодолимая канава», через которую иногда перебирается наш читатель, но никогда – библиотекарь. У нас в библиотеках фонды засорены настолько, что вопрос об их «открытии» ставить, мягко говоря, рановато.

 

Как реализовать открытость библиотеки? Эта методика давно разработана: надо повесить при входе подробный план со всеми помещениями, размещением фонда, оборудования, вплоть до туалетов. А еще лучше выдавать этот план при записи вместе с небольшой памяткой. (Пусть план лежит стопочкой: некоторые не любят стоя рассматривать что-то на стене, порой зрение не позволяет.)

В открытой для читателя библиотеке всё должно быть понятно. Если читатель задал вопрос, надо не только ответить, но и подумать, почему он об этом спрашивает? Наши зарубежные коллеги, изучающие социальную психологию, знают: спрашивает лишь один из трех–пяти (одни стесняются, другие не могут сформулировать вопрос, третьи не хотят выставлять себя на посмешище и т. д.). Работать «на читателя» должна вся библиотека. Впрочем, в последние годы было много публикаций на эту тему. Жаль только: в качестве примеров – одни и те же библиотеки.

Хотелось бы сказать о том, что упускается моими коллегами. За рубежом очень большое внимание уделяется систематической расстановке фонда, его грамотному оформлению. Практически все читатели в возрасте от 12–15 лет и старше знают назубок первые и вторые деления Десятичной классификации М. Дьюи. Иногда они публикуются на 4-й странице обложки школьных тетрадей. О том, сколько выходит в свет плакатов, я не говорю.

В одной из университетских библиотек США в кабине лифта рядом с номером этажа я обнаружил классификационные индексы. Здесь читателям доступны многомиллионные фонды. Сначала поднимаешься на нужный этаж, на плане этажа находишь соответствующее деление, дотрагиваешься пальцем и видишь, где включился свет. Туда и надо пойти, захватив по дороге специальный стул на резиновых колесиках. (У него выдвигается столик, есть сзади полочка для портфеля, крючок для одежды). В огромном зале почти никого нет, освещается лишь уголок, в котором стоит копировальный аппарат. Возможно за читателем ведется видеонаблюдение. Но ему этого знать не надо, главное, что никто не стоит над головой, не спрашивает «Что вам надо?» и не предлагает помощь…

Примерно так же организован фонд и в каждой публичной библиотеке США. Всегда можно легко найти те разделы фонда, которые расположены не в систематическом порядке, например «Local studies» – для краеведения. Часто в библиотеке можно долго ходить и никто не обратит на тебя внимания. «Может быть, тому читателю надо помочь», – как-то раз не выдержал я, обратившись к американскому библиотекарю. Тогда, в 1990 г., ответ меня поразил: «Захочет – спросит, здесь он как у себя дома». Сейчас я знаю больше…

Знаете, где начинается свобода? Это когда в каждую библиотеку – от Библиотеки Конгресса США и до любой публичной – можно войти, не оформляя читательского билета, не думая о прописке в паспорте. Я ведь для начала пришел только посмотреть, какие книги стоят на полках, какие журналы и газеты можно почитать. И вообще: уютно ли? Может быть, мне у вас не понравится. А если понравится, я стану вашим абонентом, оформлю билет, чтобы брать книги на дом.

Сотни туристов, приезжающих в Вашингтон, ходят, например, по Библиотеке Конгресса с сумками и рюкзаками, тихо переговариваются друг с другом, рассматривают «Библию» Гутенберга и огромный глобус. Их никто не останавливает ни у входа, ни у выхода, хотя служба безопасности ненавязчиво, с улыбкой, выполняет свои функции. Потому что библиотека – открытый мир, принадлежащий всему человечеству.

Как вы думаете, что предпочтет читатель, если спросить, какая библиотека ему больше по душе: открытая или свободная? Ясно, что он попросит объяснений: не совсем понятно, что такое свободная библиотека. И будет прав. Ему не нужны философские определения. Читатель хочет быть хозяином своей библиотеки, той, которая ему принадлежит.

Подлинная философия библиотеки в открытом обществе имеет в основе именно этот принцип: библиотеки принадлежат читателям. Читатели определяют основные направления деятельности библиотеки. Их об этом постоянно спрашивают. Перед ними в первую очередь (а не перед вышестоящими органами) отчитываются. Каждый читатель понимает, что в библиотеке реализуются его деньги: налоговые отчисления в рамках города, штата собираются в бюджет. Это – открытый документ, с которым каждый может познакомиться. Если его не удовлетворяют размеры «бюджетных ассигнований», он имеет возможность высказать своё мнение в печати. Найдя поддержку, можно провалить муниципального начальника, мэра, губернатора на выборах. Но еще раньше, в период избирательной кампании, можно потребовать от кандидата программу, чтобы затем добиваться её выполнения. Библиотечные работники помогут: ведь они – наемные сотрудники, они тоже «служат» на деньги читателей.

Всё сказанное сегодня записано в российских федеральных законах. Когда мы научимся пользоваться нашими правами? Хотелось бы, чтобы это произошло быстрее. Только тогда наступит время, когда от теории мы перейдем к практике.

 

  
На главную