Научные и технические библиотеки №6 2007 год
Содержание:

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Коломейчук Е. М. Выбор показателей деятельности региональной библиотеки

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Кудряшова Г. Ю. Цели Болонского процесса и перспективы вузовских библиотек

Сукиасян Э. Р. Болонский процесс и библиотечная практика

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А. И. Что такое RSS?

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Нгуен Тхи Донг. Модернизация библиотечно-информационного дела Вьетнама и проблема подготовки профессиональных кадров

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сенокосов Ю. П. Журнал для гражданина «Общая тетрадь»

Блюменау Д. И. К эре постинтеллигенции или обществу социальной справедливости?

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. 100 лет со дня рождения Федора Николаевича Пащенко

Каратыгина Т. Ф. Ученый, организатор и пропагандист библиотечного дела. (К 50-летию В. К. Клюева)

Глазырина В. В. Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра

НАШИ АВТОРЫ


БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

УДК 02:378.1+027.7:378

Г. Ю. Кудряшова

Цели Болонского процесса
и перспективы вузовских библиотек

Рассмотрены проблемы адаптации вузов как участников образовательного процесса к изменениям в отечественном высшем образовании, связанным с Болонской декларацией.

В последние несколько лет проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под названием Болонский процесс, в модернизации российской высшей школы привлекают все большее внимание вузовской общественности. Фактор общественного влияния, его базовые позиции не могут не оказывать воздействие на библиотеки вузов, являющиеся составной частью системы высшего образования.

Начало Болонского процесса – процесса создания странами Европы единого образовательного пространства – положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) декларации. В этой декларации сформулированы основные цели, которые, как предполагается, должны быть достигнуты к 2010 г. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран. В 2003 г. к нему присоединилась Россия.

Отношение к Болонскому процессу в России не однозначное. По мнению многих ученых, Россия гораздо менее интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза, поэтому ей незачем приспосабливаться к единой Европе – лучше сохранить свою роль мегасистемы. Но даже скептики отдают отчет в том, что самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией и взаимодействие неизбежно.

Определенная роль в процессе создания единого образовательного пространства принадлежит вузовским библиотекам, так как подготовка кадров высшей квалификации, отвечающих как российским, так и международным стандартам, невозможна без полноценного обеспечения образовательного процесса учебными и научными изданиями как в традиционном, так и в электронном виде.

Предложения по реформе образования России, несомненно, коснутся библиотеки вуза, как социокультурного института, включенного в образовательное пространство. Исходя из этого можно определить степень задействованности вузовской библиотеки в некоторых декларируемых преобразованиях и обозначить возможные проблемы.

Рассмотрим основные постулаты Болонской декларации и их влияние на деятельность вузовских библиотек как участников образовательного процесса.

1. Введение новой трехступенчатой структуры обучения (бакалавр, магистр, доктор) с последующей выдачей дипломов единого образца, по мнению стран-участниц, ускорит процесс обучения студентов, упростит продвижение и обучение научных кадров, оставляя больше времени для практической деятельности. Будут сокращаться аудиторные часы, у студентов появится время для самостоятельного изучения дисциплин. Встраивание аспирантуры в общую систему высшего образования приведет к введению новых курсов в аспирантские программы, что также потребует информационной поддержки от библиотек. Эти нововведения предъявляют значительные требования к эффективности и привлекательности документно-информационных ресурсов библиотек. В такой ситуации вузовским библиотекам важно оценить трудности, связанные с этим обстоятельством и определить стратегические направления своей деятельности.

Можно предположить, что современные российские вузовские библиотеки столкнутся с проблемой обеспечения документными ресурсами как узкой и глубокой специализации (магистратуры), так и широкой подготовки специалистов, на которую нацелен бакалавриат, а также предоставления выпускникам возможности постоянного обновления знаний, умений и навыков посредством библиотечных ресурсов. При этом определенные трудности возникнут при формировании качественного библиотечного фонда на различных носителях, отборе необходимых изданий из многочисленного репертуара издаваемой учебной литературы, который и сегодня недостаточно соответствует потребностям вузов, особенно технического профиля. При этом возможная ориентация магистрантов на научно-исследовательскую или преподавательскую работу не исключает научной составляющей при формировании документного библиотечного фонда вуза и координирования этой деятельности.

Надо заметить, что требование книгообеспеченности – это специфика российского высшего образования. При соблюдении условий Болонской декларации как для вузов, так и для их библиотек, сложность будет заключаться в согласовании системы стандартов процедуры оценки качества, в частности, по вопросу обеспечения образовательного процесса учебной и научной литературой, что не исключает необходимости пересмотра подходов к формированию библиотечных фондов. Обеспечение студентов литературой в библиотеках западных вузов не предполагает приобретения многоэкземплярных изданий по утвержденным нормативам, но включает в себя возможность приобретения и возврата использованных книг для повторной продажи через книжные магазины.

Сегодня вследствие отмеченной специфики в библиотеках государственных вузов России реально уменьшаются фонды научной литературы и растут фонды литературы учебной. Другими словами, статус научной библиотеки вуза может поменяться на статус учебной библиотеки. По статистическим данным Центральной библиотечно-информационной комиссии соотношение учебных и научных фондов России в 1999 г. составляло 50% на 50%, а в 2005 г. научная литература в фондах вузовских библиотек насчитывала уже 40%, т.е. вузы вышли на уровень требований приказа о книгообеспеченности, предписывающего иметь в фонде 60% учебной литературы. И до настоящего времени вузы продолжают приобретать учебную литературу в большем объеме, чем научную.

В зарубежных библиотеках, как известно, основная составляющая библиотечных фондов – научная литература, включая цифровые полнотекстовые коллекции для информационного обеспечения научных исследований. Доступ к таким ресурсам в российских вузовских библиотеках в настоящее время ограничен. Перед ними будет стоять проблема содержания библиотечного фонда, который способствовал бы сохранению и развитию научно-исследовательского компонента. Поскольку финансовые затраты на подобные информационные ресурсы значительны, от вузов потребуется скоординированность действий в комплектовании библиотек документными информационными ресурсами, особенно для приобретения электронных полнотекстовых ресурсов. Это приведет к переосмыслению сложившихся представлений об организации библиотечного дела в вузе.

Основные риски интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство заключаются и в сложности реформирования учебного процесса, нехватке ресурсов, в том числе информационных, неготовности библиотечных кадров к осуществлению общеевропейских библиотечных процессов.

2. Модульная система обучения, введение так называемых кредитов (учебных зачетных единиц), когда сам студент будет формировать свою нагрузку, и тьютеров является скорее организационным, техническим моментом. Определяя последствия этих нововведений для библиотек вузов, можно рассматривать их как мотивацию к знаниям, а значит, можно предположить усиление востребованности студентами разнообразных учебных электронных ресурсов с хорошо организованной структурой доступа к ним.

Одним из направлений возможной оптимизации самостоятельной работы студентов является их информационная подготовка в библиотеке вуза. Как правило, уровень владения навыками поиска необходимых информационных источников у российских студентов невысок. Неумение работать с информационными потоками, электронными каталогами, информационными библиотечными ресурсами скорее всего не позволит студентам комфортно чувствовать себя в современном информационном пространстве. Это обстоятельство негативно скажется как на самостоятельной работе студентов, так и на результатах их академической мобильности. Следовательно, большая работа, которую и сейчас ведут вузовские библиотеки по формированию информационно-библиографической грамотности, будет востребована и активизирована.

3. Третий принцип Болонской декларации – повышение мобильности учащихся за счет предоставления возможности получения образования в любом европейском государстве и его последующего признания на родине.

Академическая мобильность, разработка совместных образовательных программ предполагают прежде всего создание условий для изучения иностранных языков в вузе, в том числе и в библиотеке (организация специализированных библиотечных фондов, лингафонных кабинетов), онлайновый доступ к электронным ресурсам зарубежных библиотек. Знание иностранных языков откроет доступ к аутентичным, а не переводным зарубежным публикациям. В современных условиях комплектование фондов российских вузовских библиотек иностранными источниками (как на бумажных, так и на электронных носителях) – наименее успешно решаемая проблема.

Сотрудничество в рамках академических обменов оценивается как наиболее эффективная для развития университетов форма кооперации. Возможно, что складывающийся опыт консолидации усилий библиотек в общероссийском масштабе сыграет положительную роль во взаимоиспользовании информационных ресурсов.

4. Повышение необходимого качества высшего образования предполагает сравнимый и достаточно высокий уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием. Предполагается разработка целостного механизма управления качеством, создание условий, благоприятных для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а студент хорошо учился. Такое положение является достаточно приемлемым для вузовских библиотек, деятельность которых состоит из взаимосвязанных технологических процессов, нацеленных на обеспечение повышения качества образовательного процесса в вузе. Но, вероятно, главная сложность для вузов и библиотек будет заключаться в согласовании системы стандартов процедуры оценки качества деятельности вузов, их аккредитации. В частности, вызывает сомнение идентичность условий для студентов (помещения библиотек, состояние техники и т.д.) поставленным задачам.

Актуальность внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов серии ИСО 9000 в библиотеках вузов не исключает необходимости пересмотра подходов к формированию библиотечных фондов. Пересмотр исследовательской деятельности вузов обязывает к тому, чтобы формы информационного обслуживания науки и образования были ориентированы на достижения мировой информационной индустрии и современных сетевых технологий.

Наконец, провозглашенный Болонской декларацией лозунг «Образование в течение всей жизни» способствует тому, чтобы библиотека из элемента вузовской системы, принимающей посильное участие в деятельности вуза, стала одной из активных составляющих этой системы. Результаты функционирования библиотеки должны задавать перспективы научной деятельности вуза, служить информационной основой, стимулирующей инновационные изменения в вузе, направленные на улучшение качества функционирования образовательной системы в целом. При такой перспективе библиотеки вузов смогут способствовать главной цели Болонского процесса – достижению реальной взаимосвязи образования и профессиональной деятельности.

Список использованных источников

Байденко В. И. Болонский процесс. – М. : Логос. – 2004. – 208 с.

Зона европейского высшего образования (Болонская декларация) [Электрон. ресурс] : Совместное заседание европейских министров образования, Болонья (Италия), 19 июня 1999 г. – Режим доступа: http://www.spbu.ru

Касевич В. Б. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 108 с.

 

 

  
На главную