Научные и технические библиотеки №6 2007 год
Содержание:

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Коломейчук Е. М. Выбор показателей деятельности региональной библиотеки

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Кудряшова Г. Ю. Цели Болонского процесса и перспективы вузовских библиотек

Сукиасян Э. Р. Болонский процесс и библиотечная практика

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А. И. Что такое RSS?

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Нгуен Тхи Донг. Модернизация библиотечно-информационного дела Вьетнама и проблема подготовки профессиональных кадров

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сенокосов Ю. П. Журнал для гражданина «Общая тетрадь»

Блюменау Д. И. К эре постинтеллигенции или обществу социальной справедливости?

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. 100 лет со дня рождения Федора Николаевича Пащенко

Каратыгина Т. Ф. Ученый, организатор и пропагандист библиотечного дела. (К 50-летию В. К. Клюева)

Глазырина В. В. Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра

НАШИ АВТОРЫ


СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 025:65.011.56

А. И. Земсков

Что такое RSS?

Этот обзор подготовлен по материалам «Белой книги» (WhiteBook), составленной издательскими службами Американского института физики, а также по результатам работы, проведенной Кевином Ломанжино (KevinLomangino) для Исследовательской группы Кауфмана (TheKaufman-WillsGroup), обслуживающей научные издательства.

Возможно, вскоре библиотеки, особенно научно-технические, могут быть вовлечены в использование довольно новой сегодня технологии – RSS. Этот процесс двусторонний: обратившись к RSS, библиотеки могут и получать информацию, и поставлять ее своим пользователям, например в виде автоматизированной доставки оглавлений (содержания) тех электронных документов, которые отражены в ЭК библиотеки (система TOCRoSS); можно также организовать выпуск специального библиотечного RSS-канала поставки профессионально-ориентированных новостей. Наполнение этого канала можно осуществлять на коллективных началах.

 

За полтора десятка лет своего существования Всемирная сеть сделала доступными огромные массивы информации практически для любого жителя планеты, имеющего персональный компьютер и выход в Интернет. Экспоненциальный рост Сети сказался весьма благотворно на развитии науки, однако и принес свои вопросы и проблемы. На многочисленных веб-сайтах публикуется так много документов, что существует реальная опасность упустить что-то очень важное.

Выбор подходящего формата RSS

В настоящее время существуют несколько версий RSS; наиболее популярны RSS 1.0 и RSS 2.0. Обе версии поддерживаются большинством считывателей RSS и вряд ли пользователь заметит между ними разницу. Разница имеет значение в основном для издателей.

Технология RSS 2.0 (здесь RSS означает ReallySimpleSyndicationочень простое синдицирование) популярна своей простотой. Сильной стороной этой технологии является охват и объединение (синдицирование) короткоживущих материалов – заголовков, записей в блогах и др.

RSS 1.0 (расшифровывается как RDFSiteSummaryсоставление резюме сайта в формате RDF) – это более гибкий язык разметки, который можно модифицировать под дескрипторные словари метаданных.

Любой из названных форматов одинаково хорош для передачи заголовков. Однако, если издатель предполагает расширить объем поставляемой информации, включив в нее, например, индексы цитирования какой-либо статьи, метаданные, касающиеся авторских прав или иные, пока еще неизвестные детали, которые могут понадобиться в будущем, то разумнее использовать RSS 1.0. Более подробное обсуждение преимуществ RSS 1.0 для издателей можно найти в нескольких сетевых публикациях (например [1, 2]).

 

RSS – это инструмент, позволяющий снизить «информационную перегрузку», от которой страдают многие пользователи сети. Эта технология дает возможность максимально эффективно знакомиться с содержанием новых документов, отфильтровывать ненужные или нежелательные материалы, быстро идентифицировать и получать доступ к той информации, которую вы сами выбрали. Подобно персональному помощнику в поиске, программное обеспечение RSS способно просматривать определенный (отобранный) набор сайтов и затем автоматически переправлять появившиеся и интересующие вас новости непосредственно на ваш рабочий стол.

Конечно, информационные специалисты получают огромную пользу от работы с RSS, но выигрывают не одни они. Издатели, поставляющие документы в формате RSS (обычно говорят о создании «RSS-канала» или «RSS-подпитки»), выходят на существенно расширенную аудиторию и привлекают на свои веб-сайты дополнительный трафик. Поскольку RSS является открытым стандартом, базирующимся на использовании языка XML, то документы, отформатированные в RSS, легко участвуют в реализации совместного использования или агрегирования силами третьей стороны, также работающей в сети. При этом содержание, поставленное издателем, увидит намного большее число потенциальных покупателей.

Как правило, информация (сообщения) RSS поставляется бесплатно, однако не стоит путать технологию RSS с технологией открытого доступа. В посланиях RSS обычно имеется только заглавие и краткое описание или аннотация, но вовсе не полный текст. Пользователь должен щелкнуть по полученному сообщению и выйти на веб-сайт издателя, а там – заплатить необходимую сумму за доступ ко всему документу.

Основы RSS

Для демонстрации этой полезной технологии, сравним ее с другими способами получения новостных сводок с различных веб-сайтов. В настоящее время при поиске новостей без поддержки RSS (будь то научные отчеты, результаты исследований или другая информация) пользователю приходится включать свой браузер и посещать те сайты, где он ожидает появления новой информации. Это занимает немало времени, особенно, если сайтов множество. При этом существует постоянный риск упустить нужную информацию, например из-за нехватки времени.

Подобные проблемы можно сгладить, если пользователь подпишется на услуги поставщиков новостей по электронной почте. Однако объемы материалов, доставляемых по электронной почте от нескольких новостных служб, могут оказаться запредельными. К тому же есть вероятность того, что часть сообщений будет отсечена антиспамовыми фильтрами. С этой точки зрения, подписка на услуги RSS избавит от необходимости посещать множество сайтов и приведет к тому, что все новые материалы со всех заказанных пользователем сайтов будут представлены единым пакетом; не будет перегрузки и заторов в почтовом ящике входящих сообщений электронной почты. Если какие-то из поступивших новостей покажутся интересными, нужно просто щелкнуть по соответствующей гиперссылке и перейти на сайт поставщика новостей (издательства), где размещен полный текст документа.

 

Технология RSS предлагает простой, быстрый, удобный и всесторонний по охвату способ быть в курсе всего нового, происходящего на интересующих вас многочисленных сайтах. А для издательств эта технология означает эффективный выход на существенно более широкую аудиторию потенциальных потребителей их продукции и услуг. Вместо того, чтобы пассивно ждать, когда же пользователь зайдет на сайт, издатели самостоятельно предлагают новые продукты своим подписчикам, постоянно напоминают о своем существовании и увеличивают вероятность обращения за полными текстами документов. Более того, поскольку технология RSS допускает совместное использование, то каналы – поставки новостей могут объединяться на многочисленных интегрирующих сайтах, от которых уже пойдет сводная информация, полученная из многих источников. Как сказал один издатель: «RSS существенно расширяет охват пользователей сети нашими услугами. Более того, распространяя идентификаторы цифровых объектов DOI, мы заметно увеличиваем количество стабильных и устойчивых точек доступа к нашим документам».

Пользователь может выбрать подходящую ему версию RSS-устройств (список дан в [3]). Это могут быть отдельно стоящие блоки либо вставки или расширения к сетевому браузеру (персональному компьютеру). Сетевые агрегаторы, иногда называемые порталами (например MyYahoo!), обеспечивают просмотр RSS без всяких дополнительных устройств. Настольные и сетевые устройства предлагают набор дополнительных полезных функций: подсветку или, наоборот, возможность спрятать какие-то записи в соответствии с указанными ключевыми словами; комбинирование нескольких блоков от различных поставщиков RSS в единый стринг; удаление просмотренных записей.

Реализация RSS

Реализация проектов формирования каналов RSS потребует от издателей сравнительно небольших расходов денег и времени. Существенными элементами являются:

выбор содержания для его последующего синдицирования (составления сводок и подборок);

генерирование и публикация кодов RSS;

как можно более широкое продвижение канала на рынке информации.

 

Выбор содержания. Многие издатели научной литературы сейчас используют RSS в качестве службы оповещения, поставляющей оглавления (содержание) и рефераты статей из массива журналов, выбранных пользователем. Это, конечно, полезное дело, но издатели не должны этим ограничиваться. Любое регулярное изменение информации на сайте может являться предметом RSS; чем большее число каналов RSS формирует издатель, тем легче будет читателю найти тему по интересам и отслеживать ее. К примеру, это могут быть объявления о вакансиях, пресс-релизы, информация о каких-либо мероприятиях, статьи на избранную тему, списки наиболее часто запрашиваемых документов и т.д. Объединение результатов поиска – это еще одна область, где издатель может проявить свои лучшие качества.

В службе PubMedНациональной медицинской библиотеки США пользователи могут проводить многократный поиск (можно сказать, постояннодействующий запрос по заданным терминам) в режиме канала RSS. По этим каналам пользователь может получать любую новую информацию и сведения о документах, поступивших с момента последнего обращения к считывателю RSS.

Генерирование кодов. RSS относится к существенно более простым языкам разметки по сравнению с другими языками (например HTML, SGML), используемыми научными издателями. Следовательно, конверсия в коды RSS из любого упомянутого формата относительно проста. Имеется множество способов такой конверсии, и конкретный выбор должен определяться, исходя из той технологии, которая применяется в издательском процессе.

RSS можно реализовать как финальный этап обработки сетевых документов формата HTML в ходе процесса «выжимки» (scraping). Это очень несложный и недорогой процесс. Издатели могут начинать с него, не прибегая к существенной модификации своей технологии. Однако для окончательной доводки содержания, полученного таким образом, может потребоваться дополнительное редактирование и ручная «очистка». Если же материал находится в специальных системах управления содержанием (contentmanagementsystems), то его трансформация в RSS пройдет быстро, аккуратно и без дополнительных затрат. Напомним, что для издательских процессов документы обычно кодируются, используются в производственном процессе и архивируются как SGML– или XML-файлы.

В издательских службах Американского института физики все большее число публикуемых документов в ходе производственного процесса форматируется как XML-файлы. При наличии тэгов разметки XML-файлов не составляет труда подготовить программу или таблицу соответствия для перехода в RSS. С помощью таких систем издательство Американского института физики может генерировать метки RSS не только для своих публикаций, но и для всех других, размещенных на веб-сайте института в рамках проекта Scitation [4]. Что касается других языков разметки, то генерирование RSS-каналов может осуществляться при наличии значительной технической поддержки. Вероятнее всего, большинство издателей предпочтут передать все заботы какой-то специализированной организации в режиме аутсорсинга, своему провайдеру или специалистам по обработке данных.

Продвижение RSS-канала. После формирования канала, его нужно активно продвигать, добиваясь наибольшего распространения и соответствующей хорошей отдачи на инвестиции. Обычно на сайтах, предоставляющих услуги RSS, ставится значок (иконка) “XML”. Кроме того, каналы RSS полезно регистрировать в каталогах и на поисковых машинах, с которых другие компании-интеграторы могут распространять канал по сети. (Адреса некоторых популярных RSS-каталогов перечислены в [5].)

Какого рода метаданные может предложить издатель?

Повсеместно распространенный формат Даблин Кор (DublinCore) с набором из 15 стандартных элементов записи – очевидный выбор для передачи метаданных по каналам RSS (спецификации для Даблин Кор-модуля применительно к RSS 1.0 см. в [6]). Однако в составе Даблин Кор отсутствуют некоторые элементы библиографических записей, которые могут иметь значение для научных издательств. Проект ПРИЗМ (PRISMInitiative – PublisherRequirementsforIndustryStandardMetadata) восполняет этот недостаток, вводя дополнительные определения и тем самым расширяя Даблин Кор. Метаданные формата ПРИЗМ доступны также в качестве модуля расширения к RSS 1.0 (спецификации модуля PRISM представлены в [7]).

Как отмечено ранее, существует ряд причин, по которым издатели выбирают RSS 1.0. Пока что совсем немногие издатели дают достаточно богатые, насыщенные информацией метаданные, но ориентировка на RSS 1.0 позволит в будущем легко перейти на более полные описания. Типичный состав RSS 1.0-разметки для одного из тематических каналов, работающих с содержанием «AppliedPhysicsLetters» («Письма в Журнал прикладной физики») содержит следующие элементы: название статьи, гиперотсылка к полному тексту, краткое описание содержания (в том числе фамилии и имена авторов, начало аннотации, полные выходные данные документа).

Обзор действующих систем RSS

Технология RSS быстро превращается в ключевую для сети, за последние два года ее освоение в системе научных издательств растет экспоненциально. Некоторые издатели все еще осторожничают, ограничиваясь поставками новостей, пресс-релизов и т.п., и не включаются в процесс поставки данных, непосредственно связанных с содержанием публикаций. Другие издатели уже полностью вовлечены в использование технологии RSS и помимо традиционных служб оповещения формируют более точно нацеленные каналы подачи информации, содержащие описательные метаданные. В таблице приведены некоторые образцы каналов RSS, созданных различными научными издательствами.

Каналы RSS, предлагаемые различными издательствами

Издательство

Содержание материалов в канале RSS

AIP Scitation

Оглавление журналов (содержание), новости и заголовки, тематические (предметные) подборки

BMJ

Содержание, заголовки, аннотации, ежедневные новости британского здравоохранения, новые сетевые материалы

BioMedCentral

Содержание, наиболее часто запрашиваемые статьи, канал «1 000 скрытых бриллиантов»

Elsevier

ScienceDirect

Бюллетень ScienceDirect, новые публикации компании

HighWirePress

Оглавления журналов

MedScape

Заголовки материалов на тему клинических исследований

Nature Publishing

Group

Оглавления журналов, вакансии, новости

PubMed

Результаты поиска в базе данных

Springer

Наименования новых публикуемых книг


Какое будущее у технологии RSS?

Определенно прослеживаются тенденции дальнейшего внедрения этой технологии в издательские процессы, а также расширение возможностей ее применения.

Одна из новейших разработок – внедрение системы объявлений в каналы RSS. Портал Yahoo! и сайт газеты «WashingtonPost» активно экспериментируют с этими способами рекламирования; система контент-ориентированной подачи рекламных объявлений GoogleAdsense также приступила к работе с RSS. Потенциал ожидаемой прибыли может привлечь в данный сектор новых поставщиков информации, сделать каналы еще более доступными и содействовать продвижению технологии RSS. Остается дождаться реакции подписчиков на появление объявлений в каналах RSS – и это определит перспективы развития.

Сегодня технологии RSS используют уже для передачи не только текстов, но и полных наборов научных данных, а также нетекстовых материалов. RSS приспособили и для передачи данных, кодированных в специализированных языках, используемых в химии, математике, графике (ChemicalMarkupLanguage, MathematicalMarkupLanguage, ScalableVectorGraphics). Каналы RSS эксплуатируются также в системе так называемого пакетного индивидуального вещания (podcasting), в котором аудио– и видеоклипы выгружаются на устройство особо большой емкости iPod, либо в настольный компьютер, или в какое-то иное устройство. В системе podcasting канал RSS дает указатели к тем или иным аудио– и видеодокументам, к которым пользователь может затем легко перейти.

Пока что неясно, сумеют ли библиотеки и другие центры обработки и передачи информации воспользоваться теми дополнительными метаданными, которыми издатели снабжают материалы в каналах RSS. Можно только надеяться, что будут разработаны новые приложения, повышающие пригодность этой информации для конечного пользователя. По крайней мере, можно полагать, что теоретическая доступность богатых по содержанию метаданных формирует перспективу оптимальной организации документов и условий их поиска. Известно важное эмпирическое правило: чем легче пользователю найти материалы какого-либо издателя, тем вероятнее обращение к полному тексту.

Типичные вопросы

«Какое влияние окажет RSS на трафик моего сайта?»

Поклонники RSS верят, что эта технология привлечет на сайт издателя множество покупателей. Канал поставки информации используется во многих местах, следовательно, с продукцией издателя ознакомится большее количество пользователей. Сами рассуждения выглядят убедительно, однако никакие эксперименты или статистические исследования пока не проводились.

Некоторые комментаторы полагают, что поскольку RSS дает пользователю только содержание, то суммарный трафик к некоторым сайтам может снизиться [7]. Это суждение может задевать лишь те сайты, которые полагаются на доходы от рекламы. Чаще всего речь идет о сайтах, где размещены не научные, а популярные материалы; они стремятся увеличить площадь для рекламных объявлений. Для сайтов научных издательств, не слишком зависящих от сетевых рекламодателей, потенциальное уменьшение общего количества просмотренных страниц вполне уравновешивается тем фактом, что растущее число мотивированных пользователей выходит непосредственно на те документы, которые их интересуют.

 

«Зачем мне создавать RSS-каналы, если я уже поставляю новости своим подписчикам электронной почтой через службу оповещения?»

Очень многие пользователи считают службу оповещения по электронной почте весьма полезной, однако столь же велико число тех, кому надоели постоянные заторы в почтовом ящике входящей корреспонденции. Многие пользователи по ряду причин, в том числе по соображениям защиты права на частную жизнь, не желают давать кому-либо свой электронный адрес. Еще одна проблема в получении электронной почты – ее сообщения могут оказаться задержанными или вообще уничтоженными в анти-спамовских фильтрах.

В технологии RSS эти проблемы не возникают, поскольку материалы поставляются напрямую выделенному пользователю и нет необходимости передавать кому-либо свой электронный адрес. Очень элегантно решаются проблемы посещения нескольких сайтов. Для многих пользователей преимуществом является то, что порог для участия в системе RSS очень невысок, т.е. эта служба существенно дешевле службы оповещения через электронную почту. Зачастую пользователь мечтает о технологии «одного окна» при работе с источниками информации – RSS в этом смысле едва ли не идеальное решение, полностью отвечающее их пожеланиям.

 

«Я не хотел бы передавать свои материалы фирмам-агрегаторам, потому что это может разрушить базу моих подписчиков и привести к размыванию моей торговой марки. Зачем же мне обращаться к RSS?»

Разница между формированием каналов RSS и заключением лицензионных соглашений с поставщиком полных текстов – огромная. При передаче полных текстов в распоряжение фирмы-агрегатора вы фактически передаете ей все взаимоотношения с покупателем. Фирма-агрегатор обычно контролирует программную платформу, с которой документы передаются пользователю. При использовании RSS, напротив, вы сами как издатель осуществляете синдицирование (сведение воедино) заголовков и аннотаций. Для получения документов пользователь обязательно придет именно на ваш сайт за полным текстом. Иначе говоря, технология RSS позволяет издателю сформировать новые маршруты к своим публикациям, при этом сами публикации (их содержание) остаются под вашим полным контролем. Конечно, если вы прибегли к услугам третьей стороны и синдицирование содержания реализуется другой компанией, у нее могут быть свои взгляды и мнения на этот счет – она будет подавать документы со своего сайта и в соответствии со своими интересами. Если издатель заинтересован в сохранении идентификации своего торгового знака и имени, то нужно обязательно встраивать свой логотип во все документы, идущие от вас по каналам RSS.

 

«Могу ли я отслеживать использование моих материалов?»

Можно отслеживать несколько аспектов, касающихся интенсивности использования RSS, в том числе количество подписчиков на ваши услуги, темп переходов к документам на вашем сайте. Постоянное отслеживание активности позволяет определить наиболее эффективные каналы и соответствуют высокой отдаче на вложения. Издатель должен сознавать, что при передаче своих материалов третьей стороне может оказаться, что тысячи пользователей будут заходить только через один зарегистрированный канал подписки на RSS-услуги. Поэтому отслеживание активности использования именно ваших материалов при передаче синдицирования третьей стороне может потребовать разработки дополнительных кодов разметки и финансовых вложений.

 

«Сохраняется ли авторское право на материалы, идущие через мой канал RSS?»

Да, сохраняется. У издателей остаются все права на интеллектуальную собственность, касающиеся любого материала, распространяемого по каналам RSS. Соответственно, право устанавливать любые условия пользования этими материалами остается за ними.

Большинство издателей хотели бы, чтобы каналы с извещением об их продуктах распространялись как можно шире, однако в каких-то случаях они могут сознательно ограничить доступ к своим документам на конкурирующих с ними сайтах или на тех сайтах, которые занимаются агрегированием каналов, принадлежащих третьей стороне и существующих за счет продажи мест для рекламы (т.е. в случае, когда третья сторона зарабатывает деньги за счет привлекательности ваших документов). Эти соображения нужно иметь в виду тем издателям, которые создают собственные порталы, где перераспределяются потоки информации, поступающие из разных каналов RSS. Более подробную информацию о проблемах авторского права применительно к RSS можно найти на сайте Центра коллективного управления авторскими правами (CopyrightClearanceCenter) [8].

 

«Трудно ли создать свой канал RSS?»

Для издателей, уже вовлеченных в распространение своих публикаций через сеть, переход к RSS не представляет никаких сложностей. Конверсия в формат RSS может выполняться автоматически на основе имеющихся данных, силами собственного персонала или в режиме аутсорсинга.

Передовой опыт поставки документов по каналам RSS

Технология RSS создана совсем недавно и поэтому трудно говорить о каком-то общепризнанном передовом опыте. Тем не менее можно дать некоторые рекомендации, собранные на основе использования RSS в Американском институте физики, а также из исследований Поля Миллера (PaulMiller), сотрудника Британского офиса Библиотечных сетей (UKOfficeforLibraryNetworking, UKOLN) [9].

Соблюдайте спецификации стандартов RSS и проверяйте правильность структуры с помощью соответствующих сетевых инструментов (бесплатную проверку правильности разметки RSS можно выполнить по адресу http://librdf/org/rss/). Нестандартные RSS-каналы могут не читаться некоторыми пользователями.

Сохраняйте постоянное место для канала RSS. Основная цель технологии RSS – извещение о происходящих изменениях – может быть достигнута, только если само местонахождение RSS в сети не меняется.

Своевременно обновляйте содержание канала. Технология RSS предназначена для самых свежих разработок, продуктов и услуг, поэтому удаляйте или переводите в архив старое содержание, а не оставляйте его в конце списка.

Имейте ясное представление о целевой аудитории канала. Разные каналы преследуют разные цели и используются разными сообществами подписчиков. Если перед каналом ставится слишком много целей, лучше создать новые каналы для более узкой аудитории.

Настойчиво продвигайте ваш канал. Зарегистрируйте каналы в сетевых каталогах и всеми средствами оповещайте пользователей о доступности канала.

Берегите бренд вашего канала. Чтобы избежать любого ущерба для торговой марки при использовании вашего канала на синдицирующих сайтах, обязательно проставляйте свой логотип на ваших документах.

Список использованных и рекомендуемых источников

1.    Hammond T. Why choose RSS 1.0? // XML.com July 2003. http://www.xml.com/pub/a/ 2003/07/23/rssone.html

2.    Ayers D. Extending RSS. // XML.com July 2003. http://www.xml.com/pub/a/ 2003/07/23/extendingrss.html

3.    http://allrss.com/rssreaders.html

4.    http://scitation.aip.org/apl/rss.jsp

5.    http://web.resource.org/rss/1.0/modules/dc.

6.    www.Syndic8.com; www.rssclearinghouse.com; www.feedster.com; www.TheFeed Directory.com

7.    http://www.prismstandard.org/resources/mod_prism.html

8.    Copyright Clearance Center http://www.cccnewsletter.com/ccc_publisher_news_ winter_2006/rssfeature.htm

9.    Miller, Paul. Syndicated content: it’s more than just some file formats? // Ariadne, Issue 35, April 2003. http://www.ariadne.ac.uk/issue35/miller/intro.htm

 

Дополнительные материалы

Дискуссионная группа RSS 1.0 http://groups.yahoo.com/group/rss-dev

Группа поддержки RSS 2/0 http://groups.yahoo.com/group/RSS2-Support

Pilgrim, Mark. What is RSS? http://www.xml.com/pub/a/2002/12/18/dive-into-xml.html

Nottingham, Mark. RSS Tutorial http://www.mnot.net/rss/tutorial

 

Техническиеспецификации RSS

RSS 1.0 : http://web.resource.org/rss/1.0/spec

RSS 2.0 : http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss


  
На главную