Научные и технические библиотеки №6 2007 год
Содержание:

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Коломейчук Е. М. Выбор показателей деятельности региональной библиотеки

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Кудряшова Г. Ю. Цели Болонского процесса и перспективы вузовских библиотек

Сукиасян Э. Р. Болонский процесс и библиотечная практика

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А. И. Что такое RSS?

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Нгуен Тхи Донг. Модернизация библиотечно-информационного дела Вьетнама и проблема подготовки профессиональных кадров

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сенокосов Ю. П. Журнал для гражданина «Общая тетрадь»

Блюменау Д. И. К эре постинтеллигенции или обществу социальной справедливости?

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. 100 лет со дня рождения Федора Николаевича Пащенко

Каратыгина Т. Ф. Ученый, организатор и пропагандист библиотечного дела. (К 50-летию В. К. Клюева)

Глазырина В. В. Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра

НАШИ АВТОРЫ


БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 02(597)

Нгуен Тхи Донг

Модернизация библиотечно-информационного дела Вьетнама
и проблема подготовки профессиональных кадров

В 1990-х гг. Вьетнам переживал серьёзные перемены, обусловленные социально-экономической реформой. Переход к рыночной экономике коренным образом изменил экономические и социокультурные условия в области библиотечного дела. Информатизация и социально-экономические перемены привели к изменению социальной роли библиотек, а также содержания, характера и объема информационных потребностей читателей; внесли существенные коррективы в организацию библиотечной среды; оказали влияние на характер, классификацию современных библиотечно-информационных услуг. Все это отразилось на содержательном, интеллектуальном, культурном и профессиональном уровне требований к квалификации библиотекаря.

Сегодня библиотечное дело Вьетнама преодолевает сложный этап своего развития, связанный с трудностями переходного периода и существованием в жестких условиях рыночной экономики и модернизации библиотечной деятельности. Резкое снижение государственного финансирования (прежде всего на комплектование фондов), перевод библиотечной деятельности на новые технологии (что в свою очередь сказывается на полноте и качестве библиотечно-информационного обслуживания) замедляют дальнейшее развитие библиотек, их вхождение в мировое информационное пространство.

Стремясь ориентироваться на мировые тенденции развития библиотек, вьетнамские библиотековеды вступают на путь исканий, наработки опыта по переводу библиотечных процессов на новые технологии, выявления возможностей сотрудничества с международными организациями, активного участия в международных конференциях, семинарах, стажировках по актуальным направлениям библиотечно-информационной работы, тренингах для повышения квалификации. Участие в этих мероприятиях имеет неоценимое значение в изучении мирового опыта, а также в корректировании национальной библиотечной политики.

Проведение кардинальных реформ в библиотечно-информационном деле: формирование правовой и нормативно-регламентирующей базы развития библиотечно-информационной деятельности, координация и кооперация формирования единого национального библиотечно-информационного фонда и библиотечно-информационного обслуживания, перевод библиотечно-информационной деятельности на новые современные технологии, создание национальной библиотечно-информационной компьютерной сети – актуальнейшие задачи. Самое важное при всем этом – решение кадровых проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации, эффективным и оптимальным использованием библиотечно-информационныхкадров, поскольку будущее библиотечно-информационного дела страны находитсяв их руках и во многом зависит от уровня их профессионализма и активности.

В связи с переходом общества к новой формации утвержден ряд правовых документов, которые прямо или косвенно относятся к библиотечному строительству, деятельности библиотек и использованию библиотечно-информационных ресурсов. В их содержании отражена принципиальная позиция государства в развитии библиотечного дела и обеспечении кадрами библиотек и органов информации. Главный акцент сделан на быструю модернизацию и автоматизацию библиотечно-информационного дела в масштабе всей страны, обновление механизма управления библиотечно-информационной деятельностью, а также на постепенный переход научно-технической информации к рыночным условиям существования.

Государственная позиция в сфере информатизации и применения информационных технологий в библиотечной деятельности нашла отражение в постановлении 49/CP «О развитии информационных технологий в стране в 90-х гг.» (1993). Главный упор сделан на широкое и быстрое внедрение информационных технологий во все области социально-экономической деятельности, в том числе и в библиотечно-информационную, популяризацию информационной культуры на всех уровнях образования. При этом обеспечено бюджетное финансирование общей национальной информационной инфраструктуры и реализации государственных целевых программ, включая программы информатизации библиотечно-информационной деятельности.

В указании 58-CT/TWVIII съезда Компартии Вьетнама Центральному комитету «Об интенсификации внедрения и развития информационных технологий, служащих делу модернизации и индустриализации» (2000) содержится тезис о том, что внедрение и развитие информационных технологий являются приоритетной задачей в стратегии социально-экономического развития страны. Главное внимание уделено созданию общенациональной системы информации.

Развитие Интернета во Вьетнаме стимулируется постановлениями 55/2001/NĐ-CP “Об управлении, обеспечении и использовании Интернета” (2001) и 33/2003/QĐ-TTg “О плане развития Интернета во Вьетнаме в период 2001–2005 гг.” (2003). Согласно этому плану к 2010 г. услугами Интернета будут обеспечены все учебные заведения различных уровней. Намечены постепенная электронизация библиотек учебных заведений и научно-исследовательских институтов, формирование национальных электронных фондов публичного характера, основная доля информации в которых будет представлена на вьетнамском языке. Для обслуживания соотечественников, живущих за границей, по приказу ЦК Компартии 36-NQ/TW (2004) создана электронная библиотека.

Правила финансирования информационных технологий во Вьетнаме определяют циркуляры Минфинансов 99/2001/TT/BTC «Положение о преимущественном финансировании внедрения и развития информационных технологий» (2001), Минфинансов и Минкультуры и информации 97/TTLB/VHTT-BTC“О расходах на применение и эксплуатацию информационных технологий в библиотеках” (2002).

Важнейшей основой для создания и развития сети научно-технической информации Вьетнама стал закон “О науке и технологии” (2000). Он открыл качественно новую страницу в истории информатизации – деятельность в области НТИ во Вьетнаме впервые стала регулироваться законодательно. Закон гласит: «Государство инвестирует создание современной общенациональной системы научно-технической информации; обеспечивает условия для того, чтобы полно и своевременно информировать о важных достижениях в области науки и технологии страны и мира; обнародует правовой статус для эффективного управления научно-техни­ческой информацией».

В связи с этим принято постановление 159/NĐ-CP“О деятельности системы научно-технической информации” (2004). В нем отмечены приоритеты развития НТИ и меры по их реализации. В этих документах высоко оценена роль кадров библиотечно-информационных специалистов в социально-экономическом развитии страны, подчеркнуто, что “подготовка и повышение квалификации библиотечно-информационных кадров должны рассматриваться как одно из главных направлений работы в сфере научно-технической информации, ибо кадры специалистов представляют собой одно из решающих условий для ее развития”.

Важным шагом в развитии библиотечно-информационного дела Вьетнама стал указ “О библиотеке” (2000), имеющий силу библиотечного закона [1]. В этом основополагающем документе подчеркнуто: “Библиотека имеет функции и задачи хранения культурного наследия народа. Она должна собирать, хранить и обеспечивать общенародныйдоступ к документально-информационным ресурсам с целью распространения знаний, удовлетворения информационных потребностей всех слоев народа в образовании, исследовании и досуге; вносить вклад в повышение культурного уровня народа, подготовку трудовых ресурсов, выращивание талантов, развитие отраслей науки, технологии, экономики и культуры, обслуживающих индустриализацию и модернизацию страны”. В Указе наряду с общими положениями о правах, ответственности в организации библиотечной деятельности, о типах и видах библиотек особое место занимает тезис об усилении инвестирования в библиотечное дело и подготовку библиотечных кадров.

Благодаря активизации государственной библиотечно-информа­ционной политики процесс компьютеризации библиотечно-информацион­ной деятельности идет быстро. Активно внедряется новая информационная техника, используются передовые формы обслуживания читателей, расширяются информационные связи с внешним миром. Ряд крупных библиотек Вьетнама начинает внедрять информационные технологии в сферу сбора, хранения, обработки, переработки и передачи документов. Широко используется программа СDS-ISIS (ЮНЕСКО), разработанная на вьетнамском языке для создания, управления и эксплуатации баз данных.

Процесс компьютеризации привел к формированию и развитию автоматизированных информационных сетей. Это позволяет крупным библиотекам страны объединяться в использовании общих информационных ресурсов. Большинство научных отраслевых и университетских библиотек полностью оснащены компьютерной техникой и имеют доступ к Интернету. Для студентов организованы Интернет-классы, создаются локальные автоматизированные сети, предоставляется возможность знакомиться с новейшими электронными обучающими программами. Во всех библиотеках различных типов и видов страны формируются электронные каталоги и базы данных.

В плане реализации идеи “образование – государственная первоочередная задача” увеличено государственное ассигнование на образование в целом и высшее образование в частности. С 2002 г. действует проект “Повышение собственной способности вузов”. Финансирование этого проекта обеспечивается в основном за счет кредита Мирового банка (WB). Стоимость проекта для каждого участника составляет более 10 млрд донг: свыше 7 млрд донг (500 тыс. долларов США) из WBи 3 млрд донг из госбюджета. Участие в этом проекте разрешено 14 крупным вузам страны [2].Целью проекта является интенсификация собственной способности вузов в библиотечно-информационном обслуживании. Главные аспекты содержания проекта заключаются в 1) информатизации библиотечно-информационной деятельности – оснащении техническими средствами; 2) развитии документных фондов с главным упором на приток иностранной литературы; 3) повышении квалификации библиотечно-информационных кадров и внедрении информационных технологий в библиотечно-информационную деятельность. В процессе реализации проекта особое внимание уделяется выбору компьютерной программы, отвечающей специфике современной библиотечно-информационной деятельности.

Так впервые во Вьетнаме осуществляется унификация деятельности (пока в рамках 14 крупных вузов). Выбор библиотечной программы для создания и управления БД реализуется при значительной помощи многих опытных экспертов данной сферы. К сожалению, унификация не осуществляется каким-либо органом, имеющим функцию государственного управления, или Библиотечным объединением вузов Вьетнама. Участие в проекте дает вузовским библиотекам возможность модернизировать свою материально-техническую базу, изучать современные достижения, обогащать информационные ресурсы и открывать к ним широкий доступ, повышать качество профессиональных кадров.

В результате реализации проекта в 2005 г. в Ханойском политехническом институте открыта самая большая электронная библиотека во Вьетнаме. На первом этапе создания в нее вошли 2,5 млн названий электронных документов. Библиотека оснащена 500 компьютерами, подключенными к Интернету. На следующих этапах число компьютеров будет увеличено. К 2010 г. фонд библиотеки составит 8–10 млн электронных документов. Десятиэтажное здание библиотеки имеет несколько читальных залов на 4 тыс. мест, залы мультимедиа, залы традиционных конференций и телеконференций с использованием спутниковой связи, предназначенные для дистанционного обучения [3].

Широкое внедрение современных информационных технологий привело к быстрому формированию электронных библиотек, подключенных к локальным, государственным и международным сетям. Начинается развитие информационного обслуживания в режиме онлайн. При этом Национальный центр научно-технической информации и документации (NACESTID) становится центром удаленного доступа к Интернету. Идет формирование библиотечно-информационных центров во многих учреждениях разных ведомств, в высших учебных заведениях, имеющих научно-технические библиотеки. Это способствует созданию новой единой системы распространения документальной информации. Центры предоставляют не только традиционные библиотечные услуги, но и информационные. Таким путем преодолевается многолетняя изоляция библиотек от информационных структур.

Массовое внедрение компьютерных технологий в публичных библиотеках Вьетнама началось в 1991 г. по проекту “Компьютеризация сети публичных библиотек”, стоимость которого составила 17,5 млрд донг (около 1,2 млн долларов США). Осуществление этого проекта поручено Национальной библиотеке. В результате в конце 1994 г. библиотеки 53 провинций Вьетнама были оснащены компьютерами. Началась автоматизация библиотечных процессов. Почти во всех публичных библиотеках созданы базы данных и ведется обмен информацией между ними через информационные сети с помощью протокола Z39.50. В 1996 г. Национальная библиотека создала самостоятельную сеть информации для публичных библиотек Минкультуры и информации Вьетнама.

В настоящее время 13 провинциальных и городских библиотек страны имеют собственную веб-страницу. При разработке общей веб-страницы библиотек одного района используются различные формы координации и кооперации. Интенсифицируется внедрение информационных технологий в обслуживание читателей – в провинциальных библиотеках организуются залы мультимедиа документов, оснащенные современными техническими средствами, где читатели могут пользоваться Интернетом.

С 2001 г. некоторые провинциальные библиотеки развертывают проекты создания электронных библиотек, одновременно увеличивая комплектование электронных документов. Ориентируясь на автоматизацию поиска информации, многие библиотеки создают собственные электронные библиографические БД, отражающие все имеющиеся у них материалы. Этим библиотекам обеспечено бюджетное финансирование.

Большое внимание уделяется созданию баз данных правовой и краеведческой литературы. Почти во всех провинциальных и городских библиотеках Вьетнама создаются БД краеведческих материалов; количество их библиографических записей постоянно растет. Помимо Национальной библиотеки, полнотекстовые БД разного уровня созданы в девяти провинциальных и городских библиотеках. Самая большая БД создана библиотекой г. Хошимина – в нее включены 10 тыс. названий документов [4].

Новым импульсом процесса информатизации вьетнамского общества является утверждение “Стратегии развития информации во Вьетнаме до 2010 г.” (2005). В этом документе определены основные направления ускорения развития общенациональной системы информации. Основной руководящий принцип ее создания и деятельности – государственность. Главный акцент делается на политическом, культурном, научном и профессиональном качествах распространяемой информации. Особое внимание уделяется политико-идеологической работе: сохранение и развитие идей марксизма-ленинизма, идей Хошимина, установок партии и политики правительства.

Как и в большинстве государств мира, перспективы развития библиотечного дела Вьетнама рассматриваются как неотъемлемый компонент государственной информационной политики и отражаются в соответствующих документах. Так, в 2004 г. разработан проект развития библиотечного дела до 2010 г. и ориентировочно до 2020 г. [5]. Ключевая позиция заключается в ускорении модернизации системы библиотек в соответствии с социально-экономическим развитием страны и мировыми тенденциями. При этом необходима интенсификация внедрения современных информационных технологий во все звенья библиотечной деятельности, в частности в сети публичных библиотек.

Поставлена задача добиться, чтобы к 2010 г. все провинциальные и городские библиотеки были подключены к локальной сети Национальной библиотеки и к Интернету. Намечен эксперимент по созданию сетевых полнотекстовых баз данных. Кроме того, нужно активизировать экспансию электронных ресурсов, одновременно обеспечивая свободный доступ к ним. Запроектировано ускорить модернизацию школьных библиотек и детских отделов в сети публичных библиотек. Одновременно в крупных городах страны создаются самостоятельные детские библиотеки. Требуется также подготовить достаточное количество библиотечно-информационных кадров. Им необходимо иметь прочные идейно-политические знания, быть компетентными в своей профессии, удовлетворять не только требованиям модернизации и индустриализации своей страны, но и условиям, предъявляемым к специалистам при международном обмене.

Несмотря на то, что информационные технологии широко внедрены в библиотечно-информационную деятельность Вьетнама, они эффективны не в той мере, как ожидалось. В силу сложившейся финансовой ситуации и состояния трудовых резервов каждая библиотечная сеть решала проблемы автоматизации самостоятельно. Отраслевая разобщенность библиотек, отсутствие унифицированной политики государства в данной области затрудняли создание единого информационного пространства в стране. Для преодоления этих трудностей требуется очень много финансовых затрат.

Одной из главных причин неэффективности является то, что большинство руководителей, в том числе и руководителей библиотечно-информационных органов, рассматривают проблему модернизации библиотечного дела преимущественно как оснащение библиотек новым техническим оборудованием. Они забывают человека, обеспечивающего эксплуатацию этих технических средств. Поэтому решение кадровой проблемы становится важнейшим условием успешной модернизации любой области, в том числе и библиотечно-информационной.

Результат анкетирования, проведенного в конце 2005 г., показал, что кадры библиотекарей Вьетнама не только малочисленны по количеству, но и слабы по качеству. Трудоустраиваются они неравномерно. В крупных городах ощущается их избыток, а в других местах страны – серьезная нехватка профессионалов. Вьетнамские библиотековеды единодушны во мнении, что выпускники специальных учебных заведений не вполне соответствуют требованиям современного библиотечно-информационного обслуживания. Нарекания вызывает уровень владения современной техникой и способами поиска информации. Учитывая социально-экономические преобразования, а также изменения в библиотечно-информационной деятельности, выпускники должны владеть не только библиотечно-информационными знаниями, но и навыками использования информационного потенциала. В содержании обучения необходимо оптимально сочетать традиционные и современные технологии библиотечно-информационного обслуживания. Вместе с этим необходимо ориентироваться преимущественно на опережающее обучение будущих специалистов.

Таким образом, модернизация и повышение социальной роли библиотек на современном этапе обусловили новые профессиональные требования к библиотечным работникам. Четко проявилась тенденция к расширению профиля специалиста библиотечного дела. Ныне не подлежит сомнению факт нарастающей технологической составляющей в гуманитарном библиотечном образовании.

В таких условиях увеличение циклов информационных дисциплин в структуре библиотечного образования, рассмотрение особенностей их преподавания становятся объективным и неотложным требованием для всех ступеней профессиональной подготовки. Это в значительной степени определяет развитие библиотечного дела страны. Однако вопрос об увеличении удельного веса информационных дисциплин до возможно допустимых пределов ещё не получил однозначного решения. Но ясна неправомерность предположения, что чем больше увеличивается объем часов на информационные дисциплины, тем лучше. Здесь необходимо учитывать специфику прикладной информационной технологии, внедряемой именно при пересечении библиотечной и информационной деятельности. Это значит, что информационное обучение современных библиотекарей должно охватывать самые главные знания и навыки в процессах сбора, обработки, хранения, поиска и распространения информации, а также оценки информационных систем и услуг. Надо думать и о том, как может помочь библиотекарям техника в их профессиональной деятельности. Согласно мнению американского педагога и библиотековеда профессора Г. Вайта, техника сама по себе не меняет цели работы библиотекарей, она лишь создает благоприятные условия, чтобы библиотекари могли выполнять свою работу наилучшим образом [6].

В заключение надо сказать, что в условиях бурной информатизации и глобализации общества отставание в модернизации библиотек грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сферы, но и страны в целом. Библиотеки должны органично вписаться и стать существенной составляющей частью в новой информационной инфраструктуре.

Проблема модернизации библиотек должна решаться комплексно и всесторонне. При её реализации главное и чрезвычайно сложное состоит в модернизации человеческих взглядов – не только руководителей исполнительной власти, библиотечно-информационных органов, но и рядовых исполнителей – библиотечно-информационных работников.

Модернизация библиотечно-информационного дела должна пониматься как непрерывное обновление и совершенствование всех звеньев системы. Людские ресурсы играют в ней решающую роль.В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки библиотечно-информационных кадров. Подготовка должна быть построена на кардинально инновационной основе.

Список использованных источников

1.     Phap lenh Thu vien. – Ha Noi: Chinh tri quoc gia, 2001. – 25 tr. (Указ о библиотеке. – Ханой : Госполитиздат, 2001. – 25 с.).

2.     Nguyen Van Hanh. Thu vien dai hoc Viet Nam trong cac du an giao duc dai hoc / Nguyen Van Hanh // Thong tin va tu lieu. – 2004. – № 1. – Tr. 33–37. (Нгуен Ван Хань. Вузовские библиотеки Вьетнама в проектах обновления высшего образования. // Информация и документация. – 2004. – № 1. – С. 35–37).

3.     Se khai truong thu vien dien tu lon nhat Viet Nam // Thong tin va tu lieu. – 2004. – № 3. – Tr. 38. (Открытие самой большой во Вьетнаме электронной библиотеки // Информация и документация. – 2004. – № 3. – С. 38).

4.     Kieu Van Hot. Hoat dong thong tin khoa hoc cua he thong thu vien cong cong / Kieu Van Hot // Ky yeu Hoi nghi nganh thong tin khoa hoc va cong nghe lan thu 5 (Ha Noi, 25–26/11/2005). – Ha Noi, 2005. – Tr. 39–42. (Кеу Ван Хот. Научно-техническая деятельность сети публичных библиотек // 5-я Общенациональная конференция области научно-технической информации : Сб. тез. докл. – Ханой, 2005. – С. 39–42).

5.     Quy hoach phat trien nganh Thu vien Viet Nam den nam 2010 va dinh huong den nam 2020 (Du thao). – Ha Noi, 2004. – 90 tr. (Проект планирования развития библиотечной отрасли Вьетнама до 2010 г. и ориентирование до 2020 г. / Министерство культуры и информации Вьетнама. – Ханой, 2004. – 90 с.).

6.     White Herbert S. Library computer: Tools or toys? // Library Journal. – 1998. – Nov. 123. – Р. 40–41.

 

  
На главную