Научные и технические библиотеки №7 2007 год
Содержание:

Сукиасян Э. Р. Мы живем в меняющемся мире. Как развивался наш профессиональный язык за последние 40 лет

Шилов В. В. Материальная ответственность: история с риском (для библиотекаря)

Редькина Н. С., Кулева О. В., Толкунова Г. Л. Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности

Доценко О. Ф. Деятельность библиотеки по организации самостоятельной работы студентов

Дрозд О. М., Астапович Л. Л., Грядовкина М. Ю. Внедрение национального коммуникативного формата BELMARC в работу ЦНБ им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Сетевые технологии нового поколения

НАША ПРОФЕССИЯ

Пашин А. И. Основные черты профессии

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Текущая библиографическая информация по экономике как составная часть научной поддержки национальных программ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Библиографический указатель к 100-летию Веры Александровны Артисевич

Коготков Д. Я. Монография о постсоветском студенчестве

Ляшенко Т. В. Технологический подход к деятельности библиотек: теория и практика

ЮБИЛЕИ

Антонова С. Г. Поздравляем с юбилеем! (К 60-летию Ю. П. Мелентьевой)

Иванова Е. В. День рождения Института

Амеличкина Л. И. От начала путь далек. (К 35-летию научной библиотеки Орловского государственного института культуры и искусств)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 801

УДК 008:378

Е. В. Иванова

День рождения Института

Орловский государственный институт искусств и культуры (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования) в марте 2007 г. отметил свое 35-летие. Много это или мало? Мало, если оценивать перспективы развития вуза, его будущее. Много, если судить по достижениям и реализованным проектам ОГИИК. О них и расскажем.

 

Немного истории

1972 г., март. По решению Совета Министров Российской Федерации и инициативе местных руководящих органов создан Орловский филиал Московского государственного института культуры. Первым директором филиала был Александр Федорович Герасимов.

1982 г. С этого года и по сей день вузом руководит Николай Александрович Паршиков, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, действительный член Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник культуры, почетный работник высшего образования России.

1990 г. Орловский филиал МГИК получил статус самостоятельного вуза.

1995 г. – переименован в Орловский государственный институт искусств и культуры.

1994, 1999, 2004 г. – прошел государственную аттестацию и аккредитацию; получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и свидетельство о государственной аккредитации.

Институт сегодня

Наш ректор

Николай Александрович Паршиков работает в ОГИИК более 30 лет. Начинал здесь преподавателем, потом стал деканом культурно-просветительского факультета. В 1982 г. назначен директором Орловского филиала МГИК. С 1991 г. неоднократно избирался ректором, последние выборы состоялись в 2005 г. Награжден орденами Почета, Дружбы и медалью Жукова.

Под руководством Н. А. Паршикова институт вырос в крупное учебное заведение Центральной России. Ректор стал инициатором изменений, касающихся модернизации системы подготовки кадров высококвалифицированных специалистов для сферы искусств и культуры с учетом задач и перспектив информатизации общества, развития вузовской науки.

Талант и призвание руководителя сопрягаются в деятельности Н. А. Паршикова с глубоким научным изучением проблем современной высшей школы. Как ученого и руководителя-практика его волнуют проблемы многоуровневой подготовки кадров, развития образования в условиях рынка, гуманитарной подготовки специалистов в вузе, вопросы воспитания. Он защитил докторскую диссертацию «Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств», опубликовал ряд научных работ по этой проблеме.

Н. А. Паршиков уделяет значительное внимание вопросам социальной политики, укреплению материально-технической базы вуза.

Плодотворна деятельность Н. А. Паршикова в Совете ректоров Орла, в докторском совете Московского государственного университета культуры и искусств.

 

Наши преподаватели

Несомненно, главное богатство института – это его педагоги. Сегодня на 17 кафедрах ОГИИК трудятся свыше 130 штатных преподавателей; они вносят весомый вклад в совершенствование учебного процесса, расширение и углубление научно-исследовательской работы вуза. Около 40 педагогов удостоены государственных наград и почетных званий, среди них: А. М. Буравлев – почетный работник высшего профессионального образования, Л. В. Быковский – заслуженный работник культуры, С. И. Гавдис – заслуженный работник культуры, Н. И. Заикин – заслуженный работник культуры, С. П. Мелешина – почетный работник высшего профессионального образования, А. И. Федченко – заслуженный работник культуры, Н. А. Чеснокова – заслуженный работник физической культуры, В. П. Якунина – заслуженный работник культуры, Н. А. Куделько – заслуженный работник высшей школы.

Ученых института отличают профессиональное педагогическое мастерство, широкая эрудиция, творчество и научный поиск, высокий уровень методической подготовки.

Преподаватели поддерживают и развивают те традиции и формы работы, которые закладывались и укреплялись педагогами старшего поколения. В. А. Архангельская, Г. Г. Гольцов, О. В. Князева, В. Г. Котов, Т. Д. Крылова, Н. С. Мартынова, М. В. Пикалов, Л. П. Пикалова, В. П. Полянов, Г. В. Смирнова, С. С. Швачко и другие привнесли особый стиль, особую тональность в практику педагогической деятельности.

…Менялись название учебного заведения, его структура. Неизменным оставалось одно – все эти годы вуз готовил высококвалифицированные кадры для учреждений культуры региона. Многие бывшие студенты ОГИИК избрали педагогическую работу и преподают в стенах родного института: О. О. Борисова, Л. В. Бухвостова, Е. В. Домаренко, М. Р. Ермо­хина, А. Л. Есипов, В. Ю. Иванова, Л. В. Иванова, И. А. Ивашова, И. А. Ку­рапина, Б. А. Леонова, Н. А. Меренкова, Л. В. Митрохина, Е. Ю. Рейнбах, Т. Н. Сомова, И. М. Фоменко, Н. Г. Чеченева, С. А. Щекотихина, Г. В. Якуш­кина и многие, многие другие.

Коллектив ОГИИК находится в состоянии творческого поиска, ясно видит перспективы дальнейшего развития вуза. При этом институт ощущает постоянную поддержку в любых своих начинаниях со стороны Орловской областной администрации и губернатора области Е. С. Строева.

 

Наши студенты

Студенты ОГИИК обучаются на четырех факультетах: библиотечно-информационном, художественного творчества, социально-культурной деятельности и факультете дополнительного профессионального образования. Институт готовит специалистов по 13 специальностям и направлениям, 20 квалификациям; осуществляет повышение квалификации работников культуры и искусства региона.

За годы своего существования институт стал крупным учебно-методическим, научным и творческим центром региона. ОГИИК подготовил более восьми тысяч высококвалифицированных специалистов для Орловской, Белгородской, Брянской, Курской и других областей Центральной России.

В 1990 г. институт приступил к реализации программы многоуровневой подготовки кадров, заключил договоры с 27 училищами и колледжами культуры и искусства, музыкальными училищами региона. В систему непрерывной подготовки кадров включены не только профессиональные учебные заведения, но и образовательные школы (музыкальные, хоровые и хореографические, школы искусств), а также учреждения дополнительного профессионального образования. Данная программа успешно осуществляется, при этом ОГИИК выступает учебно-методическим центром региона по реализации многоуровневой системы подготовки кадров.

 

Научные и творческие достижения педагогов и студентов ОГИИК представлены на конкурсах, фестивалях, конференциях. Традиционными стали такие мероприятия, как фестиваль «Альма-матер» (организует кафедра режиссуры и мастерства актера), областной конкурс студенческих научных работ по библиотековедению, библиографоведению и книговедению им. В. Н. Денисьева (организует кафедра библиотековедения и библиографии); региональный конкурс исполнителей народной песни среди солистов и малых ансамблей (организует кафедра народного хорового пения), конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся колледжей культуры и искусств (организует кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования) и др.

В 2006 г. ОГИИК стал организатором целого ряда конференций. Совместно с Российской ассоциацией электронных библиотек проведена конференция «Информационные ресурсы региона: современное состояние, проблемы интеграции». При активном участии и содействии Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина успешно прошли Четвертые Денисьевские чтения.

Стоит отметить работу института в проведении Пятых Славянских чтений, тема которых особенно значима: «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия».

Событием в профессиональной сфере стали конференции «Актуальные проблемы теории и практики социально-культурной деятельности», «Мультимедийные технологии обучения иностранным языкам в неязыковом вузе», «В. С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции», «Многоуровневая подготовка специалистов в сфере художественного образования», «Актуальные проблемы документационного обеспечения и подготовка кадров».

С успехом прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы» (2006 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и нравственное становление специалистов социокультурной сферы России: традиции, преемственность и перспективы развития» (2005 г.).

22–23 марта 2007 г. состоялась Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона», посвященная 35-летию ОГИИК. Это мероприятие – плановое в цикле ежегодных научных форумов, проводимых институтом по проблемам профессиональной подготовки специалистов для сферы искусств и культуры.

Коллектив преподавателей и студентов ОГИИК вовлечен в общественную жизнь города, области, участвует в многочисленных концертах и культурно-массовых мероприятиях. Широкой известностью пользуются творческие коллективы вуза, ставшие лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов: хореографический ансамбль «Радуга» (руководители Н. И. Заикин, И. М. Фоменко), вокальные ансамбли «Канцона» (руководитель Е. Н. Болдовская) и «MaleStyle» (руководитель Л. В. Малацай), фольклорный ансамбль «Каравай» (руководитель С. Н. Чабан), муниципальный оркестр русских народных инструментов (руководитель и дирижер В. К. Сухорослов), муниципальный ансамбль духовной музыки «ЛИК» (руководитель Д. О. Коваленко). Активную сольную и музыкально-исполнительскую деятельность ведут И. И. Банникова, Е. Н. Болдовская, О. А. Гаврилова, О. В. Городчанина, Л. И. Дугина, С. Н. Чабан и др.

ОГИИК сегодня – это современный учебный корпус и общежитие, специализированные аудитории и кабинеты, компьютерные классы, лекционные и концертные залы, классы для индивидуальных занятий, библиотека, студия звукозаписи, спортивный зал, столовая.

Большим событием в жизни вуза стало строительство нового учебного корпуса площадью более 7 тыс. кв. м, который планируется сдать в эксплуатацию в 2007 г. Новый просторный корпус позволит существенно улучшить условия для учебной, научной, творческой деятельности студентов и преподавателей.

 

Библиотечно-информационный факультет

Библиотечный факультет существует со дня основания института; в 1996 г. на основании решения Ученого совета и приказа ректора факультет переименован в библиотечно-информационный (БИФ). На шести кафедрах факультета идет подготовка высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационного профиля для центральных областей Российской Федерации.

БИФ готовит кадры по специальностям: 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», 070503 «Музейное дело и охрана памятников», 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». За годы существования факультет выпустил более трех тысяч специалистов, получивших квалификацию «менеджер информационных ресурсов», «библиотекарь-библиограф, преподаватель», «музеевед», «документовед».

Решая задачи модернизации образования, профессорско-преподава­тельский состав БИФ уделяет особое внимание инновационным подходам в организации работы; одним из первых в России выступил с инициативой внедрения в практику многоуровневой системы подготовки библиотечно-информационных кадров. Заключив соглашения с колледжами культуры Белгородской, Брянской, Курской, Орловской и Липецкой областей, преподаватели факультета успешно осуществляют обучение специалистов по системе «колледж–вуз».

С 1996 г. БИФ является базой проведения совещаний Учебно-методического совета по библиотечно-информационному образованию при УМО вузов Российской Федерации, по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности, информационных ресурсов.

На базе БИФ неоднократно проводились различные научно-прак­тические конференции: «Библиотека и вуз в условиях рынка», «Библиотечное дело и образование: проблемы и перспективы», «Автоматизация библиотек региона», «Музеи региона и проблемы подготовки кадров», «Современная детская библиотека – центр детского чтения», «Непрерывное экологическое образование библиотечно-информационных специалистов», «Развитие библиотечно-информационного образования в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование», «Сохранение культурного наследия: проблемы и перспективы» и др.

 

Аспирантура

2005 г., март. ОГИИК получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям научных работников: 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности; 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки).

Для ОГИИК аспирантура – дело новое и очень перспективное. Создаются условия для совершенствования подготовки научно-педагогических кадров как из числа своих преподавателей, так и руководителей и сотрудников учреждений социально-культурной сферы Орловской и других областей региона.

 

…Хорошо, когда при подведении итогов очевидны наглядные результаты плодотворной работы. И очень хорошо, когда рассказ об истории развития вуза венчает не точка, а многоточие. Это, как известно, означает, что действие не завершено и многое еще впереди…

С Днем Рождения, Институт!

 

 

  
На главную