Научные и технические библиотеки №7 2007 год
Содержание:

Сукиасян Э. Р. Мы живем в меняющемся мире. Как развивался наш профессиональный язык за последние 40 лет

Шилов В. В. Материальная ответственность: история с риском (для библиотекаря)

Редькина Н. С., Кулева О. В., Толкунова Г. Л. Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности

Доценко О. Ф. Деятельность библиотеки по организации самостоятельной работы студентов

Дрозд О. М., Астапович Л. Л., Грядовкина М. Ю. Внедрение национального коммуникативного формата BELMARC в работу ЦНБ им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Сетевые технологии нового поколения

НАША ПРОФЕССИЯ

Пашин А. И. Основные черты профессии

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Текущая библиографическая информация по экономике как составная часть научной поддержки национальных программ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Библиографический указатель к 100-летию Веры Александровны Артисевич

Коготков Д. Я. Монография о постсоветском студенчестве

Ляшенко Т. В. Технологический подход к деятельности библиотек: теория и практика

ЮБИЛЕИ

Антонова С. Г. Поздравляем с юбилеем! (К 60-летию Ю. П. Мелентьевой)

Иванова Е. В. День рождения Института

Амеличкина Л. И. От начала путь далек. (К 35-летию научной библиотеки Орловского государственного института культуры и искусств)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 801

УДК 025.5:002.5

О. Ф. Доценко

Деятельность библиотеки по организации
самостоятельной работы студентов

Опыт Научной библиотеки Приморской государственной сельскохозяйственной академии.

Характер принципиальных изменений, происходящих сегодня в системе образования, отражается в понятии новая парадигма образования. Ее суть характеризуется следующими факторами:

смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

дополнение традиционного принципа формировать профессиональные знания, умения и навыки принципом формировать профессиональную компетентность.

Нетрудно заметить, что в новой парадигме образования значительное место занимает информационная составляющая. Задача библиотеки сегодня – не только обеспечить доступ читателям к существующим информационным ресурсам, но и научить их искать и использовать эту информацию в целях оптимального удовлетворения индивидуальных информационных потребностей с применением как традиционных, так и новых информационных технологий.

Реализация концепции формирования информационной культуры личности и организации самостоятельной работы студентов, разработанной Кемеровским НИИ информационных технологий социальной сферы, осуществляется в Научной библиотеке Приморской государственной сельскохозяйственной академии (НБ ПГСХА) по следующим основным направлениям:

1. Внедрение в учебный процесс курса «Основы информационной культуры личности».

2. Информационно-просветительская деятельность библиотеки.

 

Для формирования информационной культуры студента в библиотеке разработана программа, главная цель которой – не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление об информационной картине мира, информационное мировоззрение, подготовить к жизни в информационном веке. Программа включает освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации, овладение методами ее переработки, изучение и практическое использование технологий подготовки и оформления результатов самостоятельной работы.

Отдел библиографии проводит занятия по «Основам информационной культуры» для первокурсников по шестичасовой программе. Подготовлена презентация электронного проспекта курса «Основы информационной культуры личности», включающая 48 слайдов. Электронный вариант курса раскрывает студентам возможности информационного сервиса библиотеки, знакомит со справочно-поисковым аппаратом. В библиотеке Института экономики и бизнеса проводятся декады первокурсника, куда включены занятия по «Основам информационной культуры».

В библиотеке Института механизации и Института землеустройства студенты первого курса знакомятся с «Основами информационной культуры» на двухчасовой лекции о библиотеке и ее справочно-библиографическом аппарате. На третьем курсе проводятся занятия по информационным ресурсам библиотеки, студенты учатся работать с реферативными журналами, библиографическими указателями, правильно оформлять списки литературы к курсовым и дипломным проектам.

В настоящее время НБ ПГСХА приступила к созданию учебно-методического обеспечения программы «Информационная культура личности» (методические разработки уроков, практических занятий и др.), разрабатываются средства диагностики уровня информационной культуры и контроля (тестирование), степени усвоения учебного материала. Доминирующим компонентом учебных материалов должны стать сведения, формирующие технологические знания, содержащие ответ на вопрос, как делать, применительно к каждому информационному продукту или процессу.

С началом автоматизации отдельных библиотечно-библиогра­фических процессов в НБ ПГСХА значительно активизировалась информационно-просветительская деятельность, направленная на организацию самостоятельной работы студентов. На мой взгляд, сегодня можно говорить о формировании у студентов информационной компоненты самостоятельной учебной деятельности, которая должна включать в себя знание возможностей информационных технологий и умение их применять. Методика организации учебного процесса, в частности самостоятельной работы студентов, обогащается за счет использования возможностей информационно-коммуникационных технологий. Сегодня библиотека видит свою задачу в раскрытии для студентов возможности получать образовательные услуги с помощью технологий, имеющихся в ПГСХА.

Читателю, как и в обычной окружающей его предметной среде, необходима система координат. В такой системе должна быть точка отсчета – ориентир, которым стали алгоритмы поиска информации, разработанные справочно-библиографическим отделом, библиографами Института экономики и бизнеса: путеводители по сайтам «Сельское хозяйство в сети Интернет», «Экономика. Маркетинг. Менеджмент», «Гуманитарные науки: Интернет-ресурсы – студенту», «Электронная картотека – шаг за шагом». Подготовлен рекомендательный список сайтов «Экология и проблемы окружающей среды в Интернете».

В электронную базу данных библиотеки вносятся все новые поступления книг и статьи из периодических изданий. В настоящее время БД содержит около 50 тыс. записей, что позволяет пользоваться ею как библиографам при выполнении тематических запросов, так и самим читателям самостоятельно. Использование электронного каталога позволяет вести оперативный и эффективный поиск необходимой информации по любому полю библиографической записи.

БД являются основой для осуществления комплекса информационных услуг, подготовки информационных изданий по проблемам, отраслям, темам. Работая с библиографическими БД при поиске книг, журнальных или газетных статей, пользователи убеждаются в преимуществе компьютерного поиска; осваивают совершенно новые виды поиска (по ключевым словам, по словарю и т.д.), учатся сохранять результаты в электронном виде.

Выполнение запросов пользователей осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Из запросов, выполненных письменно, в справочно-библиографическом отделе создан «Архив тематических справок»; библиографическая БД которого систематически используется нашими пользователями самостоятельно при подборе литературы для курсовых, дипломных работ, написания рефератов и докладов.

Степень востребованности нашей информационной базы очень велика, так как она позволяет максимально полно отвечать на тематические запросы, включает ретроспективный поиск и использование мировых информационных ресурсов, обеспечивает всем участникам образовательного процесса возможность самостоятельного овладения навыками работы в различных информационно-поисковых системах.

Библиотека подключена к Интернету. На сайте ПГСХА есть и веб-страничка библиотеки, где мы имеем возможность помещать информацию о книжных новинках, о мероприятиях, проводимых библиотекой.

С октября 2006 г. в НБ ПГСХА началась эксплуатация АБИС «Руслан», что позволит использовать результаты автоматизации в территориально удаленных подразделениях библиотеки и значительно улучшит обеспечение наших пользователей информационными ресурсами.

Информационные электронные ресурсы библиотеки включают электронный каталог, картотеки, алфавитно-предметный указатель, полнотекстовые проблемно-ориентированные файлы, два последних указателя трудов сотрудников ПГСХА, БД авторефератов и диссертаций, поступивших в библиотеку. Коллекция CD–ROM содержит мультимедийные энциклопедии, путеводители по лучшим музеям мира, развивающие и обучающие программы, краеведческую информацию по городам Приморского края.

Сегодня наблюдается интерес к рекомендательной библиографии, особенно к ее малым формам. Библиотека систематически выпускает бюллетени новых поступлений, тематические библиографические указатели: «Компьютерные технологии в образовании» (76 назв.), «Нетрадиционные методы лечения в ветеринарии» (24 назв.), «Разведение сельскохозяйственных животных» (366 назв.), «Лесное и охотничье хозяйство Дальнего Востока на страницах журналов 2003–2005 гг.» (64 назв.), «Болонский процесс: перспективы развития» и др.; подготовлены буклеты «Библиотека Института экономики и бизнеса – центр деловой информации», «Электронный читальный зал», «Библиографическое описание документов»; созданы рекламно-информационные папки «Национальный проект “Развитие АПК” на страницах сайта Министерства сельского хозяйства РФ», «Стандарты аудита», «Бизнес информация – дипломнику» и др.

Активно используется студентами ПГСХА информационно-правовая поисковая система «Консультант Плюс», которая систематически обновляется и содержит колоссальный объем правовых документов. Навыки, приобретаемые студентами при работе с этой поисковой системой, пригодятся им и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Большое внимание уделяет библиотека выставочной работе. В справочно-библиографическом отделе постоянно действует выставка «Информационные ресурсы библиотеки – в помощь учебному процессу», раскрывающая студентам возможности библиотеки в обеспечении учебного процесса. Выставки «Информационные технологии в образовании», «Компьютерные технологии в формировании информационной культуры личности», «Новые информационные издания» позволяют студентам более эффективно организовать самостоятельную работу во внеаудиторное время.

Большое место в работе библиотеки занимает массовое информационное обслуживание – проведение дней информации, днейспециалиста, дней дипломника.

Дни специалиста проходят в рамках ежегодных студенческих конференций. Это комплексные мероприятия, включающие тематические выставки, выставки новой литературы, тематические и информационные обзоры, консультации. В проведении конкурсного мероприятия «День специалиста-технолога» в 2006 г. использовали новую форму – презентацию папки «Деловое досье специалиста-технолога», куда вошли веб-сайты по новым технологиям в хлебопечении, библиографические списки литературы, перечень нормативных документов и стандартов, консультация «Межбиблиотечный абонемент».

Для студентов и преподавателей разработано учебно-методическое пособие по оформлению списка использованной литературы. В нем даны примеры библиографического описания документов по ГОСТ 7.1–2003, правила оформления списка использованной литературы.

Мы считаем, что сегодня следует рассматривать библиотеку как главный системообразующий элемент, где генерируется информационно-образовательная и социокультурная среда для студента. Дальнейшее развитие библиотеки как части единой информационной образовательной среды зависит от развития общества, распространения новых идей в педагогических и смежных науках и того внимания, которое государство уделит вопросам образования.

 

Список использованных источников

Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М. : Школ. б-ка, 2003. – 296 с.

Ермолович Е. В. Информационно-коммуникативные технологии в управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов / Е. В. Ермолович // Информатика и образование. – 2005. – № 2. – С. 102–106.

Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса как региональный центр реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» // Школ. б-ка. – 2005. – № 3. – С. 2–31.

От информационного общества – к обществу знания // Всемирный саммит по информационному обществу ЮНЕСКО / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 82–84.

Программа «Информация для всех» в России. – М., 2004. – 24 с.

 

  
На главную