Научные и технические библиотеки №7 2007 год
Содержание:

Сукиасян Э. Р. Мы живем в меняющемся мире. Как развивался наш профессиональный язык за последние 40 лет

Шилов В. В. Материальная ответственность: история с риском (для библиотекаря)

Редькина Н. С., Кулева О. В., Толкунова Г. Л. Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности

Доценко О. Ф. Деятельность библиотеки по организации самостоятельной работы студентов

Дрозд О. М., Астапович Л. Л., Грядовкина М. Ю. Внедрение национального коммуникативного формата BELMARC в работу ЦНБ им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Сетевые технологии нового поколения

НАША ПРОФЕССИЯ

Пашин А. И. Основные черты профессии

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Текущая библиографическая информация по экономике как составная часть научной поддержки национальных программ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Библиографический указатель к 100-летию Веры Александровны Артисевич

Коготков Д. Я. Монография о постсоветском студенчестве

Ляшенко Т. В. Технологический подход к деятельности библиотек: теория и практика

ЮБИЛЕИ

Антонова С. Г. Поздравляем с юбилеем! (К 60-летию Ю. П. Мелентьевой)

Иванова Е. В. День рождения Института

Амеличкина Л. И. От начала путь далек. (К 35-летию научной библиотеки Орловского государственного института культуры и искусств)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 801

НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 023

А. И. Пашин

Основные черты профессии

Размышления библиотечного специалиста о роли и задачах библиотекаря вчера, сегодня и завтра.

Библиотечная профессия – особая профессия. Библиотекарь постоянно имеет дело с людьми, которые приходят в библиотеку. Среди них учащиеся, рабочие, крестьяне, ученые, специалисты различных отраслей народного хозяйства, предприниматели, банкиры, пенсионеры, инвалиды. И с каждым он должен найти общий язык, выслушать, удовлетворить его потребности. Библиотеки ведут одновременно различные виды деятельности: информационную, культурно-просветительскую, педагогическую, научную, досуговую, которые требуют глубоких знаний, эрудиции, высокой культуры, организаторских способностей.

Вот почему с самого начала возникновения библиотек в России ученые, писатели, политические деятели, практики уделяли большое внимание формированию профессиональных качеств библиотекаря.

Еще в XIV в., когда у нас стали появляться монастырские библиотеки, в них назначались книгохранители, которым предписывалось сберегать книги и рукописи, выдавать их для чтения, помогать посетителям в усвоении прочитанного.

В XVII в. русский ученый и государственный деятель В. Н. Татищев в своем труде «Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской» дал первое объемное определение понятия библиотечной профессии. «Библиотекáрий (так он называл библиотекаря) – человек, которому библиотека поручается… должен быть многих наук и разных языков… наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и острого рассуждения, ибо он должен в начале всякой книги качество знать; и если он в той науке недостаточен, от искуснейших рассуждение требовать, дабы он желающему что-либо полезное сочинить знал о книгах, способных тому, совет дать… стараться древние, а пачеманускрипты, яко же и новые достойные книги, собирать, их в порядок ставить и в целости хранить, и никакой книги без совершенной проверенности из библиотеки не отдать» [1. С. 15].

Развивая эти положения в начале XIX в., директор публичной библиотеки в С.-Петербурге А. Н. Оленин расценивал библиотечного работника как активного участника создания отечественной культуры. Одну из задач библиотеки А. Н. Оленин видел в доставлении всех «возможных удобностей пользователю». «Одна из главных обязанностей библиотекаря, – говорил он, – состоит в учтивом и ласковом принятии посетителей, оказании им, без разбора лиц, всех возможных услуг в отыскании сочинений, нужных для занятий» [2. С. 52].

Многое сделал для формирования профессии библиотекаря В. И. Собольщиков, работавший в публичной библиотеке С.-Петербурга заведующим отделением Россика.Он написал два пособия для библиотекарей «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» и «Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 года». В. И. Собольщиков писал, что библиотекарь должен отыскивать посетителям не только те книги, которые у него спрашивают, «он должен стремиться к тому, чтобы библиотеку его можно было рассматривать как одну книгу и видеть все, что в ней есть по каждому предмету знаний» [3. C. 75].

Значительную роль в развитии теории библиотечного дела, определении роли библиотекаря сыграл Н. А. Рубакин. Он считал главными задачами библиотеки привлечение к чтению всего населения, распространение научных знаний, руководство чтением различных групп читателей. Н. А. Рубакин неоднократно подчеркивал, что «центром библиотеки является не книга, а живой человек, социальный коллектив… Библиотека – это не место для пассивной выдачи книги читателю, как отпускают товар в лавке; это оружие и оружие острое, это искры, которые зажигают человека интересом к науке, знанию, борьбе» [4. C. 86].

Н. А. Рубакин считал целью каждой библиотеки вооружение читателя знанием, пониманием, активным настроением в работе над самообразованием. «Для того, чтобы библиотека могла правильно работать, – говорил он, – чтобы она могла служить не только удовлетворению личных и всяких иных вкусов, чтобы она была не одним развлечением, а могущественным оружием просвещения… в ней необходимо должен находиться некоторый цикл книг» и подчеркивал: «В хорошей библиотеке по каждой науке должен быть выбор таких книг, которые могли бы вводить в область знаний людей всяких степеней образования: от низших до высших» [4. C. 84]. По мнению Н. А. Рубакина, в библиотеке должны находиться книги, представляющие все общественные движения, и библиотекарь должен терпимо относиться к этому. В настоящее время эта мысль нашла отражение в законе «О библиотечном деле» (1994), где записано, что библиотеки должны отражать в своей деятельности сложившееся в обществе идеологическое иполитическое многообразие. В ряде региональных законов это положение уточнено, сказано, что библиотекарь, удовлетворяя запросы пользователей, должен проявлять нейтралитет к любым общественным движениям и партиям.

Н. А. Рубакин говорил также о том, что библиотекарь должен сознательно работать над распространением лучших книг, он не должен приспосабливаться к нижним вкусам, удовлетворять какой угодно спрос. У каждого человека есть больная струнка души, и библиотекарь призван найти и предложить ему книгу, которая заставит эту струнку звучать, и человек сдвинется с места. Эта мысль Н. А. Рубакина имеет в настоящее время особое значение. Сейчас преобладает издание массовой литературы: детективов, фентези, любовного романа, исторической беллетристики, мистики и т.д., значительная часть которых написана не лучшим литературным языком, носит, как правило, развлекательный характер. Тогда как предназначение книги дать возможность человеку подняться над собой, способствовать его стремлению в будущее. Писатель Василий Шукшин говорил: «Попробуйте мысленно окинуть нынешнее книжное море – тревожно за молодых пловцов. Ах, как нужна помощь старшего, умного! Книги выстраивают целые судьбы» [5. C. 18]. Этим старшим и умным человеком и является библиотекарь.

Большое внимание развитию библиотечного дела уделял В. И. Ленин. В его трудах содержится много мыслей по вопросам пропаганды книги, изучения читателей, организации библиотечного обслуживания. В своей работе «Что можно сделать для народного образования?» В. И. Ленин охарактеризовал общественную роль библиотеки и библиотекаря. Он говорил о том, что нужно «…видеть гордость и славу публичной библиотеки не в том, сколько в ней редкостей, сколько каких-нибудь изданий XVI века или рукописей X века, а в том, как широко обращаются книги в народе, сколько привлечено новых читателей, как быстро удовлетворяется любое требование на книгу, сколько книг роздано на дом, сколько детей привлечено к чтению и пользованию библиотекой» [6. C. 32]. Следовательно, библиотекарь должен не только заботиться об оперативном и качественном удовлетворении запросов посетителей, но и привлекать к чтению новых читателей, особенно детей.

Сейчас вопрос о вовлечении в чтение детей и взрослого населения стоит в нашей стране очень остро. Если раньше по чтению мы были впереди практически всех стран, то в последнее время значительно отстали. Данные международных исследований показывают, что доля людей старше 18 лет, желающих читать, в России составляет 51%, в то время как в Норвегии – 73%, Швеции – 71%, Англии – 69%. Причем библиотеками мы обеспечены лучше, чем другие страны. В России на 100 тыс. населения приходится 36 библиотек в то время как в Италии – 27, Германии – 14, Великобритании – 8. За последние годы в связи с уменьшением читающих снизилась грамотность населения. Грамотность характеризуется способностью людей получать и использовать информацию на работе, в учебе, в повседневной жизни. По данным международных исследований Россия отстает по грамотности от развитых стран Запада. Доля людей старше 18 лет с высоким уровнем грамотности в России составляет 21%, в Швеции – 73%, США – 53%, Великобритании – 47% [7. C. 6].

Среди причин сокращения читаемости в нашей стране следует отметить низкий уровень обновления фондов библиотек. Ежегодное обновление фондов библиотек в России составляет 2%, в Великобритании – 9%, в Швеции – 5%. В западных странах в библиотеки поступают 30–35% издаваемой печатной продукции, в России – 5–6%. Второй важной причиной является отсутствие единой общедоступной базы данных о книгах, выпускаемых в России. В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российский книжный союз разработали Программу развития чтения, которая определяет приоритетные направления усилий государства, общественности, библиотекарей по распространению чтения, повышению грамотности населения. В настоящее время одна из главных задач библиотекарей – реализация этой программы, всемерное привлечение к чтению детей и взрослого населения.

Значительное количество трудов по вопросам роли библиотек и библиотекаря в обществе принадлежит Н. К. Крупской, обращавшей особое внимание на воспитательную роль руководства чтением. Библиотекарь, говорила она, является организатором доведения лучших книг до читателя, помощником ему в выборе нужной книги, консультантом. Особенно подчеркивала она важность изучения читателей. «Чтобы наилучшим образом обслуживать запросы массы, давать ей то, что ей в данную минуту нужнее всего, давать наиболее целесообразными методами, пробуждая ее самодеятельность, организуя ее – для этого надо хорошо эту массу знать, знать уровень ее развития, запас имеющихся у нее знаний, взгляды ее на жизнь, условия ее труда и жизни, ее быт, всю ее жизненную обстановку, ее желания, стремления, социальные навыки» [8. C. 28].

Н. К. Крупская говорила о том, что библиотека может принести не только огромную пользу, но и большой вред. «Нужно, чтобы книги были хорошие, интересные, учитывали потребности данного района и текущего момента, чтобы нужные книги приходили вовремя» [8. C. 128]; предупреждала библиотекарей о том, что не надо излишне опекать читателя, во многом он может разобраться и сам.

Большое внимание уделяли библиотеке и библиотекарю писатели. Французский писатель Андре Моруа высоко ценил книгу, библиотеку и библиотекаря. Он говорил, что книга помогает человеку подняться над самим собой, и подчеркивал: «Роль библиотекаря в обществе поистине огромна. Библиотекарь – это хранитель всей культуры человечества, посредник между накопленным веками культурным наследием и деятельностью современников… Библиотекарь всегда советчик. Именно он руководит читателями, учит их обращаться с каталогами, пользоваться библиотечным фондом. Профессия библиотекаря требует помимо деловых качеств страстного увлечения своей прекрасной специальностью, желания в любую минуту прийти на помощь тем, кто стремится к знанию» [5. C. 454].

Академик Д. С. Лихачев высоко оценивал роль библиотек в развитии культуры, науки, знаний, воспитании нравственности человека и всего общества. Он говорил о том, что дело каждого человека приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою и всего человечества. «Книжное чтение и почитание книжное должно сохранять для нас и для будущих поколений свое высокое место в нашей жизни, в формировании наших жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не дать замусорить наше сознание различного рода чтивом и бессодержательной, часто развлекательной безвкусицей» [9. C. 315]. Он подчеркивал, что библиотекарь – не просто помощник ученого, каждого читателя. Библиотекарь – сам ученый, который работает не над одной и притом своей темой, а над многими чужими темами, помогая каждому человеку, пришедшему в библиотеку.

Важное значение Д. С. Лихачев уделял русскому языку, правильной речи. «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер, – говорил он, – прислушаться к тому, как он говорит… язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры» [9. C. 176].

Подавляющее большинство наших библиотекарей хорошо владеют русским языком, пропагандируют его знание, стимулируют любовь к нему. К сожалению, и у библиотечных работников бывают случаи недостаточно четкого, невыразительного языка. Еще Н. К. Крупская говорила о том, что надо умело использовать в работе русский язык. «Нельзя просто швыряться узкобиблиотечными терминами, как мы привыкли это делать… Говорить надо так, чтобы не только библиотекарь понимал, но чтобы и самым широким слоям читателей было бы ясно и понятно, о чем идет речь» [8. C. 186].

Не показывает нам пример хорошего, яркого языка наше радио. Каждое утро по российскому радио мы слышим объявления о том, что в воскресенье можно пообщаться с писателем Михаилом Веллером, «книги которого воруют в магазинах и библиотеках». Возникает вопрос, что пропагандируют дикторы радио: воровство в магазинах и библиотеках или писателя М. Веллера и его произведения? Подобных примеров немало.

Библиотека – великий очаг культуры, хранитель лучших художественных произведений, научных знаний, народных традиций, народной мудрости. «Общение с книгой, – говорил А. Т. Твардовский, – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» [5. C. 112].

Библиотеки сейчас стали многофункциональными. Наряду с основной деятельностью они выполняют и досуговую функцию: организуют досуг людей, поскольку являются практически единственным очагом культуры, осуществляющим преимущественно бесплатное обслуживание посетителей. Библиотекари широко и ярко ведут пропаганду достижений нашей отечественной культуры, берегут наш великий русский язык.

Доктор педагогических наук, профессор В. В. Серов, занимавший пост заместителя министра культуры СССР, очень хорошо знал библиотекарей и так оценил их деятельность: «Библиотекари – это подлинные мастера и энтузиасты своего дела, активные пропагандисты политических и научных знаний, пользующиеся большим уважением читателей и всего населения» [10. C. 41]. Очень показательна оценка деятельности наших библиотекарей доктором педагогических наук Н. И. Тюлиной, которая более восьми лет работала директором Библиотеки ООН в Нью-Йорке: «Они не только полностью соответствовали предъявляемым требованиям, но и нередко бывали профессионально сильнее иностранцев. Марка наших библиотек, сформировавших их как специалистов, нелегкое международное испытание выдержала с честью» [11. C. 99].

 

Основные черты профессии библиотекаря формировались на протяжении нескольких веков. Видные ученые, писатели, государственные деятели, библиотечные работники ярко раскрыли роль библиотечного специалиста в жизни общества, его деловые качества, нравственные ценности, стремление в любую минуту прийти на помощь каждому человеку.

И сегодня важными чертами библиотечного специалиста являются любовь к людям, знание своего дела, стремление к саморазвитию, творческое отношение к работе, высокая культура и начитанность, широкая эрудиция, высокие нравственные качества, профессиональная этика, ответственность и принципиальность.

Библиотечная профессия постоянно развивается. На нее возлагаются задачи, связанные с осуществлением в стране реформ, переходом к рыночным отношениям, решением экономических, социальных и моральных проблем, информатизацией библиотечного дела. Усложнение информационно-библиотечной деятельности вызывает необходимость использования более широкого спектра форм и методов работы, адаптации библиотекарей к быстро меняющимся условиям, к новым запросам пользователей. Все это требует от библиотекарей дальнейшего повышения профессиональных знаний, развития профессионального сознания, что включает в себя осознание целей библиотечного дела и каждой библиотеки, правил и норм своей профессии, законодательных актов, регулирующих информационно-библиотечную деятельность, стремление к обновлению профессиональных знаний, постоянный анализ своей работы.

Призвание библиотечных работников – целенаправленно изучать потребности пользователей, уровень их читательской и информационной культуры, стимулировать их самообразование, активно участвовать в реализации программы развития чтения и грамотности детей и взрослого населения.

Сегодня библиотекарь должен повышать свою профессиональную компетентность, овладевать современными информационными технологиями, новыми формами и методами обслуживания пользователей, библиотечным маркетингом, рекламной деятельностью, развивать связи с общественностью, заботиться об организации доступа пользователей к качественной информации из наших и мировых информационных ресурсов.

Следует критически осмысливать и использовать передовой опыт в библиотечном деле, прогнозировать результаты своей работы. Библиотекари призваны способствовать созданию комфортной среды, в которой было бы удобно функционировать и читателям, и сотрудникам. В нашей стране немало людей, которые по тем или иным причинам не способны посещать библиотеки. Долг библиотекарей организовать их обслуживание вне стен библиотеки, осуществлять программы внебиблиотечного обслуживания и обучения пользователей.

Ныне, в условиях, когда библиотеки практически остались единственными учреждениями культуры, обслуживающими население бесплатно, было бы хорошо практиковать организацию для населения досуговых мероприятий, воспитывающих культурное и социальное сознание пользователей, толерантность, пропагандирующих народные традиции, патриотизм.

Сегодня библиотека не может функционировать в полной мере без сотрудничества с партнерами, спонсорами на местном, региональном, общегосударственном и международном уровнях. Практика показывает, что это сотрудничество успешно развивается и активно содействует совершенствованию деятельности библиотек.

 

Список использованных источников

1. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря. – М. : МГУК, 1996. – 90 с.

2. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – М. : Кн. палата, 1988. – 272 с.

3. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. – М. : Книга, 1980. – 352 с.

4. Рубакин Н. А. Рубакин (лоцман книжного моря). – М. : Мол. гвардия, 1979. – 204 с.

5. Человек читающий. HomoLegens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества; сост. С. И. Белза. – М. : Прогресс, 1983. – 454 с.

6. Ленин В. И. и библиотечное дело. – М. : Книга, 1977. – 432 с.

7. Концепция национальной Программы развития чтения в РФ как приоритетного направления в области культуры / Российский книжный союз. – М. – 2006. – 17 с.

8. Крупская Н. К. О библиотечном деле. – М. : Книга, 1976. – 224 с.

9. Лихачев Д. С. Раздумья. – М. : Дет. лит., 1991. – 318 с.

10. Серов В. В. Новый этап библиотечного строительства в СССР. – М. : Книга, 1976. – 48 с.

11. Тюлина Н. И. Дома и на чужбине. Записки библиотекаря со счастливой судьбой. – М. : Либерея, 1999. – 136 с.


  
На главную