УДК 801
НАША ПРОФЕССИЯ
УДК 023
А. И. Пашин
Основные черты профессии
Размышления библиотечного специалиста о роли и задачах библиотекаря
вчера, сегодня и завтра.
Библиотечная профессия – особая профессия. Библиотекарь
постоянно имеет дело с людьми, которые приходят в библиотеку. Среди них учащиеся,
рабочие, крестьяне, ученые, специалисты различных отраслей народного хозяйства,
предприниматели, банкиры, пенсионеры, инвалиды. И с каждым он должен найти
общий язык, выслушать, удовлетворить его потребности. Библиотеки ведут
одновременно различные виды деятельности: информационную,
культурно-просветительскую, педагогическую, научную, досуговую, которые требуют
глубоких знаний, эрудиции, высокой культуры, организаторских способностей.
Вот почему с самого начала возникновения библиотек в России
ученые, писатели, политические деятели, практики уделяли большое внимание формированию
профессиональных качеств библиотекаря.
Еще в XIV в.,
когда у нас стали появляться монастырские библиотеки, в них назначались
книгохранители, которым предписывалось сберегать книги и рукописи, выдавать их
для чтения, помогать посетителям в усвоении прочитанного.
В XVII в.
русский ученый и государственный деятель В. Н. Татищев в своем труде
«Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской»
дал первое объемное определение понятия библиотечной профессии.
«Библиотекáрий (так он называл
библиотекаря) – человек, которому библиотека поручается… должен быть многих
наук и разных языков… наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и
острого рассуждения, ибо он должен в начале всякой книги качество знать; и если
он в той науке недостаточен, от искуснейших рассуждение требовать, дабы он
желающему что-либо полезное сочинить знал о книгах, способных тому, совет дать…
стараться древние, а пачеманускрипты, яко же и новые достойные книги,
собирать, их в порядок ставить и в целости хранить, и никакой книги без
совершенной проверенности из библиотеки не отдать» [1. С. 15].
Развивая эти положения в начале XIX в., директор публичной библиотеки
в С.-Петербурге А. Н. Оленин расценивал библиотечного работника как
активного участника создания отечественной культуры. Одну из задач библиотеки
А. Н. Оленин видел в доставлении всех «возможных удобностей
пользователю». «Одна из главных обязанностей библиотекаря, – говорил он, –
состоит в учтивом и ласковом принятии посетителей, оказании им, без разбора
лиц, всех возможных услуг в отыскании сочинений, нужных для занятий» [2. С. 52].
Многое сделал для формирования профессии библиотекаря
В. И. Собольщиков, работавший в публичной библиотеке С.-Петербурга
заведующим отделением Россика.Он написал два пособия для библиотекарей «Об
устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» и «Обзор больших
библиотек Европы в начале 1859 года». В. И. Собольщиков писал, что
библиотекарь должен отыскивать посетителям не только те книги, которые у него
спрашивают, «он должен стремиться к тому, чтобы библиотеку его можно было
рассматривать как одну книгу и видеть все, что в ней есть по каждому предмету
знаний» [3. C. 75].
Значительную роль в развитии теории библиотечного дела,
определении роли библиотекаря сыграл Н. А. Рубакин. Он считал
главными задачами библиотеки привлечение к чтению всего населения,
распространение научных знаний, руководство чтением различных групп читателей.
Н. А. Рубакин неоднократно подчеркивал, что «центром библиотеки является
не книга, а живой человек, социальный коллектив… Библиотека – это не место для
пассивной выдачи книги читателю, как отпускают товар в лавке; это оружие и
оружие острое, это искры, которые зажигают человека интересом к науке, знанию,
борьбе» [4. C. 86].
Н. А. Рубакин считал целью каждой библиотеки вооружение
читателя знанием, пониманием, активным настроением в работе над самообразованием.
«Для того, чтобы библиотека могла правильно работать, – говорил он, – чтобы она
могла служить не только удовлетворению личных и всяких иных вкусов, чтобы она
была не одним развлечением, а могущественным оружием просвещения… в ней
необходимо должен находиться некоторый цикл книг» и подчеркивал: «В хорошей
библиотеке по каждой науке должен быть выбор таких книг, которые могли бы
вводить в область знаний людей всяких степеней образования: от низших до
высших» [4. C. 84]. По мнению
Н. А. Рубакина, в библиотеке должны находиться книги, представляющие
все общественные движения, и библиотекарь должен терпимо относиться к этому. В
настоящее время эта мысль нашла отражение в законе «О библиотечном деле» (1994), где записано, что библиотеки должны отражать
в своей деятельности сложившееся в обществе идеологическое иполитическое многообразие. В ряде региональных
законов это положение уточнено, сказано, что библиотекарь, удовлетворяя запросы
пользователей, должен проявлять нейтралитет к любым общественным движениям и
партиям.
Н. А. Рубакин говорил также о том, что
библиотекарь должен сознательно работать над распространением лучших книг, он
не должен приспосабливаться к нижним вкусам, удовлетворять какой угодно спрос.
У каждого человека есть больная струнка души, и библиотекарь призван найти и
предложить ему книгу, которая заставит эту струнку звучать, и человек сдвинется
с места. Эта мысль Н. А. Рубакина имеет в настоящее время особое
значение. Сейчас преобладает издание массовой литературы: детективов, фентези,
любовного романа, исторической беллетристики, мистики и т.д., значительная
часть которых написана не лучшим литературным языком, носит, как правило,
развлекательный характер. Тогда как предназначение книги дать возможность
человеку подняться над собой, способствовать его стремлению в будущее. Писатель
Василий Шукшин говорил: «Попробуйте мысленно окинуть нынешнее книжное море –
тревожно за молодых пловцов. Ах, как нужна помощь старшего, умного! Книги
выстраивают целые судьбы» [5. C. 18]. Этим старшим и умным
человеком и является библиотекарь.
Большое внимание развитию библиотечного дела уделял
В. И. Ленин. В его трудах содержится много мыслей по вопросам
пропаганды книги, изучения читателей, организации библиотечного обслуживания. В
своей работе «Что можно сделать для народного образования?»
В. И. Ленин охарактеризовал общественную роль библиотеки и
библиотекаря. Он говорил о том, что нужно «…видеть гордость и славу публичной
библиотеки не в том, сколько в ней редкостей, сколько каких-нибудь изданий XVI века или рукописей X века, а в том, как широко
обращаются книги в народе, сколько привлечено новых читателей, как быстро
удовлетворяется любое требование на книгу, сколько книг роздано на дом, сколько
детей привлечено к чтению и пользованию библиотекой» [6. C. 32].
Следовательно, библиотекарь должен не только заботиться об оперативном и
качественном удовлетворении запросов посетителей, но и привлекать к чтению
новых читателей, особенно детей.
Сейчас вопрос о вовлечении в чтение детей и взрослого
населения стоит в нашей стране очень остро. Если раньше по чтению мы были впереди
практически всех стран, то в последнее время значительно отстали. Данные
международных исследований показывают, что доля людей старше 18 лет, желающих
читать, в России составляет 51%, в то время как в Норвегии – 73%, Швеции – 71%,
Англии – 69%. Причем библиотеками мы обеспечены лучше, чем другие страны. В
России на 100 тыс. населения приходится 36 библиотек в то время как в Италии –
27, Германии – 14, Великобритании – 8. За последние годы в связи с уменьшением
читающих снизилась грамотность населения. Грамотность характеризуется
способностью людей получать и использовать информацию на работе, в учебе, в
повседневной жизни. По данным международных исследований Россия отстает по
грамотности от развитых стран Запада. Доля людей старше 18 лет с высоким
уровнем грамотности в России составляет 21%, в Швеции – 73%, США – 53%, Великобритании
– 47% [7. C. 6].
Среди причин сокращения читаемости в нашей стране следует
отметить низкий уровень обновления фондов библиотек. Ежегодное обновление
фондов библиотек в России составляет 2%, в Великобритании – 9%, в Швеции – 5%.
В западных странах в библиотеки поступают 30–35% издаваемой печатной продукции,
в России – 5–6%. Второй важной причиной является отсутствие единой
общедоступной базы данных о книгах, выпускаемых в России. В настоящее время
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российский книжный союз
разработали Программу развития чтения, которая определяет приоритетные
направления усилий государства, общественности, библиотекарей по
распространению чтения, повышению грамотности населения. В настоящее время одна
из главных задач библиотекарей – реализация этой программы, всемерное
привлечение к чтению детей и взрослого населения.
Значительное количество трудов по вопросам роли библиотек и
библиотекаря в обществе принадлежит Н. К. Крупской, обращавшей особое
внимание на воспитательную роль руководства чтением. Библиотекарь, говорила
она, является организатором доведения лучших книг до читателя, помощником ему в
выборе нужной книги, консультантом. Особенно подчеркивала она важность изучения
читателей. «Чтобы наилучшим образом обслуживать запросы массы, давать ей то,
что ей в данную минуту нужнее всего, давать наиболее целесообразными методами,
пробуждая ее самодеятельность, организуя ее – для этого надо хорошо эту массу
знать, знать уровень ее развития, запас имеющихся у нее знаний, взгляды ее на
жизнь, условия ее труда и жизни, ее быт, всю ее жизненную обстановку, ее желания,
стремления, социальные навыки» [8. C. 28].
Н. К. Крупская говорила о том, что библиотека
может принести не только огромную пользу, но и большой вред. «Нужно, чтобы
книги были хорошие, интересные, учитывали потребности данного района и текущего
момента, чтобы нужные книги приходили вовремя» [8. C. 128];
предупреждала библиотекарей о том, что не надо излишне опекать читателя, во многом
он может разобраться и сам.
Большое внимание уделяли библиотеке и библиотекарю писатели.
Французский писатель Андре Моруа высоко ценил книгу, библиотеку и библиотекаря.
Он говорил, что книга помогает человеку подняться над самим собой, и
подчеркивал: «Роль библиотекаря в обществе поистине огромна. Библиотекарь – это
хранитель всей культуры человечества, посредник между накопленным веками
культурным наследием и деятельностью современников… Библиотекарь всегда
советчик. Именно он руководит читателями, учит их обращаться с каталогами,
пользоваться библиотечным фондом. Профессия библиотекаря требует помимо деловых
качеств страстного увлечения своей прекрасной специальностью, желания в любую
минуту прийти на помощь тем, кто стремится к знанию» [5. C. 454].
Академик Д. С. Лихачев высоко оценивал роль
библиотек в развитии культуры, науки, знаний, воспитании нравственности
человека и всего общества. Он говорил о том, что дело каждого человека
приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою и всего
человечества. «Книжное чтение и почитание книжное должно сохранять для нас и
для будущих поколений свое высокое место в нашей жизни, в формировании наших
жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не
дать замусорить наше сознание различного рода чтивом и бессодержательной, часто
развлекательной безвкусицей» [9. C. 315]. Он подчеркивал, что
библиотекарь – не просто помощник ученого, каждого читателя. Библиотекарь – сам
ученый, который работает не над одной и притом своей темой, а над многими
чужими темами, помогая каждому человеку, пришедшему в библиотеку.
Важное значение Д. С. Лихачев уделял русскому
языку, правильной речи. «Вернейший способ узнать человека, его умственное
развитие, его моральный облик, его характер, – говорил он, – прислушаться к
тому, как он говорит… язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих
качеств, его культуры» [9. C. 176].
Подавляющее большинство наших библиотекарей хорошо владеют
русским языком, пропагандируют его знание, стимулируют любовь к нему. К
сожалению, и у библиотечных работников бывают случаи недостаточно четкого,
невыразительного языка. Еще Н. К. Крупская говорила о том, что надо
умело использовать в работе русский язык. «Нельзя просто швыряться
узкобиблиотечными терминами, как мы привыкли это делать… Говорить надо так,
чтобы не только библиотекарь понимал, но чтобы и самым широким слоям читателей
было бы ясно и понятно, о чем идет речь» [8.
C. 186].
Не показывает нам пример хорошего, яркого языка наше радио.
Каждое утро по российскому радио мы слышим объявления о том, что в воскресенье
можно пообщаться с писателем Михаилом Веллером, «книги которого воруют в
магазинах и библиотеках». Возникает вопрос, что пропагандируют дикторы радио:
воровство в магазинах и библиотеках или писателя М. Веллера и его
произведения? Подобных примеров немало.
Библиотека – великий очаг культуры, хранитель лучших художественных
произведений, научных знаний, народных традиций, народной мудрости. «Общение с
книгой, – говорил А. Т. Твардовский, – высшая и незаменимая форма
интеллектуального развития человека» [5.
C. 112].
Библиотеки сейчас стали многофункциональными. Наряду с
основной деятельностью они выполняют и досуговую функцию: организуют досуг
людей, поскольку являются практически единственным очагом культуры,
осуществляющим преимущественно бесплатное обслуживание посетителей.
Библиотекари широко и ярко ведут пропаганду достижений нашей отечественной
культуры, берегут наш великий русский язык.
Доктор педагогических наук, профессор В. В. Серов,
занимавший пост заместителя министра культуры СССР, очень хорошо знал библиотекарей
и так оценил их деятельность: «Библиотекари – это подлинные мастера и
энтузиасты своего дела, активные пропагандисты политических и научных знаний,
пользующиеся большим уважением читателей и всего населения» [10. C. 41]. Очень показательна оценка деятельности наших
библиотекарей доктором педагогических наук
Н. И. Тюлиной, которая более восьми лет работала директором Библиотеки
ООН в Нью-Йорке: «Они не только полностью соответствовали предъявляемым
требованиям, но и нередко бывали профессионально сильнее иностранцев. Марка
наших библиотек, сформировавших их как специалистов, нелегкое международное
испытание выдержала с честью» [11. C. 99].
Основные черты профессии библиотекаря формировались на протяжении
нескольких веков. Видные ученые, писатели, государственные деятели,
библиотечные работники ярко раскрыли роль библиотечного специалиста в жизни
общества, его деловые качества, нравственные ценности, стремление в любую
минуту прийти на помощь каждому человеку.
И сегодня важными чертами библиотечного специалиста являются
любовь к людям, знание своего дела, стремление к саморазвитию, творческое
отношение к работе, высокая культура и начитанность, широкая эрудиция, высокие
нравственные качества, профессиональная этика, ответственность и принципиальность.
Библиотечная профессия постоянно развивается. На нее
возлагаются задачи, связанные с осуществлением в стране реформ, переходом к
рыночным отношениям, решением экономических, социальных и моральных проблем,
информатизацией библиотечного дела. Усложнение информационно-библиотечной
деятельности вызывает необходимость использования более широкого спектра форм и
методов работы, адаптации библиотекарей к быстро меняющимся условиям, к новым
запросам пользователей. Все это требует от библиотекарей дальнейшего повышения
профессиональных знаний, развития профессионального сознания, что включает в
себя осознание целей библиотечного дела и каждой библиотеки, правил и норм своей
профессии, законодательных актов, регулирующих информационно-библиотечную
деятельность, стремление к обновлению профессиональных знаний, постоянный
анализ своей работы.
Призвание
библиотечных работников – целенаправленно изучать потребности пользователей,
уровень их читательской и информационной культуры, стимулировать их
самообразование, активно участвовать в реализации программы развития чтения и
грамотности детей и взрослого населения.
Сегодня библиотекарь должен повышать свою профессиональную
компетентность, овладевать современными информационными технологиями, новыми
формами и методами обслуживания пользователей, библиотечным маркетингом,
рекламной деятельностью, развивать связи с общественностью, заботиться об
организации доступа пользователей к качественной информации из наших и мировых
информационных ресурсов.
Следует критически осмысливать и использовать передовой опыт
в библиотечном деле, прогнозировать результаты своей работы. Библиотекари
призваны способствовать созданию комфортной среды, в которой было бы удобно
функционировать и читателям, и сотрудникам. В нашей стране немало людей, которые
по тем или иным причинам не способны посещать библиотеки. Долг библиотекарей
организовать их обслуживание вне стен библиотеки, осуществлять программы
внебиблиотечного обслуживания и обучения пользователей.
Ныне, в условиях, когда библиотеки практически остались
единственными учреждениями культуры, обслуживающими население бесплатно, было
бы хорошо практиковать организацию для населения досуговых мероприятий,
воспитывающих культурное и социальное сознание пользователей, толерантность,
пропагандирующих народные традиции, патриотизм.
Сегодня библиотека не может функционировать в полной мере
без сотрудничества с партнерами, спонсорами на местном, региональном, общегосударственном
и международном уровнях. Практика показывает, что это сотрудничество успешно развивается
и активно содействует совершенствованию деятельности библиотек.
Список использованных источников
1. Алтухова Г. А. Профессиональная
этика библиотекаря. – М. : МГУК, 1996. – 90 с.
2. Голубева О. Д. Хранители мудрости.
– М. : Кн. палата, 1988. – 272 с.
3. Абрамов К. И. История
библиотечного дела в СССР. – М. : Книга, 1980. – 352 с.
4. Рубакин Н. А. Рубакин (лоцман
книжного моря). – М. : Мол. гвардия, 1979. – 204 с.
5. Человек читающий. HomoLegens. Писатели XX века о
роли книги в жизни человека и общества; сост. С. И. Белза. – М. :
Прогресс, 1983. – 454 с.
6. Ленин В. И. и библиотечное дело. –
М. : Книга, 1977. – 432 с.
7. Концепция национальной Программы
развития чтения в РФ как приоритетного направления в области культуры /
Российский книжный союз. – М. – 2006. – 17 с.
8. Крупская Н. К. О библиотечном
деле. – М. : Книга, 1976. – 224 с.
9. Лихачев Д. С. Раздумья. – М. :
Дет. лит., 1991. – 318 с.
10. Серов В. В. Новый этап
библиотечного строительства в СССР. – М. : Книга, 1976. – 48 с.
11. Тюлина Н. И. Дома и на чужбине.
Записки библиотекаря со счастливой судьбой. – М. : Либерея, 1999. – 136 с.
|