Научные и технические библиотеки №8 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Иванов В. К. Электронная библиотека как индикатор статуса университета

Щедрина М. А., Коксина Н. В. Социологический анализ как элемент системы мониторинга информационного поведения пользователей

Протопопова Е. Н., Александрова Е. С. От изучения пользователей к оптимизации качества обслуживания

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Новые и разрабатываемые виды памяти ЭВМ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ) (Продолжение)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. От всеобщего планирования к координации

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Сукиасян Э. Р. Американская библиотека в Париже

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Исповедь библиотекаря-интеллигента. (О книге Б. Н. Бачалдина «Фрагменты памяти»)

Езова С. А. Размышления после ознакомления с «Библиотечной энциклопедией»

ЮБИЛЕИ

Бутакова Т. А. Полувековой юбилей Научной библиотеки Приморской сельскохозяйственной академии

НАМ ПИШУТ

Овчинникова В. А. Размышления библиотекаря-практика о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря

НАШИ АВТОРЫ


ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ
РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕК РОССИИ

Регламент деятельности
Общественного комитета содействия развитию
библиотек России

Основные цели и задачи

Основной целью деятельности Общественного комитета содействия развитию библиотек России (далее – Комитет) является консолидация общественных сил для содействия развитию библиотек России как базовых структур общества в сфере образования, информатизации, науки и культуры, а также:

  • активное участие в процессе развития библиотек различных типов на всех уровнях (федеральном, региональном, местном, ведомственном и т.д.);
  • содействие формированию информационного общества, устранению информационного неравенства регионов и граждан;
  • организация на базе библиотек просветительской работы по реализации социально-экономических задач страны.
  • Для реализации основных целей Комитет выполняет следующие задачи:
  • содействие разработке перспектив развития библиотечной системы страны как части государственной политики в сфере науки, образования, информатизации, культуры;
  • объединение усилий для выравнивания развития библиотек различной ведомственной принадлежности;
  • организация спонсорской и благотворительной поддержки проектов по расширению доступа граждан к информационным ресурсам и знаниям;
  • привлечение бизнес-сообщества к поддержке деятельности библиотек как базовых структур в развитии информационного общества и информационной экономики;
  • поиск форм финансовой или иной поддержки библиотек, а также отдельных библиотекарей;
  • инициирование привлекательных для деловых кругов акций, сопровождающих их вклад в развитие библиотек;
  • содействие библиотекам в информационном обеспечении приоритетных направлений развития общества, включая приоритетные национальные проекты;
  • сбор и обобщение информации по проблемам библиотек.

Учредители и члены Комитета

Учредителями Комитета являются физические лица, выступающие в этом качестве в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», созвавшие Учредительное заседание и избравшие руководящие органы Комитета.

Членами Комитета могут быть физические лица, разделяющие цели и задачи его деятельности.

Виды деятельности

Для достижения целей и решения задач Комитет в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие виды деятельности:

  • проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, публичные мероприятия и акции;
  • осуществляет научно-просветительскую, издательскую, популяризаторскую, общественно-гуманитарную деятельность как собственными силами, так и в кооперации с общероссийскими, региональными и другими учреждениями и организациями, а также с акционерными обществами и отдельными физическими лицами;
  • поручает членам Комитета обеспечить формирование его рабочих
    органов;
  • самостоятельно или в кооперации с другими учреждениями, организациями разрабатывает и осуществляет программы и проекты, связанные с реализацией его целей и задач.

Руководящие органы и управление деятельностью

Руководящим органом Комитета является Общее собрание, которое правомочно решать любые вопросы, входящие в его компетенцию.

Решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов присутствующих на нём членов Комитета при участии не менее половины от всего состава. Допускается заочное голосование, зафиксированное в письменной форме. Решения Общего собрания подписываются председателем и ответственным секретарем.

Общее собрание созывается не реже двух раз в год.

К компетенции Общего собрания относятся следующие вопросы:

  • утверждение основных целей, задач и направлений деятельности
    Комитета;
  • внесение в регламент деятельности Комитета изменений и дополнений;
  • избрание рабочего органа Комитета в составе председателя Комитета, его заместителя и ответственного секретаря;
  • создание и ликвидация экспертных рабочих групп по направлениям деятельности Комитета.

Общее собрание вправе давать членам Комитета поручения по организации работы экспертных групп.

Руководители экспертных рабочих групп являются членами Комитета и отчитываются перед Общим собранием по результатам работы. На них возлагается ответственность за оперативное предоставление подготовленных материалов рабочему органу Комитета в целях последующего информирования всех членов Комитета.

Эксперты, входящие в состав рабочих групп, привлекаются из профессионалов соответствующих сфер деятельности.

При необходимости Комитет создает свои территориальные отделения.

Комитет имеет бланки со своей символикой, наименованием и другие реквизиты.

Аппаратное обеспечение деятельности Комитета осуществляется Российской государственной библиотекой (119019, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5).

 

Отчет о деятельности Общественного комитета
содействия развитию библиотек России
(с ноября 2006 г. по март 2007 г.)*

Раздел 1. Выполнение решений учредительного заседания
Комитета от 2 ноября 2006 г.

К концу декабря 2006 г. выполнены все позиции «Решения учредительного заседания Общественного комитета содействия развитию библиотек России от 02.11.06».

В соответствии с ними за истекший период рабочий орган Комитета в составе председателя Б. В. Грызлова, заместителя председателя А. В. Логинова и ответственного секретаря В. В. Фёдорова сформировал экспертные рабочие группы по пяти основным направлениям деятельности Комитета, руководителями которых на паритетных началах стали по два представителя из состава Комитета и по 7–9 ведущих ученых и специалистов из области деятельности, соответствующей направлению работы экспертной группы.

На основе предложений, высказанных в ходе учредительного заседания, подготовлен проект Плана практических мероприятий по выполнению решений учредительного заседания Комитета от 02.11.06.

К настоящему времени реализованы основные позиции данного
документа:

руководителям субъектов Федерации и законодательных собраний регионов направлено информационное письмо о создании Комитета;

сформирован состав рабочих экспертных групп по направлениям деятельности Комитета и информационно-креативная группа (в целях оперативного сбора, обобщения и предоставления Комитету информации по проблемам развития библиотек). (Краткие справки об их работе см. в Разделе 2 отчёта.);

к органам власти субъектов Российской Федерации направлено обращение председателя Комитета Б. В. Грызлова о содействии библиотекам, работе Комитета, и, при возможности, выделении дополнительных средств на развитие библиотек. (От руководства регионов получены 23 ответа.);

на веб-сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) представлена информация об Общественном комитете содействия развитию библиотек России. В адрес библиотек направлены письма о работе Комитета с предложениями принять активное участие в его деятельности. Разработаны логотип и сайт Комитета.

 

В отчетный период были использованы все возможности взаимодействия руководства и членов Комитета с профессиональной библиотечной общественностью.

Так, в программу визита председателя Комитета Б. В. Грызлова в Псковскую область вошло посещение Псковской областной универсальной научной библиотеки, в ходе которого изучался вопрос о работе библиотечной системы в условиях развития дотационного региона; при этом состоялось открытие виртуального читального зала Электронной библиотеки диссертаций РГБ.

В ноябре 2006 г. руководство и члены Комитета приняли активное участие в ежегодном Всероссийском совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек. Присутствовавшим роздана брошюра с материалами Первого заседания Комитета.

Осуществлялась активная работа с регионами.В адрес руководства Комитета и его рабочих органов поступали письменные и устные обращения от библиотек. 12 адресатам требуется активная помощь; к настоящему времени при участии региональных органов власти удалось положительно решить проблемы трех библиотек.

Раздел 2. Деятельность экспертных рабочих групп*

Руководителями экспертной группы по обновлению федеральных законов «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов»стали З. М. Степанова (Комитет Госдумы по культуре) и В. В. Сударенков (Совет Федерации).

В ходе работы экспертной группы положительно оценена предоставленная биб­лиотечной общественности возможность влиять на процесс законотворчества в сфере профессиональной деятельности, сформулировано общее мнение и ряд предложений, основными из которых являются следующие:

1. Вовлечение широкого профессионального сообщества в обсуждение проблем в сфере законодательства, влияющих на развитие библиотечного дела в стране. С этой целью предложено провести ряд выездных заседаний, организуемых членами Комитета в федеральных округах и крупных субъектах Российской Федерации, с приглашением представителей библиотек различных видов и типов, органов исполнительной и законодательной власти. Эти неформальные встречи позволят членам Комитета, с одной стороны, разъяснить возможности, заложенные в принятых законах, с другой – выслушать мнение профессионалов-библиотекарей и представителей местного самоуправления о правоприменительной практике принятых нормативных правовых актов.

2. Необходимость подготовки методических рекомендаций для специалистов библиотечного дела с целью оптимального выбора ими организационных и других форм деятельности, максимально учитывающих как интересы развития самого учреждения культуры, так и реализацию возможностей, заложенных в законодательстве.

3. Актуальность скорейшего завершения работы по обновлению Федерального закона «О библиотечном деле» в связи с острой потребностью введения в Закон новых терминов и понятий (в том числе «электронная библиотека»), которые отражают реалии развития информационного общества, широко применяются специалистами, но не нашли отражения в отечественном законодательстве.

4. Целесообразность участия членов Комитета в ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации.

Составом экспертной группы приняты на общественную экспертизу: проект изменений и дополнений к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов», внесённый в Государственную Думу для первого чтения; текст проекта Федерального закона «О библиотечном деле», который совершенствуется в тесном взаимодействии с разработчиками
документа.

 

Экспертную группу по концепции развития библиотечного дела возглавляют А. В. Логинов, полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме, и М. Е. Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Члены рабочей группы акцентировали внимание на комплексе проблем, требующих разрешения и, возможно, включения в проект Концепции развития библиотечного дела:

формирование государственной политики в области библиотечного дела в условиях реформ с учётом правового и финансово-экономического обеспечения деятельности в информационно-библиотечной сфере;

усиление роли библиотек в функционировании гражданского общества, позиционирование библиотеки как важнейшего социокультурного института, обеспечивающего информационную поддержку реформам в стране;

повышение роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и регионов с особым акцентом на информатизацию сельских и школьных библиотек; принятие мер, способствующих улучшению состояния библиотечно-информационных ресурсов в целом;

формирование национальной электронной библиотеки;

подготовка квалифицированного персонала, заработная плата которого не ниже средней по региону.

Экспертная рабочая группа провела несколько заседаний, в результате чего подготовлены «Материалы к Концепции развития библиотечного дела» (см. Приложение).

Предполагается, что в процессе разработки Концепции будут проводиться согласования и консультации со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.

 

В экспертной группе по законодательству в сферах автор­ского права и информационных технологий в библиотечном деле, возглавляемой П. В. Крашенинниковым (Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) и И. Ю. Юргенсом (Российский союз промышленников и предпринимателей), в перечень обсужденных проблем вошли следующие.

Стратегия развития библиотек в информационном обществе:

  • судьба российских библиотек в будущем, возможные пути их развития, в том числе соотношение между бумажными и электронными технологиями;
  • библиотеки как центры публичного доступа к внешним электронным ресурсам;
  • позиции российского законодательства, способствующие или препятствующие развитию в России библиотек как современных научно-информационных центров.

Вопросы авторского права в российском законодательстве в контексте развития информационных технологий:

  • баланс между интересами авторов (правообладателей) и пользователей публичных библиотек – необходимое условие развития гражданского общества и реализации конституционного права на доступ к информации;
  • создание электронных библиотек для обеспечения доступа граждан к информации (в том числе для пользователей в удалённых регионах) – одно из условий ликвидации информационного неравенства в стране;
  • коллективное управление авторскими правами во взаимодействии с библиотеками;
  • возможный путь в регулировании отношений на данном правовом поле;
  • решение правовых, финансовых и технологических проблем предоставления пользователям библиотек доступа к электронным ресурсам – важнейшая стратегическая задача в обеспечении права граждан на получение знаний и информации.

Для изучения зарубежного опыта проведена встреча с представителями Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Международной федерации организаций прав на репрографическое воспроизведение (ИФРРО).

Предложено в рамках деятельности экспертной группы подготовить рекомендации по оптимизации законодательства с использованием зарубежного опыта и дать предложения по финансовому обеспечению деятельности в данной сфере.

 

В руководство экспертной группы по социальной роли библиотек и положению библиотекаря в обществевходят А. А. Тягунов (Комитет Госдумы по культуре), В. М. Платонов (Мосгордума), И. Я. Мосякин (Комитет Госдумы по труду и социальной политике).

Экспертами выделены следующие проблемы:

по социальной роли библиотек в обществе – отсутствие чёткой государственной политики в предоставлении гражданам разных регионов России свободного доступа к информации в том числе через библиотеки (реализация конституционных норм и их ресурсное обеспечение: ответственность федеральной власти за эти процессы на уровне межбюджетных отношений);

нарушение целостности информационно-библиотечного пространства страны и принципа сетевого развития библиотек;

наличие ведомственных барьеров, препятствующих развитию и общедоступности библиотек в регионах;

недооценка библиотеки как одного из главных социальных институтов, выполняющего функции хранителя культурного ландшафта и собирателя интеллектуальных ресурсов для всестороннего развития территории;

невозможность выполнения большинством библиотек функций по предоставлению литературы по межбиблиотечному абонементу, поскольку почтовые услуги превышают стоимость самой книги. Необходимы развитие электронной доставки документов и активное внедрение опыта по использованию библиобусов в регионах, где электронная доставка пока неосуществима;

проблема ликвидации библиотек на районном и сельском  уровнях. Необходимы экстраординарные меры для решения этого вопроса, в том числе и эксперимент по введению совместного равнодолевого финансирования библиотек со стороны федерального и регионального бюджетов с учётом выделения средств на комплектование фондов;

необходимость поиска рациональных форм взаимодействия местных структур, выполняющих социально-коммуникативные функции (школа, клуб, дом культуры, местное радио, пресса, телевидение, почта);

 

о положении библиотекаря в обществе – требуется выработка рекомендаций для кардинального увеличения заработной платы библиотечных работников, в том числе с учётом изучения опыта ряда регионов, где проходит эксперимент по оптимизации уровня заработной платы в бюджетной сфере (Москва, С.-Петербург, Архангельск и др.);

необходимо достижение уровня оплаты труда в библиотечной сфере, при котором гарантированная бюджетная часть заработной платы должна быть не меньше стоимости потребительской корзины в регионе (в рамках ЕТС или введения другой системы);

констатировано недоиспользование в регионах потенциала социального партнёрства в рамках трёхсторонних комиссий «государство – работодатель – профсоюзы» (имеется положительный опыт регионов);

предложено организовать ежегодный общероссийский конкурс «Библиотекарь XXI века» (по аналогии с конкурсом «Учитель года»);

целесообразно организовать выездное заседание Комитета в одном из регионов.

 

Информационно-креативную группувозглавили В. В. Фёдоров (РГБ) и В. Н. Зайцев (РНБ).

Рабочие органы группы провели выборочное анкетирование региональных библиотек, индивидуальные опросы руководителей библиотек разного уровня и подчинения, а также проанализировали сведения, опубликованные в прессе. Анализ всей полученной информации позволяет сделать следующие выводы по основным проблемам библиотек.

Наиболее острой и требующей оперативного вмешательства со стороны властных структур является ситуация в области законодательного регулирования деятельности библиотек. Негативное влияние на доступ населения к достоверной информации и знаниям оказала правоприменительная практика и реализация на местах следующих федеральных законов:

№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Введение закона привело к передаче муниципальных библиотек в ведение поселений, не имеющих средств на их содержание и комплектование. В результате во многих регионах происходит разрушение системы обслуживания населения, изменение структуры библиотек; распадается налаженная централизованная модель формирования фондов и справочного аппарата, обслуживания читателей и методического руководства. Идет сокращение числа библиотек, их слияние с клубными учреждениями, школьными библиотеками. Наблюдается длительное прохождение финансовых потоков с бюджетов разных уровней; увеличение числа отчетной документации;

№ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Введение закона тормозит приобретение документов для комплектования библиотек, ограничив одномоментную сделку до 60 тыс. р. в квартале, исключает иные возможности приобретения литературы в других источниках в течение текущего квартала. Проведение официальной конкурсной процедуры требует около трех месяцев. За это время нужная, ценная литература уходит с рынка. Теряется оперативность комплектования, появляются трудновосполнимые пробелы, снижается качество фондов. Особенно негативно этот закон сказался на подписке периодических изданий. Провести подписку на периодику по конкурсу невозможно. В задании предполагается наличие точных цен, а каталоги с ценами выходят 2 раза в год незадолго до истечения сроков подписки. Таким образом, нормы закона приводят к удорожанию стоимости книг для библиотек и срыву сроков открытых конкурсов;

№ 72 «О внесении изменений в Закон РФ от 9 июля 1993 г.
№ 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»
. Поправки, внесенные в закон, лишают библиотеки права реализовывать проекты по созданию электронных библиотек, позволяют создавать электронные цифровые копии только аудиовизуальных материалов с целью сохранения оригиналов. Данный закон и поправки к нему фактически требуют от библиотек выполнения функций, присущих издательским организациям (заключение письменных авторских договоров с обладателями авторских прав, для чего у библиотек нет финансовых и технических условий);

Бюджетный кодекс (БК), ст. 71. В соответствии с прописанной нормой все закупки товаров и услуг на сумму 2000 МРОТ осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основании государственных или муниципальных контрактов. БК не позволяет бюджету одного уровня финансировать учреждения бюджета другого уровня. Сельские библиотеки, находившиеся ранее в зданиях муниципального образования (МО) «район», исключенные из состава ЦБС и переданные в МО «поселение», вынуждены платить за аренду или перемещаться в здания МО «поселение».

 

Второй по значимости и важности является проблема комплектования фондов, стоящая перед библиотеками всех типов и разного ведомственного подчинения. Эта проблема вызвана низким нестабильным финансированием, что парализует всю систему комплектования и сказывается на составе фондов, особенно сельских библиотек, которые переполнены ветхой, морально устаревшей литературой. Особенно удручает ситуация с комплектованием детских библиотек. Приток новых поступлений в областные детские библиотеки в среднем едва достигает 3%. В муниципальных библиотеках отдельных регионов процент обновления не поднимается выше 0,3%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысшая его планка составляет 0,1% (международные нормы – от 5% до 10%).

Разрыв между реальным состоянием фондов библиотек и требованиями сегодняшнего дня приводит к неравным условиям для развития личности и получения образования.

 

Третьей по значимости является проблема поддержки материально-технической базы.Несмотря на увеличение средств, потраченных на реконструкцию и ремонт библиотек, почти во всех регионах ситуация остается крайне неудовлетворительной. Десятки библиотек разного уровня требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Недостаток средств не позволяет изменить положение большинства публичных библиотек, создать их новый современный образ, который бы привлекал население, особенно молодежь, соответствовал бы современным стандартам качества жизни, расширял возможности в устранении информационного и культурного неравенства жителей.

 

В числе самых насущных вопросов – проблема адекватной оплаты труда библиотекаря, которая сегодня вполовину, а то и в три раза ниже средней заработной платы по регионам. Низкий престиж профессии и низкий уровень зарплаты вызывают отток кадров из библиотек.

Пятая проблема – внедрение информационных технологий как магистральной линии развития библиотечного дела. Даже крупнейшие библиотеки регионов все еще не могут предоставить своим пользователям весь необходимый спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска информации и знаний через Интернет. Особенно удручающее положение с информатизацией в сельской местности.

 

Рабочим органом группы обобщены пожелания библиотек в адрес Общественного комитета содействия развитию библиотек России:

·      содействовать принятию Национальной программы «Культура России», включению в нее разделов, способствующих кардинальному улучшению ситуации в библиотечной сфере;

·      при формировании национальных целевых программ, таких, как «Электронная Россия», «Социальное развитие села до 2010 года», предусмотреть выделение средств на региональные и муниципальные библиотеки;

·      ускорить и оказать содействие в принятии подзаконных актов к ФЗ № 131 в части библиотечного обслуживания, а именно: в разработке и утверждении социальных нормативов на организацию сети библиотек, персонал и обслуживание пользователей. Гарантировать минимальный стандарт информационного обеспечения библиотек и соответствующий минимум финансирования подписки на периодические издания, приобретение новой литературы, а также минимальный стандарт на компьютеризацию сельских библиотек;

·      внести изменения в ФЗ № 94 для разрешения закупки товаров без проведения конкурсов и котировок. Исключить из общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг «книги», «периодические издания» как одномоментный товар. Подкрепить ФЗ  № 131 подзаконными актами и социальными нормативами, позволяющими сохранить существующую сеть библиотек и добиться гарантированного финансирования в части пополнения библиотечных фондов;

·      создать экспертные группы по различным направлениям библиотечной деятельности. Сегодня наиболее актуальны проблемы децентрализации библиотечных систем и проблемы комплектования, возникшие в связи с вступлением в силу федеральных законов № 94, 122, 131;

·      дать право библиотекам выбирать самостоятельно источники комплектования фондов.


Приложение

Материалы к Концепции развития библиотечного дела
(на основе результатов работы экспертной группы
по разработке Концепции развития библиотечного дела)

I. Состояние и проблемы библиотечного дела

Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, около 130 тыс. библиотек, относящихся к ведению министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, учреждений и иных организаций.

Крупнейшими являются две национальные библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека в Москве (фонд
41,7 млн ед. хр.) и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге (фонд 34,5 млн ед. хр.), а также Библиотека Российской академии наук (22 млн ед. хр.).

Самая многочисленная библиотечная сеть, включающая федеральные библиотеки, 66 тыс. школьных и около 3 тыс. библиотек средних специальных и высших учебных заведений, входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации.

Российской академией наук создана многоотраслевая сеть; в ее составе 379 библиотек, включая Библиотеку Российской академии наук (БАН), Библиотеку по естественным наукам (БЕН), Фундаментальную библиотеку по общественным наукам (ФБОН), Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН).

В сфере промышленности, транспорта и связи работают, по экспертным оценкам, 3,5 тыс. научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства – 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении – 1,5 тыс. библиотек.

Разветвленной библиотечной сетью располагают также министерства обороны, юстиции и другие ведомства.

Количество публичных (общедоступных) библиотек – около 49,5 тыс., из которых к ведению Минкультуры России относятся 48 тыс. библиотек, в том числе: региональных библиотек – 272 (89 универсальных научных, 35 юношеских, 76 детских и детско-юношеских, 72 специальные библиотеки для слепых); муниципальных – 47,8 тыс. (из них 38 тыс. сельских), объединенных в более чем 2 тыс. централизованные библиотечные системы. К Минкультуры России относится и сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра в государственные библиотеки.

В последние 20 лет количество библиотек постоянно сокращается. Введение в действие Федерального закона Российской Федерации № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» делает реальной угрозу утраты половины сети муниципальных библиотек (и прежде всего сельских).

Техническая оснащенность общедоступных библиотек остается низкой (по состоянию на 01.01.06): из 48 084 публичных библиотек имеют телефоны только 13 тыс., персональные компьютеры – 6,3 тыс., доступ к Интернету – 2,3 тыс., а на селе – только 500 библиотек. Имеющиеся в библиотеках компьютеры получены из Фонда Сороса и в большинстве своем устарели.

Состояние фондов большинства муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах, катастрофическое. Приток новых изданий в публичные библиотеки сократился в два раза по сравнению с 1990 г. В большинство сельских библиотек новая литература в 1990-е гг. практически не поступала.

В целом по России затраты на приобретение новой литературыглавных библиотек субъектов Российской Федерации в 2005 г. различались более чем в 230 раз; затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились порой в 100 раз, а в целом по России – в 1500 раз.

В среднем на приобретение новых изданий во все муниципальные библиотеки было израсходовано около 930 млн р., т.е. в расчете на 1 жителя –
6,5 р. В целом можно сказать, что фонды большинства библиотек, в основном сформированные в 1970–1980-е гг., в настоящее время, будучи не только физически изношенными, но и морально устаревшими, не соответствуют задачам и потребностям государства, общества и конкретных читателей.

Нерешенной и очень серьезной остается проблема обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов и библиотек. Отсутствуют необходимые площади для фондов.

Заработная плата работников публичных библиотек остается на протяжении многих лет одной из самых низких и в 2005 г. составила в среднем менее 3,5 тыс. р. в месяц, что в 2,5 раза ниже средней заработной платы по стране. Исключение составляют лишь некоторые регионы и крупные города, осуществляющие доплаты к основному окладу по единой тарифной сетке.

Законодательная база библиотечной деятельности не вполне отвечает задачам ее развития. Интересы библиотек не прописаны в законах, касающихся учреждений и отраслей, имеющих в своей структуре библиотеки либо обслуживаемых библиотеками. Информационное сопровождение направлений деятельности не предусматривается в правовых документах по образованию, науке, здравоохранению, спорту и т.д. Значительно ограничит деятельность библиотек в организации доступа к информации и обслуживании населения и пользователей вступление в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ.

В системе государственной статистики отсутствуют достоверные сведения, касающиеся библиотек всех ведомств. Последняя всероссийская библиотечная перепись проводилась в 1986 г.

Несмотря на значительные проблемы, библиотеки ориентируются на актуальные для современного общества информационные потребности, пытаются расширить состав своих фондов новыми видами документов, в том числе электронными. В этом направлении сделаны определенные шаги: формируются электронные ресурсы, осуществляется создание банков и баз данных, а также электронных библиотек и новых систем обслуживания пользователей (электронная доставка документов, Интернет-классы, медиатеки и др.). Начавшийся процесс формирования корпоративных библиотечно-информационных сетей направлен на более эффективное информационное обеспечение различных сфер жизни общества, в том числе путем доступа к мировым информационным ресурсам.

Учитывая, что библиотеки представляют собой наиболее демократичный социокультурный институт, осуществляющий поддержку и развитие образования, научных исследований, интеллектуального и инновационного потенциала населения страны и пользователей,на этапе формирования информационного общества они приобретают еще большее значение, становясь одним из его базовых элементов.

Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания – это вопрос о том, на какой информационной основе формируется политическое, экономическое, правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества.

На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые должны и могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение культурной, интеллектуально-информационной и правовой целостности России, единства ее регионов и центра.


II. Меры по развитию библиотечного дела
в условиях информационного общества

1. Используя отечественный и зарубежный опыт, целесообразно создать межведомственную структуру для обсуждения проблем и внесения предложений по осуществлению единой государственной библиотечной политики, распространяющейся на библиотеки всех систем и ведомств (возможно, и органов НТИ), координации деятельности по формированию библиотечно-информационных ресурсов, оцифровке книг, созданию распределенного библиотечно-информационного фонда, корпоративного справочно-поискового аппарата, библиотечно-информационных консорциумов, развитию депозитариев, созданию национальной электронной библиотеки, общих библиотечных порталов и т.д., регулирующую деятельность библиотек на основе новых управленческих технологий, в том числе менеджмента качества.

2. Предусмотреть в бюджете страны выделение специальных финансовых средств на развитие библиотек, рассматривая их финансирование в качестве стратегической задачи всвязи с формированием информационного общества; предусмотреть финансирование строительства новых библиотек и модернизации существующих зданий.

3. Разработать механизм повышения заработной платы библиотечных работников адекватно роли библиотек в информационном обществе; довести ее до уровня оплаты труда в приоритетных отраслях, учитывая, что значение информационных ресурсов для экономического развития страны в условиях информационного общества сопоставимо с сырьевыми ресурсами.

4. Разработать и принять государственную программу информатизации библиотек независимо от их ведомственной принадлежности, создав для каждого жителя условия доступак национальным и мировым информационным ресурсам; предусмотреть участие библиотек в приоритетных национальных проектах и программах в качестве инструмента информационно-аналитического сопровождения.

5. Обеспечить полноту комплектования и повышение качественного состава книжных фондов российских библиотек, в том числе детской литературой, изданиями для инвалидов; разработать федеральную программу книгоснабжения библиотек; пересмотреть политику и механизмы конкурсного отбора (тендеров) для небольших библиотек, вернув им право самостоятельного формирования своих фондов; обеспечить сохранность библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России; предусмотретьвторой этап Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

6. Дополнить и обновить законодательную базу, регулирующую функционирование библиотечной сферы, обеспечив при разработке и редактировании законодательных актов условия для всеобщего доступа к информационным ресурсам, соблюдая разумный баланс вобласти авторского права между интересами авторов и читателей библиотек; совершенствовать законодательство с учетом интересов библиотек взаконодательных актах, касающихся образования, науки, социального обеспечения, экономики, здравоохранения и др.

7. Осуществить модернизацию существующей системы профессионального образования библиотечных работников: дополнить ее созданием библиотечно-информационных факультетов в крупнейших университетах страны; развивать межрегиональные центры непрерывного библиотечного образования, включая дистанционное; содействовать развитию библиотечно-информационных наук, предусмотрев возможность включения их в число приоритетных направлений стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации.

 

 

  
На главную