ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ
РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕК РОССИИ
Регламент деятельности
Общественного комитета содействия развитию
библиотек России
Основные цели и задачи
Основной целью деятельности Общественного комитета
содействия развитию библиотек России (далее – Комитет) является консолидация общественных
сил для содействия развитию библиотек России как базовых структур общества в
сфере образования, информатизации, науки и культуры, а также:
- активное участие в процессе развития библиотек различных
типов на всех уровнях (федеральном, региональном, местном, ведомственном и
т.д.);
- содействие формированию информационного общества, устранению
информационного неравенства регионов и граждан;
- организация на базе библиотек просветительской работы по
реализации социально-экономических задач страны.
- Для реализации
основных целей Комитет выполняет следующие задачи:
- содействие разработке перспектив развития библиотечной
системы страны как части государственной политики в сфере науки, образования, информатизации,
культуры;
- объединение усилий для выравнивания развития библиотек
различной ведомственной принадлежности;
- организация спонсорской и благотворительной поддержки
проектов по расширению доступа граждан к информационным ресурсам и знаниям;
- привлечение бизнес-сообщества к поддержке деятельности
библиотек как базовых структур в развитии информационного общества и информационной
экономики;
- поиск форм финансовой или иной поддержки библиотек, а также
отдельных библиотекарей;
- инициирование привлекательных для деловых кругов акций, сопровождающих
их вклад в развитие библиотек;
- содействие библиотекам в информационном обеспечении приоритетных
направлений развития общества, включая приоритетные национальные проекты;
- сбор и обобщение информации по проблемам библиотек.
Учредители и члены Комитета
Учредителями Комитета являются физические лица, выступающие
в этом качестве в соответствии с Федеральным законом «Об общественных
объединениях», созвавшие Учредительное заседание и избравшие руководящие органы
Комитета.
Членами Комитета могут быть физические лица, разделяющие
цели и задачи его деятельности.
Виды деятельности
Для достижения целей и решения задач Комитет в соответствии
с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие виды деятельности:
- проводит в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, публичные мероприятия и акции;
- осуществляет научно-просветительскую, издательскую,
популяризаторскую, общественно-гуманитарную деятельность как собственными силами,
так и в кооперации с общероссийскими, региональными и другими учреждениями и
организациями, а также с акционерными обществами и отдельными физическими
лицами;
- поручает членам Комитета обеспечить формирование его
рабочих
органов;
- самостоятельно или в кооперации с другими учреждениями,
организациями разрабатывает и осуществляет программы и проекты, связанные с
реализацией его целей и задач.
Руководящие органы и управление деятельностью
Руководящим органом Комитета является Общее собрание,
которое правомочно решать любые вопросы, входящие в его компетенцию.
Решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов
присутствующих на нём членов Комитета при участии не менее половины от всего
состава. Допускается заочное голосование, зафиксированное в письменной форме.
Решения Общего собрания подписываются председателем и ответственным секретарем.
Общее собрание созывается не реже двух раз в год.
К компетенции Общего собрания относятся следующие вопросы:
- утверждение основных целей, задач и направлений деятельности
Комитета;
- внесение
в регламент деятельности Комитета изменений и дополнений;
- избрание рабочего органа Комитета в составе председателя
Комитета, его заместителя и ответственного секретаря;
- создание и ликвидация экспертных рабочих групп по
направлениям деятельности Комитета.
Общее собрание вправе давать членам Комитета поручения по
организации работы экспертных групп.
Руководители экспертных рабочих групп являются членами
Комитета и отчитываются перед Общим собранием по результатам работы. На них
возлагается ответственность за оперативное предоставление подготовленных
материалов рабочему органу Комитета в целях последующего информирования всех
членов Комитета.
Эксперты, входящие в состав рабочих групп, привлекаются из
профессионалов соответствующих сфер деятельности.
При необходимости
Комитет создает свои территориальные отделения.
Комитет имеет бланки со своей символикой, наименованием и
другие реквизиты.
Аппаратное
обеспечение деятельности Комитета осуществляется Российской государственной
библиотекой (119019, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5).
Отчет о деятельности Общественного комитета
содействия развитию библиотек России
(с ноября 2006 г. по март 2007 г.)*
Раздел 1. Выполнение решений учредительного заседания
Комитета от 2 ноября 2006 г.
К концу декабря 2006 г. выполнены все позиции «Решения
учредительного заседания Общественного комитета содействия развитию библиотек
России от 02.11.06».
В соответствии с ними за истекший период рабочий орган
Комитета в составе председателя Б. В. Грызлова, заместителя
председателя А. В. Логинова и ответственного секретаря
В. В. Фёдорова сформировал экспертные рабочие группы по пяти основным
направлениям деятельности Комитета, руководителями которых на паритетных
началах стали по два представителя из состава Комитета и по 7–9 ведущих ученых
и специалистов из области деятельности, соответствующей направлению работы экспертной
группы.
На основе предложений, высказанных в ходе учредительного
заседания, подготовлен проект Плана практических мероприятий по выполнению
решений учредительного заседания Комитета от 02.11.06.
К настоящему времени реализованы основные позиции данного
документа:
руководителям субъектов Федерации и законодательных собраний
регионов направлено информационное письмо о создании Комитета;
сформирован состав рабочих экспертных групп по направлениям
деятельности Комитета и информационно-креативная группа (в целях оперативного
сбора, обобщения и предоставления Комитету информации по проблемам развития
библиотек). (Краткие справки об их работе см. в Разделе 2 отчёта.);
к органам власти субъектов Российской Федерации направлено
обращение председателя Комитета Б. В. Грызлова о содействии
библиотекам, работе Комитета, и, при возможности, выделении дополнительных
средств на развитие библиотек. (От руководства регионов получены 23 ответа.);
на веб-сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) представлена информация об Общественном комитете содействия
развитию библиотек России. В адрес библиотек направлены письма о работе
Комитета с предложениями принять активное участие в его деятельности.
Разработаны логотип и сайт Комитета.
В отчетный период были использованы все возможности взаимодействия
руководства и членов Комитета с профессиональной библиотечной общественностью.
Так, в программу визита председателя Комитета
Б. В. Грызлова в Псковскую область вошло посещение Псковской
областной универсальной научной библиотеки, в ходе которого изучался вопрос о
работе библиотечной системы в условиях развития дотационного региона; при этом
состоялось открытие виртуального читального зала Электронной библиотеки диссертаций
РГБ.
В ноябре 2006 г. руководство и члены Комитета приняли
активное участие в ежегодном Всероссийском совещании руководителей федеральных
и центральных региональных библиотек.
Присутствовавшим роздана брошюра с материалами Первого заседания Комитета.
Осуществлялась активная работа с регионами.В адрес руководства Комитета и его
рабочих органов поступали письменные и устные обращения от библиотек. 12
адресатам требуется активная помощь; к настоящему времени при участии региональных
органов власти удалось положительно решить проблемы трех библиотек.
Раздел 2. Деятельность экспертных рабочих групп*
Руководителями экспертной группы по обновлению федеральных
законов «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов»стали З. М. Степанова
(Комитет Госдумы по культуре) и В. В. Сударенков (Совет Федерации).
В ходе работы экспертной группы положительно оценена
предоставленная библиотечной общественности возможность влиять на процесс законотворчества
в сфере профессиональной деятельности, сформулировано общее мнение и ряд
предложений, основными из которых являются следующие:
1. Вовлечение
широкого профессионального сообщества в обсуждение проблем в сфере
законодательства, влияющих на развитие библиотечного дела в стране. С этой
целью предложено провести ряд выездных заседаний, организуемых членами Комитета
в федеральных округах и крупных субъектах Российской Федерации, с приглашением
представителей библиотек различных видов и типов, органов исполнительной и законодательной
власти. Эти неформальные встречи позволят членам Комитета, с одной стороны,
разъяснить возможности, заложенные в принятых законах, с другой – выслушать
мнение профессионалов-библиотекарей и представителей местного самоуправления о
правоприменительной практике принятых нормативных правовых актов.
2. Необходимость
подготовки методических рекомендаций для специалистов библиотечного дела с
целью оптимального выбора ими организационных и других форм деятельности,
максимально учитывающих как интересы развития самого учреждения культуры, так и
реализацию возможностей, заложенных в законодательстве.
3. Актуальность
скорейшего завершения работы по обновлению Федерального закона «О библиотечном
деле» в связи с острой потребностью введения в Закон новых терминов и понятий
(в том числе «электронная библиотека»), которые отражают реалии развития
информационного общества, широко применяются специалистами, но не нашли
отражения в отечественном законодательстве.
4. Целесообразность участия членов Комитета в
ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации.
Составом экспертной группы приняты на общественную
экспертизу: проект изменений и дополнений к Федеральному закону «Об
обязательном экземпляре документов», внесённый
в Государственную Думу для первого чтения; текст проекта Федерального закона «О
библиотечном деле», который
совершенствуется в тесном взаимодействии с разработчиками
документа.
Экспертную группу по концепции развития библиотечного дела
возглавляют А. В. Логинов, полномочный представитель Правительства РФ
в Госдуме, и М. Е. Швыдкой, руководитель Федерального агентства по
культуре и кинематографии.
Члены рабочей группы акцентировали внимание на комплексе проблем,
требующих разрешения и, возможно, включения в проект Концепции развития
библиотечного дела:
формирование государственной политики в области
библиотечного дела в условиях
реформ с учётом правового и финансово-экономического обеспечения деятельности в
информационно-библиотечной сфере;
усиление роли
библиотек в функционировании гражданского общества, позиционирование
библиотеки как важнейшего социокультурного института, обеспечивающего
информационную поддержку реформам в стране;
повышение роли
библиотек в развитии информационного общества с целью снижения
информационного неравенства граждан и регионов с особым акцентом на
информатизацию сельских и школьных библиотек; принятие мер, способствующих
улучшению состояния библиотечно-информационных ресурсов в целом;
формирование
национальной электронной библиотеки;
подготовка
квалифицированного персонала, заработная плата которого не ниже средней по
региону.
Экспертная рабочая группа провела несколько
заседаний, в результате чего подготовлены «Материалы к Концепции развития
библиотечного дела» (см. Приложение).
Предполагается, что в процессе разработки Концепции будут
проводиться согласования и консультации со всеми заинтересованными министерствами
и ведомствами.
В экспертной группе по законодательству в сферах авторского права и
информационных технологий в библиотечном деле, возглавляемой
П. В. Крашенинниковым (Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству) и И. Ю. Юргенсом
(Российский союз промышленников и предпринимателей), в перечень обсужденных
проблем вошли следующие.
Стратегия развития
библиотек в информационном обществе:
- судьба российских библиотек в будущем, возможные пути их
развития, в том числе соотношение между бумажными и электронными технологиями;
- библиотеки как центры публичного доступа к внешним
электронным ресурсам;
- позиции российского законодательства, способствующие или
препятствующие развитию в России библиотек как современных
научно-информационных центров.
Вопросы авторского
права в российском законодательстве в контексте развития информационных
технологий:
- баланс между интересами авторов (правообладателей) и
пользователей публичных библиотек – необходимое условие развития гражданского
общества и реализации конституционного права на доступ к информации;
- создание электронных библиотек для обеспечения доступа
граждан к информации (в том числе для пользователей в удалённых регионах) –
одно из условий ликвидации информационного неравенства в стране;
- коллективное управление авторскими правами во взаимодействии
с библиотеками;
- возможный
путь в регулировании отношений на данном правовом поле;
- решение правовых, финансовых и технологических проблем предоставления
пользователям библиотек доступа к электронным ресурсам – важнейшая
стратегическая задача в обеспечении права граждан на получение знаний и
информации.
Для изучения зарубежного опыта проведена встреча с
представителями Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и
Международной федерации организаций прав на репрографическое воспроизведение
(ИФРРО).
Предложено в рамках деятельности экспертной группы
подготовить рекомендации по оптимизации законодательства с использованием зарубежного
опыта и дать предложения по финансовому обеспечению деятельности в данной
сфере.
В руководство экспертной группы по социальной роли
библиотек и положению библиотекаря в обществевходят А. А. Тягунов (Комитет Госдумы по культуре),
В. М. Платонов (Мосгордума), И. Я. Мосякин (Комитет Госдумы
по труду и социальной политике).
Экспертами выделены следующие проблемы:
по
социальной роли библиотек в обществе – отсутствие чёткой государственной
политики в предоставлении гражданам разных регионов России свободного доступа к
информации в том числе через библиотеки (реализация конституционных норм и их ресурсное обеспечение: ответственность
федеральной власти за эти процессы на уровне межбюджетных отношений);
нарушение целостности информационно-библиотечного
пространства страны и принципа сетевого развития библиотек;
наличие ведомственных барьеров, препятствующих развитию и
общедоступности библиотек в регионах;
недооценка библиотеки как одного из главных социальных институтов,
выполняющего функции хранителя культурного ландшафта и собирателя интеллектуальных
ресурсов для всестороннего развития территории;
невозможность выполнения большинством библиотек функций по
предоставлению литературы по межбиблиотечному абонементу, поскольку почтовые
услуги превышают стоимость самой книги. Необходимы развитие электронной
доставки документов и активное внедрение опыта по использованию библиобусов в
регионах, где электронная доставка пока неосуществима;
проблема ликвидации библиотек на районном и сельском уровнях. Необходимы экстраординарные меры
для решения этого вопроса, в том числе и эксперимент по введению совместного
равнодолевого финансирования библиотек со стороны федерального и регионального
бюджетов с учётом выделения средств на комплектование фондов;
необходимость поиска рациональных форм взаимодействия
местных структур, выполняющих социально-коммуникативные функции (школа, клуб,
дом культуры, местное радио, пресса, телевидение, почта);
о
положении библиотекаря в обществе – требуется выработка рекомендаций для
кардинального увеличения заработной платы библиотечных работников, в том числе
с учётом изучения опыта ряда регионов, где проходит эксперимент по оптимизации
уровня заработной платы в бюджетной сфере (Москва, С.-Петербург, Архангельск и
др.);
необходимо достижение уровня оплаты труда в библиотечной
сфере, при котором гарантированная бюджетная часть заработной платы должна быть
не меньше стоимости потребительской корзины в регионе (в рамках ЕТС или
введения другой системы);
констатировано недоиспользование в регионах потенциала
социального партнёрства в рамках трёхсторонних комиссий «государство – работодатель
– профсоюзы» (имеется положительный опыт регионов);
предложено организовать ежегодный общероссийский конкурс «Библиотекарь
XXI века» (по аналогии
с конкурсом «Учитель года»);
целесообразно организовать выездное заседание Комитета в
одном из регионов.
Информационно-креативную группувозглавили В. В. Фёдоров (РГБ) и В. Н. Зайцев
(РНБ).
Рабочие органы группы провели выборочное анкетирование региональных
библиотек, индивидуальные опросы руководителей библиотек разного уровня и
подчинения, а также проанализировали сведения, опубликованные в прессе. Анализ
всей полученной информации позволяет сделать следующие выводы по основным
проблемам библиотек.
Наиболее острой и требующей оперативного вмешательства со
стороны властных структур является ситуация в области законодательного регулирования
деятельности библиотек. Негативное влияние на доступ населения к
достоверной информации и знаниям оказала правоприменительная практика и
реализация на местах следующих федеральных законов:
№ 131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Введение закона привело к передаче муниципальных библиотек в ведение поселений,
не имеющих средств на их содержание и комплектование. В результате во многих
регионах происходит разрушение системы обслуживания населения, изменение
структуры библиотек; распадается налаженная централизованная модель формирования
фондов и справочного аппарата, обслуживания читателей и методического
руководства. Идет сокращение числа библиотек, их слияние с клубными
учреждениями, школьными библиотеками. Наблюдается длительное прохождение
финансовых потоков с бюджетов разных уровней; увеличение числа отчетной
документации;
№ 94 «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд». Введение закона тормозит
приобретение документов для комплектования библиотек,
ограничив одномоментную сделку до 60 тыс. р. в квартале, исключает иные
возможности приобретения литературы в других источниках в течение текущего
квартала. Проведение официальной конкурсной процедуры требует около трех
месяцев. За это время нужная, ценная литература уходит с рынка. Теряется
оперативность комплектования, появляются трудновосполнимые пробелы, снижается
качество фондов. Особенно негативно этот закон сказался на подписке
периодических изданий. Провести подписку на периодику по конкурсу невозможно. В
задании предполагается наличие точных цен, а каталоги с ценами выходят 2 раза в
год незадолго до истечения сроков подписки. Таким образом, нормы закона
приводят к удорожанию стоимости книг для библиотек и срыву сроков открытых
конкурсов;
№ 72 «О внесении
изменений в Закон РФ от 9 июля 1993 г.
№ 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах». Поправки, внесенные в
закон, лишают библиотеки права реализовывать проекты по созданию электронных
библиотек, позволяют создавать электронные цифровые копии только
аудиовизуальных материалов с целью сохранения оригиналов. Данный закон и
поправки к нему фактически требуют от библиотек выполнения функций, присущих
издательским организациям (заключение письменных авторских договоров с
обладателями авторских прав, для чего у библиотек нет финансовых и технических
условий);
Бюджетный кодекс
(БК), ст. 71. В соответствии с прописанной нормой все закупки товаров и
услуг на сумму 2000 МРОТ осуществляются бюджетными учреждениями исключительно
на основании государственных или муниципальных контрактов. БК не позволяет
бюджету одного уровня финансировать
учреждения бюджета другого уровня. Сельские библиотеки, находившиеся ранее в
зданиях муниципального образования (МО) «район», исключенные из состава ЦБС и
переданные в МО «поселение», вынуждены платить за аренду или перемещаться в
здания МО «поселение».
Второй по значимости и важности является проблема
комплектования фондов, стоящая перед библиотеками всех типов и разного
ведомственного подчинения. Эта проблема вызвана низким нестабильным финансированием,
что парализует всю систему комплектования и сказывается на составе фондов,
особенно сельских библиотек, которые переполнены ветхой, морально устаревшей
литературой. Особенно удручает ситуация с комплектованием детских библиотек.
Приток новых поступлений в областные детские библиотеки в среднем едва
достигает 3%. В муниципальных библиотеках отдельных регионов процент обновления
не поднимается выше 0,3%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей,
наивысшая его планка составляет 0,1% (международные нормы – от 5% до 10%).
Разрыв между реальным состоянием фондов библиотек и
требованиями сегодняшнего дня приводит к неравным условиям для развития личности
и получения образования.
Третьей по значимости является проблема поддержки
материально-технической базы.Несмотря
на увеличение средств, потраченных на реконструкцию и ремонт библиотек, почти
во всех регионах ситуация остается крайне неудовлетворительной. Десятки
библиотек разного уровня требуют капитального ремонта или находятся в аварийном
состоянии. Недостаток средств не позволяет изменить положение большинства
публичных библиотек, создать их новый современный образ, который бы привлекал
население, особенно молодежь, соответствовал бы современным стандартам качества
жизни, расширял возможности в устранении информационного и культурного неравенства
жителей.
В числе самых насущных вопросов – проблема адекватной оплаты труда
библиотекаря, которая сегодня вполовину, а то и в три раза ниже средней
заработной платы по регионам. Низкий престиж профессии и низкий уровень
зарплаты вызывают отток кадров из библиотек.
Пятая проблема – внедрение информационных технологий
как магистральной линии развития библиотечного дела. Даже крупнейшие библиотеки
регионов все еще не могут предоставить своим пользователям весь необходимый
спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска информации и знаний
через Интернет. Особенно удручающее положение с информатизацией в сельской
местности.
Рабочим органом группы обобщены пожелания библиотек в адрес Общественного комитета содействия развитию
библиотек России:
· содействовать
принятию Национальной программы «Культура России», включению в нее разделов,
способствующих кардинальному улучшению ситуации в библиотечной сфере;
·
при формировании
национальных целевых программ, таких, как «Электронная Россия», «Социальное
развитие села до 2010 года», предусмотреть выделение средств на
региональные и муниципальные библиотеки;
· ускорить
и оказать содействие в принятии подзаконных актов к ФЗ № 131 в части
библиотечного обслуживания, а именно: в разработке и утверждении социальных
нормативов на организацию сети библиотек, персонал и обслуживание
пользователей. Гарантировать минимальный стандарт информационного обеспечения
библиотек и соответствующий минимум финансирования подписки на периодические
издания, приобретение новой литературы, а также минимальный стандарт на
компьютеризацию сельских библиотек;
· внести
изменения в ФЗ № 94 для разрешения закупки товаров без проведения конкурсов и
котировок. Исключить из общероссийского классификатора видов экономической
деятельности, продукции и услуг «книги», «периодические издания» как
одномоментный товар. Подкрепить ФЗ №
131 подзаконными актами и социальными нормативами, позволяющими сохранить
существующую сеть библиотек и добиться гарантированного финансирования в части
пополнения библиотечных фондов;
· создать
экспертные группы по различным направлениям библиотечной деятельности. Сегодня
наиболее актуальны проблемы децентрализации библиотечных систем и проблемы
комплектования, возникшие в связи с вступлением в силу федеральных законов №
94, 122, 131;
· дать
право библиотекам выбирать самостоятельно источники комплектования фондов.
Приложение
Материалы к Концепции развития библиотечного дела
(на
основе результатов работы экспертной группы
по разработке Концепции развития библиотечного дела)
I. Состояние и
проблемы библиотечного дела
Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным
оценкам, около 130 тыс. библиотек, относящихся к ведению министерств, ведомств,
органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий,
учреждений и иных организаций.
Крупнейшими являются две национальные библиотеки Российской
Федерации – Российская государственная библиотека в Москве (фонд
41,7 млн ед. хр.) и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге (фонд
34,5 млн ед. хр.), а также Библиотека Российской академии наук (22 млн ед.
хр.).
Самая многочисленная библиотечная сеть, включающая
федеральные библиотеки, 66 тыс. школьных и около 3 тыс. библиотек средних
специальных и высших учебных заведений, входит в ведение Министерства образования
и науки Российской Федерации.
Российской академией наук создана многоотраслевая сеть; в ее
составе 379 библиотек, включая Библиотеку Российской академии наук (БАН),
Библиотеку по естественным наукам (БЕН), Фундаментальную библиотеку по
общественным наукам (ФБОН), Государственную публичную научно-техническую
библиотеку Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН).
В сфере промышленности, транспорта и связи работают, по
экспертным оценкам, 3,5 тыс. научно-технических библиотек, в области сельского
хозяйства – 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении – 1,5 тыс.
библиотек.
Разветвленной библиотечной сетью располагают также
министерства обороны, юстиции и другие ведомства.
Количество публичных (общедоступных) библиотек – около 49,5
тыс., из которых к ведению Минкультуры России относятся 48 тыс. библиотек, в
том числе: региональных библиотек – 272 (89 универсальных научных, 35
юношеских, 76 детских и детско-юношеских, 72 специальные библиотеки для
слепых); муниципальных – 47,8 тыс. (из них 38 тыс. сельских), объединенных в
более чем 2 тыс. централизованные библиотечные системы. К Минкультуры России
относится и сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных
учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной
палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и
администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра
в государственные библиотеки.
В последние 20 лет количество библиотек постоянно
сокращается. Введение в действие Федерального закона Российской Федерации № 131
«Об общих принципах организации местного самоуправления» делает реальной угрозу
утраты половины сети муниципальных библиотек (и прежде всего сельских).
Техническая
оснащенность общедоступных библиотек остается низкой (по состоянию на 01.01.06): из 48 084 публичных библиотек имеют
телефоны только 13 тыс., персональные компьютеры – 6,3 тыс., доступ к Интернету
– 2,3 тыс., а на селе – только 500 библиотек. Имеющиеся в библиотеках
компьютеры получены из Фонда Сороса и в большинстве своем устарели.
Состояние фондов
большинства муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах,
катастрофическое. Приток новых изданий в публичные библиотеки сократился в два
раза по сравнению с 1990 г. В большинство сельских библиотек новая
литература в 1990-е гг. практически не поступала.
В целом по России затраты на приобретение новой литературыглавных библиотек субъектов Российской
Федерации в 2005 г. различались более чем в 230 раз; затраты муниципальных
библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились порой в 100 раз, а в
целом по России – в 1500 раз.
В среднем на
приобретение новых изданий во все муниципальные библиотеки было израсходовано
около 930 млн р., т.е. в расчете на 1 жителя –
6,5 р. В целом можно сказать, что фонды большинства библиотек, в основном
сформированные в 1970–1980-е гг., в настоящее время, будучи не только
физически изношенными, но и морально устаревшими, не соответствуют задачам и
потребностям государства, общества и конкретных читателей.
Нерешенной и очень серьезной остается проблема обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов и
библиотек. Отсутствуют необходимые площади для фондов.
Заработная плата
работников публичных библиотек остается на протяжении многих лет одной из самых
низких и в 2005 г. составила в среднем менее 3,5 тыс. р. в месяц, что в
2,5 раза ниже средней заработной платы по стране.
Исключение составляют лишь некоторые регионы и крупные города, осуществляющие
доплаты к основному окладу по единой тарифной сетке.
Законодательная база
библиотечной деятельности не вполне отвечает задачам ее развития. Интересы
библиотек не прописаны в законах, касающихся учреждений и отраслей, имеющих в
своей структуре библиотеки либо обслуживаемых библиотеками. Информационное
сопровождение направлений деятельности не предусматривается в правовых
документах по образованию, науке, здравоохранению, спорту и т.д. Значительно
ограничит деятельность библиотек в организации доступа к информации и обслуживании
населения и пользователей вступление в силу с 1 января 2008 г. четвертой
части Гражданского кодекса РФ.
В системе государственной статистики отсутствуют достоверные
сведения, касающиеся библиотек всех ведомств. Последняя всероссийская библиотечная
перепись проводилась в 1986 г.
Несмотря на значительные проблемы, библиотеки ориентируются
на актуальные для современного общества информационные потребности, пытаются
расширить состав своих фондов новыми видами документов, в том числе электронными.
В этом направлении сделаны определенные шаги: формируются электронные ресурсы,
осуществляется создание банков и баз данных, а также электронных библиотек и
новых систем обслуживания пользователей (электронная доставка документов,
Интернет-классы, медиатеки и др.). Начавшийся процесс формирования
корпоративных библиотечно-информационных сетей направлен на более эффективное
информационное обеспечение различных сфер жизни общества, в том числе путем доступа
к мировым информационным ресурсам.
Учитывая, что библиотеки представляют собой наиболее
демократичный социокультурный институт, осуществляющий поддержку и развитие
образования, научных исследований, интеллектуального и инновационного
потенциала населения страны и пользователей,на этапе формирования информационного общества они приобретают еще
большее значение, становясь одним из его базовых элементов.
Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания – это вопрос о
том, на какой информационной основе формируется политическое, экономическое,
правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества.
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех
сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание,
библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые должны и могут
взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение культурной,
интеллектуально-информационной и правовой целостности России, единства ее
регионов и центра.
II. Меры по
развитию библиотечного дела
в условиях информационного общества
1. Используя отечественный и зарубежный опыт, целесообразно
создать межведомственную структуру для обсуждения проблем и внесения
предложений по осуществлению единой государственной библиотечной политики,
распространяющейся на библиотеки всех систем и ведомств (возможно, и органов
НТИ), координации деятельности по формированию библиотечно-информационных
ресурсов, оцифровке книг, созданию распределенного библиотечно-информационного
фонда, корпоративного справочно-поискового аппарата, библиотечно-информационных
консорциумов, развитию депозитариев, созданию национальной электронной библиотеки,
общих библиотечных порталов и т.д., регулирующую деятельность библиотек на
основе новых управленческих технологий, в том числе менеджмента качества.
2. Предусмотреть в бюджете страны выделение специальных
финансовых средств на развитие библиотек, рассматривая их финансирование в
качестве стратегической задачи всвязи
с формированием информационного общества; предусмотреть финансирование
строительства новых библиотек и модернизации существующих зданий.
3. Разработать механизм повышения заработной платы
библиотечных работников адекватно роли библиотек в информационном обществе; довести
ее до уровня оплаты труда в приоритетных отраслях, учитывая, что значение информационных ресурсов для
экономического развития страны в условиях информационного общества сопоставимо
с сырьевыми ресурсами.
4. Разработать и принять государственную программу
информатизации библиотек независимо от их ведомственной принадлежности, создав
для каждого жителя условия доступак национальным и мировым информационным
ресурсам; предусмотреть участие библиотек в приоритетных национальных проектах
и программах в качестве инструмента информационно-аналитического сопровождения.
5. Обеспечить полноту комплектования и повышение
качественного состава книжных фондов российских библиотек, в том числе детской
литературой, изданиями для инвалидов; разработать федеральную программу
книгоснабжения библиотек; пересмотреть политику и механизмы конкурсного отбора
(тендеров) для небольших библиотек, вернув им право самостоятельного
формирования своих фондов; обеспечить сохранность библиотечных фондов как части
культурного наследия и информационного ресурса России; предусмотретьвторой этап Национальной программы сохранения
библиотечных фондов.
6. Дополнить и обновить законодательную базу, регулирующую
функционирование библиотечной сферы, обеспечив при разработке и редактировании
законодательных актов условия для всеобщего доступа к информационным ресурсам,
соблюдая разумный баланс вобласти
авторского права между интересами авторов и читателей библиотек;
совершенствовать законодательство с учетом интересов библиотек взаконодательных актах, касающихся
образования, науки, социального обеспечения, экономики, здравоохранения и др.
7. Осуществить модернизацию существующей системы профессионального
образования библиотечных работников: дополнить ее созданием
библиотечно-информационных факультетов в крупнейших университетах страны;
развивать межрегиональные центры непрерывного библиотечного образования,
включая дистанционное; содействовать развитию библиотечно-информационных наук,
предусмотрев возможность включения их в число приоритетных направлений
стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации.
|