Научные и технические библиотеки №8 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Иванов В. К. Электронная библиотека как индикатор статуса университета

Щедрина М. А., Коксина Н. В. Социологический анализ как элемент системы мониторинга информационного поведения пользователей

Протопопова Е. Н., Александрова Е. С. От изучения пользователей к оптимизации качества обслуживания

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Новые и разрабатываемые виды памяти ЭВМ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ) (Продолжение)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. От всеобщего планирования к координации

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Сукиасян Э. Р. Американская библиотека в Париже

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Исповедь библиотекаря-интеллигента. (О книге Б. Н. Бачалдина «Фрагменты памяти»)

Езова С. А. Размышления после ознакомления с «Библиотечной энциклопедией»

ЮБИЛЕИ

Бутакова Т. А. Полувековой юбилей Научной библиотеки Приморской сельскохозяйственной академии

НАМ ПИШУТ

Овчинникова В. А. Размышления библиотекаря-практика о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря

НАШИ АВТОРЫ


БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 02(73)

Э. Р. Сукиасян

Американская библиотека в Париже

Два года назад я высказал мнение о библиотечных платных услугах в статье «Ведет ли эта дорога к храму? Как наши общедоступные библиотеки превращаются в коммерческие» (Библ. дело. – 2005. – № 4). Заканчивая эту статью, я рассказал о том, как может быть организована платная библиотека, деятельность которой финансируется читателями.

Интересная была реакция: многие директора, умело собирающие дань с читателей, на меня обиделись. Между тем качество услуг в такой библиотеке неизмеримо выше, да и сами библиотеки выглядят иначе. Здесь коллеги-библиотекари забеспокоились: а кто же тогда будет ходить в «бесплатные» библиотеки? Так ведь ходят за рубежом, да еще как! Люди знают, что в любой библиотеке они найдут понимание, почти домашний уют, доброго собеседника, что им всегда помогут – выведут на нужную книгу, статью в журнале. Их выслушают, им посоветуют, порой даже по телефону. Но почему же тогда некоторые библиотеки оказываются «платными»? Что привлекает читателей в такую библиотеку?

Действительно, интересный вопрос.

Сначала уточним: само понятие платности библиотечной услуги в библиотеке общедоступной, иначе говоря бесплатной, является во всем мире нонсенсом. Много лет назад, рассказывая о том, какие грандиозные суммы «зарабатывает» Библиотека Конгресса США с помощью читателей (Науч. и техн. б-ки. – 1997. – № 6. – С. 33–45), я показал структуру этих внебюджетных доходов. Огромные деньги собираются благодаря ксерокопированию, продаже сувенирной продукции, работе комбината питания. Всё! Больше никаких платных услуг в крупнейшей в мире библиотеке нет. При этом, как мне там объяснили, собственно библиотека к этим услугам никакого отношения не имеет. Даже ксерокопированием занимаются сами читатели: по сути дела они берут в аренду оборудование, оплачивая его эксплуатацию. Эта услуга, как ни крути, не библиотечная. И в киосках, и в столовой быстрого обслуживания, расположенной в подземном этаже между корпусами библиотеки, работают не библиотекари, а специально нанятый персонал. Там хорошо понимают, что один и тот же сотрудник не может иметь два лица: что-то делать бесплатно, а что-то – по прейскуранту. У нас такая «двуликость» понемногу стала нормой, больше того – нормой планируемой, даже контролируемой со стороны.

Очень хотелось тем не менее увидеть платную библиотеку. Посмотреть и понять, чем она отличается от остальных, нам хорошо знакомых.

Случилось это в Париже… Два российских библиотекаря в дождливый пасмурный день шли от центра города пешком к Эйфелевой башне. Шли медленно, не торопясь. Хотелось где-нибудь присесть, обсушиться, но зайти было некуда: по пути не было даже магазинов, одни жилые и офисные здания. И вдруг мы остановились перед широко распахнутой дверью. Далеко в глубине в ярко освещенном пространстве были видны стеллажи с аккуратными полочными разделителями. Повеяло таким родным теплом библиотеки. Над дверью было написано всего несколько слов на английском языке «AmericanLibraryinParis». У входа нам улыбнулась сотрудница, поздоровалась и хотела продолжить свои дела, но я объяснил ей, кто мы и откуда, попросил разрешения посмотреть библиотеку. «У нас всё открыто, вы можете ходить по всей библиотеке», – ответила она, протягивая мне несколько листочков с правилами и планом помещения. И тут же потеряла к нам всяческий интерес!

Мы повесили свои мокрые куртки на вешалку, поставили сумки и зонты и осмотрелись. Чуть правее за компьютером сидела еще одна служащая. Я представился и спросил у нее, есть ли в библиотеке каталогизатор? Она с радостью взялась меня проводить. В самом конце огромного книгохранилища, открытого (судя по информационным табло) для читателей, оказалась большая комната с надписью «Processing». Удивительно, но и сюда, в служебное помещение с новыми, обрабатываемыми книгами, дверь была распахнута. Каталогизатором оказался мужчина. Он показал мне таблицы Десятичной классификации Дьюи, рассказал о том, что отраслевой литературы библиотека покупает очень много, что её систематизация – очень интересный, но сложный процесс.

На мои вопросы следовали точные ответы. Мы покупаем всё, что спрашивают наши читатели. В Париже можно найти в продаже любую книгу. Откуда берем деньги? Вы прочитаете об этом в памятке, которая у вас в руках. Если денег нет, мы продаем (передаем букинистам) книги, которые не пользуются спросом. Мы также продаем не нужные библиотеке книги и журналы читателям – вы увидите стеллаж у входа. Конечно, мы выписываем журналы, но только те, которые нужны нашим читателям.

Фонд занимал два этажа и был удивительно приятно организован. Отдельный вход вел в большое помещение читального зала. Я обратил внимание на то, что кроме традиционных столов и стульев в зале было много диванов и кресел, а на стеллажах – богатый справочный фонд. Два больших ксерокса стояли бесконтрольно, из расположенной над ними инструкции становилось ясно, что сами читатели могут их включить и сделать бесплатно копию. За углом «спрятались» туалеты, отмеченные на плане.

Возвращаясь после беседы с каталогизатором, я увидел еще одну сотрудницу за столом и спросил уже знакомую, работающую за компьютером: «Это, наверное, библиограф?». Мне показалось, что она обиделась, отвечая: «Нет, что вы! Мы все библиографы, если это будет надо. Здесь отдел для детей». Лучше бы я не входил туда… Три комнаты – понятно, что для детей разного возраста – полные книг, настольных игр, в последней – масса игрушек, огромных книжек с картинками и буквами в полстраницы. Когда я выходил из детского отдела, сидевшая за столом сотрудница объяснила свою «функцию»: «Я включаю им записи и видео».

Действительно, у самого входа-выхода в библиотеку стоял стеллаж с книгами и журналами на продажу. В отдельной зоне около входа располагался «зал текущей периодики»; мы обратили внимание на удивительно информативные стеллажи с обложками журналов. (Здесь же стояли полки с книгами по кулинарии, пользующиеся, наверное, как в США, большим спросом.)

Увидели и узнали, конечно, очень мало. Но мы привезли в Москву несколько полученных листочков, на одном из них – веб-сайт библиотеки, материалы которого содержат всю недостающую информацию.

Американская библиотека в Париже образована Американской библиотечной ассоциацией в 1920 г. благодаря начальному гранту (25 тыс. книг и 25 тыс. долларов). Её статус: частная, некоммерческая, обеспечивающая себя полностью библиотека, зарегистрированная в США и Франции как некоммерческая (бесприбыльная) организация. Она не финансируется из местных налогов (что является нормой для всех публичных или муниципальных библиотек). Меньше трети денежных ресурсов библиотека получает от членских взносов, почти половину составляют средства, поступающие в качестве даров частных меценатов и различного рода американских корпораций. Оставшуюся часть покрывает продажа невостребованной части фонда, штрафы и пр. Есть, например, свой фирменный сувенир – красивая сумка с эмблемой библиотеки (14 евро). Основная часть расходов – «хозяйственная» (эксплуатация помещения – можно представить, сколько стоят занимаемые в центре Парижа площади, электроэнергия, связь и пр.). Две другие – заработная плата сотрудников и пополнение фонда.

Штат – 12 человек, в том числе директор, его помощник; три библиотекаря работают за столом Circulation (регистрации), один занимается развитием коллекций и каталогизацией.

Библиотека открыта со вторника по субботу с 10 до 19 часов. Массовые мероприятия проводятся иногда и вечером, с 20 до 22 часов. На каждый месяц заранее утверждается план (все читатели получают его домой с помощью Интернета).

Библиотека обслуживает всех – детей и взрослых, студентов и ученых, парижан и туристов. Поскольку пользование библиотекой платное, главным «регулирующим» документом являются «Membershiprules» (переведу так: «Членские правила»). Чтобы стать «членом-пользователем библиотеки», надо предъявить действующее удостоверение личности с фотографией, доказать свою платежеспособность.

Категорий членства много, они различаются правами, возможностями и, что естественно, суммой взноса. Самая удобная категория – «семейное членство», при котором членская карточка (membershipcard) выдается всем членам семьи, но записаны они под одним номером. Стоит это удовольствие 155 евро в год (на полгода – 95 евро; на 4 месяца – 70 евро). На дом могут быть получены одновременно не более 20 книг, 12 журналов, 5 аудио- и видеодокументов (далее в тексте эти возможности обозначены тремя соответствующими цифрами. Годовое членство для взрослых – 100 евро (10–4–3), для студентов – 75 евро (6–4–3), для детей старше 12 лет – 60 евро (10–6–3). Можно оформить карточку на 6 месяцев (65 евро; 6–4–3) или на 4 месяца (47 евро; 6–4–3).

Самое интересное – недельное членство (15 евро или 25 – для супругов), оно не дает никаких абонементных прав и предназначено для туристов, находящихся в Париже. Для записи нужно предъявить карточку гостиницы. Если же вы собираетесь заниматься в библиотеке весь день, используя её фонд, получите однодневную карточку (12 евро; для студентов
9 евро). Читатели, желающие поддерживать библиотеку постоянно, могут получить «донорские» карточки двух уровней, заплатив 400 или 250 евро (права: 20–12–5 в любом случае).

Сотрудница библиотеки не ответила мне на вопрос о величине фонда. Нет таких сведений и на сайте библиотеки. Не любят этого вопроса в зарубежных библиотеках – там, где фонд активно пополняется и столь же активно чистится. По моим «подозрениям», фонд может быть в пределах 300–400 тыс. томов. (Из Москвы невозможно войти в электронный каталог этой библиотеки – нужно быть зарегистрированным членом-пользователем.)

В помещении стоят 5 терминалов, недалеко – карточный каталог на свой фонд. Для неверующих процитирую: «ThesearethecardcatalogswhereyoufindwhichbookswehaveintheLibraryandwheretheyarelocatedandiftheyareavailable» («Это карточные каталоги, в которых вы можете узнать, какие книги мы имеем в библиотеке, где они находятся…». Последняя фраза свидетельствует о том, что часть фонда, находящаяся на полках, не выдается на дом). Отдельно стоят два компьютера с выходом в Интернет (на 30-минутный бесплатный сеанс надо записаться предварительно – желающих много).

Самое главное: строго соблюдать сроки пользования (три недели, если это особо не оговорено; новинки беллетристики выдаются на две недели, и этот срок не продлевается) и не терять взятых из библиотеки материалов. Если за полный срок пользования карточкой к вам у библиотеки претензий нет, вы получаете премию: 50% суммы переносится автоматически на следующий период времени. Если же вы задержали что-нибудь, возмездие свершится мгновенно (всеми финансовыми делами занимаются не люди, а компьютеры, их нельзя ни обмануть, ни попросить о прощении). За каждый просроченный день, за каждое издание или кассету, диск, будет начислен штраф в 20 евро. Если вложенных вами денег пока еще хватает, то вы будете пользоваться абонементом, но машина предупредит о том, когда заканчивается период действия карточки.

Правила, и это легко заметить, воспитывают у членов-пользователей предельную аккуратность. Я нашел на сайте совет, который переводится так: «Лучше прийти на пару дней раньше, чем на день позже». Это понятно. Если вы потеряли книгу, то сначала библиотека найдет и купит такую же, добавит к стоимости 8 евро за обработку, и предъявит этот счет вам к оплате. Жестоко, но ведь справедливо? Некоторые издания (раритеты, давно изданные, ценные) выдаются по абонементу под залог. Поэтому предусмотрительные читатели кладут на свой счет в библиотеку некоторую сумму денег.

Общие правила для читателей содержат всего несколько пунктов: не приносите никакой еды и напитков (кроме воды в бутылках), выключайте мобильные телефоны при входе, не пишите и не подчеркивайте в книгах – это вандализм. «Большие» собаки в библиотеку не допускаются.

Особая забота – дети. Здесь, на территории библиотеки, они могут погрузиться в мир английского языка. (В фонде есть литература на самых разных языках народов мира, хотя основная часть – на английском языке.) И все контакты, общение, информация, оформление помещений – на английском.

Конечно, дети, как и взрослые, обслуживаются индивидуально. Но для каждой из четырех возрастных групп (от 1 до 3 лет, 3–5, 6–12, старше 13) библиотека имеет свою программу. Например, самые маленькие читатели здесь учатся по программе MotherGoose – от игрушки к книге, от рисунка – к букве, слогу, слову, предложению, от звука к речи. Развивается техника чтения и умственные способности. В три года начинают, а в пять уже все читают и считают свободно. Письмо – следующий этап, требующий предварительного развития моторики тонких движений пальцев рук. Отработкой соответствующих навыков занимаются особо. В определенные дни для каждой возрастной группы проводятся занятия с играми, устным чтением. Занятия платные. Если родители сомневаются в их полезности, они могут привести ребенка на одно занятие бесплатно.

Такая вот интересная библиотека. Будете в Париже – зайдите: 10, rueduGénéral-Camou; станции метро рядом: EcoleMilitaire, Alma-Marceau. В библиотеку можно «войти» и через Интернет: www.americanlibraryinparis/org.

 

Несколько слов в заключение.

Первое. Я не слышал о существовании аналогичной «Русской библиотеки» ни в Париже, ни в Вашингтоне, ни в Берлине. Сколько там, да и во многих других городах, живет русских, скажем так – «русскоязычных» людей! У них есть дети, и мы знаем, что часто очень трудно воспитывать в них любовь к своему отечеству. Надо знать, что если русский человек, родившийся и выросший за рубежом, прекрасно говорит по-русски, то это свидетельство подвига его родителей.

Американская библиотечная ассоциация подарила Парижу в 1920 г. библиотеку. Когда такая светлая идея посетит российские государственные и библиотечные умы?

Второе. Мне как-то по душе такая платная библиотека. Деньги совсем небольшие, по «их» доходам – копейки. Но зато имеют всё, что пожелают. Вот, что главное – заплатил и стал хозяином, совладельцем огромной библиотеки. И никто не может сказать, как у нас: «Товарищ читатель, туда вам входа нет!».


  
На главную