Научные и технические библиотеки №9 2007 год
Содержание:

Горшков Ю. А. Библиотека в стратегическом менеджменте книжного бизнеса: анализ ресурсов и конкурентных возможностей

Романов П. С. Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки

Еременко Т. В. Принципы интеллектуальной свободы в библиотечной деятельности (по материалам семинаров в библиотеках Рязани)

Скоробогатов В. М., Сукиасян Э. Р. Справочно-библиографическое обслуживание на этапе перестройки. Диалог профессионалов – 2

Борцова Н. Н., Лукашева Н. В. Инновации в информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Литвинова Н. Н. Кто заплатит сверхурочные термину документ?

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. В ногу со временем. Ретроспективные библиографические указатели как важное направление библиографической работы ГПНТБ России (СССР)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

К ЮБИЛЕЮ Т. Ф. КАРАТЫГИНОЙ

Леонов В. П., Соколов А. В. Диалог о Доброте библиотечной

Орлова Н. П. Спасибо! (Слова благодарности Т. Ф. Каратыгиной)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 02+665.42

Ю. А. Горшков

Библиотека в стратегическом менеджменте книжного бизнеса:
анализ ресурсов и конкурентных возможностей

Рассмотрены предпосылки, содержание и возможности использования концепции структурного и управленческого синергизма стратегического сотрудничества библиотек и книжного бизнеса России.

В настоящее время объем российского книгоиздания не только значительно превзошел уровень советского периода, но и является одним из самых высоких в мире. В 2006 г. в России выпущены 102 268 наименований книг и брошюр общим тиражом 632,4 млн экз. Сегодня более высокие показатели лишь в трех странах – Китайской Народной Республике, Великобритании и США.

В то же время в России наблюдается разрыв между количественными и качественными параметрами книгоиздания. Снижается уровень чтения и социальный статус книги. Издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной (с точки зрения сложности форм и содержания) информационной ценности. Недостаточно издается научно-популярной и технической литературы (11% от общего числа выпускаемых наименований; в других развитых странах – 20–25%), скуден ассортимент наименований литературы для детей и подростков (7% против 25–30%).

Для преодоления проблемы разрыва количественных и качественных параметров российского книгоиздания необходима разработка комплекса маркетинговых бизнес-решений и формирование коммуникационных взаимодействий, ориентированных на покупателя, переход от деятельности «хобби-центров» к реальному бизнесу [1]. Однако «отдельные участники рынка пребывают в иллюзии самодостаточности, которая при более внимательном взгляде видится самодовольством. Сохраняется в книжном бизнесе разобщенность, болтовня, неумение объединиться и делать общее дело. Наблюдается повышенное внимание к результатам бизнеса и недостаточное внимание к выстраиванию базовых принципов, определению и следованию проактивной стратегии. Большинство книжных компаний работают без определенной цели и стратегии, сбалансированных бизнес-процессов и открытой системы коммуникаций, продуманной мотивации, команды профессиональных управленцев» [Там же].

В определении отраслевой стратегии имеются определенные исследовательские заделы [2]. Выводы ученых уточняют и дополняют бизнес-стратегию книжного дела: лидерство по издержкам, опирающееся на использование дешевых ресурсов. Но такая стратегия книжного бизнеса «дает сбои» [1]. Бизнес-стратегия, ориентированная на качество, обслуживание, инновации или цену, должна определяться ресурсной концепцией стратегического менеджмента.

В последнее десятилетие ресурсный подход занял доминирующие позиции в теории стратегического управления [3]. Основная причина анализа ресурсов фирмы заключается в потребности исследовать и выявить те ресурсы, которые позволяют ей конкурировать и выжить в конкурентной среде [4. С. 123]. Исследователи предпринимательства пришли к заключению, что реальными факторами конкурентоспособности являются именно ресурсы фирм. Эта теория предполагает, что ресурсы распределены среди фирм неравномерно, что становится причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании. Расширяется понимание границ ресурсного обмена: его началом считается момент ( период) изготовления ( не передачи), а концом – момент ( период) потребления (а не получения) товара. Ресурсная теория придает большое значение нематериальным ресурсам (таким, как человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал и знания). Поэтому ресурсная концепция является составной частью теории управления знаниями [5].

Эффективное использование ресурсов осуществляется на так называемых компетентных фирмах и подразумевает постоянный поиск, приобретение, развитие и получение экономической ренты от использования ресурсов. Малое и среднее предпринимательство, к которому относится и книжное дело, имеет доступ к ресурсам не столь уж обширным по сравнению с крупными компаниями, но эта ресурсная база имеет тенденцию быть более гибкой и стратегически предпринимательской – у нее более высокий уровень персональных услуг, профессиональной компетентности, умения и опыта конструирования, лучшее знание региональных условий и гибкие решения, исходящие из особенностей полученных заказов [4. С. 123].

Известный «гуру» современного менеджмента П. Друкер указывал: «информация о внешней среде и есть та самая важная информация, которая нужна менеджеру для работы» [6. С. 180]. Руководитель должен сам «войти в эту внешнюю среду. Даже самые замечательные отчеты и лежащие в их основе блестящие экономические или финансовые теории не способны заменить личного, непосредственного наблюдения, причем в такой форме, когда это действительно внешнее наблюдение» [Там же. С. 178]. Организационными формами такого наблюдения, адекватными менеджменту «зрелой» отрасли, должны стать различные союзы и партнерства, позволяющие быстро адаптироваться к изменению запросов потребителей [Там же. С. 87].

Естественными стратегическими союзниками книжного бизнеса являются библиотеки. Стратегический союз (strategicalliance) – соглашение о кооперации двух или более независимых партнеров для достижения определенных коммерческих целей. Непременные условия эффективного стратегического союза – долгосрочная ориентация, координация политики, развитие и укрепление доверия и, помимо всего, стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента организаций-союзников. Стратегические союзы способны обеспечить большинство из тех преимуществ, которые дают поглощения, и обладают минимумом отрицательных моментов [7. С. 292]. Такая форма партнерских отношений является одной из «сильных сторон» бизнеса, позволяющей либо превосходить конкурентов, либо обеспечивать дополнительные конкурентные возможности [8. С. 135]. Набор таких сильных сторон составляет ресурсный потенциал бизнеса [Там же].

Конкурентная привлекательность стратегических союзов состоит в синергетическом эффекте, достигаемом за счет объединения компетенций и ресурсов участников [Там же]. В современном стратегическом менеджменте широко используется понятие синергизм (synergy) – кумулятивный положительный эффект (2 + 2 = 5), а в долгосрочной перспективе – стратегический синергизм [9]. О синергизме много говорят, но часто он существует лишь на словах, а не на деле. Различают два типа синергизма: структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов компаний, позволяющего снизить издержки и увеличить объем продаж; и управленческий синергизм, при котором эффект достигается благодаря повышению качества управления, без каких-либо структурных изменений.

Часто под термином синергизм подразумевают только структурный синергизм. Синергизм, возникающий, в частности, при образовании стратегических союзов, называют дешевым синергизмом, поскольку он не связан с затратами на поглощение компаний. Синергизм – это потенциал, который может быть реализован при правильной организации и распределении ресурсов группы [7. С. 285–287].

В российском библиотековедении по всем принципиальным моментам затрат ресурсного обеспечения библиотечной деятельности имеется существенный теоретико-методологический задел. Более того, сегодня исследователями осознана необходимость создания комплексного научного направления – библиотечной ресурсологии, в рамках которой разрабатывалась бы теория библиотечных ресурсов, их типология, технология поиска, систематизации, аналитика и мониторинг ресурсов, методология их функциональной оценки, способы описания и идентификации [10]. Использование библиотечных ресурсов книжным бизнесом обусловливает два вида синергизма, что требует экономического обоснования.

В первую очередь библиотечные ресурсы для книжного бизнеса интересны как факторы производства, обеспечивающие конкурентные преимущества.Кроме того, библиотечные ресурсы позволяют получить добавленную стоимость. Тем самым они рассматриваются с позиций их производственного потенциала. Потенциал (от лат. potentia)в широком смысле означает средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи в конкретной области. Характеристики потенциала «выступают оценочными критериями статуса библиотек и библиотечного дела» [11]. Таким образом, книжный бизнес в своей деловой стратегии может и должен ориентироваться на библиотечно-информационный потенциал, в экономическом аспекте интерпретируемый как «совокупная возможность отрасли» осуществлять функциональную деятельность в определенный исторический момент [12].

При реализации рыночных взаимосвязей книжного бизнеса и библиотек используются их способности – совокупность индивидуальных навыков, ресурсов и аккумулированных знаний, которые позволяют организациям координировать деятельность и использовать ресурсы. Различие между активами и способностями заключается в том, что первые связаны с наличием ресурсов, а вторые – с выполнением каких-либо действий. Способности – это ресурсы на основе знания, комбинирующие знания и действия. Они отличаются от других ресурсов также тем, что развиваются во время использования. Чем больше используются способности, тем более сложными для подражания они становятся. Это правило отражает динамический характер названной категории. По мере приобретения опыта и достижения стабильного качества способность трансформируется в возможность или компетенцию [8. С. 358].

Первичные результаты культурной работы и, следовательно, библиотечно-информационной деятельности проявляются двояко – как продуктивный и как потребительский эффект [13]. Продуктивный эффект услуги представляет собой потенциальную потребительную стоимость, образующуюся в результате деятельности производителя услуги. Она может количественно и качественно отличаться от потребительского эффекта услуги, в котором воплощена реальная потребительная стоимость продукта деятельности производителя услуги. Более всего специалистам заметен потребительский эффект библиотечной деятельности. Однако сегодня все более очевидным для исследователей становится и продуктивный (производительный) эффект работы библиотек [14].

В «Теориях прибавочной стоимости» К. Маркс отмечал: «Писатель является производительным работником не потому, что он производит идеи, а потому, что он обогащает книгопродавца, издающего его сочинения, то есть он производителен постольку, поскольку является наемным работником какого-нибудь капиталиста» [15]. Характеристикабиблиотечных услуг книжному бизнесу как производственных означает, что расходы на библиотечную инфраструктуру рассматриваются в качестве фактора доходности книжной продукции.

Услуги производственного назначения делятся на два основных вида – услуги по эксплуатации (ремонту) и деловые услуги [16]. В первом случае библиотеки оказывают маркетинговые услуги книгоиздателям и книгопродавцам. Они обеспечивают определение сегментов рынков по отношению к изданиям – степень необходимости, поиск выгод при покупке книжной продукции. Деловые услуги библиотек заключаются в консультировании, техническом обслуживании, предоставлении вспомогательных материалов и услуг (например справочно-библиографических), а также практическом содействии выполнению целевых задач книгоиздателей и книготорговцев.

Сегодня российский библиотечный менеджмент широко представлен как учебными курсами, так и научно-практическими пособиями [17]. Систематизирована зарубежная и отечественная практика библиотечного управления и теоретически обоснована маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности [18]. Хорошо известна библиотекарям практика установления связей с общественностью (PR- паблик рилейшнз) [19], а также рекламы своей работы [20]. Современную библиотеку во многом отличает инновационный характер деятельности, что нашло свое отражение в исследовательской литературе [21].

Стратегическое сотрудничество библиотек и книжного бизнеса определяется общностью их места в структуре общественного разделения труда. Согласно концепции известного американского экономиста М. Пората (M. Porat) библиотеки относятся к сфере информационного распределения,Они, как и другие направления информационной экономики, включают в себя первичный сектор (когда информационный продукт или услуга предназначены непосредственно потребителю) и вторичный сектор, когда информационный продукт или услуга служат производству другой продукции. К вторичному информационному сектору отнесены специальные библиотеки, тогда как все остальные – к первичному сектору. В него же наряду с библиотеками входят издательское дело и киноиндустрия, а также телевидение [22].

В сфере информационного обслуживания библиотеки играют исключительную и возрастающую социально-культурную роль. Сущностной основой всего многообразия потребностей, которые удовлетворяются в библиотеке, являются потребности в информации (широко распространен термин информационные потребности). Их библиотека реализует своими средствами через предоставление библиотечных услуг [23]. Библиотечные фонды и информационные продукты (услуги) включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию. Специалистами разработана и предложена коллегам для обсуждения номенклатура информационных продуктов и услуг библиотеки [24].

В стратегическом менеджменте понятие ресурсы объединяет активы, компетентность, процесс, опыт и умение или знания, контролируемые организацией. Как правило, различают три типа ресурсов [4. С. 121]:

материальные – физические ресурсы (оборудование, строения, машины и прочие видимые активы);

нематериальные – нефизические субстанции, наличие которых обеспечивает реальные выгоды деловой практики, например наименование бренда, технологии, патенты;

организационные – деловые способности, которыми организация отличается от остальных, например, человеческие ресурсы, дисциплина, управленческий стиль.

Ресурсное обеспечение в библиотеках характеризуется составом ресурсов, соотношением затрат на различные виды ресурсов, количеством источников и механизмом поступления того или иного вида ресурсов. По содержанию и назначению экономические ресурсы библиотек в библиотечном процессе разделяют на трудовые, материально-технические, финансовые, информационные и организационные [25].

Материально-технические ресурсы библиотек представляют собой факторы библиотечного производства в материально-вещественной форме. К ним относятся здания, в которых размещена библиотека, инженерное оборудование, мебель, библиотечное оборудование залов и хранилищ, фонд библиотечных документов, каталоги, картотеки, средства связи и транспорта, копировально-множительная техника, средства электронного доступа к информации, издательская продукция, расходные материалы и запчасти. С точки зрения экономической оценки и учета из всех материально-технических ресурсов публичных библиотек фонды документов и каталоги имеют две существенные особенности: во-первых, их ценность не исчерпывается затратами на их приобретение или создание, во-вторых, стоимость некоторой части документов (книжных памятников, архивных документов) со временем возрастает. По мере распространения электронных технологий в библиотечных процессах увеличивается значимость энергетических ресурсов.

В структуре нематериальных ресурсов библиотек особое значение приобретают информационные ресурсы – выявленная, собранная и накопленная информация, на основе которой осуществляется организация деятельности и управление развитием библиотеки (это нормативно-правовая информация в виде законодательных актов, указов, постановлений, распоряжений и иных регламентирующих документов органов управления, научно-техническая, патентная, коммерческая, социально-демографическая, обзорно-аналитическая и прочая информация о внутренних и внешних факторах влияния на деятельность конкретной библиотеки).

Согласно социологическим исследованиям, проведенным в 1988–1989 гг., 62% посещающих библиотеки американцев считали, что главное назначение библиотеки – обеспечение пользователей информацией. В конце 1998 г. американскими социологами установлено, что существует тесная связь между пользованием библиотекой и Интернетом: 75% пользователей веб-ресурсов посещают публичную библиотеку [26. С. 13]. Сегодня две трети публичных библиотек США предлагают пользователям доступ в Интернет. При этом бурное развитие информационных технологий не подорвало интереса граждан к чтению книг. Отвечая на вопрос о том, какими услугами они пользуются в публичных библиотеках, наибольшее число респондентов (54%) сообщили, что берут книги по абонементу [26. С. 9, 11].

Библиотеки располагают организационно-управленческими ресурсами – совокупностью наиболее важных теоретических положений и принципов, официальных требований и практических мер. Их использование позволяет определить формы и методы работы с экономическим потенциалом как институциональной структурой [27]. Специфика организационно-управленческих ресурсов, входящих в структуру экономического потенциала, заключается в их двойственности: они обеспечивают целостность и устойчивость самого потенциала при различных внутренних и внешних воздействиях; интегрируясь в общую систему управления библиотекой, они увязывают развитие экономического потенциала со стратегическими целями библиотеки, способствуют её адаптации к меняющимся условиям.

Для ресурсной характеристики библиотечно-информационного потенциала применим SWOT-анализ [28]. Он проводится с целью определить и интерпретировать для библиотеки её силы (сильные стороны – strength), слабости (слабые стороны – weakness), возможности (opportunities), опасности (угрозы – threats). Силы – внутренние преимущества, которые имеются у библиотеки. Слабости – внутренние проблемы библиотеки, которые могут негативно повлиять на её будущее. Возможности – благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут и должны быть использованы. Опасности – возможные внешние события или перемены в будущем, которые могут негативно повлиять на библиотеку. Силы и слабости обычно могут быть легко идентифицированы внутри библиотечной организации (по сути это контролируемые переменные). Возможности и угрозы исходят извне, из внешнего окружения библиотеки (следовательно, это неконтролируемые переменные). Первые нужно активно выявлять и использовать, а последние – знать и уметь не только приспосабливаться к ним, но и «оборачивать» по возможности в свою пользу (табл.).

Матрица SWOT-анализа библиотечно-информационного потенциала

Ресурсы

Возможности

Сильные
стороны

Угрозы

Слабые
стороны

Материальные

Широкое использование Интернета

Обширные фонды библиотек

Снижение уровня комплектования фондов

Остаточное общественное финансирование

Нематериальные

Высокий социально-культурный имидж библиотеки в обществе

Уникальная сеть внутренних и внешних связей в информационной, культурной и образовательной сферах библиотечной деятельности

Конкуренция на рынке информационных услуг

Нехватка квалифицированных менеджеров

Организационные возможности (организационно-управленческие ресурсы)

Использование инноваций в библиотеках

Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности

Проблемы оценки и измерения социально-экономической эффективности библиотечного труда, игнорирование его производительного характера.

Несовершенство структуры рабочей силы из-за низкой оплаты труда

 

На основе SWOT-анализа хорошо просматривается идентификация материальных взаимосвязей библиотек и книжного бизнеса.

Библиотеки крайне заинтересованы в том, чтобы наладить устойчивое долговременное информационно-технологическое взаимодействие с субъектами книжного рынка. К сожалению, адекватного встречного движения со стороны издательского и книготоргового сообщества не наблюдается.

При этом для книжного бизнеса сохраняют свое значение рыночные взаимосвязи с библиотеками. Рыночные взаимосвязи – это совместное осуществление основных видов деятельности, необходимых для доставки товара покупателю и для всех процессов взаимодействия с ним, начиная от внешней логистики и заканчивая гарантийным обслуживанием [29].

Имеющиеся библиотечные способности/компетенции функционально отвечают задачам основных видов деятельности книжного бизнеса: внешняя логистика (в эту категорию входят виды деятельности, связанные со сбором, хранением и реальной доставкой продукции покупателям), маркетинг и продажи, обслуживание. Американские библиотеки имеют большую и успешную маркетинговую практику [30]. Поэтому в США в 1986 г. на вопрос специального социологического обследования 40% представителей книгоиздательской индустрии ответили, что не менее 70% своего бизнеса связывают с деятельностью библиотек [31].

Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности является стержневой компетентностью (corecompetences) – коллективные знания организации, направленные на координирование разнотипных производственных навыков и связывание воедино множественных технологических потоков. Стержневая компетенция – это своего рода сочетание ресурсов, умений, знаний и технологий, которые отличают компанию от её конкурентов в глазах потребителей. Она должна обеспечить компании возможность проникнуть на рынок и успешно конкурировать; повысить значимость продукта в глазах покупателя по сравнению с его конкурентным аналогом; иметь такие свойства, которые не могут быть воспроизведены конкурентами [32].

Традиционно деятельность библиотеки включала отбор, описание, интерпретацию, распространение и сохранение документов и информации. И сегодня наиболее существенной чертой профессии продолжает считаться ответственность за информационный и документационный циклы. Одновременно процессы глобализации выдвигают перед библиотеками проблему обеспечения удаленного доступа к информации и знанию, развития интеллектуальной среды общества. Все большее применение получают технологии работы с содержанием, интеллектуальные услуги, предоставляемые в электронном виде. Библиотека может выступать как создатель информации и знания или как эффективный посредник в их доставке, оценке и улучшении качества. Добавленная стоимость при организации объема научной информации возрастает, и у библиотеки появились огромные проблемы с фильтрованием, определением и приспосабливанием информации к потребностям различных групп пользователей. Информация ныне является все возрастающим по своей важности производственным фактором. Использующая информационные технологии библиотека сегоднярассматривается как производственная и социокоммуникативная система эпохи формирования глобального общества [33].

Производственный и социокоммуникативный эффекты использования библиотечно-информационного потенциала являются результатами отличительных маркетинговых компетенций. Отличительный вид компетентности (distinctivecompetence)  означает любую конкретную область специализации или преимущество, которым может обладать производственная организация. Именно эти отличительные виды компетентности или способности выделяют организацию как организацию, имеющую конкурентное преимущество в конкретном аспекте своей деятельности.

В теории менеджмента организации информация – это превращенная форма знаний, обеспечивающая их распространение и социальное функционирование [34]. Соответственно различают две задачи управления информационным процессом: структурную и поведенческую. В первом случае возникает необходимость создания информационно-организационной системы управления в двух вариантах – децентрализованного или централизованного информационного обеспечения. Во втором – создания информационно-коммуникационной системы управления, которая предусматривает упорядочение информации либо в рамках самой предпринимательской структуры, либо в ее взаимоотношениях с внешней средой (политика, этика общества). Значит, можно выделить две отличительные маркетинговые компетенции: информационно-организационное обеспечение библиотеками формирования ассортимента книжной продукции и информационно-коммуникационное содействие библиотек в рыночном продвижении книжной продукции.

Для рыночного взаимодействия библиотек и книжного бизнеса в наибольшей мере подходят две модели стратегического сотрудничествасотрудничество по цепи поставок, которым признается тот факт, что предоставление продуктов или услуг компании конечному потребителю производится более эффективно, когда взаимодействие со стратегическим поставщиком и клиентами осуществляется в рамках отношений сотрудничества; сотрудничество на основе способностей, при котором знания и опыт, необходимые для реализации стратегии организации, обеспечиваются третьей стороной[35. С. 9–10].

Библиотеки всегда были открыты для контактов с представителями книжного дела. Массовым явлением стало проведение книжных выставок и фестивалей в библиотеках. Специалисты признают их субъектами книжного рынка [36]. Из года в год возрастает интерес издательских и книготорговых организаций в развитии деловых отношений с библиотеками, о чем убедительно свидетельствует рост в геометрической прогрессии представителей бизнеса на ежегодной Международной конференции в Крыму по проблемам единого информационного пространства. Такие встречи позволяют издателям лучше узнать потребности библиотек и откликнуться на них. Отмечается сходство важнейших компонентов государственных стандартов по специальностям «Книгораспространение» и «Библиотечно-информационная деятельность», что создает возможность подготовки специалистов книжного дела на базе вузов культуры [37].

К сожалению, прогрессивные тенденции сотрудничества пока еще слабы. Сложившиеся связи между библиотекарями, книгоиздателями и распространителями книжной продукции недостаточны даже в сравнении с некоторыми развивающимися странами (например с Индией) [38]. Поэтому настойчиво звучат призывы к книжному сообществу активнее взаимодействовать с библиотеками [39]. Подведены итоги и намечены перспективы взаимодействия по всей цепочке «издатель – библиотека – читатель» [40]. Установлено содержание интеграции библиотек в сферу книжного рынка, определено, что расширение и углубление прочных деловых контактов субъектов книжного бизнеса и библиотек является актуальной задачей государственной экономической политики России [41]. Направления и проявления интеграционного стратегического сотрудничества книгоиздателей, книготорговцев и библиотекарей многообразны. Они требуют безотлагательного научного, методического и организационного обеспечения со стороны книжного и библиотечного сообщества.

Список использованных источников

1. Макиенко С. А. Книжный рынок: вопросы и перспективы // Книготорг. газета. – 2006. – № 7–8.

2. Семенова О. П. Управление предприятием в условиях кризисного состояния его экономики: на примере отрасли книгоиздания : автореф. дис. канд. экон. наук. – М., 2004 – 20 с.; Каменева М. Н. Формирование концепции предпринимательства на рынке книжной продукции с учетом поведения покупателей. …автореф. дис. …канд. экон. наук. – СПб., 2004. – 18 с.

3. Катькало В. С.Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестн. С.-Петербург. ун-та. Серия «Менеджмент». – 2002. – Вып. 4. – С. 20–42.

4. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. – М., 2005. – 400 c.

5. Мильнер Б. З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. – М., 2003. – С. 37–39.

6. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. – М., 2003. – 272 c.

7. Кох Р. Стратегия. Как создать и использовать эффективную стратегию. – М.; СПб., 2003.

8. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж.Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. – М.; СПб., 2006. – 928 c.

9. Кемпбелл Э., Лачс К. Стратегический синергизм. – М.; СПб., 2004. – 414 с.

10. Райкова Г. А. Информационные потребности и ресурсное обеспечение специалистов библиотечной сферы : автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2005. – 21 c.

11. Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности : учебник. – Новосибирск, 2005.

12. Политическая экономия. Эконом. энциклопедия. – М., 1980. – Т. 4. – С. 532.

13. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. – М., 1987. – С. 122.

14. Горшков Ю. А. Политэкономическое видение библиотечных услуг // Библиотековедение. – 2000. – № 2. – С. 34–37; Он же. Библиотечно-информационная деятельность как производственный сектор социально-культурной сферы услуг // Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий. Девятая междунар. науч. конф. по проблемам книговедения; тез. докл. – М., 2000. – С. 190–192.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 26. Ч. 1. – С. 139.

16. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. – М., 1990. – С. 147.

17. Суслова И. М. Основы библиотечного менеджмента. – М., 2000; Суслова И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности. – М., 2000; Суслова И. М., Манилова Т. Л. Управленческий учет в библиотеке. – М., 2000; Библиотечный менеджмент : дидакт. пособие / под ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой. – М., 2001. – 208 с.

18. Клещук С. Е. Библиотечный маркетинг в США // Науч. и техн. б-ки. – 1991. – № 12. – С. 5; Архипова Т. С., Ключникова К. М. Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности США (по материалам зарубежной печати) // Там же. – 1992. – № 4. – С. 41–44.; Борхард П. Концепция маркетинга для публичных библиотек. – М., 1993. – 144 с; Клюев В. К. Маркетинговые аспекты информационной деятельности библиотеки: науч.-практ. пособие. – М., 1994. – 112 с.; Маркетинг – современная концепция управления библиотекой : науч.-реф. сб. / сост. С. Д. Колегаева. – М., 1994; Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой) / под общ. ред. В. К. Клюева. – М., 1999. – 143 с.

19. Ашервурд Б. Азбука общения, или Publicrelations библиотеки. – М., 1995. – 176 с.; Ястребова Е. М. Паблик-рилейшнз в культуре библиотек. – М., 2001. – 31 с.

20. Михнова И. Б. Как сделать рекламу библиотеки. Теория, методика, практика. – М., 1996. – 220 с.; Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. – М., 1997. – 208 с.; Борисова О. О. Библиотечная реклама как компонент информационной культуры и социальный феномен : моногр. – М., 2006. – 328 с.

21. Толканюк Н. А. Инновационные процессы в библиотечном деле. Теория и методика : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1994. – 16 с.; Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб., 2003. – 317 с.

22. International Encyclopedia of Information and Library Science. – L.; N.Y., 1997. – P. 121–123.

23. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. – М., 1993. – С. 43.

24. Брежнева В. В.Номенклатура информационных продуктов и услуг библиотеки: к проблеме разработки // Библ. дело – 2004; Всеобщая доступность информации : материалы Девятой междунар. науч. конф. – М., 2004. – С. 163–164.

25. Могилевер Н. В. Экономические ресурсы библиотек // Справочник библиотекаря. – СПб., 2003. – С. 195–200.

26. Пушкова С. В. Публичные библиотеки США в зеркале статистических наблюдений // Библиотеки за рубежом / ВГБИЛ – М., 2002. – С. 13.

27. Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности : учебник. – Новосибирск, 2005. – С. 172–189; Она же. Экономические ресурсы научных библиотек : моногр. – М., 2006. – С. 120–126.

28. Петц П. Анализ сильных и слабых сторон библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 1994. – № 10. – С. 70–74; Бобров Л. К. Стратегическое управление информационной деятельностью библиотек в условиях рынка. – Новосибирск, 2003. – 35 с.

29. Басс Д. Библиотечный рынок // Книгоиздательский бизнес : сб. статей. – М., 1993. – С. 287–288.

30. Тютина И. Ф. Некоторые аспекты управления библиотекой в теории и практике США // Управление библиотекой. Новые идеи и практ. решения : сб. науч. тр. – М., 1995. – Вып. 1. – С. 34–57; Уэйнгар Д. Э. Управление современной публичной библиотекой: стратегия развития. – М., 1997. – 222 с.; Бейкуэлл К. Управление библиотечными и информационными службами, ориентированные на пользователя. – М., 1997. – 118 с.

31. The Bowker Annual of Library and Book Trade Information. –N.Y.; L., 1988. – P. 694.

32. Кэмпел Д., Стоунхаус Д, Хьюстон Б.Стратегический менеджмент. – М., 2003. – С. 137, 252.

33. Давыдова И. А. Библиотека как производственная и социокоммуникативная система эпохи формирования глобального общества // Библиотечное дело – 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития : материалы Восьмой междунар. науч. конф. – М., 2003. – С. 9–10.

34. Лафта Дж. К. Менеджмент. – М., 2004. – С. 351.

35. Карделл С. Стратегическое сотрудничество. Креативный бизнес-курс. – М., 2005.

36. Трояновский С. П. Библиотеки как субъекты книжного рынка // Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле : межотраслев. сб. ст. – М., 2002. – С. 133–135; Есенькин Б. С. Книжная торговля и библиотеки: пути сотрудничества // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 118–121; Бакейкин С. Д. Книжный рынок и фонды библиотек: проблемы взаимосвязей (90-е гг. ХХ в.) // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – С. 118–124; Лямин Г. Библиотеки стали полноправными субъектами книжного рынка // Кн. обозрение. – 2004. – № 22–23.

37. Кормишина Г. М. Библиотечное и книжное дело: проблемы взаимодействия // Книга и мировая цивилизация : материалы Одиннадцатой междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2004. – Т. 3. – С. 25–28.

38. Фонотов Г. П. Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды. – М., 2002. – С. 49.

39. Шрайберг Я. Л. Библиотеки, издатели, книгораспространители вместе или порознь? // Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле : межотраслев. сб. ст. – М., 2002. – С. 3–7; Сухоруков К. М. Проблемы информационного обеспечения библиотечного комплектования // Книготорг. газета. – 2005. – № 9.

40. Федоров В. В.Издательство, библиотека, читатель: проблемы и перспективы взаимодействия // Роль книгоиздания в развитии международных научных и культурных контактов : материалы междунар. науч. конф. – М., 2005. – С. 292–293.

41. Горшков Ю. А. Проблемы интеграции библиотек в сферу книжного рынка // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. – 2004. – № 2. – С. 80–83; Он же. Интеграция библиотек в сферу книжного рынка как задача государственной экономической политики России // Книга и мировая цивилизация : материалы Одиннадцатой междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2004. – Т. 3.– С. 13–19.

 

 

  
На главную