Научные и технические библиотеки №9 2007 год
Содержание:

Горшков Ю. А. Библиотека в стратегическом менеджменте книжного бизнеса: анализ ресурсов и конкурентных возможностей

Романов П. С. Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки

Еременко Т. В. Принципы интеллектуальной свободы в библиотечной деятельности (по материалам семинаров в библиотеках Рязани)

Скоробогатов В. М., Сукиасян Э. Р. Справочно-библиографическое обслуживание на этапе перестройки. Диалог профессионалов – 2

Борцова Н. Н., Лукашева Н. В. Инновации в информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Литвинова Н. Н. Кто заплатит сверхурочные термину документ?

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. В ногу со временем. Ретроспективные библиографические указатели как важное направление библиографической работы ГПНТБ России (СССР)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

К ЮБИЛЕЮ Т. Ф. КАРАТЫГИНОЙ

Леонов В. П., Соколов А. В. Диалог о Доброте библиотечной

Орлова Н. П. Спасибо! (Слова благодарности Т. Ф. Каратыгиной)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025.5:002.5

Н. Н. Борцова, Н. В. Лукашева

Инновации в информационно-библиографической деятельности
вузовской библиотеки

Опыт Научной библиотеки Тихоокеанского государственного университета.

Сегодня практически все библиотеки образовательных и научных учреждений Хабаровского края внедряют информационные компьютерные технологии, предоставляя пользователям нужную и качественную информацию в режиме удаленного доступа.

Характер задач и требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиотечной деятельности, переход на современные технологии обусловливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания в вузовской библиотеке, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки – обеспечения учебного процесса и научных исследований в вузе.

Реагируя на изменения в обществе, на потребности пользователей, вузовские библиотеки вводят новые услуги, создают новые информационные продукты, организуют новые подразделения.

В Научной библиотеке Tихоокеанского государственного университета (ТОГУ) активный фонд введен в электронный каталог (более 270 тыс. библиографических записей), внедрена система автоматизированной книговыдачи, созданы четыре информационных центра.

Центр патентной и нормативно-технической информации на 20 АРМ является центром поддержки патентно-лицензионной деятельности в университете; предоставляет открытый доступ к электронному каталогу библиотеки, к полнотекстовым базам патентных документов, государственных стандартов и другой технической документации, а также к удаленным базам; выполняет консультационную работу по методике проведения патентных исследований. В перспективе на базе Центра планируется создать региональный центр патентной и нормативно-технической информации.

Лингвострановедческий центр призван содействовать углубленному изучению языков, способствовать повышению качества подготовки специалистов в области языкознания и страноведения, оказывать помощь в проведении практических занятий со студентами университета с применением компьютерных технологий и использованием интерактивных программ. Задачи центра – создание информационной базы для поддержки образования в области языкознания, популяризация знаний об истории и современном развитии западных и восточных стран. Центр располагает залом электронной информации (14 АРМ), фондом иностранной литературы и литературы по истории и современному развитию западных и восточных стран на традиционных и нетрадиционных носителях.

Центр электронного копирования и печати организован для создания и ведения полнотекстовых баз данных (электронной библиотеки), обеспечения сохранности (реставрации) фонда библиотеки, электронного копирования (сканирования) первоисточников. Электронная библиотека ТОГУ представляет собой распределенную информационную систему, предназначенную для накопления, хранения и использования электронных ресурсов, систематизированных по библиотечному принципу на основе автоматизированных библиотечных технологий и доступных пользователям через глобальные сети передачи данных. Основой ЭБ ТОГУ являются электронные версии печатных изданий, выпускаемых издательством университета, и произведения, переданные авторами-правообладателями на основании договора.

Информационно-библиографический центр (ИБЦ) осуществляет справочно-библиографическое и информационное обслуживание преподавателей, сотрудников и студентов университета в соответствии с основными направлениями научной и учебной деятельности вуза. Обслуживание ведется с применением современных компьютерных технологий. В структуру ИБЦ входят зал электронной информации (35 АРМ) и сектора: справочно-информационного обслуживания; научно-библиографической, аналитической работы и создания баз данных; библиотечно-информационного обучения; МБА и службы электронной доставки документов.

Новой формой справочно-информационного обслуживания стала организованная в структуре ИБЦ Справочно-информационная служба библиотеки (CИC). Цель ее создания – оказание консультационной помощи по вопросам структуры и режима работы библиотеки, условиям обслуживания читателей, тематическому составу подсобных библиотечных фондов подразделений, методике поиска в электронном каталоге. СИС функционирует в двух режимах: для читателей НБ в помещении библиотеки и для удаленных пользователей – в «Гостевой книге» на веб-сайте НБ.

Главный библиограф ИБЦ является диспетчером «Гостевой книги»: занимается распределением поступивших запросов по структурным подразделениям библиотеки, осуществляет контроль выполненных справок и выставляет конечный результат ответа для просмотра в Интернет.

СИС – это своеобразная диспетчерская библиотеки: здесь можно узнать о наличии необходимой книги или периодического издания, подобрать литературу по теме, получить консультацию о том, как правильно заполнить требования на книги и в каком отделе они находятся, о мероприятиях, проводимых в библиотеке, и т.д. На СИС фильтруются все получаемые запросы. По тем из них, которые носят ориентационный характер, выдаются готовые справки. Сложные запросы, которые требуют применения профессиональных методов и алгоритмов библиографического поиска и не могут быть выполнены пользователем самостоятельно, перенаправляются в справочно-консультационный пункт ИБЦ.

Сложные справки принимаются в работу на заранее определенный срок, оформляются как письменные и выполняются библиографами-отраслевиками в фонде справочно-информационных изданий ИБЦ. Здесь квалифицированный библиограф подбирает информацию по запросу и консультирует, как правильно пользоваться печатными справочными изданиями, библиографическими пособиями, их электронными вариантами в виде CD–ROM или базами данных.

Принятая двухуровневая схема обслуживания позволяет повысить оперативность (на первом уровне) и качество (на втором уровне) выполнения справок. Одновременно значительно увеличивается эффективность труда библиографов высокой квалификации (для выполнения значительного количества запросов достаточно знаний младшего персонала, а сложные запросы исследовательского характера требуют очень высокой квалификации).

Если необходимое издание отсутствует в библиотеке, можно обратиться в сектор межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов (МБА и ЭДД), чтобы заказать его в печатном или электронном виде из другой библиотеки или информационного центра России.

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности служб МБА сегодня является ЭДД. Предпосылки для практического внедрения ЭДД во многих библиотеках России уже имеются: создаются и используются сводные электронные каталоги, различные базы данных; доступны электронные информационные ресурсы в Интернете; включаются в фонд полнотекстовые электронные издания; производится сканирование изданий с целью создания электронного депозитария; для приема и передачи запросов используется электронная почта; многие библиотеки и информационные центры предоставляют онлайновый доступ для поиска и заказа литературы.

Первым условием для выполнения запросов по МБА и ЭДД является быстрое определение места хранения документа. Работник МБА и ЭДД может узнать о существовании необходимого ему источника из пристатейных ссылок, библиографических указателей, библиографических БД на CD–ROM, в Интернете.

Наличие доступа к электронным БД библиотек и организаций значительно сокращает время выполнения запроса, а электронная почта ускоряет процесс обратной связи. Сегодня к основным библиотечным функциям (сбор и хранение источников информации и предоставление их пользователю) добавляется новая – сосредоточение в библиотеках электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам.

Повсеместное распространение сетевого доступа, облегчившее обеспечение доступности ресурсов, в то же время обострило проблему оценки их качества, надежности, достоверности. Прослеживается тенденция расширения ресурсной базы обслуживания. Информационные ресурсы, доступность которых обеспечивается за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий, являются той составляющей, от полноты и качества которой зависит конечный результат деятельности библиотеки.

Другая важная составляющая, влияющая на качество информационного обслуживания, – глубина преобразования исходных ресурсов, т.е. уровень наукоемкости информационной деятельности. Развитие приемов аналитико-синтетической переработки информации позволило поэтапно переходить от библиографического описания к аннотированию – реферированию – экстрагированию фактических сведений – синтезу нового знания на базе текстов отдельных документов и их места в документальном потоке [1].

Сотрудники ИБЦ, Лингвострановедческого центра и Центра патентной и нормативно-технической информации НБ ТОГУ проводят поиск электронных ресурсов в Интернете по различным направлениям научной и учебной деятельности университета. В 2005 г. систематизирован по областям знаний и постоянно пополняется тематический указатель «Ресурсы Интернета» на сайте библиотеки. В современных условиях эти ресурсы по существу являются электронным аналогом библиографических указателей, традиционно выпускаемых библиотеками.

Использование ресурсов Интернета в информационно-библиотечном обслуживании служит важным дополнением к имеющимся традиционным ресурсам. С каждым годом спрос на электронные ресурсы увеличивается. В связи с этим библиотека активизирует работу по предоставлению удобного доступа к внешним информационным ресурсам.

Взаимодействуя с библиотечными консорциумами и ассоциациями, библиотека получает тестовые доступы к продуктам крупнейших российских и зарубежных издательств. По итогам тестового доступа на основании собранных отзывов принимается решение о целесообразности приобретения того или иного ресурса.

Электронный каталог библиотеки доступен как для читателей, находящихся в библиотеке, так и для удаленных пользователей через Интернет (http://library.khstu.ru). ЭК имеет несомненное преимущество перед традиционными каталогами и библиографическими указателями на бумажных носителях, так как позволяет оперативно скорректировать поиск, допускает его гибкость и многовариантность.

Сотрудники ИБЦ постоянно пополняют аналитические базы данных ЭК собственной генерации: «Научные статьи», «История ТОГУ», «Труды ученых ТОГУ», «Хабаровский край», по проблемам высшей школы, экологии. Став участником корпоративной сети АРБИКОН, НБ ТОГУ получила возможность заимствовать записи из базы данных МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей); в 2006 г. заимствованы более 12 тыс. записей.

В настоящее время актуальная задача библиотеки как информационного центра – создание и использование фонда электронных изданий и полнотекстовых БД. Ведется наполнение полнотекстовой БД электронных ресурсов Интернета по профилю университета, что позволит пополнить фонд библиотеки профильными электронными изданиями. Начато формирование БД электронных учебников ученых и преподавателей университета. Создана технология формирования полнотекстовой БД. Разработана и введена система предоставления полнотекстовых копий пользователям библиотеки через электронный каталог.

НБ ТОГУ формирует фонд компакт-дисков; сегодня в нем более 800 наименований: энциклопедии, справочники, учебные и учебно-методические пособия, виртуальные галереи и др. Библиотекари-библиографы работают с электронными базами данных ИНИОН «Социальные и гуманитарные науки», Российской книжной палаты «Российская национальная библиография», а также с реферативными журналами ВИНИТИ в электронной форме.

Комфортность обслуживания проявляется в предоставлении потребителю не базовой, а обработанной информации в виде досье, дайджестов, обзоров и другой информационной продукции. Ведется активное информирование пользователей о предоставляемых ресурсах. Рекламе и продвижению библиотечных ресурсов и услуг способствует выпуск информационных листков, рекомендательных списков информационных ресурсов по профилю вуза, регулярное размещение их на информационных стендах библиотеки, веб-странице НБ и кафедральном портале ТОГУ.

Эффективным средством улучшения обслуживания читателей и пропаганды фондов является организация выставок литературы. НБ приступила к созданию виртуальных выставок на веб-сайте. Это перспективное направление работы будет развиваться и совершенствоваться.

С 1993 г. НБ создает персональные библиографические указатели трудов ученых – докторов наук ТОГУ. С апреля 2006 г. персоналии представлены в электронном виде на веб-сайте библиотеки; электронные документы включают краткую биографическую справку и хронологический список трудов ученого. По желанию автора могут включаться и полные тексты его работ.

Совершенствуется одна из форм справочно-информационного обслуживания – дни библиотеки на кафедре. В 2006 г. организовано шесть таких комплексных мероприятий, на которых проводились выставки и обзоры новой литературы по профилю кафедр, обзоры по СБА библиотеки, библиографическому описанию документов, оформлению списков литературы, использованию электронных информационных ресурсов библиотеки.

Особого внимания заслуживает информационное обслуживание в режиме дифференцированного обеспечения руководства университета. С 2004 г. начато информирование руководства ТОГУ (ректора, проректоров) по проблеме «Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей школы» по электронной почте. Информация посылается в виде тематических справок, в которых представлены библиографические описания книг, статей из периодических изданий.

Вопросы информационной культуры пользователей привлекают к себе все больше внимания по мере распространения в вузовских библиотеках электронных источников информации.

В НБ ТОГУ созданы необходимые комфортные условия для обучения пользователей основам информационной культуры в трех залах электронной информации с доступом к ЭК, полнотекстовым БД, поисковым системам, ресурсам Интернета.

Групповые занятия по программе курса «Основы информационной культуры» проводятся для студентов I курса дневного отделения. Практические занятия ведутся с помощью учебных презентаций, что позволяет нагляднее демонстрировать построение материала лекции, способствует концентрации внимания и лучшему восприятию информации. По окончании курса студенты проходят тестирование в автоматизированном режиме по специально разработанной программе.

Для референтов кафедр и преподавателей университета проводятся занятия по обучению работе с ЭК и полнотекстовыми БД, получаемыми НБ.

Подобные массовые мероприятия повышают авторитет библиотеки и являются формой продвижения ее информационных продуктов и услуг. Библиотека, открывающая читателю доступ к накопленным ресурсам и предлагающая удобные именно для него пути получения нужной информации, – это тот идеальный образ, к которому мы стремимся.

Стремительное внедрение информационных технологий принесло новые интеллектуальные стандарты – повсеместное использование персональных компьютеров повлекло за собой возможность получения информации из Интернета, на компакт-дисках и т.д. Однако достаточно много потребителей привыкли к работе с традиционными носителями информации. Среди них можно выделить агрессивных — активно не желающих использовать электронные технологии (и это их право). Но значительную часть составляют люди, которые «пропустили» момент вторжения сетевых технологий, а сейчас их высокий социальный статус не позволяет им признаваться в «неиспользовании» электронных информационных ресурсов из-за неумения, а не нежелания. Работа с такими потребителями требует особого такта и основана на «скрытом» обучении использованию информационной продукции. В нашей библиотеке создаются памятки, инструкции по использованию информационного ресурса со сложным интерфейсом; по возможности, информационные ресурсы устанавливаются на компьютере пользователя (для преподавателей и сотрудников вуза); студентам, особенно заочной формы обучения, даются индивидуальные консультации. Обучение пользователей — это инструмент продвижения информационной продукции.

Квалификация сотрудников библиотеки позволяет им выполнять функции не только посредников и консультантов, но и в какой-то степени организаторов в области управления знанием. Характерной особенностью современного справочно-библиографического обслуживания становится создание отраслевых информационных центров, рабочих групп для решения сложных поисковых задач.

Трансформация требований, предъявляемых к информации, повлекла за собой совершенствование методов и способов показа потенциальным пользователям высокой ценности информации, критериями которой в настоящее время являются своевременность, точность, надежность, беспристрастность и в определенной степени конфиденциальность.

С учетом этих особенностей, во-первых, оптимизируется структура библиотеки (планируется открытие гуманитарного центра с целью совершенствования проблемно-ориентированной гуманитарной среды университета), медиацентра – для создания мультимедийных электронных ресурсов, доступа к различным видам электронных информационных ресурсов. Во-вторых, модернизируется сайт НБ ТОГУ – предполагается проводить многоаспектный мониторинг всех пользовательских запросов, независимо от формы обращения пользователя (через веб-форму на сайте, по электронной почте или локально в библиотеке).

Веб-сайт – один из самых эффективных, удобных и относительно недорогих способов доведения до пользователей информации о возможностях библиотеки, коммуникационное средство формирования ее имиджа и рекламы услуг.

Учитывая опыт других библиотек, можно выделить два наиболее важных с точки зрения удаленных пользователей требования к информационному наполнению сайта библиотеки:

  • предоставление информации, побуждающей пользователя к последующим обращениям;
  • ориентация на разные группы пользователей: имеющих возможность посетить структурные подразделения библиотеки и ограниченных в общении с библиотекой виртуальной электронной средой.

Совершенствование информационно-библиографического обслуживания пользователей, его переход на качественно иной уровень возможен только с дальнейшим развитием компьютерных технологий, кооперации и координации деятельности библиотек Хабаровска.

Создание корпоративной сети даст возможность библиотекам города существенно улучшить справочное и информационное обслуживание пользователей через доступ к электронным каталогам, базам данных (в том числе полнотекстовым), генерируемым библиотеками города; увеличить количество автоматизированных рабочих мест пользователей. Благодаря доступу к «внешним» БД через Интернет будут совершенствоваться электронная доставка документов, приобретение на паритетных началах баз данных и использование их в сетевом режиме, координированная подписка на периодические издания на электронных носителях.

Корпоративная сеть позволит также осуществить виртуальное объединение фондов библиотек и их справочно-поискового аппарата, обеспечит возможность доступа пользователей к базам данных библиотек непосредственно из дома через Интернет.

Развитие информационного потенциала города будет обеспечено созданием сводных каталогов библиотек, проблемно-ориентированных распределенных БД, банков данных, электронных учебников, электронных версий научных публикаций ученых и т.д.

Следует также учитывать и еще одно обстоятельство: в стране, в Хабаровском крае, в Хабаровске появляется все больше малых и средних предприятий, в структуре которых не предусматриваются ни библиотека, ни информационная служба. Их функции возлагаются на одного-двух сотрудников: референтов, деловых администраторов, информационных менеджеров. Этим специалистам равно важно ориентироваться в ассортименте услуг как библиотек, так и информационно-аналитических центров и служб информации предприятий. Таким образом, существует большое число точек пересечения интересов библиотек и служб информации предприятий. НБ ТОГУ уже начала работу в этом направлении: организация регионального центра патентной и нормативно-технической информации обеспечит доступ пользователей к патентно-информационным ресурсам региона по полному репертуару изданий, поступающих в фонды хабаровских библиотек, как к единому информационному ресурсу.

Библиотеки смогут также рассчитывать на совершенствование своих технологий за счет применения современных программных продуктов и технических средств, информационных ресурсов (полнотекстовых БД), приобретаемых на корпоративных началах.

Перспектива деятельности библиотек – в превращении их в информационно-библиотечные комплексы, которые не только хранят информацию, но и оказывают услуги навигации в образовательном пространстве, поиска необходимого знания, его качественного анализа и участвуют в приращении нового знания [2].

Список использованных источников

1. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб.-практ. пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2004. – 303 с.

2. Паршукова Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) : моногр. / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. – 224 с.

 

  
На главную