Научные и технические библиотеки №9 2007 год
Содержание:

Горшков Ю. А. Библиотека в стратегическом менеджменте книжного бизнеса: анализ ресурсов и конкурентных возможностей

Романов П. С. Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки

Еременко Т. В. Принципы интеллектуальной свободы в библиотечной деятельности (по материалам семинаров в библиотеках Рязани)

Скоробогатов В. М., Сукиасян Э. Р. Справочно-библиографическое обслуживание на этапе перестройки. Диалог профессионалов – 2

Борцова Н. Н., Лукашева Н. В. Инновации в информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Литвинова Н. Н. Кто заплатит сверхурочные термину документ?

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. В ногу со временем. Ретроспективные библиографические указатели как важное направление библиографической работы ГПНТБ России (СССР)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

К ЮБИЛЕЮ Т. Ф. КАРАТЫГИНОЙ

Леонов В. П., Соколов А. В. Диалог о Доброте библиотечной

Орлова Н. П. Спасибо! (Слова благодарности Т. Ф. Каратыгиной)

НАШИ АВТОРЫ


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

 

Жабко, Елена Дмитриевна.

Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика : моногр. / Е. Д. Жабко. – С.-Петербург : Изд-во РНБ, 2006. – 387 с. – ISBN 5-8192-0271-6

Монография Е. Д. Жабко представляет интерес для специалистов, работающих в сфере справочно-библиографического обслуживания, для студентов и преподавателей вузов культуры, а также для широкого круга пользователей библиотек. Список использованной автором литературы (с. 326–364) включает 481 название. Приложен перечень использованных терминов и определений.

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в современной системе информационного обслуживания пользователей библиотек.

1.1.Теория и практика организации справочно-библиографического обслуживания за рубежом.

1.2.Теоретические основы отечественного справочно-библиографи­ческого обслуживания.

Глава 2. Справочно-библиографическое обслуживание локальных пользователей библиотек в электронной среде.

2.1. Электронный каталог как основное средство библиографического доступа.

2.2. Онлайновая среда библиотек: этапы и особенности формирования.

2.3. Онлайновый доступ к внешним базам данных как вид справочно-библиографического обслуживания.

2.4. Ресурсная база справочно-библиографического обслуживания локальных пользователей в электронной среде: проблемы формирования.

2.5. Среда электронных библиотек и справочно-библиографическое обслуживание.

Глава 3. Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей библиотек в электронной среде.

3.1. Коммуникационная составляющая информационного общества как основа создания новых форм обслуживания пользователей.

3.2. Удаленные пользователи в Интернете как приоритетная аудитория обслуживания в библиотеках.

3.3. Интернет как виртуальная социальная реальность.

3.4. Общение в процессах справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей: реализация в виртуальной социальной среде Интернета.

3.5. Определение «онлайнового справочно-библиографического обслуживания», его виды и особенности реализации в библиотеках.

Глава 4. Обучение пользователей в справочно-библиографическом обслуживании.

4.1. Обучение пользователей в зарубежных библиотеках.

4.2. Обучение пользователей в справочно-библиографическом обслуживании в отечественных библиотеках.

 

Крейденко, Владимир Семенович.

Библиотечные исследования : учеб.-метод. пособие / В. С. Крей­денко. – Москва : Изд-во «Русская школьная библиотечная ассоциация», 2007. – 351 с. – ISBN 978–5–902300–68–7

Пособие профессора В. С. Крейденко посвящено методологии и методике библиотечных исследований. Изложение теоретического материала сопровождается практическими заданиями. Приложены список рекомендуемой по теме литературы (58 назв.), краткий словарь терминов и понятий.

Пособие рекомендовано студентам и аспирантам библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, слушателям системы повышения квалификации и библиотекарям-практикам.

Глава 1. Методология и теория методов библиотечных исследований.

Глава 2. Методы терминологического анализа и операционализации понятий в библиотечном исследовании.

Глава 3. Методы изучения документов в библиотечных исследованиях.

Глава 4. Наблюдение и эксперимент.

Глава 5. Опрос в библиотечных исследованиях.

Глава 6. Метод семантического дифференциала.

Глава 7. Экспертные методы.

Глава 8. Специальные методы библиотечных исследований.

Глава 9. Новые исследовательские методы как важный показатель развития потребностей изучения практики.

Глава 10. Процесс библиотечного исследования, его этапы.

Глава 11. Внедрение результатов научных исследований в библиотечную практику.

Глава 12. Совершенствование методологической культуры исследователя библиотечного дела.

 

Левин, Григорий Львович.

Ретроспективная национальная библиография России : моногр. / Г. Л. Левин. – Москва : Изд-во «Пашков дом», 2006. – 352 с. – ISBN 5-7510-0383-7

Первое исследование, в котором комплексно рассматривается теория и практика ретроспективной национальной библиографии России – учета документов, созданных Российским государством на различных этапах его существования, в различных формах, республиками и народами Российской Федерации. Самостоятельный характер имеет приложение «Литература и библиографические ресурсы» (с. 277–352), насчитывающее 704 назв.

Глава 1. Ретроспективная национальная библиография как вид библиографии.

1.1. Национальная библиография как вид библиографии.

1.2. Теоретико-методологические проблемы ретроспективной национальной библиографии.

Глава 2. Ретроспективная национальная библиография России как система.

2.1. Структура системы.

2.2. Признаки учета.

2.3. Объекты учета.

2.4. Типы и формы библиографических ресурсов.

2.5. Организация и управление системой.

Глава 3. Общероссийские ресурсы ретроспективной национальной библиографической информации: состояние и перспективы.

3.1. Ресурсы информации о печатных книгах и брошюрах.

3.2. Ресурсы информации о рукописных книгах и книгах кирилловского шрифта.

3.3. Ресурсы информации о сериальных изданиях и материалах из них.

3.4. Ресурсы информации о картографических, нотных, изоизданиях и публикациях.

3.5. Ресурсы информации о библиографических пособиях (ретроспективная национальная библиография библиографии).

3.6. Ресурсы информации о других видах документов (печатных, неопубликованных, электронных).

3.7. Ресурсы информации о документах на языках народов России (кроме русского) и иностранных языках.

 

Дрешер, Юлия Николаевна.

Библиотерапия: полный курс : учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер. – Москва : Изд-во ФАИР, 2007. 558 с. – ISBN 978-5-8183-1235-4

Новое учебное пособие ведущего отечественного ученого в области библиотерапии состоит из трех глав, в каждой из которых изложен материал отдельного курса по библиотерапии. Автором привлечен значительный материал; книга глубоко структурирована, снабжена полезным материалом в приложениях, развернутым библиографическим аппаратом, кратким терминологическим словарем. Несмотря на то, что пособие предназначено для студентов вузов культуры, педагогов, практических психологов, социальных работников, работников библиотек и лечебно-профилактических учреждений, оно может быть востребовано самым широким кругом читателей, интересующихся вопросами чтения и образования.

Глава 1. Книга как инструмент библиотерапии.

1.1. Книга как источник знаний, духовного обогащения и здоровья человека.

1.2. Искусство чтения.

1.3. Книга и читатель.

Глава 2. Библиотерапия: теория и практика.

2.1. Основы библиотерапии.

2.2. Теория и технология библиотерапевтического процесса.

Глава 3. Оздоровительные возможности библиотечной работы.

3.1. Здоровый образ жизни – элемент современной общественной культуры.

3.2. Психолого-педагогическая доминанта библиотечной деятельности.

3.3. Психотерапевтическая составляющая библиотечной работы.

 

Брежнева, Валентина Владимировна.

Информационное обслуживание: концепция сервисного развития / В. В. Брежнева. – С.-Петербург : СПбГУКИ, 2006. – 331 с. – ISBN 5-94708-099-0

Автор монографии обосновывает перспективность сервисного подхода, ориентированного на достижение пользовательской удовлетворенности качеством информационного обслуживания, предоставляемого библиотеками и информационными службами. Проведен сопоставительный анализ понятий информационная продукция – продукт – услуга – обслуживание.

Список использованной литературы (с. 260–284) содержит 353 названия.

Глава 1. Эволюция представлений о задачах и содержании информационного обслуживания.

1.1. Информационное обслуживание:  наполнение понятия.

1.2. Соотношение понятий продуктыуслугиобслуживание. Информационная продукция как синтез продуктов и услуг.

1.3. Сервис и сервисная деятельность: современные представления.

1.4. Информационное обслуживание как разновидность сервисной деятельности: преимущества и ограничения сервисного подхода.

Глава 2. Изучение потребителей как основной этап в организации информационного обслуживания.

2.1. Потребители информационной продукции: эволюция аспектов изучения.

2.2. Потребительские требования к информационной продукции.

2.3. Основные группы потребителей. Представление о «своих» и «сторонних» потребителях.

Глава 3. Информационная продукция: свойства и типология.

3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации как этап подготовки информационной продукции.

3.2. Основные характеристики и типология информационной продукции.

Глава 4. Тенденции создания и использования информационной продукции в различных видах.

4.1. Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом документного обслуживания.

4.2. Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом библиографического обслуживания.

4.3. Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом фактографического обслуживания.

4.4. Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом информационных исследований.

4.5. Комплексная информационная продукция.

4.6. Консультационные услуги.

Глава 5. Управление качеством информационного обслуживания.

5.1. Эволюция подходов к управлению качеством.

5.2. Направления совершенствования организации информационного обслуживания.

Глава 6. Маркетинг информационной продукции.

6.1. Информационный рынок и цели его изучения.

6.2. Особенности разработки комплекса маркетинга в сервисной деятельности.

6.3. Разработка товарной номенклатуры.

6.4. Стоимость информационной продукции и пути её определения.

6.5. Продвижение информационной продукции. Интегрированный подход.

 

Мелентьева, Юлия Петровна.

Библиотечное обслуживание : учебник / Ю. П. Мелентьева. – Москва : ФАИР, 2006. – 251 с. – ISBN 5-8183-1208-9

В учебнике рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания; раскрывается его современное состояние. Впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как глобальный профессиональный процесс, происходящий в условиях становления «единой мировой библиотеки». Список использованной литературы (с. 238–249) содержит 151 название.

Введение. Эволюция проблематики и терминологии учебного курса «Библиотечное обслуживание».

Часть 1. Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания.

1.1. Понятие «библиотечное обслуживание». Основные концепции библиотечного обслуживания.

1.2. Цель, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания в России и мировой практике.

1.3. Современная законодательная база осуществления библиотечного обслуживания.

Часть 2. Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его активные участники.

2.1. Читатель (пользователь) как участник процесса библиотечного обслуживания.

2.2. Библиотекарь как участник процесса библиотечного обслуживания.

2.3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания.

2.4. Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и других странах.

Часть 3. Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия.

3.1. Понятие «технология библиотечного обслуживания». Основные элементы технологии библиотечного обслуживания.

3.2. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов.

3.3. Технология предоставления основных библиотечных услуг различным читательским группам и контингентам.

3.4. Организация стационарного и внестационарного библиотечного обслуживания в традиционных и новых структурных подразделениях библиотеки: российский и мировой опыт.

3.5. Библиотечное обслуживание удаленного пользователя: опыт российских и зарубежных библиотек.

Заключение. Глобализация как основная тенденция развития содержания и технологии библиотечного обслуживания.

 

  
На главную