
А. С. Карауш, А. С. Макаревич
Муниципальная информационная
библиотечная система, Томск
Развитие информационных технологий в библиотеках:
взгляд в будущее
Перечислены и раскрыты основные перспективы развития информационных
технологий и точки роста, которые необходимо учесть библиотекам для сбора информации
и подготовки к появлению этих технологий. Многие из представленных
технологий в корне меняют представление о типичной библиотеке.
Развитие техники и каналов связи, появление возможности
мгновенного обмена информацией с любой точкой мира привели к началу формирования
глобального информационного общества. Умелое управление информационными
потоками и владение информацией способствуют построению грамотного управления
различными процессами, будь то политика,
бизнес или образование. Говоря о безопасности данных, чаще всего выделяют такие
свойства, как целостность, доступность и конфиденциальность.
В последнее время доступность становится все более важной
характеристикой, так как своевременно полученные данные могут повлиять на исход
работы или спасти много жизней от надвигающейся катастрофы. Именно в
доступности информационных ресурсов ключевую роль играют библиотеки, являясь
неотъемлемой частью информационного общества и выполняя массу важных функций, в
частности реализацию права на доступ к информации, создание и хранение огромных
массивов информации, классификацию источников по отраслям знаний.
Если рассматривать далекие перспективы развития техники, не
отвлекаясь на промежуточные этапы, то можно выделить следующие основные направления
развития библиотек.
1. Беспроводные и
мобильные технологии работы. Динамично развивающаяся группа информационных
технологий, которая оказывает влияние на многие отрасли деятельности человека.
Естественно, что человек желает, чтобы в кругу появляющихся новых возможностей
быстрого мобильного соединения присутствовала и библиотека, но лишь как виртуальная
составляющая. В этом же блоке стоит рассматривать и быстроразвивающиеся
технологии глобального позиционирования (GPS и др.).
2. Интернет-сервисы и
Интернет-службы. В этом направлении развития будет доминировать
семантический Интернет. Одними из первых «ласточек» таких технологий являются
блоги и wiki.
3. Робототехнические
достижения. Здесь стоит вспомнить, что информационные технологии появились
вместе с развитием робототехники как сфера программирования машин. И
естественно, что с прогрессом программирования и технологий создаются все более
совершенные модели роботов и аппаратов, выполняющих свою работу без присутствия
человека. Многих не удивляет появление «электронных домашних животных», не
удивит и появление роботов для поиска книг в библиотеке.
4. Понимание
расшифровки геномов и биотехнологий. Не вдаваясь в разговор о сотворении
мира, можно констатировать, что основные открытия человечества – не что иное,
как явления, подсмотренные у природы и описанные на доступных человеку языках.
Соответственно, понимание работы генома даст огромный толчок к созданию новых и
эффективных способов функционирования и взаимодействия информационных центров,
куда входят и библиотеки. Не только передача данных, но и технологии «отсева» и
сохранения информации без многократного увеличения мощности носителей памяти –
перспективное направление развития для библиотечного общества.
5. Нанотехнологии в
работе библиотек. Новые материалы, созданные на основе новых возможностей,
найдут свое применение в самых разных областях работы библиотек, например в
очистке и реставрации фондов.
6. Интернет-2
(всепроникающие и вездесущие компьютерные технологии). Увеличение скорости
работы компьютерных сетей уже сейчас оказывает влияние на применение средств
вычислительной техники в жизни. Уже не кажутся фантастикой коллекции
графических и видеофайлов, автоматическая систематизация изображений. С каждым
годом происходит интеграция новых сфер деятельности человека в глобальную сеть.
7. Глобализация
ресурсов, усиление конкуренции на информационном рынке, где, как и на рынке
энергоносителей, появятся организации, которые станут главенствующими в
определенных комплексах информационных услуг. Другие же организации, возможно и
библиотеки, станут им поставлять некий продукт-полуфабрикат, на основе которого
будут собираться информационные продукты.
8. Системы реального
времени и встроенные системы, системы grid-вычислений. В скором времени, если будут достаточные
инвестиции, могут появиться «библиотеки без библиотекарей». Современные радиочастотные
технологии идентификации (RFID)
позволяют создавать библиотеки с большим фондом и автоматизацией всех основных
технологических библиотечных процессов.
9. Безопасность,
глобальная прозрачность и закрытость. Чем больший объем данных в цифровой
форме появляется у человека, тем сильнее у него возникает потребность во
взаимообмене этими данными. Предоставление их во всеобщий доступ может вызвать
множество проблем этического плана и безопасности данных. В настоящее время в
библиотеках этим вопросам уделяется все больше внимания.
10. Системы распределенных вычислений, глобальная
операционная система, рекомбинантное ПО.
При увеличении мощности программного обеспечения все больше времени тратится
человеком на тестирование и моделирование состояния информационной среды.
Возникает ситуация, когда продукты на информационном рынке начнут выпускаться
«как есть», т. е. со всеми ошибками, но значительно меньшей стоимости. Программное
обеспечение начнет «выращиваться» в процессе использования.
Человеческие взаимоотношения и обмен информацией в своем
развитии претерпевают «естественный отбор» информационного общества. Библиотеки
как правило строят модели общения с пользователями по «аналоговым» и
неструктурированным моделям, что в перспективе приведет к уменьшению количества
пользователей. Не секрет, что вся жизнь становится цифровой. Все меньше решений
принимает человек без априорной исчерпывающей информации о собственном
состоянии. Например, раньше люди меньше обращали внимания на данные о погоде, о
метеорологических и астрологических событиях. Со временем человек станет больше
времени уделять «удовольствию по расписанию» и библиотекам нужно быть готовыми
к развитию ситуации в этом направлении.
В современной библиотеке пользователь должен будет получить
доступ к книжному фонду, электронному каталогу, Интернету, коллекциям обучающих
и развлекательных медиа-ресурсов. Среди услуг – поиск, копирование,
сканирование, печать данных.
Если рассматривать не столь далекие перспективы развития
библиотек и уделить внимание технологиям, которые уже активно используются в
других отраслях, то можно составить список того, без чего библиотека не сможет
обойтись в ближайшем будущем.
Электронный фонд. Требует больших затрат на оцифровку изданий,
последующую их обработку и хранение, но позволит предоставить доступ к изданиям
неограниченному числу пользователей в любое время и в любой точке.
Удаленный пользователь.
Ориентирование работы не только на реального, но и на виртуального читателя
расширит аудиторию библиотеки до глобальных масштабов. Создание тематических
библиотечных сайтов, объединение их в порталы и предоставление доступа к
ресурсам через них, оказание услуг по поиску информации – все это возможно в
«глобальной» библиотеке.
Мобильный доступ.
Уровень развития беспроводных технологий передачи данных позволяет сегодня
осуществлять доступ к множеству сетевых сервисов с мобильных устройств
(ноутбуков, КПК, смартфонов). Услуга доступа в Интернет по беспроводным каналам
становится все более востребованной, поэтому библиотеки также должны быть
оснащены всем необходимым оборудованием, программным обеспечением и каналами
связи для предоставления этой услуги. Посредством мобильных технологий можно
осуществлять доступ и к ресурсам внутренних сетей библиотек.
GPS-сигнализация. Широкое распространение получила
технология GPS (Global PositioningSystem – глобальная
система местоопределения). Современные мобильные устройства все чаще
укомплектованы приемником, позволяющим определять свое местоположение на
заранее загруженной карте. Библиотеки могли бы быть оснащены радиомаяками,
которые – по запросу пользователя – могли бы обозначить их на карте, а также предоставить
иную информацию (телефоны, адреса Интернет-сайтов, электронной почты).
Электронная доставка документов. Используется при решении ряда юридических и технических задач.
Заказы осуществляются через Интернет-сайты, электронную почту. Оплату можно
осуществлять по удаленной технологии – через распространенные системы электронных платежей.
Системы электронного документооборота.
Разработаны давно и получили широкое распространение. Но все-таки являются
экзотикой для библиотечной среды.
Автоматизация всех технологических процессов. Весь жизненный
цикл книги можно разложить на несколько составляющих и каждую представить
отдельной технологической задачей.
Заказ литературы производится в электронном виде, оплата –
при помощи систем электронных платежей. Далее по каналам связи в фонд поступают
электронные источники либо доставляются книги.
Каждый электронный вариант оснащен библиографическим описанием,
легко конвертируемым во внутренний формат системы автоматизации. Поступившие
книги снабжены, например, радиометками, внесение в фонд производится путем
последовательного опроса меток пространственным считывающим устройством. На
основании полученных данных формируется электронный каталог.
Расстановка фондов также проходит при помощи радиометок –
стеллаж «откликается» на соответствующие экземпляры.
Инвентаризация электронных изданий производится путем
автоматического просмотра хранящихся массивов информации и проверки наличия
файлов и их контрольных сумм. Проверка наличия книг происходит аналогично
процедуре внесения в электронный каталог – пространственное считывающее устройство
последовательно опрашивает находящийся в помещении фонд, определяя наличие или
отсутствие того или иного экземпляра. Результаты могут быть представлены в
наглядном графическом виде, так же могут быть обозначены необходимые
перестановки книг для соблюдения правил расстановки.
Книговыдача может быть реализована путем автоматического
учета книг, прошедших через зону слежения. Они записываются в электронный
формуляр читателя, билет которого также оснащен идентификатором на радиометках.
Система исчисления сроков сдачи может быть связана с комплексом защиты от краж,
что не позволит должникам просто так уйти с новыми книгами.
Списание книг происходит путем удаления записей из
электронного каталога и базы материальной ответственности, а изъятие экземпляров
с полок организуется при помощи той же системы, что и при расстановке фонда. С
электронными экземплярами произведений и документов дело обстоит еще проще –
после удаления записей из всех баз файл удаляется из общего массива данных.
Электронная подписка. Организация подписки на электронные издания
и электронные аналоги печатных изданий как для библиотеки, так и для
пользователей является удобной формой получения и предоставления периодики,
которая может быть доступна внутри библиотечной сети или представлена на
Интернет-сайтах библиотек.
Электронный МБА. Функционирование межбиблиотечного абонемента
значительно упрощается при наличии электронных версий запрашиваемых источников.
За считанные секунды можно получить нужную книгу или документ. Поиск в
электронных массивах информации намного быстрее поиска на полках и
перелистывания книг. При объединении библиотечных сайтов и организации их в
порталы МБА станет незаменимым для пользователя ресурсов, так как неважно, где
хранится данный документ, главное, что его можно найти в конкретном разделе
портала.
Сотрудничество с заинтересованными
организациями. На
базе сетей передачи данных можно организовать сотрудничество с различными организациями,
заинтересованными в получении доступа к фондам библиотек. Это могут быть,
например, учебные заведения, где каждый учащийся будет обеспечен фондом
электронной литературы по всем курсам либо сможет получить информацию о местонахождении
предложенных источников и возможность заказа литературы.
Услуги, основанные на новых технологиях, могут стать
дополнительным источником доходов библиотек. Для реализации перечисленных технологий
предстоит решить ряд проблем, связанных с правовым регулированием вопросов
интеллектуальной собственности и созданием единых центров каталогизации. Все
эти технологии позволят организовать высокотехнологичную работу библиотек,
оптимизировать процессы работы с документами и фондом, а также вывести
обслуживание читателей на качественно новый уровень, повышая тем самым
доступность информации и расширяя аудиторию пользователей информационных
ресурсов до глобальных масштабов.
|