М. Я. Дворкина
Российская государственная библиотека
Библиотечно-информационная деятельность как система
Дана характеристика системных элементов библиотечно-информационной
деятельности (цели, субъекты, объекты, технология, условия, результаты).
Рассмотрены свойства библиотечно-информационной деятельности как системы. Обосновано
наличие в этой системе подсистем по элементам, видам и организации деятельности.
Библиотечно-информационная деятельность – один из многочисленных
видов деятельности, которые осуществляются человеком. По мнению известного
психолога А. Н. Леонтьева, «Основной или, как иногда говорят,
конституирующей характеристикой деятельности является её предметность» [1. С. 84].
Что же является предметом библиотечно-информационной
деятельности? На первый взгляд – документ. Однако документ – не предмет, а
объект этой, а также другой деятельности в системе институтов социальной памяти
(или системе документальной информации, документальной коммуникации). В ходе
деятельности осуществляется воздействие субъекта на документ. Документ
выступает в качестве объекта в комплектовании, аналитико-синтетической
обработке документов, организации, хранении, сохранности фонда, обслуживании
пользователей.
С включением библиотеки в электронную среду объект
библиотечно-информационной деятельности расширяется, объектом становятся также
сайт, файл, ссылка (в трактовке А. Б. Антопольского – другие информационные
объекты [2. С. 13–14]), база данных. Таким образом, документ может
рассматриваться как один из информационных объектов. Сейчас широко используются
также обобщенные понятия документные
ресурсы и информационные ресурсы.
Думается, что в качестве объекта библиотечно-информационной деятельности в
общем плане можно называть информационные ресурсы и, как более частный вариант,
документные ресурсы.
Обратим внимание на другие основные объекты
библиотечно-информационной деятельности. Идеальным объектом являются информационные
потребности пользователей (общие, групповые, индивидуальные), на них
ориентируются во всех названных выше действиях и прежде всего в обслуживании
пользователей; одновременно информационные потребности отражают общественный
императив библиотеки, который обязан учитывать библиотечный менеджмент.
Информационные потребности имеют определенный предмет (например
тему), при определенных обстоятельствах они переходят в потребность в
документах, библиотечные потребности пользователя, которые обусловливают его
обращение в библиотеку. В процессе использования библиотечных ресурсов
информационные потребности пользователя могут изменяться, расширяться и
порождать его новые действия.
Библиотекарь – объект библиотечного менеджмента; технические
средства, оборудование – объекты во всех видах библиотечно-информационной
деятельности. Именно эти объекты противостоят субъектам (специалисту,
осуществляющему деятельность, пользователю).
Эти объекты не создаются внутри библиотеки, как, например,
библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат, библиотечные услуги (которые
тоже могут быть объектами, скажем, библиотечного менеджмента), а привносятся в
библиотеку извне и при общем взгляде на библиотеку выступают на первый план. Но
проблема библиотеки и, если можно так выразиться, социокультурный мотив её
деятельности, который определяет её необходимость, – не отдельный документ, а
совокупность документов (и других информационных объектов), из которой она
должна сначала выбрать определенные – нужные пользователям – документы, а затем
выбранные организовать и сохранить так, чтобы их можно было найти для
пользователя. Поэтому совокупность документов и других информационных объектов
(поступающих в библиотеку, обрабатываемых в ней, организуемых ею) – предмет
библиотечно-информационной деятельности, но это только один из предметов. Он
связан с одной стороной сущности этой деятельности – сбором-хранением. И он
определяет такие результаты деятельности, как библиотечный фонд,
справочно-поисковый аппарат.
Другой предмет библиотечно-информационной деятельности –
запрос пользователя. Ответ на него библиотекарь должен найти в совокупности
информационных объектов. Этот предмет связан с такой стороной сущности этой деятельности,
как предоставление документов, точнее, библиотечно-информационное обслуживание,
посредством которого осуществляется передача информации. Этот предмет
определяет другой результат библиотечно-информационной деятельности – услугу.
Поскольку документ – это единство информации (содержания) и
носителя, а информация имеет определенное значение, ценность для человека
(многих людей), то библиотека не может игнорировать ценностный аспект
содержания документа и принимает его во внимание при отборе в фонд документов
(других информационных объектов), их организации и обслуживании. При этом
понятие ценности информации задается библиотеке её учредителем, государством,
обществом, социальной группой, культурой, литературными критиками, менталитетом
населения и индивидуальным спросом.
Ценность информации (фактическая, идеологическая, этическая,
эстетическая) – важнейшая характеристика объекта и предмета
библиотечно-информационной деятельности и соответственно её результатов. В
определенных обстоятельствах (например при работе с книжными памятниками)
библиотека принимает во внимание также ценность формы издания, т. е.
ценность документа в целом.
Рассмотрим другие элементы
библиотечно-информационной деятельности.
В работах, посвященных деятельности,
Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие при
характеристике её как системы выделяют такие компоненты: цели, субъект
(субъекты) деятельности, наделенный активностью [3. С. 45], объект (объекты), на который
направлена активность субъекта; средства деятельности; процессы деятельности;
условия, в которых она реализуется; результаты деятельности.
Субъектом в библиотечно-информационной деятельности является
не только библиотекарь (коллектив
библиотеки, структурного подразделения, отдельный библиотекарь, другими
словами, коллективный и индивидуальный библиотекарь), но и пользователь (потенциальный, реальный, в том числе удаленный или
внешний; групповой, индивидуальный). Со стороны субъектов деятельностью, по
выражению А. Н. Леонтьева, управляют потребности, но они способны
выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными [1. С. 88]. Предметы деятельности у этих
субъектов отличаются: для библиотекаря (коллективного) – предмет уже был
обозначен, для пользователя предмет – определенный документ (документы) или
сведения. Библиотекарь (коллективный) от начала до конца реализует
библиотечно-информационную деятельность, пользователь включается в неё в момент
представления запроса в библиотеку и до получения на него ответа. Для библиотекаря
– это профессиональная деятельность (относящаяся к типу «человек – знак» или
«человек – человек»), для пользователя потребительская деятельность – одна из
многочисленных видов деятельности, выполняемых в процессе жизни.
В библиотечно-информационной деятельности предметы (совокупность
документов, документированная форма запроса – листок читательского требования)
трансформируются в модели – поисковые образы документа (ПОД) и поисковые образы
запроса (ПОЗ), в конце деятельности получается объективный результат
(библиотечно-информационный продукт (подробнее – далее).
Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, «…деятельность
обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным
целям, которые могут выделяться из общей цели» [1. С. 105].
Применительно к библиотечно-информационной деятельности в
качестве общей цивилизационной цели (важной для сохранения цивилизации)
выступают сбор, хранение определенных видов документов (других информационных
объектов) и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в
библиотечно-информационных услугах. Цель есть социокультурный мотив этой
деятельности. Эта цель выражается в результате – библиотечно-информационной продукции и услугах. Но в каждый исторический
период каждое государство, ведомство, общественная организация, которым
принадлежит библиотека, ставят перед библиотеками и другие – государственные,
ведомственные, групповые и иные цели. Эти социальные цели определяют вид
библиотеки (государственная, муниципальная, ведомственная, общественная, личная)
и задают роль библиотеки в обществе (идеологическая, образовательная, научная,
культурно-просветительная и т. п.). Но социальные цели должны соотноситься с
цивилизационной общей целью.
В соответствии с целями библиотека должна выполнить
совокупность процессов – действий. Так, нужно осуществить кумуляцию, обработку,
организацию фонда, обеспечить сохранность документов, принять и уточнить запрос
пользователя, провести поиск и т. д. (или создать условия, библиотечно-информационную
среду, чтобы пользователь мог это сделать сам). Действия могут дробиться,
каждое новое действие имеет свою цель. Так образуется целая система целей (дерево целей), которые отражаются в планах,
проектах отдельных подразделений и/или библиотеки в целом.
Характеризуя действие, А. Н. Леонтьев подчеркивал,
что «помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто)
действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть
достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а
объективно-предметными условиями её достижения». Способы осуществления действия
А. Н. Леонтьев называл операциями. Он писал: «Действия соотносятся
целям, операции – условиям» [1. С.
107]. Например, использование современных
информационных технологий в библиотеке позволило такое действие, как
комплектование совершать посредством новой операции (способа) –
сканирования. И действия, и операции суть технологические процессы и
технологические операции. Библиотечно-информационная деятельность представляет
собой систему процессов, соответствующих системе их целей и подчиненных общей
цели деятельности.
Характеристика библиотечно-информационных средств дана в
ряде работ (Л. И. Алешина, М. Г. Вохрышевой,
М. Я. Дворкиной, И. С. Пилко, Ю. Н. Столярова и
др.). Это технические средства, оборудование, библиографические средства,
методы и приемы (способы деятельности), организационные формы, знания и умения
специалиста. Средства могут предназначаться только для
библиотечно-информационной деятельности (например методы уточнения запроса) и
быть универсальными (скажем, компьютерные средства).
Средства входят в структуру ресурсов
библиотечно-информационной деятельности. Ресурсы – это средства, запасы,
возможности, источники чего-либо [4.
С. 529]. В библиотечно-информационной деятельности можно выделить информационные
ресурсы, к которым относятся библиотечно-информационный фонд,
справочно-поисковый аппарат, ресурсы Интернета и доступные через него ресурсы
разных библиотек и информационных центров, других организаций. Ресурсом и
результатом является также библиотечно-информационная среда.
Как и другие виды человеческой деятельности,
библиотечно-информационная требует материально-технических ресурсов (в их числе
библиотечные здания, технические средства, оборудование и др.), финансовых,
интеллектуальных. Последние включают потенциал библиотековедения, в том числе
теоретические и практические разработки в области технологии, методики,
организации библиотечно-информационной деятельности; знания и умения, общую и
профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество
и эффективность деятельности; интеллектуальный потенциал пользователей, который
влияет на их работу в библиотеке и стимулирует деятельность библиотекарей. Все
ресурсы включаются в производство продукции и услуг, вместе с тем они являются
элементами библиотечно-информационной среды, пространственным и временным
полем, в котором происходит производство результата библиотечно-информационной
деятельности.
В
зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта (предмета), средств, условий
реализуются разные технологические процессы, в ходе которых создаются
промежуточные результаты (например индекс) или конечные результаты – продукция
или услуга. Продукция есть результат комплекса обеспечивающих видов
деятельности (формирование фонда, аналитико-синтетическая обработка документов,
информации, формирование справочно-библиографического аппарата). Услуга –
результат комплекса обслуживания. Это выдача документов и справок, вечер
встречи, презентация и т. п. Общий результат библиотечно-информационной
деятельности – библиотечно-информационный продукт, который иногда сочетает в
себе черты продукции и услуги, например выставка.
Так же, как единая цель трансформируется в систему частных
целей, так и единая деятельность преобразуется в систему действий и операций –
процессов. Единый результат, соответствующий единой цели – удовлетворению
информационных потребностей пользователей – составляет систему, связанную с
результатами каждого процесса, продукцией и услугами. Характеристика и
классификация продукции и услуг библиотек и служб информации подробно
исследованы в работах М. Я. Дворкиной, В. В. Брежневой и
В. А. Минкиной, И. С. Пилко и других.
Библиотечно-информационные услуги являются социальным механизмом
доступа, одновременно библиотечная услуга – культурный механизм трансляции
информации, знания. Вместе с тем у услуг есть и экономическая сторона,
поскольку они имеют стоимость.
Рассмотрение библиотечной услуги как результата библиотечной
деятельности не исключает, а предполагает представление о том, что этот результат
имеет последействие, т. е. отдаленные результаты, связанные с изменением в
сознании и поведении человека. Поэтому можно говорить о первичном и вторичном
эффекте от услуги.
Каждая услуга характеризуется содержанием и формой. Главный
компонент содержания услуги – её предмет, отражающий ту потребность, которая
удовлетворяется; услуги отличаются друг от друга прежде всего предметом (услуги
предоставления документов, удовлетворяющих потребности в разных по содержанию и
виду документах; услуги предоставления библиографической информации, справок –
сведений из каталога, баз данных и др.; новостные услуги, которые удовлетворяют
потребность пользователей в новостной информации; услуги организации досуга и
т. д.).
Сегодня, говоря о результатах библитечно-информационной
деятельности, важно учитывать положения экономики информации и знаний. В
частности, представляется значимым выделение базовых услуг и услуг с
добавленной стоимостью, направленных на облегчение потребителю использования
базовых услуг. Последние по мере развития рынка информационных услуг и
продуктов переходят в группу базовых услуг, заменяясь новыми видами услуг с
добавленной стоимостью [5. С.
244–245]. Базовыми услугами (в нашей
трактовке – продукцией) в библиотеках могут считаться библиотечно-информационный
фонд, справочно-библиографический аппарат, в том числе базы данных,
библиографические пособия, на основе которых развиваются услуги с добавленной
стоимостью – поиск документов и информации по запросам, подготовка справок,
услуги МБА и электронной доставки документов и др. При этом первоначально,
например, каталоги можно было рассматривать как услуги с добавленной
стоимостью, но постепенно они перешли в группу базовых.
Итак, библиотечно-информационная деятельность является
системой, т. е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях
между собой и образующих целостность, единство. Это единство, целостность
обеспечивается общей целью (названной выше – сбор, хранение определенных видов
документов, других информационных объектов и удовлетворение потребностей
пользователей в библиотечно-информационных услугах), а также интегративным
свойством этой системы, определяемым двуединством её сущности, прямыми и
обратными связями между её подсистемами. Отметим, что эта система является
информационно-коммуникационной и социокультурной, открытой (т. е связанной с
внешней средой и поддерживающей себя в ответ на изменения окружающей среды),
сложной, саморазвивающейся системой.
Философ В. С. Степин пишет: «Саморазвивающиеся
системы представляют собой особый тип системных объектов. Они характеризуются
открытостью, способностью порождать новые уровни своей организации, когда
каждый уровень воздействует на ранее сложившиеся, преобразует их» [6. С. 42].
Сегодня в системе «библиотечно-информационная деятельность»
имеется несколько организационных уровней и соответствующих подсистем: уровень
конкретной библиотеки как учреждения, уровень разных уровней её структурных
подразделений, уровни объединений библиотек (определенной отрасли народного
хозяйства, какой-либо территории), библиотек и других организаций (например
консорциумов). Поэтому можно рассматривать библиотечно-информационную
деятельность как систему не только деятельностных элементов (субъект, объект и
др.), но и организационных структур.
В рамках одной библиотеки библиотечно-информационная деятельность
представлена в разных видах (формирование библиотечно-информационного фонда,
аналитико-синтетическая обработка документов, формирование
справочно-библиографического аппарата, библиотечно-информационное обслуживание,
менеджмент). Эти виды деятельности взаимосвязаны между собой целью,
технологией, разными уровнями организации.
Таким образом, в системе библиотечно-информационной деятельности
различаются относительно автономные подсистемы по элементам деятельности, видам
деятельности, по организации деятельности.
Отметим, что
библиотечно-информационная деятельность является не только сложной,
саморазвивающейся системой, но и системой человекоразмерной[Там
же], поскольку здесь человек – компонент системы, человек в неё включен и часто
выступает и как субъект, и как объект деятельности.
Список источников
1. Леонтьев А. Н. Деятельность.
Сознание. Личность. – М. : Политиздат, 1977.
2. Антопольский А. Б. Информационные
ресурсы России : науч.-метод. пособие. – М. : Изд-во «Либерея», 2004.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность:
(Опыт системного анализа). – М. : Политиздат, 1974.
4. Современныйсловарь иностранных слов. – М., Изд-во «Русский язык», 2001. – 742 с.
5. Экономика информации и знаний /
И. И. Родионов // Информатика как наука об информации. – М. :
ФАИР–ПРЕСС, 2006. – 592 с.
6. Степин В. С. Генезис
социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспект) // Вопр.
философии. – 2004. – № 3.
|