Научные и технические библиотеки №10 2008 год
Содержание:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: механизмы интеграции

Фирсов В. Р. Перспективы развития саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Трифонова А. В. Особенности распространения иностранных научных книг в России

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Веб-технологии второго поколения и их развитие

НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т. Ф. Свет библиотечного сотрудничества «через годы, через расстоянья»

Сукиасян Э. Р. Эндрю Карнеги и библиотечное дело

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Библиотечная энциклопедия: первый опыт

Швецова-Водка Г. Н. Библиотечное фондоведение: от истоков до расцвета

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Пятнадцатилетие международного Крымского форума


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

12 июня 2008 г. в рамках Международной конференции «Крым–2008» состоялся День российских библиотек, на котором обсуждались проблемы развития негосударственного сектора в библиотечной сфере России. Организаторами мероприятия выступили Российская библиотечная ассоциация и Федеральное агентство по культуре и кинематографии. В целом представленная профессиональная программа в рамках мероприятия показала, что сотрудничество РБА и федерального органа власти в сфере культуры носит плодотворный и взаимовыгодный характер.

Ниже мы публикуем материалы о сегодняшнем дне Российской библиотечной ассоциации, основных тенденциях ее развития и взаимоотношений с государственными органами.

УДК 027.008.03

С. А. Мамаева

Российская библиотечная ассоциация:
механизмы интеграции

В будущем году Российская библиотечная ассоциация (РБА) отметит свое пятнадцатилетие. Однако вопрос о дате создания РБА совсем не тривиален и даже может быть отнесен к разряду дискуссионных. Дело в том, что РБА учреждалась в два этапа. 28 окт. 1994 г. в Москве на встрече библиотечных общественных и некоммерческих организаций решение об этом приняли представители 19 общественных объединений. Тогда же избран исполнительный орган Ассоциации – Совет РБА. Руководство РБА начало подготовительную работу для государственной регистрации ассоциации. Но объединения-учредители в большинстве своем не являлись юридическими лицами, что затрудняло обретение ассоциацией юридического статуса в той или иной нормативно-правовой форме. Кроме того, на тот момент законодательство, регулирующее деятельность общественных организаций, находилось в стадии формирования. Ситуация изменилась весной 1995 г. – появился соответствующий федеральный закон.

23 мая 1995 г.в С.-Петербурге подписан учредительный договор РБА и утвержден ее Устав. Учредителями стали 30 федеральных и региональных библиотек и общественных объединений. 4 ноября 1995 г.Решением Регистрационной палаты С.-Петербурга РБА выдано свидетельство о государственной регистрации Устава.

Какую же из трех дат считать днем рождения РБА?

Вопрос о моменте рождения РБА становится еще более сложным, если принять во внимание, что у Российской библиотечной ассоциации была предтеча: Российская Федерация библиотечных ассоциаций (РФБА), просуществовавшая с 1991 г. вплоть до основания РБА. Дилемма состоит в следующем: появление РБА на свет подобно рождению бабочки из гусеницы и перед нами лишь цепь эволюции или РБА не связана с РФБА узами преемственности?

Преемственность, думается, была. И она нашла отражение прежде всего в осмыслении опыта РФБА, в том числе причин ее несостоятельности как интегральной силы для всего библиотечного сообщества.

Именно анализ ошибок предшественницы позволил основателям РБА принять принципиальное решение – сделать открытым членство в ассоциации не только для библиотечных объединений, но и для библиотечных учреждений всех типов и видов, а также для иных организаций и учреждений, чья деятельность связана с библиотечным делом.

Целью РБА, согласно уставу (http://www.rba.ru/or/od/ust.html), является объединение усилий, поддержка и координация действий ее членов в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России, а также представительство и защита общих имущественных и иных интересов членов РБА, повышение престижа библиотек и социального статуса библиотечной профессии. Или, как считает президент РБА В. Н. Зайцев, с одной стороны, целью является «… обеспечение доступности информации для граждан России, повышение качества библиотечного обслуживания; с другой стороны, … представление интересов большой профессиональной группы во взаимоотношениях с прочими институтами гражданского общества и государством»*.

Следовательно, РБА, во-первых, нацелена на достижение общественных благ, на улучшение качества предоставления библиотечных услуг обществу; во-вторых, консолидирует и артикулирует корпоративные интересы библиотечного профессионального сообщества.

Таким образом, РБА существует для того, чтобы успешно развивалось библиотечное дело. Это ее миссия, смысл существования.

Для достижения заявленных целей РБА ведет работу по различным направлениям: библиотечная политика и законодательство; научная и практическая деятельность; социальная защита работников библиотек, библиографических и научно-информационных учреждений; защита прав пользователей библиотек; международное сотрудничество; культурно-просве­тительская деятельность; создание фондов помощи библиотекам и работникам библиотек; хозяйственная деятельность; издательско-полигра­фическая деятельность.

Если миссия РБА является основой ее организационной идентичности, константой, определенной раз и навсегда, то приоритетность направлений её деятельности и задачи – величина переменная. И жизнь должна вносить коррективы как в содержание каждого направления, так и в сам перечень направлений.

Залог успешного развития РБА – адаптивность к новым вызовам времени при сохранении верности своей изначальной миссии.

РБА находится в тесном, напряженном контакте с социальным миром, внешним по отношению к библиотечному; выступает перед этим внешним миром от лица всего профессионального сообщества библиотечных работников России. И в этом ее сила. И с этой силой (хотелось бы так думать) не могут не считаться общество и государство.

РБА представительствует от имени библиотечного профессионального сообщества России на международной арене. Конкретное проявление этого – участие в работе ИФЛА, других международных организаций.

За годы существования РБА активно проявила себя:

  • участием в формировании национальной библиотечной политики. Во многом благодаря ее усилиям принято на федеральном уровне и продолжает развиваться на территориальном уровне библиотечное законодательство;
  • активным лоббированием своих профессиональных интересов.

Но представительство, трансляция, а порой и лоббизм интересов библиотечного сообщества вовне – это лишь одна «сторона Луны». Другая – обращена непосредственно к самому библиотечному сообществу. РБА формулирует цели развития библиотечного дела, создает условия для их реализации и воплощает в жизнь.

Среди функций РБА могут быть названы: консолидация, коммуникация, координация, формирование системы профессиональных ценностей, разработка внутрикорпоративных стандартов, формирование профессиональной элиты.

РБА представляет собой квинтэссенцию библиотечной элиты страны.

Участие РБА в жизни библиотечного сообщества России всеохватно и многоаспектно. Это: инициирование и руководство общероссийскими проектами, направленными на интеграцию библиотечно-информационной сферы; проведение значительных профессиональных форумов, способствующих решению самых актуальных проблем библиотечного дела и т.д. и т.п.

В стратегическом документе «Приоритеты развития РБА на 2005–2010 гг.» (http://www.rba.ru/or/od/prior.html) сформулированы основные направления развития ассоциации на указанный период. Отправная точка приоритетов – гарантия равного доступа населения к источникам информации, знаний и культуры.

РБА способствует реализации следующих основных задач библиотек в современной России:

  • формирование и сохранение информационных ресурсов общества,
  • участие в формировании и сохранение базовых ценностей национальной культуры,
  • укрепление интеграционных процессов в жизни страны,
  • информационное обеспечение всех проявлений жизнедеятельности человека.

Все это – крайне сложные и общественно значимые задачи. Они могут быть решены усилиями всего библиотечного сообщества при участии государства и общества в целом.

Роль РБА состоит и в том, чтобы убедительно доказать обществу, что проблемы библиотечной сферы являются не только её внутренними проблемами, но и проблемами всего общества.

«Для реализации обозначенных приоритетов РБА активно участвует в формировании и реализации национальной политики в области информации, культуры и образования, стремится стать активным субъектом национальной библиотечной политики» (http://www/rba/ru/or/od/prior/html).

Особое значение имеет участие РБА в формировании правового поля библиотечной сферы: РБА инициирует обновление библиотечного законодательства, организует профессиональную экспертизу федерального законодательства в социальной, финансово-экономической сферах с точки зрения учета и отражения в нем интересов библиотечной отрасли. В условиях трансформации государственного управления библиотечным делом, что выражается прежде всего в перераспределении административных и бюджетных полномочий между различными уровнями власти, РБА берет на себя многие управленческие функции. Формируется база самоуправления библиотечным делом, фундамент которой составляют официальные документы РБА.

В 2003 г. Советом РБА утверждено специальное «Положение о порядке принятия заявительных, нормативно-рекомендательных и регулирующих актов РБА» (http://www/rba/ru/or/od/pol.html), согласно которому перечисленные акты принимаются РБА для определения позиции по принципиальным вопросам своей деятельности, формулирования отношения к тем или иным значимым явлениям как в библиотечно-информационной, так и в смежных областях, для регулирования отношения между членами РБА, определения принципов и стандартов профессиональной деятельности.

Могут приниматься заявления, манифесты, хартии, кодексы, модельные и рекомендательные акты и стандарты, другие по форме документы. Знание документов РБА обязательно для членов ассоциации, следование им – добровольное.

На текущий момент перечень официальных документов РБА включает 14 рекомендательных актов, среди которых «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» (1999 г.), «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки»(первый принят в 2001 г., второй – в 2008 г.), «Российский коммуникативный формат» и др.

РБА не обладает правом законодательной инициативы, но активно участвует в подготовке, оценке и обсуждении текстов проектов законодательных актов, федеральных законов о внесении изменений и дополнений в текущее законодательство; в частности, в подготовке новой редакции ФЗ «О библиотечном деле», внесении изменений в Часть 4 Гражданского кодекса и ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственная Дума РФ (письмо № 326–302/238 от 19.03.07) и МКиМК (письмо № 33/418 от 05.05.07) отметили вклад РБА в законопроектную работу.

Приоритетными задачами для РБА являются также содействие научным исследованиям в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения; способствование корпоративному взаимодействию библиотек всех видов и типов, лоббирование интересов профессии, организация социального партнерства.

Суть социального партнерства заключается в выработке особой технологии, в основе которой лежит «социальный диалог», для совместного решения существующих в обществе социально значимых проблем и вопросов. Важнейшими партнерами библиотек по взаимодействию являются органы исполнительной и законодательной власти всех уровней. Но не менее актуально развитие социального партнерства с самым широким кругом контрагентов из сферы бизнеса и некоммерческой сферы. Содержанием такого сотрудничества могли бы стать: совместная реализация проектов (не только библиотечных), изучение потребностей общества в библиотечных услугах, реклама и продвижение этих услуг. Итогом активизации деятельности РБА в этом направлении должно стать повышение статуса библиотечной профессии в обществе, привлечение ресурсов из негосударственных источников на развитие библиотечного дела.

Кроме общебиблиотечных перед РБА стоят также и внутриорганизационные проблемы. Речь идет прежде всего о необходимости изменения формальной и профессиональной структуры ассоциации, о критерии членства в ней.

Основные компоненты профессиональной структуры РБА – секции и «круглые столы», которые формируются как по типам и видам библиотек, так и по видам и направлениям библиотечной деятельности. В начале пути в составе РБА был один Комитет, шесть Секций и один Круглый стол – всего восемь структурных подразделений. Теперь их 40, с учетом дискуссионных групп. Сложившаяся профессиональная структура РБА в общих чертах соответствует структуре библиотечного дела.

Вместе с тем РБА выработаны методы гибкого реагирования на новации в библиотечной науке и практике – совместные заседания, дискуссионные группы, рабочие группы, создаваемые для реализации тех или иных проектов и программ. Современный этап развития РБА характеризуется появлением новых форм организации, базирующихся на проблемно-ориентированном подходе. Таким образом, строение РБА все более напоминает сетевую структуру с тесным переплетением горизонтальных связей. И развитие идет именно в этом направлении.

В Уставе РБА записана возможность создавать региональные представительства, но до сих пор попытки ее реализовать не предпринимались. Учреждение филиалов стало бы новым этапом в развитии структуры управления РБА.

В качестве приоритетного направления развития организационной структуры РБА рассматривается и формирование института персонального членства. Сегодня в состав РБА входят только юридические лица.

Как заявлено в «Приоритетах развития РБА», экстенсивный этап ее организационного развития завершен. Перед ассоциацией уже не стоит задача простого количественного увеличения членов. РБА достигла той стадии организационного строительства, когда она вправе избирательно подходить к привлечению в свои ряды новых участников.

РБА заинтересована в расширении своего влияния в обществе, следовательно, было бы целесообразно открыть доступ в ее ряды тем организациям, сотрудничество с которыми сулит прямые и косвенные выгоды в плане роста социального престижа и материальной устойчивости ассоциации.

В связи с этим актуальным становится вопрос о профессиональных границах РБА. Следует ли как-то очертить эти границы? Мировой опыт свидетельствует, что ассоциации разных стран по-разному решают этот вопрос. В большинстве из них профессиональные границы проведены четко, но одновременно практикуется институт почетного членства. Почетными членами могут быть как юридические, так и физические лица, оказывающие разного рода помощь и поддержку ассоциации, независимо от непосредственной сферы их деятельности. Думается, РБА следует идти именно по этому пути.

Такая новация могла бы сыграть важную роль в укреплении социального партнерства РБА, привлечении спонсоров, расширении круга попечителей.

Другой момент в развитии категории членства – вопрос о библиотеках, которые не имеют самостоятельного юридического статуса, но хотели бы вступить в РБА. Таких библиотек становится все больше в ходе реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 окт. 2003 г. № 131–ФЗ). Для работников этих библиотек в полный рост встает проблема сохранения профессиональной идентичности. Для них крайне важно не утратить связи со своей профессиональной средой. Чтобы дать им шанс остаться частью библиотечного профессионального сообщества, не утратить чувство причастности к делам и заботам своей профессии, необходимо найти для них вариант участия в РБА. Это, по аналогии с Союзом музейных работников, может быть категория ассоциированного членства, позволяющая участвовать в работе ассоциации без уплаты членских взносов и с ограниченными правами.

  
На главную