Научные и технические библиотеки №10 2008 год
Содержание:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: механизмы интеграции

Фирсов В. Р. Перспективы развития саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Трифонова А. В. Особенности распространения иностранных научных книг в России

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Веб-технологии второго поколения и их развитие

НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т. Ф. Свет библиотечного сотрудничества «через годы, через расстоянья»

Сукиасян Э. Р. Эндрю Карнеги и библиотечное дело

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Библиотечная энциклопедия: первый опыт

Швецова-Водка Г. Н. Библиотечное фондоведение: от истоков до расцвета

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Пятнадцатилетие международного Крымского форума


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Н. П. Павлова

Пятнадцатилетие
международного Крымского форума

Ежегодная международная конференции «Крым» – «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (до 2003 г. – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества») – это, пожалуй, самое значимое и самое яркое профессиональное событие в жизни нашего библиотечно-информационного сообщества, на которое каждый год собираются десятки сотен специалистов из многих стран, о котором много пишут в профессиональной прессе и которое активно обсуждают по его завершении. А обсудить действительно есть что. Недаром уже бытует поговорка – наш профессиональный год считается от «Крыма» и до «Крыма».

В этом году Конференция «Крым» отметила свое 15-летие: юбилейный форум работал с 7 по 15 июня 2008 г. (профессиональная программа – 9–13 июня) в черноморском городе-курорте Судаке и других городах (Белогорске, Симферополе, Старом Крыму, Феодосии), где проходили выездные мероприятия.

Постоянные участники Крымского форума и, конечно, его организаторы еще очень хорошо помнят все волнения, трудности и все события, связанные с подготовкой и проведением первой Конференции «Крым–1994» в Евпатории… И вот уже завершилась пятнадцатая конференция, которая с 1997 г. обосновалась в Судаке, удачно сменив привольную крымскую степь (первые две конференции прошли в Евпатории, третья – в Форосе) на живописное черноморское побережье.

Для нас 2008 год оказался годом тройного юбилея: 15 лет Конференции «Крым», 50 лет ГПНТБ России – главному организатору этого международного форума, 60 лет туристско-оздоровительному комплексу «Судак» – основному месту проведения конференции в течение последних двенадцати лет. Поэтому особое юбилейное настроение окрашивало все дни работы конференции.

На этот форум собралось небывалое – рекордное – количество участников – свыше 1800, и его программа включила также рекордное число мероприятий – более 60.

Для Конференции «Крым» характерны два этапа: стремительное развитие в первые пять лет, стабильность, наращивание традиций и ежегодная актуализация тематики – в последующие годы.

Статистические данные говорят сами за себя, а для наглядности приведем некоторые цифры, характеризующие Крымский форум, по пятилеткам, но начнем, конечно, с первой конференции.

«Крымские пятилетки»

Конференция

Участники

Доклады

Страны

Первая – «Крым–94»

230

100

15

Пятая – «Крым–98»

1080

390

30

Десятая – «Крым–2003»

1730

600

36

Пятнадцатая – «Крым–2008»

1812

520

32

Пятнадцатая конференция органично соединила в себе все многолетние традиции этого форума: профессиональная программа как всегда состояла из нескольких блоков постоянных мероприятий (15 секций, ежегодные семинары и др.) и новых (перечень основных мероприятий – в приложении к этому обзору). Культурная программа оказалась, пожалуй, лучшей за все годы. Обширная спортивная программа, отменив футбол (из-за неукомплектованности команды украинской делегации), включила состязания по плаванию.

Открытие форума

Открытие Пятнадцатой конференции прошло по традиционному для этого форума сценарию: участников встречал военный духовой оркестр; председатель Оргкомитета Я. Л. Шрайберг приветствовал собравшихся на четырех языках – украинском, русском и английском (рабочих языках конференции), а также на крымскотатарском; затем мэр (городской голова) Судака А. В. Дементьев официально объявил Международную конференцию «Крым–2008» открытой и на сцену торжественно внесли флаги Российской Федерации, Украины и Автономной Республики Крым, флаги всех стран – участниц форума. После этого начались приветственные выступления официальных лиц, в которых неизменно подчеркивалось большое значение Крымского форума для развития библиотечно-информационной деятельности и культурных связей между странами СНГ и всего мира, и на этот раз в каждом выступлении звучала особая юбилейная нотка.

После короткого перерыва – пленарное заседание. По традиции с ежегодным докладом «Библиотеки в условиях правовой и технологической эволюции процессов общественного развития» выступил профессор
Я.  Л.  Шрайберг. Свой доклад председатель Оргкомитета представил в особом формате, разработанном им несколько лет назад: текст выступления сопровождается и выводом на большой экран его подтем, эпиграфов, ключевых положений, и демонстрацией удачно подобранных в качестве иллюстраций фрагментов из широко известных кино- и анимационных фильмов, и даже чтением поэтических строк… (Судя по реакции аудитории, такой прием, или способ прочтения доклада очень нравится, так как оживляет и даже облегчает восприятие непростого материала в течение академического часа.)

(С полными текстами пленарных докладов Я. Л. Шрайберга на конференциях «Крым–2001» – «Крым–2008» можно ознакомиться на сайте ГПНТБ России по адресу http://elib.gpntb.ru/. Журнальная версия доклада будет по традиции опубликована в № 1 2009 г.)

По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция», ежегодно сопровождающей работу Крымского форума и являющейся частью его программы. В этом году были развернуты 57 стендов (в том числе объединенный стенд «Библиотеки Москвы»), где свою продукцию экспонировали ведущие библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие организации.

В день открытия Крымского форума проводится традиционная пресс-конференция для аккредитованных журналистов (большая часть из них – представители СМИ Украины и Автономной Республики Крым). В ней принимают участие руководители Оргкомитета Конференции «Крым», члены ее Наблюдательного совета и другие официальные лица.

Во второй половине дня (с 15.00) уже началась каждодневная работа конференции. А вечером все отправились на гору «Крепостная» (рядом с ТОК «Судак»), где в знаменитой Генуэзской крепости состоялось праздничное представление, посвященное открытию Пятнадцатой конференции «Крым–2008».

В театрализованное музыкальное шоу, как всегда сочиненное и разыгранное силами Оргкомитета, были включены и полюбившиеся всем номера из подобных спектаклей прошлых лет, и новые. Уже третий год в этих шоу принимает участие народный артист России Виктор Проскурин. На сей раз он выступил в роли Духа-хранителя Генуэзской крепости, рокочущий голос которого многократно усиливался горным эхом (ну и микрофоном, конечно). (Кстати, В. Проскурин с большим интересом относится и к нашей профессиональной программе, посещает многие ее мероприятия.)

Завершился праздничный вечер по традиции ярчайшим фейерверком, который в таких «декорациях» был особенно эффектен.

Профессиональная программа

Тема конференции «Крым–2008» – «Библиотеки, информация и образовательные технологии в гражданском обществе» – отразила общее направление ее профессиональных мероприятий, столь многочисленных, что каждый день всем участникам приходилось решать одну из самых трудных проблем – проблему выбора.

Ежедневно программа включала более 20 мероприятий, и все они (за исключением двух пленарных заседаний – в дни открытия и закрытия форума) проводились параллельно (т.е. одновременно), в том числе заседания секций, программа которых в свою очередь включала работу нескольких сессий в течение двух дней.

Среди новинок этого форума прежде всего следует назвать семинар на одну из самых актуальных тем информационного общества – открытый доступ и открытые архивы информации. Семинар назывался «Открытый доступ к научным ресурсам. Роль библиотек»; его работой руководили Ирина Леандровна Линден, заместитель генерального директора РНБ, и Ян Хагерлид (JanHagerlid), заведующий отделом Шведской национальной (Королевской) библиотеки.

В ходе однодневного заседания – после вступительного слова Я. Л. Шрайберга, подчеркнувшего особое значение открытого доступа для современного библиотечно-информационного обслуживания, и вводной презентации И. Л. Линден «Открытый доступ: основные вехи “золотой” и “зеленой” дорог» – были представлены четыре основных доклада, осветивших разные аспекты проблематики и направления работы: «Программа “OpenAccess.se” – шведский опыт координации поддержки программ открытого доступа» – Ян Хагерлид; «Коалиция издательств и академических ресурсов (SPARC): стимулирование перемен в научных коммуникациях» – Ричард Джонсон (RichardJohnson), старший советник SPARC (Вашингтон, США); «Открытый доступ в странах с переходной экономикой: результаты деятельности elFL.net» – И. Л. Кучма, менеджер программы «Открытый доступ» компании «elFL.net» (Киев, Украина); «BiomedCentral – опыт издателей по внедрению открытого доступа в практику» – Мэтью Кокерилл (MetthewCockerill), издатель, компания «BiomedCentral» (Лондон, Великобритания); «Обзор онлайновых ресурсов и сервисов для библиотек» – Мария Романо (MariaRomano), руководитель отдела продаж компании «BiomedCentral», Доминик Тэйт (DominiqueTate), менеджер по развитию бизнеса компании «BiomedCentral» (Лондон, Великобритания); «Усиление отдачи научных исследований благодаря обязательному самоархивированию их результатов в открытых архивах» – Стивен Харнад (StevanHarnad), зав. кафедрой когнитивных наук Университета Квебека в Монреале (Канада).

Все выступавшие, как отметила И. Л. Линден, – самые известные и компетентные специалисты в сфере открытого доступа.

Работа семинара завершилась ответами его руководителей на вопросы аудитории и подведением итогов работы. (По согласованию с руководителями семинара обзор докладов предполагается опубликовать в нашем журнале в начале 2009 г.)

Одна из наиболее острых современных проблем, имеющих самое непосредственное отношение к деятельности библиотек – соблюдение авторского права. Этой теме на Крымском форуме был посвящен дискуссионный «круглый стол» «Защита авторского права и интеллектуальной собственности в практике работы зарубежных и отечественных библиотек». Его провели Я. Л. Шрайберг, В. В. Терлецкий (генеральный директор фирмы «Копирус», Москва), В. Р. Фирсов (вице-президент РБА, заместитель генерального директора РНБ), В. Н. Монахов (ст. науч. сотр. сектора информационного права Института государства и права РАН, Москва).

В программу «круглого стола» были включены три темы для обсуждения:

1. Библиотеки в условиях вступления в силу Части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2. Настоящее и будущее электронных библиотек и технологий оцифровки в целом;

3. Издатели и библиотеки: сотрудничество или противостояние?

На этом «круглом столе» аудитория была особенно многочисленной, что обусловлено актуальностью и сложностью вопросов, связанных с соблюдением авторских прав при библиотечно-информационном обслуживании. Я. Л. Шрайберг отметил, что аналогичный «круглый стол» проведен в текущем году на конференции РБА в Ульяновске: «Однако, судя по аудитории, вопросы остались, и тема продолжает быть в центре внимания».

Работа «круглого стола» проходила в режиме «вопрос – ответ». Многих заботило, в частности, как в новых законодательных рамках следует удовлетворять запросы пользователей, связанные с копированием материалов. Отвечая на подобные вопросы, Я. Л. Шрайберг прежде всего отметил главную трудность: здесь (т.е. в законодательстве) до сих пор нет четкого определения целей, для которых разрешено копирование, а также допустимых его объемов: «Сегодня ясны два момента: 1) копирование не должно приносить прибыли библиотекам, 2) нельзя обслуживать юридических лиц».

В. Р. Фирсов подчеркнул главное: «Мы должны заботиться не о соблюдении авторского права как такового, а об обеспечении читателей, о доступности информации в условиях соблюдения авторского права. Часть 4 ГК РФ не запретила, а установила некий порядок, который придется соблюдать». Отвечая на вопрос о возможных поправках, В. Р. Фирсов сказал: «Надежды на принятие благоприятных для нас поправок, увы, несостоятельны. Не принимаются поправки, даже касающиеся обслуживания инвалидов. Поэтому придется “встраиваться“ в четвертую часть ГК».

В. Н. Монахов, также отвечая на недоумения по поводу пресловутой Части 4 ГК РФ, пояснил, что ее введение обусловлено вступлением России в ВТО, и добавил: «Центр частного права при Президенте РФ пролоббировал прием четвертой части ГК именно в известном нам варианте, хотя их, т.е. вариантов, было несколько».

Дискуссия проходила очень бурно, так как авторское право, а в данном случае Часть 4 ГК РФ – больной вопрос для библиотек. Правда, звучали и совершенно нелепые, беспомощные вопросы (например: можно ли разрешать читателям пользоваться компьютером и выходить в Интернет?), на которые тоже приходилось отвечать, тратя время. Поэтому совершенно справедливым было замечание И. И. Мироновой (вице-президент информационно-правового консорциума «Кодекс», генеральный директор информационной компании «Кодекс», С.-Петербург): «Руководители библиотек должны обладать юридической грамотностью, т. е. четко знать свои права и обязанности».

Полностью солидаризируясь с этим мнением, В. Н. Монахов подчеркнул необходимость подготовки специальных юристов для библиотек и сказал, что готов оказать в этом свою помощь и содействие. (Очень надеемся, что в скором времени такая работа начнется.)

Среди новых мероприятий необходимо назвать первый Форум ИФЛА в рамках Конференции «Крым».

Как известно, Крымская конференция проводится под эгидой ИФЛА и включена в план ее ежегодных мероприятий, однако Форум ИФЛА на нашей конференции состоялся впервые. Его программа, разработанная руководителями ИФЛА, состояла из трех сессий:

1 – общая дискуссия на тему «Возможности участия в общественной деятельности библиотекарей и библиотек русскоговорящего библиотечного мира»;

2 – «Предложения комитетов ИФЛА по дальнейшему участию в Крымской конференции» (работа сессии прошла в форме двух «круглых столов»: «Свободный доступ к информации и свобода выражения: создание новой профессиональной инициативы в рамках Конференции «Крым» и русскоговорящего библиотечного мира», «Поиск взаимодействия между библиографическим справочным обслуживанием и центрами специализированной информации с целью расширения российского участия в международном справочном обслуживании»);

3 – «Основные направления деятельности ИФЛА по защите общественных интересов» (в программу этой сессии вошли три «круглых стола»: «Международная деятельность ИФЛА по привлечению библиотек к защите общественных интересов и демократических ценностей», «Отчет о работе миссии ИФЛА в Израиле и на оккупированных Палестинских территориях. Дискуссия: Могут ли русскоговорящие библиотекари – члены ИФЛА сыграть роль в наведении мирных мостов между израильскими и палестинскими библиотекарями?», «Библиотеки и контроль над информацией на постсоветском пространстве»).

Работой Форума ИФЛА – всех сессий и дискуссий, включенных к его программу, – руководили: Стюард Хамильтон (StuardHamilton), старший советник по стратегической политике (Штаб-квартира ИФЛА, Гаага, Нидерланды); Френсис Кирквуд (FrencisKirkwood), член Комитета ИФЛА по свободному доступу к информации и свободе выражения, член Постоянного комитета ИФЛА по справочному обслуживанию, представитель Парламентской библиотеки Канады (Оттава); Г. А. Кисловская, руководитель Русскоязычного центра ИФЛА, директор по международной деятельности РГБ; В. Р. Фирсов, член Комитета ИФЛА по свободному доступу к информации и свободе выражения, вице-президент РБА, заместитель генерального директора РНБ.

Подводя итоги форума, зарубежные представители ИФЛА высказались за продолжение и расширение его работы в рамках Конференции ИФЛА. (И это несмотря на то, что аудитория была не столь многочисленной, как ожидалось. Видимо, проходящие параллельно другие мероприятия оказались более привлекательными для участников конференции.)

Среди новинок этого форума, не имеющих прямого отношения к профессиональной программе, – закладка аллеи Конференции «Крым» на территории ТОК «Судак»: в день открытия форума Я. Л. Шрайберг, Б. Д. Дейч (член Наблюдательного совета Конференции «Крым», народный депутат Верховной Рады Украины) и мэр Судака А. В. Дементьев посадили молодое вечнозеленое деревце – голубую ель. (Организаторы посетовали, что такая хорошая идея не появилась раньше…).

Культурная программа

В этом году культурная программа была действительно уникальной и для многих – ностальгической: гостями нашего форума стали знаменитые авторы-исполнители Александр Городницкий и Вадим Егоров. Оба барда дважды выступили перед благодарными слушателями: первый раз – на гала-концертеавторской песни «Москва – Крым – Транзит» с участием популярной группы «Редкая птица», которая с большим успехом уже выступала на Конференции «Крым–2007», второй – на своих творческих вечерах.

«Вечер музыки и поэзии» нам подарили Александр Городницкий и поэт Анна Наль.

Вадим Егоров назвал свой творческий вечер «Я вас люблю, мои дожди…», в начале которого выступила удивительно обаятельная и талантливая исполнительница авторской песни Веста Солянина.

Творческая встреча сукраинской писательницей Марией Матиос, лауреатом Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, называлась «Воплощение мысли и чувства».

Одним из главных событий не только культурной, но и профессиональной программы форума стал приезд писателя Владимира Войновича. Все с нетерпением и волнением ждали не только его творческого вечера, но и выступления в рамках презентации программы ВГБИЛ им. М. И. Ру­домино «Большое чтение – диалог культур», которое он назвал «Ненавидеть. Смеяться. Любить». К счастью, и то и другое состоялось – мы получили настоящую радость, слушая мудрого человека, обладающего уникальным жизненным опытом и столь же уникальным чувством юмора (в качестве примера –одна фраза: «Чтобы читали хорошие книги, их нужно запретить… Тогда – к запретному плоду – все и потянутся»).

Закрытие Юбилейной конференции

Кульминация каждого Крымского форума – официальное закрытие, которое начинается во второй половине дня (в первой – еще продолжаются программные мероприятия) и традиционно состоит их трех частей: первая – подведение итогов работы конференции, вторая – торжественное закрытие, третья – прощальный банкет.

В подведении итогов работы приняли участие руководители и члены Оргкомитета конференции, председатели секций и ведущие различных мероприятий, участники форума.

Г. А. Кисловская, сопредседатель секции 3 «Электронные библиотеки», поделилась своими, как она сказала, негативными и позитивными впечатлениями: негативные – многие доклады представляли собой отчет о проделанной работе, кроме того, «выступление на секции – не место для рекламы компаний»; позитивные – «электронные библиотеки существуют и развиваются, и это – самое главное». Резюмируя свое выступление, Г. А. Кисловская предложила «более жестко отбирать доклады для включения в программу и сократить время их прочтения».

Ф. С. Воройский, сопредседатель секции 2 «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии», охарактеризовал эту секцию как одну из самых активных: на заседания трех ее сессий (на каждой присутствовали от 30 до 150 человек) представлено 36 докладов, причем их качество «улучшается год от года, самоотчетов становится все меньше; прозвучало много сообщений о новых модулях». Говоря о негативных моментах, он сказал: «Плохие доклады тоже были, но они не испортили общей картины».

Г. А. Евстигнеева, сопредседатель секции 9 «Информационный рынок и формирование фондов библиотек», поблагодарив всех участников, подчеркнула главное: «Секция вышла на достойный уровень работы. Издатели и комплектаторы наконец-то услышали друг друга. Прежде были только разногласия и взаимное раздражение. Сегодня же мы обсудили общие проблемы и общие пути их решения».

А. А. Колганова, сопредседатель секции 4 «Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры», в своем выступлении отметила, что за 15 лет секция «прошла удивительный путь развития» и сегодня охватывает широкий круг вопросов и задач. Она подчеркнула, что каждый год – к каждой конференции – руководители секции сами определяют круг проблем для обсуждения и соответственно подбирают докладчиков.

Ф. Кирквуд дал общую высокую оценку конференции, отметил солидное представительство ИФЛА на этом форуме и высказался за его дальнейшее расширение на будущем и последующих Крымских форумах.

Большинство выступавших благодарили Оргкомитет за высокий уровень организации и проведения Юбилейной конференции, отмечали постоянное появление новых интересных и актуальных тем в программе форума.

На торжественную часть закрытия Конференции «Крым–2008», как и на ее открытие, участники форума собирались под звуки военного духового оркестра.

В самой непринужденной атмосфере (благодаря оригинальному конферансу, юмору и обаянию ведущих – Е. М. Росинской, зам. генерального директора ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, и Б.  М.  Маршака, первого зам. генерального директора по научной работе и информатизации ГПНТБ России, первого зам. председателя Оргкомитета Конференции «Крым–2008») прошла церемония вручения дипломов Крымского форума, подведение итогов традиционных конкурсови награждение победителей.

Лауреатами в номинациях Конференции «Крым–2008» стали:

Татьяна Юрьевна Голубенко, директор Национальной электронной библиотеки Ямало-Ненецкого автономного округа (Салехард) – «Лучший председатель мероприятия» («Ямальские библиотеки на Крымской земле»);

Елена Вячеславовна Иванова, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе» издательского дома «Первое сентября» (Нижний Новгород) – «Лучший организатор мероприятия» (секция 12 «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества»);

Ян Хагерлид – «Лучший докладчик» («Программа “OpenAccess.se” – шведский опыт координации поддержки программ открытого доступа»);

Маргарита Владимировна Миколайчик (Симферополь) – «Лучший переводчик».

«Лучший стенд выставки» – стенд торгового дома «Мир книги».

Титул «Мистер Конференции» получил Деннис Очолла, профессор, заведующий отделением библиотековедения и информатики, декан факультета изящных искусств университета Зулуленда (Квадлангезва, ЮАР). «Мисс Конференции» стала Оксана Александровна Конухова, директор ООО «Велес» (Москва).

Завершился Юбилейный Крымский форум прощальным банкетом; по традиции он прошел под открытым небом – все участники и гости праздника расположились на самой широкой, спускающейся к морю аллее Судакского парка. Было много тостов, теплых слов, музыки, южных звезд…

Заключительные аккорды прощального вечера – также традиционный фейерверк и гимн Конференции.

И завершить этот обзор хочется тоже как всегда: «Спасибо всем!»

 * * *

Международная конференция«Крым–2009» состоится 6 – 14 июня 2009 г.

Тема конференции – «Трансформация библиотечно-информацион­ных технологий и открытый доступ к информации в правовом поле».

Информационное письмо Организационного и Программного комитетов, а также регистрационная форма для участников конференции размещены на сайте ГПНТБ России www.gpntb.ru. Здесь же можно познакомиться и со всеми материалами Конференции «Крым–2008» и предыдущих Крымских форумов.

По рекомендации председателей секций некоторые доклады (из числа тех, что были представлены для опубликования в Трудах Конференции «Крым–2008») и обзоры работы секций будут опубликованы в № 1 – 3 2009 г.

Приложение

Программа Международной конференции «Крым–2008»

(перечень основных мероприятий)

I. Официальные и торжественные мероприятия.

Пленарное заседание, специальные лекции, акции, программы и встречи, пресс-конференция

Открытие Конференции

Пленарное заседание

Специальные лекции

День российских библиотек на Крымской конференции

День библиотек Украины на Крымской Конференции

Дискуссионная группа «Книга и чтение: ответственность людей искусства и политики»

Ямальские библиотеки на Крымской земле

День Информационного консорциума библиотек Казахстана

II. Секции

Секция 1. Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества

Секция 2. Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии

Секция 3. Электронные библиотеки

Секция 4. Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры

Секция 5. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Секция 8. Экологическая информация и экологическая культура

Секция 9. Информационный рынок и формирование фондов библиотек

Секция 10. Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек

Секция 11. Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация

Секция 12. Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества

Секция 13. Медицинская информация: роль библиотек в обеспечении научных исследований и информационном обслуживании врачей

Секция 14. Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления

Секция 15.  Использование Интернета и Интернет-технологий в библиотечно-информационной практике

III. Специальные мероприятия конференции

Форум ИФЛА в рамках конференции «Крым–2008»

Специальный «круглый стол» «От издательства до библиотеки:

влияние на круг чтения»

День подписного агентства «КОНЭК» и компании «ProQuest»

День Национального электронно-информационного консорциума

(НЭИКОН)

День Научной электронной библиотеки (РУНЭБ) и Национального

электронно-информационного консорциума (НЭИКОН)

День издательства «Эльзевир» (Амстердам, Нидерланды)

Представление программы «Большое Чтение – Диалог Культур»

Специальная программа на Крымской Конференции

Шахматы – наука, искусство, спорт

Специальное мероприятие: День Компании «ИВИС»: «Обеспечение библиотек России и СНГ информационными российскими и зарубежными ресурсами»

Специальное мероприятие Издательства электронных

информационных ресурсов РусАР

IV. Семинары

Менеджмент и маркетинг в библиотеках и ассоциациях

Библиотеки и музеи тюркоязычных стран и регионов: приоритеты взаимодействия и сотрудничества (постоянный семинар)

Сохранность и защита библиотечных фондов и информации

Развитие языкового и культурного разнообразия в киберпространстве

Информационные ресурсы и технологии как средство профессиональной адаптации инвалидов по зрению

Открытый доступ к научным ресурсам. Роль библиотек

Специальные мероприятия постоянной Школы-семинара ИРБИС

V. Круглые столы

Специальный «круглый стол» московских библиотек

«Круглый стол» Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ

Инициативный «круглый стол» – дискуссия «Издатель, библиотека, читатель: трое в одной лодке?»

Специальный «круглый стол» «Объединенная база данных «Мемориал».

Память о погибших и пропавших без вести во Второй мировой войне»

Специальный «круглый стол» «Создание информационных ресурсов для Президентской библиотеки. Совместный проект РГБ и Корпорации «Электронный Архив»

Специальный «круглый стол» «Проблемы воспитания толерантности в гражданском обществе»

VI. Ежегодные конференции

Ежегодное мероприятие Международного библиотечного, информационного и аналитического центра

Конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий

VII. Конкурсы, игры, выставки

Игра «Что? Где? Когда? в библиотечно-издательском пространстве»

Конкурс видео-фильмов

VIII. Презентации

Презентация новых возможностей АИБС «MAPK-SQL» и консультации пользователей по работе в АИБС «MAPK-SQL»

«АИБС с нами – это просто!». Презентация фирмы «Матрикс Пресс» для украинских библиотек

Презентация «К 50-летию Государственной публичной научно-технической библиотеки России»

Презентация Российского книжного союза

Презентация журнала «Библиотечное дело»

Презентация научно-практического пособия В. Г. Дригайло «Основы организации работы библиотеки вуза»

  
На главную