Научные и технические библиотеки №10 2008 год
Содержание:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: механизмы интеграции

Фирсов В. Р. Перспективы развития саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Трифонова А. В. Особенности распространения иностранных научных книг в России

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Веб-технологии второго поколения и их развитие

НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т. Ф. Свет библиотечного сотрудничества «через годы, через расстоянья»

Сукиасян Э. Р. Эндрю Карнеги и библиотечное дело

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Библиотечная энциклопедия: первый опыт

Швецова-Водка Г. Н. Библиотечное фондоведение: от истоков до расцвета

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Пятнадцатилетие международного Крымского форума


ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 004.738.5

Ф. С. Воройский

Веб-технологии второго поколения
и их развитие

После выхода в свет работ [1, 2] произошли и продолжают происходить существенные изменения в области вeб- и Интернет-технологий, а также основанных на их использовании сервисов. Эти изменения во многом связаны с развитием и внедрением вeб второго поколения (Web 2.0) и началом перехода к «Семантическому Вебу» – Web 3.0. Очевидно, что библиотеки, становящиеся все более активными участниками информационных процессов, которые происходят в Интернете, должны учитывать в своей деятельности эти изменения и тенденции их развития. Краткому изложению их сути посвящен этот материал.

Что же собой представляет Web 2.0?

Web 2.0 (Веб второго поколения)

Впервые термин SecondWeb – веб второго поколения был использован в 1995 г. компанией «SiliconGraphics» для обозначения «следующего поколения развития Web, которое станет экспериментальным, интерактивным и трехмерным…». Широкое же распространение этого термина связывают со статьей Тима О`Рейлли «Что такое Web 2.0», опубликованной
30 сент. 2005 г., где он сформулировал общие тенденции развития Интернет-сообщества.

Качественные изменения среды, связанные с переходом к Web 2.0, характеризуются созданием единого информационного пространства, состоящего из мно­жества информационных единиц, распределенных по различным сайтам и сервисам. При этом подразумевается, что сеть документов превращается в сеть данных, поиск которых производится пользователями с применением наиболее удобных для них инструментов, интерфейсов, технологий и сервисов, обеспечивающих доступ к содержимому сайтов (см., например, в [1] – «API», «SOAP», «Google», «Yandex» и др.).

Основными тенденциями, характерными для среды Web 2.0, считаются:

  • социальная составляющая, позволяющая генерировать и распространять веб-контент на базе открытого децентрализованного взаимодействия в Интернете, основанного на правах совместного использования контента;
  • наличие семантической разметки документов и переход на XML;
  • развитие веб-сервисов и предоставление доступа к данным из любого места;
  • возможность отчуждения информации от еë источника;
  • независимая навигация и управление сайтом, позволяющие пользователям полностью контролировать интерфейс;
  • отложенное добавление метаданных, осуществляемое сообществами пользователей;
  • полное разделение разработки структуры и дизайна сайтов.
  • Высказывалось мнение, что успех в среде Web 2.0 смогут обеспечить себе только те компании, которые не только научатся строить новые интерфейсы, но и получат в свое распоряжение совместно подготовленные данные, а также:
  • будут создавать и использовать недорого масштабируемые сервисы;
  • получат контроль над уникальными и сложными для воссоздания источниками данных, которые могут быть обогащены за счет пользователей;
  • станут относиться к пользователям как к соразработчикам;
  • обеспечат привлечение коллективного разума;
  • увеличат охват пользователей за счет обеспечения возможности их самообслуживания;
  • разрабатываемое ими ПО не будет привязано к платформе ПК;
  • будут создавать упрощенные модели пользовательских интерфейсов и упрощенные бизнес-модели.
  • Несмотря на отсутствие четкого определения признаков, по которым конкретные сайты могут быть отнесены к классу Web 2.0, в большинстве публикаций (например [3]) такими особенностями считаются:
  • использование Web как платформы, а программного обеспечения как сервиса;
  • радикальная децентрализация;
  • данные являются движущей силой развития;
  • наличие масштабируемости в широких пределах;
  • признание права пользователей на ремик;
  • работа по принципу самообслуживания;
  • использование сетевого эффекта[1], основанного на архитектуре участия[2];
  • доверие к участникам сообщества;
  • инновация в развитии за счет коллективного разума независимых участников;
  • наличие ПО для большого спектра устройств;
  • обеспечение более структурированного контента, использующего глубокие ссылки[3].
  • Одновременно отмечаются недостатки названных принципов построения сайтов:
  • необходимость постоянного соединения с Сетью;
  • зависимость от компетентности и порядочности большого числа участников сервиса;
  • зависимость от решений других компаний;
  • уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах.

На весьма представительной (10 тыс. участников из 57 стран) конференции «Web 2.0 Expo», прошедшей в апреле 2007 г. в Сан-Франциско, представлено значительное число пакетов прикладных программ, архитектурных решений и сервисов, разработанных многими известными компаниями мира в связи с реализацией Web 2.0. Одновременно представлен и ряд продуктов так называемого Семантического Веба (SemanticWeb), идея которого принадлежит Тиму Бернерсу-Ли и открывает начало работ, связанных с концепцией Web 3.0 (Веб третьего поколения), особенно активно поддерживаемой организациями военного ведомства США.

В ходе конференции Тим О`Рейлли (ее организатор и автор концепции Web 2.0) заявил, что нынешние проекты Web 2.0 «…со временем дополнятся средствами понимания естественных языков и улучшенными механизмами поиска на базе алгоритмов искусственного интеллекта и естественным путем перейдут в стадию Web 3.0». В плане создания Web 3.0 начата разработка стандартов RDF и OWL (WebOntologuLanguage) языков, лежащих в основе SemanticWeb и новых сетевых технологий, в том числе связанных со встраиванием семантики в существующие веб-страницы, а также с обеспечением RDF-запросов к хранилищам знаний. (Подробнее см. [3-5].)

Некоторые виды новых веб-приложений,
интерфейсов и сервисов

AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) – подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором в ответ на каждое действие пользователя веб-страница на его браузере не перезагружается полностью – с веб-сервера, а догружаются только нужные ему данные. Этим обеспечивается более оперативная работа как одного пользователя, так и целых групп со своими приложениями.

Использованию Ajax способствовало появление в феврале 2005 г. статьи Джесси Джеймса Гарретта (Jesse James Garrett) "Новый подход к веб-приложениям" (см.http://www.codenet.ru/webmast/js/ajax/AJAX-New.php).

Ajax представляет собой не одну, а группу технологий и базируется на двух основных принципах:

1) использование DHTML для динамичного изменения содержания страницы,

2) использование XMLHttpRequest для обращения к серверу (альтернативный вариант – динамическая подгрузка JavaScript с использованием объектной модели документа – DOM).

С учетом этих принципов можно создавать намного более удобные веб-интерфейсы на тех страницах сайтов, где необходимо активное взаимодействие с пользователями, что характерно для реализации сервисов Web 2.0.

Наибольшую популярность Ajax приобрел после того, как компания Google начала активно применять его при создании таких сайтов, как Gmail, Google maps и Google suggest, подтвердив его эффективность. В свою очередь корпорация Microsoft во второй половине 2006 г. выпустила вторую β-версию своего программного продукта, предназначенного для создания AJAX-приложений (ранее известного под кодовым названием Atlas). В его состав входят:

1) MicrosoftAJAXLibrary– клиентская библиотека, которая должна работать на веб-браузере и поддерживать взаимодействие с любыми веб-сервисами;

2) ASP.NET 2.0 AJAXExtensions– серверное расширение ASP.NET, которое войдет в состав будущей версии библиотеки ASP.NET «Orcas» (в именах ее элементов префикс «atlas:» меняется на «asp:»);

3) ASP.NETAJAXControlToolkit– набор дополнительных элементов управления и программных компонентов для ASP.NET 2.0 AJAX.

Сообщалось, что окончательный вариант Atlas с первой половины 2007 г. должен был распространяться бесплатно, а после выпуска в 2007 г. VisualStudio «Ocras» все эти средства войдут в его состав.(Подробнее см. [4, 68].)

CIM (CommonInformationModel) – «Общая информационная модель»: независимое от аппаратного обеспечения и реализации описание администрируемых ресурсов (например «WWN»). Данная объектноориентированная модель легко расширяется при помощи функции кодирования xmlCIM и не привязана к конкретной системе, чем обеспечивается возможность управления в разнородных распределенных средах. Используется, в частности, с применением технологии WBEM (Web-basedEnterpriseManagement) в качестве независимой от аппаратного обеспечения и реализации информационной модели концепции хранения и управления информационными ресурсами. Последняя поддерживается Сетевой промышленной ассоциацией SNIA (StorageNetworkingIndustryAssociation), поскольку она описывает общие для всех производителей физические и логические объекты хранения, их взаимосвязи, а также функции управления этими объектами. (Подробнее см. [9].)

Doorways – «Дорвеи»: страницы, содержащие набор преимущественно текстовых документов и/или данных, как правило, связанные определенной тематикой и оптимизированные таким образом, чтобы стать хорошо заметными для поисковых систем в Интернете. Каждый дорвей настроен на запрос по заданному ключевому слову (термину) и может обеспечивать автоматическое перенаправление (редирект) на какой-либо другой сайт или группу сайтов. Создание дорвеев может преследовать своей целью перенаправление всех пользователей, зашедших на страницы поисковых и других систем, на свои сайты. Очень часто дорвеи содержат сведения, пригодные только для поисковых систем, но не для их пользователей. Сеть дорвеев – это определенным образом связанные между собой линками дорвеи, что позволяет им производить перекрестные ссылки друг на друга.

Виды связей в сетях дорвеев:

1) кольцокаждый дорвей (страница) может быть связан линком только с двумя соседними,

2) звезда – каждый дорвей связан линком с каждым другим,

3) рэндомна дорвей ставятся ссылки на другие случайные дорвеи.

(Подробнее см. [10].)

JDBC (Java DataBase Connectivity) – прикладной программный интерфейс, который является версией ODBC (см. далее), написанной на языке Java для выполнения SQL-запросов, включая установление соединений с базами данных, отсылку SQL-запросов и обработку полученных данных. Позволяет отсылать SQL-запросы почти ко всем реляционным БД, что избавляет разработчиков программных продуктов от необходимости для каждой СУБД (Informix, Oracle и т.д.) писать отдельное приложение, поскольку каждое приложение может переноситься на различные платформы. JDBC расширяет функциональные возможности Java. Например, можно опубликовать в Интернете веб-страницу, содержащую апплет, связанный с БД на сервере. Кроме того, организация или фирма с помощью JDBC может подключить всех сотрудников к одной БД, независимо от используемых на их рабочих станциях операционных систем – Windows, Macintosh или UNIX [11].

Mashup – технология интеграции информационных ресурсов, полученных из разных источников при помощи простых, быстро создаваемых приложений и основанных на использовании уже существующих клиентских или серверных веб-сервисов (отечественных и/или зарубежных, например таких, как Google) [3].

ODBC (Open DataBase Connectivity) – набор соглашений, предложенных корпорацией Microsoft для обеспечения доступа к широкому кругу баз данных (например MS Access, Oracle) и формирования SQL-запросов. Однако из-за ряда ограничений, присущих ODBC, часто используется разработанный на его основе JDBC (см. ранее).Например, при использовании ODBC необходимо на каждую клиентскую машину ставить ODBC-драйвер. Если же JDBC-драйвер написан целиком на языке Java, то приложение, использующее его, лишено такого недостатка и в дополнение обладает переносимостью и защищенностью, присущей языку Java. Кроме того, ODBC более сложен для изучения и программирования. В то же время в JDBC все простое делается просто и сложное так же доступно [11].

Office 2.0 – инициированный компаниями «iNetOffice» и «ShareMethods» проект, цель которого – обеспечение разработок совместимых между собой сервисов. Альянс разработчиков Office 2.0 опубликовал предлагаемые им стандарты для Web-программирования, которые обеспечивают совместную работу приложений. По мнению руководителей альянса, соблюдение ряда правил при использовании технологии AJAX (AsynchronousJavaScriptandXML) позволит разработчикам создавать интерактивные текстовые редакторы, электронные таблицы, программные менеджеры контактов и другие приложения, обеспечивающие поддержку единой системы регистрации, простые способы совместного использования файлов, а также точное и полное копирование и заимствование данных. Бытует мнение, что ни один из существующих интерактивных сервисов такими возможностями не обладает (так, при необходимости передачи по сети документов, приходится время от времени регистрироваться в нескольких сервисах, загружая и перезагружая файлы, причем при этом какой-либо файл может вообще не открыться). Утверждается, что сервисы Office 2.0 будут избавлены от подобных неудобств, если их разработчики будут следовать 15 предложенным правилам разработки так называемых коллажей AJAX – SAM (SimpleAJAXMashups).

В настоящее время SAM включает в себя несколько существующих открытых стандартов, в том числе WebDAV (WebDocumentAuthoringandVersioning) и ALE (AJAXLinkingandEmbedding). Многие разработчики приложений уже сообщили о своей поддержке SAM. Считается, что Office 2.0 составит серьезную конкуренцию Интернет-сервисам Microsoft и Google. (Подробнее см. [12].)

OSS (OperationSupportSystems) – «Системы поддержки операций»: вид веб-приложений, предназначенных для обеспечения работы операторов распределенных вычислительных сетей. OSS обеспечивают выполнение следующих функций: управление сетью, в том числе производительностью, ликвидацией сбоев в работе, созданием и учетом сервисов, планированием сетевых ресурсов, мониторингом происходящих процессов, контролем и осуществлением безопасности, качеством услуг и уровнем обслуживания клиентов, сбором различного рода статистики и т.п. Разновидность OSS – «Системы поддержки бизнеса» – BSS(BusinessSupportSystems). К последним относятся, в частности, биллинговые системы, а также системы управления взаимоотношениями с клиентами, управления сетями, заказами, качеством услуг и т.п. (Подробнее см. [13, 14].)

PHP (Personal Home Page) – наименование ставшего популярным в последние годы и быстро развивающегося сценарного языка и программного средства для создания веб-страниц разного вида и назначения. Скрипты, написанные на PHP, выполняют самые различные функции: от простейшего подсчета посетителей веб-страницы до организации Интернет-магазина.

В состав PHP входят: CGI-интерфейс, интерпретатор языка и набор функций для доступа к базам данных и различным веб-объектам. Это позволило успешно использовать PHP на платформах UNIX, Linux, Windows и MacOSX, а также формировать страницы в режиме интерактивного взаимодействия в системах «клиент–сервер».

Международный клуб веб-разработчиков PHPClub с 2003 г. проводит конференции, посвященные разнообразным аспектам применения веб-технологий и собирающие ведущих разработчиков, IT-директоров, аналитиков и менеджеров проектов со всего мира.

В ноябре 2006 г. вышла версия PHP 5.2.0. (Подробнее см. [1517].

Уроки для овладения PHP: //myphp.net.ru)

RIA(RichInternetApplication) – «Насыщенные Интернет-прило­жения»: ставшая популярной в среде Web 2.0 технология создания приложений, разработанная в 2002 г. компанией «Macromedia» и развитая в дальнейшем компанией «Adobe» (правоприемницей «Macromedia») на базе Flash-платформы (например технология флэш-анимации – «Macromedia Flash»).

Технология RIA предполагает:

1.Создание эффективной среды, обеспечивающей высокую производительность исполнения программного кода; поддержку бинарных протоколов, экономящих трафик и быстрых в обработке; способность работы с потоковыми данными и загрузки программного кода из внешних источников и т.п.;

2. Интеграцию контента, видов коммуникаций и пользовательского интерфейса в одной среде исполнения;

3. Использование мощного объектноориентированного языка программирования, позволяющего эффективно управлять разнородными информационными ресурсами и поддерживающего открытый интерфейс прикладного программирования API;

4. Обеспечение возможности быстрой разработки приложений с помощью повторно используемых компонент;

5. Возможность использования разнородных современных сервисов, протоколов и форматов, предоставляемых серверами приложений;

6. Возможность работы в офлайновом режиме;

7. Поддежку большого числа платформ и устройств.

Помимо Adobe развитием RIA-приложений активно занимаются такие компании, как «Ajax», «Microsoft», «Sun» и др. (Подробнее см.[18].)

Фолксономия (от англ.folk– народный + таксономия[4]) – Народная классификация – одна из технологий, формирующих концепцию Web 2.0. Ее целью является построение фасетной классификационной системы с использованием ключевых слов. Она основана на организованном спонтанном сотрудничестве группы независимых пользователей системы, включая ее сотрудников, поскольку они также входят в число пользователей. Считается, что фолксономия в иерархических сообществах, таких, как общедоступные веб-сайты, дает результаты, достаточно точно отражающие концептуальную модель информационных потребностей групп пользователей [3].

Развитие программно-технических средств
и Интернет-технологий

Виртуализация (virtualization) – совокупность мер и средств, обеспечивающих поддержку различных операционных систем на одной физической платформе. По мнению аналитической фирмы «GartnerResearch», в ближайшие 5 лет виртуализация[5] серверов (server virtualization) станет основной движущей силой эволюции серверов в сторону повышения их эффективности и оптимизации использования ресурсов. (Подробнее см. [3, 18-23].)

Hyper-V (Hyper-Visor) – разработанная компанией «Microsoft» технология виртуализации, для которой не требуется операционная система WindowsServer 2008. Известна также под наименованиями Viridian и WindowsServerVirtualization. Предполагается, что ее первая реализация в Hyper-VServer`е будет предложена пользователям примерно через 3 месяца после поступления на рынки WindowsServer 2008, запланированного на I квартал 2008 г. Ожидается, что Hyper-VServer может стать единственным компонентом технологии Microsoft, установленным на аппаратном обеспечении («железе»), поскольку технология Hyper-V поддерживает виртуальные машины, работающие с различными операционными системами. (Подробнее см. [21].)

ESMTP, ExtendedSMTP – (ExtendedSimpleMailTransferProtocol) – «Расширенный SMTP»: протокол SMTP, дополненный и расширенный новыми возможностями, в частности командой отправки серверу логина с паролем AUTH и некоторыми другими дополнительными командами. Возможности авторизации используются только при работе почтовых клиентов с серверами исходящей почты. Дальнейшая передача писем на почтовые серверы и релеи производится без авторизации. (Подробнее см. [24].)

JotSpot– технология и вид хостингового сервиса, берущие свое начало от технологии Wiki, однако предоставляющие пользователям расширенные возможности, в том числе: добавлять на сайт структурированные страницы (например, электронные таблицы, электронную картотеку для файлов, прикладные средства управления проектами, диспетчер фотографий, календари и т.п.), обеспечивать коллективную работу с ними, а также обмениваться данными между участниками, число которых может быть неограниченным. Однако стоимость услуг JotSpot весьма высока. Так, месячная абонентская плата доступа 25 пользователей к 300 Wiki-страницам – 25 долларов, а при увеличении числа пользователей и пространства хранения данных может вырасти до 200 долларов. Услуги по созданию 10 страниц в месяц и работе 10 пользователей предлагаются бесплатно. Действующая версия этой технологии – JotSpot 2.0.

В ноябре 2006 г. фирма «JotSpot» приобретена корпорацией «Google», в связи с чем наименование этого сервиса и условия пользования им могут быть изменены. (Подробнее см. [25].)

SFX(SpecialEffectsforLibraries) – технология формирования сервиса, позволяющего найти в Интернете библи­ографическую информацию по стандарту OpenURL, аутентифици­ровать обраща­ющегося к этому ресурсу пользователя и, используя заранее подготов­ленную таблицу электрон­ных журналов и сведений об их местоположении, предоставить ссылки именно в те электронные хранилища документов, где пользователь может получить копию требуемого ему документа. Таким образом, SFX совместно с OpenURL призваны решать проблемы нахождения пользователями необходимых источников информации, а также предоставления им смежных услуг, таких, как заказ копии в службе электронной доставки, проверка наличия печатной версии в ближайшей традиционной библиотеке и т.д. Эта технология стала основой создания сервисной системы ScholarSFX (совместная разработка компаний «GoogleScholar» и «ExLibris»), представляющей собой упрощенный вариант более дорогой и сложной LinkResolver [26].

SpS (SoftwareplusServicesStrategy) – «Софт плюс сервис»: концепция корпорации «Microsoft» по преобразованию основного ряда программных продуктов и онлайновых сервисов в рамках развития программы Live. На проходившей в июле 2007 г. в Денвере (США) традиционной и весьма представительной конференции WPС (World-widePartnerConference) один из руководителей корпорации Стив Балмер определил четыре ключевые составляющие концепции SpS:

1. Возможность получения потребителем необходимого ПО и услуг с различных устройств через хорошо известный пользовательский интерфейс;

2. Предоставление клиенту вариантов доступа к нужному ПО традиционным путем его установки у себя или в режиме хостинга;

3. Расширение функционала средств разработки, позволяющих создавать набор сервисов в дополнение к клиентскому и серверному ПО;

4. Поддержка новых бизнес-моделей взаимодействия между «Microsoft» и ее партнерами. (Подробнее см. [27].)

UUCP (UnixUnixControlProtocol) – наименование протокола и технологии передачи почтовых сообщений. Название uucp произошло от имени команды (Unix-to-UnixCoPy) копирования файлов с локальной UNIX-машины на удалённую UNIX-машину и наоборот, что ранее производилось с использованием модемного соединения. Особенностью использования этой технологии в Интернете является отсутствие IP-адресации. Работа производится с помощью программ, установленных на компьютерах, которые осуществляют взаимодействие. Почтовый клиент, забирающий почту с почтового сервера, расположен на сервере провайдера. Пользователи UUCP-подключений взаимодействуют с этим почтовым клиентом при помощи специальных программ, например Mini-Host.

Сообщения UUCP состоят из двух частей: «конверта» и собственно сообщения. В «конверте» содержатся сведения, необходимые для транспортировки почты (например «адреса расположения» – «Из» и «В» в соответствии с RFC-822). Сообщения делятся на заголовок и основную часть. В UUCP используются короткие доменные имена, которые должны быть уникальными. Формат UUCP в разного рода сообщениях определяется RFC-920 и RFC-976. (Подробнее см. [28, 29].)

Wiki – технология построения и общее наименование сайтов, открытых для свободного доступа пользователей и предоставляющих им возможность легко редактировать и обновлять контент. Концепция Wiki (по гавайски – быстро) разработана и поименована программистом Уордом Каннинхэмом в середине 1990-х гг. Известность она получила благодаря энциклопедии – Wikipedia (www.wikipedia.com). Начиная с 2005 г. наблюдается стремительное развитие и распространение этой технологии наряду с другими ориентированными на конечных потребителей технологиями – блогами, виртуальными лекциями (podcasts) и RSS, которые пользуются повышенной востребованностью особенно у технически грамотных молодых людей из так называемого поколения Yappi (или – поколение Y). Распространением Wiki и основанных на ней проектов активно занимаются такие организации и фирмы, как «Google», «Microsoft», «Motorola» и др. (Подробнее см. [30].)

Новые сервисные системы, службы и услуги в Интернете

CrossRef – сервисная система, предназначенная для обеспечения устойчивой иденти­фикации научного контента и перекрестной ссылочной связи полнотекстовых ресурсов, использующих DOI. CrossRef DOI ссылки на страницы документов их владельцев включают полное библиографическое описание и аннотацию, а также доступ к полному тексту (для аутентифицированных пользователей или бесплатно – определяет владелец информационного продукта и/или его издатель). Страница ответа издателя на запрос часто включает другие опции, например, вид оплаты за доступ, оглавления журналов и домашней страницы и др.

CrossRef является совместной сетью ее участников – группы издателей, заключивших соглашение об использовании данной системы [31].

FilesInterchangeservices – «Службы обмена файлами», или «Файлообменные службы»: специализированные службы, предоставляющие своим пользователям на платной или бесплатной основе свои серверы для загрузки объёмных файлов разной величины (ограниченной или неограниченной), их коллекций, а также обеспечивающие различные сервисы для работы с этими ресурсами и их использования. Одно из основных достоинств этих служб – возможность рассылки в неограниченное число адресов больших файлов, которые не пропускают серверы электронной почты (например фотографии и фотоальбомы). Существует значительное число файлообменных служб, включая iFolder.ru; Zalil.ru; Megaupload.com; DepositFiles.com; FileFactory.com; RapidShare.com и др. Условия пользования ими, а также их характеристики и предоставляемые сервисы различны. (Подробнее см. [32].)

ITonDemand– «ИТ по запросу»: набор специализированных сервисов, обслуживающих бизнес-процессы заказчика и реализующих функции соответствующих этим сервисам подсистем корпоративной ИТ-инфраструктуры по месту их востребования в том объеме и такого качества, как определено соглашением об уровне обслуживания. При этом под сервисами понимаются разнообразные виды услуг (тип хостинга, аутсорсинга и т.п.), их сочетания и/или предоставление аппаратных ресурсов. (Подробнее см. [33].)

LR (LinkResolver) – сервисная система, которая способна формировать и интерпретировать OpenURL-запрос, находить соответ­ствующие ему ресурсы, а также определять условия их предоставления, например: полного текста, локального каталога, распечаток, конкретного документа, специаль­ных видов услуг и т.п. Каждый пользователь LR либо исполь­зует гото­вую его разработку либо создает собственную. Альтернативной LR-техно­логии является SFX. (Подробнее см. [31, 34].)

PPC(Pay-Per-Click)– буквально: «оплата за клик» – разновидность поисковых систем, в базах данных которых находятся адреса лишь тех сайтов, владельцы которых оплатили свое присутствие. При вводе пользователем Интернета запроса на поиск часть этих сайтов, которые удовлетворяют тематике поиска, выводится на экран. Если пользователь заинтересовался одним из найденных сайтов и кликает по его баннеру или линку, тот, кто «привел» соответствующий сайт на данную PPC-систему, получает заранее оговоренную часть денег «за клик». Остальная сумма поступает владельцу PPC-системы.

PPC-системы используются преимущественно для целей рекламы и продвижения на рынки различных товаров и услуг. Фирмы или физические лица, заплатившие относительно небольшие деньги за услуги конкретной PPC-системы, получают возможность широкого распространения в Интернете нужных для них сведений. Указанная цель достигается владельцами PPC-систем путем использования так называемых дорвеев (от англ. doorway) – тематически организованных сайтов, предназначенных для привлечения большого количества поисковых систем, таких, как Google, Yandex и др. С этой целью дорвеи содержат большое количество (по отношению к основному тексту) ключевых слов. Последние заключаются в теги выделения, так как это очень важно для ранжирования, т.е. распределения мест в выдаче поисковика. Используют PPC-решения как серъезные фирмы, так и множество распространителей спама – так называемых дорвейщиков, поскольку это один из самых реальных и доходных способов заработка в Интернете. (Подробнее см. [10, 35].)

Softon (by) request«ПО («софт») по требованию»: развивающийся вид Интернет-услуг, оказываемых сервис-провайдерами и крупными производителями ПО, который предполагает предоставление пользователям возможности использования программных средств, установленных на своих серверах, в основном – разного рода веб-приложений. Об информационной безопасности этого вида услуг см. [36].

VAS (ValueAddedServises) – «Сервисы с добавленной стоимостью»: направление развития сотовой связи в Интернете, предполагающее за некоторое увеличение абонентской платы оказание пользователям дополнительных (по отношению к основным) услуг, отнесенных к так называемым услугам сопровождения звонка. Впервые о VAS заговорили в начале 1990-х гг. в связи с развитием концепции интеллектуальных сетей, тесно связанной с технологией SS7, объединяющей классическую телефонию с Интернетом. В настоящее время характер этих «дополнительных услуг» пока еще четко не определен. Он устанавливается индивидуально конкретными провайдерами. Предполагается, что по мере перехода к сетям третьего поколения (3G) состав дополнительных услуг может стать достаточно обширным и включать в себя помимо голосовых мультимедийные, потоковые (включая ТВ), интерактивные и другие услуги. (Подробнее см. [37, 38].)

ИТ-аутсорсинг (IToutsourcing)«Заимствование ИТ-ресурсов извне»: оказываемый сторонней организацией комплекс услуг организациям и фирмам для решения определенного круга информационных задач и/или бизнес-процессов, не являющихся для них профильными, однако необходимых для их успешного функционирования.

ИТ – аутсорсинг подразумевает передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке ИТ-систем в специализированную ИТ-компанию. При этом исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с согласованными перечнем услуг и уровнем сервиса. Под понятие ИТ-аутсорсинга подпадают как одноразовые, так и долгосрочные работы в области использования информационных технологий, включая административные функции, обслуживание компьютерного сетевого оборудования, консультации в этой области и др.

Использование ИТ-аутсорсинга потенциально может обеспечить сокращение занятых в организации или фирме малого и среднего бизнеса (SMB)[6] рабочих мест и затрат на оплату квалифицированного в области ИТ-технологий персонала, поддержку в рабочем состоянии вычислительных и телекоммуникационных средств, повышение экономической эффективности деятельности фирм и т.п. (Подробнее см. [3941].)

Реселлеровский хостинг (Reseller Hosting) – перепродажа услуг хостинга третьим организациям и частным лицам либо использование хостинга для многих собственных сайтов путем управления ими через мощную панель управления.

Организации, занимающиеся перепродажей услуг в Интернете (реселлеры), получают полный контроль над своими сайтами. Они могут создавать неограниченное количество пользователей сайтов, сами определять тарифные планы, решать кому и сколько выделять дискового пространства, трафика и др. Управление происходит через специальную панель управления, например ISP Manager[7].

Реселлерские тарифные планы могут быть полезны веб-студиям, хостинг-компаниям и всем тем, кому необходимо разместить один или несколько сайтов в Интернете. (Подробнее см. [4244].)

Список источников

1. Воройский Ф. С. Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справоч­ник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. – Москва : Физматлит, 2006. – 768 с.

2. Воройский Ф. С. Сетевые технологии нового поколения // Науч. и техн. б-ки. – 2007.– № 7.– С. 43–53.

3. Асмаков С. Перспективные технологии: итоги и прогнозы / С. Асмаков, Н. Елманова, С. Пахомов, О. Татарников // Компьютер пресс. – 2008. – № 1 – С. 4–43.

4. Белоокий А. Web 2.0: у истоков новой Вселенной. Идеология, методология и первый опыт // HARD и SOFT.– 2007.– № 5.– С. 112–116.

5. Шепелев В. Обалдеть, завтра дайте три! // Компьютерра. – 2008.– № 1–2 (717–718). – С. 24–27.

6. Орлов А.AJAX (31.05.2006) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.co­denet.ru/webmast/js/ajax/. – Загл. с экрана.

7. Крил П. Перспективы AJAX // Computerworld. – 2006. – № 39 (536) – С. 36.

8. Колесов А.AJAX – это перспективно // BYTE/Россия. – 2006.– № 7–8 . – С. 26–30.

9. Бунн Ф. Инициатива SNIA по управлению хранилищами данных // LAN/Журнал сетевых реше­ний. – 2006. – Май – С. 32–34.

10. Что такое дорвеи? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ppc-21.narod.ru/doorway.html. – Загл. с экрана.

11. Что такоеJDBCTM? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.javaportal. ru/java/tutorial/tutorialJDBC/intro.html#1005262. – Загл. с экрана.

12. Лей Э. SmallOffice 2.0 вступает в борьбу с Microsoft и Google // Computerworld. – 2006. – № 39 (536) – С. 35.

13. Головин С.OSS как ключевой фактор успеха оператора … // LAN/Журнал сетевых решений. – 2006. – Май – С. 60–64.

14. СовременныеOSS-решения // BYTE/Россия. – 2006.– № 7–8 . – С. 67–70.

15. 6-я Международная конференция "Современные технологии эффективной разработки веб-приложений с использованием PHP" (май 2007 г.). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://phpclub.ru/. – Загл. с экрана.

16. ПеровМ. Delphi for PHP // МИРПК. – 2007. – № 5. – С. 80–83.

17. SMB Динамическое построение Flash-объектов в PHP // МИР ПК. – 2008. – № 3. – С. 58–61.

18. Ковалёв К. RIA – значит свобода // Там же. – С. 62–65.

19. МедведевЮ. Виртуализация // PC Magazine (Russian Edition). – 2007. – № 7 (193). – С. 49–60.

20. Анни П. Виртуализация в Solaris: теория и практика / П. Анни, Р. Иванов // Там же. – С. 61–64.

21. Фонтана Дж. Страсти по гипервизору / Дж. Фонтана, Р. Маллинс // Computerworld. – 2007. – № 46 (591). – С. 28, 29.

22. Шаров В. Решения и технология виртуализации // BYTE/Россия. – 2007.– № 12 (110).– С. 17–23.

23. Колесов А. Виртуализация операционных систем и приложений // PCWEEK (Russian Edition). – 2008. – № 10 (616).– С. 22–24.

24. Почтальоны Всемирной паутины. Часть 2. // Подводная лодка – 2007. – № 2. – С. 62–54.

25. Чен Энн.JotSpot развивает технологию Wiki // PCWEEK (RussianEdition). – 2007. – № 7 (565).– С. 20.

26. Robertson. Everything You Always Wanted to Know About SFX But Were Afraid to Ask / Robertson, C. Wendy, Paul A. Soderdahl. Serials Librarian 47 (1/2). Copyright 2004 by The Haworth Press, Inc., Birmingham, N.Y. [Электронныйресурс] – Режимдоступа: http://staffweb.lib.uio­wa.edu/psoderdahl/pa­pers/sfx.pdf. – Загл. сэкрана.

27. Колесов А. От ПО к сервисам Microsoft пойдет своим путем // PCWEEK (Russian Edition). – 2007. – № 26 (584). – С. 1, 9.

28. Почтальоны Всемирной паутины. Часть 2. // Подводная лодка – 2007. – № 2. – С. 62–54.

29. BogBOS: UUCP (UnixUnixControlProtocol). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bog.pp.ru/work/uucp.html – Загл. с экрана.

30. ГибсонСэн. Veni, vidi, wiki // PCWEEK (Russian Edition). – 2007. – № 8 (566). – С. 34, 36.

31. Welcome to CrossRef’s OpenURL resolver [Электронныйресурс] – Режимдоступа: http://www.crossref.org/02publishers/openurl_info.html. – Загл. сэкрана.

32. Хализев В. Файлы: для всех и бесплатно // PCMagazine (RussianEdition). – 2007. – № 7 (193). – С. 120–124.

33. Николов А. ITondemand – концепция ИТ как услуги // BYTE/Россия. – 2007. – № 01 (100).– С. 15–20.

34. CrossRef'sOpenURLResolver [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cros­sref.org/02publishers/openurl_info.html. – Загл. с экрана.

35. Всё о PPC. Подробно о бизнесе с Pay-Per-Click. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ppc-21.narod.ru/. – Загл. с экрана.

36. Робертс П. Угроза по требованию? / П. Робертс, Д. Фишер // PCWEEK (RussianEdition). – 2006. – № 12 (522). – С. 26–28.

37. Елисеев И. Сервисы в нагрузку // NetworkWorld Сети – 2007. – № 9 (222). – С. 40–43.

38. Масленников И. Эволюция дополнительных сервисов // NetworkWorld Сети – 2007. – № 9 (222). – С. 44, 45.

39. ИТ аутсорсинг (IToutsourcing). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lan­key.ru/showpage.php?sitediv=teh. – Загл. с экрана.

40. Воронин А. Перспективы аутсорсинга сопровождения КИС (корпоративных информационных систем) // PCWEEK (RussianEdition). – 2006. – № 2 (512). – С. 29.

41. Потоцкий М. ИТ-аутсорсинг для SMB // Computerworld. – 2006. – № 10 (507). – С. 30.

42. Хабер Линн. Реселлер реселлеру друг // PCWEEK (RussianEdition). – 2008. – № 7 (613). – С. 12.

43. Реселлеровский хостинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.best-hosting.ru/reseller_hosting.asp. – Загл. с экрана.

44. Хостинг для реселлеров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hosttele.com/?­p=reseller. – Загл. с экрана.

  
На главную