Научные и технические библиотеки №10 2008 год
Содержание:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: механизмы интеграции

Фирсов В. Р. Перспективы развития саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Трифонова А. В. Особенности распространения иностранных научных книг в России

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Веб-технологии второго поколения и их развитие

НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т. Ф. Свет библиотечного сотрудничества «через годы, через расстоянья»

Сукиасян Э. Р. Эндрю Карнеги и библиотечное дело

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бендерский И. Л. Библиотечная энциклопедия: первый опыт

Швецова-Водка Г. Н. Библиотечное фондоведение: от истоков до расцвета

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Пятнадцатилетие международного Крымского форума


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Серия изданий «Электронные ресурсы в библиотеках и образовании» – совместный проект издательства «Омега-Л» и ГПНТБ России.

Это переводная серия издательства «FacetPublishing» – одного из лидирующих международных издательств книг по библиотечному делу и информационным технологиям. Издательство входит в структуру CILIP – Института дипломированных профессионалов библиотечной сферы и информационных технологий.

В «FacetPublishing» вышли более 150 названий по всем основным аспектам профессиональной деятельности. На русский язык переведены пока только несколько книг, но их список постоянно расширяется.

Серия оказалась востребованной на библиотечном рынке благодаря своей актуальности и высокому качеству изданий, предназначенных для руководителей и сотрудников библиотек, информационных служб, обучающих центров.

Идея создания серии появилась в 2005 г., когда на выставке «Online Information» (Лондон, Великобритания) Я. Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России, профессор, доктор техн. наук, познакомился с новинками издательства «FacetPublishing». Ситуация, сложившаяся в библиотечном деле России, отсутствие качественной переводной профессиональной литературы обусловили принятие решения подготовить и выпустить серию материалов для профессионалов библиотечного дела совместно с издательством «Омега-Л», у которого с ГПНТБ России давние деловые отношения.

Я. Л. Шрайберг стал научным редактором серии переводных изданий.

Митчелл, Э. М. Каталогизация и организация электронных ресурсов: практическое руководство для библиотекарей / Энн М. Мит­челл, Брайан Э. Саррэт ; пер. с англ. Е. Н. Малявской, Э. Г. Азгальдова; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – Москва : Омега-Л, 2008. – 231 с. : ил., табл. – Доп. тит. л. англ. – ISBN 978–5–365–00246–3.

Приведен необходимый теоретический и практический материал для решения проблем эффективного использования Интернет-ресурсов, наиболее важными из которых являются классификация, библиографическая и аналитическая обработка электронной информации. Книга может быть полезна практическим работникам библиотек, а также научным сотрудникам, занимающимся проблемами научно-методического обеспечения, эффективного создания, накопления, каталогизации и использования электронных ресурсов.

Первая глава – «Размышления на тему организации электронных ресурсов» – посвящена работе с интерактивными материалами, в частности комплектованию, управлению и развитию фондов, а также некоторым вопросам, относящимся только к локальным электронным библиотекам, в том числе – планированию, технологическим процессам и ресурсам.

Во второй главе – «Построение технологического процесса каталогизации» – проанализирован процесс каталогизации на основе оригинального или заимствованного каталогизационного описания при создании индивидуальных записей и наборов записей; даны методики редактирования и обновления записей.

Третья глава – «Изучение альтернатив каталогизации» – содержит систематизированный анализ сильных и слабых сторон, а также реализации трех существующих альтернатив традиционной каталогизации: веб-списков, контекстнозависимых ссылок и федеративного поиска.

В четвертой главе – «Определение библиографического учета в онлайновой среде» – библиотекам предлагается методика приспособления библиографических средств и практики работы к выполнению собственных специфических задач доступа.

Пятая глава – «Осмысление правил и методических рекомендаций по каталогизации» – представляет собой доступное введение в содержание записи и правила каталогизации, применяемые для организации электронных ресурсов.

В шестой главе – «Анализ библиографической структуры онлайновых ресурсов» – рассматриваются библиографические характеристики онлайновой информации. Эта глава послужит ориентиром при чтении последующих глав, в которых проанализированы и разъяснены разные типы онлайновых источников.

В главах седьмой – «Онлайновые монографии: электронные книги и рукописи», восьмой – «Онлайновые сериальные издания: электронные журналы и периодические издания в агрегаторных базах данных» и девятой – «Онлайновые интегрирующие ресурсы: базы данных и веб-сайты» – дано последовательное описание шагов, необходимых для каталогизации трех видов онлайновых ресурсов – монографий, сериальных изданий и интегрированных ресурсов – согласно новейшим правилам и нормам.

Краткие рецензии

Использование Интернет-ресурсов для обслуживания пользователей библиотек в связи с развитием Интернета и его российской части – Рунета – становится неотъемлемой частью деятельности современных библиотек и библиотечных сообществ.

Опыт работы с каталогизацией цифровых ресурсов у специалистов российского библиотечного сообщества еще весьма ограничен. Поэтому книга, представляющая как теоретический, так и практический интерес, может в определенной мере восполнить пробелы в этом опыте.

Ф. С. Воройский

профессор кафедры информационных технологий  и электронных библиотек МГУКИ, зав. сектором ГПНТБ России

Авторы дают необходимый теоретический и практический объем информации, который поможет российским специалистам найти ответы на многие вопросы комплектования, каталогизации и организации электронных ресурсов.

В книге подробно рассмотрены вопросы интерактивных (онлайновых) ресурсов и проблемы, возникающие в связи с их библиографическим учетом, даны методики обновления и редактирования записей, приспособления библиографических средств и практики работы к выполнению собственных специфических задач доступа к электронным ресурсам.

И. С. Геллер

доцент кафедры социально-массовых коммуникаций
Новосибирского государственного технического университета

Брофи, П. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы / Питер Брофи ; пер. с англ. А. И. Земскова ; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – Москва : Омега-Л, 2008. – 372 с. : ил., табл. – Доп. тит. л. англ. – ISBN 978–5–370–00830–6.

Автор книги – Питер Брофи, профессор по специальности «Управление информацией» факультета информации и коммуникации, директор Центра исследований управления библиотеками и информационными системами университета Манчестер Метрополитен.

В книге впервые представлен весь доступный объем исследований эволюции библиотечного обслуживания, как традиционного, так и электронного. Богато иллюстрированная примерами из международной практики, касающимися различных сторон деятельности библиотек, книга в первую очередь сфокусирована на пользователях библиотечных услуг. Затем рассмотрены управление и обслуживание как таковые. И наконец, представлены блоки услуг. Все эти линии, сведенные вместе, подвергнуты общему анализу и оценке.

Библиотеки занимаются оценкой и конкретным измерением показателей эффективности своей работы уже много лет. Однако при этом основными параметрами считались объем и качество книжных фондов; только в последнее время внимание сдвинулось к изучению аспектов влияния библиотеки на то сообщество, которому она призвана служить.

Параметры, касающиеся фонда, как и обеспечение доступа к локальным и удаленным ресурсам, сохранили свое значение. Однако теперь все признают, что, не сосредоточившись на интересах и запросах пользователей, очень легко упустить из вида те цели, ради достижения которых библиотека существует и получает финансовую поддержку. Именно поэтому данная книга построена с акцентом на пользователя, и в связи с этим рассматриваются следующие проблемы:

  • основные положения и теоретические аспекты;
  • удовлетворенность пользователя и воздействие на пользователя;
  • социальные и экономические аспекты;
  • входные ресурсы, процессы и выход;
  • персонал и инфраструктура;
  • обслуживание всех категорий пользователей;
  • стандарты, сравнительный анализ и сбалансированный подсчет.

Каждая глава содержит список ключевых библиографических источников. Подробные приложения дают практические рекомендации относительно сбора данных, их анализа и представления результатов.

Акцент на технических аспектах и принципах предопределяет значимость этой книги для практических специалистов в области библиотечно-информационного обслуживания. Книга также будет очень полезна студентам и исследователям, начинающим изучение этих сложных технологий.

Содержание книги

1. Основные положения.

Положение библиотеки в обществе. Предоставление библиотечных услуг. Обслуживание электронными документами. Организация измерений эффективности работы. Достоверность результатов.

2. Теоретические аспекты.

Причинно-следственные отношения. Теоретические перспективы. Исследовательские методы.

3. Удовлетворение запросов пользователя.

4. Воздействие на пользователей.

5. Социальное и экономическое воздействие.

6. Входные параметры.

Профиль (тип) библиотеки. Библиотечная статистика. Содержание: комплектование, использование и обзор. Качество фонда.

7. Технологические процессы.

Стандарт ISO 9000. Перестройка бизнес-процессов.

8. Выходные данные.

Использование библиотечных материалов. Использование веб-сайтов.

9. Персонал.

10. Инфраструктура.

11. Обслуживание различных групп пользователей.

12. Сравнительный анализ.

13. Сбалансированный подсчет.

14. Стандарты обслуживания.

Краткие рецензии

Прочитав эту книгу, читатель почувствует готовность и получит умение организовать качественное, научно обоснованное информационное обслуживание. Поэтому она окажется интересной не только библиотечно-информационным работникам, ученым и студентам: все участники построения информационного общества в нашей стране найдут в этой книге полезные идеи и практические сведения.

Книга написана живым, ясным языком, приведенные примеры из международной практики убедительно иллюстрируют правоту выдвигаемых тезисов и оптимальность предлагаемых технологий.

В. А. Минин

доктор физ.-мат. наук, начальник Управления развития РФФИ

Измерение показателей работы жизненно важно для управления любой организацией, а не только библиотекой. Не имея ясной и надежной информации о том, что происходит внутри организации, как она взаимодействует со своими поставщиками и потребителями, совершенно невозможно принять сколько-нибудь обоснованное решение по будущему развитию или отследить эффект уже принятых решений.

Вопросы оптимизации процессов управления производством или сектором обслуживания всегда были необычайно актуальны. Именно в сфере обслуживания нашей экономике предстоит сделать решительный поворот от идеологии «освоения инвестиций» к идеологии «удовлетворения покупательского спроса». Кто первым это поймет и сумеет применить в своей организации, тот и получит приз симпатий пользователя. Данная книга – отличное руководство по успешному ведению информационного бизнеса.

Е. В. Линдеман

канд. техн. наук, заместитель генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию ГПНТБ России

МакМенеми Д. Предоставление электронных услуг : руководство для публичных библиотек и центров обучения / Дэвид МакМенеми, Алан Поултер; пер. с англ. Е. М. Зайцевой, К. Ю. Волковой; под ред. Я. Л. Шрайберга. – Москва : Омега-Л, 2006. – 248 с. : ил., табл. – Доп. тит. л. англ. – ISBN 5–365–00247–4.

Практическое руководство для специалистов библиотек и центров обучения по созданию и развитию эффективной сети электронных услуг дает целостное представление об использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), содержит информацию об управлении сетями, электронном обучении, оцифровке и веб-дизайне. Особое внимание уделяется практике использования ИКТ передовыми библиотечно-информационными службами. На веб-сайте www.facetpublishing.co.uk/ deliveringdigtalservices имеются слайды в PowerPoint, иллюстрирующие каждую главу.

Эта книга поможет специалистам, занимающимся библиотечно-информационной деятельностью. Она может быть полезна и сотрудникам электронного центра обучения при организации информационных служб в публичных библиотеках, районных сетевых центрах, школьных и университетских библиотеках.

Содержание книги

Часть 1. Политические и правовые основы.

Глава 1. Роль публичной библиотеки XXI века.

Глава 2. Управление доступом. Правовые и политические аспекты использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ).

Часть 2. Первоочередные задачи публичной библиотеки XXI века.

Глава 3. Роль навыков обращения с ИКТ в создании библиотеки.

Глава 4. Поддержка электронной формы управления: роль публичных библиотек.

Часть 3. Создание контента в публичной библиотеке XXI века.

Глава 5. Проектирование веб-сайтов, сетей Интранет и введение в XML.

Глава 6. Создание простых портальных решений в публичных библиотеках.

Глава 7. Создание цифрового контента в районных библиотеках.

Краткие рецензии

Книга написана рядом известных специалистов в области современных информационных и коммуникационных технологий и библиотечного дела. В ней рассматриваются место и роль библиотек образовательных и информационных центров в условиях цифровой революции и информационного общества. Однако наиболее ценным является не теория, а прежде всего конкретные предложения и рекомендации по созданию цифровых баз данных, веб-сайтов и порталов в условиях библиотек. При этом авторы не ограничиваются техническими аспектами системы цифровых услуг, рассматривая ряд вопросов, связанных с электронными формами управления и расширением доступа читателей – пользователей библиотечных услуг к библиотечным фондам.

В. Н. Агеев

доктор техн. наук, профессор кафедры автоматизации полиграфического производства Московского государственного университета печати

Рецензируемая книга крайна актуальна и важна для всех специалистов в области информационных технологий в целом и библиотечных специалистов в частности.

В книге детально рассматриваются и анализируются наиболее важные аспекты развития библиотек, образовательных и информационных центров в условиях цифровой революции и информационного общества, построенного на знаниях. В частности, анализируется политический и правовой контекст внедрения информационных технологий, включая попытку формулирования новой роли публичных библиотек в XXI веке, проблемы управления доступом к информации и соблюдения равного права всех категорий пользователей.

М. В. Гончаров

канд. техн. наук, доцент кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ, директор Центра развития и поддержки Интернет-технологий ГПНТБ России

Уайт, Э. Статистические методы работы с электронными документами, или Э-метрики: как использовать данные для управления и оценки электронных ресурсов и фондов / Эндрю Уайт, Эрик Джива Камаль; пер. с англ. А. И. Земскова; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – Москва : Омега-Л, 2006. – 393 с. : ил., табл. – Доп. тит. л. англ. – ISBN 5–365–00248–2.

Рассмотрены Э-метрики в качестве инструмента для анализа фондов и экономической эффективности использования цифровых и виртуальных библиотечных ресурсов, состоящих из рефератов, полнотекстовых журналов, научных баз данных, электронных книг.

Для технически подготовленных специалистов приведены примеры теоретического обоснования некоторых практических задач.

Содержание книги

Часть 1. Что такое Э-метрики?

Глава 1. Определение Э-метрик.

Глава 2. Использование Э-метрик в библиотеках.

Глава 3. Понимание Э-метрик поставщиков информации.

Часть 2. Почему библиотеки нуждаются в Э-метриках?

Глава 4. Использование Э-метрик для связей с общественностью.

Глава 5. Использование Э-метрик для управления формированием фондов.

Глава 6. Использование Э-метрик в управлении библиотекой

метрик.

Часть 3. Как построить локальную систему Э-метрик в библиотеке?

Глава 7. Э-метрики и Э-ресурсы: проектирование, методики сбора статистики электронными документами.

Глава 8. Э-метрики и инфраструктура: оценки серверов, рабочих станций и другие технические вопросы.

Глава 9. Э-метрики и персонал: формирование команды и формулировка целей проекта.

Глава 10. Э-метрики и будущее: стандарты, ограничения, реализация и развивающиеся технологии.

Краткие рецензии

Решительные и решающие перемены происходят на наших глазах в библиотечном деле: здесь речь идет вовсе не о простой смене носителей информации, как это было, например, с распространением технологии микроформ. Электронные публикации и Интернет влекут за собой изменение парадигмы существования и функционирования библиотек как хранилищ мирового культурного наследия и знаний.

Актуальность тематики данной книги очевидна. Можно не сомневаться в том, что ознакомление с ней поможет наладить эффективную систему контроля за отдачей инвестиций в дорогостоящие проекты сетевой торговли и обеспечения информацией и тем самым обеспечит экономию текущих и разумное планирование предстоящих расходов.

А. О. Адамьянц

канд. техн. наук, доцент, ученый секретарь ГПНТБ России, зам. зав. кафедрой информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Рецензируемая книга представляет несомненный теоретический и практический интерес. В ней вводится понятие электронной метрики как обозначение системы и способов измерений, ориентированных на электронную информационную среду, приложения этих систем и способов к библиотечной сфере.

Круг библиотечных вопросов охватывает применение методов э-метрик в работе с электронными технологиями обслуживания в целях комплектования фондов, управления библиотекой и библиотечным персоналом, сбора статистики пользования электронными книгами и журналами и другими цифровыми документами и базами данных.

Л. К. Бобров

доктор техн. наук, профессор кафедры экономической информатики Новосибирского государственного университета экономики и управления

Управление правами в области цифровой информации : сб. ст. / под ред. П. Педли; пер. с англ. А. И. Земскова; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – Москва : Омега-Л, 2008. – 204 с. : ил., табл. – Доп. тит. л. англ. – ISBN 978–5–370–00914–3

Специалисты по информации все в большей мере используют электронные ресурсы, например базы данных, новостные каналы, электронные книги, журналы, справочные материалы. Настоящая книга представляет собой практическое руководство по их законному использованию.

Книга дает целостное представление об управлении правами на электронные документы – от получения разрешения правообладателя, юридических проблем при  использовании электронных ресурсов в процессе обучения и преподавания и позиции корпоративных правообладателей до международных аспектов и тонкостей регулирования авторских и смежных прав.

Руководство написано ведущими экспертами в этой области и охватывает следующие проблемы и вопросы:

·      Что такое управление правами на электронные документы?

·      Право на проведение оцифровки: получение разрешения на создание электронных коллекций.

·      Значение прав на электронные документы для организации процессов обучения и преподавания с применением электронных материалов в виртуальной или в управляемой среде образования.

·      Международные аспекты управления правами на электронные документы.

·      Позиция корпоративных правообладателей.

Таким образом, рассматриваются вопросы законного использования электронной информации, подчеркиваются те моменты, на которые нужно обратить особое внимание и предлагаются практические способы получения прав на воспроизведение при условии сохранения контроля над ресурсами.

Книга будет весьма полезна всем практическим работникам библиотек и центров информации, архивов, музеев, которым нужно знать, каким образом следует действовать при оцифровке своих коллекций, и понимать сложности работы с системами управления правами на электронные документы. Эта книга также нужна издателям, которые работают с контрактами, с передачей прав и лицензированием, а также студентам.

Редактор книги Поль Педли (PaulPedley) – профессиональный библиотекарь, член Библиотечного общества Великобритании, руководитель группы исследований журнала «Экономист», член Союза авторских прав библиотек и архивов (LACA), член наблюдательного совета Службы законодательной информации Объединенного комитета по информационным системам (JISCLegalInformationGroup). Регулярно проводит курсы повышения квалификации по вопросам авторского права, защиты данных и свободы информации.

Содержание книги

1. Постановка проблемы. – Поль Педли (PaulPedley).

В чем отличие электронных документов? Каким образом правообладатели защищают свои интересы? Что означает «Управление правами на электронные документы?» (УПЭД). Технические аспекты систем УПЭД. Юридическая защита систем УПЭД.

2. Управление правами на электронные документы: международные аспекты. – Сэнди Норман (SandyNorman).

3. Право на оцифровку: получение разрешения на создание электронных коллекций текстов. – Элен Пикеринг (HelenPickering).

Процедура получения разрешения. Кто является правообладателем (и что делать, если его трудно найти?). Проблемы при получении разрешений от организаций.

4. Право обучать. – Линда Пэди (LindaPurdy).

Точка зрения преподавателя.

5. Точка зрения корпоративного правообладателя – Ян Уотсон (IanWatson).

Проверка права владения. Агентство выдачи лицензий на копирование газет. Передача продукта, работа с нарушениями.

Краткие рецензии

Проблемы информационного обеспечения ученых, специалистов, аспирантов и студентов в период стремительного развития процессов информатизации, вхождения нашей страны в мировое информационное общество приобретают особую остроту. Эти процессы не только в полной мере зависят от доступности информационных ресурсов, но и связаны с правом их копирования, воспроизведения, распространения и т.п. Именно поэтому рецензируемая книга безусловно представляет интерес для специалистов по информационному и правовому обеспечению информационно-библио­течных систем.

В. А. Цветкова

доктор техн. наук, заведующая Отделением ВИНИТИ

Рецензируемая книга, безусловно, представляет большой интерес для специалистов, а также преподавателей высшей школы в любой предметной области не только в силу доступности изложения материала, но и благодаря наличию сводных указателей, базирующихся на современной лексике в области информатики и вычислительной техники, перечню и применению международных правовых и нормативных актов.

А. О. Адамьянц

канд. техн. наук, доцент, ученый секретарь ГПНТБ России, зам. зав. кафедрой информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб : сб. ст. / под ред. Мэксин Меллинг; пер. с англ. Н. А. Багровой, К. Э. Корбут; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – Москва : Омега-Л, 2006. – 224 с. : табл., ил. – Доп. тит. л. англ. – ISBN 5–365–00249–0.

Цель этого сборника статей – обратиться к некоторым стратегическим операционным вопросам обеспечения электронного образования (e-learning), которые могут ставить перед собой руководители библиотек и информационных служб. Что требуется для эффективного обеспечения обучающихся в электронной среде? Какова роль информационно-библиотечных служб в среде e-learning, какие дополнительные услуги необходимо предоставлять?

Не возникает сомнений, что обеспечение e-learning требует гибкости и креативности. Статьи, представленные в этом сборнике, предлагают читателю альтернативные варианты подхода.

Содержание книги

Глава 1. Управляемая образовательная среда: стратегия, планирование и внедрение. – Сара Портер.

Глава 2. Процесс и партнерство. – Олег Либер.

Глава 3. Управление изменениями. – Роберт Хантер, Стивен Кларк, Мишель Шубридж.

Глава 4. Поддержка в использовании новых медиатехнологий. – Фрэнк Моретти.

Глава 5. Маленький фрагмент мозаики: электронное обучение в более широком контексте. – Питер Стабли.

Глава 6. Управление работой библиотечных фондов. – Фрэнсис Холл, Джил Ламберт.

Краткие рецензии

Рецензируемый сборник статей дает возможность российским специалистам библиотечной и образовательной сфер познакомиться с практическими результатами зарубежных исследований, которые, как представляется, могут внести вклад в совершенствование отечественного образования.

Каждая из статей посвящена ряду вопросов одной из сфер библиотечной деятельности, а в подходах и рекомендациях их авторов обозначен большой практический и исследовательский потенциал.

В книге предлагаются различные пути реализации электронного образования в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в работе информационно-библиотечных служб. При этом рассматривается необходимость сотрудничества и взаимодействия профессионалов различных областей, включая педагогов и преподавателей, специалистов по информационным технологиям, сотрудников библиотек.

Д. И. Попов

канд. техн. наук, доцент,
директор Центра дистанционного образования Московского государственного университета печати, член Ассоциации дистанционного обучения США

*   *   *

Все представленные издания можно приобрести в книготорговой компании «Омега-Л»:

прислав заказ по электронной почте на адрес biblio-center@omega-l.ru, office@omega-l.ru,

позвонив по телефону (495) 777–17–99,

на сайте www.omega-l.ru

(для библиотек действует специальное предложение – скидки до 25%),

в Интернет-магазине www.sprinter.ru и других магазинах,

а также у партнеров «Омега-Л» в странах СНГ:

Казахстан, Алматы – «Экономикс» – тел. (3272) 33–20–66

Беларусь, Минск – «Делсар» – тел. (17) 284–16–55

Украина, Киев – «Саммит Книга» – тел. (044) 501–93–94, 501–70–13, books@sambook.com.ua

  
На главную