Научные и технические библиотеки №11 2008 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Езова С. А. Размышления о применении концепции отношений личности в библиотековедении

Слащева Н. А., Миронова Н. В. Анализ информационно-библиотечной деятельности библиотек ЦБС БЕН РАН

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Гипотетическая модель структуры библиотечного образования

Стрелкова И. Б. Модель системы формирования кадровых ресурсов вузовских библиотек и педагогические условия ее реализации

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

В диссертационном совете МГУКИ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Курмаев М. В. Научные библиотеки губернских ученых архивных комиссий Среднего Поволжья

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ

Ежегодная конференция Ассоциации ЭБНИТ

Бродовский А. И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: расширение возможностей полнотекстовых баз данных, интеграция имидж-каталога и другие новые решения

Колосов К. А. Новые решения для обмена данными между АБИС ИРБИС и "Руслан" с использованием протокола Z39.50

Костылева Я. А. Система автоматизации библиотек ИРБИС – опыт корпоративной работы библиотек Мариуполя

Мозговая Л. А. ИРБИС64: новые реалии – новые требования

Мошковская Т. В. Электронный каталог в «библиотеке нового поколения»: основные технологические приемы построения и работы в условиях замкнутого автоматизированного цикла


Библиотечно-информационная деятельность: теория и практика

УДК 023

С. А. Езова

Размышления о применении концепции
отношений личности в библиотековедении

Акцентировано внимание на терминосистеме, реальном и перспективном использовании концепции отношений личности в библиотечной сфере.

Термин отношения введен Аристотелем для обозначения определенного способа бытия и познания.

Концепция отношений личности выдвинута А. Ф. Лазурским, а позднее развита в работах В. Н. Мясищева, который считал, что специфической характеристикой личности является система ее субъектных отношений к окружающему миру и к самому себе [1. С. 70]. «Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессе деятельности» [Там же. С. 48]. Среди отношений В. Н. Мясищев выделяет потребности, интересы положительные, негативные и др.

А. С. Макаренко считал, что именно отношения составляют истинный объект педагогической работы. Совокупность теоретических представлений о том, что эти отношения являются психологическим ядром личности, составляет концепцию отношений личности. Личность в трактовке В. Н. Мясищева – это «ансамбль отношений» [Там же. С. 11].

В работах по психологии отношений В. Н. Мясищев подчеркивал, что «вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений» [Там же. С. 29]. По мнению А. Б. Орлова, «личность – это система мотивационных отношений, которую имеет субъект» [2. С. 49]. Ссылаясь на ряд психологических теорий мотивации (А. Н. Леонтьева, В. Франкла, Х. Хекхаузена, К. Левина, А. Маслоу, Ж. Нюттена, К. Роджерса и другие), А. Б. Орлов приводит детерминанты, которые составляют мотивационное отношение: опредмеченную потребность, распредмеченный мотив, цель и смысл. Они выполняют следующие функции: у потребностей – активирующую, у мотива – побуждающую, у цели – направляющую, у смысла – осмысливающую.

Мотив (стремление, желание, побуждение к деятельности и т.п.) человека тесно взаимосвязан с целью (результатом) его деятельности, отношение мотива к цели порождает личностный смысл (А. Н. Леонтьев). Мотив – предмет, который отвечает потребности, т.е. это предмет потребности (А. Н. Леонтьев), вследствие чего он побуждает и направляет деятельность. Потребность реализуется в поведении, причиной которого является мотив.

Личностный смысл тесно связан с мотивами, потребностями, ценностными ориентациями человека. Личностный смысл – это «осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него» [2. С. 263].

Потребности побуждают человека к активности, т.е. к поведению, деятельности, они являются сущностной силой личности [1. С. 49]. Интерес рассматривается в психологии как потребностное отношение или мотивационное состояние (А. Б. Орлов).

Таким образом, потребности, интересы и ряд других отношений играют решающую роль в развитии личности. Следовательно, концепция отношений личности имеет важное методологическое значение в их изучении и развитии.

Человек реализует свою потребность (интерес) в процессе совместной деятельности, атрибутивной характеристикой которой является общение, или в процессе общения – как специально организованной деятельности. Его отношение к партнеру по взаимодействию, т.е. проявление нравственных, волевых качеств, эмоционального отношения и др., обусловливает его поведение, содержание взаимодействия, восприятие партнера, использование вербального и невербального языков общения, выбор формы обращения к нему.

С точки зрения П. Вацлавина, уровень отношений определяет уровень содержания общения. Человек информирует о своих отношениях к другому человеку, объектам действительности благодаря слову, а о его подлинных отношениях можно судить по невербальному языку.

По мнению В. Н. Мясищева, взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и представляет результат взаимодействия [Там же. С. 21].

Иллюстрацией сказанного служит схема 1, которая может быть использована для диагностики взаимодействия субъектов библиотечного общения.

 

Исследование отношений главных субъектов библиотечного дела – читателя (пользователя) и библиотекаря – к библиотеке, библиотечной деятельности, книге, чтению, информации, друг другу и т.д. является ведущим направлением отечественного библиотековедения.

Диагностикой и развитием мира отношений библиотекарей и читателей занимаются различные научные дисциплины. Взаимоотношения библиотекаря и читателя – это сфера научного направления «Библиотечное общение». Система этических отношений между библиотекарем и обществом, библиотекарем и пользователем, библиотекарем и читателем, а также отношение библиотекаря к самому себе – область «Библиотечной этики», системой правовых отношений занимается «Библиотечное право». Сфера отношений читателя к чтению, информации, библиотечно-информацион­ному обслуживанию и др. – прерогатива научной дисциплины «Библиотечное обслуживание».

На примере последнего направления можно представить, как происходила эволюция отношений, допустим, библиотекаря к читателю, от доминантного, авторитарного, субъект-объектного до утверждающегося с
1990-х гг. субъект-субъектного. Несмотря на смену идеологической парадигмы и в настоящее время имеет место императивное и манипулятивное взаимодействие библиотекаря с читателем, инициатором которого является не только библиотечный специалист, но и читатель. Оптимальные типы взаимодействия библиотекаря и читателя – диалогический и нормативный.

Представим такую ситуацию. У читателя «А» есть стремление (мотив) пообщаться, выговориться, обсудить свои проблемы: потребность в духовном общении приводит его, как всегда, в библиотеку. Его поведение обусловлено тем, что он комфортно чувствует себя в ней, испытывает уважительное отношение сотрудников к себе, к своим проблемам. Уровень отношений способствовал выходу на духовный уровень общения, к которому были предрасположены собеседники. Налицо диалогический тип взаимодействия.

Другая ситуация. Стремление завершить реферат (мотив) вынуждает читателя «В» обратиться в отдел обслуживания библиотеки. Не найдя нужных источников, читатель высказывает библиотекарю свое мнение о том, что такая библиотека, которая не может разрешить его проблему, не нужна, ее ждет вымирание, а сотрудников библиотеки – безработица и т.д. Негативное отношение читателя к библиотечным ресурсам библиотеки отзеркалилось в его восприятии библиотекаря как потенциального динозавра и на его поведении (ушел не попрощавшись). Читатель в диалоге берет инициативу в свои руки, общение императивное.

Эти ситуации служат подтверждением – иллюстрацией следующего размышления А. В. Соколова: «Библиотечный профессионал должен уметь привлечь людей в библиотеку не компьютерными играми и видеосалонами, а книжными фондами и духовным общением читателей» [3. С. 97].

В статье И. И. Тихомировой, посвященной проблеме воспитания в школе, обусловленного ее переходом на интегральную систему обучения, ставится вопрос о смене взаимоотношений с читателем с нейтрально-деловых на отношения личностные, сердечные [4. С. 35].

Библиотекарь для читателей детского и подросткового возраста, по мнению специалиста-практика, является помощником в овладении наукой общения, посредником между книгой и читателем, а библиотека соответственно должна быть территорией общения [5. С. 79–85], толерантного общения.

По мнению А. Б. Орлова, отношения к человеку зависят от того, как мы принимаем этого человека, мы не можем принять в других то, что не можем принять в самих себе [2. С. 223]. Во избежание этого человек должен осваивать технологию выстраивания толерантных отношений.

Мотивы читателей, направленные на удовлетворение их потребностей в библиотечных ресурсах, побуждают к тем или иным действиям (поведению): приход в библиотеку, работа в интернет-классе, посещение мероприятия, ксерокопирование и т.д. Их поведение обусловлено порой в значительной степени их отношением к библиотечным ресурсам.

В схеме 2 отражены виды библиотечных ресурсов [6. С. 211–213].

Схема 2

 

 

Предпосылками позитивного отношения читателей к библиотекарю (трудовому ресурсу) являются хорошая МТБ, оснащенность библиотеки ИКТ, документными фондами и т.д.

На негативное отношение читателей к библиотечному специалисту может повлиять невысокий престиж библиотечной профессии в обществе, низкая заработная плата и т.п.

Качество библиотечной деятельности, в частности библиотечного обслуживания, определяется отношениями между библиотекой и читателями, т.е. степенью удовлетворения их потребностей, интересов и др.

В мировой библиотечной практике разрабатываются  и внедряются эффективные модели выражения этих отношений. В Америке и Европе получила распространение программа LibQUAL, наиболее успешная в оценке качества обслуживания клиентов. Она разработана под эгидой Ассоциации научных библиотек (ARL) на основе принципов концептуальной модели SERVQUAL (качество обслуживания), которая включает «ожидания» клиентов относительно качества услуг, впечатление от реально полученных услуг. Разница между ожидаемым и фактическим качеством обслуживания обозначена термином разрыв. По нему можно судить о характере отношений между библиотекой и читателем.

Отношения всегда оценочны (за исключением, может быть, нейтральных отношений), и выразить их можно количественно и качественно. Например, количественную оценку отношений читателей к читательской дискуссии – по тому, сколько человек пришло, сколько прочитало рекомендованных источников, сколько выступило и по сколько раз выступали одни и те же читатели и т.д. Качественная оценка отношений может быть определена такими показателями, как удовлетворенность, неудовлетворенность мероприятием, удалось ли читателю реализовать свою потребность в общении, в поиске истины в процессе дискуссии и др.

Важно отметить, что именно отношения читателей к оказываемым им библиотечным услугам определяют результативность или нерезультативность библиотечной деятельности.

Таким образом, в библиотековедении изучается мир отношений читателей и библиотекарей к библиотечным ресурсам, что находит отражение в различных научных направлениях. Однако, на мой взгляд, требуется дальнейшее осмысление и развитие теории отношений субъектов библиотечной деятельности, в частности по проблемам, суть которых состоит в следующем:

1. Библиотека в роли социального института изначально ориентирована на отношения читателей, т.е. на их потребности, интересы и другие отношения. Следовательно, и в оценке ее деятельности нужно исходить из того, насколько она удовлетворяет, развивает личность как совокупность мотивационных отношений.

2. В библиотеках необходим мониторинг отношений читателей для определения соответствия библиотечных ресурсов отношениям к ним читателей.

3. Важнейшей задачей библиотеки должно стать развитие отношений читателей к книге, чтению, информации и т.д.

4. Между библиотекарем и читателем целесообразно устанавливать отношения, приводящие их к сотворчеству, содружеству, ибо только они способствуют, по мнению В. Н. Мясищева, развитию ядра личности, т.е. ее основных психических качеств.

Сказанное обусловливает значимость использования в библиотечной сфере концепции отношений личности в качестве методологического подхода.

Список источников

1. Мясищев В. Н. Психология отношений / под редакцией А. А. Бодалева / Вступ. ст. А. А. Бодалева. – Москва : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «Модэк», 1995. – 356 с.

2. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – Москва : Издат. центр «Академия», 2002. – 272 с.

3. Соколов А. В. Эволюция библиотечной школы // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 1. – С. 89–109.

4. Тихомирова И. Прагматический или интегральный подход? // Библиотечное дело. – 2008. – № 3. – С. 33–36.

5. Попова Л. Н. Срочно требуется коммуникатор! // Молодые в библиотечном деле. – 2008. – № 2–3. – С. 79–85.

6. Могилевер Н. В. Библиотечные ресурсы // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2007. – 1300 с.

7. Линден И. Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 45–54.

  
На главную