Научные и технические библиотеки №12 2008 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коломейчук Е. М. Взаимодействие фактора и результатов организации обслуживания пользователей главных региональных библиотек

Зубок О. А. Формы и методы обслуживания специалистов-медиков

Свергунова Н. М. Информационные технологии в гуманитарной среде

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Бочарова Е. Н., Кочукова Е. В., Наумова В. С. Отечественный книжный рынок и информационные потребности ученых и специалистов Российской академии наук в области физики и технических наук

Сахарусова М. В. Издательство «World Scientific»: соединяя великие умы

НАША ПРОФЕССИЯ

Стрелкова И. Б. Нормативно-регламентирующая документация как средство формирования кадровых ресурсов

Новоженова Т. А. Преподавание библиографической теории: методологический подход

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Бахтурина Т. А. Терминологические проблемы исследования ИФЛА «Функциональные требования к библиографическим записям»: к выходу в свет перевода на русский язык

Леончиков В. Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

«Экологическое движение конкретных дел» в ГПНТБ России

Шрайберг Я. Л. Роль ГПНТБ России в формировании единого поля экологической информации страны на базе отечественных библиотек

ЮБИЛЕИ

К юбилею В.Н. Зайцева

Золотой юбилей ГПНТБ России

Михаль О. В. 70 лет Научной библиотеке Ставропольской государственной медицинской академии

Семенова А. А., Калиниченко Т. В. Рязанской областной научной медицинской библиотеке – 60 лет: история, современность, перспективы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э .Р. Любить книгу, верить в ее будущее. Новая книга В. П. Леонова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Митрофанова А. Награждение победителей IV Общероссийского конкурса учебных изданий для вузов «Университетская книга – 2008»

Указатель материалов, опубликованных в 2008 г.

Систематический указатель

Авторский указатель

Памяти Ф. С. Воройского


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 025.5/.6

Е. М. Коломейчук

Взаимодействие фактора и результатоворганизации
обслуживания пользователей главных региональных библиотек

Выявлены характерные черты выбора решений в процессах формирования структуры и набора услуг в главных региональных библиотеках. Показаны возможности согласования в реальной практике некоторых результатов организации обслуживания с потребностями пользователей.

Живая практика работы главных региональных библиотек сосредоточивается на нуждах пользователей, характеризуется готовностью к обеспечению полноты, комфортности и оперативности обслуживания, стремлением максимально удовлетворять потребности населения в информации. Между тем, как справедливо указала в свое время М. Я. Дворкина, «глубинное значение библиотечного обслуживания для общества связано прежде всего с широким целевым и потребительским назначением его культурно-информационных, документных услуг и возможностью их постоянного развития в соответствии с потребностями общества» [1. С. 46].

Отчетливо просматривается тенденция к углублению представления о потребностях обслуживаемого населения и к совершенствованию системы обслуживания.

В мировой практике именно растущее разнообразие услуг и продукции, производимой для потребителей, рассматривается как эволюционное изменение социального назначения публичных библиотек. Применительно к главным региональным библиотекам можно наблюдать, как расширяется ассортимент услуг, а специалисты уверенно говорят о том, что именно разнообразием библиотечных услуг библиотека привлекает население. Отечественным стандартом закреплено понятие библиотечной услуги как конкретного результата библиотечного обслуживания, удовлетворяющего определенную потребность пользователей библиотеки [2. С. 22]. Но при этом не выявлены основания для группировки данных результатов на бесплатные и платные библиотечные услуги. Открытым остается и вопрос о мере самостоятельности библиотек в формировании ассортимента своих услуг.

Между тем в отчетах главных региональных библиотек среди неотъемлемых характеристик деятельности обязательно фигурируют комплексы предоставляемых услуг: библиотечно-информационных и сервисных, досуговых и образовательных, консультационных и рекламных, посреднических и издательско-полиграфических.

Конкретно в качестве библиотечно-информационных услуг выступают: выдача во временное пользование книг, журналов, иной продукции и информации, в том числе на электронных носителях, в библиотеке (через систему читальных залов), на дом или через МБА; создание информационных баз данных на традиционных и нетрадиционных носителях по различным отраслям знаний и предоставление свободного доступа к ним клиентов библиотеки.

Среди сервисных услуг называют доставку пользователям литературы на дом, предварительный заказ документов из фонда библиотеки по телефону, подбор и резервирование по телефону документов на момент прихода читателя в библиотеку,запись информации на кассеты, дискеты и т. п.

Рекламными услугами является проведение заказных конъюнктурных социологических исследований.

В качестве издательско-полиграфических услуг может осуществляться ксерокопирование документов частных лиц, предприятий, организаций и учреждений.

При этом нельзя не отметить, что важным обстоятельством осуществления библиотечных услуг является перенесение части затрат на пользователей. Именно такой подход позволяет снять противоречие между теми ограничениями, которые накладывает на развитие деятельности существующая система бюджетного финансирования, и необходимостью соответствовать потребностям пользователей.

Пристальное внимание специалистов главных региональных библиотек привлекает и другой, тесно связанный с производством и оказанием услуг результат организации обслуживания пользователей – структура библиотеки. В современной практике среди структурных изменений ярко проявляется специализация обслуживания, которая приводит и к расширению структуры библиотеки за счет создания новых единиц (выделения подразделений по достаточно узким направлениям обслуживания пользователей, что происходит, например, при дифференциации читальных залов).

Хорошо заметно пристальное внимание и к роли потребностей пользователей как ведущему фактору в формировании того или иного результата организации обслуживания. Активно идет работа по выявлению потребностей пользователей. «…Библиотеки находятся в постоянном поиске шкалы, оптимально отражающей структуру их читательской аудитории по роду занятий и профессиям», – отмечает В. В. Ялышева, основываясь на результатах обстоятельного анализа критериев дифференциации читательского состава в библиотеках разного типа [3. С. 9]. В главных региональных библиотеках в разных вариантах дифференцируется аудитория пользователей и формируются их категории и группы. Эти поиски позволяют определять особенности запросов читателей и пользователей информации.

Надо сказать, что при любом подходе категории специалисты и учащаяся молодежь расцениваются исследователями как самые значительные по количеству и активные группы пользователей. Правда, при структурировании аудитории пользователей категория студенты и учащиеся может рассматриваться в качестве самостоятельной и монолитной, но допускается и подразделение на такие группы, как учащиеся техникумов, колледжей, школ, студенты вузов – дипломники.

Категория специалисты имеет наиболее дробную шкалу распределения. К примеру, выделяют такие группы, как аппарат управления, ИТР, специалисты сельского хозяйства, экономисты, плановики, юристы, медицинские работники, преподаватели техникумов, педагоги школ, культурно-просветительные работники, работники литературы и искусства, работники торговли и быта, геологи, архитекторы, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, менеджеры, военнослужащие, работники правоохранительных органов, предприниматели.

Иногда к категории специалисты относят и категорию научные работники, которую в главных региональных библиотеках определяют в качестве приоритетной при организации обслуживания. Однако подсчитывают количество читателей, относящихся к группе научных работников, не всегда. По данным тех библиотек, где такие подсчеты ведутся, видно, что величина этой группы читателей – от 2,9% до 5,4%. Если научные работники рассматриваются как самостоятельная категория, ее могут дифференцировать на группы по отраслям науки.

В качестве самостоятельных выделяют и категории: рабочие (с подразделением на группы рабочие промышленных отраслей и рабочие непромышленных отраслей), служащие (с выделением самостоятельной группы служащие со средним или неполным средним образованием), пенсионеры, временно неработающие, предприниматели.

Таким образом, очевидно, что тенденция в организации обслуживания согласуется с важной и проверенной временем аксиомой научного управления деятельностью крупной научной библиотеки: параметры деятельности находятся в функциональной зависимости от количества и состава пользователей. Однако на практике, чтобы поддерживать оптимальный для библиотеки уровень данной функциональной зависимости, приходится принимать во внимание целый ряд признаков и рассматриваемого фактора, и интересующих нас результатов организации обслуживания. Выявить, какие признаки чаще всего используются в реальной практике позволили сведения, размещенные рядом главных региональных библиотек в электронной БД Российской национальной библиотеки «Центральные региональные библиотеки».

Среди факторных признаков – общее число локальных пользователей, количество групп локальных пользователей, удельный вес студентов в составе локальных пользователей, удельный вес специалистов в составе локальных пользователей, количество посещений. В качестве результативных признаков наиболее распространены: количество структурных подразделений библиотеки, общее количество библиотечных услуг, количество платных библиотечных услуг, количество бесплатных библиотечных услуг, среднее время доставки документа пользователю из книгохранилища.

На примере пяти библиотек рассмотрим, как соотносятся экстремальные (наибольшие и наименьшие) величины данных факторных и результативных признаков организации обслуживания пользователей. Так, при наименьшем числе локальных пользователей (24 014) выделено больше всего структурных подразделений библиотеки (22) и предложено больше всего библиотечных услуг (41), больше всего времени (22,5 минуты) уходит в среднем на доставку документа пользователю из книгохранилища.

Там, где меньше всего выделено групп локальных пользователей (5), наименьший удельный вес специалистов в составе локальных пользователей (24%), наибольший удельный вес студентов в составе локальных пользователей (60%), отмечены наименьшие величины большинства результативных признаков, а именно: количество структурных подразделений библиотеки (13), общее количество библиотечных услуг (20), количество бесплатных библиотечных услуг (1), среднее время доставки документа пользователю из книгохранилища (12,5 минут).

Наименьший удельный вес студентов в составе локальных пользователей (44,4%) и наибольший удельный вес специалистов в составе локальных пользователей (36,8%) сочетаются с наименьшим количеством платных библиотечных услуг (13), наибольшим количеством бесплатных библиотечных услуг (19) и  наименьшим средним временем доставки документа пользователю из книгохранилища (12,5 минут).

Наименьшее количество посещений (242 800) и наибольшее количество групп локальных пользователей (22) соотносятся с наименьшим средним временем доставки документа пользователю из книгохранилища (12,5 минут).

Таково соотношение факторных и результативных признаков организации обслуживания пользователей в экстремальных выражениях их величин. Но имеются и более тонкие нюансы. К примеру, при наибольших величинах общего числа локальных пользователей библиотеки и количества посещений (а это, соответственно 69 857 пользователей и 504 600 посещений) достигнуты не самые большие величины результативных признаков организации обслуживания (18 структурных подразделений библиотеки, 11 бесплатных библиотечных услуг).

Из ранжирования библиотек в порядке возрастания величины каждого признака можно заметить разнообразие ситуаций взаимодействия фактора и результатов организации обслуживания пользователей.

Сигла
библиотеки

Ранги признаков

Факторные признаки

Результативные признаки

общее число локальных пользователей б-ки

кол-во групп локальных пользователей б-ки

удельный вес студентов

удельный вес специалистов

кол-во
посещений

кол-во структурных подразделений

кол-во услуг

кол-во платных услуг

кол-во бесплатных услуг

оперативность
доставки

№ 1

2

1

5

1

3

1

1

2

1

1

№ 2

5

2

2

2

5

3

3

3

3

2

№ 3

3

5

3

4

1

4

3

3

3

1

№ 4

4

3

1

5

2

2

2

1

4

1

№ 5

1

4

4

3

4

5

4

4

2

3

Проведя такое распределение библиотек, можно понять, что какие-то факторные признаки являются определяющими для формирования того или иного результативного признака организации обслуживания. Не может не возникнуть вопрос: какие именно? Ответив на него, можно получить представление о ходе важнейшего процесса тех трансформаций, которые происходят в организации обслуживания пользователей. Вынести обоснованное суждение, на мой взгляд, помогает знание характерных особенностей взаимодействия факторных и результативных признаков организации обслуживания пользователей.

Для этого воспользуемся данными ранжирования величин факторных и результативных признаков организации обслуживания пользователей по определенной ранее совокупности библиотек. Теперь рассчитаем коэффициенты ранговой корреляции Спирмэна между парами факторных и результативных признаков организации обслуживания пользователей по формуле:

,

где d – разность между рангами двух признаков у объекта, n – число пар вариантов (объем совокупности).

Как известно, в случае отсутствия связи ρ = 0, при прямой связи ρ – положительная правильная дробь, при обратной связи – отрицательная. В нашем случае результативные признаки (количество структурных подразделений библиотеки и количество предлагаемых библиотекой услуг, количество платных библиотечных услуг, количество бесплатных библиотечных услуг, оперативность доставки документа из книгохранилища) сопоставим попарно с каждым из факторных признаков (общее число локальных пользователей библиотеки, количество групп локальных пользователей библиотеки, удельный вес студентов в составе локальных пользователей библиотеки, удельный вес специалистов в составе локальных пользователей библиотеки, количество посещений):

Факторный признак организации обслуживания

Коэффициент корреляции для количества структурных подразделений библиотеки

Коэффициент корреляции для количества библиотечных услуг

Коэффициент корреляции для количества платных библиотечных услуг

Коэффициент корреляции для количества бесплатных библиотечных услуг

Коэффициент корреляции для оперативности доставки

Общее число локальных пользователей

– 0, 3

– 0, 1

‑ 0, 1

0, 7

0, 005

Количество групп локальных пользователей

0, 8

0, 7

0, 5

0, 5

‑ 0, 25

Удельный вес студентов в составе локальных пользователей

0

0, 1

0, 5

– 0, 5

‑ 0, 25

Удельный вес специалистов в составе локальных пользователей

0, 3

0, 4

0

0, 4

‑ 0, 05

Количество посещений

0, 1

0, 4

0, 5

– 0, 25

‑ 0, 55

Такой прием позволяет понять, какой же именно признак ведущего для организации обслуживания фактора оказывает наиболее заметное влияние на формирование конкретных признаков результатов организации обслуживания пользователей.

Сравним факторные признаки по количеству набранных положительных связей с признаками результативными. Сопоставляя величины коэффициентов, можно заметить, что больше всего тесных связей с подавляющим количеством результативных признаков установлено для факторного признака количество групп локальных пользователей библиотеки. Можно сказать, что данный факторный признак выступает наиболее влиятельным при организации обслуживания. Очевидно, что глубина, с которой в библиотеке подходят к дифференциации аудитории локальных пользователей, непосредственно определяет и богатство репертуара библиотечных услуг, и развернутость структуры обслуживания.

Вторым по значимости (в силу меньшего количества выявленных положительных связей с результативными признаками) выступает факторный признак удельный вес специалистов в составе локальных пользователей библиотеки. И все же заметно, что сравнительно больший объем той категории пользователей, которая является стратегически значимой для главной региональной библиотеки, стимулирует и увеличение количества структурных подразделений библиотеки, и расширение ассортимента услуг.

Далее по степени влияния на формирование результативных признаков следует факторный признак количество посещений. Рассматривая полученные здесь коэффициенты корреляции, можно понять, что степень востребованности библиотеки слабо определяет дифференциацию структуры обслуживания. Зато больше посетителей привлекает та библиотека, где более богат ассортимент предлагаемых услуг. И в первую очередь эту привлекательность обеспечивают услуги, оказываемые на платной основе, которые, как правило, направлены на повышение комфортности использования ресурсов библиотеки, а также услуги сервисные, издательско-полиграфические, рекламные.

Интересно заметить, что коэффициент корреляции для количества бесплатных услуг выявил отсутствие прямой связи данного результативного признака с факторным признаком количество посещений. При этом высокий уровень посещаемости библиотеки совсем не сказывается на оперативности обслуживания пользователей документами из фондов библиотеки. Это видно из самого низкого значения коэффициента корреляции для результативного признака среднее время доставки книги из книгохранилища.

Конечно, нельзя не принимать во внимание то, что такую достаточно высокую оперативность обслуживания документами в главных региональных библиотеках поддерживает активная работа, направленная на совершенствование библиотечных технологий: именно оперативность обслуживания выдвинута руководителями главных региональных библиотек в качестве приоритета управления библиотечной деятельностью [4. С. 182–185, 191].

На мой взгляд, такое сочетание величин коэффициентов корреляции, принятых факторным признаком количество посещений по отношению к результативным признакам организации обслуживания пользователей, можно интерпретировать и следующим образом. В главную региональную библиотеку пользователи обращаются прежде всего за разнообразными услугами, и услуга получения необходимых документов, хотя она и осуществляется в должные сроки, все же отходит на второй план.

Еще один факторный признак – общее число локальных пользователей – более чем все другие взаимодействует с результативным признаком количество бесплатных библиотечных услуг. Что же касается таких результативных признаков организации обслуживания пользователей, как количество платных библиотечных услуг и количество структурных подразделений библиотеки, то для них общее число локальных пользователей не является значимым факторным признаком.

При определении взаимодействия общего числа локальных пользователей с результативным признаком оперативность доставки получено положительное единственное значение коэффициента корреляции. Но его величина (0, 05), на мой взгляд, свидетельствует о том, что и при сравнительно большом объеме аудитории локальных пользователей библиотекам все же удается выдерживать вполне приемлемые для пользователей сроки доставки документов из книгохранилищ.

Наименее значимым для организации обслуживания пользователей главных региональных библиотек оказался факторный признак удельный вес студентов в составе локальных пользователей. Из полученных величин коэффициентов корреляции можно заметить, что наиболее тесно данный факторный признак взаимодействует с результативным признаком количество платных библиотечных услуг. Со многими результативными признаками организации обслуживания (отражающими работу как по определению объема предоставляемых библиотечных услуг, так и по формированию структуры библиотеки) удельный вес студентов в составе локальных пользователей взаимодействует слабо. Этот факт находит свое объяснение в стратегических установках деятельности главной региональной библиотеки: целенаправленная работа с учащейся молодежью не является здесь приоритетом.

Между тем исследователи акцентируют увеличение количества студентов в качестве того изменения структуры аудитории локальных пользователей крупных библиотек, которое настойчиво выдвигается в ряд факторов, неизбежно обусловливающих трансформацию функций библиотек [5. С. 297]. К тому же, как отмечают специалисты, главная библиотека региона очень востребована и популярна среди учащейся молодежи в силу разнообразия библиотечных услуг и возможности использования уникальных для территории библиотечно-информационных ресурсов (богатый книжный фонд, ресурсы Интернета, создаваемые в библиотеке базы данных). Причем среди платных библиотечных услуг присутствуют и услуги, специально сориентированные на учащуюся молодежь (например поиск дополнительного материала к курсовым, рефератам, контрольным).

Полученное количественное описание характерных особенностей взаимодействия наиболее влиятельного фактора с наиболее существенными результатами организации обслуживания пользователей главных региональных библиотек выявило всю сложность, а подчас и противоречивость протекающих здесь процессов. Но важно то, что в систему управления деятельностью главных региональных библиотек активно внедряется та позиция, которая, на мой взгляд, создает гарантии поступательного и целесообразного развития библиотек. Создание комфортных условий для пользователей, расширение ассортимента услуг и улучшение их качества – именно на это сориентирована деятельность современных библиотек. Не случайно в проведенном сравнении коэффициентов корреляции именно для соответствующих данной установке результативных признаков выявлены наиболее тесные взаимодействия с рассмотренными факторными признаками.

Величины коэффициентов корреляции сразу по нескольким факторным признакам организации обслуживания (количество групп локальных пользователей, удельный вес студентов в составе локальных пользователей, количество посещений) показали, что именно наличие широкого спектра библиотечных услуг привлекает пользователей в библиотеки (очевидно, позволяя полнее использовать ресурсы библиотеки, а также удовлетворять при обращении в библиотеку и другие, причем самые разнообразные потребности в получении информации, в проведении досуга). Отмечу и то, что для результативного признака оперативность доставки книг из книгохранилища прямых связей с большинством факторных признаков организации обслуживания не выявлено. На мой взгляд, причиной такого положения вещей как раз и является заметно бóльшая (по сравнению с обращением пользователей к базовой библиотечной услуге по предоставлению печатных версий документов) привлекательность других разнообразных возможностей и ресурсов главной региональной библиотеки.

Указывая на особую значимость стратегического менеджмента в развитии деятельности современной библиотеки, И. М. Суслова отметила, что стратегическое управление «ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские потребности, гибко реагирует и проводит в библиотеке своевременные изменения, отвечающие требованиям внешней среды и позволяющие стабильно функционировать, что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [6. С. 6].

Реализовывать данную возможность уже на стадии конкретных решений (к примеру, об образовании в библиотеке новых структурных подразделений, об увеличении ассортимента услуг), на мой взгляд, как раз и помогает понимание механизма образования конкретных результатов организации обслуживания пользователей.

Список источников

1. Дворкина М. Я. Библиотечное и другие виды обслуживания в сравнении // Науч. и техн. б-ки. – 1992. – № 11. – С. 40–46.

2. ГОСТ 70–99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечному делу. – С.-Петербург, 2000. – С. 14–49.

3. Ялышева В. В. Библиотечная статистика. Заметки о современном состоянии // Библиотечное дело. – 2007. – № 8. – С. 7 – 10.

4. Управление деятельностью центральной библиотеки субъекта РФ: региональные подходы : сб. статей и материалов / РНБ; сост.: Л. Н. Михеева, М. А. Ратавнина. – С-Петер­бург, 2007. – 240 с.

5. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде : теория и практика : моногр. / Е. Д. Жабко. – С-Петербург : Изд-во РНБ, 2006. – 388 с.

6. Суслова И. М. Три кита менеджмента // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 11. – С. 5–9.

а также:

Мотылев В. М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике. – Л. : Наука, 1988. – С. 128–129.

Павлова Л. П. Эволюция технологических процессов // Науч. и техн. б-ки. – 2001. –
№ 4. – С. 117–123.

  
На главную