Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


УДК 02(063)

14-я Международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

(9–17 июня 2007, Автономная Республика Крым, Украина)

Э. Р. Сукиасян

РГБ, Москва

Проблемы библиотечной профессии,
кадров и непрерывного образования
на Крымских форумах

Секция 6 «Библиотечные кадры, профессия и образование» на Конференции «Крым» конституировалась с нынешней своей проблематикой не сразу. В 1997 г. на Крымском форуме впервые проведен семинар «Библиотечное образование и повышение квалификации библиотечных кадров»– он назывался именно так, хотя треть докладов была посвящена проблемам кадров и профессии.

В программу Конференции «Крым–98» вошел семинар «Библиотечное образование: обучение пользователей и подготовка библиотечных кадров»; на нем присутствовало вдвое больше участников, чем на некоторых секциях. И только в ходе подготовки Конференции «Крым–99» Программный комитет принял решение о преобразовании семинара в секцию, получившую название «Библиотечные кадры, профессия, образование». С того времени кадровая проблематика стала занимать равноценное место с образовательной.

Традиционно в заседаниях секции участвовали как работники сферы профессионального образования, так и библиотекари-практики. Секция стала одной из наиболее посещаемых.

Однако в последние годы, с тех пор как руководство секцией перешло в руки ректоров вузов, о кадрах либо вовсе не говорят, либо говорят мало…

Рассмотрим историю работы секции в хронологической последовательности, существенно дополнив авторскими комментариями текст доклада, представленного на 14-й Конференции «Крым».

3-я Международная конференция – «Крым–96» (1–9 июня 1996 г.)

Отдельного мероприятия в программе не было. Доклад «Новые горизонты библиотек и библиотечное образование» прочитан на заседании секции «Мировая информационная инфраструктура и межбиблиотечная кооперация». С докладом выступила Ирина Леандровна Клим; в то время она работала в Информационном агентстве США в С.-Петербурге, через год уехала учиться в США, однако приезжала на Крымский форум; затем вернулась вместе со своим мужем-американцем (теперь её фамилия – Линден) и стала заместителем генерального директора РНБ по международной деятельности.

Осенью 1996 г. в рамках Российской библиотечной ассоциации создана Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. (Аналогичная секция Московской библиотечной ассоциации уже на протяжении шести лет работала в Москве; на её заседания приезжали специалисты из Тулы, Твери и других городов.) В те годы я был членом Правления РБА и наша секция в РБА утверждена в структуре Ассоциации одной из первых.

Как председатель секции РБА, с одной стороны, и член Программного комитета (ПК) Конференции «Крым» – с другой, я обратился к председателю Оргкомитета Крымского форума Я. Л. Шрайбергу с предложением о включении в перечень основных мероприятий конференции постоянной секции, посвященной библиотечной профессии, кадрам и непрерывному образованию. Предложение было встречено с осторожностью: сначала организуем семинар, предложил Яков Леонидович, тогда посмотрим и решим.

4-я Международная конференция – «КРЫМ–97» (7–15 июня 1997 г.)

В программе Конференции – семинар «Библиотечное образование и повышение квалификации библиотечных кадров»; в его рамках – специальное мероприятие: «круглый стол» «Кадровые модели библиотек». Председателями были назначены Э. Р. Сукиасян и В. В. Цуркан (МГИК), организатором – А. С. Арзуханов (ГПНТБ России). В программе семинара (с 9.00 до 13.00) – 11 докладов. «Круглый стол», на котором присутствовали более 60 человек, состоялся после обеда; с ключевым докладом выступил Роберт Хейз (Университет Калифорнии, Лос-Анжелес, США).

В тот год произошло непоправимое. Виктор Васильевич Цуркан – постоянный участник Крымских форумов, заведующий кафедрой МГИК – скоропостижно скончался: в дороге – между Симферополем и Судаком – случился обширный инфаркт. (Трудно даже представить состояние его сослуживцев, знакомых, учеников, аспирантов…) Текст его доклада «Информационные дисциплины в системе подготовки кадров в вузах культуры и искусств», к сожалению, не был представлен в ПК и поэтому не опубликован ни в трудах Конференции, ни в сборнике «Научные и технические библиотеки». Весь день 11 июня в аудитории, где проходил «круглый стол», за столом президиума стояли одинокий стул и букет цветов...

5-я Международная конференция – «Крым–98» (6–14 июня 1998 г.)

На этот раз в программе семинар со «смешанной тематикой» – «Библиотечное образование: обучение пользователей и подготовка библиотечных кадров». Такое решение Программного комитета впоследствии вызвало дискуссию на заседании ПК, где были приняты принципиальные решения. Первое: допущена очевидная ошибка, обучение пользователей – тема самостоятельная и никакого отношения к библиотечному образованию не имеет; второе: заявленная проблематика и активность слушателей доказывают целесообразность организации самостоятельной секции. И со следующей конференции новая секция «Библиотечные кадры, профессия и образование» становится постоянной.

Вернемся к Конференции «Крым–98». В программу семинара включили 19 докладов, и проходил он в течение всего дня; присутствовали 80 человек. Последний час заняло специальное мероприятие – «круглый стол» «Повышение квалификации в библиотеках: проблемы и пути решения» (ключевой доклад Э. Р. Сукиасяна). Председателями были назначены В. В. Загуменная (декан Киевского университета культуры и искусств) и Итка Хьюрик (доцент Университета Северного Иллинойса, США), организатором – Т. С. Чубукова (зав. отделом ГПНТБ России).

Впервые обеспечивался синхронный перевод всех заседаний семинара.

6-я Международная конференция – «Крым–99» (5–13 июня 1999 г.)

Секция 6 «Библиотечные кадры, профессия и образование» проводила свои заседания три дня – 9, 10 и 11 июня. В программе 30 докладов, специальные мероприятия: «круглый стол» «Управление персоналом» (ключевой доклад Э. Р. Сукиасяна «Управление персоналом в библиотеке: российские реалии») и специальный семинар «Школы Рудомино» ВГБИЛ «Партнерское взаимодействие профессиональной библиотечной школы и региональных структур непрерывного библиотечного образования» (10 докладов; председатель – Н. В. Жадько, ВГБИЛ).

Председатели секции: А. И. Каптерев (МГУК), В. В. Загуменная, Т. Я. Кузнецова (АПРИКТ); организатор – Э. Р. Сукиасян. Обеспечивался синхронный перевод всех заседаний семинара, на которых присутствовали от 80 до 120 человек.

7-я Международная конференция – «Крым–2000» (3–11 июня 2000 г.)

Некоторое снижение активности участников секции: всего 13 докладов, специальных мероприятий не было. Председатели секции: Т. Г. Киселева (ректор МГУКИ), Т. Я. Кузнецова, С. Г. Авакян (директор библиотеки Американского центра, Ереван, Армения); организатор – Э. Р. Сукиасян. Заседания проводились без перевода (все зарубежные участники владели русским языком). Присутствовали 50 человек.

Программа секции вызвала резкую реакцию одного из председателей – Т. Г. Киселевой. Были выдвинуты необоснованные обвинения в адрес Программного комитета, делалась попытка доказать, что, управляя формированием программы, он не допускает профессорско-преподавательский состав высшей школы к выступлениям. ПК действительно получил в 2000 г. два доклада из Молдавского государственного университета и доклад аспиранта МГУКИ – гражданина Республики Чад. Т. Г. Киселева не услышала ни одного доклада о высшем библиотечном образовании (такое случилось на заседаниях впервые) – просто не было заявок.

Последовало приглашение организатора секции, члена ПК Крымского форума Э. Р. Сукиасяна в кабинет ректора. Здесь состоялся «разбор полетов», в результате которого выяснилось, что просчет был допущен ректоратом МГУКИ, его можно и нужно исправить. В последующие годы подготовительной работой руководил ректорат, о её результатах красноречиво говорит статистика, о чем будет сказано ниже.

8-я Международная конференция – «Крым–2001» (9–17 июня 2001 г.)

Секция работала два полных дня; в ее программе были 36 докладов (рекорд 1999 г. пал). Секция организована при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса, Россия). Председатели секции: Т. Г. Киселева, Т. Я. Кузнецова, Р. С. Мотульский (Белорусский государственный университет культуры, Минск). Организаторы: Э. Р. Сукиасян и О. В. Шлыкова (МГУКИ). Присутствовали более 60 человек.

Первой выступила Т. Г. Киселева с докладом «Секция «Высшее библиотечно-информационное образование: Перспективы развития в новом тысячелетии» (по итогам работы Конференции «Крым–2000»)». О содержании доклада говорить ничего не буду, однако подчеркну: на Конференции «Крым–2000» такой секции не было… Все присутствовавшие ясно осознали тот факт, что отныне на нашей секции в основном будут рассматриваться проблемы высшего библиотечного образования, а докладчиками должны выступать профессора и преподаватели МГУКИ и других вузов. Персональную ответственность Т. Г. Киселева возложила на профессоров МГУКИ – А. М. Мазурицкого и О. В. Шлыкову. Мой протест, связанный со столь произвольным «переименованием», по сути дела – резким сужением тематики секции, был выслушан без комментариев.

Чувствовалось, что Т. Г. Киселева предварительно провела мероприятия, обеспечивавшие «реализацию реформ» в работе секции. На Конференцию приехали представительные делегации  из многих вузов культуры и искусств. На заседании секции присутствовали более десяти ректоров, проректоров, деканов из вузов разных городов страны.

9-я Международная конференция – «Крым–2002» (8–16 июня 2002 г.)

Впервые в программе секции появились тематические заседания:  одно было посвящено государственным образовательным стандартам и новым образовательным технологиям, другие – опыту и новым формам подготовки и переподготовки кадров библиотечно-информационного профиля. Обратим внимание: вопросы библиотечной профессии и управления персоналом оказались на втором плане.

Секция работала два с половиной дня, заслушала и обсудила 25 докладов. Председатели секции: Т. Г. Киселева, Т. Я. Кузнецова, Я. Д. Григо­рович (ректор Минского университета культуры). Организаторы: Е. П. Суд­арикова (декан факультета СПбГУКИ) и Ю. М. Аванесов (декан факультета МГУКИ). Присутствовали более 60 человек.

В 2002 г. РГБ не включила меня в состав ее делегации на Крымский форум. По рассказам очевидцев, запомнилось выступление Дэнниса Очоллы, представлявшего факультет библиотековедения и информатики Университета Зулулэнда (ЮАР). Многим ветеранам секции было понятно, почему Дэннис говорит на русском языке: всего лишь несколько лет назад (в 1999 г.) он выступал перед нами, будучи аспирантом МГУКИ, работал над диссертацией, которую успешно защитил.

10-я Международная конференция – «Крым–2003» (7–15 июня 2003 г.)

29 докладов, включенных в программу секции, потребовали непрерывной двухдневной работы. Председатели секции те же, что в 2002 г.; оганизаторы: Е. П. Сударикова, О. П. Мезенцева (декан МГУКИ) и А. С. Арзуханов. Присутствовали более 70 человек.

В 2003 г. я был на конференции, но впервые не выступал с докладом на заседаниях секции, созданной по моей настоятельной инициативе. Как члену Программного комитета мне за несколько месяцев до конференции пришлось ознакомиться с докладами. Среди них оказались и откровенно восхвалявшие существующую в стране систему вузовского образования, и предлагавшие её совершенствовать в то время как надо было обсуждать вопросы выхода из глубочайшего кризиса, в котором мы уже находились.

Приведу названия некоторых докладов: «Перспективы совершенствования высшего библиотечного образования», «Специфика подготовки менеджеров библиотечно-информационной деятельности», «Проблемы качества высшего библиотечного образования» и даже «Роль Университета культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи».

Второй год подряд в Судак приезжала представительная (20–25 человек) делегация вузовских работников. Апологетика традиционной системы подготовки в вузе была и оставалась их главной целью. Никто не хотел говорить о том, что все знали: прием на обучение с каждым годом сокращался, конкурс практически отсутствовал, увеличивалась доля платных студентов. Выпускники вузов после окончания либо сразу же выбирали иные места «приложения сил», либо долго не задерживались в библиотеках. А библиотеки не были довольны качеством подготовки выпускников. Никто, например, не понимал, что можно делать с «менеджером» (т.е. управленцем), у которого нет опыта практической работы. Количество непрофессионалов в ряде библиотек (в первую очередь в городах, где не было факультетов) стало превосходить (до трех раз) число профессионалов. Решать технологические, явно профессионального характера проблемы библиотеки стали с помощью посторонних для библиотечного дела лиц. Только в нашей стране люди, по сути дела – обслуживающие основные библиотечныефункции, занимающиеся автоматизацией и компьютеризацией, получали право решать библиотечные проблемы, диктовать руководителям свои решения.

В середине первого десятилетия нового века (и даже раньше) мы оказались в проблемной ситуации, которая в американском обществе проявилась в конце 1980-х гг. Там за общее руководство, политику и методологию подготовки кадров отвечала (и отвечает) Американская библиотечная ассоциация. Она и решала проблему: после широкого обсуждения в 1992 г. прекратилась подготовка библиотечных работников на уровне бакалавра. У нас, по сути дела, не проводится даже обсуждения (мною написано более десятка статей, вузы проблемой не заинтересовались). Министерствам и другим органам руководства нужен «план», профессорско-преподавательскому составу вузов – сохранение статус-кво и зарплаты. Мнение библиотек практически не учитывается, роль РБА в этом плане чрезвычайно слаба.

Настала пора решительных действий. Нужна реформа библиотечного образования. Учить надо тех, кто работает в библиотеке и уже стал профессионалом. Путь в нашу профессию лежит через библиотеки.

Таково было содержание моего заявления, с которым я выступил после заключительного слова председателя. Оно было выслушано без комментариев.

11-я Международная конференция – «Крым–2004» (5–13 июня 2004 г.)

Программа секции, которая, как и в 2003 г., работала два с половиной дня, включала 32 доклада и ряд специальных мероприятий. Председатели секции: Т. Г. Киселева, Т. Я. Кузнецова, Н. А. Яцевич (декан Белорусского государственного университета культуры, Минск); организаторы: А. О. Адамьянц (ГПНТБ России), О. П. Мезенцева (МГУКИ). Присутствовали более 70 человек. Участники из Канады и Иордании во время  заседаний слушали персональных переводчиков, их доклады переводились последовательно.

Первая сессия (18 докладов) имела тематическое название «Приоритеты и тенденции развития библиотечно-информационного образования»; в рамках сессии прошла презентация учебника А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга «Электронные библиотеки». Вторая сессия (8 докладов) называлась «Дополнительное и непрерывное образование библиотечных работников». В ее рамках состоялась интерактивная встреча «Авторы – издатели – читатели – библиотекари» с презентацией проекта создания учебника-монографии нового типа «Электронные издания, ресурсы, фонды, библиотеки»; её провели Р. Г. Саразетдинов и Л. А. Казаченкова (ГРАНД-ФАИР), А. И. Земсков и Я. Л. Шрайберг.

Вечером второго дня работы секции прошел «круглый стол» «Дополнительное профессиональное библиотечное образование» (ведущие Т. Я. Кузнецова, В. К. Скнарь, А. М. Мазурицкий, Б. С. Елепов), организатор К. В. Ивина (МГУКИ).

Третья сессия (6 докладов) имела тематическое название «Дистанционное обучение: от проектов к реальным курсам и технологиям».

Работа секции завершилась презентацией совместного проекта ГПНТБ России, МГУКИ и компании «FLY-INFORM» по дистанционному обучению магистров в области библиотечно-информационного образования. Провели презентацию Т. Г. Киселева, Я. Л. Шрайберг и А. С. Руденко (генеральный директор компании «FLY-INFORM», Москва).

12-я Международная конференция – «Крым–2005» (4–12 июня 2005 г.)

Секция впервые имела сложнейшую структуру из трех сессий, каждая из которых носила собственное тематическое название. Кроме того, был запланирован ряд специальных мероприятий и презентаций, «круглый стол» (впервые определен ведущий и четыре панелиста). Всего в программе было более 50 выступлений и докладов. В качестве руководителей и организаторов секции в целом и отдельных её мероприятий привлечены около 20 специалистов, в основном – работники вузов.

Тема первой сессии – «Проблемы и решения в подготовке специалистов библиотечно-информационного и книжного профиля в современном обществе» (12 докладов). Специальное заседание этой сессии (3 доклада) посвящено подготовке библиотечных кадров начального и среднего уровней.

Вторая сессия – «Новые образовательные технологии в подготовке специалистов в области автоматизации библиотечных и информационных систем в вузах культуры» – была целиком посвящена юбилею кафедры информационных технологий и электронных библиотек Библиотечно-информационного института МГУКИ. Состоялись 11 презентаций учебных курсов членов кафедры и 5 докладов; представлены новые издания кафедры.

На третьей сессии – «Проблемы переподготовки библиотечных и информационных специалистов в эпоху информатизации общества» – заслушаны 9 докладов, в заключение проведен «круглый стол».

В заседаниях секции участвовали более 100 делегатов конференции.

13-я Международная конференция – «Крым–2006» (10–18 июня 2006 г.)

По традиции, как и в предыдущие годы, секция работала два с половиной дня; проведены три сессии – каждая со своим тематическим названием. Всего заслушаны 27 докладов. В заключение проведена презентация книги Т. Ф. Каратыгиной «Чтоб не распадалась связь времен», посвященная 75-летию МГУКИ.

Председатели секции: Я. Д. Григорович, В. С. Слепокуров (проректор МГУКИ), Е. Л. Кудрина (ректор КСМГУКИ, Кемерово); организаторы: А. О. Адамьянц и А. М. Мазурицкий. Присутствовали более 80 человек.

Первая сессия – «Библиотечное образование сегодня: опыт и проблемы» – объединила 8 докладов, в том числе доклад Стивена Торнтона (Бедфорд, Великобритания) «Действительно ли нам нужны библиотекари?», на обсуждение которого потребовалось более полутора часов (перевод велся последовательный).

На второй сессии – «Непрерывное библиотечно-информационное образование и повышение квалификации библиотечных работников» – заслушаны 7 докладов.

Третья сессия – «Библиотечные кадры и библиотечная профессия» – оказалась на этот раз наиболее продуктивной (11 докладов). Впервые обсуждены многие аспекты профессии и управления персоналом.

14-я Международная конференция – «Крым–2007» (9–17 июня 2007 г.)

Секция работала полтора дня; в ее программу вошли три тематические секции и специальные мероприятия: презентация «Этот электронный-электронный мир» – к выходу в свет книги А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга «Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки» и «круглый стол» «Профессиональная пресса глазами библиотекарей». Председатели: Я. Д. Григорович, Н. В. Кротова (ректор МГУКИ), Е. Л. Кудрина; организаторы: А. О. Адамьянц, К. В. Ивина. Обратим внимание: впервые среди председателей нет Т. Я. Кузнецовой – председателя Секции РБА, нашего представителя в ИФЛА.

Название первой сессии – «Проблемы и успехи современной системы базовой подготовки студентов в образовательных учреждениях сферы культуры» – звучит, на мой взгляд, если не анекдотично, то обидно для «потребителей», о чем мне откровенно заявили директора ряда крупных библиотек.

Были представлены 14 докладов (заявленный в программе доклад нашего канадского коллеги Джеральда Брауна не состоялся). С неослабевающим интересом все выслушали доклад Марии Хайг (Университет штата Висконсин, США) «Идеология библиотечного и информационного образования в Украине», презентация которого открывалась развернутым знаменем с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Провокации не получилось: в перерыве мы откровенно высказали сожаление докладчице, которая (несмотря на знание украинского и русского языков) приехала на стажировку в Украину настолько «зараженной» идеологической пропагандой, что ничего там не увидела. («Очи не протерла», – сказала сидящая со мной рядом украинка, которую пришлось удерживать от излишних эмоций).

Ведущими второй сессии – «Современные технологии и методы дополнительного и непрерывного профессионального образования» – были Т. Я. Кузнецова, В. С. Садовская (директор Института дополнительного профессионального образования МГУКИ) и В. К. Скнарь (заведующая кафедрой Государственной академии руководящих кадров, Киев). Заслушаны 10 докладов.

Третья сессия – «Средства и методы образовательных технологий для библиотечных кадров» – прошла под руководством Я. Д. Григорович, Н. В. Кротовой и Е. Л. Кудриной. Перед началом заседания «круглого стола» председатели подвели итоги работы секции.

Отметим: на заседаниях постоянно присутствовали участники из стран дальнего зарубежья (Великобритании, Канады), докладов которых в программе не было; для них обеспечивался синхронный перевод.

Подведем итоги

За 11 лет на заседаниях секции и двух предшествовавших семинарах представлены 303 доклада (в том числе один доклад по нашей тематике, прочитанный на Конференции «Крым–96»; проведены 6 «круглых столов», 16 презентаций; общее число участников превысило 900 человек.

С докладами выступили около 200 участников (более 90 человек – многократно), в том числе 26 представителей дальнего зарубежья (США – 7 человек, Хорватии и Болгарии – по 3, Великобритании, Иордании, Канады и ЮАР – по 2, Вьетнама, Италии, Китая, Польши и Республики Чад – по одному).

«Ветеран» секции, не пропустивший ни одного её заседания, – Татьяна Яковлевна Кузнецова; за 11 лет она выступила с 13 докладами. Наталия Ивановна Гендина и Екатерина Леонидовна Кудрина участвовали в работе секции 9 лет (14 и 10 докладов соответственно). Мне также удалось присутствовать 9 раз (8 докладов). По 6 раз зарегистрированы А. О. Адамьянц (6 докладов), А. С. Арзуханов (7 докладов), А. М. Мазурицкий (6 докладов).

«География» наших участников оказалась очень представительной: Архангельск, Барнаул, Белгород, Березовск (Свердловская обл.), Брянск, Великий Новгород, Днепропетровск, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Краснодар, Москва и Московская область, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Псков, Санкт-Петербург, Тверь, Томск, Ноябрьск Тюменской области, Улан-Удэ, Чебоксары, Челябинск, Южно-Сахалинск, Ярославль. У нас выступали представители Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Молдавии и, конечно, Украины.

Из числа участников большую часть – 54% – составляли работники высшей школы, 10% – представители системы переподготовки и повышения квалификации, 30% – работники библиотек. Остальные – преподаватели средних специальных учебных заведений, а также представители различных фирм и компаний, сотрудничающих с нами.

Несколько слов о тематике докладов: 44% посвящены высшему библиотечному образованию, высшей библиотечной школе и её проблемам; 18,3% – переподготовке и повышению квалификации (было бы замечательно, если бы эти показатели поменялись местами); библиотечной профессии – 7%; кадрам, управлению персоналом и смежным проблемам – 6,2%. Между прочим, наиболее интересными оказались некоторые выступления, посвященные «общим проблемам».

Завершая анализ, хочу высказать предложение, которое, как мне кажется, стоит обсудить. Очень многие выступления на нашей секции оказались забытыми, несмотря на то, что некоторые из них в свое время были перепечатаны на страницах журнала «Научные и технические библиотеки». А многие остались лишь в трудах Конференции. Мне представляется, что издание сборника докладов, которые по своему содержанию не потеряли своего значения, было бы крайне полезно. Книга, безусловно, нашла бы своего читателя.

Это, так сказать, итоги статистические и фактические. Что же касается содержательной стороны, то, на мой взгляд, она может быть выражена тривиальной формулой «собрались, поговорили и разошлись». Добавлю: познакомились друг с другом, разобрались в позициях, узнали много нового…

Странная ситуация сложилась в нашей отрасли. Центральное место понемногу стала занимать сфера образования. Здесь делается много интересного: перестраиваются учебные планы и программы, утверждаются и  внедряются государственные образовательные стандарты, придумываются новые курсы и переименовываются старые (при этом за бортом остаются такие дисциплины, на которых, собственно говоря, вырос современный кадровый корпус, например отраслевые библиографии). Мне уже приходилось анализировать факты и выступать и с докладами, и в печати с критикой ситуации в самых различных аспектах.

Хочется спросить: а кто у нас занимается или будет заниматься кадрами?

В каждой отрасли, какую бы вы ни взяли, есть научно-исследовательское учреждение, часто и не одно, для которого кадровая проблематика является центральной, базовой. Кто у нас в библиотечной отрасли должен заниматься кадрами? Кому это, как говорили раньше, «вменено» в обязанности? Кто в стране отвечает за библиотечные кадры, которые стареют, изнашиваются, плохо заменяются, неизвестно как сохраняются в строю, непонятным образом продолжают работать, всё еще получая гроши, сохраняют остатки престижа библиотек…

Положа руку на сердце, скажу: в отдельно взятых библиотеках работа  ведется! Исключением является движение молодых библиотекарей, возглавляемое нестареющим лидером Татьяной Сергеевной Макаренко – главным редактором журнала «Молодые в библиотечном деле». В лучшем случае доклады о кадровых проблемах можно услышать на конференциях и встречах «молодых». Оказывается, что в стране каждый год рождается прекрасный опыт кадровой работы. Бывшие «молодые» растут, некоторые становятся заместителями директоров крупнейших библиотек. Но «взрослых» на конференциях «молодых» библиотекарей почти не бывает… А когда традиционное совещание директоров УНБ рассматривало кадровые проблемы, разговор свелся к констатации фактов, иллюстрации приводились на основе «средней» статистики, не отражающей реальную практику. Каждый директор рассказывал о чем-то своем. Если методологии нет в целом и в общем, откуда она появится в частном?

Надо понять: так и будем жить, если у нас не хватит смелости признать порочность сохранения устаревших традиций. Развиваться придется путем принципиального реформирования системы. Уверен: рано или поздно это произойдет в нашей стране. Вопрос лишь в том, когда это случится. Будущее покажет.

  
На главную