Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


Проблемы информационного общества

УДК 025:65.011.56

А. И. Земсков

ГПНТБ России

Некоторые особенности работы с электронными документами*

Использование в образовании

В последние годы наблюдается переход от физической среды обучения к виртуальной – ВОС (VirtualLearningEnvironment, VLO), в которой от вузов требуется обеспечить гибкие схемы обучения.

Одна из проблем, стоящих перед преподавателями вузов, – формирование учебно-образовательных ресурсов, которые будут мотивировать и вовлекать студентов, стимулировать творческое мышление и совершенствовать процесс обучения.

Преподаватели стремятся к разработке новых документов, что стало достаточно доступным благодаря технологическим достижениям последних лет. Создание новых ресурсов может включать в себя предоставление доступа, адаптацию или копирование документов, принадлежащих третьей стороне. Преподаватель может работать самостоятельно (как один автор) либо сотрудничать с коллегами или участвовать в университетских проектах. Все эти аспекты касаются проблем, связанных с копирайтом: каким образом материалы будут использоваться и кто станет правообладателем вновь созданных документов.

Ключевая проблема формирования среды электронного преподавания и обучения – доступ и использование документов третьей стороны для создания новых ресурсов. Разработка высококачественных учебно-методических материалов – дорогостоящий и трудоемкий процесс. В поиске ресурсов и отборе документов для использования преподаватель должен иметь четкое представление о существовании следующих категорий документов:

  • не подпадающие под защиту законодательства об авторском праве;
  • вышедшие из-под защиты копирайта;
  • защищенные законодательством об авторском праве, но пользование подпадает под категорию «исключения»;
  • пользование оговорено условиями и ограничениями, содержащимися в лицензионном соглашении.

Использование материалов вне этих рамок допускается только с разрешения правообладателя, причем получение разрешения может оказаться достаточно длительным и трудоемким процессом. Иногда бывает сложно идентифицировать правообладателя; кроме того, правообладатель может не спешить с ответом и потребовать оплатить разрешение.

Преподаватели часто работают в жестких временных рамках: они не могут позволить себе роскоши планирования и подготовки курсовых материалов за многие месяцы до начала занятий. Кроме того, количество денег, выделенных для оплаты авторских отчислений правообладателям, обычно бывает очень ограничено.

В Интернете доступно огромное количество видеоматериалов для образовательных целей. Следует отметить сайт «Сетевая образовательная среда» (EducationalMediaOnline, www.emol.ac.uk), созданный в рамках проекта под руководством Совета британских университетов по кинофильмам и видеофильмам (BUFVC) совместно с Открытым университетом (OU) и при финансировании Объединенным комитетом по информационным системам (JISC).

На сайте размещены 10 видеоколлекций, относящихся к наукам о жизни, общественным наукам и истории; каждый видеофильм имеет детальное библиографическое описание и разделен на удобные для выгрузки части. Разрешение на использование этого материала дано учреждениям высшего образования и повышения квалификации.

Разрешенное пользование достаточно разнообразно и включает в себя вещание в рамках виртуальной образовательной среды, создание презентаций PowerPoint, использование отдельных изображений при подготовке печатных или электронных учебно-методических материалов. Детализация библиографического описания для каждой части видеофильма дает возможность пользователю принять решение о том, насколько будет полезен клип, еще перед его выгрузкой – это очень полезно при отборе документов. При условии, что материал используется в образовательных целях, а идентифицирующий логотип проекта не удален с видеоклипа, фактически нет никаких ограничений для использования материала.

В большинстве случаев преподаватель может оцифровать опубликованный им материал, не испрашивая чьего-либо разрешения, при условии, что этот материал используется для поддержки образовательного процесса. Однако несмотря на стремление к ограничению объема прав, которые вузовские авторы передают своим издателям, это право все-таки не гарантировано, и следует еще раз проверить условия контракта с издателем. Разумно в любом случае посоветоваться с издателем при первом использовании материала, поскольку многие авторы не понимают разницы между получением права на копирование и получением права на изготовление последующих копий. При всех обстоятельствах большинство издателей легко отказываются от отчислений за использование материала или значительно их снижают в том случае, когда копия предназначена для поддержки процесса обучения, проводимого автором опубликованного ими произведения.

Все больше ресурсов становятся доступными образовательному сообществу, но особую ценность они приобретают при получении разрешения на достаточно гибкие методы использования. Правообладатели, вероятнее всего, не осведомлены о педагогических и технологических изменениях процессов преподавания и обучения, о том, как используются электронные ресурсы и как можно их защитить, а также каким образом можно ограничить использование даже при доступе к ресурсам из другого места. В свою очередь, профессорско-преподавательский состав должен уважать права собственности владельцев и моральные авторские права создателей ресурсов, всегда полностью указывать авторов произведения, использовать документы соответствующим образом в рамках законодательных и лицензионных ограничений.

Получение разрешений на пользование кино- или видеоизображениями и звукозаписью может оказаться дорогостоящим делом в зависимости от того, кто является правообладателем. Профессиональные организации и институты легче сумеют понять и признать образовательные цели формирования ВОС и более расположены к тому, чтобы дать разрешение бесплатно при условии, что копия произведения будет хорошего качества и иметь все необходимые ссылки на авторство.

Коммерческие компании, вероятнее всего, будут требовать оплаты, величина которой может варьироваться от чисто символической до весьма ощутимой.

При получении разрешения важно точно определить, что вам требуется. Например, будут ли ресурсы доступны студентам с территории вуза (кампуса), а также вне его? Будут ли материалы доступны любому сотруднику образовательного учреждения или четко ограниченной конкретной группе студентов? Будет ли ресурс для электронного обучения создаваться в рамках коммерческого проекта? Эти и другие подобные соображения могут повлиять на размер оплаты. Правообладатель может также пожелать узнать, в каком контексте используется его материал.

Изготовление видеофильма собственными силами – это еще один вариант, в особенности теперь, когда цифровые камеры и оборудование для редактирования стали легкодоступными и простыми в использовании. Многие учреждения имеют собственное ТВ-оборудование, которое может обеспечить соответствующий технологический уровень. Хотя право на такой видеофильм будет принадлежать учреждению, важно помнить, что лица, появляющиеся в видеофильме, обладают правами на исполнение и необходимо иметь письменное разрешение на включение их изображений в ролик. Заранее подготовленное письменное разрешение (бланк релиза) – простой и удобный способ фиксирования такого разрешения. В этом бланке должно быть сделано ясное заявление о том, каким образом будет использоваться ролик; если предполагается, что в будущем материал может понадобиться в других целях, соответствующий пункт должен быть внесен в текст.

Преподавателю может понадобиться включить изображения (фотографии или диаграммы) в свой материал. Существует общее недопонимание, что использование в образовательных целях якобы всегда допустимо. Преподаватели часто не имеют понятия о процессе получения разрешения, о необходимых затратах времени и возможной величине оплаты. В зависимости от того, сколь существенным является включение изображения в учебно-методический материал, и следует рассматривать альтернативу – нужно или не нужно пытаться получить разрешение. Всегда полезно рассмотреть и другие варианты:

·      бесплатные ресурсы Интернета для образовательных целей, такие, например, как BritishPathe (www.britishpathe.com), ARKive (www.arkive.com), VisualArtsDataservice (http://vads.emol.ac.uk), EducationalMediaOnline (www.emol.ac.uk);

·      самостоятельное создание изображений, но с письменным разрешением лиц, чьи фотографии воспроизводятся.

Преподаватели часто спрашивают, разрешается ли сканировать диаграмму, таблицу из другого источника и включать их в собственные учебные материалы. Обычно считается, что это возможно при условии, что сделаны соответствующие ссылки на источник. Однако это не так. Должно быть получено разрешение от правообладателя на сканирование и воспроизведение их работы; если документ уже находится в электронной форме, надо получить разрешение на его копирование. Еще одно ошибочное предположение состоит в том, что не требуется разрешение, если объект не копируется, а каким-то образом адаптируется для создания несколько иной версии. Право адаптации принадлежит правообладателю, и на это должно быть получено разрешение. Сканирование и адаптация чьей-либо работы может также рассматриваться, как нарушение моральных прав автора, т.е. права автора возражать против искажения его произведения.

Концепция честного пользования не применима для изготовления цифровых копий, с которыми будут работать группы студентов. Она применима только к тому случаю, когда студент сам делает копию для себя или библиотекарь делает одну копию для отдельного студента. И все же этот принцип служит целям защиты, а не обеспечивает права, и на него нельзя полагаться при создании электронных копий для систематического пользования студентами или персоналом.

Еще один случай, когда разрешение может быть бесплатным или, по крайней мере, по весьма сниженной цене, – это если автор хотел бы использовать свой материал для поддержки тех курсов, по которым он читает лекции. Это может быть указано и в контракте автора с издателем.

Кто обладает правами? Этот вопрос часто задается сотрудниками вузов в отношении материалов, которые они производят, – будь то статья, подготовленная для публикации в электронном журнале, или материалы по электронному обучению, разработанные для ВОС. Статья 1288 Гражданского кодекса РФ «Договор авторского права» предусматривает возмездное отчуждение заказчику исключительных прав. Что касается произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания (статья 1295 ГК), то работодатель вправе его использовать в рамках тех самых служебных целей и в соответствующих пределах, если не было заключено специальное соглашение.

Раздел 11(2) британского Закона «Об авторских правах, дизайнах и патентах» (1988 г.) устанавливает: если работа произведена лицом, «находящимся на службе, работодатель этого лица является первым обладателем любых прав на воспроизводство, если иное не предусмотрено каким-либо соглашением». Важным акцентом здесь является «находящимся на службе». Речь не идет об абсолютной зависимости от того, когда и где материал был произведен – речь о том, был ли он произведен как неотъемлемая часть должностных обязанностей сотрудника.

По этим вопросам в вузовской среде идут горячие споры. Широко принятая практика состоит в том, что преподаватель владеет правами на статьи, выступления на конференциях и на книги, а учреждение владеет правами на учебно-методические материалы, в том числе подготовленные для ВОС. Если существует возможность коммерческого использования учебных материалов, авторские отчисления обычно делятся между сотрудником и работодателем. Это является признанием творческого вклада сотрудников и стимулирует персонал производить больше учебно-методических ресурсов.

Наряду с ошибочным мнением, что преподаватели владеют правом на воспроизводство материалов, которые они создали, существует также ложное представление, что преподаватели могут использовать материалы, созданные во время работы в университете N и при переходе на новую должность в другой университет. Как уже отмечено, копирайт на учебные материалы принадлежит университету N, и использовать их в ином месте можно только с разрешения этого вуза.

Студенты формально не являются сотрудниками вуза, и авторское право на созданные ими работы не переходит автоматически в собственность учреждения, как это происходит в случае с преподавателями. По закону вуз не имеет права воспроизводить, публиковать или использовать материалы, созданные студентами, без их разрешения. Владение авторскими правами может быть передано загодя, авансом, и многие вузы сейчас практикуют предварительное согласие будущих студентов на передачу университету всех прав интеллектуальной собственности на те материалы, которые они создадут в ходе обучения. Это делается в том числе и из патерналистских соображений, поскольку университет обеспечит намного лучшую сохранность материалов и реализацию прав, а если возникнет вопрос коммерческого использования, то университет сумеет это право реализовать и поделить вознаграждение со студентом.

Подобные соглашения зачастую являются частью университетских правил, на которые студенты должны дать письменное согласие во время зачисления. Сомнительно, чтобы этот подход мог быть поддержан в судах, поскольку скорее всего абитуриенты не вполне понимают то, на что соглашаются. Для того чтобы такие соглашения имели юридическую силу, следует специально привлечь внимание поступающих в вуз к этому вопросу, а не делать его вынужденным ходом.

Студенты, которых направили на обучение их работодатели, могут выполнять исследования, относящиеся к их основной работе и содержащие конфиденциальную информацию; могут быть также студенты, финансируемые в рамках определенной коммерческой операции. В этих более сложных ситуациях нужно специально заниматься вопросами авторского права и интеллектуальной собственности.

В 1990-е гг. казалось, что сотрудничество между вузами поможет решить многие проблемы. При оценке пригодности существующих материалов преподаватели зачастую ищут практически полное совпадение с тематическим планом, но редко его находят. То, что кажется идеальным одному преподавателю, может быть в лучшем случае всего лишь приемлемо для другого. Неизбежно существует стремление создать ресурс, полностью соответствующий потребностям своего курса и своих студентов.

В недрах академического сообщества крепнет понимание ценности обучающих объектов, цифровых документов, которые могли бы использоваться преподавателями и студентами при создании собственных ресурсов. Ценность обучающих объектов будет определяться наличием хороших метаданных, помогающих пользователю найти подходящие материалы, а затем получить разрешение на их гибкое использование в условиях изменяющейся образовательной среды. Дальнейшим продвижением по этому пути будет создание национальных репозитариев электронных ресурсов многократного использования, свободных от обременений копирайта. Эти ресурсы могут использоваться для поддержки творческой работы преподавателей и студентов.

Можно также упомянуть об инициативе CreativeCommons, выдвинутой США в 2001 г. с целью «сформировать набор разумных, гибких авторских прав перед лицом все возрастающих ограничений».

Лицензия CreativeCommons построена так, чтобы позволить создателям веб-сайтов, авторам музыкальных произведений, кинофильмов, фотографий, литературных произведений и учебно-методических материалов сохранить свои авторские права и в то же время лицензировать свои произведения как открытые для некоторых видов использования. Целью является «не только увеличение количества сырых материалов сети, но также предоставление доступа к этим материалам дешевле и легче». Создатели произведений могут ставить знак «лицензия CreativeCommons», выбирая из четырех базовых условий: требование признания автора, некоммерческое использование, запрещение использовать данный документ в производных работах, обязательство использовать те же условия доступа.

Для правообладателей имеются 11 возможных комбинаций формулирования лицензий, наиболее точно соответствующих их собственным конкретным требованиям. Материалы становятся свободными на благо обществу, правообладатели сохраняют защиту интеллектуальной собственности таким образом, какой они сами избрали, а бюрократический процесс получения разрешения сведен к минимуму.

Рекомендации по организации работы и модельные контракты с персоналом можно найти в подготовленном Британским советом по финансированию высшей школы (HEFCE) докладе «Права интеллектуальной собственности в программах по электронному обучению» (IntellectualPropertyRightsine-learningProgrammes), в котором исследуются проблемы авторских прав на документы, используемые в системах электронного образования. Так же, как и в обычном трудовом контракте, требуется формальное соглашение с работодателем, касающееся специального поручения работодателя на выполнение работы, выходящей за рамки трудовых обязанностей. Вузовские специалисты стремятся публиковать статьи в реферируемых журналах для того, чтобы повысить рейтинг своего учреждения при проведении оценок активности научной работы; более высокий рейтинг означает увеличение объемов финансирования университета.

Стандартной практикой для издателей журналов является предложение авторам передать все права издателю. Педагоги начинают осознавать, что за эту беспечность приходится платить. Если преподаватель хочет воспроизвести в виртуальной образовательной среде свою статью, ему придется получить разрешение от издателя (поскольку он правообладатель) и, возможно, автору придется платить за привилегию использовать материал, который он сам и написал. Чтобы защитить себя от такой ситуации, преподаватели должны взять инициативу в свои руки и договориться о включении в контракт с издателем пункта, разрешающего им сохранить права на использование созданных ими документов любым способом, который нужен для целей образования.

Веб-сайты

Существует ошибочное мнение, будто материалы, размещенные в Интернете, находятся в общественном достоянии, и «свободно» доступны: выгрузка материалов из Сети и указание гиперсвязей к веб-сайтам являются широко распространенной практикой. Предполагается, что поскольку документ свободен для просмотра, он также свободен и для использования. Однако материалы, опубликованные в Интернете, защищены авторским правом и их нельзя воспроизводить без разрешения, разве что на сайте имеется специальное заявление. Нельзя считать, что если электронная информация не сопровождается символом ©, то ее можно беспрепятственно копировать. Законы нового поколения, в том числе Часть 4 Гражданского кодекса РФ (п. 12 статьи 1270 «Исключительное право на воспроизведение»), или «Инструкция по авторским и смежным правам» Великобритании вводят новое право – право на «доведение для всеобщего сведения».

Это исключительное право автора как первого владельца копирайта, и оно распространяется на работу с электронными документами. Если кто-либо опубликует на своем веб-сайте материалы, на которые он не обладает авторским правом, то тем самым будет нарушено исключительное право автора самому доводить собственную работу до всеобщего сведения; эти действия наказуемы (в России – до 6 лет лишения свободы, в Великобритании – до 2 лет).

Многие корпоративные веб-сайты имеют юридическое примечание, включающее заявление о копирайте, или у них могут быть специально выделенные соответствующие замечания. Если вы хотите копировать материал, обнаруженный на веб-сайте, следует проверить, имеется ли там заявление о копирайте и предоставляет ли оно вам необходимые права. Если заявление не позволяет копировать материал или вы вообще не нашли заявления о копирайте, можно посоветовать связаться с веб-мастером.

Одна веб-страница может содержать много различных видов авторских прав, например, текстовая статья защищается как литературное произведение; графика, диаграммы или фотографии – как художественные произведения; звуковое сопровождение – как музыкальное произведение; HTML-кодирование и метаданные – как литературная работа. Каждая из этих составных частей веб-сайта защищена. И в дополнение ко всему веб-сайт в целом защищен правом на «доведение до всеобщего сведения». Многие веб-сайты также подпадают под систему защиты авторских прав на базы данных.

До того как обратиться за разрешением, полезно проверить веб-сайт: условия использования его материалов могут быть размещены где-то на сайте под такими заголовками, как «Отказ от авторства», «Ответственность», «Копирайт», «Условия и ограничения». Кроме того, обычно даются контактные данные, куда нужно адресовать запросы на воспроизводство документов или на их использование сверх разрешенных ограничений. Указание гипертекстовых ссылок на ресурсы Интернета превратилось в общую практику, однако следует помнить, что веб-страницы являются интеллектуальной собственностью другой стороны и вы обязаны следовать определенным правилам. Например, хорошо бы:

  • проставлять связи непосредственно в тексте, а не указывать сетевые адреса (URL) в общем перечне использованных документов; при таком способе более четко идентифицируется правообладатель;
  • открывать любую связь в новом окне браузера. Некоторые конструкции ВОС по умолчанию дают новый материал с чужого сайта в рамках баннера своей ВОС и т.п. – это может быть воспринято как обход, уводящий пользователя от указания истинного владельца сайта;
  • получать разрешение на использование логотипов. Это не только хорошая практика, но и существенное требование законодательства, поскольку логотип может оказаться зарегистрированной торговой маркой, в этом случае его воспроизведение без разрешения правообладателя будет нарушением закона.

Практика использования глубоких связей (deeplinking) – еще одна группа спорных проблем. Наиболее безопасный подход рекомендован Службой помощи Европейской комиссии (EuropeanCommissionIPRhelpdesk): проставлять связь к главным (домашним) страницам и спрашивать разрешение на использование глубоких связей. Многие сайты с удовольствием дают разрешение, но некоторые могут и отказать. Отказ может быть связан с тем, что на их домашних страницах содержится реклама и одним из условий контракта владельца сайта с рекламным агентством может быть обязательство направлять любой трафик к сайту через домашние страницы. Другие правообладатели не дают разрешения, поскольку их сайт постоянно меняется, и они не гарантируют, что тот или иной документ всегда будет найден по указанному ранее адресу. Таких правообладателей тревожит то, что связи недостаточно быстро обновляются и это может негативно отразиться на их репутации. Если преподаватель принимает решение включить в свой материал глубокие связи, не получив разрешения, он должен быть готов к тому, чтобы убрать эти связи по первому требованию правообладателя.

Коллективное управление правами

Индивидуальное управление авторским правом типично для печати и издательского дела: права приобретаются и реализуются посредством договоров между авторами (либо их литературными агентами) и издателями.

В тех случаях, когда реализация прав в индивидуальном порядке затруднена или экономически невыгодна, могут создаваться организации по коллективному управлению правами. Полномочия таких организаций определяются договорами с правообладателями. Конечно, для пользователя удобнее обращаться за разрешением в одну организацию (принцип «одного окна»).

История коллективного управления правами началась в середине XVIII в. во Франции, в первую очередь в сфере легкой музыки и драматических произведений, исполнявшихся в кабаре.

По мере развития фотокопирования и превращения его в один из способов массового использования печатного материала стало весьма затруднительным или даже невозможным просить разрешение у авторов и издателей во всем мире. Уже в 1955 г. в решении Федерального суда Германии указывалось, что воспроизведение статьи из научных журналов промышленной фирмой для использования ее сотрудниками не является свободным использованием, которое может осуществляться без разрешения правообладателя. Как результат система коллективного управления правами получила широкое распространение в области репрографии.

Организации по правам на репрографическое воспроизведение (ОПР) созданы более чем в 50 странах. Они объединены в Международную федерацию организаций по правам на репрографическое воспроизведение (InternationalFederationofReproductionRights, IFRRO). Свои полномочия эти организации черпают из соглашений с правообладателями или на законодательной основе. В 2006 г. члены IFRRO собрали около 500 млн евро авторских отчислений.

Существуют различные законодательные модели деятельности ОПР:

·      добровольное коллективное лицензирование,при котором ОПР могут действовать только в рамках соответствующих договоров с правообладателями. На этой основе действуют ОПР в странах англо-американской правовой традиции (США, Великобритания, Канада, Ирландия, Япония и др.);

·      добровольное лицензирование с законодательной поддержкой, которая распространяется на ситуацию, связанную с правообладателями, чьи интересы не представлены. ОПР действуют в соответствии с двумя механизмами – расширенной коллективной лицензией и принудительным коллективным управлением. Особенности этой модели состоят в следующем:

  • ОПР должны быть национальными представителями;
  • соглашение распространяется даже на непредставленных правообладателей;
  • пользователь может использовать все материалы;
  • исключается возможность преследования со стороны третьих лиц.

На этой основе действуют ОПР в Северных странах (Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии), а также в Российской Федерации и Украине. Именно эта особенность национального российского законодательства позволяет избегать уголовного наказания таким одиозным компаниям по продаже музыкальных файлов, как владельцы сайта allofmp3.com. (Правда, в соответствии с Частью 4 Гражданского кодекса РФ защита авторских прав будет существенно строже.);

·      принудительное коллективное управление, при котором правообладатели могут предъявлять претензии только через организацию коллективного управления. Этот метод, принятый во Франции, защищает пользователя, поскольку правообладатели не могут их преследовать;

·      лицензия, основанная на законе, не требует согласия правообладателей; вознаграждение для них собирает ОПР. (Эта модель используется в Австралии, Нидерландах, Швейцарии.)

Вознаграждение за копирование может быть построено либо на системе сборов с оборудования (фотокопировальные машины, факсимильные аппараты, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, программаторы компакт-дисков и др.), либо путем сборов с операторов (школы, университеты, библиотеки, научные институты и т.п.), либо путем комбинирования этих способов.

Для работы библиотек очень существенно то, что IFRRO подготовила в 2004 г. перечень принципов международной доставки документов, в соответствии с которыми доставка должна осуществляться по ценам, специально одобренным правообладателями соответствующих произведений, а не на основе национальных тарифов.

Данные для определения размеров вознаграждения ОПР получает различными путями; среди них полная отчетность о фактическом копировании; частичная отчетность, при которой подгруппа пользователей отчитывается о своем копировании в течение определенного промежутка времени; статистическое исследование, при котором нормы копирования оцениваются через определенные интервалы времени.

Фотокопирование с развитием технологий заменяется цифровым копированием, широко используемым, например в ЭДД. Многие ОПР лицензируют определенные виды цифрового использования. Однако объем и разнообразие услуг в этой области широко варьируются. В связи с этим Европейская комиссия выпустила в апреле 2004 г. Сообщение по управлению авторскими и смежными правами. В нем отмечается, что выработка соответствующего европейского законодательства по коллективному управлению правами и, в частности, по руководству обществами, собирающими отчисления, была бы очень желательна.

В России для получения права на распространение и воспроизведение объектов интеллектуальной собственности необходимо получить полномочия (в виде лицензии) у правообладателя. В этом направлении задействованы Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР) и Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). (Нужно заметить, что пока зарубежные звукозаписывающие компании отказываются сотрудничать с ФАИР и РОМС.)

Коллективным управлением правами на копирование печатных документов занимается Российское авторское общество КОПИРУС, которое объединяет 18 творческих союзов, Российский книжный союз, Гильдию книжников, Ассоциацию книгоиздателей и имеет договоры с 20 иностранными обществами. По сообщению генерального директора КОПИРУС В. В. Терлецкого суммы авторских отчислений составили в 2006 г. 3,3 млн р., при этом 20% из них предусмотрены для административных расходов общества.

В Великобритании Лицензионное агентство по авторским правам осуществляет лицензирование на право копирования книжных или журнальных материалов. Агентство выдало несколько лицензий на оцифровку учреждениям образования. Лицензионное агентство по авторским правам и Лицензионное газетное агентство не имеют права на выдачу лицензий, защищающих материалы, которые изначально созданы в цифровом формате (borndigital). Однако они могут лицензировать разрешение на оцифровку содержания при строго определенных условиях. Эти лицензии содержат больше ограничений, чем лицензии на работу с печатными документами. Охваченный репертуар также не столь велик, как для печатных изданий. Например, в случае работы с Лицензионным агентством по авторским правам допускается оцифровка материала только британского происхождения. Или в случае работы с Лицензионным газетным агентством газеты предпочитают не передавать агентству право продавать лицензии на оцифровку содержания.

Еще один вид ограничения – очень жесткое лимитирование времени, в течении которого можно сохранять электронный документ. В случае с Лицензионным газетным агентством электронные копии, которые используются для распространения отрывков из газет посредством электронной почты или через Интранет, можно держать у себя только семь дней, после чего файлы должны быть уничтожены.

Центр выдачи разрешений на копирование (ЦВРК) – американский эквивалент британского Лицензионного агентства по авторским            правам. До обращения в ЦВРК за получением разрешения нужно открыть там счет. При его наличии можно получить лицензию, позволяющую формировать пакеты электронных документов по курсу обучения в рамках Службы электронных курсовых документов (ElectronicCourseContentService). Защищенные документы могут использоваться в электронном формате при подготовке пакета курсовых учебно-методических материалов, а также для чтения рекомендованной литературы (т.е. для использования либо на конкретном курсе, либо на общеуниверситетском уровне).

Правообладатель является конечным источником любых разрешений, и большинство правообладателей дает разрешение на использование материалов в составе онлайновых курсовых пакетов. Возможно, обратившись напрямую к правообладателям, вы иногда получите более выгодные условия, по сравнению с теми, которые сформулирует для вас третья сторона. Однако некоторые правообладатели могут перенаправить вас к посреднику, что только увеличит время, необходимое для получения разрешения.

Если правообладателем является автор, за получением разрешения вас могут направить в агентство, к литературному агенту автора. Агентство будет вести переговоры по поручению автора или действовать в соответствии с принятой практикой. Так что иногда оказывается возможным или даже желательным попытаться установить прямой контакт с автором, если агентство не может выдать вам подходящее разрешение.

Представители Российского института интеллектуальной собственности и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ на Национальной конференции по авторскому и смежным правам (см. первую часть этой публикации в № 1 2008 г.) активно вели агитацию за формирование государственной системы аккредитации и лицензирования обществ коллективного управления правами, что, по их мнению, позволит избежать неправильного поведения некоторых российских обществ, вызвавшего нарекания пользователей и правообладателей.

  
На главную