Т. Я. Кузнецова
Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва
Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ:
новые задачи непрерывного профессионального образования
Освещен опыт реализации кадровой образовательной политики в русле
задач Программы развития национальной компьютерной библиотечно-информационной
сети ЛИБНЕТ и Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской
Федерации. Рассмотрены роль профессиональной переподготовки и повышения
квалификации кадров, перспективы развития системы непрерывного
библиотечно-информационного образования.
Реализация базовых национальных программ развития
библиотечного дела в стране – Программы ЛИБНЕТ и Программы сохранения
библиотечных фондов – напрямую зависит от уровня профессиональной готовности
работников библиотек к решению поставленных программами задач. Исходя из этого,
кадровое обеспечение программной деятельности в отрасли диктует необходимость
модернизации национальной системы высшего, среднего и дополнительного
профессионального библиотечно-информационного образования с учетом не только
перехода на европейскую систему образования в рамках Болонского процесса, но и
реалий библиотечной практики в контексте реализуемых национальных программ.
Одной из главных целей непрерывного библиотечно-информационного образования
в современных условиях, на мой взгляд, должно стать создание согласованной
системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации
библиотечно-информационных кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками
работы в режиме функционирования национальной компьютерной
библиотечно-информационной сети, но при этом ориентированных на сохранение и
приумножение документного культурного наследия, хранящегося в
библиотечно-информационных центрах страны.
Основная нагрузка по адаптации библиотечных специалистов к
работе в принципиально изменившейся технологической и социальной среде с учетом
задач национальных программ ложится на дополнительное профессиональное
библиотечно-информационное образование, т. е. на сферу профессиональной
переподготовки и повышения квалификации кадров.
Главные задачи сферы профессионального образования в
контексте реализации Национальной программы ЛИБНЕТ:
· разработка
нового поколения государственных образовательных стандартов высшего и среднего
профессионального образования по специальностям библиотечно-информационного
профиля, предусматривающих коренную модернизацию содержания образования в русле
задач построения информационного общества, основанного на знаниях, а также
создания и функционирования национальной компьютерной библиотечно-информационной
сети, повышения ее социальной роли в современном мире;
· координация
деятельности всех структур, занимающихся подготовкой и профессиональным
развитием кадров в контексте задач информатизации отрасли;
· открытие
нового направления профессиональной переподготовки специалистов по программам
«Менеджмент электронных информационно-библиотечных ресурсов» и «Менеджмент
компьютерных информационно-библиотечных сетей», предусматривающих освоение
комплекса базовых знаний в области профильного технологического менеджмента по
всем функциональным направлениям, представленным в Программе ЛИБНЕТ;
государственная аккредитация программ в рамках специальности 052700 –
Библиотечно-информационная деятельность;
· расширение
подготовки специалистов по квалификациям «Техник автоматизированных
библиотечно-информационных сетей» и «Технолог автоматизированных
библиотечно-информационных сетей» в средних и высших учебных заведениях
библиотечно-информационного профиля;
· развитие
дистанционного библиотечно-информационного образования, в том числе создание
сети образовательных центров, оснащенных соответствующим телекоммуникационным
оборудованием;
· унификация
и стандартизация требований к содержанию и качеству образовательных программ на
основе их лицензирования и общественной профессиональной сертификации;
разработка типовых учебных планов и программ и их трансляция в регионы.
При создании Национальной компьютерной библиотечно-информационной
сети оперативное обучение работников библиотек должно предусматривать
разработку и реализацию цикла образовательных программ в формате проблемно-ориентированного
повышения квалификации (учебных семинаров, курсов, в том числе дистанционного
обучения, мастер-классов, тренинг-мастерских и других инновационных форм) по
следующим направлениям:
· социальные
функции библиотек в условиях информационного общества, их роль в организации и
управлении знаниями;
· правовое
и методическое обеспечение развития национальной компьютерной сети, нормативные
основы процессов информатизации, система национальных библиотечных форматов (в
том числе RUSMARC),
национальные государственные стандарты и правила каталогизации документов,
национальные классификационные системы;
· формирование
национальных электронных ресурсов на основе корпоративных технологий, создание
электронных библиотек на федеральном и региональном уровнях, развитие Сводного
электронного каталога библиотек России;
· контент
и веб-дизайн библиотечных порталов и сайтов, создание национальной сети
виртуальных справочных служб, представление электронных ресурсов российских
библиотек в русскоязычном сегменте Интернета;
· управление
национальной компьютерной библиотечно-информационной сетью: прогнозирование,
планирование и координация развития сети, менеджмент качества в области
создания электронных ресурсов и обеспечения доступа к ним, мониторинг динамики
и маркетинг развития российского и мирового рынка информационной продукции и
услуг, проектная деятельность.
Успешная реализация поставленных задач в сфере подготовки,
переподготовки и повышения квалификации будет во многом зависеть от обеспечения
образовательных структур всех форм профессионального обучения (среднего,
высшего и дополнительного) необходимыми техническими средствами,
специализированными программными продуктами и учебными изданиями, в том числе
электронными учебниками и курсами для дистанционного образования, в первую
очередь по междисциплинарным проблемам информатизации библиотечного дела и
конкретным технологическим вопросам создания и функционирования национальной
компьютерной библиотечно-информационной сети.
Механизм реализации задач:
· формирование
системы государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации
кадров по ключевым направлениям Программы ЛИБНЕТ, что предполагает финансовую
поддержку на федеральном и региональном уровнях наиболее значимых
образовательных проектов, в том числе в рамках ФЦП «Культура России (2006–2010
годы)»;
· создание
специализированного Интернет-ресурса, обеспечивающего более широкое
учебно-методическое и информационное представление инновационных
образовательных технологий в сфере подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров в рамках реализации Программы ЛИБНЕТ, позиционирование его
на информационно-образовательном портале в сфере культуры и искусства;
· подготовка
соответствующих учебно-педагогических кадров, способных реализовать
поставленные задачи на различных уровнях системы непрерывного библиотечного
образования; создание условий для регулярного обновления знаний педагогического
корпуса средних и высших учебных заведений, а также сферы дополнительного
библиотечно-информационного образования.
Кадровое обеспечение
Национальной программы сохранения библиотечных фондов осуществляется
согласно соответствующему подразделу программы, который предусматривает
принятие кардинальных мер по созданию системы переподготовки и повышения
квалификации работников библиотек, решающих фондоохранные задачи. В результате
впервые в стране, а также в мировой библиотечно-образовательной практике на
базе АПРИКТ, являющейся научно-методическим и координационным центром кадрового
обеспечения Национальной программы, разработано и успешно реализовано
направление профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент
сохранности библиотечных фондов» объемом около 1600 академических часов.
Цель образовательной программы – подготовка
высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по
всем функциональным направлениям фондоохранных задач (консервации библиотечных
фондов, обеспечении сохранности и рационального использования книжных
памятников, безопасности библиотек и библиотечных фондов, их учета и сохранения
в процессах использования, организации микрофильмирования и оцифровки
документов, создании страхового фонда) и способных обеспечить их комплексную
реализацию в условиях федеральных библиотек и конкретных регионов.
Первый выпуск слушателей по данной программе (20
специалистов) осуществлен в ноябре 2003 г. В 2005 г. произведен
второй набор в группу профессиональной переподготовки из 12 регионов России.
Программа получила государственную аккредитацию (№ 25–1956
от 28.10.04) в рамках государственного стандарта по специальности 052700 –
Библиотечно-информационная деятельность. Тем самым создана нормативная база по
специализации «Менеджмент сохранности библиотечных фондов» и заложены научные,
методологические и учебно-методические основы формирования нового направления в
системе непрерывного библиотечного образования, ориентированного на решение
задач кадрового обеспечения сохранности документных фондов в масштабах страны.
На основе системного подхода развивается блок оперативного
повышения квалификации библиотечных кадров (обучающие семинары, мастер-классы и
др.) по всему комплексу фондоохранных задач, а также их приоритетным
направлениям: программному управлению процессами сохранности фондов;
консервации и реставрации документов, превентивным мерам, обеспечивающим их
сохранность, внедрению государственных стандартов в области консервации;
электронной паспортизации документов, созданию страхового фонда российских
библиотек, ликвидации последствий аварийных ситуаций в библиотеке.
За последние годы обучение в формате
проблемно-ориентированного повышения квалификации прошли около тысячи
специалистов среднего звена из федеральных и центральных региональных
библиотек. Это позволило в значительной мере сформировать новую
профессиональную идеологию в отношении сохранности и безопасности библиотечных
фондов с учетом обеспечения их доступности, создать условия для освоения нового
технологического инструментария реализации фондоохранных задач в
общегосударственном масштабе.
Содержательная перестройка учебного процесса
профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров
осуществлена за счет включения в образовательные программы по специальности
«Библиотечно-информационная деятельность» спецкурсов по сохранности документных
фондов и безопасности библиотек. В результате этого значительно повысился
профессиональный уровень библиотечных специалистов в вопросах сохранения
фондов.
Научно-методической основой образовательной деятельности в
рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов стал специально
разработанный комплекс учебных и учебно-тематических планов и программ по всем
курсам и дисциплинам фондоведческого цикла. В настоящее время подготовлены к
изданию учебные и учебно-методические пособия по базовой образовательной программе
«Менеджмент сохранности библиотечных фондов».
Значительное достижение кадровой образовательной политики –
система государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение
квалификации библиотечных кадров по комплексу проблем в области сохранения
фондов и безопасности библиотек. На основе госзаказа в рамках Федеральной
целевой программы «Культура России (2000–2005 годы, 2006–2010 годы)» прошли
обучение более 600 ведущих специалистов федеральных и центральных региональных
библиотек.
Главные результаты реализации задач по кадровому компоненту
Национальной программы – обоснование и экспериментальная проверка новой
парадигмы подготовки кадров по проблемам сохранности библиотечных фондов,
заключающейся в переносе центра тяжести с пока «гипотетического» базового
среднего и высшего профессионального образования (ссузы и вузы) на систему
дополнительного образования и его ведущие звенья – профессиональную
переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Это позволяет более
эффективно осуществлять политику в области кадрового обеспечения фондоохранных
задач с учетом оперативной адаптации работников библиотек к новой идеологии и
технологиям сохранения документных фондов библиотек и обеспечения их доступности.
Однако в сфере подготовки кадров осталось много нерешенных
задач: включение в номенклатуру библиотечных должностей менеджеров и технологов
по сохранению библиотечных фондов, консервации и реставрации документов;
разработка тарифно-квалификационных характеристик (требований) к этим
должностям; повышение активности образовательной деятельности межрегиональных
центров консервации документов; укрепление учебно-методической и
материально-технической базы образовательных центров, увеличение финансирования
их деятельности; развитие необходимой координации в осуществлении
образовательных акций на федеральном и региональном уровнях и др.
Необходимы также организация научных исследований кадровой
обеспеченности сохранения библиотечных фондов страны и мониторинг динамики
уровня квалификации специалистов в этой сфере с учетом потребностей отрасли в
соответствующих кадрах.
В заключение следует отметить, что подготовка
высококвалифицированных кадров менеджеров по сохранности библиотечных фондов,
консерваторов документных ресурсов, специалистов по работе с книжными памятниками,
технологов-реставраторов и др. имеет значительный социокультурный эффект,
поскольку способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов
России, созданию единого культурного и информационного пространства, повышению
доступности культурных ценностей населению страны, позволяет российской
культуре интегрироваться в мировой культурный и художественный процесс.
Таким образом, за последние десять лет в стране сделано
многое по совершенствованию образовательного процесса и в русле задач
национальных программ развития отрасли. Однако о системном решении проблем их
кадрового обеспечения говорить пока рано. Впереди предстоит большая работа всех
образовательных структур в тесном союзе с библиотеками федерального и
регионального уровней по профессиональному развитию кадров, реализующих программные
направления модернизации библиотечно-информационной сферы.
|