Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


Т. Я. Кузнецова

Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ:
новые задачи непрерывного профессионального образования

Освещен опыт реализации кадровой образовательной политики в русле задач Программы развития национальной компьютерной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ и Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Рассмотрены роль профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, перспективы развития системы непрерывного библиотечно-информационного образования.

Реализация базовых национальных программ развития библиотечного дела в стране – Программы ЛИБНЕТ и Программы сохранения библиотечных фондов – напрямую зависит от уровня профессиональной готовности работников библиотек к решению поставленных программами задач. Исходя из этого, кадровое обеспечение программной деятельности в отрасли диктует необходимость модернизации национальной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального библиотечно-информа­ционного образования с учетом не только перехода на европейскую систему образования в рамках Болонского процесса, но и реалий библиотечной практики в контексте реализуемых национальных программ.

Одной из главных целей непрерывного библиотечно-информа­ционного образования в современных условиях, на мой взгляд, должно стать создание согласованной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками работы в режиме функционирования национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети, но при этом ориентированных на сохранение и приумножение документного культурного наследия, хранящегося в библиотечно-информационных центрах страны.

Основная нагрузка по адаптации библиотечных специалистов к работе в принципиально изменившейся технологической и социальной среде с учетом задач национальных программ ложится на дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование, т. е. на сферу профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Главные задачи сферы профессионального образования в контексте реализации Национальной программы ЛИБНЕТ:

·      разработка нового поколения государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям библиотечно-информационного профиля, предусматривающих коренную модернизацию содержания образования в русле задач построения информационного общества, основанного на знаниях, а также создания и функционирования национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети, повышения ее социальной роли в современном мире;

·      координация деятельности всех структур, занимающихся подготовкой и профессиональным развитием кадров в контексте задач информатизации отрасли;

·      открытие нового направления профессиональной переподготовки специалистов по программам «Менеджмент электронных информационно-библиотечных ресурсов» и «Менеджмент компьютерных информационно-библиотечных сетей», предусматривающих освоение комплекса базовых знаний в области профильного технологического менеджмента по всем функциональным направлениям, представленным в Программе ЛИБНЕТ; государственная аккредитация программ в рамках специальности 052700 – Библиотечно-информационная деятельность;

·      расширение подготовки специалистов по квалификациям «Техник автоматизированных библиотечно-информационных сетей» и «Технолог автоматизированных библиотечно-информационных сетей» в средних и высших учебных заведениях библиотечно-информационного профиля;

·      развитие дистанционного библиотечно-информационного образования, в том числе создание сети образовательных центров, оснащенных соответствующим телекоммуникационным оборудованием;

·      унификация и стандартизация требований к содержанию и качеству образовательных программ на основе их лицензирования и общественной профессиональной сертификации; разработка типовых учебных планов и программ и их трансляция в регионы.

При создании Национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети оперативное обучение работников библиотек должно предусматривать разработку и реализацию цикла образовательных программ в формате проблемно-ориентированного повышения квалификации (учебных семинаров, курсов, в том числе дистанционного обучения, мастер-классов, тренинг-мастерских и других инновационных форм) по следующим направлениям:

·      социальные функции библиотек в условиях информационного общества, их роль в организации и управлении знаниями;

·      правовое и методическое обеспечение развития национальной компьютерной сети, нормативные основы процессов информатизации, система национальных библиотечных форматов (в том числе RUSMARC), национальные государственные стандарты и правила каталогизации документов, национальные классификационные системы;

·      формирование национальных электронных ресурсов на основе корпоративных технологий, создание электронных библиотек на федеральном и региональном уровнях, развитие Сводного электронного каталога библиотек России;

·      контент и веб-дизайн библиотечных порталов и сайтов, создание национальной сети виртуальных справочных служб, представление электронных ресурсов российских библиотек в русскоязычном сегменте Интернета;

·      управление национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сетью: прогнозирование, планирование и координация развития сети, менеджмент качества в области создания электронных ресурсов и обеспечения доступа к ним, мониторинг динамики и маркетинг развития российского и мирового рынка информационной продукции и услуг, проектная деятельность.

Успешная реализация поставленных задач в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации будет во многом зависеть от обеспечения образовательных структур всех форм профессионального обучения (среднего, высшего и дополнительного) необходимыми техническими средствами, специализированными программными продуктами и учебными изданиями, в том числе электронными учебниками и курсами для дистанционного образования, в первую очередь по междисциплинарным проблемам информатизации библиотечного дела и конкретным технологическим вопросам создания и функционирования национальной компьютерной библиотечно-информационной сети.

Механизм реализации задач:

·      формирование системы государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации кадров по ключевым направлениям Программы ЛИБНЕТ, что предполагает финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях наиболее значимых образовательных проектов, в том числе в рамках ФЦП «Культура России (2006–2010 годы)»;

·      создание специализированного Интернет-ресурса, обеспечивающего более широкое учебно-методическое и информационное представление инновационных образовательных технологий в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках реализации Программы ЛИБНЕТ, позиционирование его на информационно-образовательном портале в сфере культуры и искусства;

·      подготовка соответствующих учебно-педагогических кадров, способных реализовать поставленные задачи на различных уровнях системы непрерывного библиотечного образования; создание условий для регулярного обновления знаний педагогического корпуса средних и высших учебных заведений, а также сферы дополнительного библиотечно-информа­ционного образования.

Кадровое обеспечение Национальной программы сохранения библиотечных фондов осуществляется согласно соответствующему подразделу программы, который предусматривает принятие кардинальных мер по созданию системы переподготовки и повышения квалификации работников библиотек, решающих фондоохранные задачи. В результате впервые в стране, а также в мировой библиотечно-образовательной практике на базе АПРИКТ, являющейся научно-методическим и координационным центром кадрового обеспечения Национальной программы, разработано и успешно реализовано направление профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент сохранности библиотечных фондов» объемом около 1600 академических часов.

Цель образовательной программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по всем функциональным направлениям фондоохранных задач (консервации библиотечных фондов, обеспечении сохранности и рационального использования книжных памятников, безопасности библиотек и библиотечных фондов, их учета и сохранения в процессах использования, организации микрофильмирования и оцифровки документов, создании страхового фонда) и способных обеспечить их комплексную реализацию в условиях федеральных библиотек и конкретных регионов.

Первый выпуск слушателей по данной программе (20 специалистов) осуществлен в ноябре 2003 г. В 2005 г. произведен второй набор в группу профессиональной переподготовки из 12 регионов России.

Программа получила государственную аккредитацию (№ 25–1956 от 28.10.04) в рамках государственного стандарта по специальности 052700 – Библиотечно-информационная деятельность. Тем самым создана нормативная база по специализации «Менеджмент сохранности библиотечных фондов» и заложены научные, методологические и учебно-методические основы формирования нового направления в системе непрерывного библиотечного образования, ориентированного на решение задач кадрового обеспечения сохранности документных фондов в масштабах страны.

На основе системного подхода развивается блок оперативного повышения квалификации библиотечных кадров (обучающие семинары, мастер-классы и др.) по всему комплексу фондоохранных задач, а также их приоритетным направлениям: программному управлению процессами сохранности фондов; консервации и реставрации документов, превентивным мерам, обеспечивающим их сохранность, внедрению государственных стандартов в области консервации; электронной паспортизации документов, созданию страхового фонда российских библиотек, ликвидации последствий аварийных ситуаций в библиотеке.

За последние годы обучение в формате проблемно-ориентированного повышения квалификации прошли около тысячи специалистов среднего звена из федеральных и центральных региональных библиотек. Это позволило в значительной мере сформировать новую профессиональную идеологию в отношении сохранности и безопасности библиотечных фондов с учетом обеспечения их доступности, создать условия для освоения нового технологического инструментария реализации фондоохранных задач в общегосударственном масштабе.

Содержательная перестройка учебного процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров осуществлена за счет включения в образовательные программы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» спецкурсов по сохранности документных фондов и безопасности библиотек. В результате этого значительно повысился профессиональный уровень библиотечных специалистов в вопросах сохранения фондов.

Научно-методической основой образовательной деятельности в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов стал специально разработанный комплекс учебных и учебно-тематических планов и программ по всем курсам и дисциплинам фондоведческого цикла. В настоящее время подготовлены к изданию учебные и учебно-методические пособия по базовой образовательной программе «Менеджмент сохранности библиотечных фондов».

Значительное достижение кадровой образовательной политики – система государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по комплексу проблем в области сохранения фондов и безопасности библиотек. На основе госзаказа в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2000–2005 годы, 2006–2010 годы)» прошли обучение более 600 ведущих специалистов федеральных и центральных региональных библиотек.

Главные результаты реализации задач по кадровому компоненту Национальной программы – обоснование и экспериментальная проверка новой парадигмы подготовки кадров по проблемам сохранности библиотечных фондов, заключающейся в переносе центра тяжести с пока «гипотетического» базового среднего и высшего профессионального образования (ссузы и вузы) на систему дополнительного образования и его ведущие звенья – профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Это позволяет более эффективно осуществлять политику в области кадрового обеспечения фондоохранных задач с учетом оперативной адаптации работников библиотек к новой идеологии и технологиям сохранения документных фондов библиотек и обеспечения их доступности.

Однако в сфере подготовки кадров осталось много нерешенных задач: включение в номенклатуру библиотечных должностей менеджеров и технологов по сохранению библиотечных фондов, консервации и реставрации документов; разработка тарифно-квалификационных характеристик (требований) к этим должностям; повышение активности образовательной деятельности межрегиональных центров консервации документов; укрепление учебно-методической и материально-технической базы образовательных центров, увеличение финансирования их деятельности; развитие необходимой координации в осуществлении образовательных акций на федеральном и региональном уровнях и др.

Необходимы также организация научных исследований кадровой обеспеченности сохранения библиотечных фондов страны и мониторинг динамики уровня квалификации специалистов в этой сфере с учетом потребностей отрасли в соответствующих кадрах.

В заключение следует отметить, что подготовка высококвалифицированных кадров менеджеров по сохранности библиотечных фондов, консерваторов документных ресурсов, специалистов по работе с книжными памятниками, технологов-реставраторов и др. имеет значительный социокультурный эффект, поскольку способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов России, созданию единого культурного и информационного пространства, повышению доступности культурных ценностей населению страны, позволяет российской культуре интегрироваться в мировой культурный и художественный процесс.

Таким образом, за последние десять лет в стране сделано многое по совершенствованию образовательного процесса и в русле задач национальных программ развития отрасли. Однако о системном решении проблем их кадрового обеспечения говорить пока рано. Впереди предстоит большая работа всех образовательных структур в тесном союзе с библиотеками федерального и регионального уровней по профессиональному развитию кадров, реализующих программные направления модернизации библиотечно-информационной сферы.

  
На главную