Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


Н. И. Гендина

НИИ информационных технологий социальной сферы
Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Высшая библиотечно-информационная школа
в динамично меняющемся мире: факторы повышения
конкурентоспособности выпускников

Рассмотрены важнейшие факторы модернизации и обновления подготовки библиотечно-информационных кадров высшей квалификации: фундаментализация подготовки и интеллектуализация содержания, обновление содержательной базы обучения, развитие профессиональной компетентности, формирование креативной личности.

Высшее образование
и вызовы динамично меняющегося мира

Одной из важнейших, сущностных характеристик современной цивилизации, как отмечается в трудах философов, социологов, историков и науковедов, является всевозрастающая изменчивость окружающего мира: резкое повышение темпов общественных перемен, коренным образом отличающихся от тех, что происходили в прошлом. Впервые в истории человечества поколения вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей; теперь даже в масштабах обыденной человеческой жизни изменения начинают преобладать над преемственностью и постоянством. Переменам, ставшим неотъемлемой чертой современного мира, свойственны непрерывность и постоянность, стремительность и тенденция к ускорению; они носят глобальный характер, касаясь практически всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества.

Наиболее отчетливо эти изменения прослеживаются в экономике, ее технической базе и организационных формах, структуре, ус­ловиях и требованиях, которые она предъяв­ляет к уровню знаний и квалификации человека. При этом изменился сам характер труда человека – все большая доля приходится на умственную составляющую; появляются и развиваются новые виды и типы деятельности.

В качестве мощного катализатора перемен в современном мире выступают информационно-коммуникационные технологии, характеризующиеся беспрецедентными в истории техники темпами роста и развития. Процессы информатизации в сочетании с осознанием информации и знаний как важнейшего ресурса человеческой цивилизации обусловили переход к информационному обществу и обществу знаний, в котором именно за счет информации и знаний делается попытка решить глобальные проблемы человечества: восполнение уменьшающихся запасов сырья и энергии, поиск компромиссов между человеком и природой и тем самым решение проблемы выживания.

Развитие в условиях стреми­тельных перемен, становления информационного общества и общества знаний, доми­нирования информационно-коммуникационных технологий со всей неотвратимостью потребовало кардинальных изменений в системе образования и прежде всего преодоления противоречия между традиционным «поддерживающим» образованием, рассчитанным на относительную стабильность общества и постепенность протекания социальных процессов, и все более динамично и сложно развивающимся современным миром.

Важнейшее следствие этих радикальных перемен – изменение характера и самой парадигмы образования: переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Для системы высшего образования идея обучения на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией и соответствия предложению и спросу на высококвалифицированные кадры имеет решающее значе­ние, поскольку отражает природу современного знания, характеризующегося непрерывным обновлением и расширением.

Высшее образование все чаще ассоциируется с опережающим образованием, призванным готовить молодежь к жизни в быстро меняющемся мире и решению проблем, с которыми ни общество, ни государство, ни личность никогда ранее не сталкивались. Высокие темпы прироста научных знаний и развития научно-технического прогресса, внедрение технических инноваций существенным образом изменяют структуру занятости, создают потребности в кадрах в новых областях и специальностях, увеличивают такие потреб­ности в ряде уже существующих областей, при этом зачастую меняя требования, предъявляемые к их квалификации и спе­циализации, и в то же время сокращают и приводят к исчезновению потребностей в работниках в ряде областей и некото­рых традиционных профессий [1; 2]. В Национальной доктрине образования России подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональноймобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, относится к числу приоритетных целей.

Необходимость реализации этой цели непосредственным образом влияет на стратегию развития высшей библиотечно-информационной школы, перед которой стоит задача перехода на многоуровневую систему подготовки кадров (бакалавр – специалист – магистр) и разработки третьего поколения государственных образовательных стандартов.

Конкурентоспособность выпускников
высшей библиотечно-информационной школы
в контексте модернизации российского образования

Потребность в повышении конкурентоспособности выпускников вузов необычайно обострилась в условиях развития рыночной экономики, рынка труда и явно выраженной тенденции к укрупнению направлений и сокращению количества специальностей подготовки в российской системе высшего профессионального образования. Практически перед каждым вузом культуры и искусств, традиционно готовящим кадры для библиотек и информационных служб, встает необходимость искать способы повышения качества подготовки и соответственно усиливать конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда, тем самым доказывая высокий «бренд» вуза перед работодателями. В числе важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников любого вуза, следует назвать фундаментализацию подготовки и интеллектуализацию содержания, обновление содержательной базы обучения, формирование профессиональной компетентности, обеспече­ние готовности к решению профессиональных задач за счет развития творческого подхода к выполнению профессиональной деятельности [3].

Фундаментализация подготовки и интеллектуализация содержания,
обновление содержательной базы обучения

Основными признаками фундаментализации содержания образования принято считать обеспечение целостности представления научной картины мира; раскрытие взаимосвязи процессов, фактов и явлений в области профес­сии и специальности в контексте различных областей науки; формирование междисциплинарного знания.

Применительно к библиотечно-информационному образованию фундаментализация содержания связана не только с включением в его состав учебных дисциплин математического, естественнонаучного и специального характера, но и формирование способов творческой деятельности, умений и навыков использования этих знаний в конкретной профессиональной области, а также выработку необходимой психологической установки на концептуальную подготовку, направленную на разви­тие творческих задатков и дальнейшее самообразование человека.

При этом предполагается, что целевые установки образова­ния должны обязательно включать задачи развития общеинтеллектуальных умений и формирование научного рационального мышления; следовательно, содержание образования необходимо ориентировать на формирование обобщенных фундаментальных знаний в цело­стной системе, не сводимой к аддитивным вкладам отдельных учебных дисциплин.

Развитием стратегии фундаментализации высшего образования является интеллектуализация содержания и технологий подготовки студентов. Интеллектуализация содержания высшего образования выступает в качестве одного из важнейших факторов интенсификации подготовки будущих специалистов для научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Суть интеллектуализации содержания высшего образова­ния заключается в развитии интеллектуально-творческой направлен­ности личности путем формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств, включая способность к «видению» проблемы (интеллектуальная инициатива), самостоятельность, гибкость, критичность мышления, широту переноса усвоенных образцов деятельности в новую ситуацию. Для этого необходимо обеспечить формирование систем знаний, характеризующихся такими качественными параметрами, как системность, динамичность, обобщенность, развитие механизмов мышления, связанных с постановкой цели и выработкой концепции ее достижения, со способностью к оценочным действиям.

Формирование профессиональной компетентности
и развитие творческих способностей выпускников

Направленность на формирование профессиональной компетентности, развитие творческих способностей и формирование основ про­фессионально-творческой деятельности выпускников становится важнейшим ориентиром повышения качества высшего библиотечно-информа­ционного образования, основой для сформированности конкурентоспособности и само­утверждения будущего специалиста.

Компетентностный подход к совершенствованию подготовки кадров в системе высшего образования неразрывно связан с идеей непрерывного образования. Он символизирует попытку преодолеть ограниченность триады «Знания – умения – навыки», многие десятилетия выступавшей в отечественной педагогике в качестве единственного критерия, лежащего в основе оценки качества обучения. В основе большинства современных моделей образования лежит понятие ключевые компетенции, введенное в научный обиход в начале 1990-х гг. Международной организацией труда. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий.

Компетентностный подход – это практикоориентированный подход, который предполагает, что человек овладевает нормой деятельности, опытом, а по достигнутым результатам можно судить о степени его компетентности. В соответствии с [4] профессиональная компетентность – это интегральная характеристика деловых и личностных ка­честв специалиста, отражающая уровень знаний, умений и опыт, достаточные для осуществления цели данного рода дея­тельности, а также его нравственную позицию.

Идеология разработки третьего поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования базируется именно на компетентностном подходе, порождая для разработчиков стандартов высшего библиотечного образования нетривиальную задачу создания механизма его реализации в минимуме содержания подготовки библиотечных кадров высшей квалификации [4].

Формирование профессиональной компетентности выпускника вуза, понимаемой как способность мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, способность действовать в нестандартных ситуациях, неразрывно связано с развитием творческой составляющей в структуре личности. Профессионально-творческая направленность обучения студентов предполагает освоение основ методологии и опыта научного и технического творчества и должна обеспечивать активное владение принципами и методами поиска, отбора и аналитико-синтетической переработки информации, умениями генерировать идеи, навыками вести дискуссии и мозговой штурм на основе применения раз­нообразных методов обучения с использованием затрудняющих условий, проблемных задач.

Важным показателем качества высшего информационно-библиотеч­ного образования является готовность специалиста к решению того класса профессиональных задач, которые ему предстоит выпол­нять в трудовой деятельности. Как правило, эти задачи меж­дисциплинарные в своей теоретической основе и носят при решении их специалистом с высшим образованием стратегиче­ский характер, что требует высокого уровня как информированности, так и владения способами решения сложных задач. Следовательно, особую актуальность приобретает направленность содержания обуче­ния на развитие у студентов способности видеть, осознавать проблему и находить нестандартные ее решения, пользуясь широким кругом знаний, полученных в процессе обучения, а также умения самостоятельно отыскивать, приобретать, добы­вать необходимую информацию и использовать ее в процессе решения задач.

В системе высшего библиотечного образования развитие творческого подхода к выполнению профессиональной деятельности обеспечивается, как правило, специальными курсами, направленными на освоение студентами методологии, методики и организации научно-исследовательской работы, выполнением курсовых и дипломных работ в соответствии с реальным социальным заказом библиотек и служб информации.

В целом требования, ориентированные на повышение фундаментальности подготовки, интеллектуализа­ции учебно-познавательной деятельности, высокую профес­сиональную компетентность и развитие творческих способно­стей будущих специалистов, могут быть рассмотрены в качестве принципиаль­ных при разработке новых государственных образовательных стандартов высшего библиотечного профессионального образования.

Список источников

1. Кинелев В. Г. Контуры системы образования ХХI века // Образование и информатика. – 2000. – № 5. – С. 2–8.

2. Тангян С. А. Высшее образование в перспективе ХХI столетия // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 3–10.

3. Савельев А. Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина, В. С. Кагерманьян; НИИВО : вып. 3. – М., 2005. – 72 с.

4. Алексеева Л. П. Тезаурус государственных образовательных стандартов и программ / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина; НИИВО : вып. 6. – М., 2000. – 48 с.

  
На главную