Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


Е. Л. Кудрина

Кемеровский государственный университет
 культуры и искусств

Повышение качества подготовки
 специалистов библиотечно-информационного профиля
в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Рассмотрены федеральный, региональный и муниципальный уровни социального партнерства Кемеровского государственного университета культуры и искусств с библиотеками региона в целях повышения качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля.

Преобразования, осуществляемые в настоящее время в социально-культурной сфере, во многом определяются развитием рыночных отношений, созданием многоукладной экономики, появлением и расширением слоя собственников и предпринимателей. Роль государства в формировании социальной и культурной политики становится все менее прямой и связана с использованием усилий различных секторов для решения социально значимых задач. В этой связи возрастает необходимость развития социального партнерства различных субъектов деятельности для решения широкого спектра задач социокультурной сферы.

По отношению к высшему профессиональному образованию развитие социального партнерства оказывает значительное влияние на трансформацию сложившейся системы подготовки кадров. Такого рода контакты позволяют вузу легче адаптироваться к конкретным социально-экономичес­ким условиям, избежать ограничений централизованного управления, снизить издержки подготовки кадров и т. д. В этих условиях социальное партнерство как система взаимоотношений между университетом, выпускниками вуза, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями культуры, направленная на обеспечение согласования и принятие взаимоприемлемых решений для всех заинтересованных сторон, приобретает особую актуальность и значимость. Социальное партнерство выступает как важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов, представляя собой инструмент мониторинга, дающий возможность оценить соответствие качества подготовки выпускников вуза требованиям работодателей и выбрать оптимальные пути совершенствования образовательных программ.

Сложившаяся система социального партнерства Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) с библиотеками региона в целях повышения качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля включает следующие уровни: федеральный, региональный, муниципальный, или территориальный.

На федеральном уровне КемГУКИ как партнер участвует в реализации программ и соглашений с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, в частности в выполнении госзаказа на подготовку специалистов. Особое внимание в развитии социального партнерства уделяется взаимодействию с такой авторитетной профессиональной общественной организацией, как Российская библиотечная ассоциация. На протяжении ряда лет университет активно работает в составе таких секций РБА, как секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и секция по научно-исследовательской работе в библиотечно-информацион­ной деятельности, которые непосредственно связаны с решением задач совершенствования качества подготовки библиотечных специалистов.

Наглядный пример взаимодействия университета и РБА – создание и апробация государственных образовательных стандартов высшего библиотечного образования по направлению 531000 «Библиотечно-информа­ционные ресурсы» с присвоением квалификаций «Бакалавр библиотечно-информационных ресурсов» и «Магистр библиотечно-информационных ресурсов» и по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» с присвоением квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель», «Менеджер информационных ресурсов»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Стратегия коллективной работы воплотилась в организации временного творческого коллектива из числа ведущих преподавателей Московского, Санкт-Петербургского и Кемеровского государственных университетов культуры и искусств – разработчиков образовательных стандартов.

Взаимодействие разработчиков образовательных стандартов с РБА осуществлялось по следующим направлениям: публикация проекта нового стандарта в информационном бюллетене РБА и размещение его на сайте РБА, публикация статей, посвященных проблемам стандартизации библиотечного образования в профессиональной печати с целью широкого информирования библиотечной общественности о готовящихся стандартах; проведение вузами-разработчиками совместно с РБА научно-практических семинаров и конференций, «круглых столов», обеспечивших диалог вузовских работников и библиотекарей-практиков на региональном, всероссийском, международном уровнях; обсуждение проекта стандарта на заседаниях секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования ежегодных конференций РБА. В ходе этой работы к анализу и оценке создаваемых стандартов привлекались представители РБА, библиотекари-практики, в том числе руководители библиотек. Все это делалось для устранения существовавшей ранее негативной ситуации, когда стандарты, регламентирующие подготовку библиотечных кадров, создавались без четко выраженной ориентации на потребности библиотечной практики и требования работодателей, без учета позиции национальной профессиональной ассоциации. В результате состоялось широкомасштабное профессиональное обсуждение стандартов, привлечение в качестве их экспертов ведущих специалистов библиотечно-информационной деятельности, что позволило повысить качество разрабатываемых стандартов.

Региональный уровень социального партнерства реализуется как в рамках взаимодействия и сотрудничества КемГУКИ с отдельными субъектами РФ в подготовке библиотечных кадров, так и в рамках Сибирского федерального округа и межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В решении этой задачи важная роль принадлежит Сибирским библиотечным форумам, которые организуют Департамент культуры и национальной политики Администрации Кемеровской области, Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова, РБА, КемГУКИ. Цель форумов – способствовать взаимодействию и профессиональному сотрудничеству библиотек Сибири в рамках межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», развитию библиотечного дела, формированию информационных ресурсов и внедрению новых информационных технологий, а также обмену опытом среди библиотечных работников и повышению их квалификации.

Важное значение для развития партнерства имеют проводимые в ходе работы форумов совещания директоров сибирских региональных библиотек, советы директоров государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области, научно-практические конференции, «круглые столы», семинары, презентации информационно-библиотечных программ, проектов, информационных продуктов и услуг, на которых рассматривались вопросы повышения качества подготовки библиотечных кадров. Самостоятельное направление представляет работа университета в рамках некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки».

Муниципальный, или территориальный, уровень социального партнерства КемГУКИ с библиотеками региона основан на развитии договорных отношений с администрациями муниципалитетов. Так, в 2006 г. университетом подписан договор о социальном партнерстве с Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово, ставший основой совместных мероприятий по созданию организационных, материально-технических и иных условий для осуществления координированной учебно-образовательной, научно-исследовательской, просветительской деятельности, в том числе и в библиотечной сфере. В сентябре 2006 г. при Управлении культуры Администрации г. Кемерово создан Совет молодых специалистов, призванный содействовать профессиональному росту молодых специалистов, адаптации и закреплению их в учреждениях культуры, укреплению профессиональных и деловых связей между молодыми специалистами, расширению взаимодействия и обмена опытом.

Городские библиотеки традиционно служат не только основными базами производственной практики студентов факультета информационных технологий, но и местом проведения учебных занятий. В практику работы муниципальных публичных библиотек активно внедряются результаты студенческих научных исследований, выполненных в рамках дипломных работ. Итоги работы университета и Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово рассмотрены на заседании координационного совета «Досуг кемеровчан» (сентябрь 2006 г.) при заместителе Главы города по социальным вопросам, а также на заседании ученого совета университета (март 2007 г.).

Социальное партнерство университета и библиотек Сибирского региона реализуется в различных формах: подготовка, повышение квалификации и переподготовка библиотечно-информационных кадров; совместные научные исследования, научно-практические конференции и семинары; формирование профессиональной компетентности выпускников вуза через систему инновационной деятельности; обучающие семинары; ярмарки библиотечных вакансий и т. д.

Ориентация университета на потребности современной библиотечной практики и требования работодателей нашла отражение при заключении соглашения с органами Управления культуры администраций краев и областей Сибири о целевом наборе в КемГУКИ. Такие соглашения подписаны с департаментами образования, культуры и национальной политики Кемеровской области, агентством по культуре Красноярского края, Министерством образования и науки Республики Хакасии, Министерством культуры и кино Республики Алтай, агентством по науке и учебным заведениям Республики Тыва, департаментом культуры Новосибирской области, администрацией Эвенкийского автономного национального округа.

Наряду с этим университет заключил соглашения о сотрудничестве с колледжами и училищами культуры и искусств в Омске, Томске, Новосибирске, Минусинске, библиотечным техникумом в г. Канске в рамках деятельности Центра непрерывного образования КемГУКИ. Университет ориентируется не только на повышение качества профессиональной подготовки, но и на конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Социальная защищенность выпускников, их трудоустройство – особая забота КемГУКИ. С этой целью в учебные программы введены специальные курсы (обязательные и по выбору), помогающие выпускникам эффективно решать проблемы, связанные с трудоустройством. Студентам вуза предоставляется также возможность во время обучения получить дополнительную квалификацию через Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) КемГУКИ.

Приоритетным направлением в деятельности ИДПО является профессиональная переподготовка кадров и получение дополнительной квалификации работниками образования, культуры, а также других отраслей социальной сферы Западной Сибири. ИДПО предлагает следующий перечень образовательных услуг: повышение квалификации с выдачей удостоверения государственного образца; профессиональная переподготовка с выдачей диплома переподготовки; стажировка по индивидуальным и групповым программам; дополнительное краткосрочное обучение (семинары, мастер-классы, творческие лаборатории и т. п.) по направлениям вуза; второе высшее профессиональное образование по лицензированным в университете специальностям.

В практику совместной работы КемГУКИ и библиотек вошло также привлечение ведущих библиотечных специалистов и практических работников Кузбасса и Сибири к преподавательской и экспертной деятельности, включая преподавание учебных курсов, спецкурсов, проведение факультативных занятий, рецензирование дипломных работ, участие в работе государственных аттестационных комиссий.

Важной формой взаимодействия университета и библиотек региона является совместное проведение научных исследований, научно-практических конференций и семинаров. Наиболее активно эта работа ведется Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) и выпускающими кафедрами факультета информационных технологий. Опыт и результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены в многочисленных изданиях, на научно-практических конференциях и семинарах, большинство из которых проведены для работников библиотек Сибири и России. В результате сотрудничества с НИИ ИТ СС многие библиотеки региона стали более активно участвовать со своими проектами в международных и российских конкурсах.

Перспективы развития сотрудничества КемГУКИ с библиотеками региона напрямую связаны с задачами подготовки высококвалифицированных специалистов. Они предполагают развитие практики проведения целевых наборов в вуз по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»; изучение потребностей и готовности региональных библиотек к зачислению в штат выпускников вуза с квалификацией «бакалавр» и «магистр»; развитие инновационной, творческой деятельности молодых специалистов библиотечно-информационной сферы; привлечение студентов к участию в образовательных, досуговых, рекламных мероприятиях, PR-акций библиотек, содействующих повышению роли и статуса библиотеки в современном обществе.

  
На главную