Е. Л. Кудрина
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Повышение качества подготовки специалистов
библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с
библиотеками региона
Рассмотрены федеральный, региональный и муниципальный уровни
социального партнерства Кемеровского государственного университета культуры и
искусств с библиотеками региона в целях повышения качества подготовки
специалистов библиотечно-информационного профиля.
Преобразования, осуществляемые в настоящее время в
социально-культурной сфере, во многом определяются развитием рыночных
отношений, созданием многоукладной экономики, появлением и расширением слоя
собственников и предпринимателей. Роль государства в формировании социальной и
культурной политики становится все менее прямой и связана с использованием
усилий различных секторов для решения социально значимых задач. В этой связи
возрастает необходимость развития социального партнерства различных субъектов
деятельности для решения широкого спектра задач социокультурной сферы.
По отношению к высшему профессиональному образованию
развитие социального партнерства оказывает значительное влияние на трансформацию
сложившейся системы подготовки кадров. Такого рода контакты позволяют вузу
легче адаптироваться к конкретным социально-экономическим условиям, избежать
ограничений централизованного управления, снизить издержки подготовки кадров и
т. д. В этих условиях социальное партнерство как система взаимоотношений
между университетом, выпускниками вуза, работодателями, органами
государственной власти и местного самоуправления, учреждениями культуры,
направленная на обеспечение согласования и принятие взаимоприемлемых решений
для всех заинтересованных сторон, приобретает особую актуальность и значимость.
Социальное партнерство выступает как важнейшее условие повышения качества
подготовки специалистов, представляя собой инструмент мониторинга, дающий
возможность оценить соответствие качества подготовки выпускников вуза
требованиям работодателей и выбрать оптимальные пути совершенствования
образовательных программ.
Сложившаяся система социального партнерства Кемеровского
государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) с библиотеками
региона в целях повышения качества подготовки специалистов библиотечно-информационного
профиля включает следующие уровни: федеральный, региональный, муниципальный,
или территориальный.
На федеральном уровне КемГУКИ как партнер участвует в
реализации программ и соглашений с Федеральным агентством по культуре и кинематографии,
в частности в выполнении госзаказа на подготовку специалистов. Особое внимание
в развитии социального партнерства уделяется взаимодействию с такой авторитетной
профессиональной общественной организацией, как Российская библиотечная
ассоциация. На протяжении ряда
лет университет активно работает в составе таких секций РБА, как секция библиотечной
профессии, кадров и непрерывного образования и секция по научно-исследовательской
работе в библиотечно-информационной деятельности, которые непосредственно
связаны с решением задач совершенствования качества подготовки библиотечных
специалистов.
Наглядный пример взаимодействия университета и РБА –
создание и апробация государственных
образовательных стандартов высшего
библиотечного образования по направлению 531000 «Библиотечно-информационные
ресурсы» с присвоением квалификаций «Бакалавр библиотечно-информационных
ресурсов» и «Магистр библиотечно-информационных ресурсов» и по
специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» с присвоением
квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель», «Менеджер информационных
ресурсов»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»;
«Референт-аналитик информационных ресурсов».
Стратегия
коллективной работы воплотилась в организации временного творческого коллектива
из числа ведущих преподавателей Московского, Санкт-Петербургского и
Кемеровского государственных университетов культуры и искусств – разработчиков
образовательных стандартов.
Взаимодействие
разработчиков образовательных стандартов с РБА осуществлялось по следующим
направлениям: публикация проекта нового стандарта в информационном бюллетене
РБА и размещение его на сайте РБА, публикация статей, посвященных проблемам
стандартизации библиотечного образования в профессиональной печати с целью
широкого информирования библиотечной общественности о готовящихся стандартах;
проведение вузами-разработчиками совместно с РБА научно-практических семинаров
и конференций, «круглых столов», обеспечивших диалог вузовских работников и
библиотекарей-практиков на региональном, всероссийском, международном уровнях;
обсуждение проекта стандарта на заседаниях секции библиотечной профессии,
кадров и непрерывного образования ежегодных конференций РБА. В ходе этой работы
к анализу и оценке создаваемых стандартов привлекались представители РБА,
библиотекари-практики, в том числе руководители библиотек. Все это делалось для
устранения существовавшей ранее негативной ситуации, когда стандарты,
регламентирующие подготовку библиотечных кадров, создавались без четко
выраженной ориентации на потребности библиотечной практики и требования
работодателей, без учета позиции национальной профессиональной ассоциации. В
результате состоялось широкомасштабное профессиональное обсуждение стандартов,
привлечение в качестве их экспертов ведущих специалистов
библиотечно-информационной деятельности, что позволило повысить качество
разрабатываемых стандартов.
Региональный уровень социального партнерства реализуется как
в рамках взаимодействия и сотрудничества КемГУКИ с отдельными субъектами РФ в
подготовке библиотечных кадров, так и в рамках Сибирского федерального округа и
межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В решении этой задачи важная
роль принадлежит Сибирским библиотечным форумам, которые организуют Департамент
культуры и национальной политики Администрации Кемеровской области, Кемеровская
областная научная библиотека им. В. Д. Федорова, РБА, КемГУКИ. Цель форумов
– способствовать взаимодействию и профессиональному сотрудничеству библиотек
Сибири в рамках межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», развитию
библиотечного дела, формированию информационных ресурсов и внедрению новых
информационных технологий, а также обмену опытом среди библиотечных работников
и повышению их квалификации.
Важное значение для развития партнерства имеют проводимые в
ходе работы форумов совещания директоров сибирских региональных библиотек,
советы директоров государственных и муниципальных библиотек Кемеровской
области, научно-практические конференции, «круглые столы», семинары,
презентации информационно-библиотечных программ, проектов, информационных
продуктов и услуг, на которых рассматривались вопросы повышения качества
подготовки библиотечных кадров. Самостоятельное направление представляет работа
университета в рамках некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские
библиотеки».
Муниципальный, или территориальный, уровень социального
партнерства КемГУКИ с библиотеками региона основан на развитии договорных
отношений с администрациями муниципалитетов. Так, в 2006 г. университетом
подписан договор о социальном партнерстве с Управлением культуры, спорта и
молодежной политики Администрации г. Кемерово, ставший основой совместных
мероприятий по созданию организационных, материально-технических и иных условий
для осуществления координированной учебно-образовательной,
научно-исследовательской, просветительской деятельности, в том числе и в
библиотечной сфере. В сентябре 2006 г. при Управлении культуры
Администрации г. Кемерово создан Совет молодых специалистов, призванный
содействовать профессиональному росту молодых специалистов, адаптации и
закреплению их в учреждениях культуры, укреплению профессиональных и деловых
связей между молодыми специалистами, расширению взаимодействия и обмена опытом.
Городские библиотеки традиционно служат не только основными
базами производственной практики студентов факультета информационных
технологий, но и местом проведения учебных занятий. В практику работы муниципальных
публичных библиотек активно внедряются результаты студенческих научных
исследований, выполненных в рамках дипломных работ. Итоги работы университета и
Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации
г. Кемерово рассмотрены на заседании координационного совета «Досуг
кемеровчан» (сентябрь 2006 г.) при заместителе Главы города по социальным
вопросам, а также на заседании ученого совета университета (март 2007 г.).
Социальное партнерство университета и библиотек Сибирского
региона реализуется в различных формах: подготовка, повышение квалификации и
переподготовка библиотечно-информационных кадров; совместные научные
исследования, научно-практические конференции и семинары; формирование
профессиональной компетентности выпускников вуза через систему инновационной
деятельности; обучающие семинары; ярмарки библиотечных вакансий и т. д.
Ориентация университета на потребности современной
библиотечной практики и требования работодателей нашла отражение при заключении
соглашения с органами Управления культуры администраций краев и областей Сибири
о целевом наборе в КемГУКИ. Такие соглашения подписаны с департаментами
образования, культуры и национальной политики Кемеровской области, агентством
по культуре Красноярского края, Министерством образования и науки Республики
Хакасии, Министерством культуры и кино Республики Алтай, агентством по науке и
учебным заведениям Республики Тыва, департаментом культуры Новосибирской
области, администрацией Эвенкийского автономного национального округа.
Наряду с этим университет заключил соглашения о
сотрудничестве с колледжами и училищами культуры и искусств в Омске, Томске,
Новосибирске, Минусинске, библиотечным техникумом в г. Канске в рамках деятельности
Центра непрерывного образования КемГУКИ. Университет ориентируется не только на
повышение качества профессиональной подготовки, но и на конкурентоспособность
выпускников на рынке труда. Социальная защищенность выпускников, их
трудоустройство – особая забота
КемГУКИ. С этой целью в учебные программы введены специальные курсы
(обязательные и по выбору), помогающие выпускникам эффективно решать проблемы,
связанные с трудоустройством. Студентам вуза предоставляется также возможность
во время обучения получить дополнительную квалификацию через Институт
дополнительного профессионального образования (ИДПО) КемГУКИ.
Приоритетным направлением в деятельности ИДПО является
профессиональная переподготовка кадров и получение дополнительной квалификации
работниками образования, культуры, а также других отраслей социальной сферы
Западной Сибири. ИДПО предлагает следующий перечень образовательных услуг:
повышение квалификации с выдачей удостоверения государственного образца;
профессиональная переподготовка с выдачей диплома переподготовки; стажировка по
индивидуальным и групповым программам; дополнительное краткосрочное обучение
(семинары, мастер-классы, творческие лаборатории и т. п.) по направлениям
вуза; второе высшее профессиональное образование по лицензированным в
университете специальностям.
В практику совместной работы КемГУКИ и библиотек вошло также
привлечение ведущих библиотечных специалистов и практических работников
Кузбасса и Сибири к преподавательской и экспертной деятельности, включая
преподавание учебных курсов, спецкурсов, проведение факультативных занятий,
рецензирование дипломных работ, участие в работе государственных аттестационных
комиссий.
Важной формой взаимодействия университета и библиотек
региона является совместное проведение научных исследований,
научно-практических конференций и семинаров. Наиболее активно эта работа
ведется Научно-исследовательским институтом информационных технологий
социальной сферы (НИИ ИТ СС) и выпускающими кафедрами факультета информационных
технологий. Опыт и результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены в
многочисленных изданиях, на научно-практических конференциях и семинарах,
большинство из которых проведены для работников библиотек Сибири и России. В
результате сотрудничества с НИИ ИТ СС многие библиотеки региона стали более
активно участвовать со своими проектами в международных и российских конкурсах.
Перспективы развития сотрудничества КемГУКИ с библиотеками
региона напрямую связаны с задачами подготовки высококвалифицированных
специалистов. Они предполагают развитие практики проведения целевых наборов в
вуз по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»; изучение
потребностей и готовности региональных библиотек к зачислению в штат
выпускников вуза с квалификацией «бакалавр» и «магистр»; развитие
инновационной, творческой деятельности молодых специалистов библиотечно-информационной
сферы; привлечение студентов к участию в образовательных, досуговых, рекламных
мероприятиях, PR-акций
библиотек, содействующих повышению роли и статуса библиотеки в современном
обществе.
|