Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


С. М. Гришина

Березовская централизованная
библиотечная система, г. Берёзовский

Перспективы библиотечной профессии в малых городах:
к проблеме библиотечных кадров
в городах-спутниках мегаполисов

Рассмотрены проблемы перспектив библиотечной профессии в городах-спутниках Екатеринбурга, приведен анализ кадровой ситуации в этих муниципальных образованиях, предложены пути развития профессии на основе имеющегося опыта.

Каждая профессия должна развиваться. Этот постулат не требует доказательств. Направление и скорость развития связаны со многими факторами: с изменениями технологий, внешними обстоятельствами и, конечно, с кадровыми ресурсами. Именно последняя составляющая служит поводом для различных обсуждений, споров и тревог в библиотечном мире.

Проблема кадров в библиотечном деле проявляется специфически в зависимости от аспекта обсуждения, будь то библиотечное образование, практика работы в крупных или малых библиотеках, в мегаполисах или сельских муниципальных образованиях. Прежде чем размышлять о перспективах библиотечной профессии в малых городах, а точнее – в городах-спутниках мегаполисов, рассмотрим современное положение библиотечных кадров в городах-спутниках на примере Свердловской области.

Что мы понимаем под городами-спутниками мегаполиса? Это населенные пункты, расположенные в 50-километровой зоне вокруг крупного города. (Они выросли практически во всех областях России.) У Екатеринбурга с его почти полуторамиллионным населением – восемь городов-спутников, что составляет 11% от всех муниципальных образований Свердловской области. В них проживают 12% населения области – от 17 тыс. (г. Арамиль) до 158 тыс. (г. Первоуральск). Это города с разным уровнем развития внутренней инфраструктуры. Но у них всех есть общее – каждый день значительная часть населения на разных видах транспорта уезжает на работу или учебу в областной центр и каждый вечер возвращается обратно.

Такая специфическая черта не может не отразиться на организации библиотечного обслуживания местного населения и прежде всего на уровне профессионализма библиотечных кадров. Анализ персонала библиотек в городах-спутниках Свердловской области на основе статистических данных показал: в библиотеках этих городов работают 312 специалистов (11,5% от общего количества библиотечных работников муниципальных библиотек области). При достаточно высоком уровне (86,3%) сотрудников с высшим и средним специальным образованием (в среднем по муниципальным библиотекам области – 85,7%) доля специалистов с библиотечным образованием составляет 49,3%, а с высшим библиотечным образованием только 15% от общего числа работников (при разбросе показателей по городам-спутникам от 8% до 25%). В половине муниципальных образований этот показатель за последние три года стабильно снижается. Количество сотрудников со средним специальным библиотечным образованием колеблется от 18% до 50% в разных городах-спутниках. Со стажем более 10 лет в библиотеках городов-спутников – 44,5% работников (при среднеобластном показателе 57,7%), а со стажем менее трех лет – 25,4 % (при 11% в среднем по области).

На основе статистического анализа можно сделать следующие выводы:

  • в городах-спутниках более чем у половины библиотекарей нет специального профессионального образования;
  • высшее библиотечное образование имеет только одна шестая часть специалистов; как правило, это заведующие отделами и директора, получившие образование довольно давно;
  • у четверти библиотекарей стаж менее трех лет, что свидетельствует о постоянной текучести кадров; большая часть из них занята на обслуживании пользователей; им нельзя поручить библиографическую работу или классификацию литературы, поскольку у них нет специального образования;
  • значительное количество сотрудников с большим стажем работы в библиотеке на первый взгляд кажется положительным фактором, но на практике это означает стремительное старение кадров.

Особо надо отметить фактор текучести кадров: если в малых городах, отдаленных от областного центра, с достаточно ограниченным рынком труда, можно говорить об относительной стабильности кадров, то близость мегаполиса с неограниченным рынком труда по любым специальностям, в том числе и библиотечным, приводит к постоянному оттоку специалистов. Простой пример: практически в каждой областной или вузовской библиотеке Екатеринбурга работают жительницы городов-спутников. Уровень зарплаты здесь значительно выше, так что легко перекрывает транспортные расходы. Более того, например, в областном училище культуры и искусств ежегодно обучаются на дневном отделении жительницы г. Березовского, но за последние пять лет ни одна из них не вернулась в библиотеку родного города. Кроме того, если в крупных городах существует возможность, хотя и сомнительная с точки зрения профессиональной этики, так называемого переманивания специалистов, то в большинстве городов-спутников «переманивать» неоткуда и некого.

Для этих муниципальных образований характерен еще один аспект. Территориальная близость мегаполиса дает возможность большинству жителей городов-спутников пользоваться всем разнообразием культурных и информационных услуг областного центра, не прибегая к посредничеству местной библиотеки. Пользователями муниципальных библиотек остаются те жители, кто по какой-либо причине не может или не хочет выехать в столицу области: дети младшего возраста (подростки уже с удовольствием выезжают в «город»), люди престарелого возраста, люди с ограниченными физическими возможностями, женщины с маленькими детьми. Многие из этих пользователей неудобны для библиотекаря, требуют повышенного внимания, нуждаются не столько в информации, сколько в общении, а то и в психологической реабилитации. Эти группы населения требуют достаточно специфических методов библиотечной работы, которыми сегодня не всегда владеют даже выпускники профессиональных учебных заведений.

Библиотечная профессия изменила свой социальный статус. Особенно это коснулось малых городов. Из «тихой и спокойной, удачной профессии для женщин», какой она считалась в обществе в последние годы советской власти, несмотря на некоторые идеологические нюансы, за последнее десятилетие профессия библиотекаря превратилась, по мнению обывателей, в профессию для неудачников, которые не могут реализовать себя, например в бизнесе. Об этом свидетельствует и изменение контингента абитуриентов, поступающих в вузы и колледжи культуры. Если в 1970-е – начале 1980-х гг. на библиотечные факультеты шли девушки, успешно окончившие школу, с гуманитарным складом ума, а их количество делало конкурс на библиотечную специальность сравнимым с конкурсом в престижные вузы и техникумы, то теперь чаще всего подают документы те, кто не уверен в своей способности поступить в более престижный вуз или не в состоянии оплатить там учебу.

Неоднозначно отношение к библиотекам и со стороны властей. В недавнем анкетировании директоров ЦБС Свердловской области при ответе на вопрос «Как вы считаете, справедлива ли оценка властями имиджа библиотек?», мнения разделились – половина считает, что оценивают объективно и хорошо; половина, что необъективно и плохо, и только один директор ответил: «Оценивают достаточно высоко. Считаю, что много внутренних недоработок и мы не дотягиваем до этих оценок».

Ситуация сегодня во многом совпадает с оценкой деятельности библиотек, высказанной директором ГПБ Э. Л. Радловым в 1923 г.: «И если библиотека, тем не менее преодолевая громадные затруднения, все-таки ведет текущую работу, то только благодаря тому, что среди ее сотрудников – во всех группах без исключения – всегда имеется определенный кадр лиц, для которых библиотечная работа является жизненным призванием и которые не покидают библиотеку, несмотря на то, что объективно нет никаких данных, которые бы их к ней привязывали» (цит. по: Храм знаний и лабиринт сознания: библиотека как образ жизни современного человека / Т. В. Соколова // Библиотечное Дело. – 2006. – № 6. – С. 4). К сожалению, сегодня большинство из этого «кадра лиц» – библиотекари «старой закалки», а следовательно, старше 45, а то и 50 лет.

По теории Э. Эриксона главная задача индивида этого возраста – достижение чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Неисполнение этой задачи вызывает отчаяние и разочарование. Если перенести эту теорию на современное состояние библиотечных работников России, то в сложившихся ныне условиях неуверенности в завтрашнем дне и при отсутствии четких профессиональных ориентиров неправомерно говорить об удовлетворительном выполнении этой задачи.

Будучи сегодня одними из самых социально незащищенных категорий граждан нашей страны, библиотечные работники постоянно находятся в ситуации риска – потерять работу, не вписаться в новые условия работы, остаться с минимальной пенсией и т. д. Риски библиотечных работников, возможно, даже больше, чем у молодежи (традиционно относимой к категории риска), так как взрослый человек менее гибок, адаптивен, отягощен грузом прошлых неудач, у него меньше шансов впереди. Все это приводит к разочарованию в профессии, которой отдано много лет, ощущению бессмысленности прожитой части жизни у старшего, а иногда и у среднего поколения библиотекарей. Это также не способствует увеличению социального оптимизма, а следовательно, привлечению молодежи на смену.

Привлекательность профессии для молодежи, связанная, например, с новыми технологиями, приводит на практике к тому, что, обучившись азам пользования компьютером, они находят применение этим знаниям в других, лучше оплачиваемых сферах жизни.

Такова ситуация, сложившаяся сегодня в городах-спутниках Свердловской области. С большой долей вероятности можно предположить, что подобная ситуация типична для большинства таких городов в стране. Близость большого города является в значительной степени отрицательным фактором развития для библиотек соседних малых городов, несмотря на имеющиеся в этом положении плюсы. Изменения этой ситуации извне в ближайшее время ожидать не приходится. Необходимо пытаться найти внутренние резервы.

Какие пути выхода можно попытаться определить хотя бы теоретически?

Прежде всего необходимо определить смысл профессии. Кто мы, библиотекари малых городов, для чего мы нужны и нужны ли сегодня обществу?

Информационные работники – поставщики и переработчики информации? Можно ли сегодня библиотекам городов-спутников, как правило, переживающим материальные трудности в последние пятнадцать лет, а следовательно, отстающим в плане информационных ресурсов, конкурировать с областным городом, до которого полчаса езды, а самое главное, что большую часть своего служебного и свободного времени потенциальные пользователи и так проводят там. Какую часть информации в состоянии отслеживать сегодня городская библиотека? Может быть, краеведческую информацию как уникальную? Или социально важную информацию, например для пенсионеров. Осуществление этой функции на приемлемо качественном уровне требует достаточно высокой квалификации кадров.

Социальные работники, занимающиеся социальной реабилитацией самых разных категорий населения без соответствующей подготовки и соответствующих ресурсов? Именно эта сторона деятельности библиотеки оказывается наиболее востребованной в библиотеках городов-спутников. Именно под эту деятельность, например, библиотекам Березовской ЦБС выделяются хотя и небольшие, но «живые» деньги из городской программы. И мы пытаемся осуществлять эту функцию библиотечными методами.

Работники по организации досуга? Наши зарубежные коллеги, несмотря на свою техническую продвинутость, считают эту часть работы важной и нужной. Там библиотека – всегда место интересных встреч для членов местного сообщества, место проведения концертов и громких чтений. У нас же в последнее время стало как-то неприлично обсуждать такой опыт работы, эти формы остаются приемлемыми только для детских библиотек. Однако сегодня мы говорим о возрождении (именно о возрождении, так как такой опыт уже был в прошлом) в Центральной городской библиотеке г. Березовского клуба выходного дня, театра книги, клуба для женщин как необходимой части работы по «выравниванию уровня обеспеченности населения Свердловской области услугами организаций культуры, обеспечение повышения доступности культурных благ». Именно такой приоритет определен в Свердловской области в региональном компоненте приоритетного национального проекта в сфере культуры.

Может быть, мы просто технические работники, выдающие книги, выбранные пользователем самостоятельно в фонде открытого доступа или даже по электронному каталогу, если он имеется?

Без осознания смысла своей работы мы обречены на невнятное существование. Если мы сами не можем оценить себя объективно, то как может оценить нас общество? Именно кажущееся отсутствие смысла в профессии приводит к «синдрому профессионального выгорания» у профессионалов и притоку в библиотеки случайных людей. Вопрос смысла – это, конечно, вопрос философский, следовательно, относящийся к вопросам духа. Но складывается впечатление, что, увлекшись новыми технологиями, мы забыли об этой составляющей профессии, в том числе и при подготовке специалистов в библиотечных вузах и колледжах. Специалистам необходимо новое знание, новое понимание ситуации жизни. Любые преобразования влекут за собой неоднородную реакцию на изменения. Перемены, даже самые незначительные, большинство людей расценивает как неудобство и угрозу личным интересам, некоторую форму риска. Между тем внедрение новшеств и в профессиональную практику также требует рискового поведения. И от того, в какой степени удастся превратить негативное отношение к нововведениям в позитивное, зависит успех этого новшества. Важно готовить специалистов к необходимости жить в условиях риска.

Значимым становится и возвращение к прежнему опыту профориентационной работы. Например, в Березовской ЦБС много лет существовал «библиотечный класс», выпускники которого до сих пор работают в библиотеке. Необходимо проводить и дни открытых дверей для старшеклассников, когда школьников пускают не только на абонемент или в читальный зал, но и во внутренние отделы библиотеки. Именно это позволяет узнать о том, что в нашей профессии легко реализовать самые разные таланты – от творческих до исследовательских. Возрождение такой формы, как публичные отчеты перед населением, также влияет на отношение к библиотеке в местном сообществе. В конце 2006 г. Центральная городская библиотека провела такой отчет, собрав представителей администрации города, Городской думы, общественных объединений и постоянных читателей. Для многих было открытием, какой объем работы проводит библиотека ежегодно, насколько она разнообразна и интересна.

Самый больной вопрос, стоящий сегодня перед муниципальными библиотеками, – процесс стимулирования работников. Практически все библиотечные руководители уже усвоили, что стимулирование бывает двух видов – материальное и моральное. Говоря о первом виде, необходимо отдать должное органам муниципального самоуправления Свердловской области: находясь в условиях невозможности изменить единую тарифную сетку по оплате труда, практически все они нашли возможность установить доплаты по результатам аттестаций библиотечных работников, а также принять соответствующие документы о предоставлении дополнительных отпусков. Другое дело, что в совокупности все эти доплаты не очень велики – средняя заработная плата в муниципальных библиотеках составляет 3500–5000 рублей, что в городе-спутнике, где уровень цен совпадает с мегаполисом, едва покрывает самые необходимые расходы.

Есть и еще одна возможная дополнительная статья дохода для специалиста – участие в различных профессиональных конкурсах. Например, в Берёзовском округе ежегодно присуждается профессиональная городская премия «Верность призванию», и в Березовской ЦБС уже три человека удостоены этой награды. Аналогичные премии имеются и в других муниципальных образованиях. Кроме того, проводятся тематические конкурсы с денежным призом победителю. Так, в 2007 г. в Березовской ЦБС объявлен конкурс на лучшую рекламную акцию по пропаганде библиотеки и библиотечных услуг. Различные конкурсы проводят и областные библиотеки: СОУНБ им. В. Г. Белинского – конкурс библиотечных театров, где в качестве приза – поездка на «Библиокараван», Областная библиотека для детей и юношества – конкурс «Поколение. Ру», оценивающий работу библиотекарей по привлечению к чтению подростков и юношества, с ценными призами победителям. Такие конкурсы позволяют повысить самооценку специалистов, укрепить творческую составляющую профессии.

Важной частью закрепления в профессии можно считать и обучение профессии работников с непрофильным образованием. В этом отношении очень привлекателен проект Челябинской академии культуры и искусств по получению высшего библиотечного образования как второго высшего с сокращенным курсом обучения. Уже сегодня Управление культуры и спорта Березовского городского округа рассматривает возможности долевой оплаты такого обучения желающим, при условии заключения договора, по которому специалист обязуется проработать после окончания обучения в библиотеках г. Берёзовского не менее пяти лет. Такие же договоры, возможно, будут заключаться и с желающими получить высшее библиотечное образование на базе филиала ЧГАКИ в Екатеринбурге. Важным при этом становится правильный отбор специалистов для обучения – ведь специалист, пять лет работающий на нелюбимой работе и ждущий окончания этого срока, не принесет пользы библиотеке.

Говоря о втором виде стимулирования – моральном, необходимо помнить, что хотя в наше время он не имеет особой привлекательности, любой человек нуждается в признании и различные формы благодарности также вносят свой вклад в стабилизацию работы.

Таким образом, перспективы развития библиотечной профессии в таких специфических территориальных образованиях, как города-спутники, должны быть связаны с созданием определенной системы действий, включающей как минимум два элемента: повышение престижа библиотечной профессии в обществе, в частности через определение места библиотеки в сообществе каждого отдельного территориального образования, и разработку методов привлечения и закрепления специалистов, готовых и способных обучаться профессии с целью остаться в ней надолго.

Подводя итоги, можно сказать: чтобы перспективы библиотечной профессии были достаточно оптимистичны, нужны, как всегда, идея, инициативные и желающие работать специалисты, а также соответствующие технологии и система. Данные ученых и наш опыт 1990-х гг. показывают: что бы ни говорили о значении внешних по отношению к человеку и объективных – экономических, правовых или научно-технических – условий его деятельности, в конечном итоге надежность последней зависит от него самого, от осознания себя как суверенного источника активности, способного намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

  
На главную