В. К. Скнарь
Государственная академия
руководящих кадров культуры и искусств, Киев
Библиотечно-информационное образование Украины
в процессе инновационного развития
Информация о непрерывном образовании библиотекарей и
государственной политике Украины в сфере образования. Рассмотрены наиболее
острые проблемы лицензирования, аккредитации непрерывного образования с целью
его инновационного развития и повышения конкурентоспособности.
Национальная система образования Украины функционирует в
правовом поле, основанном на Конституции Украины, законах Украины «О
образовании», «О высшем образовании», указе президента Украины «О неотложных
мероприятиях по обеспечению функционирования и развития образования в Украине».
Эти документы определили основные пути реформирования образования в Украине. В
настоящее время разработана и реализуется программа развития образования на
2006–2010 гг., где концептуально определены направления усовершенствования
национальной системы образования, осуществление образовательной политики и
стратегии, предоставление возможностей для качественного образования, удовлетворения
культурных и национальных прав и потребностей всех граждан. Особое внимание
уделяется реализации принципа непрерывного образования,
адаптации его к социально-ориентированной глобализированной экономике и
интеграции украинского образования в европейское пространство.
Однако в Украине существуют проблемы в подготовке
библиотечных кадров. Их подготовка частично осуществляется в Государственной
академии руководящих кадров культуры и искусств (ГАРККиИ).
Обучение будущих директоров библиотек проводится в
соответствии с учебным планом. Направление подготовки – 0201 «Культура»;
специальность 6.020108 «Менеджмент социокультурной деятельности»;
образовательно-квалификационные уровни «бакалавр», «специалист», «магистр».
Учебные планы включают в себя циклы гуманитарной и
социально-экономической подготовки, научной подготовки, профессиональной и
практической подготовки, фундаментальной подготовки и др.
В процессе лицензирования и аккредитации особое внимание
уделяется концепции образовательной деятельности ГАРККиИ. Эта работа планируется
совместно с Министерством культуры и туризма Украины. В процессе подготовки
профессиональных образовательных программ иногда возникают трудности, однако
имеется реальная возможность рассматривать дисциплины нормативной и вариативной
частей образовательно-профессиональных программ бакалавров, специалистов,
магистров как развитие инновационных процессов.
Образовательно-квалификационная характеристика, качественный
состав научно-педагогического персонала кафедры определяются по специальной
методике. Особое внимание уделяется роли собственной библиотеки, а также
обеспечению учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими комплексами и
доступом к Интернет-ресурсам.
В процессе обучения студенты ГАРККиИ изучают общие
характеристики компьютерной обработки информации, особенности автономной работы
пользователя на персональных компьютерах и сетевые технологии, предназначенные
для коллективной работы пользователей в Интернете и Интранете. Новые требования
к подготовке современных специалистов социокультурной сферы заставляют уделять
особое внимание изучению сравнительных характеристик, достоинств и недостатков
различных информационных технологий.
Лицензированные программы учебных курсов позволяют
подготовить библиотекарей к работе в современной информационной среде.
Одна из возможностей непрерывного образования библиотечных
кадров может быть реализована в процессе обучения в Центре непрерывного
информационно-библиотечного образования, созданном в рамках совместного проекта
ГАРККиИ и Украинской библиотечной ассоциации при финансовой поддержке
Международного фонда «Возрождение» и Института открытого общества (Будапешт).
Задачей Центра является организация современного
непрерывного образования работников библиотек и информационных служб разных
систем и ведомств, координация усилий для создания и внедрения программ последипломного
обучения.
В 2007 г. слушателям Центра непрерывного
информационно-библиотечного образования предложено стационарное обучение
согласно календарному плану по следующим программам курсов:
- Коммуникативное и информационное обеспечение программ
развития регионов,
- Интеллектуальная свобода и доступ к информации в
демократическом обществе,
- Поиск дополнительных источников финансирования библиотек,
- Комфортность обслуживания читателей как показатель уровня
работы библиотек,
- Компьютерные технологии создания информационных продуктов
Интернета,
- Создание и использование электронных изданий в библиотеках,
- Работа в автоматизированных информационно-библиотечных
системах. Программное обеспечение АИБС,
- Как получить из Интернета необходимую информацию,
- Интернет в публичных библиотеках,
- Библиотеки в современном мире: новые требования и тенденции,
- Проектное развитие библиотек,
- Менеджмент электронных ресурсов,
- Информационный ландшафт электронной Украины,
- Интернет и библиотеки. Информационный сервис.
Эффективным является изучение курса «Менеджмент электронных
ресурсов», который предпологает формирование у слушателей базовой системы знаний
и навыков в сфере менеджмента электронных информационных ресурсов и управления
информационными потоками (процессами информационного обслуживания) на уровне
отдельной организации; формирование современного мировоззрения относительно
информации, информационных систем, информационных технологий как особого вида ресурсов,
которым владеет общество и который используется в целях хозяйственного и
социального развития.
Пользуется постоянным спросом курс «Библиотеки и власть.
Развитие электронного управления». Цель курса – помочь слушателям понять
систему отношений «библиотека – власть», «гражданин – библиотека – власть»,
новые тенденции деятельности, опыт библиотек в этом направлении. Усвоение
теоретического и практического материала курса позволит слушателям актуализировать
деятельность библиотек по вопросам библиотечно-информационного обеспечения
органов власти, наиболее эффективно, продуктивно трансформировать библиотеку к
функционированию в демократическом гражданском обществе, в котором власть (в
том числе и через библиотеку) является подотчетной своим гражданам.
Особенное внимание уделяется проблемам развития электронного
управления. Для этой цели предусматривается предоставление студентам
теоретических знаний и обеспечение овладения практическими навыками, что
достигается объединением лекционных, практических, семинарских и
самостоятельных занятий с использованием наглядных и технических
пособий.
Необходимым является курс «Управление библиотекой и новые
услуги для пользователей», направленный на формирование у работников библиотек
и информационных центров знаний, которые позволяют адаптироваться к изменениям
в социальной и экономической ситуации, расширить представления о возможностях
управления за счет эффективного использования человеческого потенциала, маркетинговой
ориентации на запросы пользователей, расширения номенклатуры услуг и продуктов,
гибкой системы реагирования на изменения, которые происходят во внешней среде.
Система знаний должна формироваться с учетом образования по специальности и
опыта практической работы.
Большое внимание уделяется анализу концепции стратегического
управления библиотекой, управления инновационными и коммуникативными процессами
в библиотеке.
Маркетинговый модуль курса дает возможность научиться
использовать маркетинговый инструментарий, составлять маркетинговые программы,
проводить маркетинговые исследования, знакомиться с методикой ценовой политики
в маркетинговой деятельности, возможностями внешних контактов в деятельности
библиотеки, особенностями формирования общественного мнения о библиотеках.
Центр непрерывного информационно-библиотечного образования
осуществляет образовательно-профессиональные программы при поддержке посольств
Грузии, Израиля, Литвы, Латвии, Швеции, Финляндии, Италии и Германии.
Образовательно-профессиональные программы предусматривают
изучение библиотечно-профессионального обслуживания населения путем посещения
библиотек, общения профессионалов, разработки инновационных стратегий.
|