Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


В. К. Скнарь

Государственная академия
руководящих кадров культуры и искусств, Киев

Библиотечно-информационное образование Украины
в процессе инновационного развития

Информация о непрерывном образовании библиотекарей и государственной политике Украины в сфере образования. Рассмотрены наиболее острые проблемы лицензирования, аккредитации непрерывного образования с целью его инновационного развития и повышения конкурентоспособности.

Национальная система образования Украины функционирует в правовом поле, основанном на Конституции Украины, законах Украины «О образовании», «О высшем образовании», указе президента Украины «О неотложных мероприятиях по обеспечению функционирования и развития образования в Украине». Эти документы определили основные пути реформирования образования в Украине. В настоящее время разработана и реализуется программа развития образования на 2006–2010 гг., где концептуально определены направления усовершенствования национальной системы образования, осуществление образовательной политики и стратегии, предоставление возможностей для качественного образования, удовлетворения культурных и национальных прав и потребностей всех граждан. Особое внимание уделяется реализации принципа непрерывного образования, адаптации его к социально-ориентированной глобализированной экономике и интеграции украинского образования в европейское пространство.

Однако в Украине существуют проблемы в подготовке библиотечных кадров. Их подготовка частично осуществляется в Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств (ГАРККиИ).

Обучение будущих директоров библиотек проводится в соответствии с учебным планом. Направление подготовки – 0201 «Культура»; специальность 6.020108 «Менеджмент социокультурной деятельности»; образовательно-квалификационные уровни «бакалавр», «специалист», «магистр».

Учебные планы включают в себя циклы гуманитарной и социально-экономической подготовки, научной подготовки, профессиональной и практической подготовки, фундаментальной подготовки и др.

В процессе лицензирования и аккредитации особое внимание уделяется концепции образовательной деятельности ГАРККиИ. Эта работа планируется совместно с Министерством культуры и туризма Украины. В процессе подготовки профессиональных образовательных программ иногда возникают трудности, однако имеется реальная возможность рассматривать дисциплины нормативной и вариативной частей образовательно-профессиональных программ бакалавров, специалистов, магистров как развитие инновационных процессов.

Образовательно-квалификационная характеристика, качественный состав научно-педагогического персонала кафедры определяются по специальной методике. Особое внимание уделяется роли собственной библиотеки, а также обеспечению учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими комплексами и доступом к Интернет-ресурсам.

В процессе обучения студенты ГАРККиИ изучают общие характеристики компьютерной обработки информации, особенности автономной работы пользователя на персональных компьютерах и сетевые технологии, предназначенные для коллективной работы пользователей в Интернете и Интранете. Новые требования к подготовке современных специалистов социокультурной сферы заставляют уделять особое внимание изучению сравнительных характеристик, достоинств и недостатков различных информационных технологий.

Лицензированные программы учебных курсов позволяют подготовить библиотекарей к работе в современной информационной среде.

Одна из возможностей непрерывного образования библиотечных кадров может быть реализована в процессе обучения в Центре непрерывного информационно-библиотечного образования, созданном в рамках совместного проекта ГАРККиИ и Украинской библиотечной ассоциации при финансовой поддержке Международного фонда «Возрождение» и Института открытого общества (Будапешт).

Задачей Центра является организация современного непрерывного образования работников библиотек и информационных служб разных систем и ведомств, координация усилий для создания и внедрения программ последипломного обучения.

В 2007 г. слушателям Центра непрерывного информационно-библиотечного образования предложено стационарное обучение согласно календарному плану по следующим программам курсов:

  • Коммуникативное и информационное обеспечение программ развития регионов,
  • Интеллектуальная свобода и доступ к информации в демократическом обществе,
  • Поиск дополнительных источников финансирования библиотек,
  • Комфортность обслуживания читателей как показатель уровня работы библиотек,
  • Компьютерные технологии создания информационных продуктов
    Интернета,
  • Создание и использование электронных изданий в библиотеках,
  • Работа в автоматизированных информационно-библиотечных системах. Программное обеспечение АИБС,
  • Как получить из Интернета необходимую информацию,
  • Интернет в публичных библиотеках,
  • Библиотеки в современном мире: новые требования и тенденции,
  • Проектное развитие библиотек,
  • Менеджмент электронных ресурсов,
  • Информационный ландшафт электронной Украины,
  • Интернет и библиотеки. Информационный сервис.

Эффективным является изучение курса «Менеджмент электронных ресурсов», который предпологает формирование у слушателей базовой системы знаний и навыков в сфере менеджмента электронных информационных ресурсов и управления информационными потоками (процессами информационного обслуживания) на уровне отдельной организации; формирование современного мировоззрения относительно информации, информационных систем, информационных технологий как особого вида ресурсов, которым владеет общество и который используется в целях хозяйственного и социального развития.

Пользуется постоянным спросом курс «Библиотеки и власть. Развитие электронного управления». Цель курса – помочь слушателям понять систему отношений «библиотека – власть», «гражданин – библиотека – власть», новые тенденции деятельности, опыт библиотек в этом направлении. Усвоение теоретического и практического материала курса позволит слушателям актуализировать деятельность библиотек по вопросам библиотечно-информационного обеспечения органов власти, наиболее эффективно, продуктивно трансформировать библиотеку к функционированию в демократическом гражданском обществе, в котором власть (в том числе и через библиотеку) является подотчетной своим гражданам.

Особенное внимание уделяется проблемам развития электронного управления. Для этой цели предусматривается предоставление студентам теоретических знаний и обеспечение овладения практическими навыками, что достигается объединением лекционных, практических, семинарских и самостоятельных занятий с использованием наглядных и технических
пособий.

Необходимым является курс «Управление библиотекой и новые услуги для пользователей», направленный на формирование у работников библиотек и информационных центров знаний, которые позволяют адаптироваться к изменениям в социальной и экономической ситуации, расширить представления о возможностях управления за счет эффективного использования человеческого потенциала, маркетинговой ориентации на запросы пользователей, расширения номенклатуры услуг и продуктов, гибкой системы реагирования на изменения, которые происходят во внешней среде. Система знаний должна формироваться с учетом образования по специальности и опыта практической работы.

Большое внимание уделяется анализу концепции стратегического управления библиотекой, управления инновационными и коммуникативными процессами в библиотеке.

Маркетинговый модуль курса дает возможность научиться использовать маркетинговый инструментарий, составлять маркетинговые программы, проводить маркетинговые исследования, знакомиться с методикой ценовой политики в маркетинговой деятельности, возможностями внешних контактов в деятельности библиотеки, особенностями формирования общественного мнения о библиотеках.

Центр непрерывного информационно-библиотечного образования осуществляет образовательно-профессиональные программы при поддержке посольств Грузии, Израиля, Литвы, Латвии, Швеции, Финляндии, Италии и Германии.

Образовательно-профессиональные программы предусматривают изучение библиотечно-профессионального обслуживания населения путем посещения библиотек, общения профессионалов, разработки инновационных стратегий.

  
На главную