Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


Е. И. Кузьмин

Фонд развития информационного общества,
Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Т. А. Мурована

Фонд развития информационного общества

Т. В. Ершова

Институт развития информационного общества, Москва

Информационно-образовательный портал
«Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Освещены цели и задачи проекта создания нового портала.

В 2006 г. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 гг.)» началась реализация нового проекта по созданию информационно-образовательного портала «Культура и искусство». Цель проекта – содействие повышению качества образования в сфере культуры и искусств.

Общепризнано, что сегодня качество образования в сфере культуры и искусств далеко не всегда соответствует растущим и быстро изменяющимся потребностям общества и самой этой сферы. Это особенно касается специальностей, непосредственно не связанных с творчеством, таких, как библиотечное дело, культурно-просветительная работа, история и теория культуры, культурная политика, прикладная культурология, искусствоведение и др., а также общеобразовательных дисциплин. Помимо того, что на качество образования влияют причины социально-экономического характера, в образовательном процессе в этой сфере недостаточно используются преимущества и возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Проблема усугубляется тем, что в российском Интернете в этой сфере доступно очень немного качественных ресурсов, в особенности мультимедийных.

По замыслу инициаторов проекта и основных разработчиков информационно-образовательного портала «Культура и искусство» – Фонда развития информационного общества и Института развития информационного общества – портал должен стать одной из эффективных инновационных моделей использования ИКТ для повышения качества образования и уровня квалификации специалистов, а также развития научного и образовательного контента в сфере культуры и искусств в России.

Новизна проекта заключается в том, что создаваемый портал должен стать инструментом и средством формирования сетевых сообществ всех вовлечённых в образовательный процесс сторон, прежде всего преподавателей и студентов. Параллельно со строительством и развитием портала запускается механизм корпоративного создания электронного хранилища знаний по культуре и искусству.

Создание портала включает разработку комплекса программно-технических средств и реализацию организационно-методических мероприятий для обеспечения и поддержания процессов сбора, накопления и представления коллективных знаний, способствующих:

  • повышению качества образования в средних специальных, высших и послевузовских образовательных учреждениях культуры и искусств, в которых изучается библиотечное дело;
  • созданию сетевых сообществ студентов, преподавателей и специалистов в сфере культуры и искусств;
  • формированию новой образовательной среды, основанной на онлайновом доступе к интеллектуальным продуктам отраслевой образовательной, научной и творческой деятельности, сетевом взаимодействии, а также на интеграции базового и непрерывного профессионального образования.

Содержание портала – ресурсы и инструменты непрерывного развития знаний и навыков в сфере культуры и искусств. Это коллекции разнообразных информационных объектов по темам культуры и искусств, каталог доступных русскоязычных Интернет-ресурсов образовательной направленности в сфере культуры и искусств, а также распределенная система взаимодействия портала с сайтами образовательных учреждений в сфере культуры и искусств и с организациями-держателями соответствующих справочно-энциклопедических ресурсов.

Портал разрабатывается на основе использования новейших портальных технологий и онлайновых инструментов сотрудничества. Так, реализована возможность создавать персонализированные рабочие столы – «корзинки знаний». С одной стороны, «корзинки знаний» предоставляют возможность персональной настройки доступа пользователей к ресурсам портала. С другой – в «корзинках» формируются, накапливаются и хранятся собственные информационные объекты пользователей портала. Доступ к ним регулируется в зависимости от желания автора «корзинки» и может быть открыт всем зарегистрированным пользователям.

Пользователи портала становятся членами разнообразных сетевых сообществ, самоорганизующихся по группам интересов, т. е. в соответствии с изучаемыми или преподаваемыми учебными дисциплинами и ступенями их изучения и преподавания. Таким образом, члены этих сетевых сообществ, решая свои собственные задачи, помогают друг другу; а параллельно наращивается доступный всем коллективный ресурс знаний.

В рамках портала создается функциональная подсистема «Консультационный центр», позволяющая регистрировать запросы на консультации по различным темам и предложения по оказанию консультаций, вести поиск возможных клиентов или поставщиков консультационных услуг, а также осуществлять контакты между поставщиками и потребителями услуг.

«Виртуальный университет», еще один модуль портала, представляет собой открытую платформу для создания дистанционных курсов. Пользователям и их сообществам дается возможность самостоятельно создавать и адаптировать учебные курсы по разным темам. Они могут включать как учебные материалы, так и тесты и экзамены, позволяющие оценить уровень знаний пользователя.

Портал предназначен для различных категорий пользователей. В первую очередь это студенты, аспиранты и профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего специального образования, а также системы повышения квалификации и переподготовки работников культуры и искусства. Им могут пользоваться специалисты и руководители учреждений сферы культуры и искусств, ученые и исследователи, представители органов государственной власти и управления в сфере культуры и образования и профессионалы из смежных отраслей.

На первом этапе реализации проекта (2006 г.) информационно-образовательный портал «Культура и искусство» разрабатывался в виде опытного образца для библиотечной отрасли с перспективой дальнейшего развития для всей сферы культуры и искусств. В ходе второго этапа (2007 г.) развивается информационная структура портала, дорабатываются и внедряются регламентирующие, методические и дидактические материалы по использованию портала и его информационному наполнению. Важной задачей становятся формирование сетевых сообществ пользователей портала и организация сотрудничества сторон, заинтересованных в его развитии.

Создатели портала ставят перед собой масштабные задачи, на решение которых требуется длительное время.

Ожидаемые результаты проекта:

  • создание открытого хранилища информационных образовательных ресурсов в сфере культуры и искусств;
  • оптимизация использования ИКТ для повышения качества образования;
  • укрепление профессиональных и студенческих сообществ, выявление их общих потребностей, интересов, проблем и методов их решения;
  • интеграция усилий профессиональных и образовательных учреждений в сфере культуры и искусств.

Проект реализуется при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Инициатива создания портала поддержана Бюро ЮНЕСКО в Москве, Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Министерством информационных технологий и связи РФ.

В настоящий момент в развитии проекта принимают участие Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Институт развития информационного общества, Московский государственный университет культуры и искусств, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Центр по проблемам информатизации сферы культуры, Российская государственная библиотека, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, различные библиотеки России.

Информационно-образовательный портал «Культура и искусство» – это инструмент, предоставляющий всем заинтересованным лицам возможность совместно строить и использовать эффективные образовательные взаимодействия – основу образовательной системы будущего.

Присоединяйтесь!
http://www.educulture.ru

  
На главную