Научные и технические библиотеки №3 2008 год
Содержание:

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Гендина Н. И. Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов

Секция «Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления»

Аноприенко А. Я., Петрова А. А. Библиотека и университет: тысячелетнее развитие и вызовы XXI века

Зверевич В. В. Приключения британского дизайна в России. Организация информационного обеспечения учебного процесса в Британской высшей Школе дизайна

Секция «Использование Интернета и Интернет-технологий в библиотечно-информационной практике»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры

Торлин И. Г. Ресурсы веб-сайтов публичных библиотек Украины: компромисс предлагаемого и ожидаемого

Панкова Е. В., Косинова С. А. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Окончание)

ОПЫТ РАБОТЫ

Баженова И. Д., Сороколетова Н. В. Проблемы формирования сводной электронной базы данных статей в корпоративной среде

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. Н. С. Карташов – специалист, учёный, педагог. (К 80-летию со дня рождения)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. Одиннадцатая Международная конференция и выставка «LIBCOM»

Шапошников К. А. Международный обучающий семинар «Вторая школа сканирования»

Памяти Моргенштерна

Соколов А.В. Исаак Григорьевич Моргенштерн – библиограф, интеллигент, гуманист


А. Я. Аноприенко, А. А. Петрова

Донецкий национальный технический университет

Библиотека и университет:
тысячелетнее развитие и вызовы XXI века

Подчеркнута особая роль библиотек как главного инструмента развития университетского образования и науки. Обоснованы потребности в ряде серьезных изменений, касающихся библиотечной инфраструктуры на постсоветском пространстве, в связи с возникновением Интернета.

Книга и университет

Как известно, появление и развитие университетов неразрывно связаны с распространением и использованием книги. В XI–XIII вв. при кафедральных соборах и монастырях Европы начали появляться небольшие библиотеки и скриптории для переписки книг. Постепенно они превращались в центры образовательного притяжения. На Руси яркий пример этого – Софийский собор в Киеве и сформировавшаяся при нем библиотека Ярослава Мудрого.

В Западной Европе основой старейшего университета стала кафедральная школа при соборе Нотр-Дам в Париже. Формально черты университета она приобрела в середине XIII в., когда корпоративное объединение магистров получило право избирать кафедрального канцлера (ректора) и иметь собственную печать. Окончательно черты современного университета эта структура получила с основанием в 1257 г. Робертом де Сорбоном, капелланом короля Людовика IX, теологического коллежа (факультета), ставшего впоследствии знаменитой Сорбонной [1. С. 67].

Главное, что привело к такому развитию событий, – библиотека. Именно для организованного чтения и толкования книг в соборной библиотеке сформировалось первое корпоративное объединение студентов. Учебный процесс заключался преимущественно в том, что преподаватель читал книгу, а студенты слушали. На этом фоне вся территория вокруг собора Нотр-Дам постепенно превратилась в место активной торговли книгами. И традиция эта сохранилась до наших дней. Чрезвычайная дороговизна рукописной книги в те времена была основной причиной недоступности книг для большинства студентов, следствием чего чтение книги преподавателем и стало основной формой занятий, дошедшей до наших времен в виде классической лекции.

Книги оказались относительно доступными студентам первых университетов лишь с того времени, когда появились специальные пульты с книгами, прикованными к ним цепями. Постепенно сложилась структура библиотеки из двух частей: «большой», являющейся прообразом современного читального зала и состоящей из пультов с книгами (в Сорбонне первоначально было 26 пультов, к некоторым допускались только профессора), и «малой», где хранились дубликаты книг, доступные для выдачи под залог на занятия или на дом. К 1338 г. в библиотеке Сорбонны согласно каталогу имелись 1720 книг, 300 из которых были на пультах в «большой библиотеке» [1. С. 67].

В XV–XVI вв. распространение книгопечатания привело к появлению относительно массовой и дешевой книги, что предопределило и коренные изменения в структуре и функциях университетских библиотек. Отпала необходимость в скрипториях, державшихся преимущественно на монашеском подвижничестве, что привело к окончательному отмежеванию университетов от монастырей и соборов. Естественно, перестали приковывать книги, так как книгопечатание позволило развернуть масштабное производство достаточно дешевой образовательной книжной продукции. А это в свою очередь предопределило широкое распространение в последующие столетия нового поколения университетов, типичным примером которых является Гёттингенский университет, обладавший в XVIII в. лучшей в Европе научной библиотекой.

Университет в Гёттингене изначально был ориентирован на то, чтобы стать ведущим европейским университетом на основе библиотеки нового поколения, призванной служить главным инструментом в развитии университетского образования и науки. При этом предполагался охват «важнейших научных трудов всех времен и народов по всем наукам в виде отечественной и иностранной литературы» [1. С. 114]. И именно Гёттингенская библиотека, где, в частности, впервые введено такое привычное сегодня совместное использование алфавитного и систематического каталогов, стала эталоном не только университетских, но и всех научных библиотек нового времени.

Но появление Интернета в конце XX в. поставило все библиотеки (а особенно университетские) перед лицом новых вызовов, которые заставляют в очередной раз основательно пересмотреть роль и значение книг в современном образовании и научном развитии.

Вызовы эпохи Интернета

Главный вызов библиотекам со стороны Интернета заключается в разрушении монополии библиотек на роль основного хранилища знаний и посредника в доступе к коллективной памяти человечества.

При этом электронная форма хранения информации в совокупности с информационной мощью современных поисковых систем предоставляет невиданные ранее возможности как по объемам, качеству и степени мультимедийности хранимой информации, так и по скорости и удобству доступа к ней.

Даже простое сравнение типичных затрат времени рядового пользователя библиотеки (табл.) показывает, как переход на электронную форму предоставления информации позволяет в среднем на порядок снизить эти затраты.

Затраты времени (в минутах) на типичный процесс получения необходимой информации в библиотеках разного вида

 

Виды библиотек

 

традиционная

с электронным каталогом

со свободным доступом

полностью электронная

Перемещение
в библиотеку

15

15

15

0

Поиск
в каталоге

15

3

0

1

Оформление
требований

5

1

0

0

Оформление заказа

5

1

0

0

Ожидание выдачи

10

10

0

0

Поиск нужной
информации

15

15

15

5

Выписки и
конспектирование

30

30

30

5

Возврат книги

5

5

5

0

Возврат на рабочее место

15

15

15

0

Общиезатраты времени

115

95

80

11

Ко всему этому необходимо добавить и недостижимую ранее глубину индексации содержимого информационных источников, и практически неограниченные возможности копирования и тиражирования информации, а также неподвластность физическому износу и воздействию таких неблагоприятных факторов внешней среды, как сырость, грибок и огонь.

Естественно, что и в новых условиях библиотека будет по-прежнему сохранять свои функции, связанные с комплектованием и хранением книжного фонда. Но, чтобы остаться основным хранилищем и источником знаний, библиотека должна в ближайшем будущем подвергнуться серьезным изменениям, что особенно касается библиотечной инфраструктуры на постсоветском пространстве. К числу неотложных изменений можно отнести и существенное упрощение доступа читателей к основным фондам, и расширение возможностей по копированию информации, и, главное, максимальное использование преимуществ электронного хранения и предоставления информации.

По результатам запросов в ведущих поисковых системах (типа Google) по таким словам, как library и библиотека, в англоязычном пространстве вполне естественно лидируют Библиотека Конгресса США, Британская библиотека и Американская библиотечная ассоциация, а по запросу библиотека в русскоязычном пространстве лидирует Библиотека Максима Мошкова, значительно опережая официальные библиотечные учреждения, что в общем-то не вполне нормально. Косвенно это отражает тот факт, что постсоветское библиотечное дело еще не оправилось от «шока 90-х» и не вполне созрело для того, чтобы лидировать в движении к библиотекам нового поколения.

Примерами того, что можно и нужно делать в новых условиях, служат проект Библиотеки Конгресса США «Национальная память» [2] и проект Google Book Search, который запущен в 2005 г. [3]. В рамках этой инициативы компания Google осуществляет сканирование книг, которые хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке и библиотеках Стенфордского, Гарвардского, Мичиганского и Оксфордского университетов. На текущий момент отсканирован примерно миллион книг. Книжный поисковик предлагает доступ к полным текстам, однако это касается лишь тех произведений, которые не защищены авторским правом. В перспективе предполагается, что в цифровой вид будут переведены до 30 млн книг.

Компания Google намерена также создать колоссальное хранилище различных научных данных. При этом предполагается собирать данные, полученные у специалистов, копировать их и передавать всем ученым, нуждающимся в таких данных. Компания разослала сотни жестких дисков по университетам и уже начинает получать их обратно с научной информацией. В будущем, возможно, эти данные станут доступными абсолютно всем желающим. В Google не скрывают, что вдохновил их на эту программу ученый Джим Грей, работающий на Microsoft [4]. (Грей – автор и активный участник популярного научно-географического проекта «Terraserver», который собирает фотографические данные, присылаемые со всего мира.)

Но в одиночку даже такая мощная фирма, как Google, не в состоянии выполнить всю работу по переводу в электронную форму и последующую индексацию всей бумажной информации. По оценкам компании в мире существует 5 млн ТБ информации, пригодной для поиска, а проиндексировано лишь 170 ТБ, т. е. примерно 0,0034%. Для выполнения всей работы только силами Google и ее партнеров потребуется не менее 300 лет напряженной работы [5]. А при поддержке университетского и библиотечного сообщества эта работа может быть в основном завершена к концу XXI в.

Необходимость новых библиотечно-информационных центров

К проектированию библиотек во все времена привлекались лучшие архитекторы. Считалось, что здания библиотек должны находиться в центре города и привлекать внимание своей красотой. Люди, увлеченные книгособирательством и построившие библиотеки, обеспечили бессмертие не только себе, но и городам, где хранятся эти сокровища.

В наше время во всем мире сооружение библиотек считается делом государственным. Наиболее выдающиеся американские президенты после своего правления оставляли не только и не столько обычные памятники, сколько здания общедоступных библиотек. После 20-летних восстановительных работ в Египте открылась знаменитая Александрийская библиотека. В Пекине строится дополнительное здание Китайской национальной библиотеки, обладательницы пятого по величине фонда в мире. И только на постсоветском пространстве пока наблюдается дефицит и национальных программ, и смелых оригинальных идей библиотечного строительства, соответствующих нашему времени. Одним из немногих исключений можно считать, пожалуй, лишь новое здание Национальной библиотеки Белоруссии. Внешне суперсовременная библиотека напоминает ограненный «бриллиант», символизирующий ценность знаний и бесконечность познания мира.

Символично, что именно библиотека Московского государственного университета, основанная еще в 1756 г. и являющаяся старейшей университетской библиотекой России, стала одним из инициаторов создания в СНГ библиотечно-информационных центров нового поколения.

Что же мы имеем в Украине? Привыкшие жить по «остаточному» принципу библиотеки не получали новых зданий уже 20 лет. Последним крупным строительством было возведение в 1989 г. здания Национальной библиотеки им. В. И. Вернадского.

В Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ) рискнули прервать это библиотечное затишье эпохи перемен и сделать первый шаг к украинским библиотекам будущего. Наша библиотека уже 30 лет назад «выросла» из своих площадей. Ее фонд – более 1 млн 300 тыс. документов. Библиотека располагает 6 абонементами, 4 читальными залами на 570 мест, занимает площадь 3400 кв. м при книговыдаче до 1 млн 150 тыс. книг и посещаемости более 400 тыс. человек в год. Остро ощущалось отсутствие в структуре библиотеки главного подразделения – центрального хранилища фонда, что технологически очень затрудняло процесс обслуживания читателей. Попытки начать строительство новой библиотеки предпринимались уже давно, в свое время был даже утвержден проект, но безденежье в перестроечные годы отодвинуло его реализацию на неопределенное время.

В новых условиях в качестве образца выбрана библиотека Магдебургского технического университета, построенная по проекту, удостоенному Национальной премии Германии. Она является объектом законной гордости немецкого правительства, вложившего немалые средства в возведение библиотеки будущего, и открыта для свободного доступа всем жителям региона.

Четырехэтажное здание Библиотечно-информационного центра ДонНТУ в форме раскрытой книги в настоящее время уже возводится на центральной улице города по проекту, разработанному ООО ТПЦ «Среда» Донецкого союза архитекторов Украины, победившему в специально проведенном конкурсе проектов. Новое здание будет дополнением к старым площадям библиотеки и увеличит их на 7,7 тыс. кв. м. Вместе с оставленными после реконструкции старыми помещениями (там расположится отдел учебной литературы с читальным залом) общая площадь составит около 10 тыс. кв. м (12 отраслевых читальных залов на 1100 посадочных мест).

Новое здание будет соединяться переходом с центральным хранилищем первого уровня, расположенным в старом корпусе (бывшем помещении типографии). Переход предполагается оборудовать средствами транспортировки книг. В цокольном этаже планируется разместить хранилище, оборудованное раздвижными стеллажами на 600 тыс. печатных единиц, отделы комплектования и научной обработки литературы, гардероб на тысячу посетителей, помещения для персонала.

В новом здании библиотеки разместятся 8 читальных залов с открытым доступом к книжному фонду на 550 посадочных мест, электронные кафедры выдачи, 3 компьютерных зала на 150 мест, выставочный павильон, медиатека с индивидуальными кабинами, оснащенными всей необходимой для работы техникой.

Планируется организовать читальный зал редкой и ценной книги, зал электронного каталога, зал иностранной литературы с лингафонным, аудио- и видеооборудованием, класс для практических занятий со студентами. Кроме того, в здании разместятся многофункциональный конференц-зал, кафе, зоны отдыха для читателей. Каждый этаж будет оснащен ксероксами для читателей. На входе в библиотеку предполагается установить систему электронного контроля. Здание будет оборудовано грузовым лифтом. Особое внимание уделяется проектированию систем освещения, кондиционирования и поддержания соответствующего температурного режима во всех помещениях библиотеки.

Проект нового здания библиотеки ДонНТУ разработан в соответствии с последними достижениями европейских технологий строительства и библиотечной архитектуры, в нем предусмотрен современный дизайн интерьеров.

Что мы ждем от библиотек в XXI веке

В новых условиях библиотеки призваны не только на качественно новом уровне выполнять свои традиционные функции храма книги и знаний, что предполагает необходимость и нового строительства, и определенной реконструкции старых помещений, но и активно включиться в информационное наполнение инфраструктуры Интернета. Более того, по целому ряду направлений библиотеки в сотрудничестве с другими организациями способны лидировать и возглавлять соответствующую работу. В частности, речь может идти о переводе в электронную форму не только основных фондов библиотек, но и университетских медиаархивов. Можно подумать и о проектах типа «Национальная память» в национальном, региональном и университетском масштабах.

В XXI в. библиотекам практически гарантировано «светлое будущее», но это должны быть уже качественно другие библиотеки.

Список источников

1. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. – СПб : Профессия, 2002. – 352 с.

2. American memory homeplace. – http://memory. loc. gov/ammem/index. html

3. Google планирует отсканировать 30 миллионов книг. – http://net.compulenta.ru/303102

4. Google начинает создание крупнейшей в мире научной сети. – http://itua.info/ keyword/39640

5. Проиндексировать все за 300 лет. – http://www.webplanet.ru/news/internet/2005/10/10/300.html

  
На главную