А. Я. Аноприенко, А. А.
Петрова
Донецкий национальный технический университет
Библиотека и университет:
тысячелетнее развитие и вызовы XXI века
Подчеркнута
особая роль библиотек как главного инструмента развития университетского
образования и науки. Обоснованы потребности в ряде серьезных изменений,
касающихся библиотечной инфраструктуры на постсоветском пространстве, в связи с
возникновением Интернета.
Книга и университет
Как известно, появление и развитие университетов неразрывно
связаны с распространением и использованием книги. В XI–XIII вв. при кафедральных соборах и монастырях Европы начали
появляться небольшие библиотеки и скриптории для переписки книг. Постепенно они
превращались в центры образовательного притяжения. На Руси яркий пример этого –
Софийский собор в Киеве и сформировавшаяся при нем библиотека Ярослава Мудрого.
В Западной Европе основой старейшего университета стала кафедральная
школа при соборе Нотр-Дам в Париже. Формально черты университета она приобрела
в середине XIII в.,
когда корпоративное объединение магистров получило право избирать кафедрального
канцлера (ректора) и иметь собственную печать. Окончательно черты современного
университета эта структура получила с основанием в 1257 г. Робертом де
Сорбоном, капелланом короля Людовика IX, теологического коллежа (факультета), ставшего впоследствии
знаменитой Сорбонной [1. С. 67].
Главное, что привело к
такому развитию событий, – библиотека. Именно для организованного чтения и
толкования книг в соборной библиотеке сформировалось первое корпоративное
объединение студентов. Учебный процесс заключался преимущественно в том, что
преподаватель читал книгу, а студенты слушали. На этом фоне вся территория
вокруг собора Нотр-Дам постепенно превратилась в место активной торговли
книгами. И традиция эта сохранилась до наших дней. Чрезвычайная дороговизна
рукописной книги в те времена была основной причиной недоступности книг для большинства студентов, следствием чего чтение
книги преподавателем и стало основной формой занятий, дошедшей до наших времен
в виде классической лекции.
Книги оказались относительно доступными студентам первых университетов
лишь с того времени, когда появились специальные пульты с книгами, прикованными
к ним цепями. Постепенно сложилась структура библиотеки из двух частей:
«большой», являющейся прообразом современного читального зала и состоящей из
пультов с книгами (в Сорбонне первоначально было 26 пультов, к некоторым
допускались только профессора), и «малой», где хранились дубликаты книг,
доступные для выдачи под залог на занятия или на дом. К 1338 г. в
библиотеке Сорбонны согласно каталогу имелись 1720 книг, 300 из которых были на
пультах в «большой библиотеке» [1.
С. 67].
В XV–XVI вв. распространение
книгопечатания привело к появлению относительно массовой и дешевой книги, что
предопределило и коренные изменения в структуре и функциях университетских
библиотек. Отпала необходимость в скрипториях, державшихся преимущественно на
монашеском подвижничестве, что привело к окончательному отмежеванию университетов
от монастырей и соборов. Естественно, перестали приковывать книги, так как
книгопечатание позволило развернуть масштабное производство достаточно дешевой
образовательной книжной продукции. А это в свою очередь предопределило широкое
распространение в последующие столетия нового поколения университетов, типичным
примером которых является Гёттингенский университет, обладавший в XVIII в. лучшей в Европе
научной библиотекой.
Университет в Гёттингене изначально был ориентирован на то,
чтобы стать ведущим европейским университетом на основе библиотеки нового
поколения, призванной служить главным инструментом в развитии университетского
образования и науки. При этом предполагался охват «важнейших научных трудов всех
времен и народов по всем наукам в виде отечественной и иностранной литературы»
[1. С. 114]. И именно Гёттингенская
библиотека, где, в частности, впервые введено такое привычное сегодня
совместное использование алфавитного и систематического каталогов, стала
эталоном не только университетских, но и всех научных библиотек нового времени.
Но появление Интернета в конце XX в. поставило все библиотеки (а
особенно университетские) перед лицом новых вызовов, которые заставляют в
очередной раз основательно пересмотреть роль и значение книг в современном
образовании и научном развитии.
Вызовы эпохи Интернета
Главный вызов библиотекам со стороны Интернета заключается в
разрушении монополии библиотек на роль основного хранилища знаний и посредника
в доступе к коллективной памяти человечества.
При этом электронная форма хранения информации в
совокупности с информационной мощью современных поисковых систем предоставляет
невиданные ранее возможности как по объемам, качеству и степени мультимедийности
хранимой информации, так и по скорости и удобству доступа к ней.
Даже простое сравнение типичных затрат времени рядового
пользователя библиотеки (табл.) показывает, как переход на электронную форму
предоставления информации позволяет в среднем на порядок снизить эти затраты.
Затраты времени (в минутах) на типичный процесс
получения необходимой информации в библиотеках разного вида
|
Виды
библиотек
|
|
традиционная
|
с электронным каталогом
|
со свободным доступом
|
полностью электронная
|
Перемещение в библиотеку
|
15
|
15
|
15
|
0
|
Поиск в каталоге
|
15
|
3
|
0
|
1
|
Оформление
требований
|
5
|
1
|
0
|
0
|
Оформление заказа
|
5
|
1
|
0
|
0
|
Ожидание выдачи
|
10
|
10
|
0
|
0
|
Поиск нужной
информации
|
15
|
15
|
15
|
5
|
Выписки и
конспектирование
|
30
|
30
|
30
|
5
|
Возврат книги
|
5
|
5
|
5
|
0
|
Возврат на рабочее место
|
15
|
15
|
15
|
0
|
Общиезатраты времени
|
115
|
95
|
80
|
11
|
Ко всему этому необходимо добавить и недостижимую ранее
глубину индексации содержимого информационных источников, и практически неограниченные
возможности копирования и тиражирования информации, а также неподвластность
физическому износу и воздействию таких неблагоприятных факторов внешней среды,
как сырость, грибок и огонь.
Естественно, что и в новых условиях библиотека будет
по-прежнему сохранять свои функции, связанные с комплектованием и хранением книжного
фонда. Но, чтобы остаться основным хранилищем и источником знаний, библиотека
должна в ближайшем будущем подвергнуться серьезным изменениям, что особенно
касается библиотечной инфраструктуры на постсоветском пространстве. К числу
неотложных изменений можно отнести и существенное упрощение доступа читателей к
основным фондам, и расширение возможностей по копированию информации, и,
главное, максимальное использование преимуществ электронного хранения и предоставления
информации.
По результатам запросов в ведущих поисковых системах (типа Google) по таким словам, как library и библиотека,
в англоязычном пространстве вполне естественно лидируют Библиотека Конгресса
США, Британская библиотека и Американская библиотечная ассоциация, а по запросу
библиотека в русскоязычном
пространстве лидирует Библиотека Максима Мошкова, значительно опережая
официальные библиотечные учреждения, что в общем-то не вполне нормально.
Косвенно это отражает тот факт, что постсоветское библиотечное дело еще не
оправилось от «шока 90-х» и не вполне созрело для того, чтобы лидировать в
движении к библиотекам нового поколения.
Примерами того, что можно и нужно делать в новых условиях,
служат проект Библиотеки Конгресса США «Национальная память» [2] и проект Google Book Search, который запущен в 2005 г. [3]. В рамках этой инициативы компания
Google осуществляет сканирование книг, которые хранятся в Нью-Йоркской
публичной библиотеке и библиотеках Стенфордского, Гарвардского, Мичиганского и
Оксфордского университетов. На текущий момент отсканирован примерно миллион книг.
Книжный поисковик предлагает доступ к полным текстам, однако это касается лишь
тех произведений, которые не защищены авторским правом. В перспективе предполагается,
что в цифровой вид будут переведены до 30 млн книг.
Компания Google намерена также создать колоссальное
хранилище различных научных данных. При этом предполагается собирать данные,
полученные у специалистов, копировать их и передавать всем ученым, нуждающимся
в таких данных. Компания разослала сотни жестких дисков по университетам и уже
начинает получать их обратно с научной информацией. В будущем, возможно, эти
данные станут доступными абсолютно всем желающим. В Google не скрывают, что
вдохновил их на эту программу ученый Джим Грей, работающий на Microsoft [4]. (Грей – автор и активный участник
популярного научно-географического проекта «Terraserver»,
который собирает фотографические данные, присылаемые со всего мира.)
Но в одиночку даже такая мощная фирма, как Google, не в
состоянии выполнить всю работу по переводу в электронную форму и последующую
индексацию всей бумажной информации. По оценкам компании в мире существует
5 млн ТБ информации, пригодной для поиска, а проиндексировано лишь
170 ТБ, т. е. примерно 0,0034%. Для выполнения всей работы только силами
Google и ее партнеров потребуется не менее 300 лет напряженной работы [5]. А при поддержке университетского и
библиотечного сообщества эта работа может быть в основном завершена к концу XXI в.
Необходимость новых
библиотечно-информационных центров
К проектированию библиотек во все времена привлекались
лучшие архитекторы. Считалось, что здания библиотек должны находиться в центре
города и привлекать внимание своей красотой. Люди, увлеченные книгособирательством
и построившие библиотеки, обеспечили бессмертие не только себе, но и городам, где
хранятся эти сокровища.
В наше время во всем мире сооружение библиотек считается
делом государственным. Наиболее выдающиеся американские президенты после своего
правления оставляли не только и не столько обычные памятники, сколько здания
общедоступных библиотек. После 20-летних восстановительных работ в Египте
открылась знаменитая Александрийская библиотека. В Пекине строится
дополнительное здание Китайской национальной библиотеки, обладательницы пятого
по величине фонда в мире. И только на постсоветском пространстве пока
наблюдается дефицит и национальных программ, и смелых оригинальных идей
библиотечного строительства, соответствующих нашему времени. Одним из немногих
исключений можно считать, пожалуй, лишь новое здание Национальной библиотеки Белоруссии. Внешне суперсовременная библиотека
напоминает ограненный «бриллиант», символизирующий ценность знаний и
бесконечность познания мира.
Символично, что именно библиотека Московского
государственного университета, основанная еще в 1756 г. и являющаяся старейшей
университетской библиотекой России, стала одним из инициаторов создания в СНГ
библиотечно-информационных центров нового поколения.
Что же мы имеем в Украине? Привыкшие жить по «остаточному»
принципу библиотеки не получали новых зданий уже 20 лет. Последним крупным
строительством было возведение в 1989 г. здания Национальной библиотеки
им. В. И. Вернадского.
В Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ) рискнули
прервать это библиотечное затишье эпохи перемен и сделать первый шаг к украинским
библиотекам будущего. Наша библиотека уже 30 лет назад «выросла» из своих
площадей. Ее фонд – более 1 млн 300 тыс. документов. Библиотека
располагает 6 абонементами, 4 читальными залами на 570 мест, занимает площадь
3400 кв. м при книговыдаче до 1 млн 150 тыс. книг и посещаемости
более 400 тыс. человек в год. Остро ощущалось отсутствие в структуре
библиотеки главного подразделения – центрального хранилища фонда, что
технологически очень затрудняло процесс обслуживания читателей. Попытки начать
строительство новой библиотеки предпринимались уже давно, в свое время был даже
утвержден проект, но безденежье в перестроечные годы отодвинуло его реализацию
на неопределенное время.
В новых условиях в качестве образца выбрана библиотека
Магдебургского технического университета, построенная по проекту, удостоенному
Национальной премии Германии. Она является объектом законной гордости немецкого
правительства, вложившего немалые средства в возведение библиотеки будущего, и
открыта для свободного доступа всем жителям региона.
Четырехэтажное здание Библиотечно-информационного центра ДонНТУ
в форме раскрытой книги в настоящее время уже возводится на центральной улице
города по проекту, разработанному ООО ТПЦ «Среда» Донецкого союза архитекторов
Украины, победившему в специально проведенном конкурсе проектов. Новое здание
будет дополнением к старым площадям библиотеки и увеличит их на 7,7 тыс.
кв. м. Вместе с оставленными после реконструкции старыми помещениями (там
расположится отдел учебной литературы с читальным залом) общая площадь составит
около 10 тыс. кв. м (12 отраслевых читальных залов на 1100 посадочных
мест).
Новое здание будет соединяться переходом с центральным
хранилищем первого уровня, расположенным в старом корпусе (бывшем помещении
типографии). Переход предполагается оборудовать средствами транспортировки
книг. В цокольном этаже планируется разместить хранилище, оборудованное
раздвижными стеллажами на 600 тыс. печатных единиц, отделы комплектования
и научной обработки литературы, гардероб на тысячу посетителей, помещения для
персонала.
В новом здании библиотеки разместятся 8 читальных залов с
открытым доступом к книжному фонду на 550 посадочных мест, электронные кафедры
выдачи, 3 компьютерных зала на 150 мест, выставочный павильон, медиатека с
индивидуальными кабинами, оснащенными всей необходимой для работы техникой.
Планируется организовать читальный зал редкой и ценной
книги, зал электронного каталога, зал иностранной литературы с лингафонным, аудио-
и видеооборудованием, класс для практических занятий со студентами. Кроме того,
в здании разместятся многофункциональный конференц-зал, кафе, зоны отдыха для
читателей. Каждый этаж будет оснащен ксероксами для читателей. На входе в
библиотеку предполагается установить систему электронного контроля. Здание
будет оборудовано грузовым лифтом. Особое внимание уделяется проектированию
систем освещения, кондиционирования и поддержания соответствующего
температурного режима во всех помещениях библиотеки.
Проект нового
здания библиотеки ДонНТУ разработан в соответствии с последними достижениями
европейских технологий строительства и библиотечной архитектуры, в нем
предусмотрен современный дизайн интерьеров.
Что мы ждем от библиотек в XXI веке
В новых условиях библиотеки призваны не только на
качественно новом уровне выполнять свои традиционные функции храма книги и
знаний, что предполагает необходимость и нового строительства, и определенной
реконструкции старых помещений, но и активно включиться в информационное
наполнение инфраструктуры Интернета. Более того, по целому ряду направлений
библиотеки в сотрудничестве с другими организациями способны лидировать и
возглавлять соответствующую работу. В частности, речь может идти о переводе в
электронную форму не только основных фондов библиотек, но и университетских
медиаархивов. Можно подумать и о проектах типа «Национальная память» в
национальном, региональном и университетском масштабах.
В XXI в.
библиотекам практически гарантировано «светлое будущее», но это должны быть уже
качественно другие библиотеки.
Список источников
1. Володин Б. Ф. Всемирная история
библиотек. – СПб : Профессия, 2002. – 352 с.
2. American
memory homeplace. – http://memory. loc. gov/ammem/index. html
3. Google планирует отсканировать 30
миллионов книг. – http://net.compulenta.ru/303102
4. Google начинает создание крупнейшей в
мире научной сети. – http://itua.info/
keyword/39640
5. Проиндексировать все за 300 лет. – http://www.webplanet.ru/news/internet/2005/10/10/300.html
|