Научные и технические библиотеки №3 2008 год
Содержание:

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Гендина Н. И. Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов

Секция «Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления»

Аноприенко А. Я., Петрова А. А. Библиотека и университет: тысячелетнее развитие и вызовы XXI века

Зверевич В. В. Приключения британского дизайна в России. Организация информационного обеспечения учебного процесса в Британской высшей Школе дизайна

Секция «Использование Интернета и Интернет-технологий в библиотечно-информационной практике»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры

Торлин И. Г. Ресурсы веб-сайтов публичных библиотек Украины: компромисс предлагаемого и ожидаемого

Панкова Е. В., Косинова С. А. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Окончание)

ОПЫТ РАБОТЫ

Баженова И. Д., Сороколетова Н. В. Проблемы формирования сводной электронной базы данных статей в корпоративной среде

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. Н. С. Карташов – специалист, учёный, педагог. (К 80-летию со дня рождения)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. Одиннадцатая Международная конференция и выставка «LIBCOM»

Шапошников К. А. Международный обучающий семинар «Вторая школа сканирования»

Памяти Моргенштерна

Соколов А.В. Исаак Григорьевич Моргенштерн – библиограф, интеллигент, гуманист


И. Г. Торлин

Национальная библиотека Украины для детей, Киев

Ресурсы веб-сайтов публичных библиотек Украины:
компромисс предлагаемого и ожидаемого

Попытка теоретически осмыслить цели, задачи и виды информации на веб-сайтах публичных библиотек, а также проанализировать пожелания удаленных пользователей и предложения публичных библиотек, относящиеся к содержанию веб-сайтов.

Стремительный рост количества библиотечных сайтов, наметившийся в последние годы, требует теоретического осмысления их основных целей и задач. Это помогло бы библиотекам избежать ошибок при проектировании сайтов и улучшить качество обслуживания потребителей.

К сожалению, библиотечная наука до сих пор не уделяла этому вопросу достаточно внимания.

Единственное исследование по этой теме, которое удалось обнаружить, касается сайтов библиотек учебных заведений. Правда, цели и задачи сайтов, определенные автором статьи, мне показались несколько размытыми и неконкретными.

По-моему, имеются две основные и на первый взгляд взаимопротиворечащие цели создания веб-сайта публичной библиотеки: привлечение читателей в библиотеку и информационное обслуживание удаленных пользователей.

Для реализации этих целей библиотеки решают следующие задачи:

1. Предоставление информации о библиотеке и ее сервисах.

2. Библиографическое информирование.

3. Организация доступа к полнотекстовой информации.

4. Обучение пользователей основам информационной грамотности.

Условно контент сайта можно разделить на справочную и полнотекстовую информацию.

Справочная информация

1. Информация об организации. Почтовый и электронный адрес библиотеки; месторасположение в пределах населенного пункта; время работы, правила пользования библиотекой; структура библиотеки, описание количественного и качественного состава фондов; перечень бесплатных и платных услуг, предоставляемых библиотекой.

2. Новостная информация. Календарный план основных мероприятий, планируемых библиотекой (и отчет об их проведении); условия конкурсов и информация об их результатах; новости города и/или региона, представляющие интерес для целевой аудитории.

3. Библиографическая информация. Списки новых поступлений, рекомендательные библиографические списки литературы и Интернет-ресурсов; удаленный доступ к электронному каталогу библиотеки; виртуальное справочно-библиографическое обслуживание.

Полнотекстовая информация

1. Репродуктивная информация. Оцифрованные текстовые информационные ресурсы из фонда библиотеки, оцифрованные визуальные информационные ресурсы, оцифрованные аудиоресурсы.

2. Авторская информация. Краеведческие фактографические материалы, публикация авторских материалов пользователей библиотеки; профессиональные методические материалы библиотеки.

Предложения наших библиотек

Информация об организации. Этот информационный блок традиционно представлен на каждом библиотечном сайте. Практически везде можно найти почтовый адрес, структуру библиотеки, описание количественного и качественного состава фондов. Далеко не все организации публикуют правила пользования библиотекой, перечень сервисов, предоставляемых библиотекой. Порой трудно обнаружить адрес электронной почты (видимо, таким образом веб-администраторы пытаются уберечься от спама).

Новостная информация. Лишь немногие библиотеки активно обновляют информацию о библиотечных событиях – в этом направлении у нас непочатый край работы. К тому же часто новостная информация подменяется информацией об уже состоявшемся мероприятии (срабатывает привычка отчитываться о проведенной работе перед вышестоящими организациями).

Библиографическая информация. Рекомендательные и информационные списки, биобиблиография обильно представлены практически на всех сайтах. Не отрицая необходимость традиционных для библиотечной деятельности информационных ресурсов, все же выскажу сомнение в первоочередной востребованности подобной информации удаленными пользователями.

Рекомендательные списки Интернет-ресурсов активно публикуются различными библиотеками, что можно приветствовать – нашему пользователю нужна квалифицированная помощь в определении качественного ресурса в сети. Однако, на мой взгляд, происходит распыление сил. Имело бы смысл объединить усилия (особенно это касается библиотек для детей и юношества) и создать общие списки качественных ресурсов, рекомендуемых, скажем, Украинской библиотечной ассоциацией.

Основа информационной деятельности библиотеки – электронный каталог – в онлайновом режиме доступен еще далеко не во всех государственных областных универсальных библиотеках (не говоря уже о библиотеках для детей и юношества), а некоторые самостоятельные разработки программного обеспечения работают не совсем корректно. Во многих случаях отсутствует сопроводительная информация о правилах поиска в электронном каталоге.

Радует, что многие библиотеки заявили об открытии «виртуальной справочной службы» – хорошем подспорье удаленному потребителю. И в то же время нельзя не упомянуть о том, что организация справочных служб оставляет желать лучшего: встречаются запросы без ответов, не всегда четко прописаны правила работы служб. Пришла пора собрать представительный всеукраинский семинар по вопросам этого сервиса и попытаться выработать практические рекомендации для работников этих служб.

Репродуктивная информация. Публичные библиотеки Украины в настоящий момент готовы предложить ограниченное количество оцифрованных текстовых ресурсов на своих веб-сайтах. Это связано с рядом причин. В первую очередь – с отсутствием качественной техники для сканирования и квалифицированных специалистов. Кроме того, на мой взгляд, библиотеки еще не выработали стратегии: что именно оцифровывать, что может представлять интерес для удаленного потребителя информации. Поэтому иногда на сайтах появляются «случайные» полнотекстовые ресурсы, не имеющие отношения ни к фондам конкретной библиотеки, ни к региону в целом.

Как пример для подражания можно назвать целенаправленную деятельность Кировоградской и Тернопольской ОУНБ. Первая сосредоточила свое внимание в основном на переводе в электронную форму редких изданий из своих фондов, связанных с историей региона, а также изюминок коллекции редких изданий. Вторая предоставила сайт для популяризации современных краеведческих изданий. Закарпатская ОУНБ пытается соединить два эти подхода, публикуя как редкие краеведческие издания, так и художественные произведения местных авторов. Впрочем, что касается публикаций местных авторов, то библиотеки охотно идут им навстречу. Правда, литературные тексты не всегда отличаются достойным качеством, но это уже другой вопрос.

В практике работы библиотек по переводу печатных изданий в электронную форму присутствуют три подхода:

  • создание электронной версии издания с распознаванием текста;
  • создание точной (страховочной) электронной копии издания без последующей правки;
  • создание редактированной копии издания без распознавания текста.

Первый подход применяется в случаях, когда содержание книги представляется более важным, нежели само печатное издание. Он предпочтителен тем, что использует стандартные современные шрифты и хорошо индексируется поисковыми системами.

Второй подход предназначен в первую очередь книговедам и сохраняет историю конкретного экземпляра со всеми пользовательскими пометами, библиотечными штампами, книжными экслибрисами.

Третий подход можно условно определить как «музейный»: попытка убрать наслоения времени и вернуть печатное издание ко времени выхода из типографии, т.е. представить его в первозданном виде после выхода из типографии.

Следует добавить, что второй и третий подходы требуют подробной метаинформации для обнаружения поисковыми системами. В основном наши библиотеки сочетают первый и второй подходы для представления электронных копий на сайтах. Примером третьего, «музейного» подхода, является электронный музей детской книги в Национальной библиотеке Украины для детей.

Способы представления ресурсов тоже достаточно разнообразны в наших библиотеках. Одни предпочитают выставлять ресурсы в архивах с возможностью скачивания, другие представляют информацию в html- или pdf- формате; некоторые используют все еще достаточно экзотичный формат DjVu (весьма экономный и удобный для качественного просмотра изображений, но требующий установки дополнительного «плагина», что в какой-то мере отпугивает потенциального потребителя информации).

Достаточно распространенным явлением стала публикация графической информации на страницах сайтов. В основном это виртуальные экспозиции региональных художников, выставки которых проходили в библиотеке; иногда художественное творчество читателей; реже – выставки книжных иллюстраций к художественным произведениям. И совсем уж редкое явление – оцифрованные аудиоресурсы: ряд детских песен предлагает прослушать на своем сайте Херсонская областная библиотека для детей.

Авторская информация. В основном представлена методическими материалами библиотеки (достаточно обильно!), сценариями массовых мероприятий, краеведческой полнотекстовой информацией (чаще всего скомпилированной из разных источников).

Еще один вид полнотекстовых ресурсов, предлагаемых публичными библиотеками – литературное и художественное творчество региональных авторов, а также стихи, проза и рисунки читателей библиотеки (о чем уже упоминалось выше).

Ожидания пользователей

С каждым годом возрастают аппетиты наших пользователей. Они хотели бы получать как можно больше полнотекстовой информации с домашнего или общественного компьютера – об этом четко и однозначно свидетельствует анализ запросов «Объединенной виртуальной справочной службы».

Мало того, некоторые недостаточно информационно грамотные пользователи воспринимают базы данных электронного каталога как полнотекстовые библиотеки, доступные по определенному паролю (мы неоднократно получали по электронной почте письма с вопросами о том, каким образом записаться в нашу «электронную библиотеку»).

Пользователи также нуждаются в квалифицированной помощи библиографа для нахождения необходимой информации среди печатной продукции и сетевых ресурсов. Они стараются экономить время и надеются в этом на наше понимание и содействие.

В поисках компромисса

Всем специалистам в области библиотечного строительства понятно, что в полной мере удовлетворить пожелания наших пользователей в ближайшее время не представляется возможным. Нет ни соответствующих финансов, ни достаточных ресурсов, да и законодательство в области авторского права не позволяет решить проблему удаленного доступа к информационным ресурсам. Но кое-что в этом направлении мы в состоянии сделать уже сейчас, используя опыт других стран.

Так, в публичных библиотеках США читатели имеют доступ ко всем полнотекстовым базам, приобретенным библиотекой, со своего домашнего компьютера по номеру читательского билета, используя соответствующие логин и пароль. В режиме удаленного доступа читатель может заранее заказать книги на свой читательский формуляр, тем самым значительно сэкономив время. Практически каждая публичная библиотека страны имеет сервис виртуального справочного обслуживания; кроме того, библиотеки зачастую объединяют усилия, создавая региональные и международные справочные службы.

В условиях недостаточного финансирования комплектования библиотеки в состоянии частично ослабить информационный голод, заимствуя полнотекстовые книги и статьи, свободно представленные в глобальной сети. Создав библиографическую запись на электронный ресурс (с указанием источника заимствования) и прикрепив к ней полный текст, мы можем при минимальных финансовых затратах значительно расширить фонды наших собраний.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что противоречия основных целей создания веб-сайта, о которых шла речь выше, возможно снять активным развитием удаленного обслуживания пользователей и узакониванием статистики виртуальных посетителей сайта в практике библиотечной отчетности.

  
На главную