Научные и технические библиотеки №3 2008 год
Содержание:

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Гендина Н. И. Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов

Секция «Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления»

Аноприенко А. Я., Петрова А. А. Библиотека и университет: тысячелетнее развитие и вызовы XXI века

Зверевич В. В. Приключения британского дизайна в России. Организация информационного обеспечения учебного процесса в Британской высшей Школе дизайна

Секция «Использование Интернета и Интернет-технологий в библиотечно-информационной практике»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры

Торлин И. Г. Ресурсы веб-сайтов публичных библиотек Украины: компромисс предлагаемого и ожидаемого

Панкова Е. В., Косинова С. А. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Окончание)

ОПЫТ РАБОТЫ

Баженова И. Д., Сороколетова Н. В. Проблемы формирования сводной электронной базы данных статей в корпоративной среде

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. Н. С. Карташов – специалист, учёный, педагог. (К 80-летию со дня рождения)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. Одиннадцатая Международная конференция и выставка «LIBCOM»

Шапошников К. А. Международный обучающий семинар «Вторая школа сканирования»

Памяти Моргенштерна

Соколов А.В. Исаак Григорьевич Моргенштерн – библиограф, интеллигент, гуманист


Е. В. Панкова, С. А. Косинова

С.-Петербургский библиотечный техникум

Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения:
эффективность поиска в Интернете

Рассмотрены результаты поиска Интернет-сайтов средних профессиональных учебных заведений по специальности 071202 «Библиотековедение».

Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что первое представление об учебном заведении молодежь получает через Интернет-сайт. В ходе профориентационной работы абитуриент на ярмарке или в справочнике получает общее представление об учебном заведении, а дополнительную информацию, как правило, хочет посмотреть на сайте, считая, что именно там содержатся наиболее актуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщаться с сотрудниками. Кроме того, Интернет-сайт учебного заведения играет важную роль в организации образовательной деятельности (в том числе дистанционного и заочного обучения), обеспечении информационной поддержки студентов (особенно заочного отделения), методической помощи коллегам родственных учебных заведений и специальностей, обмене опытом и информировании профессионального сообщества.

Как представлены в Интернете учебные заведения среднего звена, готовящие практических специалистов по работе с информацией? Для изучения этого вопроса предпринят поиск сайтов учебных заведений, которые готовят по специальности 071202 «Библиотековедение». Список 76 учебных заведений взят из «Справочника библиотекаря» (2005 г.), 62 – на федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru). Интересно отметить несовпадение числа учебных заведений по данным за один и тот же 2005 г. В результате сопоставления выяснилось, что всего имеется 81 среднее специальное учебное заведение (5 из них отсутствуют в справочнике, а 18 – на портале), обучающее по интересующей нас специальности.

Проанализируем доступность информации об учебном заведении в Интернет-среде. Для этого название каждого учебного заведения, указанного в списке, «проведем» через поисковые системы «Яндекс», «Рамблер», «Гугл» и «Апорт». Напомним, что по принципу организации в Интернете выделяют 3 типа поисковых систем:

  • каталоги, организованные по объектно-ориентированному принципу, – создаются людьми, не обладают полнотой отражения ресурсного пространства Интернета, но имеют большую достоверность и точность индексирования («Апорт»);
  • индексы (их еще называют поисковыми машинами) – полностью автоматизированы и обслуживаются роботами: у них максимальная частота обновления (в среднем в течение двух недель), но нет отбора ресурсов; индексируются по первым трем строчкам сайта («Рамблер», «Гугл»);
  • гибридные – сочетают в себе возможности вышеназванных систем («Яндекс»).

Результаты поиска проанализированы и показали, что основная информация об учебном заведении представлена на информационных сайтах типа «Желтые страницы», которые дают предельно краткую информацию об организации (наименование, основной телефон, адреса почтовый и электронный, сфера деятельности), или на сайтах управления культуры, которые дополняют информационные сайты сведениями о специальностях, содержат номера телефонов, адреса электронной почты и иногда – имена руководителей учреждения. Никакой информации в Интернете нет о 6 учебных заведениях, а 8 упоминаются только на сайте Государственного музыкального училища им. Гнесиных (С.-Петербург, http://www. gnesin. ru/) и ищутся через одну поисковую систему («Рамблер»). Достаточно много материалов, посвященных сообщениям (юбилеи, события) на новостных лентах или упоминанию учебного заведения в персональных резюме.

Самостоятельный сайт имеют 15 средних специальных учебных заведений по заданной специальности (что составляет 18,5% от их общего числа):

1. Амурское областное училище культуры (http://aouk.nm.ru/)

2. Брянский колледж искусств и культуры (http://bokik.vbryanske.ru/ index.htm)

3. Иркутское училище культуры (http://iouk-info.narod.ru)

4. Калининградский областной колледж культуры и искусства (http://kokkii.noka.ru/)

5. Карельское училище культуры (http://colcult.karelia.ru/)

6. Кировский областной колледж культуры (http://collegkult.narod.ru/)

7. Кызылское училище искусств (http://kui.by.ru/)

8. Липецкое областное училище искусств им. Игумнова (http:// artschool.h11.ru/)

9. Новгородское училище искусств им. С. В. Рахманинова (http://noui.natm.ru/)

10. Новосибирский областной колледж культуры и искусства (http://www.nokkii.ru/)

11. Обоянский библиотечный колледж (http://obbib.narod.ru/index.htm)

12. Псковский областной колледж культуры и искусства (http://collart.webhost.ru/ )

13. Санкт-Петербургский библиотечный техникум (http://www.spbbt.ru/)

14. Челябинский колледж культуры (http://www.college.fromru.com/)

15. Чувашское республиканское училище культуры (http://chuvash-culture.narod.ru/index.htm)

Эти показатели представляются неудовлетворительными при наличии современных программных средств по разработке Интернет-сайтов и возможностях бесплатного хостинга и регистрации доменного имени (только 6 учебных заведений имеют зарегистрированное доменное имя и размещение в системе платного хостинга). Большинство сайтов созданы в 2004–2006 гг. Старейший – сайт Амурского областного училища культуры (2002 г.).

Какова результативность поиска по названию учебного заведения в поисковых системах разных типов? Нами рассмотрены ссылки, представленные на первой странице и дающие информацию об учебном заведении типа «Желтые страницы» или переход на собственный сайт:

Поисковая система

Найдено сайтов учебных заведений
(% от 15)

Не найдено информации об учебном заведении
(в том числе имеющем собственный сайт – по номерам списка)

Яндекс

9 (60,0%)

4 (1 – № 12)

Рамблер

9 (60,0%)

8 (1 – № 6)

Гугл

7 (46,7%)

23 (6 – № 1,4,6,7,12,15)

Апорт

2 (13,3%)

28 (6 – № 3,4,5,6,7,9)

Как видно из таблицы, поиск по одной поисковой системе приводит к потерям информации (у «Яндекс» и «Рамблер» – небольшим, у «Гугл» и «Апорт» – значительным). Разница в цифрах таблицы объясняется тем, что в ряде случаев поисковая система в результатах дает ссылки на информацию типа «Желтых страниц», но не дает адрес имеющегося собственного сайта учреждения.

Большинство сайтов учебных заведений не могут быть найдены по любой из поисковых систем. Только один сайт – С.-Петербургского библиотечного техникума (№ 13) – легко находится во всех четырех поисковых системах. Подавляющее же большинство сайтов можно найти в трех
(3 – № 3, 8, 10), двух (3 – № 5, 7, 14) и даже в лишь одной поисковой системе. Так, только в «Рамблер» находятся сайты учебных заведений № 1, 12, 15; в «Яндекс» – № 2, 4, 11; в «Гугл» – № 9.

По результатам разыскания Интернет-сайтов средних специальных учебных заведений можно сделать вывод о том, что эффективность представления учебных заведений по заданной специальности довольно низкая. Следует отметить, однако, что определенные усилия в этом направлении предпринимаются целым рядом учебных заведений и есть надежда на то, что сайты ссузов, готовящих информационных работников, в ближайшее время будут соответствовать профессиональным задачам и возможностям.

  
На главную