Научные и технические библиотеки №3 2008 год
Содержание:

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Гендина Н. И. Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов

Секция «Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления»

Аноприенко А. Я., Петрова А. А. Библиотека и университет: тысячелетнее развитие и вызовы XXI века

Зверевич В. В. Приключения британского дизайна в России. Организация информационного обеспечения учебного процесса в Британской высшей Школе дизайна

Секция «Использование Интернета и Интернет-технологий в библиотечно-информационной практике»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры

Торлин И. Г. Ресурсы веб-сайтов публичных библиотек Украины: компромисс предлагаемого и ожидаемого

Панкова Е. В., Косинова С. А. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Окончание)

ОПЫТ РАБОТЫ

Баженова И. Д., Сороколетова Н. В. Проблемы формирования сводной электронной базы данных статей в корпоративной среде

ЮБИЛЕИ

Столяров Ю. Н. Н. С. Карташов – специалист, учёный, педагог. (К 80-летию со дня рождения)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. Одиннадцатая Международная конференция и выставка «LIBCOM»

Шапошников К. А. Международный обучающий семинар «Вторая школа сканирования»

Памяти Моргенштерна

Соколов А.В. Исаак Григорьевич Моргенштерн – библиограф, интеллигент, гуманист


Опыт работы

УДК 025.4.036

И. Д. Баженова, Н. В. Сороколетова

Белгородская государственная УНБ

Проблемы формирования сводной электронной
базы данных статей в корпоративной среде

Опыт библиотек Белгородской области.

Сводная электронная база данных статей – одна из составляющих единого информационного пространства Белгородской области, созданного с помощью программного обеспечения OPAC-Global. Это аналитическая БД в электронной форме.

Большой интерес, проявляемый пользователями библиотек к информационно-поисковым системам с аналитическим содержанием (включающим статьи, опубликованные в центральных журналах), требовал создания электронной БД аналитической росписи – необходимого условия для организации полноценного информационно-библиографического обслуживания. Поэтому с приобретением в 2004 г. программного обеспечения Opac-Global первоочередным стало создание собственной электронной БД статей, способной в будущем заменить традиционную СКС.

Используемая нами АБИС OPAC-Global прежде всего давала возможность создавать сводные каталоги публикаций, поэтому решено было формировать именно корпоративную (сводную) БД статей. Это было обоснованной необходимостью, так как использование корпоративных технологий позволяло привлечь дополнительные трудовые и технические ресурсы, получить актуальный информационный ресурс в более полном объеме, повышало рейтинг библиотек–участниц этого проекта.

Цели создания корпоративной электронной БД статей:

  • расширение сферы применения компьютерных технологий в информировании читателей разных библиотек региона;
  • создание более комфортных условий для удаленных пользователей; обеспечение доступа через Интернет к электронным библиографическим БД;
  • оперативное удовлетворение потребностей пользователей в актуальной, максимально исчерпывающей по полноте информации аналитического характера.

Подготовительная работа по формированию такого корпоративного ресурса, как электронная БД статей, включала в себя несколько этапов: I – определение участников и организационной структуры проекта; II – уточнение (распределение) тематики поставляемых записей и ядра расписываемых журналов; III – разработка методических рекомендаций по вводу аналитической записи в формате RUSMARC и обучение библиографов библиотек-участниц. Весь этот объем работ надо было проделать в достаточно короткие временные рамки.

В результате для формирования электронной БД статей оперативно и в полном объеме с 2005 г. налажено взаимодействие 11 библиотек города различной ведомственной принадлежности.

Координатором проекта корпоративной БД статей стала Белгородская государственная универсальная научная библиотека (БГУНБ). В создании проекта приняли участие шесть ее отделов: ОПЛ, ИБО, КДИ, ЧЗ, ОИ, ОИЛ. Равноправными партнерами стали Государственная детская библиотека им. А. Лиханова (БГДБ), Государственная юношеская библиотека (БГЮБ), Государственная специальная библиотека для слепых им. В. Я. Ерошенко (БГСБС), Областная медицинская библиотека (БОМБ), а также библиотеки шести вузов города: Белгородского государственного университета (БелГУ), Белгородского университета потребительской кооперации (БУПК), Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова (БГТУ), Белгородского государственного института культуры и искусств (БГИКИ), Белгородской государственной сельскохозяйственной академии (БелГСХА), Белгородского юридического института (БелЮИ) МВД России. Долевое участие в проекте неравномерно и зависит от возможностей библиотек-партнеров.

Функции внутри проекта распределились следующим образом: библиотека-координатор осуществляет роспись журналов, импорт аналитических описаний, методическое обеспечение, технологический контроль, координирующую деятельность; библиотеки-партнеры ведут роспись журналов, экспорт аналитических записей.

БГУНБ как библиотека-координатор интегрирует распределенную аналитическую роспись в сводный электронный каталог, обеспечивает корректное представление данных в формате RUSMARC, предоставляет открытый доступ пользователям к БД статей и оказывает техническую поддержку системы OPAC-Global.

На втором этапе создания БД статей первоочередным стало уточнение тематики и направлений расписываемой периодики. Сразу было оговорено, что в настоящее время мы не можем вести роспись всех периодических изданий, выписываемых библиотеками. Поэтому была определена наиболее значимая для наших пользователей тематика с учетом специфики развития региона, специализации отраслевых отделов библиотеки и специализации других библиотек-участниц. После уточнения тематики росписи проанализированы списки периодики, получаемые библиотеками, определено ядро журналов, обязательных для росписи в электронной БД статей.

В сводной БД статей получила отражение следующая тематика: отраслевые отделы БГУНБ вводят записи по интеллектуальной собственности, сертификации, стандартизации, экологии, страноведческой экономике и экономике предприятия, лингвострановедению, реформированию образования и инновациям в педагогике, различным вопросам культуры и народно-художественного творчества.

Тематика периодических изданий, расписываемых областными библиотеками:

БГЮБ – молодежь России (государственная политика, образование, преступность, религия, правовая защита, досуг, труд);

БГДБ современные детские писатели, защита детства: право;

БГСБС социальная защита инвалидов и социальная адаптация, обучение инвалидов;

БОМБ организация здравоохранения, медицина.

Тематика записей, предоставляемых вузовскими библиотеками:

НБ БелГУ – педагогика, методика преподавания;

БГТУ – строительные материалы, экономика строительства, экология строительства, информационные технологии в строительстве и т.д.;

БУПК товароведение продовольственных и непродовольственных товаров;

БелЮИ – юридические науки: все виды права, криминология, криминалистика;

БГИКИ – культура и искусство;

БелГСХА – экономика сельского хозяйства: все отрасли, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, мировое сельское хозяйство, экономика перерабатывающих предприятий.

В результате совместной работы библиотек получилась многоотраслевая БД, тематика которой в дальнейшем будет расширяться.

Одним из этапов подготовительной работы была разработка отделом автоматизации библиотечных процессов БГУНБ технологии ввода аналитической записи в формате RUSMARC в сводную электронную БД статей.

Перечень полей машиночитаемой аналитической записи в формате RUSMARC носит рекомендательный характер, поэтому при разработке правил технологии ввода для БД статей, мы придерживались раздела 7 ГОСТ 7.1–2003, который регламентирует элементы и области библиографического описания, требуемые для ввода. Кроме того, для построения эквивалента традиционного описания в машиночитаемом виде учитывали рекомендации, содержащиеся в аналитических обзорах по использованию формата RUSMARC в корпоративной среде. Немаловажную роль при этом играло удобство использования записи БД статей для читателей.

Аналитическое описание состоит из двух частей: сведений о составной части документа и сведений об идентифицирующем документе – на практике это означает использование одинаковых полей для обеих частей описания (в первую очередь поля 200). Соответственно, всю описательную информацию, необходимую для вывода, требуется вводить через встроенные поля.

Одной из проблем, возникающих при создании аналитических описаний в формате RUSMARC, является использование полей связи, т. е. необходимость использования поля 461 или 463, по поводу чего даются различные рекомендации. При построении содержания поля 463 мы опирались на рекомендации НИБЦ «Либнет».

В результате перечень полей аналитической записи в нашей БД статей выглядит следующим образом:

000 #####naa0#22#####3i#450#
001 BELG BIBL 0000161817
005 20070301095049
100 ##$a20070221d########u##y0rusy0102####ca
101 0#$arus
200 1#$aПроектное бюджетирование$eопыт Российской государственной библиотеки по организации оперативного управления финансами$fВ. И. Гнездилов, П. П. Иванов
210 ##$d2007
215 ##$aС. 8–16
320 ##$aБиблиогр.: с. 16 (10 назв.)
330 ##$aБюджетирование как управленческая технология. Трехэтапный процесс программно-целевого планирования. Технология формирования бюджета, ориентированного на результат.
463 #0$1001BELG bibl 0000020097$12001#$aСправочник руководителя учреждения культуры$v2007. – № 2. – С. 8–16
606 0#$aБиблиотечное дело
610 0#$aЭкономика$aФинансы$аБюджет
686 ##$a78$2rubbk
700 #1$aГнездилов$bВ. И.
701 #1$aИванов$bП. П.
801 #0$aRU$bБГУНБ$c20070221$2rusmarc
830 ##$aЕЧаб
899 ##$aБГУНБ$bИБО

899 ##$aБелГИК

909 ##$aПериодика. Статьи.

Поле 200 (заглавие и сведения об ответственности). Вводятся подполя: (основное заглавие документа), (сведения относящиеся к заглавию), $f (сведения об ответственности). 1#$aПроектное бюджетирование$eопыт Российской государственной библиотеки по организации оперативного управления финансами$fВ. И. Гнездилов, П. П. Иванов.

Поле 210. $d(дата издания) – в данном случае год идентифицирующего издания. ##$d2007.

Поле 215 (количественная характеристика). $а (объем) – вводятся страницы, отражающие местонахождение составной части. ##$aС. 8–16.

Поле 320 (примечание о наличии в документе библиографии). (текст примечания)в данном случае отражено наличие пристатейной библиографии. ##$aБиблиогр.: с. 16 (10 назв.).

Поле 330 (резюме или реферат). $а – вводится аннотация. Этот элемент позволяет пользователям более точно отобрать нужную информацию. ##$aБюджетирование как управленческая технология. Трехэтапный процесс программно-целевого планирования. Технология формирования бюджета, ориентированного на результат. Аннотация выводится в специальном окне короткой записи и на карточке.

Поле 463 (уровень физической единицы). Через поле 463 мы осуществляем связь с БД периодических изданий, где находится описание на общую часть издания. Следует отметить, что мы не создаем записи на спецификации, так как для корпоративной каталогизации вывод большого перечня спецификаций затрудняет процесс поиска. В частности, при вводе всех спецификаций поиск по заглавию как один из наиболее востребованных параметров поиска в БД периодических изданий приводит к построению очень громоздкого поискового списка.

В результате получаем запись со встроенными полями 200 и 210.

Затем используем подполе 200$а, встроенное в поле 463, сразу в виде, предназначенном для вывода на карточку. И редактируем встроенную запись: редактируем подполе 200$v, добавляя к нему год, номер журнала и номера страниц, и поле 210 подполе $d, где надо очистить встроенные здесь данные. Таким образом через встроенные поля вводим всю описательную информацию, необходимую для вывода на карточку.

Поле 606 (наименование темы как предметная рубрика).вводятся предметные рубрики. 0#$aБиблиотечное дело

В процессе ведения электронной БД остро ощущалась необходимость унификации предметных рубрик. Прежде всего была отработана методология организации предметных рубрик. Для повышения качества и эффективности предметизации создан собственный рубрикатор (тезаурус), который является результатом согласования действий всех участников проекта.

Опыт внедрения собственного рубрикатора показал необходимость обсуждения терминов словаря внутри проекта, так как надо было предусмотреть взаимосвязь с рубрикаторами библиотек-партнеров.

Основой нашего рубрикатора стали наиболее крупные предметные понятия, предложенные каждым участником проекта и отражающие специфику расписываемого фонда периодических изданий библиотек. Они объединены в список, который используется всеми участниками проекта. При предметизации документа может вводиться несколько рубрик путем повтора поля 606. В поле 610 (неконтролируемые предметные рубрики)вводятся ключевые слова через подполе $а(тематический термин). 0#$aЭкономика$aФинансы$аБюджет. Ключевые слова следует рассматривать как дополнительное средство индексирования документа, способствующее расширению функции поиска, так как основное смысловое содержание документа может быть с достаточной степенью точности и полноты выражено именно набором ключевых слов, содержащихся в индексируемом тексте.

Поле 686 (индексы других классификаций). $a(классификационный индекс) – вводится индекс ББК, $2 (код системы). ##$a78$2rubbk

Поле 700 (имя лица – первичная интеллектуальная ответственность). В это поле вводится автор (если он один) или первый автор (если несколько). #1$aГнездилов$bВ. И.

Поле 701 (имя лица – вторичная интеллектуальная ответственность) – вводятся другие авторы статьи. #1$aИванов$bП. П. (используется для осуществления поиска по второму и последующим авторам).

В поле 830 подполе $a вводится личная сигла каждого библиографа, поставляющего записи в БД статей. Это дает возможность отследить процесс работы каждого сотрудника.

Поле 899 (данные о местонахождении). $а – вводится обозначение библиотеки, выписывающей данное издание, $b – отдел (структурное подразделение) библиотеки, где непосредственно хранится выписанное издание. Сведения, включенные в эти поля, позволяют удаленным пользователям заказать документ через систему ЭДД.

Таким образом, можно говорить об отработанной технологии ввода записи на аналитическое описание в формате RUSMARC, в результате чего на экран выводится стандартная библиографическая карточка:

Гнездилов, В. И. Проектное бюджетирование : опыт Российской государственной библиотеки по организации оперативного управления финансами / В. И. Гнездилов, П. П. Иванов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 2. – С. 8–16.

Библиогр.: с. 16 (10 назв.).

Бюджетирование как управленческая технология. Трехэтапный процесс программно-целевого планирования.

I. Иванов, П. П. – 1. Библиотечное дело

ББК 78

Следует отметить, что совместная работа по созданию корпоративной электронной БД заставила библиотеки внимательнее относиться к соблюдению единых требований по описанию и предметизации изданий.

Особенностью создания электронной БД статей стало то, что библиотеки–участницы проекта работают на разном программном обеспечении и соответственно вводят записи в разных форматах. Поэтому одной из первых задач стало конвертирование уже существующих массивов аналитических описаний. В библиотеках БелГУ, БГИКИ и БелЮИ МВД России, работающих на АБИС MARCSQL, эта проблема решилась быстро – сегодня они выгружают свои массивы записей и поставляют их на сервер БГУНБ, а в библиотеках БГТУ и БУПК, работающих на АБИС «Библиотека-4» (МГУ), проблема конвертирования еще не решена, и сотрудникам этих библиотек приходится набивать записи в RUSMARC параллельно со своими базами.

По итогам двухлетней работы можно говорить о стабильности состава участников и постоянном развитии проекта. Важно, что в работе над сводным электронным каталогом используются внутренние ресурсы библиотек-участниц без привлечения внешнего финансирования. За время существования проекта налажены технологические и организационные процессы, разработаны методическая документация и программное обеспечение, поддерживающие ресурс в актуальном состоянии.

На настоящий момент массив аналитических описаний составляет более 9 тыс. библиографических записей. Обновление ресурса происходит ежедневно, периодичность сбрасывания массива записей из других библиотек разная – от еженедельного до ежемесячного.

Пользователи электронной БД статей уже успели оценить автоматизированный поиск информации в этой базе. Картотека позволяет:

ознакомиться с содержанием журналов, которые не выписывает библиотека либо по финансовым соображениям, либо по причине непрофильности;

программные средства позволяют искать информацию по любому полю – названию журнала, году издания, предметным рубрикам, ключевым словам и др.;

через корпоративную систему электронной доставки документов можно получить электронную копию первоисточника.

  
На главную