Стратегия развития информационного
общества
в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212
I. Общие положения
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития
информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным
использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит
сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения
технологического уровня производства и распространения современных
информационных и телекоммуникационных технологий.
Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику
знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно
усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том
числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом
социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного
свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.
Динамика показателей развития
информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в
России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем
без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса
и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать
имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны
и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального
информационного общества.
В настоящей Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы и
основные направления государственной политики в области использования и
развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и
культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного
общества.
II. Назначение и политико-правовая основа
настоящей Стратегии
Настоящая Стратегия является основой для подготовки и
уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих
цели и направления деятельности органов государственной власти, а также
принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области
развития информационного общества в Российской Федерации.
Настоящая Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств
Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской
Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации, определяющих направления
социально-экономического развития, повышения эффективности государственного
управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского
общества в Российской Федерации.
В настоящей Стратегии учтены основные положения Окинавской
хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения
информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других
международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по
вопросам развития информационного
общества.
III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества
в Российской Федерации
Целью формирования и развития информационного общества в Российской
Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение
конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической,
культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы
государственного управления на основе использования информационных и
телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения
поставленной цели, относятся:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение
высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания,
социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и
телекоммуникационных технологий;
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных
прав человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики Российской Федерации на основе
использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и
местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами
государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных
услуг;
- развитие науки, технологий и техники, подготовка
квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации,
укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании,
развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных
технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется
на следующих принципах:
- партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
- свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
- поддержка отечественных производителей продукции и услуг в
сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных
и телекоммуникационных технологий;
- обеспечение национальной безопасности в информационной
сфере.
Для решения поставленных задач государство:
- разрабатывает основные мероприятия по развитию
информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с
бизнесом и гражданским обществом;
- определяет контрольные значения показателей развития
информационного общества в Российской Федерации;
- обеспечивает развитие законодательства и совершенствование
правоприменительной практики в области использования информационных и
телекоммуникационных технологий;
- создает благоприятные условия для интенсивного развития
науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких
информационных и телекоммуникационных технологий;
- обеспечивает повышение качества и оперативности
предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе
использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- создает условия для равного доступа граждан к информации;
- использует возможности информационных и телекоммуникационных
технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии
1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере
информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня
доступности для населения информации и технологий:
- создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей
территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного
партнерства;
- повышение доступности для населения и организаций
современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- формирование единого информационного пространства, в том
числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
- модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного
приема российских телерадиопрограмм;
- создание системы общественных центров доступа населения к
государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы
правовой информации.
2. В области повышения качества образования, медицинского
обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования
информационных и телекоммуникационных технологий:
- расширение использования информационных и телекоммуникационных
технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного
образования;
- внедрение новых
методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания
пациентов;
- предоставление гражданам социальных услуг на всей территории
Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных
технологий.
3. В области совершенствования системы государственных
гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной
сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.
4. В области развития экономики Российской Федерации на
основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:
- стимулирование применения организациями и гражданами информационных
и телекоммуникационных технологий;
- создание условий для развития конкурентоспособной
отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий,
средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного
оборудования и программного обеспечения;
- привлечение инвестиций для развития российской отрасли
информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной
электронной промышленности;
- создание условий для развития компаний, работающих в области
электронной торговли;
- развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных
проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- стимулирование создания новых компаний, занятых
производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных
и телекоммуникационных технологий;
- увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере
информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение экономической эффективности использования российскими
правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
- развитие системы региональной информатизации.
5. В области повышения эффективности государственного
управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса
с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления
государственных услуг:
- обеспечение эффективного межведомственного и
межрегионального информационного обмена;
- интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
- увеличение объемов и качества государственных услуг,
предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения
стандартизации и администрирования государственных услуг;
- совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных
услуг гражданам и организациям.
- 6. В области развития науки, технологий, техники и
подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий:
- развитие приоритетных направлений науки, технологий и
техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития
(форсайт);
- создание условий для коммерциализации и внедрения
результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также
расширение обмена, научной информацией;
- создание правовых, организационных и иных условий для укрепления
научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и
отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских
центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным
оборудованием;
- повышение качества подготовки специалистов и создание
системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных
и телекоммуникационных технологий.
7. В области сохранения культуры многонационального народа
Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в
общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:
- развитие системы библиотечных фондов, в том числе
Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения
информационных и телекоммуникационных технологий;
- поддержка реализации социально значимых проектов в средствах
массовой информации;
- формирование государственного заказа на создание и
распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и
интернет-ресурсов в области культуры;
- поддержка деятельности государственных и негосударственных
организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций
патриотизма и гуманизма в обществе;
- пропаганда
культурных и нравственных ценностей российского народа;
- сохранение культурного наследия России, обеспечение его
доступности для граждан.
8. В области противодействия использованию потенциала информационных
и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:
- обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры;
- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных
систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе
критических объектов и объектов повышенной опасности;
- повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных
информационных систем;
- создание единой системы информационно-телекоммуникационного
обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности
и правопорядка;
- совершенствование правоприменительной практики в области
противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных
технологий во враждебных целях;
- обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и
семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации
ограниченного доступа;
- противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма,
пропаганде насилия.
V. Международное сотрудничество
в области развития информационного общества
Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в рамках
международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:
- участие в разработке международных норм права и механизмов,
регулирующих отношения в области использования глобальной информационной
инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;
- участие в международном информационном обмене;
- участие в формировании системы международной информационной
безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов
Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения,
выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и
телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;
- участие Российской Федерации в международных
исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки,
технологий и техники;
- участие в
разработке международных стандартов в сфере информационных и
телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и
сертификации в этой сфере с международной системой.
VI. Реализация настоящей Стратегии
В целях реализации настоящей Стратегии утверждается план мероприятий,
в разработке которого принимают участие федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.
Выполнение плана
мероприятий осуществляется в рамках реализации соответствующих программ за счет
средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также
внебюджетных источников.
В целях обеспечения реализации настоящей Стратегии осуществляются
мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного
общества в Российской Федерации.
По результатам мониторинга Президенту Российской Федерации
представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного
общества в Российской Федерации.
Приложение
Контрольные значения
показателей развития
информационного общества в Российской Федерации
на период до 2015 года
В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в
Российской Федерации (далее – Стратегия) к 2015 году должны быть
достигнуты следующие контрольные значения показателей:
- место Российской Федерации в международных рейтингах в
области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран
мира;
- место Российской Федерации в международных рейтингах по
уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;
- уровень доступности для населения базовых услуг в сфере
информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;
- доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего
рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%;
- poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных
технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в
2,5 раза;
- сокращение различий между субъектами Российской Федерации по
интегральным показателям информационного развития - до 2 раз;
- уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010
году - 15 линий и к 2015 году – 35 линий;
- наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к
сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;
- доля исследований и разработок в сфере информационных и
телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников
финансирования: к 2010 году - не менее 15% и к 2015 году - 30%;
- рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий, в общем числе патентов: к 2010 году - не менее чем в 1,5 раза и к
2015 году - в 2 раза;
- доля государственных услуг, которые население может получить
с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем
объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;
- доля электронного документооборота между органами
государственной власти в общем объеме документооборота - 70%;
- доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение
работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления
с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых
заказов - 100%;
- доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов,
переведенных в электронную форму, - не менее 20%;
- доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму,
в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе
библиотечных каталогов - 100%;
- доля электронных каталогов в общем объеме каталогов
Музейного фонда Российской Федерации - 100%.
Утверждаю
Президент Российской
Федерации В. Путин
|