Научные и технические библиотеки №4 2008 год
Содержание:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Системы открытого доступа к информации: причины и история возникновения

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Швецова-Водка Г. Н. Определение объекта и предмета документоведения

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Линден И. Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания - SERVQUAL/LibQUAL

Броневская Н. А. Изучение качества библиотечно-информационного обслуживания студентов-заочников

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Харыбина Т. Н., Слащева Н. А., Мохначева Ю. В. Комплексная методика изучения информационных потребностей пользователей

Лойкова А. М. Новые аспекты в справочно-библиографическом и информационном обслуживании

Кобзева Н. Р. Концептуальный подход библиотеки медицинского вуза к обеспечению дистанционного медицинского образования

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Виды экологической информации и способы ее предоставления

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста

Сукиасян Э. Р. Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования

Стрелкова И. Б. Исследование проблемы управления творческими сотрудниками в библиотеках вузов Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Усольцева О. В. Сибирский взгляд на реформу библиотечного образования


НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 023

С. А. Езова

Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста

Толкование понятия коммуникативная компетенция в Проекте Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования [1], работах психологов, культурологов, библиотековедов; опыт автора по развитию коммуникативной компетенции у студентов.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. предусмотрено введение новых государственных образовательных стандартов общего и высшего образования на основе компетентностного подхода, нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий высшего профессионального образования (ВПО). Это обусловлено «целью формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности» [2].

Среди целей ВПО значится подготовка в области информационно-коммуникативных знаний, применение различных информационно-коммуникативных технологий с учетом особенностей данной профессиональной области.

В Проекте стандарта [1. С. 5] в области воспитания личности предусмотрено формирование ряда личностных качеств: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, повышение их общей культуры, приверженность этическим ценностям, умение работать в коллективе с различными категориями потребителей культурных и информационных знаний.

Среди задач психолого-педагогической деятельности обозначено использование социально-психологических принципов общения в библиотечно-информационной среде [Там же. С. 7], а среди профессиональных компетенций в этом виде деятельности отмечены коммуникативные способности (в профессиональной деятельности) [Там же. С. 9].

В Проекте стандарта под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [Там же. С. 3]. В нем выделены а) универсальные: общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные и б) профессиональные компетенции. Среди универсальных компетенций, в том числе общенаучных, значится компетенция – «быть подготовленным к социально-культурному диалогу».  Готовность и способность вести диалог являются важнейшими для библиотечного специалиста как коммуникативного человека. Диалог в различных сферах жизнедеятельности человека – оптимальный вид речевого взаимодействия. Логически с этой компетенцией связана инструментальная компетенция – «способность к письменной и устной» коммуникации на родном языке и стремление к знанию иностранных языков [1. С. 8].

Среди социально-личностных и общекультурных компетенций акцент сделан на компетенции – обладать способностью к освоению культуры социальных отношений. Для библиотекаря чрезвычайно важно уметь выстраивать различного рода отношения с читающей и нечитающей публикой, коллегами, социальными партнерами, органами власти, представителями бизнеса, общественными организациями. Психологом Вацлавиком определен закон о том, что уровень отношений человека определяется уровнем содержания общения, что повышает значимость формирования данной компетенции.

Таким образом, среди всех универсальных и профессиональных компетенций определенное внимание уделено компетенциям, которые касаются взаимодействия специалиста с субъектами библиотечно-информацион­ной деятельности.

Поскольку жизнь – это общение, коммуникация, то фундаментальной, базовой компетенцией человека является коммуникативная, так как уровнем ее развития определяется качество его жизнедеятельности.

Коммуникативную компетенцию следовало представить в Проекте стандарта как единое целое, выделив в ней сущностные элементы. К примеру, не отделять компетенцию, касающуюся культуры социальных отношений, от компетенции, характеризующей подготовленность библиотекаря к социально-культурному диалогу. Диалог возможен, если между партнерами установятся отношения взаимоуважения. Отношения служат предпосылкой диалога, они проявляются, развиваются в диалоге и определяют его эффективность.

В психологии и по аналогии в библиотековедении изучаются различные компетенции в сфере общения: коммуникативная, социально-психоло­гическая (это определение имеет расширительное толкование) и др. Исходя из подхода к общению как перцепции, интеракции и коммуникации (Г. М. Андреева) соответственно можно выделить следующие виды компетенции: перцептивную (компетенция в восприятии и понимании себя и партнера), интерактивную (компетенция во взаимодействии людей), коммуникативную (компетенция в процессе обмена информации посредством речи и невербального языка общения) [3].

По мнению Л. А. Петровской, основанием коммуникативной компетенции служит готовность к диалогу [4].

В зарубежной психологии получила распространение интерпретация компетенции в сфере общения (коммуникации) как коммуникационной. Известный специалист в этой области Б. Спицберг считает, что «коммуникационная компетенция – соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность» [5. С. 26]. Коммуникация соответствует ситуации, если ожидаема в ней; она эффективна, если достигает своих целей. Это определение близко по своей сути термину, данному В. Ландшеером «Коммуникативность – состояние адекватного выполнения задачи» [6]. Критерии определения Б. Спицберга имеют универсальное значение и могут быть положены в логическое основание любой компетенции.

Существенными признаками коммуникативной компетентности Ф. И. Шарков считает «способность к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего; способность к адекватной оценке «статуса языка», способность к пониманию смысловой и оценочной информации» [7. С. 101]. Коммуникативная компетентность включает: владение вербальным и невербальным языком, умение использовать в процессе коммуникации коммуникативные средства и строить высказывания в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета [Там же. С. 100]. Коммуникативная компетентность – составной компонент социального статуса индивида, по ее уровню можно диагностировать некоторые признаки социального статуса.

Исследуя межкультурную компетенцию, А. И. Садохин выделяет в ней три составные части: языковую, культурную и коммуникативную. Коммуникативная компетенция включает в себя механизмы, приемы и стратегии, необходимые для обеспечения эффективного процесса общения. Акцент делается на учете многочисленных культурных различий, чутком отношении даже к самым малейшим изменениям в коммуникативной ситуации [8. С. 247]. Им выделен ряд составляющих коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации, преимущественно они касаются различных коммуникативных умений личности.

А. И. Садохин считает, что уровень компетенции можно выявить только в коммуникативной ситуации. По его мнению, эффективность общения пропорциональна уровню взаимопонимания между коммуникантами [Там же. С. 246]. Понимание человека человеком происходит в процессе их восприятия друг другом.

Под коммуникативной компетентностью Ю. Н. Емельянов понимает «уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе» [9. С. 38].

В библиотечно-информационной сфере существуют различные подходы к уточнению понятия. Коммуникационная компетентность – «совокупность знаний и умений личности в области организации взаимодействия с другими людьми (организациями, профессиональными объединениями и т.д.) в деловой сфере» [10. С. 263]. Такую трактовку дают В. В. Брежнева и В. А. Минкина, авторы учебного пособия по информационному обслуживанию.

М. Г. Вохрышева считает, что в процессе формирования системы профессиональных компетенций профессиональные знания и умения должны тесно связываться с готовностью их реализации в условиях конкретной деятельности [11. С. 387].

И. А. Мейжис вкладывает в понятие коммуникативная компетентность библиотекаря совокупность умений, позволяющих эффективно общаться с пользователями в любых ситуациях информационно-библио­течного обслуживания [12. С. 49–58].

Е. Ю. Гениева понимает под коммуникативной компетентностью определенные навыки, обусловливающие эффективность коммуникации. Она складывается «из психологических качеств и установок человека (способность ориентироваться в ситуации, прогнозировать ее развитие, способность «видеть» и «адекватно оценивать» себя и партнера; навыки «эмоциональной настройки»; способности преодолевать психологические барьеры и т.п.)», «способности использовать специальные системы символов, дискутивные стратегии или принципы коммуникативного воздействия» [13. С. 33].

Таким образом, несмотря на некоторые различия в используемых определениях: коммуникативная (коммуникационная) компетентность, коммуникационная компетенция (компетентность), сущностные характеристики этих феноменов имеют много общего, т.е. включают знания, умения, навыки, опыт, способность и готовность к коммуникации.

Проблема компетентностного подхода к обучению библиотечных специалистов, в частности, формирование у них коммуникативной компетенции поднималась мною в ряде публикаций [14].

На основании изучения работ психологов Г. М. Андреевой, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина [15] я пришла к выводу, что коммуникативная компетенция включает способность человека применять знания, умения, личностные качества: а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия, б) в выстраивании отношений, в) в выборе тактики поведения и г) в формах общения с партнером (рис. 1).

Рис. 1. Коммуникативная компетенция.

Современная публичная библиотека трансформируется в центры: общения, досуга, межкультурной коммуникации, социального партнерства и многие другие, деятельность которых сопряжена с различными видами традиционного и виртуального общения, что в свою очередь отражается на видах компетенций.

Коммуникативная компетенция начинает формироваться с момента рождения человека, начала его коммуникативной социализации в семье, детских учреждениях, школе и т.д.

За период вузовского обучения процесс развития коммуникативной компетенции интенсивно продолжается с учетом профиля профессиональной подготовки студентов. Раскрою это на конкретном примере (рис. 2).

Рис. 2. Формирование коммуникативной компетентности в процессе изучения курсов, читаемых автором статьи.

При изучении курса «Библиотечно-информационное обслуживание» акцент делается на различных видах речевого общения: монологе, диалоге, полилоге, диалогическом принципе взаимодействия библиотекаря с читателем, коллегами, социальными партнерами и др. В курсе «Основы научных исследований» внимание уделяется выработке у студентов коммуникативных умений использовать ряд общенаучных методов: анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок и т.д. Учебная дисциплина «Библиотечное общение» нацелена на формирование у студентов коммуникативной компетенции и культуры общения. Изучение курса «Библиотечная этика» ориентировано на овладение студентами нормативной базой профессиональной этики библиотечного специалиста как регулятора его профессионального поведения.

Как и два предыдущих курса, «Межкультурная коммуникация в библиотеке» (будет читаться впервые) предполагает формирование у студентов способности и готовности к взаимодействию с представителями разных культур, национальностей и т. д.

Важно, чтобы студенты – будущие библиотекари осознавали целесообразность, значимость развития у себя коммуникативной компетенции. Один из путей коммуникативной рефлексии студентов – распознавание ими своих коммуникативных умений и межличностных качеств, чему способствует тестирование, анализ их поведения с читателями, педагогом и библиотекарями во время учебной и производственной практики.

Опыт формирования привычек, личностных качеств, в том числе коммуникативных, освещен мною в учебном пособии «Культура общения библиотекарей» [15].

Коммуникативная компетенция проявляется в конкретной ситуации, следовательно, критерием ее оценки могут служить ролевые, деловые игры, производственная практика, практические занятия.

В заключение отмечу, что введение на государственном уровне в рамках ФГОС ВПО формирования у библиотечных специалистов различных компетенций, в том числе коммуникативной, кардинально повлияет на качество их подготовки, а через них на оптимизацию библиотечно-информационной деятельности. В связи с этим представляет большой интерес обмен опытом библиотечно-информационных факультетов в данном направлении на страницах журнала «Научные и технические библиотеки».

Список источников

1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» уровень подготовки «Бакалавр». – М. – 2007. – 13 с.

2. Байденко В. И. Болонский процесс. Курс лекций / В. И. Байденко. – М. : Логос, 2004. – 208 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-пресс, 1998. – 376 с.

4. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 216 с.

5. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб. : праим-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с. (Серия «Главный учебник»).

6. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы. – 1988. – № 1. – С. 27–28.

7. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: учебник / Ф. И. Шарков. – М. : «Социальные отношения»; «Перспектива», 2004. – 246 с.

8. Садохин А. И. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие / А. И. Садохин. – М. : Альфа, 2004. – 288 с.

9. Емельянов Ю. Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции / Ю. Н. Емельянов. – Л., 1991. – С. 38.

10. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с. – (Серия «Библиотека»).

11. Вохрышева М. Г. Компетентностный подход к культурологическому образованию / М. Г. Вохрышева // Культура и образование в информационном обществе: Материалы междунар. науч. конф., Краснодар 16–18 сент. 2003 г. – Краснодар, 2003. – С. 385–388.

12. Мейжис И. А. Социальная психология библиотечного дела / И. А. Мейжис // Библиотековедение. – 1993. – № 4. – С. 49–58.

13. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е. Ю. Гениева. – М. : Рос. полит. энцикл. – 2005. – 208 с.

14. Поликомпетенции библиотечного специалиста: к постановке вопроса / С. А. Езова // Библ. дело. – 2005. – № 9. – С. 33–34; Коммуникационная компетенция библиотечного специалиста / С. А. Езова // Библиография. – 2006. – № 2. – С. 22–25.; Компетентностный подход в подготовке специалистов / С. А. Езова // Нов. б-ка. – 2006. – №5. – С. 21.

15. Езова С. А. Культура общения библиотекарей : учеб.-метод. пособие / С. А. Езова. – М. : Либерея, 2004. – 144 с.

  
На главную