УДК 023
И. Б. Стрелкова
Исследование проблемы
управления творческими сотрудниками
в библиотеках вузов Республики Беларусь
Результаты изучения проблемы управления ценными сотрудниками в
библиотеках вузов. Анализ качеств «идеального» руководителя и талантливого
руководителя. Позиция автора.
«Самое дорогое для нас
– это люди, придётся экономить именно на них...». Шутка семилетней давности
сегодня звучит кощунственно, поскольку ситуация в целом кардинально изменилась.
В настоящее время работодатели прикладывают много сил, чтобы найти
высококвалифицированных специалистов. Руководители большинства организаций
(смею надеяться, что и директора библиотек тоже) начинают понимать, что каждый
сотрудник уникален и его потенциал является важнейшей ценностью организации,
поскольку любые ресурсы и системы абсолютно бесполезны, если нет тех, кто
использует их с максимальной эффективностью. Приоритетами становятся
профессионализм, развитие персонала, максимальное использование творческого
потенциала каждого сотрудника, осознание потребности каждого в саморазвитии,
стремление к самосовершенствованию и самореализации. Таким образом, успех и
развитие любой организации, в том числе библиотеки, во многом определяется
наличием в её коллективе уникальных творческих (ценных) сотрудников и качественной, эффективной программы
управления ими.
Прямой связи между талантом и позицией на иерархической
лестнице часто не наблюдается. Хотя, безусловно, карьерные перспективы у
ценного сотрудника намного шире. Следует заметить, что сотрудники могут быть
уникальными именно для конкретной, в данном случае вузовской библиотеки, а в
других организациях, возможно не оценят их способности как талант. Поэтому
талантливый специалист – не всегда лидер, не всегда востребован на библиотечном
рынке труда. В этом и заключается суть его уникальности и возможность для
конкретной библиотеки найти именно для себя талантливых (ценных) сотрудников,
которые смогут самореализоваться в профессиональной команде. Следовательно, чем
больше ценных сотрудников в библиотеке, тем лучше. По моему мнению, таланты,
качественные таланты должны быть на каждом уровне иерархии.
Этой проблеме был посвящён один из тренингов 2-й Школы
директоров республиканских, вузовских и областных универсальных научных библиотек
Республики Беларусь «Искусство результативного
управления современной библиотекой» – «Работа с ценными сотрудниками»(тренеры – Т. Н. Мацкевич и
О. П. Павлова – ведущие тренеры-консультанты Института общественных
связей, Минск).
Директора библиотек приняли участие в анкетировании на тему «Работа
с ценными сотрудниками в библиотеке». От руководителей вузовских библиотек
получены 20 анкет – это 74% от общего количества представителей вузовских
библиотек, что позволяет говорить о репрезентативности проведённого
исследования. 75% ответивших – директора с высшим библиотечным образованием
(25% – с высшим небиблиотечным); основной состав – директора со стажем
библиотечной работы более 10 лет (45%) и свыше 20 лет (40%); 35% участников
анкетирования работают в должности директора библиотеки менее 5 лет, 45% –
более 5 лет, 20% – свыше 10 лет.
Прежде всего директорам библиотек вузов было предложено
отметить качества, которые, по их мнению, определяют ценного сотрудника. Составленные
нами характеристики были оценены по 10-балльной шкале в соответствии со
степенью их значимости для ценного сотрудника: 1 – «качество совершенно не
обязательно для ценного сотрудника» и 10 – «этим качеством ценный сотрудник
должен обладать в первую очередь».
В результате получилась следующая картина.
По мнению директоров, наиболее ценными качествами
подчинённого являются:
1) дисциплинированность, хорошая исполнительность и
тщательность в выполнении поручений, способность длительно сохранять привычный
темп и эффективность работы (85%);
2)открытость
инновационным способам работы, готовность использовать новую информацию,
применять ее в своей профессиональной деятельности (65%);
3) способность переключаться и эффективно работать в
различных ситуациях (45%) и способность четко представлять результат
деятельности, удерживать его в процессе работы и достигать его, преодолевая
возникающие затруднения (45%).
Ценность руководителя
определяют следующие качества:
1) способность переключаться и эффективно работать в
различных ситуациях; умение эффективно воздействовать на мысли, чувства, поведение
других людей с целью создания позитивной установки на решение поставленных
задач; умение организовывать, планировать работу группы, формулировать цели
совместной деятельности, контролировать эффективность выполнения и отвечать за
результаты работы группы (85%);
2) способность четко представлять результат деятельности,
удерживать его в процессе работы и достигать его, преодолевая возникающие затруднения;
стремление управлять ресурсами, людьми, ситуацией (80%);
3) стремление к профессиональному росту, горизонтальной
карьере; решительность, способность принимать собственные решения, не дожидаясь
указаний по поводу того, что и как делать; гибкость, умение находить
неординарные решения в сложных ситуациях (65%).
Директора библиотек определили критерии ценности
сотрудников, важные для наилучшей работы
именно в их библиотеке. Перечень этих критериев (по частоте упоминаний):
1) профессионализм;
2) коммуникабельность;
3) дисциплинированность, исполнительность, инициативность,
способность принимать собственные решения, открытость инновационным способам
работы;
4) ответственность, стремление к профессиональному росту;
5) доброжелательность, безотказность, добросовестность,
способность чётко видеть результат деятельности, умение работать в команде.
Ценный (талантливый) сотрудник – это человек со
способностями в той или иной сфере, выходящими за среднестатистический уровень
или просто выдающимися. На мой взгляд, на одно из первых мест в этом перечне
стоило бы поставить такое качество, как способность
к обучению, потому что настоящий талант жаждет развиваться, не боится
делать ошибки и учиться на них, получает удовольствие от выполняемой работы и постоянно
стремится к лучшему результату.
Далее – открытость
инновационным способам работы. Почему? Страницы деловых и профессиональных
библиотечных изданий пестрят статьями о том, что любые инновации всегда
наталкиваются на сопротивление персонала. Такова природа практически всех
людей, за исключением талантливых. Если ценный сотрудник является
руководителем, то он, несомненно, должен быть лидером, должен уметь работать в команде и объединять её.
Наконец, лояльность
– качество, на мой взгляд, очень важное для ценного сотрудника. Это качество
востребовано тогда, когда талантливому сотруднику «горит зелёный свет» в
организации, когда его ценят, дают возможность развиваться, самореализовываться
и реализовывать идеи.
Такие качества, как дисциплинированность,
исполнительность, безотказность и добросовестность, на мой взгляд, вообще
не свойственны и не должны быть приоритетными для тех сотрудников, которых мы
считаем ценными (талантливыми). Талантливые сотрудники требуют от организации
большей заботы и признания, чем рядовые. Им необходим индивидуальный подход,
ориентированный на поддержание в них интереса к работе и будущим перспективам,
определённая доля свободы, в том числе в проведении исследований, право на
ошибку, возможность для креативных действий, что никак не соотносится с
вышеперечисленными качествами.
Главное – не просто набрать в свой коллектив «звёзд», важно
подумать и о том, готова ли культура вашей организации (библиотеки и вуза)
воспринять свежие идеи, от кого бы они ни исходили, создать климат, в котором
ценные сотрудники будут ощущать стимул к творчеству и полностью раскроются.
Только так можно обратить их талант во благо библиотеке. Если же для работы в
вашей библиотеке требуются сотрудники дисциплинированные, исполнительные,
безотказные и добросовестные, то управление
талантами – не ваша тема.
В течение длительного периода наука управления персоналом
преувеличивала значение материальных стимулов. В результате проведенных исследований
установлено, что удовлетворенность работников материальными условиями
(заработной платой, премиями и др.) далеко не во всех случаях приводит к
повышению производительности труда. Как показывает практика, наиболее
эффективными стимулирующими факторами являются соответствие выполняемой работы
потребностям человека в признании его как личности и возможность
самореализации. В первую очередь это касается ценных (талантливых) сотрудников
организации, вот почему несколько вопросов нашей анкеты были направлены на
выяснение форм дополнительной мотивации таких сотрудников в библиотеках вузов
Республики Беларусь.
Как выяснилось, 95% директоров уделяют, на их взгляд, особое
внимание мотивации ценных сотрудников и считают, что лучшими способами
являются: повышение в должности (85%) и командирование на обучение, участие в
конференции (в том числе зарубежной) и т.п. (85%); премии (75%) и устная
похвала, выражение благодарности, подчёркивание важности вклада сотрудника в
работу библиотеки (75%); назначение надбавок за переработки (50%). При этом для
реализации и развития потенциала ценных сотрудников своей библиотеки директора
предпринимают следующие действия: назначение на новую должность – 80%; включение
в творческую группу, участие в приоритетных проектах – 75%; занесение в
кадровый резерв организации – 65%; участие в управлении библиотекой – 50%; привлечение
к наставничеству – 35%; расширение обязанностей – 30%; предоставление
дополнительных технических возможностей – 20%.
Безусловно, материальное вознаграждение и социальный пакет –
важные мотивирующие факторы. Вместе с тем специалисты советуют прежде всего
выяснить у самих сотрудников, что для них является особо значимым. Таким
образом, социальный пакет для тех сотрудников, в которых организация наиболее
заинтересована, должен быть составлен при помощи «метода кафетерия» (cafeteriabenefits),
когда сотрудник получает возможность решать, что должно быть включено в его
компенсационный пакет. Для одного важную роль играют условия труда (отдельный
кабинет, его оснащение, гибкий график работы и т.п.), для другого –
дополнительный отдых (выходной, отпуск, санаторная путёвка, оплаченная
профсоюзом, и т.п.), для третьего определяющей является возможность учиться
(курсы, участие в международных конференциях, стажировки и др.), четвёртому
необходимо получение атрибутов, подчёркивающих его социальный статус (включение
в состав кадрового резерва, руководящая должность, публичное признание заслуг и
т.п.). Следовательно, использование стандартного компенсационного пакета в
случае с ценными сотрудниками неприемлемо [1.
С. 16].
Как управлять ценными сотрудниками? Требуется ли в этом
случае особый подход? 60% директоров уверены: «К ценным сотрудникам нужен
особый подход и особое внимание, чтобы максимально эффективно использовать их
таланты. Порой они требуют более тщательного управления, чем другие
сотрудники». 50% директоров согласны с тем, что ценные сотрудники –
своеобразные и уникальные люди: «Ими очень сложно управлять. Иногда даже
приходится закрывать глаза на небольшие нарушения с их стороны в пользу их
большего самораскрытия и самореализации». 40% руководителей считают: «Для
управления ценными сотрудниками необходимы особые механизмы: специально
продуманные задачи, системы контроля и мотивации. Управление ценными
сотрудниками – это отдельная задача, требующая от руководителя особого
таланта».
Распознать и принять на работу талантливого сотрудника может
только ещё более талантливый человек. Что вкладывают директора библиотек вузов
Республики Беларусь в понятие талантливый
руководитель? Мы сравнили отмеченные директорами качества талантливого
руководителя с качествами «идеального» руководителя, выявленными в результате
опроса участников 1-й Школы директоров «Искусство результативного управления» [2]:
Качество
|
«Идеальный»
руководитель
(уровень приоритета)
|
Талантливый руководитель
(уровень приоритета)
|
Способность к принятию решений, готовность взять
на себя ответственность за принятые решения
|
I
|
III
|
Умение ставить задачи для подчиненных, четко
формулировать задачи
|
II
|
II
|
Объективность по отношению к сотрудникам,
справедливость
|
III
|
IV
|
Стратегическое мышление
|
III
|
II
|
Авторитет, качество лидера
|
IV
|
IV
|
Высокий профессионализм и опыт
|
V
|
III
|
Умение вести деловые переговоры
|
V
|
V
|
Умение организовать командную работу, эффективно
используя потенциал каждого сотрудника
|
VI
|
I
|
Инновационное мышление
|
VI
|
VI
|
Как видно из таблицы, умение
организовать командную работу, эффективно используя потенциал каждого
сотрудника, поставленное на последнее, 6-е место в перечне качеств
«идеального» руководителя, является самым важным (1-е место) для талантливого
руководителя.
На втором месте по степени важности для талантливого
руководителя стоят два качества: стратегическое
мышление и умение ставить задачи для
подчиненных, четко формулировать задачи, что почти совпадает с
приоритетными качествами «идеального» руководителя.
Третью позицию в перечне качеств, необходимых талантливому
руководителю, занимают высокий
профессионализм и опыт и способность
к принятию решений, готовность взять на себя ответственность за принятые
решения. Качества 4, 5 и 6-го уровней «идеального» и талантливого
руководителей совпадают.
Считают ли себя талантливыми руководителями директора
библиотек вузов республики? Признаемся, ответы нас удивили: только 50% директоров
не совсем уверенно («скорее да, чем нет»)
отнесли себя к талантливым руководителям; 35% затруднились ответить (все
работают в должности директора свыше 5 лет), а 15% дали категорический
отрицательный ответ (директорский стаж более 5 лет; превышает 10 лет).
На наш взгляд, руководитель должен быть талантливым и должен
считать себя талантливым – в противном случае не стоит занимать руководящую
должность, тем более такого уровня, в течение длительного времени. Возможно,
директора библиотек вузов, отвечая на этот вопрос, просто поскромничали...
В последнее время в деловой и профессиональной периодике
часто говорят о «войне за таланты», т.е. о желании привлечь и удержать наиболее
профессиональных и мотивированных специалистов в условиях их дефицита. На мой
взгляд, такое положение вполне характерно и для кадровой ситуации, сложившейся
сегодня в вузовских библиотеках Республики Беларусь.
Результаты специального опроса и собственный практический
опыт дают основание утверждать, что для подбора руководителей среднего звена, а
также специалистов высокого профессионального уровня, отвечающих за
определённые направления библиотечной деятельности, директора вузовских
библиотек РБ часто используют технологию подбора персонала, обозначаемую
термином хэдхантинг (head hunting), заимствованным из
английского языка, а точнее из профессионального сленга (дословный перевод –
«охота за головами», или «охота за звёздами»). Основная причина использования
этой технологии – нехватка выращенных внутри библиотеки кадров, профессионализм
и опыт которых гарантируют достижение поставленных задач и результатов.
Одна из составляющих хэдхантинга – переманивание конкретного
человека (руководителя или специалиста), хорошо известного в профессиональных
библиотечных кругах. Вторая обязательная составляющая подбора персонала по этой
технологии – активный поиск потенциальных кандидатов. Поскольку, как известно,
«хороший кандидат работу не ищет», основная задача директора библиотеки вуза
состоит в том, чтобы убедить специалиста, который не ищет работу, принять
решение о переходе в другую библиотеку, предложив ему такие условия, которые бы
совпали с его мотивацией на смену работы, и показать, что именно эта вузовская
библиотека даст ему уникальный шанс реализовать свои профессиональные возможности
и амбиции.
В качестве условий мотивации потенциальных кандидатов выступают:
приглашение на вышестоящую (руководящую) должность, предложение возглавить
самостоятельное перспективное направление деятельности библиотеки вуза,
предоставление возможностей для обучения и развития (в том числе участие в
интересных международных и республиканских конференциях, семинарах,
командировках и т.п.), более высокий уровень материального стимулирования.
Таким образом, отсутствие
системы управления персоналом, невнимательное отношение к ценным (талантливым)
сотрудникам, к управленческому резерву могут привести к потере наиболее
перспективных сотрудников.
Говорят, запертый ветер превращается в спёртый воздух.
Талантливый человек – всегда Личность!
С нею надо считаться, уделять много внимания, многое прощать, направлять силы
интеллекта в нужное русло, успевать анализировать аргументы, квалифицированно
их оценивать, обсуждать, принимать или отвергать частые предложения. Кто из
руководителей, зачастую занятых ежедневной рутинной работой, готов к этому? К
сожалению, чаще всего руководителям библиотек необходимы трудолюбивые, неамбициозные
сотрудники – они выбирают стабильность и спокойствие.
Если руководство библиотеки и вуза психологически не готово
работать с талантливыми людьми (считаться с их профессиональной точкой зрения,
принимать их инициативы, давать им определённую свободу принятия решений,
создавать для них благоприятные условия труда и т.п.), адекватно оплачивать
труд талантливых профессионалов, то, как говорят специалисты, лучше не затевать
«опасных игр» с этим непростым контингентом работников [1. С. 15]. В подобном случае библиотеке выгоднее отказаться от
борьбы за привлечение талантов. В то же время, если организация инвестирует в
обучение и развитие сотрудников, но в ней отсутствует система их продвижения,
то это – «подарок» для другой библиотеки.
Управление интеллектуальным
капиталом – дорогое, трудоёмкое занятие, но вложения того стоят и приносят
свои плоды. Только системный подход к борьбе за лучших специалистов и учёт
индивидуальных потребностей талантливых сотрудников позволит руководству
библиотеки вуза достичь нужных результатов. Самым большим достижением будет то,
что однажды вы заметите – сотрудники проявляют способности, о которых вы и не
подозревали.
Резюме – слова из известной песни: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь!..».
Список источников
1. Варламова, Е. Как компании удержать
талантливых сотрудников // Управление человеческим потенциалом. – 2004. – №
1(01). – С. 14–18.
2. Стрелкова, И. Б. Школа директоров
«Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации
руководителей библиотек Беларуси / И. Б. Стрелкова,
И. В. Юрик // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 4. – С. 86–93.
|