Научные и технические библиотеки №4 2008 год
Содержание:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Системы открытого доступа к информации: причины и история возникновения

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Швецова-Водка Г. Н. Определение объекта и предмета документоведения

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Линден И. Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания - SERVQUAL/LibQUAL

Броневская Н. А. Изучение качества библиотечно-информационного обслуживания студентов-заочников

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Харыбина Т. Н., Слащева Н. А., Мохначева Ю. В. Комплексная методика изучения информационных потребностей пользователей

Лойкова А. М. Новые аспекты в справочно-библиографическом и информационном обслуживании

Кобзева Н. Р. Концептуальный подход библиотеки медицинского вуза к обеспечению дистанционного медицинского образования

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Виды экологической информации и способы ее предоставления

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста

Сукиасян Э. Р. Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования

Стрелкова И. Б. Исследование проблемы управления творческими сотрудниками в библиотеках вузов Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Усольцева О. В. Сибирский взгляд на реформу библиотечного образования


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

О. В. Усольцева

Сибирский взгляд
на реформу библиотечного образования

22 ноября 2007 г. в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) состоялся «круглый стол»: «Библиотечно-информационное образование: выбор вектора развития». В его работе приняли участие преподаватели вузов и ссузов, осуществляющих подготовку специалистов библиотечно-информационной сферы, директора и ведущие специалисты библиотек Сибирского региона (более 30 участников). Это было первое мероприятие Института информационных и библиотечных технологий, образованного в структуре КемГУКИ. На встрече обсуждались проблемы развития высшего и среднего библиотечного образования, разработки образовательных стандартов третьего поколения. В Научной библиотеке КемГУКИ была организована выставка учебно-методической продукции кафедр технологии документальных коммуникаций (ТДК) и технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ).

Работу «круглого стола» открыла его ведущая – Ирина Семеновна Пилко, доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой ТДК. Она представила собравшимся консолидированное мнение представителей кемеровской библиотечной школы, доведенное до библиотечной общественности на конференциях РБА в 2004 и 2005 гг.

Суть предложений И. С. Пилко:

а) Российская библиотечная ассоциация должна выступить инициатором и координатором гармонизации профессиональных (государственных, модельных) и образовательных стандартов, а также Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников библиотек в плане предъявления согласованных требований к специалистам библиотечно-информационной сферы;

б) разработке образовательных стандартов многоуровневой подготовки выпускников должно предшествовать масштабное исследование, посвященное выявлению ключевых компетенций бакалавров и магистров библиотечно-информационных ресурсов;

в)расширение профиля подготовки и диверсификация (вплоть до индивидуализации) образовательных программ, по которым будет осуществляться специализация обучающихся, приведет к необходимости научной экспертизы программ, которая может осуществляться на уровне профессиональной ассоциации.

С оценкой новизны и продуктивности компетентностного подхода к формированию моделей выпускников профессиональной школы выступила М. Г. Ли, аспирантка кафедры ТДК. Проанализировав различные модели универсальных и профессиональных компетенций, она предложила использовать технологический подход в качестве основы проектирования образовательных программ, отвечающих современным требованиям. Обучение специалистов-технологов на базе инновационных образовательных технологий позволит формировать требуемый уровень профессиональной компетентности, воспитать в будущих специалистах качества жизнестойкости и конкурентоспособности.

С целью выявления значимых для высшего библиотечно-инфор­мационного образования и библиотечной практики универсальных и профессиональных компетенций участникам «круглого стола» была предложена анкета.

Г. Б. Паршукова, канд. пед. наук, доцент, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН, остановилась на проблемах библиотечно-информационного образования. Среди них – отсутствие четко прописанных видов деятельности выпускника и разграничения полномочий бакалавра, специалиста, магистра; неразработанность механизма партнерства учебных заведений и библиотек; системный кризис библиотечного дела в России. Она проиллюстрировала выявленные в образовательных программах подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационных ресурсов содержательные лакуны, предложила создать региональные отделения учебно-методического объединения (УМО) с функциями экспертизы учебных планов и рабочих программ, грифования учебно-методических материалов.

Вниманию участников «круглого стола» предложен проект примерной образовательной программы высшего профессионального образования для квалификации «бакалавр библиотечно-информационной деятельности» (Москва, 2007). С критикой этого проекта выступила Е. Б. Артемьева, канд. пед. наук, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН: обратив внимание на его оторванность от потребностей практики, она отметила необходимость включения в проект цикла специальных библиотечно-информационных дисциплин (обслуживание читателей, формирование культуры личности и т.д.). С ее точки зрения, выпускник-бакалавр должен быть подготовлен к практической деятельности, владеть технологическими библиотечными процессами.

Г. Б. Паршукова предложила в проекте программы прописать компетенции бакалавров и виды осуществляемой ими деятельности.

Н. И. Колкова, канд. пед. наук, профессор, заведующая кафедрой ТАОИ КемГУКИ, изложила концепцию кемеровской библиотечной школы по вопросу подготовки технологов для библиотек.Она представила дифференцированную модель требований к профессионально-ориентированным компетенциям в области автоматизированных библиотечно-информа­ционных технологий, выделив в ее структуре технологии, которыми выпускник должен владеть: а) на уровне знаний-представлений; б) на уровне знания сущности и свободного выполнения действий по алгоритму; в) на уровне знания сущности и свободного выполнения всей совокупности логических операций; г) на уровне знания сущности и участия в принятии технологических решений; д) на уровне знания сущности и принятия самостоятельных управленческих решений.

Н. П. Коновалова, заведующая Научной библиотекой Кемеровского государственного университета, высказала мнение, что технологические знания и умения следует формировать в процессе практической деятельности, а не обучения.

Эту точку зрения поддержала Н. А. Яковлева, главный технолог МУК «Детская ЦБС г. Кемерово». По ее мнению, не каждый выпускник с высшим профессиональным образованием может в полном объеме осуществлять функции технолога в библиотеке. Технологическая квалификация формируется в процессе практической деятельности.

Н. И. Колкова, И. С. Пилко и Е. Б. Артемьева представили убедительные аргументы в защиту того, что технологов следует готовить в высших учебных заведениях.

И. С. Пилко познакомила собравшихся с результатами социологического исследования «Изучение потребностей в многоуровневой подготовке специалистов в сфере культуры и искусства». Отношение руководителей и ведущих специалистов библиотек Сибирского региона к реформе высшей школы, их готовность использовать магистратуру для подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих исследовательскими и управленческими умениями, оценка потребностей в бакалаврах и магистрах и возможностей их закрепления в библиотечной практике – эти и другие аспекты исследования заинтересовали всех участников «круглого стола».

В ходе заседания затронут вопрос о перспективах среднего специального образования. И. Б. Колесникова, заместитель директора по науке Красноярского краевого библиотечного техникума, рассказала о ходе разработки нового образовательного стандарта по специальности 0517 «Библиотековедение», отметила, что в Красноярском крае формируется социальный заказ на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, при этом сокращается число бюджетных мест для учащихся.

Заведующая библиотечным отделением Кызылского училища искусств М. Л. Трифонова (выпускница КемГУКИ) – сторонница технологического подхода к библиотечной деятельности. Она назвала библиотечное отделение училища хранителем русского языка, культуры и традиций, поскольку в остальных учебных заведениях Республики Тыва преподавание ведется на национальном языке.

Е. Г. Драпезо, заведующая библиотечным отделением Кемеровского колледжа культуры и искусств, охарактеризовала состояние среднего библиотечного образования в Кемеровской области, отметила тенденцию набора учащихся преимущественно на базе 9 классов, что приводит к необходимости уделять приоритетное внимание воспитательной работе.

По перспективам развития среднего библиотечного образования развернулась дискуссия, участники которой были единодушны в стремлении обмениваться опытом, совместно отстаивать свои интересы и противостоять возникающим трудностям.

С конкретными предложениями по разработке ГОС ВПО третьего поколения по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы» выступила О. В. Усольцева, аспирантка кафедры ТДК. Она провела сопоставительный анализ стандартов по специальностям «Библиотечно-информационная деятельность», «Геология», «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» и сделала вывод: для разработки образовательных стандартов нового поколения следует четко дифференцировать и гармонизировать квалификационные требования, предъявляемые к специалистам-практикам и выпускникам вузов и ссузов; выявить компетенции бакалавров и магистров; использовать опыт отраслей образования, осуществляющих многоуровневую подготовку выпускников высшей школы и применяющих технологический подход для проектирования образовательных программ.

В заключение участники «круглого стола» приняли рекомендации:

1. Учитывая общегосударственную значимость разработки ГОС ВПО третьего поколения по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы» на уровнях «бакалавр» и «магистр», разработку данного документа проводить с использованием системного подхода, обеспечивающего интеграцию предложений вузов, осуществляющих подготовку в области библиотечно-информационной деятельности, и библиотек.

2. Возобновить (с закреплением соответствующим приказом статуса, объема и сроков выполнения работ) деятельность имеющего опыт плодотворной совместной работы по разработке ГОС ВПО второго поколения специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» (2003 г.) Временного творческого коллектива из числа ведущих специалистов Московского, Санкт-Петербургского, Кемеровского университетов культуры и искусств, других заинтересованных вузов, представителей ведущих научных библиотек.

2.1. В соответствии с требованиями к разработке ГОС ВПО третьего поколения Временному творческому коллективу обеспечить обязательное взаимодействие с представителями академического сообщества и работодателями, с Российской библиотечной ассоциацией.

2.2. Временному творческому коллективу при взаимодействии с секцией кадров и непрерывного образования РБА, библиотеками разных организационно-правовых форм обеспечить разработку профессиональных моделей (в том числе и компетентностных) деятельности библиотекарей в библиотеках различных типов как основы для разработки государственных образовательных стандартов.

2.3. При разработке ГОС ВПО использовать:

результаты научных исследований вузов культуры и искусства, а также диссертационных исследований О. А. Калегиной (Казанский государственный университет культуры и искусств) «Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект» (на соискание ученой степени доктора педагогических наук), Г. Б. Паршуковой (ГПНТБ СО РАН) «Информационная компетентность населения как фактор освоения культурного ландшафта территории» (на соискание ученой степени доктора культурологии) и др.

3. Библиотечному сообществу под руководством Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА сформулировать позицию относительно перспектив среднего профильного образования.

4. Опубликовать данные рекомендации в профессиональной печати, разместить на сайтах организаций – участниц «круглого стола», РБА.

  
На главную