Научные и технические библиотеки №4 2008 год
Содержание:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Системы открытого доступа к информации: причины и история возникновения

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Швецова-Водка Г. Н. Определение объекта и предмета документоведения

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Линден И. Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания - SERVQUAL/LibQUAL

Броневская Н. А. Изучение качества библиотечно-информационного обслуживания студентов-заочников

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Харыбина Т. Н., Слащева Н. А., Мохначева Ю. В. Комплексная методика изучения информационных потребностей пользователей

Лойкова А. М. Новые аспекты в справочно-библиографическом и информационном обслуживании

Кобзева Н. Р. Концептуальный подход библиотеки медицинского вуза к обеспечению дистанционного медицинского образования

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Виды экологической информации и способы ее предоставления

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста

Сукиасян Э. Р. Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования

Стрелкова И. Б. Исследование проблемы управления творческими сотрудниками в библиотеках вузов Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Усольцева О. В. Сибирский взгляд на реформу библиотечного образования


УДК 002.55

А. М. Лойкова

Новые аспекты в справочно-библиографическом
и информационном обслуживании

Опыт работы Научной библиотеки Сургутского государственного университета с электронными ресурсами.

Научная библиотека Сургутского государственного университета (СурГУ) еще очень молода – ей всего 14 лет. Ровно столько, сколько самому университету. Сегодня она является крупнейшей вузовской библиотекой в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и выполняет функцию методического центра для библиотек высших учебных заведений
округа.

В Научной библиотеке накоплен опыт организации библиографической работы, в том числе справочно-библиографического и информационного обслуживания, сложились формы и методы работы, сформирован справочно-библиографический аппарат.

СБА начал создаваться в 1994 г. Тогда в нём значительную роль играли картотеки, ведением которых в большей степени занимались сотрудники библиографического отдела.

Модернизация СБА

Ситуация начала меняться с 1998 г., в частности, решили отказаться от использования карточки Российской книжной палаты, которая была основой для формирования систематической картотеки статей (СКС) – важной составляющей выполнения запросов.

Анализ работы показал, что собственными силами трудно обеспечить многопрофильную аналитическую роспись периодических изданий и сборников, соответствующую научной и учебной деятельности университета, и в должной мере поддерживать картотеки. Поэтому было принято решение: библиографическую информацию получать в электронном виде от РКП, а СКС законсервировать (проводить только ее редактирование).

Перед отделом была поставлена задача – в меньшей степени дублировать имеющиеся источники информации, а сосредоточить усилия на создании уникальных информационных ресурсов, отражающих научный потенциал СурГУ. (Причиной такого выбора явилось то, что публикации университетских издательств весьма выборочно отражаются в библиографической продукции информационных центров.) Реализация этой задачи активизировала работу по созданию баз данных «Научные публикации СурГУ» и «История СурГУ».

В связи с широким распространением электронных ресурсов потребовалась модернизация структуры СБА библиотек. Структура СБА НБ СурГУ также претерпела значительные изменения. Мы окончательно отказались от ведения различных картотек.

СБА модернизируется под влиянием изменений информационных потребностей пользователей. Трансформация современного СБА привела к тому, что в профессиональной лексике вместо термина СБА все чаще используются такие словосочетания, как электронный СБА, виртуальный СБА, справочно-информационный банк, навигационно-поисковый аппарат. Мы решили использовать понятие электронный СБА как более корректное.

Электронный СБА нашей библиотеки состоит из двух частей: «Электронные ресурсы в локальной сети и на CD–ROM», «Электронные ресурсы в удаленном доступе». Главный принцип разграничения подсистем – принадлежность к фонду библиотеки. Первая часть СБА физически находится в пределах библиотеки.

В локальную подсистему входят:

  • электронный каталог («Книги», «Периодика», «Научные публикации СурГУ»);
  • справочно-библиографический фонд, состоящий из двух частей: приобретаемые электронные ресурсы на CD–ROM, правовые БД, электронные ресурсы собственной генерации (библиографические указатели, аннотированные путеводители по сети Интернет, БД «История СурГУ»);
  • архив выполненных справок (более 100 сложных справок), который ведется в электронном виде с 2005 г. и включает не только библиографические списки по теме, но и подборку полных текстов.

Подсистема удаленных ресурсов включает электронные ресурсы, размещенные в Сети: электронные каталоги библиотек и информационных центров (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН и др.); справочные ресурсы («Рубрикон», «Мир энциклопедий», мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий» и др.); различные типы БД (библиографические, полнотекстовые, тематические, проблемно-ориентированные и др.); путеводители по ресурсам Интернета (библиотеки и информационные центры).

Пользователи НБ СурГУ используют навигаторы Интернет-адресов, подготовленные и выставленные на сайтах других библиотек и информационных центров: «Образовательные ресурсы Интернета» (на сайте ГНПБ им. К.  Д.  Ушинского), «Проблемы экологии в аспекте концепции устойчивого развития: обзор сайтов Интернета» (РГБ) и др.

Приобретаемые БД позволяют библиотеке не только устранить информационные пробелы в составе СБА, но и улучшить качество обслуживания: повысить оперативность, расширить ассортимент предоставляемых продуктов и услуг.

Традиционные и электронные ресурсы существуют на равных, дополняя друг друга, но все же сегодня электронные ресурсы во многих отношениях доминируют, особенно в плане отражения актуальной информации.

Сотрудники справочно-библиографического отдела вовлечены в процесс комплектования. В настоящее время в формировании фондов одним из приоритетных направлений является приобретение баз данных и справочных изданий на электронных носителях. Здесь особенно важен отбор онлайновых ресурсов для целей СБО.

Сегодня для информационного обеспечения научных исследований и учебного процесса активно используется онлайновый доступ к более чем 20 (в том числе девяти коммерческим) базам данных ведущих отечественных библиотек и информационных центров, а также зарубежных издательств.

Перспективным направлением в СБО является привлечение удаленных электронных ресурсов, так как формирование локальной подсистемы электронных ресурсов для библиотеки – трудоемкий процесс, требующий значительных затрат.

Этапы работы с электронными ресурсами

Электронная информация не только заменяет привычные документы, но и обязывает нас создавать условия для работы с цифровыми документами.

Работа с электронными ресурсами в нашем отделе состоит из следующих этапов:

поиск БД или электронных документов, их анализ и тестирование;

заключение договора между университетом и организацией, предоставляющей ресурс;

продвижение ресурса к пользователям (на этом этапе создается система информирования о возможностях и особенностях работы с ресурсом; проводится обучение сотрудников отдела и библиотеки работе с БД; готовятся инструкции, путеводители, памятки, алгоритмы работы с конкретным электронным источником, формируется пакет рекламных и информационных буклетов, алгоритмов работы в печатной и электронной формах; организуются рабочие места, обеспечивается доступ к ресурсу);

анализ использования предоставляемых электронных ресурсов пользователями.

Как и большинство наших коллег, мы постепенно накапливали опыт работы с электронными ресурсами. Поэтому сегодня для нас очевидно, что навигаторская функция в Интернете выдвигается в качестве приоритетной.

Базы данных предлагаются пользователям только после тщательного отбора, который проводят сотрудники отдела. Навигатор Интернет-адресов, составленный специалистами библиотеки, включает наиболее информативные Интернет-ресурсы по направлениям обучения в СурГУ. Каталог представлен на сайте библиотеки (раздел «Тематические базы данных») и включает такие указатели, как «Патенты», «Психология», «Ботаника», «Медицина и здоровье», «Физика в Internet» и др. Отдельно выделены разделы: «Библиотеки и информационные центры», «Диссертации и авторефераты диссертаций», «Электронные журналы».

Мы формируем систему ознакомления с ресурсами и предоставления услуг в удаленном режиме, рассматривая ее как перспективу развития справочно-библиографического и информационного обслуживания.

Своевременное информирование о возможностях работы с удаленными ресурсами мы поставили на первое место, пытаясь добиться оперативного доведения сведений об удаленном доступе к полнотекстовым БД до каждого нашего читателя.

Такие формы работы, как ИРИ и ДОР в современных условиях оказались малоэффективными и трудозатратными. Поэтому сейчас работаем над созданием системы постоянного, своевременного и качественного информирования всех преподавателей и сотрудников университета. А такое направление деятельности библиотеки, как информирование о новых ресурсах по электронной почте позволяет читателям активизировать работу с базами данных на своих рабочих местах. Групповым и индивидуальным информированием охвачены 52 кафедры и 8 подразделений университета, более 300 пользователей получают информацию на свой индивидуальный электронный ящик.

Для работы с электронными ресурсами необходимы новые навыки сотрудников библиотеки и новые взаимоотношения с читателями. Здесь стало важным оказание методической помощи отделам библиотеки, которые также участвуют в процессе библиотечно-информационного обслуживания читателей. Для сотрудников отдела обслуживания систематически ведется дифференцированное обучение с выполнением практических заданий. За последнее время проведены занятия по темам «Работа с БД Арбикон, РНБ, РГБ», «Технология выполнения всех видов справок», «Методика работы с БД “Научные публикации СурГУ” и “История СурГУ”», «Электронная библиотека диссертаций РГБ» и др.

Библиографы оказывают также консультационную помощь сотрудникам по методике поиска информации в электронных ресурсах, обслуживанию читателей в режиме «запрос–ответ».

В формировании информационной культуры и информационного мировоззрения пользователей немаловажную роль играет и выпуск рекламно-методической продукции (буклетов, памяток, инструкций, путеводителей, информационных листков и др.), ознакомиться с которой можно на постояннодействующей выставке «Информация для пользователя», а также на сайте НБ СурГУ (www.lib.surgu.ru).

Использование электронных ресурсов в процессе библиографического и информационного обслуживанияпозволяет обеспечить выполнение различных запросов пользователей на более высоком уровне. Число консультаций пользователям за последние годы существенно увеличилось: с 1799 (1998 г.) до 8926 (2006 г.).

Необходимо отметить, что возросло количество индивидуальных консультаций обучающего характера. Научить студентов, аспирантов и преподавателей работать с источниками информации самостоятельно – наша принципиальная позиция и важная задача. Помимо специальных занятий по методике работы с электронными ресурсами, введенных в курс «Основы библиотечно-информационной культуры» для студентов, обучением активно занимаются консультанты зала каталогов, дежурные библиографы, сотрудники отдела обслуживания.

Расширился спектр и предлагаемых читателям услуг: предоставление одновременно с библиографической информацией самого документа; копирование на дискеты вытеснилось копированием на CD, флэш-карты или передачей информации по электронной почте.

Исследование рынка электронных ресурсов, ведение переговоров и оформление договоров, реклама среди пользователей, обучение… Но не менее важной в этой цепи является и конечная фаза работы – анализ востребованности ресурса. Именно такой анализ влияет на то, будет ли продлен договор на пользование ресурсом или он будет признан не соответствующим информационным потребностям читательской аудитории и доступ к нему в дальнейшем прекратится.

Ежегодно проводится изучение информационных потребностей различных категорий пользователей. В ходе этой работы используется несколько методов: статистическо-аналитический, опрос и анкетирование.

Формирование общей информационной среды библиотеки

Для эффективного использования читателями электронных ресурсов необходимо формировать общую информационную среду библиотеки и общие методы работы. Работа должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить пользователям получение любой из услуг по информированию и доступ к электронным ресурсам со всех точек обслуживания. Для этого в читальных залах устанавливается единый набор программ, обеспечивающих равные возможности библиографического и информационного обслуживания, и только в случае ограниченного доступа к ресурсу приоритет отдается справочно-библиографическому отделу.

Немаловажную роль по формированию общей информационной среды библиотеки выполняет и веб-сайт. Новым направлением в работе отдела стала организация и поддержка электронной страницы библиотеки. Начиная с 2001 г. электронная страница рассматривается как инструмент для предоставления сведений о библиотеке, ее информационном потенциале, услугах для поддержки научных исследований и учебного процесса.

Веб-сайт является частью единого автоматизированного технологического комплекса библиотеки. Сотрудники отдела несут ответственность за наполнение разделов «Ресурсы», «В помощь читателю», «Новости». Развивается рубрика «Справочная служба».

Для формирования общей информационной среды и методов работы нужен единый центр, способный организовать работу по справочно-библиографическому и информационному обслуживанию на современном уровне. Сегодня такую функцию выполняет справочно-библиографический отдел. Это направление его деятельности включает профессиональную подготовку и обучение специалистов отдела обслуживания, рекламное сопровождение новых информационных услуг и ресурсов библиотеки, разработку инструктивно-методических материалов, проведение мероприятий, направленных на своевременное оповещение, консультирование и обучение читателей.

Нам надо решить конкретную задачу: как за короткое время довести информацию до пользователя, организовать работу с удаленными источниками, обучить методике поиска информации в различных информационно-поисковых системах.

  
На главную