Научные и технические библиотеки №5 2008 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Дворкина М. Я. Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности

Сукиасян Э. Р. Централизованная систематизация в России. Четыре десятилетия побед и поражений

Шилов В. В. Об учете библиотечных фондов

Ткачева Н. И., Русакова Е. В., Морозов С. В. Интеграция библиотечных ресурсов для информационного обеспечения фундаментальных и прикладных исследований

Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н. Избирательное распространение информации как библиотечный сервис: основные цели, задачи и методы

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И. Модели открытого доступа: история, виды, особенности, терминология

НАША ПРОФЕССИЯ

Матвеев М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Коготков Д. Я. Становление ГПНТБ как научно-исследовательского учреждения. (Воспоминания ветерана)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Как создавалась «Библиотечная энциклопедия»

Милясевич И. В., Швецова-Водка Г. Н. Фундаментальный учебник по библиотечному краеведению

Бойченко Е. Н. Познание истории техники: от школьной скамьи – до университетской кафедры

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Петровский В. Б. Дополнение к прочитанному

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Булушева Г. В. Предложение для совместной работы

Сукиасян Э. Р. Ответ Г. В. Булушевой

Памяти Ольги Марковны Серегиной


УДК 028.4:908

И. В. Милясевич, Г. Н. Швецова-Водка

Фундаментальный учебник
по библиотечному краеведению

Рец. на кн.: Кушнаренко Н. М. Бібліотечне краєз­навство : підручник / Н. М. Кушнаренко. – Киiв : Знання, 2007. – 502 с. – (Вища освіта XXI ст.).

Создание, поиск, аналитико-синтетическая обработка, сбор и распространение первичной и вторичной краеведческой информации должны базироваться на глубоких профессиональных знаниях будущих специалистов этой отрасли.

К сожалению, до сих пор в Украине не было специального учебника, который бы обеспечивал подготовку библиотекарей-краеведов. Библиотеки вузов культуры укомплектованы только учебником российских авторов А. В. Мамонтова и Н. Н. Щербы «Краеведческая библиография» [1], изданным в 1989 г. Невзирая на все позитивные качества этого учебника, к началу XXI в. изложенный в нем материал несколько устарел, кроме того,он посвящен только одному направлению краеведческой работы библиотек – краеведческой библиографической работе. Подготовленные в начале 1990-х гг. учебные пособия Н. Н. Кушнаренко «История библиотечного краеведения в Украине» [2] и «Краеведческая деятельностьбиблиотеки» [3] ситуацию не улучшили, так как были изданы небольшими тиражами и могли удовлетворить разве что потребности студентов Харьковского института культуры. Поэтому издание комплексного учебника Натальи НиколаевныКушнаренко «Библиотечное краеведение» в центральном киевском издательстве – и чрезвычайно важное событие и очень полезное дело.

Четко продуманная структура учебника дает возможность студентам последовательно освоить все многогранное содержание этой фундаментальной профессиональной дисциплины. Раскрывают суть базовых понятий библиотечного краеведения и позволяют студентам освоить терминосис­тему курса теоретические разделы: 1. Краеведение как отрасль научной и практической деятельности; 2. Теоретические основы библиотечного краеведения; 3. Крае­ведческая деятельность библиотеки. Далее автор логично переходит к характеристике основных аспектов краеведческой деятельности библиотек: комплектования и организации краеведческих фондов, обслуживания читателей библиотеки по вопросам краеведения, краеведческой библиографии, популя­ризации краеведческих знаний. Рассмот­рены также вопросы кадрового обеспечения библиотечного краеведения, в том числе подготовки и перепод­готовки кадров, материально-технической базы и менеджмента краеведческой деятельности библиотек.

Из этой логической последовательности выпадает только раздел 10 «Генезис библиотечного краеведения в Украине», поданный в самом конце учебника. По нашему мнению, его следует поместить после третьего раздела. При изучении первых трех разделов у студента уже должно сложиться четкое представление о сути и структуре библиотечного краеведения, направлениях краеведческой деятельности библиотек разных систем и ведомств. Размещение после этого тематического блока раздела об эволюции библиотечного краеведения в Украине способствовало бы закреплению и более глубокому усвоению теоретических знаний.

Рецензируемый учебник – результат многолетних научныхиссле­дований Н. Н. Кушнаренко в области библиотечного краеведения. В основу первых разделов, посвященных теоретическим и методологическим проблемам библиотечного краеведения, положены результаты ее докторской диссертации и многочисленных публикаций 1990-х гг., которые обосновали взгляд на библиотечное краеведение как важное направление деятельности библиотек и позволили комплексно осмыслить его с научных позиций.

Несомненен вклад Н. Н. Кушнаренко в исследование специфики краеведческих фондов библиотек, проблем их формирования и организации. Она – и основатель, и лидер в исследовании этого аспекта краеведческой деятельности библиотек. Последующее развитие ее идей нашло воплощение в исследованиях плеяды молодых ученых, воспитанников Харьковской государственной академии культуры. Можно констатировать, что в Харькове сформировалась научная школа по краеведческомуфондоведению.

Основные научные достижения этой школы нашли отражение в четвертом разделе учебника «Краеведческий фонд – документная база краеведческой деятельности библиотек». После изучения этого раздела у студентов складывается четкое представление о фонде краеведческих документов, особенностях его формирования и хранения. Автором скрупулезно и четко расписаны основные процессы и процедуры текущего и ретроспективного комплектования краеведческого фонда, учета и библиотечной обработки краеведческих документов, предложены варианты размещения краеведческого фонда разного функционального назначения.

Однако некоторое сомнение вызывают дефиниция понятия краеведческий фонд библиотеки и содержание подраздела 4.1. (Определение понятия краеведческий фонд), которое противоречит некоторым выдвинутым ранее теоретическим положениям автора. В частности, дано такое определение: «Краеведческий фонд – это упорядоченная совокупность краеведческих и местных документов» (с. 161). Это определение не учитывает изложенное ранее в учебнике (с. 89) теоретическое положение о компонентной структуре понятия краеведческий документ. Там сказано, что понятие краеведческий документ включает три вида документов: 1) краеведческий документ – связанный с краем содержанием; 2) местный документ – связанный с краем происхождением, опубликованный на территории края; 3) документы уроженцев и деятелей края, выделяемые по авторскому признаку. Несогласованность определений очевидна.

Как известно, еще в начале 1930-х гг. выдающийся российский библиограф Н. В. Здобнов ввел в научное обращение комплексное понятие краевая библиография [4] для определения вида библиографии, соби­рающей и распространяющей информацию о литературе, связанной с краем любым признаком (содержанием, местом издания, принадлежностью автора к краю). Возможно, целесообразно воспользоваться этим предложением для разграничения понятий краевой и краеведческий документ, если до нашего времени другого, более удачного термина не придумано.

Шестой раздел учебника посвящен проблемам краеведческой библиографии как составной части библиотечного краеведения. Необходимо заметить, что проблемы краеведческой библиографии больше всего привлекали внимание исследователей, потому что в этом направлении работы библиотек больше всего была выражена специфика краеведческой работы. Лидерами в исследовании этих проблем были российские библиографоведыА. В. Мамонтов и Н. Н. Щерба, которых можно назвать классиками краеведческой библиографии. Публикации этих авторов, а также их последователей, в 1970–1990-х гг.способствовали решению многих теоретических, организационных и методических проблем краеведческой библиографии.

Значительный вклад в исследование этих проблем внесли и украинские ученые, в первую очередь коллектив отдела исторического краеведения Государственной исторической библиотеки Украины. Благодаря их усилиям библиотеки получили ряд методических рекомендаций с четкими указаниями относительно специфики создания краеведческих библиографических пособий (КБП) разных типов и краеведческого справочно-библиографического аппарата.

В рецензируемом учебнике использовано все лучшее из наследия предшественников о краеведческой библиографической работе библиотек. В комплексе подан материал обо всех направлениях краеведческой библиографической работы: создании краеведческого СБА, формировании системы КБП, особенностяхбиблиографирования краеведческой литературы и библиографического обслуживанияпо краеведению в библиотеке.

Особого внимания заслуживает подраздел 6.5 «Система краеведческих баз данных», в котором дана классификация краеведческих баз данных (КБД) и детально освещена методика их создания в библиотеках. Эти проблемы до сих пор, к сожалению, не нашли надлежащего отражения в научной и учебной литературе, хотя на практике КБД активно создаются в библиотеках. Поэтому подготовка студента к работе с краеведческой библиографической информацией не только в традиционной форме, но и в компьютерной среде чрезвычайно важна. Н. Н. Кушнаренко успешно справилась с этой задачей.

Однако значительный объем учебника и его всеобъемлющий, с точки зрения тематики, характер, вероятно, не дали автору возможности детально рассмотреть вопросы методики ведения отдельных частей краеведческого СБА. Много важных методических деталей ведения сводного систематического краеведческого каталога, сводного алфавитного краеведческого каталога, сводного каталога местных документов, тематических краеведческих картотек не освещено. Нет даже упоминания об особенностях ведения и составе краеведческого СБА в других типах библиотек (кроме областных универсальных), в первую очередь детских, вузовских и отраслевых специальных. В учебнике не решены также вопросы классификации КБП и создания оптимальной модели системы КБП в регионе.

Следует отметить хорошее полиграфическое исполнение и оформление учебника. Восприятию материала способствуют схемы и таблицы, размещенные в отдельных разделах. Лексико-семантическая сложность текста в целом отвечает требованиям к учебной литературе для высшей школы. Учебник содержит средства самоконтроля усвоения теоретического и практического материала студентами: вопросы в конце разделов.

При самостоятельном изучении отдельных вопросов и решении дискуссионных проблем студентам принесет пользу развернутый список литературы, представленный после основного текста. Однако, по нашему мнению, целесообразно было бы в основном тексте давать ссылки к списку, а не просто упоминать авторов.

Оснащение издания именным и предметным указателями позволяет студенту быстро разыскать необходимый конкретный материал.

В целом без преувеличения можно констатировать, что учебник Н. Н. Кушнаренко – это существенный вклад как в библиотечное краеведение, так и в дидактику высшей школы. В нем гармонично совмещены теория, история и методика библиотечного краеведения, научный подход и доступность материала. Он может быть полезным не только для студентов, но и для библиотекарей-практиков, а также краеведов – научных работников. Этот учебник – одно из лучших изданий по учебной специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография», созданных в Украине. Учитывая отсутствие аналогичного российского издания, его можно было бы рекомендовать перевести и издать на русском языке для распространения в России.

Список источников

1. Мамонтов А. В. Краеведческая библиография : учеб. для студ. библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов / А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба. – М. : Кн. палата, 1989. – 217 с.

2. Кушнаренко Н. М. Історія бібліотечного краєзнавства в Україні : навч. посіб. для студ. вузів та училищ культури / Н. М. Кушнаренко; Харк. держ. ін-т культури. – Харків, 1993. – 112 с.

3. Кушнаренко Н. Н. Краеведческая деятельность библиотеки : учеб. пособие / Н. Н. Кушнаренко. – М., 1993. – 89 с.

4. Здобнов Н. В. Основы краевой библиографии : практ. руководство. – 2-е изд., перераб. и знач. расшир. – М.; Л. : Соцэкгиз, 1931. – 182 с.

  
На главную