Научные и технические библиотеки №5 2008 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Дворкина М. Я. Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности

Сукиасян Э. Р. Централизованная систематизация в России. Четыре десятилетия побед и поражений

Шилов В. В. Об учете библиотечных фондов

Ткачева Н. И., Русакова Е. В., Морозов С. В. Интеграция библиотечных ресурсов для информационного обеспечения фундаментальных и прикладных исследований

Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н. Избирательное распространение информации как библиотечный сервис: основные цели, задачи и методы

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И. Модели открытого доступа: история, виды, особенности, терминология

НАША ПРОФЕССИЯ

Матвеев М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Коготков Д. Я. Становление ГПНТБ как научно-исследовательского учреждения. (Воспоминания ветерана)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Как создавалась «Библиотечная энциклопедия»

Милясевич И. В., Швецова-Водка Г. Н. Фундаментальный учебник по библиотечному краеведению

Бойченко Е. Н. Познание истории техники: от школьной скамьи – до университетской кафедры

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Петровский В. Б. Дополнение к прочитанному

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Булушева Г. В. Предложение для совместной работы

Сукиасян Э. Р. Ответ Г. В. Булушевой

Памяти Ольги Марковны Серегиной


УДК 62(09):37

Е. Н. Бойченко

Познание истории техники:
от школьной скамьи – до университетской кафедры

Представлен тематический указатель литературы «История техники», составленный специалистами Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и предназначенный для помощи пользователям в изучении развития технических процессов и технологий.

Целостное рассмотрение техники (понятие техника происходит от греческого слова techne, означающего искусство, мастерство, умение) определяется как результат социокультурной деятельности человечества, профессиональных, научных, организационных и иных творческих качеств человека. С древнейших времен и до наших дней изменение технологии, как и техники, находится в прямой зависимости от роста научных знаний. История техники, технической науки неразрывно связана с историей человечества.

История технической науки, ее прошлого должна критически составляться каждым научным поколением и не только потому, что меняются запасы наших знаний о прошлом, открываются новые документы или находятся новые приемы восстановления былого. Каждое поколение исследователей ищет и находит в истории техники отражение научных течений своего времени.

Введение в учебные программы большинства высших учебных заведений предмета «Концепции современного естествознания», рост интереса к истории технической науки послужили отправной точкой для создания специалистами отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ) тематического указателя литературы «История техники» (авт.-сост. Е. Н. Бойченко. – Белгород : КОНСТАНТА, 2006. – 416 с.)

Целевое назначение указателя – дать представление о развитии техники с древнейших времен до наших дней.

Указатель призван помочь пользователям в решении следующих задач:

  • проведение исторических исследований по крупнейшим проблемам техники и естествознания в целях использования научно-технического опыта прошлого;
  • разработка отдельных областей истории техники для установления основных направлений научно-технического развития данной области;
  • обобщение достижений научно-технического прогресса в рамках отдельных исторических этапов и истории производства как основы истории человеческого общества;
  • изучение и освещение деятельности знаменитых российских и зарубежных ученых в области техники и естествознания, способствовавших своими трудами мировому техническому прогрессу.

Указатель включает информацию о книгах по истории техники, изданных в 1900–2003 гг., хранящихся в фонде БГУНБ, в том числе в фонде редкой книги, и статьях из журналов за 1981–2003 гг., опубликованных в России (всего 1960 записей). Для более глубокого изучения аспектов развития науки и техники составитель рекомендует обратиться к академическому изданию «История техники» (библиогр. указ. : в 13 т. / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Всесоюз. о-во «Знание», Центр. политехн. б-ка. – М. : Наука, 1950–1985), содержащему описания источников, опубликованных в СССР на русском языке в 1950–1985 гг.

Библиографические записи в указателе сгруппированы по 14 разделам:

1. Роль науки и техники в развитии общества

2. Общие вопросы истории техники

3. Творцы науки и техники

4. Общетехнические науки

5. Энергетика

6. Радиоэлектроника

7. Горное дело

8. Технология металлов. Машиностроение

9. Химия и химические производства

10. Пищевая промышленность

11. Полиграфическое производство. Производства легкой промышленности. Фотокинотехника

12. Строительство

13. Транспорт

14. Интернет-ресурсы.

В 3-й раздел указателя включены описания литературных источников о наиболее известных в мировой науке ученых. Помимо этого отраслевые разделы (5–13) содержат персоналии ученых, внесших вклад в развитие каждой из представленных отраслей техники.

14-й раздел отражает электронные ресурсы удаленного доступа.

Внутри каждого раздела материал расположен в алфавите фамилий авторов и заглавий. Издание снабжено вспомогательным аппаратом: указателем имен (2250 фамилий ученых и мастеров и прозвищ, под которыми вошли в историю русские и зарубежные мастера прошлых времен) и предметным указателем (1628 терминов).

Указатель аннотированный, аннотации носят справочный характер. Описания источников содержат каталожный шифр и инвентарный номер издания, что позволяет пользователям различных библиотек получить необходимое издание по МБА в кратчайшие сроки.

Указатель включает сведения по общим вопросам истории техники, особенностям исторического развития энергетики, радиоэлектроники, горного дела и металлургии, машиностроения, химии и химических производств, пищевой промышленности, полиграфического производства, производств легкой промышленности, фотокинотехники, строительства, транспорта.   

С помощью указателя можно найти информацию, например о том, что «обморок лягушки» – не диагноз ветеринарного врача, а «бараний окорок» – не термин мясника или повара: и то и другое – названия деталей женской одежды. Сведения, представленные в указателе, помогут узнать, что представляют собой «Хитрой работы искусного бога Гефеста собаки», и что каучук в его современном виде был произведен благодаря ошибке Эдисона.

Этот указатель может быть хорошим помощником и учителям средних школ, и преподавателям высших учебных заведений. Так, преподаватели и учащиеся гимназии № 22 Белгорода второй год используют материал указателя при подготовке к урокам истории (проектная деятельность в классах углубленного изучения) и технологии; студенты Белгородскоготехнологического университета им. В. Г. Шухова обращаются к указателю при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и курсовых работ.

В заключение хотелось бы отметить, что техника и технология – не только универсальный способ существования человека и объективная основа социального мироустройства, но и единственно надежный критерий оценки исторического процесса, различения эпох и цивилизаций.

При всем многообразии подходов к определению роли техники, способов ее функционирования и связи с человеком неизменным остается главное – исторически атрибутивная заданность этих факторов в структуре человеческой деятельности. В технике и технологии в концентрированном виде выражен смысл исторической определенности и преемственности в развитии мировой культуры. Их содержание раскрывает богатство и изменение круга потребностей людей, особенности социальных связей, уклада жизни, динамики духовного воспроизводства, способа отношения к природе, т. е. всего, что составляет процесс реальной жизни.

  
На главную