Письмо в редакцию
Предложение для
совместной работы
По роду работы мне приходится подробно знакомиться с
библиотечной периодикой. Интересны и полезны для дела многие материалы, но в
первую очередь смотрю статьи о работе методиста вузовской библиотеки. Хочу
поделиться своими проблемами, сделать одно предложение по их решению и услышать
от коллег – как они выходят из положения в подобных ситуациях.
Я, Булушева Галина Валентиновна, пять лет работаю методистом
библиотеки вуза. Наш вуз – Магнитогорский государственный университет (МаГУ),
ранее педагогический институт, в 1999 г. получивший статус университета.
Мой стаж библиотечной работы – 34 года, из них 10 лет – заведующей методическим
отделом Централизованной детской библиотечной системы.
Наша библиотека создана одновременно с вузом. В 2007 г.
она отметила свое 75-летие. В коллективе – 54 человека: 68% с высшим педагогическим
образованием, 32% с библиотечным, высшим и средним специальным. Возраст 85%
сотрудниц 40–50 лет; из оставшихся 15% – половина «молодёжи», т.е. до 40 лет,
вторая половина – пенсионного возраста. Примерно такие же возрастные и
образовательные пропорции, как я поняла, и в других вузовских библиотеках.
Эти образовательные пропорции, а также специфика работы вузовской библиотеки и «подвигли» меня на следующее
предложение, а именно – давайте создадим пособие для библиотекарей
вузовских библиотек без специального образования (которых большинство). Учебное
пособие для практиков с необходимым минимумом методических рекомендаций и
документов. Условное название «Техника работы вузовского библиотекаря».
Какими могут быть разделы? Я считаю, что структура может
быть следующей:
1. Вступление. Специфика, цели и задачи работы библиотеки
вуза.
2. Адаптация нового сотрудника. Содержание:
- короткий текст «Примерный порядок адаптации»;
- основные разделы ББК, соответствие обозначений разделов для
научных и массовых библиотек;
- «Правила внутреннего распорядка библиотеки»;
- перечень «Профессиональные знания, умения и навыки»;
- типовые: «Положение» и «Правила пользования библиотекой
вуза», положения о секторе/отделе, должностные инструкции.
3. Работа с фондом. Содержание:
- разновидности документов в фонде вузовской библиотеки;
- перечень, краткая характеристика основных каталогов;
- основные процессы комплектования и обработки литературы,
можно в виде блок-схемы «Путь книги»;
- система расстановки фонда;
- критерии отбора на списание, меры физической и социальной
сохранности фонда;
- способы и приёмы использования основных частей СБА.
4. Работа с читателями. Содержание:
- последовательность операций при индивидуальном обслуживании
читателей, например в виде технологической инструкции «Путь читательского
требования»;
- учёт работы, основные показатели и формы учёта;
- приёмы: уточнения запроса, выполнения несложной справки, консультации;
- вспомогательные рабочие картотеки в отделе обслуживания.
5. Библиографическая работа. Содержание:
- основные направления работы библиографической службы библиотеки
вуза;
- выполнение и учёт справок библиотекарем отдела обслуживания.
6. Организация работы. Содержание:
- структура библиотеки, структурная соподчинённость,
- степень участия каждого сотрудника в планировании и
отчётности,
- основные стандарты в библиотечной работе.
Каждый из этих разделов можно организовать и табличным
образом: название работы ::: технология выполнения ::: нормы выработки :::
необходимые материальные составляющие ::: формы документов.
7. Что касается раздела «Профессиональная этика»... Возможно
ли здесь вести речь о «технологии этики»? Давайте, ввиду важности проблемы,
подумаем вместе, как это сделать и каким может быть этот текст. Какие здесь
могут быть (и могут ли быть вообще?) убедительные доводы к «обязательному
выполнению»? Пока мне видится, что своё веское слово могут сказать директора
вузовских библиотек, например в виде напоминания о продуманных конкретных
административных действиях, направленных против неэтичного поведения
сотрудников. А также, я думаю, должен быть необходимый перечень нельзя: нельзя заставлять читателей
ждать, нельзя быть грубым, равнодушным, сварливым, нельзя в присутствии читателей
обсуждать свои личные или внутренние рабочие проблемы и т.д. Другой вариант –
всё это изложить с юмором в виде кратких «законов Мэрфи».
8. В конце пособия или в конце каждого раздела необходим
список справочников и методических пособий.
Прошу коллег из вузовских библиотек, читающих мое
предложение, подумайте и напишите, какими могут быть, по вашему мнению,
структура и содержание такого пособия. Самое главное – тексты разделов должны
быть краткими и конкретными. Специфика библиотечной профессии требует точной и
содержательной информации, особенно для человека без специального образования.
Таким образом, ещё одно моё предложение – минимум краткой и
содержательной информации в пособии с условным названием «Техника работы вузовского
библиотекаря».
Формирование профессионального самосознания – одна из целей
производственного повышения квалификации. По ходу работы я составила программу
производственной учёбы «Библиотечные кадры», в которой предусмотрены циклы
занятий «для новеньких», «для библиотекарей без специального образования», «для
руководителей подразделений», «для всех». За четыре года среди подпрограмм
были: «Каждый библиотекарь – библиограф», «Бумеранг» (психология
профессионального общения), «Профессиональный кругозор», «Правовые аспекты
библиотечной работы», «Выставки – лицо
библиотеки», «Образ научной библиотеки вуза: слагаемые успеха» и др.
Использовала активные формы: обсуждения, конкурсы, анкетирования, практические
занятия, обзоры, беседы, косультации и др.
Часть плана методической работы, а именно – темы и формы
производственной учёбы – всегда обсуждаем с руководителями подразделений.
Уважаемые коллеги, в своих статьях-предложениях (которые, я
надеюсь, будут), пожалуйста, поделитесь своим мнением и опытом: какие методы,
приёмы, средства, формы для создания системы повышения квалификации
наиболее эффективны в вузовской библиотеке на ваш взгляд? Я думаю, что
производственная учёба нужна, в частности для тех случаев, когда человек не
может по тем или иным причинам получить второе, библиотечное образование в
стационаре. Или нужны только индивидуальные консультации, только обзоры
методической литературы в том числе библиотечной периодики, только анализ
работы по «межотраслевым нормам», индикаторам эффективности? Какие практические
«секреты» в этом плане имеются у вас?
Ещё один, организационный, вопрос – кто предположительно
может быть автором и издателем подобного пособия? Автор может быть коллективный,
– те, кто пришлёт свои тексты в редакцию. Изданию и печатанию, если бы до этого
дошло дело, возможно, поспособствует редакционная коллегия нашего
профессионального журнала.
Г. В. Булушева
|