Научные и технические библиотеки №5 2008 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Дворкина М. Я. Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности

Сукиасян Э. Р. Централизованная систематизация в России. Четыре десятилетия побед и поражений

Шилов В. В. Об учете библиотечных фондов

Ткачева Н. И., Русакова Е. В., Морозов С. В. Интеграция библиотечных ресурсов для информационного обеспечения фундаментальных и прикладных исследований

Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н. Избирательное распространение информации как библиотечный сервис: основные цели, задачи и методы

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И. Модели открытого доступа: история, виды, особенности, терминология

НАША ПРОФЕССИЯ

Матвеев М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Коготков Д. Я. Становление ГПНТБ как научно-исследовательского учреждения. (Воспоминания ветерана)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Как создавалась «Библиотечная энциклопедия»

Милясевич И. В., Швецова-Водка Г. Н. Фундаментальный учебник по библиотечному краеведению

Бойченко Е. Н. Познание истории техники: от школьной скамьи – до университетской кафедры

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Петровский В. Б. Дополнение к прочитанному

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Булушева Г. В. Предложение для совместной работы

Сукиасян Э. Р. Ответ Г. В. Булушевой

Памяти Ольги Марковны Серегиной


От редакции. На письмо Галины Валентиновны Булушевой отвечает член редакционной коллегии журнала Эдуард Рубенович Сукиасян.

И автор письма, и редакция ждут откликов и от читателей.

Уважаемая Галина Валентиновна!

Ваше письмо – знаковое событие в нашей образовательной стратегии. Когда библиотекарь-профессионал, практик со стажем библиотечной работы в 35 лет, ведущий занятия с молодыми библиотекарями, делает аргументированное предложение об издании специальной литературы, то это значит, что у нас изменилось в принципе отношение к повышению квалификации. Центр тяжести плавно переместился: на главное место сегодня выдвигается библиотечное «просвещение» той молодежи, которая уже работает, уходить из библиотеки не собирается. Но профессионального образования не имеет. Надо было бы здесь добавить: сознает, что оно необходимо. Иначе кризис, который уже разразился в системе библиотечного образования, захватит и библиотеки.

Начало положено: многие, скажем так, ключевые профессиональные позиции уже взяли в свои руки библиотечные работники – непрофессионалы. Например, сферу справочно-библиографического обслуживания, службы виртуальной справки. Считается, что здесь достаточно владеть навыками поиска в Интернете. Всё больше непрофессионалов принимаются на работу с читателями по критерию «Лишь бы человек был начитанный…». В вузах эта кадровая задача решается еще проще. Принято считать, что выпускник «своего» вуза несравненно лучше «посторонних» знает, какие и кому нужно выдавать учебники и пособия.

Я недаром употребил странное в данном случае слово «просвещение». Мне кажется, что в Вашем письме речь идет более о просвещении, нежели об обучении. О подготовке с помощью практического пособия такого «ремесленника» – библиотекаря, который «знает, как». Практически, на деле, как раньше говорили «возьми отсюда и положи туда». Такой работник не должен задавать лишних вопросов, вроде «почему так, а не иначе?». Я тщетно пытался найти в предложенной Вами структуре хоть одну строчку с «теоретическим привкусом». А ведь предлагается сделать пособие «для библиотекарей вузовских библиотек без специального образования». Мне хотелось бы знать: он с этими знаниями так и останется навсегда или..? А его карьера – и в ближайшие 5–10 лет, и в отдаленные 15–25 будет развиваться без всякого знания нашей теории и истории?

В одной из библиотек, где считают закономерным брать с читателя деньги за взятые на ночь книги, я задал прямой вопрос: откуда вы это взяли, сами придумали? А что, спросили меня, библиотеки всегда были бесплатными? Что делать с сотрудником, если он не знает корней, истоков, не понимает сущности своей работы, но считает вправе называть себя профессионалом?

Галина Валентиновна, мы решили публиковать Ваше письмо полностью, вместе со структурой. Кто знает, может быть, найдется в стране автор, который возьмется за написание такого практического пособия. По сути, письмо затрагивает интересы методического центра, работающего в Московском государственном университете. Мне сама идея кажется трудновыполнимой. Универсальные научные библиотеки имеют такое издание – «Техника работы областной библиотеки» (в последний раз издана в
1990-х гг. в пяти частях). Но это инструкции и методические рекомендации, учить молодых библиотекарей по ним нельзя. В них нет объяснений. Рекомендованы, например, обратнохронологическая расстановка карточек в систематическом каталоге и обязательная простановка даты завершения обработки на всех карточках (Организация работы республиканской (АССР), краевой, областной универсальной научной библиотеки. Ч. 1. Формирование библиотечного фонда. СБА. Технология каталогизации : метод. рекомендации / ГБЛ, ГПБ. – Москва, 1991. – 127 с.). Многие библиотеки этого «не заметили» и не внедрили, так как здесь не было сказано, «зачем» и «почему». Боюсь, что и Ваша библиотека тоже.

Походите по вузовским библиотекам, посмотрите, какие они разные. На том уровне, о котором Вы пишете, излагать для непрофессионала конкретные рекомендации, применимые во всех или хотя бы в части библиотек, практически невозможно. А на более серьезном по содержанию уровне, рассчитанном для профессионалов, эта задача уже решена или решается.

Вам знакомы книги удивительного автора В. Г. Дригайло? Василий Герасимович многие годы работает директором крупной вузовской библиотеки. (НТБ им. Г. И. Денисенко Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»). Вместе с коллегами он собрал и обобщил опыт десятков библиотек, обработал сотни публикаций; уже изданы: «Основы управления библиотекой высшего учебного заведения», «Основы научной организации труда в библиотеке». Скоро выйдет еще одна. Как мне кажется, автор на этом не остановится. Все книги есть в продаже (проверил в Интернете). Ничего сложного, трудного для восприятия в них нет. Лично я думаю, что учиться надо на серьезной литературе, а не на примитивной, рассчитанной на поверхностное восприятие.

Я всегда говорил своим слушателям: библиотека – системный организм. Работая на одном её участке, нельзя ограничивать свои знания, считая «мне это не нужно, я этим не занимаюсь». Например, низкая культура понимания сущности каталогизации, индексирования рано или поздно почувствуется и весьма ощутимо. Грош цена сотруднику, который занимается маркетингом, психологией или социологией, если он самостоятельно не сможет подобрать литературу, грамотно оформить список. Постоянно приходится встречаться с работниками, уровень библиографической культуры которых оставляет желать лучшего. Мало кто может вести ретроспективный поиск, знает «классику» библиографии, пособия, без которых вести «глубокий» поиск нельзя.

Отсюда проистекает вывод: учиться библиотечному делу надо серьезно. Получать образование, как говорится, от «А» до «Я». Понимаю, насколько сложно решать эту задачу практику. Мы сейчас находимся на переломе. Не сегодня-завтра будут решены проблемы дистанционного образования, появятся соответствующие электронные курсы, учебники и, естественно, учебные заведения. Учеба потребует высокой компьютерной грамотности (об этом надо думать уже сейчас). Потребуется также и финансовое обеспечение: платить за второе образование должны будут библиотеки. Конечно, они возьмут на себя заботу в первую очередь о тех, на кого в перспективе можно рассчитывать.

А что делать, пока нет возможности получать «регулярное» образование? Читать, заниматься самообразованием, овладевать знаниями и навыками под руководством опытного наставника. Сейчас профессиональной литературы издается много, различными издательствами. Посмотрите, например, в Интернете: на веб-страничке издательства «Профессия» (С.-Петербург, www.professija.ru) или московского издательства ГРАНД-ФАИР (www.grand-fair.ru) Вы найдете исчерпывающую информацию об изданиях за последние годы, почти все эти книги можно заказать и получить. В журнале «Библиотека» дважды в год объявляется подписка на новые выпуски серии «Библиотекарь и время. XXI век» – уже вышло в свет более 60 книжек. Издательство вышлет вам каталог-прейскурант, многие можно заказать. Немало интересных и нужных пособий выпускаются крупнейшими библиотеками страны.

Если библиотека заинтересована в выращивании молодых кадров, фонд профессиональной литературы должен пополняться. Наши зарубежные коллеги стараются приобрести в фонд профессиональную литературу, несмотря на то, что она стоит дорого, а книг издаётся, например в США, на порядок больше, чем у нас. Деньги находят. Продают студентам книги, выведенные из активных фондов в процессе вторичного отбора. В академических библиотеках (так называются там библиотеки высших учебных заведений) держат в фонде то, что используется. В нашей стране – и Вы это знаете лучше меня – книгохранилище вузовской библиотеки нередко похоже на склад макулатуры, регулярной работы с фондом не производится.

Вы просите рассказать, «какие методы, приемы, средства, формы для создания системы повышения квалификации наиболее эффективны в вузовской библиотеке…». Галина Валентиновна, о повышении квалификации и различных аспектах этой работы уже написано и опубликовано много материалов, в частности, в нашем журнале. Мне, занимающемуся этой тематикой последние два десятка лет, с каждым годом всё труднее «придумывать» темы для своих докладов на ежегодных конференциях. Была идея написать комплексное практическое пособие о повышении квалификации в библиотеках, но пришлось на время отказаться от её реализации – возникли другие задачи. Тем не менее хочу вас поблагодарить – своим письмом Вы подарили мне несколько интересных тем для статей и докладов. Я поставил их в личный план, буду работать.

Мне было приятно увидеть в Вашем письме глубокую заинтересованность          в результатах дела, которым мы с вами занимаемся. Напишите мне (sukias@rsl.ru), возможно, я смогу порекомендовать Вам конкретные материалы, познакомить с коллегами из других библиотек.

Э. Р. Сукиасян

  
На главную