Научные и технические библиотеки №7 2008 год
Содержание:

Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Захарова Г. М. Законодательство об авторском праве и библиотеки

Протопопова Е. Н., Телепнева Н. С. Результаты анкетирования предпринимателей как инструмент совершенствования информационного обслуживания

Стрелкова Е. В. Авторитетные файлы в нормализации тематических баз данных Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Ахремчик Р. В., Титович С. М. Обслуживание удаленных пользователей

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Конкретные модели и проекты открытого доступа

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Новейшие концепции, технологии и разработки в области информационной безопасности

НАША ПРОФЕССИЯ

Пилко И. С. Научное обоснование разработки образовательных стандартов

Сукиасян Э. Р. Повышение квалификации в библиотеке. Рекомендации руководителю

Корниенко В. А. Система повышения квалификации в помощь самообразованию персонала

ЮБИЛЕИ

К юбилею И. А. Андреевой

Юсупова Г. Н. Творческий путь во благо развития культуры, образования и общества. (К 60-летию Р. А. Турдукеевой, директора Научной библиотеки Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


УДК 02:37.018

В. А. Корниенко

Система повышения квалификации
в помощь самообразованию персонала

Опыт и результаты исследований по системе повышения квалификации персонала в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского.

В ходе исследований по совершенствованию внутрибиблиотечной системы повышения квалификации, проводимых в 2002–2007 гг. Национальной библиотекой Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ), возникла необходимость изучения не только таких форм обучения, как повышение квалификации и переподготовка, но и методов оказания помощи персоналу в процессе индивидуальной работы над личным профессиональным ростом.

Самообразование относится к наименее изученным формам повышения квалификации (ПКв). С целью определения эффективности самообразования в процессе повышения профессионального уровня специалистов в библиотековедении, библиографоведении и смежных областях знаний в исследовании 2007 г. НБУВ акцентировала внимание на его изучении методом анонимного анкетирования. В группу респондентов включены библиотекари и библиографы всех категорий, в том числе и научные сотрудники.

Результаты анализа анкет показали, что если в 2002 г. самообразование было необходимо 83,3% опрошенных, то в 2007 г. – 98%, т.е. увеличение профессиональных требований к специалистам и интенсивность внедрения инновационных библиотечно-информационных технологий стали безусловным стимулом возрастания самосознания персонала, понимания того, что знания, полученные в процессе занятий в границах внутрибиблиотечной системы ПКв, необходимо постоянно поддерживать самостоятельно.

По мнению П. Отле, будущее принадлежит тому, у кого есть инициатива, умение развернуть свою индивидуальность путем непрерывного совершенствования своих знаний с помощью образования [1. С. 139]. Одной из форм повышения квалификации является самообразование. Самостоятельное по своей сути, оно первоначально все же нуждается в некоторой помощи со стороны коллег, частичной опеке наставника либо научного руководителя. Наиболее продуктивным методом может быть руководство самообразованием путем группирования учебных планов по определенным этапам:

первый – обучение и привитие навыков к самостоятельной работе на базе внутрибиблиотечной системы ПКв;

второй – информационное сопровождение процесса самообразования сотрудников;

третий – взаимообмен профессиональной информацией по каналам формального и неформального общения.

На первом этапе применительно к процессу самообразования в рамках внутрибиблиотечной системы ПКв предусматривается самостоятельный выбор сотрудниками мероприятий, соответствующих их личным профессиональным интересам с точки зрения ускорения самообразовательного процесса, который включает весь блок занятий, проводимых согласно ежегодным планам. Решение о самостоятельной работе того или иного специалиста над своим профессиональным интеллектом или под частичным руководством наставника принимается непосредственным научным руководителем. Повышение профессионального уровня возможно, как подчеркивает Е. Ю. Кача­нова [2. С. 176], и методом самообразования при наличии желания и собственной инициативы со стороны каждого отдельного члена коллектива.

Важный фактор процесса ускорения самообразования – своевременное и исчерпывающее информирование персонала об инновационных тенденциях в библиотековедении и смежных отраслях знаний.

А. С. Чачко полагает, что характер профессионального чтения зависит от типа библиотеки и участка, на котором работает специалист [3. С. 134]. К её выводу следует добавить, что у части персонала интересы могут быть значительно шире, выходить далеко за пределы области работы, а запросы более разносторонними и не ограниченными только отраслевыми проблемами. Поэтому в процессе исследования стояла задача изучить информационные потребности библиотечных специалистов и научных сотрудников, выяснить их умение ориентироваться в массивах документов и степень использования найденного для научных исследований и практической деятельности.

Второй этап ПКв включает весь спектр многообразия информационного сопровождения процесса самообразования сотрудников различными источниками, содержащими профессиональную информацию для самостоятельной работы. Здесь ставилась цель выявить виды изданий, наиболее необходимых для повышения профессионального уровня персонала и последующего применения полученных знаний в работе.

НБУВ располагает значительной ресурсной базой, сконцентрированной прежде всего в специализированном читальном зале литературы по библиотековедению с подсобным фондом профильной научной литературы по библиотековедению, библиографоведению, книговедению, документоведению, архивоведению и смежным отраслям знаний, отечественных и зарубежных документов на различных носителях информации, поиск которых можно осуществлять как по традиционным каталогам, так и по электронному и БД, по коммуникативным каналам, обеспечивающим доступ к электронным информационным ресурсам различных фондодержателей: библиотек, органов НТИ, учреждений, отечественных и зарубежных международных организаций. Даже в условиях ограниченного финансирования и жесткого режима экономии средств специализированный фонд обеспечивается необходимыми профессиональными изданиями.

Самостоятельная работа в первую очередь предполагает постоянный поиск и изучение соответствующей библиографической информации и первоисточников, поэтому в ходе исследования в анкету заложен ряд вопросов по выявлению информационных потребностей респондентов. Прежде всего выясняется, на какой базе информационных ресурсов предпочитают работать специалисты, а также степень удовлетворяемости их информационных потребностей по определенным видам документов. Большинство респондентов используют для повышения своего профессионального уровня научную литературу и документы НБУВ; 29–33% сотрудников просматривают массивы документов других библиотек, органов НТИ и фирм.

Структура информационных ресурсов, находящихся в фондах НБУВ, довольно сложная. Один из наиболее крупных фондодержателей отраслевой научной литературы и документов – отдел библиотековедения, осуществляющий научно-информационное сопровождение процесса самообразования персонала.

В читальном зале этого отдела, о подсобном фонде которого говорилось выше, можно получить консультативную и практическую помощь по осуществлению поиска первичных и вторичных документов на базе массива документов как этого зала, так и других структурных подразделений НБУВ, располагающих дополнительными отраслевыми документами на бумажных и электронных носителях. Среди этих подразделений – читальный зал обслуживания читателей литературой гуманитарного профиля, где содержатся монографии, периодические и продолжающиеся издания, включающие информацию по смежным областям знаний, а также неопубликованные документы (диссертации отечественных исследователей и отчеты по НИР) в соответствии с профилем деятельности библиотеки. Некоторая часть документов по библиотековедению и смежным отраслям знаний находится в отделе научной организации основного фонда. Документы по международным вопросам собраны в зале фонда ООН, являющегося и фондодержателем материалов ЮНЕСКО. Полнотекстовыми документами и аналитико-синтетической информацией по библиотековедению, хранящимися на электронных носителях и в базах данных, располагает Центр библиотечно-информационных технологий.

Справочно-поисковый аппарат НБУВ обеспечивает многоаспектный поиск необходимых документов с помощью системы электронного и традиционных каталогов, баз данных и подсистемы картотек, находящихся в соответствующих структурных подразделениях библиотеки.

Аналитико-синтетические документы (библиографические указатели, реферативные журналы и др.) в основном сосредоточены в специализированном читальном зале литературы по библиотековедению, читальном зале обслуживания читателей литературой гуманитарного профиля, читальном зале фонда ООН, но имеются и в таких структурных подразделениях, как отдел справочно-библиографического обслуживания, Центр библиотечно-информационных технологий и др.

Разброс фондов по структурным подразделениям обусловлен рядом причин: их формой и содержанием, типом и видом документов, издающей организацией, а также и тем, что информационное обеспечение специалистов в области библиотековедения и смежных отраслей знаний с каждым годом усложняется ввиду рассеянности профильных материалов по различным изданиям смежных отраслей и многообразным носителям; постоянно возрастающим потоком профильной научной информации в стране и за рубежом; недостаточностью аналитической информации, неисчерпывающе раскрывающей содержание научных сборников, трудов, материалов конференций и т.д.

В жизнедеятельности каждого отдельного сотрудника значительное место занимает работа с научными изданиями определенного вида или типа, которым он отдает предпочтение в зависимости от профессиональной необходимости либо личной увлеченности. В процессе исследования выяснилось, что среди первоисточников наибольшей популярностью у библиотекарей и библиографов пользуются периодические и продолжающиеся издания (64% – 2002 г., 85% – 2007 г.) как наиболее оперативные. Актуальность и необходимость использования в работе таких видов документов подтверждается на научных конференциях, посвященных только этому виду документов [4, 5].

В Украине функционируют различные специализированные службы, изучающие периодику, выпускаются продолжающиеся издания “Збірник праць Науково-дослідного центру періодики”[6], “Українська періодика: історія і сучасність”[4, 5]. Но они в основном включают материалы по истории развития прессы, проблемам современных СМИ, анализируют творчество украинских публицистов, редакторов, издателей. Совсем незначительная часть информации посвящается бибиотековедческим вопросам.

Увеличивается количество профессиональных продолжающихся изданий. Ежегодно НБУВ издает “Наукові праці Национальной бібліотеки України імені В. І. Вернадского” для профессионалов в библиотековедении и смежных областях знаний, сборник научных статей “Рукописна та книжкова спадщина України”. Международной ассоциацией академий наук опубликованы четыре выпуска “Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития: научно-практический и теоретический сборник”.

Высококвалифицированные отечественные и зарубежные специалисты, ученые, ведущие научные исследования в других областях знаний, также отдают предпочтение прежде всего периодическим изданиям. Анализ результатов, полученных методом анкетирования, выявил новые тенденции в информационных запросах респондентов: общность интересов теоретиков и практиков при выборе определенных видов документов для повышения своего профессионального уровня, что свидетельствует о процессе стирания граней между профессиональными интересами научных сотрудников и библиотекарей-практиков. Жаль только, что сроки нахождения рукописей статей в редакциях журналов по-прежнему вдвое дольше, чем в аналогичных зарубежных изданиях [7. С. 84].

Нормативные, инструктивно-методические и технологические документы в процессе работы постоянно используют 38% респондентов (2002 г.). Введение в последние годы инновационных библиотечно-информационных технологий значительно повысило интерес к этим документам (73% – 2007 г.).

Монографии изучаются несколько меньше по сравнению с периодическими, продолжающимися и нормативно-технологическими материалами. Это объясняется, по всей вероятности, неудовлетворительными сроками издания материалов монографического характера. Можно предположить, что в связи с активизацией внедрения автоматизированных технологий и началом функционирования новейших коммуникативных каналов связи библиотекари получат возможность не только осуществлять ускоренную передачу информации и обеспечивать библиографический поиск, но и оперативнее знакомиться с полнотекстовыми документами на электронных носителях, поэтому спрос на монографии будет возрастать.

Ускоренный доступ к полнотекстовым документам наиболее эффективно обеспечивает аналитико-синтетическая информация. Библиотекари и библиографы отдают предпочтение обзорной информации (42,6% – 2002 г.). Обзор как аналитико-синтетический документ общепринято считать наиболее часто используемым информативным материалом при проведении научных исследований учеными независимо от отрасли знаний, где они ведут изыскания. Результаты анкетирования на базе НБУВ показали, что практики также тяготеют к обобщающей информации, которая помогает получать достоверные сведения по интересующим их научным направлениям и практической деятельности, позволяет значительно экономить и рациональнее использовать рабочее время. Неслучайно при разработке учебных пособий библиотековеды уделяют особое внимание обзорным документам [8. С. 22; 9. С. 23. С. 138–175], а также стараются раскрыть все тонкости и ньюансы сложной технологии подготовки материалов обзорного характера [9. С. 23, С. 138–175].

В последнее десятилетие в Украине наблюдается положительная тенденция по созданию отечественной обзорной информации учеными и специалистами и ее популяризации путем расширения репертуара отечественных изданий. Так, обзорная информация подается преимущественно в специализированных изданиях, таких, как научные труды, издаваемые ведущими библиотеками страны, и отражается в материалах конференций, в периодических изданиях “Бібліотечний вісник”, “Вісник книжкової палати” и др.

Потребность в профессиональной обзорной информации с каждым годом возрастает (67% – 2007 г.), однако пока что явно ощущается недостаток этого вида документов. Следует лишь сожалеть, что отечественными специалистами и учеными-библиотековедами еще недостаточно внимания уделяется созданию научных обзоров по современным актуальным научным направлениям. Значительное количество сотрудников, предпочитающих в процессе самообразования первоначально знакомиться с аналитико-синтетической информацией, свидетельствует о высоком профессионализме, позволяющем достаточно свободно ориентироваться в информационной среде.

С сигнальной информацией (СИ) предпочитают знакомиться 25–56% сотрудников, а 19–40% прежде всего просматривают реферативную информацию. В последние годы особенно ощущается недостаток СИ по зарубежным источникам, которые приобретаются и поступают с чрезвычайно большими сложностями, и остается только сожалеть, что не изыскиваются возможности публиковать хотя бы заголовки документов и их переводов. Это лишает значительную часть специалистов информации о поступлении зарубежных документов в библиотеки.

Общеизвестно, что существенным препятствием в работе теоретиков и практиков является языковой барьер, поскольку при использовании научной литературы и документов на иностранных языках затрачивается значительная часть рабочего времени на переводы; подтверждением служит тот факт, что к концу ХХ в. количество переводчиков в мире возросло более чем в три раза [10. С. 35]. Издание СИ на зарубежные материалы по вопросам библиотековедения и смежным отраслям знаний значительно сократило бы время на поиск необходимых зарубежных аналогов для проведения НИР.

Реферативная информация, как и сигнальная, в том числе обзорная, позволяет при минимуме затраченного времени, знакомиться со значительным объемом документов и при посредстве рефератов получать представление об их содержании. Некоторые исследователи полагают, что реферативная информация значительно экономит рабочее время [8. С. 218]. При этом следует заметить, что помимо аналитической информации, публикуемой на страницах реферативных журналов, более оперативно можно получить аналогичные материалы, используя при поиске реферативные базы данных. С появлением отечественного отраслевого академического реферативного журнала, со временем преобразованного в государственный украинский РЖ «Джерело», помещающий на своих страницах профессиональную реферативную информацию по вопросам библиотековедения, библиографоведения и смежных отраслей знаний, значительно расширились возможности ознакомления с профессиональными новинками. Аналогичную информацию по мере ее поступления публикует на своих страницах и РЖ «Депоновані наукові роботи». Создание условий для ее оперативного распространения на электронных носителях ускорит самообразовательный процесс специалистов.

Возрастание значимости реферативной информации наблюдается не только на государственном уровне, но и на территориальном – в областных центрах Украины. В Запорожской области выходит реферативный сборник «В досье библиотекаря», включающий рефераты публикаций в известных российских журналах («Научные и технические библиотеки», «Библиотековедение», «Библиография» и др.), весьма необходимые библиотекам Украины, у которых на современном этапе нет возможности выписывать эти профессиональные издания из-за плачевного финансирования.

Исследования, проведенные в 2007 г., показывают, что респонденты НБУВ прежде всего интересуются отечественными профессиональными изданиями (94%), научными документами стран ближнего зарубежья (79%) и материалами дальнего зарубежья (35%).

Третий этап – применение разнообразных способов и форм с целью получения нужной профессиональной информации по каналам формального и неформального научного общения, которое необходимо развивать, паралельно обучая культуре межличностного профессионального общения с коллегами-профессионалами для более эффективного взаимного обмена результатами НИР, последующими теоретическими и практическими наработками в библиотечно-информационной деятельности и смежных научных направлениях.

На третьем этапе – этапе общения – зарождается общность [11. С. 3; 12. С. 12–18] между специалистами, работающими в определенной либо смежных областях знаний. Таким образом обеспечивается непрерывная замкнутая циркуляция новейшей профессиональной информации с ее дальнейшей аккумуляцией, обогащающей почву для новых идей. Этот процесс не может быть управляемым, но занимает одно из существенных мест в системе повышения квалификации, самообразования и самореализации личности как профессионала.

М. С. Каган определяет общение как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» [13. С. 240], в том числе и в научной среде. О. П. Коршунов относит этот метод обмена информацией к недокументным информационным социальным коммуникациям, аргументируя свое мнение тем, что их функционирование осуществляется без документов при непосредственном устном общении между людьми [14. С. 122]. Его доводы очевидны и вполне обоснованы, хочется лишь дополнить, что в этом случае возможен не только речевой обмен информацией, но и одновременный обмен опубликованными и иными документами, что значительно ускоряет процесс обмена новейшей информацией на различных этапах проводимых НИР.

В процессе исследования методом анкетирования обнаружились и некоторые недостатки. Один заключается, во-первых, в односложности ответов; во-вторых, в допуске необязательного заполнения всех пунктов анкеты, что значительно усложнило подведение итогов работы, проведение необходимых расчетов, получение абсолютно точных данных. Тем не менее исследование показало:

  • в целом внутрибиблиотечная система ПКв на всех ее уровнях в основном обеспечивает персонал соответствующей информацией на базе НБУВ и с использованием функционирующих и внедряемых инновационных технологий по всей многоуровневой информационной системе;
  • одной из основных задач научной библиотеки является постоянное усовершенствование информационно-библиографического обеспечения персонала необходимой вторичной и первичной информацией, а также предоставление оперативного доступа;
  • наблюдается положительная тенденция в общности профессиональных интересов между практиками и теоретиками в области библиотековедения и смежных дисциплин при выборе определенных видов документов;
  • необходимо на общегосударственном уровне ставить вопрос о проведении политики применения административных стимулов для привлечения ведущих ученых и специалистов к созданию обзорной информации в библиотековедении, библиографоведении и смежных областях знаний;
  • требуется своевременно знакомить сотрудников НБУВ с практическими и научно-теоретическими достижениями в области библиотековедения и смежных отраслей знаний;
  • следует создать условия телекоммуникативного доступа к мировым информационно-образовательным ресурсам лицам, занимающимся самообразованием;
  • нужно доводить до сведения слушателей внутрибиблиотечной системы ПКв информацию о работе международных профессиональных организаций, содействовать реализации основных международных библиотечных программ, необходимых для усовершенствования библиотечно-информа­ционных процессов НБУВ.

Объединение всех форм повышения квалификации с постоянным самообразованием окажет существенную помощь росту профессионализма каждого сотрудника.

Список источников

1. Отле П. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек. Организация умственного труда. Руководство к администрированию : практ. пособие / П. Отле. – Москва : Либерея, 2002.

2. Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2003.

3. Чачко А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации. 2-е изд. / А. С. Чачко. – Киiв., 1986.

4. Українська періодика: історія і сучасність : доп. та повід. восьмої Всеукр. наук.-теор. конф. Львів, 24–26 жовтня 2003 р. – Львів, 2003. – 987 с.

5. Українська періодика: історія і сучасність : доп. та повід. дев’ятої Всеукр. наук.-теор. конф. Львів, 28–29 жовтня 2005 р. – Львів, 2005. – 674 с.

6. Збірник праць Науково-дослідного центру періодики. – Львів, 2002. – Вип. 10. – 560 с.

7. Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований : учеб. пособие. – Киев : О-во “Знання”, КОО, 2000.

8. Аналітико-синтетична обробка документів: Підруч. – Харькiв : ХДІК, 1996.

9. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – Москва : Школ. б-ка, 2003.

10. Хайруллин В. А. Основы переводоведения / В. А. Хайруллин // НТИ. – Сер.1. – 2007. – № 6.

11. Полтавская Е. И. Смысл существования системы Библиотека-социальный иститут / Е. И. Полтавская // НТИ. – Сер.1. – 2007. – № 4.

12. Кугель С. А., Зусьман О. М., Минкина В. А. Информационное поведение ученых представителей научной элиты // НТИ. – Сер.1. – 1995.

13. Каган М. С. Мир общения / М. С. Каган // Избранные труды, т. 2. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2006.

14. Коршунов О. П. Система документальных коммуникаций (СДК) / О. П. Коршунов // Вестн. МГУКИ. – 2003. – Т. 2.

  
На главную